Юрий Пашолок. Испытано в СССР. Крейсерский танк Cromwell IV

Главная » Реальная история » История Войн » Юрий Пашолок. Испытано в СССР. Крейсерский танк Cromwell IV

История ВойнКниги по истории танков

byakin 12.05.2019 1459

14

в Избранноев Избранномиз Избранного 7

За годы Великой Отечественной войны в Советский Союз по программе взаимопомощи было направлено более 5000 танков, произведённых в Великобритании и Канаде. Подавляющее большинство из них составляли танки так называемого пехотного типа, обладавшие мощным бронированием и невысокой скоростью. Поставки лёгких танков ограничились 20 «Тетрархами». Что же касается крейсерских танков, то они в Красную армию так и не попали. Всё ограничилось испытаниями, хотя изначально настрой получать от англичан «Кромвели» был весьма высокий. О причинах отказа от этих боевых машин можно узнать из данной статьи, а рассмотреть английский танк Cromwell IV во всех подробностях можно в фотообзоре из экспозиции музея военной техники в нидерландском Оверлоне.

По данным внешней разведки

Впервые идея поставлять в СССР крейсерские танки была озвучена весной 1942 года. Тогда англичане предложили в дополнение к «Матильдам», «Валентайнам» и «Черчиллям» крейсерские танки Cruiser Tank Mk.VI, с весны 1941 года получившие обозначение Crusader. Эту машину, являвшуюся преемником Cruiser Tank Mk.III и Mk.IV, начали производить с конца 1940 года. По сути, это был совершенно новый танк, гораздо более удачный, чем его предшественники. При этом он сохранил некоторые их врождённые недостатки. Особенно это касалось слабого бронирования и не слишком надёжного двигателя Nuffield-Liberty.

В ответ Главное автобронетанковое управление Красной Армии (ГАБТУ КА) через соответствующие органы запросило информацию по Crusader. Помимо официальных каналов, оказалась задейство­вана и внешняя разведка, благодаря которой имелись точные сведения по объёму выпуска танков и было известно о заводах, на которых их производят. Прежде всего, от английского крейсерского танка отказались из-за бензинового двигателя. Остальные английские танки, поступавшие в СССР, имели дизельные моторы. Кроме того, была получена и проанализирована информация об исполь­зо­вании «Крусейдеров» в Африке: немцы считали эти машины быстрыми, но слабо брониро­ван­ными.


Cromwell IV с регистрационным номером T.187888, НИИБТ Полигон, сентябрь 1944 года

Между тем, о замене Crusader Военное министерство задумалось ещё в конце 1940 года, то есть в момент запуска его в серию. Была разработана спецификация, которую получили три фирмы – Vauxhall, Nuffield и Birmingham Railway Carriage and Wagon Company (BRC&W). Наиболее удачным был признан проект Nuffield – A24. В качестве основы для 27-тонной машины была использована база Crusader. Танк приняли на вооружение как Cruiser Tank Mk.VII, или Cavalier. Впрочем, карьера машины не задалась с самого начала. Виной тому стал всё тот же злополучный двигатель Nuffield-Liberty. Это открыло дорогу танку Crusader III, вооружённому 6-фунтовой (57-мм) пушкой.

Бросать проблемную машину не стали, было решено её дорабатывать. В результате появилось ещё 2 танка. Обе машины имели индекс A27, отличающийся только буквами в конце. Индекс A27L получил танк Centaur производства Leyland, оснащённый двигателем Nuffield-Liberty. Индекс A27M получил танк Cromwell производства BRC&W, оснащённый двигателями Meteor, дефорсированной версией авиационного мотора Merlin. Новый мотор оказался не только не в пример надёжнее, но и на треть мощнее.

С новым танком советские специалисты познакомились ещё в 1942 году. 13 ноября член торгового представительства СССР в Великобритании К. Ольховский посетил центральный танковый полигон в Чобхеме. На полигоне ему и членам Военной Миссии СССР показали два опытных Cromwell I, на которые ещё не было установлено вооружение.

В ходе испытаний один из танков демонстрировал плавную езду по пересечённой местности. При этом случались мелкие неисправности в коробке передач, а после 5 километров пробега по бездорожью закипела вода в радиаторе. Несколько раз ломались пружины подвески. По просьбе Ольховского англичане представили характеристики танка. Боевая масса машины в 27 тонн вызвала у него недоверие. Кроме того, у Ольховского создалось впечатление, что целью демон­стра­ции было показать неготовность машины. По его мнению, англичане не хотели посылать «Кромвели» вместо «Матильд» и «Черчиллей». В реальности танк действительно был сырой, доводить его пришлось ещё минимум год.


Танк обильно украшен указаниями для портовых работников. Например, во всю корму красуется транспарант «Не перевозить на верхней палубе!»

В марте 1943 года о серийном производстве Cromwell, Centaur и Cavalier стало известно агентам ГРУ. Был составлен доклад, который через начальника 3 Управления ГРУ КА генерал-майора В. Е. Хлопова передали в Главное бронетанковое управление (ГБТУ). Согласно докладу, количество выпущенных «Кромвелей» достигло к марту 1943 года 8–10 тысяч (!) штук, каждый день их выпускалось по 45 штук силами 15 предприятий. Эту информацию получили от всё того же Ольховского.

На основании полученных сведений Хлопов предлагал более не закупать «Матильды», а запросить танки нового типа. 3 апреля в адрес Молотова с предложением закупать вместо «Матильд» танки «Кромвель» обратился начальник ГБТУ КА генерал-полковник Федоренко. Торговое представи­тель­ство СССР в Великобритании, а также агенты ГРУ получили задание достать как можно больше информации по новым английским танкам. Быстро выяснилось, что Centaur оснащается двигателем Nuffield-Liberty, потому интерес к нему тут же угас. Впрочем, предложение о поставках Centaur имело место, поскольку 14 мая 1943 года поступил ответ из Британской военной миссии в СССР.


Этот же танк, вид спереди

Согласно ответу, англичане были готовы поставлять «Сенторс» (так Centaur указывается в документе), но Военное Министерство предлагало вместо них увеличить поставку танков «Шерман». Речь шла об M4A2 в «английской» комплектации (английские радиостанции и некоторые изменения в оборудовании), которые в английской армии имели индекс Sherman III. То есть, англичане предлагали перепродать Советскому Союзу танки, поставленные, в свою очередь, американцами для англичан.

Судя по переписке, так оно в итоге и получилось. Тем не менее, англичане были готовы продемон­стри­ровать Centaur советским представителям в Великобритании. На этом активность по новым танкам затихла, поскольку M4A2, даже в английской комплектации, ГБТУ КА показались более интересными.

Преимущества и недостатки

Ознакомишься наглядно с технико-тактическими характеристиками Cromwell в сравнении с наиболее яркими представителями средних танков 6 уровня перейдем к выделению сильных и слабых сторон техники.

Преимущества:

  • отличная динамика;
  • высокая скорострельность;
  • сбалансированное орудие в плане точности, урона и пробития;
  • комфортные УВН;
  • лучший ДПМ среди одноклассников;
  • хорошая незаметность.

Недостатки:

  • слабое бронирование;
  • частая критуемость боеукладки;
  • плохая стабилизация орудия;
  • маленький альфа-страйк;
  • высокая вероятность пожара;

Лучше поздно, чем никогда

В следующий раз о «Кромвелях» вспомнили уже весной 1944 года. В письме от 17 марта заме­сти­тель Наркомата Внешней Торговли И. Ф. Семичастнов запросил мнение Федоренко о целесо­образ­ности закупки этих машин. В письме делался акцент на то, что, по данным Семичастнова, «Кромвели» являлись наилучшими танками, производившимися в Великобритании. К тому времени поставки английской бронетанковой техники подходили к концу.

На сей раз дело пошло значительно дальше простой переписки. ГБТУ КА заказало 6 танков, часть которых пошла на испытания, включая обстрел корпуса и башни, а как минимум пара машин отправлялась в профильные учреждения для разборки и изучения. По различным причинам 6 танков прибыли в порт Баку только 18 августа 1944 года. Согласно документам, на эшелон их должны были погрузить 24 августа, но реально произошла задержка на 5 дней.


Устройство моторно-трансмиссионного отделения

Следует отдельно остановиться на том, что же за танки прибыли в Советский Союз. Об эти машины не слишком компетентными в вопросе любителями военной истории сломано немало копий. Информация о том, что они относились к модификации Cromwell VII, не соответствует действи­тель­ности. В реальности присланные машины относились к наиболее массовой версии, Cromwell IV. Танки были произведены в мае 1944 года, то есть в СССР прибыли новые машины. Единственная странность состоит в том, что тип их корпуса указан в документах как “E”. Если надмоторная плита соответствует этой спецификации корпуса, то люк помощника механика-водителя соответствует корпусам типа “B” и “C”.

К моменту прибытия «Кромвелей» в Советский Союз машины этой модели уже третий месяц активно воевали в Нормандии. Лишь 7-я танковая дивизия имела «Кромвели» в качестве основных боевых машин. В 11-й и Гвардейской танковых дивизиях «Кромвели» составляли примерно треть от танкового парка, основой же боевой лошадкой был Sherman V (M4A4 Medium Tank в английской комплектации). Примерно в том же соотношении были «Кромвели» у 1-й польской танковой дивизии. Ещё одним танковым соединением, которое имело «Кромвели», была Чехословацкая танковая бригада, практически полностью укомплектованная английскими машинами.

В целом, английские танкисты относились к «Кромвелям» со скепсисом, считая «Шерманы» более удачными. Американские танки были более надёжными, менее прожорливыми и нисколько не уступали английским в огневой мощи, имея при этом более удачные по конструкции корпус и башню.


Испытания танка на просёлочной дороге

О таком отношении к английским танкам в войсках советская разведка не знала, хотя кое-какие сведения всё же доходили. Согласно поступавшей информации, у английского танка неудачной получилась выхлопная система. Идущие вверх выхлопные газы демаскировали машину, особенно в тихую сырую погоду. Для борьбы с этим были оперативно изготовлены специальные экраны из жести, которые, впрочем, уменьшали возможные углы склонения орудия при стрельбе назад, а их конструкция оказалась недолговечной.

Неудачной оказалась и конструкция грязевых щитков, которые на пересечённой местности довольно быстро гнулись и отрывались. Блестящий металл при этом начинал демаскировать машину. Нарекания вызвала конструкция аварийного люка механика-водителя. Неудачной признали конструкцию орудийной маски. Был зафиксирован случай пробития маски в районе спаренной установки пулемёта BESA, при этом погиб заряжающий.

Оборудование

Правильный выбор оборудования для Cromwell поможет уменьшить влияние недостатков и повысить эффективность преимуществ машины:

  • орудийный досылатель среднего калибра — высокая скорострельность танка станет еще лучше за счет уменьшения времени перезарядки на 10%;
  • улучшенная вентиляция Класс 2 — даст прибавку 5% к навыкам экипажа, что немного повысит все характеристики танка;

Выбор третьего слота зависит от индивидуальных предпочтений и целей в бою:

  • просветленная оптика — добавит к базовому обзору 36 метров, что позволит более смело действовать на передовой выполняя роль разведчика;
  • усиленные приводы наводки — изначально долгое сведение мешает эффективной игре, сводя на нет быструю перезарядку, поэтому уменьшив время сведения можно значительно повысить комфорт стрельбы.

Карта

Куда ехать на Кромвеле? Можно отыграть двести-триста боев, попутно изучая карту вдоль и поперек, но риск испортить таким исследованием рейтинг очень большой, поэтому лучше предварительно выудить необходимую информацию под определенный тип боевой машины.

Знание местности – это огромное преимущество для любого геймера. В глобальном масштабе это позволяет выяснить, откуда охватывается максимум простреливаемой территории, где лучше встать, чтобы не засветиться самому, и где происходит основная борьба. С локальной точки зрения тоже есть множество преимуществ: где можно быстро спрятаться от огня, где удобно играть от корпуса или от башни, как удачнее обойти соперника.

Для Кромвеля хорошо подойдет место с хорошим обзором, с путем для отступления и возможностью ворваться в гущу событий при необходимости.

Вооружение

Основное вооружение крейсерского танка — пушка в 57 мм, длина ствола — 50 калибров. Различные модификации «Кромвеля» оснащались гаубицей в 95 мм.

Орудие устанавливалось на переднюю часть башни в квадратную маску с дополнительной бронированной пластиной. Танк оснащался и вспомогательным вооружением: пулеметы в 27,7 мм — британские модификации чехословацких орудий. Один пулемет закреплялся как спаренный к основной пушке, второй — в левую часть корпуса спереди. Комплект зарядов включал в себя 3000 патронов.

Роль в команде

Помимо хороших навыков индивидуальной игры важно осознавать свое место в команде, ведь коллективный успех выше индивидуального. Очень редко бывает, что один геймер может дать отпор команде, особенно если она хорошо слажена. Совместная игра – именно это делает интересным «Ворлд оф Танк». Как играть на Кромвеле в команде в таком случае?

Тут нужно помнить, что «британец» – средний танк, козырь которого заключается в балансе между скоростью и вооружением. Так, можно войти в роль светляка и выдавать расположение вражеских единиц союзникам, а можно быть поддержкой. Кромвель – танк с небольшим уроном, и, скорее всего, будет только вредить противнику, а заберет фрага кто-то другой, машина помощнее. Обидно, конечно, но такова участь середнячков. Хотя ВБР всесилен и непредсказуем, так что может статься, что именно Кромвель набьет наибольшее количество фрагов.

Выбор снаряжения

На 6 уровне вполне можно обойтись обычным снаряжением. Набор имеет стандартный вид:

  • ремкомплект;
  • аптечка;
  • огнетушитель.

Лучше взять автоматический огнетушитель, потому что он уменьшит вероятность пожара на 10% и сохранит больше очков прочности при поджоге.

Альтернативным вариантом для третьего слота выступает национальное блюдо в виде Пудинга с чаем. Учитывая уровень пожароопасности танка, эффективность прибавки в 10% к навыкам экипажа сомнительна, но тоже имеет право на жизнь, если имеется достаточное количество кредитов и смелости.

Перки

В чем еще отчаянно нуждается Кромвель? «Ворлд оф Танк» позаботились не только о тонкостях разработки и улучшении техники – экипаж также не остался в стороне. Перки, вот о чем стоит подумать.

Первое, что стоит прокачать у экипажа любой техники, это лампочка. Гораздо проще играть, зная, в засвете машина или нет. В данной модификации нуждается и тяжелый танк, и ПТ, и светляк, и даже артиллерия.

Дальше – больше. Как уже было сказано, помимо укрепления сильных сторон необходимо постепенно избавляться от слабых. Поэтому после лампочки желательно вкачать стабилизатор на сведение.

Затем уже можно качать перки по собственному усмотрению. Основа заложена.

Наблюдение

Это очень важный показатель для всех видов техники. Увидеть противника вовремя, засветить врага союзникам и получить преимущество в бою – отличный козырь и залог победы. «Британец» показывает следующие характеристики по данному пункту:

  • обзор — 360 м;
  • дальность связи — 570 м.

Показатели весьма средние, но неплохи для данной техники.

Тактика игры на Cromwell

Танк полностью укомплектован, основные характеристики рассмотрены и теперь вы должны понять, что играть на этом британце нужно, стараясь максимально реализовать его преимущества и обойти недостатки.

Первое, о чем стоит помнить всегда, на Cromwell тактика

боя подразумевает максимальную осторожность, совмещенную с творческим подходом. Ни в какой ситуации мы не можем надеется на броню, так что придется применять изобретательность и хитрость.

Используйте свое преимущество в мобильности, Cromwell танк

настолько подвижный, что может за очень короткий промежуток времени сменить направление атаки, фланг, вернуться на базу для защиты от захвата или наоборот, атаковать врага с тыла.

Мы неплохой себя чувствуем, играя от дистанции и маскировки, ведь Cromwell World of Tanks

обладает точным и скорострельным орудием, способным стрелять в цель на больших дистанциях. Кстати, хороший ДПМ дает отличное преимущество и в ближнем бою, а совместив это качество с отличной подвижностью можно крутить менее расторопных противников, побеждая даже танки более высокого уровня.

Напоследок помните, средний танк Cromwell WoT

очень боится фугасов и выстрелов артиллерии, а также плохо противостоит превосходящим числом силам противника. Чтобы не попасть в сложную ситуацию следите за мини-картой, и постоянно оценивайте ситуацию боя.

Тактико-технические характеристики танка Кромвель

Экипаж, чел.: 5 Компоновочная схема: классическая Разработчик: Leyland Motors Производитель: Nuffield Mechanisation and Aero Годы производства: 1943—1945 Годы эксплуатации: 1943—1980 Количество выпущенных, шт.: 1070

Вес танка Кромвель

– 27,97 тонн

Размеры танка Кромвель

– Длина корпуса, мм: 6350 – Ширина корпуса, мм: 3050 – Высота, мм: 2500 – Клиренс, мм: 406

Броня танка Кромвель

– Лоб корпуса (верх), мм/град.: 64/ 0° – Лоб корпуса (середина), мм/град.: 25/ 68° – Лоб корпуса (низ), мм/град.: 57/ 27° – Борт корпуса, мм/град.: 32/ 0° – Корма корпуса (верх), мм/град.: 25/ 0° – Корма корпуса (низ), мм/град.: 32/-10° – Днище, мм: 6,5—8 – Крыша корпуса, мм: 14 – Лоб башни, мм/град.: 76/ 0° – Борт башни, мм/град.: 51 + 12,7 – Корма башни, мм/град.: 51 + 12,7 – Крыша башни, мм: 20

Вооружение танка Кромвель

– Калибр и марка пушки: 57-мм QF 6 pounder – Тип пушки: нарезная – Длина ствола, калибров: 50 – Боекомплект пушки: 75 – Прицелы: № 33 или № 39 МкII – Пулемёты: 2 × 7,92-мм BESA, 1 × 7,7-мм Bren

Двигатель танка Кромвель

– Тип двигателя: Rolls-Royce Meteor V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения – Мощность двигателя, л. с.: 600

Скорость танка Кромвель

– Скорость по шоссе, км/ч: 64 – Скорость по пересечённой местности, км/ч: 28

– Запас хода по шоссе, км: 278 – Удельная мощность, л. с./т: 21,5 – Тип подвески: индивидуальная пружинная, подвеска Кристи – Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,97 при ширине гусеницы 394 мм – Преодолеваемый подъём, град.: 24 – Преодолеваемая стенка, м: 0,9 – Преодолеваемый ров, м: 2,3 – Преодолеваемый брод, м: 0,9—1,2

Обучение экипажа

Экипаж Cromwell состоит из 5 танкистов, без совмещенных специальностей, поэтому каждый выполняет свою роль. Перки имеют не менее важное значение, чем оборудование, поэтому грамотный подход к их прокачке поможет существено улучшить геймплей танка.

Рассмотрим подробнее влияние и порядок изучения навыков.

Cromwell динамичный танк, который большую часть боя находится в движении. Именно поэтому так важно изначально освоить ремонт. Танк лишен бронирования, а запаса очков прочности не хватит, чтобы продержаться дольше 10 секунд под вражеским огнем.

Плохую стабилизацию орудия помогут исправить плавный ход и плавный поворот башни. Уменьшив круг разброса, они поспособствуют более прицельному ведению огня находясь в движении.

Радиоперехват увеличит обзор еще на 11,1 метров.

Учитывая расположение боеукладки вдоль бортов, то уменьшить вероятность ее повреждения поможет бесконтактная боеукладка. В то же время снайпер позволит наносить увеличенный урон по вражеским модулям за счет высокой скорострельности.

Именно из-за хорошего сочетания перка «Снайпер» и быстрой перезарядки орудия, многие игроки выбирали Cromwell для выполнения ЛБЗ «Поджигатель».

Боевое братство вместе с оборудованием «Улучшенная вентиляция» даст более ощутимую прибавку ко всем характеристикам танка. Выбирать его лучше всего через сброс навыков, потому что действует навык только при 100% владении всеми членами экипажа.

Оптимальным вариантом станет замена перков отображенных на 2 уровне, потому что почти все они работают с момента изучения.

Для заряжающего после сброса первым поставить БоБр, а потом бесконтактную боеукладку, чтобы на 3 уровне снова изучать ремонт.

На 4 уровне трем членам экипажа можно изучить маскировку, улучшив одну из сильных сторон машины. Этот навык позволит дольше оставаться незаметным, поспособствует прохождению по флангу в тыл, где ваше появление может оказаться неожиданностью для противников.

Краткие итоги

Cromwell во многих ситуациях оказывается востребованной машиной, а взвод таких СТ способен решить исход боя. Этот танк имеет ярко выраженные как преимущества, так и недостатки, поэтому требователен к умениям игрока. За свою высокую боевую эффективность он вошел в наш рейтинг лучших танков 6 уровня.

Полный обзор ветки британских средних танков и стоит ли их качать узнать здесь

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]