Самый массовый торпедный катер ВМФ СССР
Г-5 12-ой серии. Рисунок
Создание и испытание Г-5
Первый серийный катер Ш-4(Г-4) не устраивал моряков. Вызывали нарекания его плохая мореходность (максимальное волнение 2 балла), неустойчивые к коррозии корпуса (соль и дюраль несовместимы) и применение импортных двигателей. Новый экспериментальный глиссирующий катер ГАНТ-5 созданный в ЦАГИ командой Туполева вышел на испытания весной 1933 года.
Общий вид катера ГАНТ-5
Обводы катера повторяли Ш-4, но корпус получился длиннее почти на полметра из-за новых двигателей и торпед большего калибра. На опытном Гант-5 установили 2 двигателя «Изотта-Фраскини» по 1000 л.с. В ходе испытаний, продлившихся до середины лета 1933 года, катер с полной нагрузкой развил 58 узлов(107,4 км/ч), а пустой — 65,3 узла(120,9 км/ч). На тот момент он являлся самым быстрым военным катером в мире. Если к этому добавить, что его мореходность была значительно лучше предшественника, то можно не гадать о его принятии на вооружение.
ТТХ опытного катера ГАНТ-5
Серийное производство Г-5
1 августа 1933 года катер был принят, а намного позже, спустя почти два года, начался серийный выпуск катера, получившего в серии обозначение «тип Г-5» проект 116. Долгая задержка с запуском производства была вызвана доработкой отечественного мотора Микулина АМ-34 и последовавшей его переделкой в ГАМ-34 для катеров. Но здесь стоит отметить более низкую их мощность, всего 675 л.с. по сравнению с 1000 л.с. «итальянца».
Схема серийного Г-5
В 1935 году в строй вступили первые 15 катеров VI серии. С двигателями ГАМ-34 он развивал 45 узлов(83.3 км/ч) с дальностью плавания 160 миль. Но в ходе учений Балтийского флота осенью 1935 года начались массовые повреждения обшивки. В ходе расследования были сделаны выводы о низком качестве сборки.
Торпедный катер Г-5 VI серии
Строительство катеров продолжалось. На заводе имени Андре Марти заложили Г-5 VII и VIII серий. В них были учтены ошибки VI серии и увеличена мощность силовой установки за счет двух новых двигателей ГАМ-34 БС мощностью 850 л.с. каждый. Это дало прирост скорости хода до 51 узла(94.5 км/ч). Вооружение при этом осталось прежним. В 1936 году флот получил последние из 135 катеров VII и VIII серии.
Торпедный катер типа Г-6 6-й серии
23 катера IX серии вышли с завода в 1937 году, и четыре из них под обозначением DAR-1—4 продали флоту Испании. Два испанских катера были уничтожены авиацией, а о судьбе оставшихся сведения отсутствуют. Ещё 75 Г-пятых Х серии вступили в строй в течении 1938-40 годах. Они имели усиленный корпус и изменения в стрелковом вооружении, в рубке установили 12,7-мм пулемет ДШК. Все остальное осталось прежним.
Г-5 10-ой серии. Виден пулемет ДШК на рубке.
Г-5 в начале войны
На новом заводе недалеко от Керчи до начала войны выпустили 18 катеров серии XI, схожие с Х-ой. Отличие было в двигателях. ГАМ-34Ф имели мощность 1000 л.с., что позволило потяжелевшему Г-5 развивать скорость до 52 узлов. Один из катеров данной серии в качестве эксперимента получил дизельные моторы М-50 и испытания были обнадеживающие. Правда с началом войны в серию они уже не пошли.
Г-5 11-ой серии. На заднем плане Г-5 13-ой серии с ракетной установкой.
Г-5 испытание войной
Во время войны серийное производство Г-5 продолжили в Тюмени. Сюда эвакуировали заводы из Рыбинска и Москвы, с Крыма и Ленинграда. В период с 1941 по 1944 гг. на фронт поступили 57 катеров XII серии и 6 — XIII серии. Полностью повторяющие катера XI серии имели уже по два 12,7-мм пулемета. На катерах же XIII серии торпеды заменили реактивной установкой M-8M ( 24 направляющие с 82-мм снарядами) смонтированной на рубке. Всего в ходе серийного строительства было выпущено 330 катеров типа Г-5 разных серий.
Г-5 12-ой серии уходят на задание.
И все же война доказала, что Г-5 как боевая машина реальным значением не обладала. Основным недостатком стала ограниченная мореходность и дальность. Устаревшие лотковые торпедные аппараты сводили на нет скоростные качества катера. Про стрелковое вооружение даже и говорить не хочется — основная масса Г-5 с пулеметами 7,62. Что они могли сделать против себе подобных катеров противника? Да и прочность в купе с качеством постройки оставляли желать лучшего.
Г-5 13-ой серии (вверху) и Г-5 12-ой серии (внизу). Рисунок
Не смогли решить и проблему коррозии дюраля. Из-за неё катер на плаву мог оставаться 5-7 дней летом, и 10-15 зимой. После его надо поднять на берег, где корпуса подвергались специальной обработке. Флотские остряки, которым приходилось служить на Г-5 и обслуживать их еще до войны, говорили: «Г» оно и есть «г».
Источник: Тарас А. Е. «История торпедных катеров»
Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
Тип Г-5
Перечень всех типов и проектов
·
Все фотографии судов этого типа
Фотографии неопознанных судов типа
Таблица судов типа
Сортировать по: Дате постройки
· Месту постройки · Году и месту постройки · Модификации · Последнему названию · Первому названию · Редакторская сортировка
103 | (приписка неизвестна) | ||||||
ВМФ СССР | |||||||
ТКА №173 | ВМФ СССР | ||||||
1930-е гг. | |||||||
29.06.1934 | ТК-93 | 14.04.1944 | ВМФ СССР | Дважды Краснознамённый Балтийский флот ВМФ СССР / Краснознамённый Балтийский флот ВМФ СССР / Морские силы Балтийского моря / Красный Балтийский флот | |||
ТКА №93 | 07.09.1941 | ||||||
ТКА №75 | 24.06.1941 | ||||||
ТКА №112 | 21.07.1936 | Краснознамённый Северный флот ВМФ СССР / Северный флот ВМФ СССР / Морские силы Северного моря / Беломорская флотилия / Красная флотилия Северного Ледовитого океана | |||||
15.12.1934 | Дважды Краснознамённый Балтийский флот ВМФ СССР / Краснознамённый Балтийский флот ВМФ СССР / Морские силы Балтийского моря / Красный Балтийский флот | ||||||
ТКА №81 | |||||||
1935 | 22.07.1943 | ТКА №61 | 06.08.1942 | ВМФ СССР | Краснознамённый Черноморский флот ВМФ СССР / Черноморский флот ВМФ СССР / Морские силы Черного моря / Морские силы Черного и Азовского морей / Морские и речные силы Юго-Западного фронта / Красный Черноморский флот | ||
ТКА №81 | |||||||
20.09.1935 | ТК-38 | 29.02.1944 | ВМФ СССР | Краснознамённый Тихоокеанский флот ВМФ СССР / Тихоокеанский флот ВМФ СССР / Морские силы Дальнего Востока / Морские силы Дальневосточной республики / Красная Сибирская флотилия | |||
ТКА №38 | 07.03.1940 | ||||||
ТКА №32 | |||||||
394 | 1936 | ТК-52 | 03.2014 | Севастополь | Памятники | Памятник на территории 41-й Бригады ракетных катеров ЧФ. | |
1992 | |||||||
???? | |||||||
ТК-324 | 23.02.1944 | Краснознамённый Черноморский флот ВМФ СССР / Черноморский флот ВМФ СССР / Морские силы Черного моря / Морские силы Черного и Азовского морей / Морские и речные силы Юго-Западного фронта / Красный Черноморский флот | |||||
ТКА №52 | 13.11.1940 | ||||||
ТКА №172 | |||||||
27.09.1939 | ТК-111 | 1992 | Балтийск | Памятники | |||
1958 | |||||||
ТК-44 | 14.04.1944 | ВМФ СССР | Дважды Краснознамённый Балтийский флот ВМФ СССР / Краснознамённый Балтийский флот ВМФ СССР / Морские силы Балтийского моря / Красный Балтийский флот | ||||
ТКА №44 | 07.09.1941 | ||||||
ТКА №111 | 25.05.1940 | ||||||
ТКА №174 | |||||||
31.08.1940 | ТК-382 | 23.02.1944 | ВМФ СССР | Краснознамённый Черноморский флот ВМФ СССР / Черноморский флот ВМФ СССР / Морские силы Черного моря / Морские силы Черного и Азовского морей / Морские и речные силы Юго-Западного фронта / Красный Черноморский флот | |||
ТКА №25 | |||||||
204 | 05.05.1943 | ТК-412 Московский ремесленник Трудовых резервов | 16.04.1945 | ВМФ СССР | Краснознамённая Дунайская военная флотилия ЧФ ВМФ СССР / Краснознамённая Дунайская военная флотилия ВМФ СССР / Дунайская военная флотилия ВМФ СССР | ||
23.02.1944 | Краснознамённый Черноморский флот ВМФ СССР / Черноморский флот ВМФ СССР / Морские силы Черного моря / Морские силы Черного и Азовского морей / Морские и речные силы Юго-Западного фронта / Красный Черноморский флот | ||||||
ТКА №106 Московский ремесленник Трудовых резервов | |||||||
238 | 14.03.1944 | ТК-313 | 23.02.1944 | ВМФ СССР | Краснознамённый Черноморский флот ВМФ СССР / Черноморский флот ВМФ СССР / Морские силы Черного моря / Морские силы Черного и Азовского морей / Морские и речные силы Юго-Западного фронта / Красный Черноморский флот | ||
ТКА №91 | |||||||
16.04.1944 | ТК-333 | ВМФ СССР | Краснознамённый Черноморский флот ВМФ СССР / Черноморский флот ВМФ СССР / Морские силы Черного моря / Морские силы Черного и Азовского морей / Морские и речные силы Юго-Западного фронта / Красный Черноморский флот | ||||
25.04.1944 | 01.08.1944 | ТК-334 | ВМФ СССР | Краснознамённый Черноморский флот ВМФ СССР / Черноморский флот ВМФ СССР / Морские силы Черного моря / Морские силы Черного и Азовского морей / Морские и речные силы Юго-Западного фронта / Красный Черноморский флот | |||
237 | 30.04.1944 | ТК-383 | 1992 | Очаков | Памятники | ||
08.1948 | |||||||
23.02.1944 | ВМФ СССР | Краснознамённый Черноморский флот ВМФ СССР / Черноморский флот ВМФ СССР / Морские силы Черного моря / Морские силы Черного и Азовского морей / Морские и речные силы Юго-Западного фронта / Красный Черноморский флот | |||||
ТКА №35 |
Простой вид списка судов (записи по учётным данным)
Перечень всех типов и проектов
·
Все фотографии судов этого типа
Сообщить о неточности в описании или названии типа/проекта
Характеристики торпедных катеров типа Ш-4
Характеристики приведены для прототипа серии: катера ТК-1
Ссылки [ править ]
- Брейер, Зигфрид (1992). Развитие советских военных кораблей: Том 1: 1917–1937
. Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-604-3. - Роджер Шено, изд. (1980). Боевые корабли всего мира Конвея 1922–1946
. Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7. - Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны
(третье пересмотренное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2. - Ровер, Юрген; Монаков, Михаил С. (2001). Океанский флот Сталина
. Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 0-7146-4895-7.
Заметки [ править ]
- Брейер, стр. 196
- Брейер, стр. 196-97
- Брейер, стр. 197
- ^ Б Bryer, стр. 279-80
- Брейер, стр. 197-201
- ^ a b c Конвея, стр. 342
- ^ a b Брейер, стр. 200
- «Архивная копия» . Архивировано из оригинала на 2014-12-21 . Проверено 21 июня 2014 .CS1 maint: заархивированная копия как заголовок ( ссылка )
- https://www.navypedia.org/ships/germany/ger_mine_35_39mob.htm
- Николае Koslinski, Раймонд Станеску, Марина română в al doilea război mondial: 1942-1944
(на румынском языке) - Jipa Ротару, Ioan Damaschin, Glorie şi ДРАМА: Марина Регалэ Română, 1940-1945
(на румынском) - https://www.navypedia.org/ships/romania/ro_cm_amc2.htm
- «Архивная копия» . Архивировано из оригинала на 2018-08-04 . Проверено 21 июня 2014 .CS1 maint: заархивированная копия как заголовок ( ссылка )
- Ровер, Jürgen (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны
(третье пересмотренное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института. п. 213. ISBN 1-59114-119-2.