Оружие Второй мировой. Торпедные катера


Самый массовый торпедный катер ВМФ СССР


Г-5 12-ой серии. Рисунок

Создание и испытание Г-5

Первый серийный катер Ш-4(Г-4) не устраивал моряков. Вызывали нарекания его плохая мореходность (максимальное волнение 2 балла), неустойчивые к коррозии корпуса (соль и дюраль несовместимы) и применение импортных двигателей. Новый экспериментальный глиссирующий катер ГАНТ-5 созданный в ЦАГИ командой Туполева вышел на испытания весной 1933 года.
Общий вид катера ГАНТ-5

Обводы катера повторяли Ш-4, но корпус получился длиннее почти на полметра из-за новых двигателей и торпед большего калибра. На опытном Гант-5 установили 2 двигателя «Изотта-Фраскини» по 1000 л.с. В ходе испытаний, продлившихся до середины лета 1933 года, катер с полной нагрузкой развил 58 узлов(107,4 км/ч), а пустой — 65,3 узла(120,9 км/ч). На тот момент он являлся самым быстрым военным катером в мире. Если к этому добавить, что его мореходность была значительно лучше предшественника, то можно не гадать о его принятии на вооружение.

ТТХ опытного катера ГАНТ-5

Серийное производство Г-5

1 августа 1933 года катер был принят, а намного позже, спустя почти два года, начался серийный выпуск катера, получившего в серии обозначение «тип Г-5» проект 116. Долгая задержка с запуском производства была вызвана доработкой отечественного мотора Микулина АМ-34 и последовавшей его переделкой в ГАМ-34 для катеров. Но здесь стоит отметить более низкую их мощность, всего 675 л.с. по сравнению с 1000 л.с. «итальянца».

Схема серийного Г-5

В 1935 году в строй вступили первые 15 катеров VI серии. С двигателями ГАМ-34 он развивал 45 узлов(83.3 км/ч) с дальностью плавания 160 миль. Но в ходе учений Балтийского флота осенью 1935 года начались массовые повреждения обшивки. В ходе расследования были сделаны выводы о низком качестве сборки.

Торпедный катер Г-5 VI серии

Строительство катеров продолжалось. На заводе имени Андре Марти заложили Г-5 VII и VIII серий. В них были учтены ошибки VI серии и увеличена мощность силовой установки за счет двух новых двигателей ГАМ-34 БС мощностью 850 л.с. каждый. Это дало прирост скорости хода до 51 узла(94.5 км/ч). Вооружение при этом осталось прежним. В 1936 году флот получил последние из 135 катеров VII и VIII серии.

Торпедный катер типа Г-6 6-й серии

23 катера IX серии вышли с завода в 1937 году, и четыре из них под обозначением DAR-1—4 продали флоту Испании. Два испанских катера были уничтожены авиацией, а о судьбе оставшихся сведения отсутствуют. Ещё 75 Г-пятых Х серии вступили в строй в течении 1938-40 годах. Они имели усиленный корпус и изменения в стрелковом вооружении, в рубке установили 12,7-мм пулемет ДШК. Все остальное осталось прежним.

Г-5 10-ой серии. Виден пулемет ДШК на рубке.

Г-5 в начале войны

На новом заводе недалеко от Керчи до начала войны выпустили 18 катеров серии XI, схожие с Х-ой. Отличие было в двигателях. ГАМ-34Ф имели мощность 1000 л.с., что позволило потяжелевшему Г-5 развивать скорость до 52 узлов. Один из катеров данной серии в качестве эксперимента получил дизельные моторы М-50 и испытания были обнадеживающие. Правда с началом войны в серию они уже не пошли.

Г-5 11-ой серии. На заднем плане Г-5 13-ой серии с ракетной установкой.

Г-5 испытание войной

Во время войны серийное производство Г-5 продолжили в Тюмени. Сюда эвакуировали заводы из Рыбинска и Москвы, с Крыма и Ленинграда. В период с 1941 по 1944 гг. на фронт поступили 57 катеров XII серии и 6 — XIII серии. Полностью повторяющие катера XI серии имели уже по два 12,7-мм пулемета. На катерах же XIII серии торпеды заменили реактивной установкой M-8M ( 24 направляющие с 82-мм снарядами) смонтированной на рубке. Всего в ходе серийного строительства было выпущено 330 катеров типа Г-5 разных серий.

Г-5 12-ой серии уходят на задание.

И все же война доказала, что Г-5 как боевая машина реальным значением не обладала. Основным недостатком стала ограниченная мореходность и дальность. Устаревшие лотковые торпедные аппараты сводили на нет скоростные качества катера. Про стрелковое вооружение даже и говорить не хочется — основная масса Г-5 с пулеметами 7,62. Что они могли сделать против себе подобных катеров противника? Да и прочность в купе с качеством постройки оставляли желать лучшего.

Г-5 13-ой серии (вверху) и Г-5 12-ой серии (внизу). Рисунок

Не смогли решить и проблему коррозии дюраля. Из-за неё катер на плаву мог оставаться 5-7 дней летом, и 10-15 зимой. После его надо поднять на берег, где корпуса подвергались специальной обработке. Флотские остряки, которым приходилось служить на Г-5 и обслуживать их еще до войны, говорили: «Г» оно и есть «г».

Источник: Тарас А. Е. «История торпедных катеров»

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.

Тип Г-5

Торпедные катера

Перечень всех типов и проектов

·
Все фотографии судов этого типа

Фотографии неопознанных судов типа

Таблица судов типа

Сортировать по: Дате постройки

· Месту постройки · Году и месту постройки · Модификации · Последнему названию · Первому названию · Редакторская сортировка

103(приписка неизвестна)
ВМФ СССР
ТКА №173ВМФ СССР
1930-е гг.
29.06.1934ТК-93 14.04.1944ВМФ СССРДважды Краснознамённый Балтийский флот ВМФ СССР / Краснознамённый Балтийский флот ВМФ СССР / Морские силы Балтийского моря / Красный Балтийский флот
ТКА №93 07.09.1941
ТКА №75 24.06.1941
ТКА №112 21.07.1936Краснознамённый Северный флот ВМФ СССР / Северный флот ВМФ СССР / Морские силы Северного моря / Беломорская флотилия / Красная флотилия Северного Ледовитого океана
15.12.1934Дважды Краснознамённый Балтийский флот ВМФ СССР / Краснознамённый Балтийский флот ВМФ СССР / Морские силы Балтийского моря / Красный Балтийский флот
ТКА №81
193522.07.1943ТКА №61 06.08.1942ВМФ СССРКраснознамённый Черноморский флот ВМФ СССР / Черноморский флот ВМФ СССР / Морские силы Черного моря / Морские силы Черного и Азовского морей / Морские и речные силы Юго-Западного фронта / Красный Черноморский флот
ТКА №81
20.09.1935ТК-38 29.02.1944ВМФ СССРКраснознамённый Тихоокеанский флот ВМФ СССР / Тихоокеанский флот ВМФ СССР / Морские силы Дальнего Востока / Морские силы Дальневосточной республики / Красная Сибирская флотилия
ТКА №38 07.03.1940
ТКА №32
3941936ТК-52 03.2014СевастопольПамятникиПамятник на территории 41-й Бригады ракетных катеров ЧФ.
1992
????
ТК-324 23.02.1944Краснознамённый Черноморский флот ВМФ СССР / Черноморский флот ВМФ СССР / Морские силы Черного моря / Морские силы Черного и Азовского морей / Морские и речные силы Юго-Западного фронта / Красный Черноморский флот
ТКА №52 13.11.1940
ТКА №172
27.09.1939ТК-111 1992БалтийскПамятники
1958
ТК-44 14.04.1944ВМФ СССРДважды Краснознамённый Балтийский флот ВМФ СССР / Краснознамённый Балтийский флот ВМФ СССР / Морские силы Балтийского моря / Красный Балтийский флот
ТКА №44 07.09.1941
ТКА №111 25.05.1940
ТКА №174
31.08.1940ТК-382 23.02.1944ВМФ СССРКраснознамённый Черноморский флот ВМФ СССР / Черноморский флот ВМФ СССР / Морские силы Черного моря / Морские силы Черного и Азовского морей / Морские и речные силы Юго-Западного фронта / Красный Черноморский флот
ТКА №25
20405.05.1943ТК-412 Московский ремесленник Трудовых резервов 16.04.1945ВМФ СССРКраснознамённая Дунайская военная флотилия ЧФ ВМФ СССР / Краснознамённая Дунайская военная флотилия ВМФ СССР / Дунайская военная флотилия ВМФ СССР
23.02.1944Краснознамённый Черноморский флот ВМФ СССР / Черноморский флот ВМФ СССР / Морские силы Черного моря / Морские силы Черного и Азовского морей / Морские и речные силы Юго-Западного фронта / Красный Черноморский флот
ТКА №106 Московский ремесленник Трудовых резервов
23814.03.1944ТК-313 23.02.1944ВМФ СССРКраснознамённый Черноморский флот ВМФ СССР / Черноморский флот ВМФ СССР / Морские силы Черного моря / Морские силы Черного и Азовского морей / Морские и речные силы Юго-Западного фронта / Красный Черноморский флот
ТКА №91
16.04.1944ТК-333ВМФ СССРКраснознамённый Черноморский флот ВМФ СССР / Черноморский флот ВМФ СССР / Морские силы Черного моря / Морские силы Черного и Азовского морей / Морские и речные силы Юго-Западного фронта / Красный Черноморский флот
25.04.194401.08.1944ТК-334ВМФ СССРКраснознамённый Черноморский флот ВМФ СССР / Черноморский флот ВМФ СССР / Морские силы Черного моря / Морские силы Черного и Азовского морей / Морские и речные силы Юго-Западного фронта / Красный Черноморский флот
23730.04.1944ТК-383 1992ОчаковПамятники
08.1948
23.02.1944ВМФ СССРКраснознамённый Черноморский флот ВМФ СССР / Черноморский флот ВМФ СССР / Морские силы Черного моря / Морские силы Черного и Азовского морей / Морские и речные силы Юго-Западного фронта / Красный Черноморский флот
ТКА №35

Простой вид списка судов (записи по учётным данным)

Перечень всех типов и проектов

·
Все фотографии судов этого типа
Сообщить о неточности в описании или названии типа/проекта

Характеристики торпедных катеров типа Ш-4

Страна:СССРТип:Торпедный катерДата выпуска:1927 г.Водоизмещение:10 тоннДлинна:18,1 мШирина:3,33 мОсадка:0,9 мБронирование:НетЭкипаж:6 человекСиловая установка:2х карбюраторных Райт-Тайфун, мощностью по 525 л.с.Дальность хода:300 мильМаксимальная скорость:46 узловВооружение:2х 7,62-мм пулемета ДА (1200 патронов), 2х 450-мм торпедных аппарата (2 торпеды)Авиагруппа:Нет

Характеристики приведены для прототипа серии: катера ТК-1

Ссылки [ править ]

  • Брейер, Зигфрид (1992). Развитие советских военных кораблей: Том 1: 1917–1937
    . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-604-3.
  • Роджер Шено, изд. (1980). Боевые корабли всего мира Конвея 1922–1946
    . Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7.
  • Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны
    (третье пересмотренное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2.
  • Ровер, Юрген; Монаков, Михаил С. (2001). Океанский флот Сталина
    . Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 0-7146-4895-7.

Заметки [ править ]

  1. Брейер, стр. 196
  2. Брейер, стр. 196-97
  3. Брейер, стр. 197
  4. ^ Б Bryer, стр. 279-80
  5. Брейер, стр. 197-201
  6. ^ a b c Конвея, стр. 342
  7. ^ a b Брейер, стр. 200
  8. «Архивная копия» . Архивировано из оригинала на 2014-12-21 . Проверено 21 июня 2014 .CS1 maint: заархивированная копия как заголовок ( ссылка )
  9. https://www.navypedia.org/ships/germany/ger_mine_35_39mob.htm
  10. Николае Koslinski, Раймонд Станеску, Марина română в al doilea război mondial: 1942-1944
    (на румынском языке)
  11. Jipa Ротару, Ioan Damaschin, Glorie şi ДРАМА: Марина Регалэ Română, 1940-1945
    (на румынском)
  12. https://www.navypedia.org/ships/romania/ro_cm_amc2.htm
  13. «Архивная копия» . Архивировано из оригинала на 2018-08-04 . Проверено 21 июня 2014 .CS1 maint: заархивированная копия как заголовок ( ссылка )
  14. Ровер, Jürgen (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны
    (третье пересмотренное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института. п. 213. ISBN 1-59114-119-2.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]