Юрий Пашолок. ИС-2 — борьба за место на конвейере

Тяжелый танк ИС-2 стал одним из самых известных и удачных образцов бронетехники СССР во время в войны. Танк ИС-2 с честью прошел все тяготы заключительного этапа Великой Отечественной Войны, он превосходил все аналоги, а позже стал родоначальником послевоенных советских тяжелых танков.

Стоит отметить, что в отличие от большинства танков, созданных в военный период, танк ИС-2 долго оставался в строю, превосходил даже более современные машины, которые должны были его заменить.

История создания

О разработке нового тяжелого танка начали задумываться еще весной 1942 года. К началу 1942 года тяжелый танк КВ-1 по ряду причин перестал устраивать военных. Именно тогда на полях сражений появились модернизированные PzKpfw IV и самоходные установки StuG III с усиленным бронированием и более совершенными орудиями. 76-мм пушек КВ-1 и Т-34 было недостаточно для уверенного поражения новой бронетехники вермахта, а после появления на полях сражений танков «Пантера» и «Тигр I» потребность Красной Армии в новых более совершенных танках стала еще более явной.

Проект создания нового тяжелого танка курировал Жозеф Котин, являвшийся одним из опытнейших советских конструкторов в области танкостроения. Ранее он уже получил огромный опыт в проектировании тяжелых танков, будучи отцом семейства танков КВ (Клим Ворошилов). КВ стал первым серийным тяжелым танком в мире с противоснарядным бронированием. Но у машины были свои недостатки, к которым относили невысокую надежность и тяжелые условия работы экипажа. Непосредственно работами по созданию танков ИС-2 руководил Николай Шашмурин, которого Котин очень хорошо знал еще с 1930-х годов по совместной работе на Кировском заводе в Ленинграде.

Первоначально военные рассчитывали на боевую машину массой в 30 тонн с новым 85-мм орудием. Таким образом, должна была реализоваться попытка создания универсального танка, который отличался бы и хорошей подвижностью на поле боя, и хорошей живучестью.

Так на свет появился танк КВ-13, однако на испытаниях данный танк провалился, его ходовая была ненадежной, также необходимо было введение более просторной трехместной башни.

Осенью 1942 года в руки советских военных и конструкторов попал новейший немецкий тяжелый танк «Тигр». Машина была практически целой и была захвачена советскими войсками под Ленинградом в сентябре 1942 года, но немцы успели демонтировать с танка часть оборудования. Позднее в январе 1943 года также под Ленинградом в руки советских солдат попал практически неповрежденный танк, с которого немцы не только не сняли/уничтожили приборы/прицелы/орудие, но и оставили вместе с танком технический паспорт. Появление информации о новых немецких тяжелых танках и их захват в качестве трофеев ускорил работы по созданию советских тяжелых боевых машин. Также данные работы подстегивала встреча красноармейцев с новыми образцами полевой фортификации противника.

К примеру, к ним относились массово производимые в Германии бронированные пулеметные гнезда типа «Краб». Бронеколпак такого пулеметного гнезда полностью изготавливался из броневой стали и утапливался в специально вырытый заранее котлован.

Принимая все это во внимание, советским войскам нужен был тяжелый танк, вооруженный пушкой, которая позволяла бы поражать даже самые хорошо защищенные цели. Проведенные полигонные обстрелы захваченных «Тигров» показывали, что необходимо повышать калибр орудий.

Правда, использование более мощных пушек неизбежно вело к росту габаритов и массы танка. В результате от идеи создания нового танка с высокой скоростью, огневой мощью и бронезащитой отказались, принеся в жертву скоростные характеристики танка.

Первоначально конструкторы думали ограничиться 85-мм орудием Д-5Т. Для среднего танка данная пушка была очень хорошим решением, но Котин настаивал на установке на тяжелый танк еще более мощного орудия. На типичной для танкового боя Великой Отечественной войны дистанции среднюю бронетехнику противника можно было бы выбивать и 85-мм орудием, но с тяжелобронированными машинами уже возникали проблемы.

На дистанции 500-1000 метров калиберный бронебойный снаряд 85-мм пушки мог пробить лобовую броню танка «Тигр» лишь при попаданиях близких к нормали. В конечном итоге, Котин и команда конструкторов, работавших над созданием нового тяжелого танка, решилась на установку на него 122-мм пушки.

За базовую модель была взята 122-мм корпусная пушка А-19, которая была хорошо освоена советской промышленностью. Орудие массово выпускалось на Пермском заводе №172. Осенью 1943 года был готов эскизный проект нового тяжелого танка со 122-мм орудием. Он впечатлил сначала наркома танковой промышленности СССР Вячеслава Малышева, а затем и самого Сталина. Еще больший фурор новая боевая машина произвела на участников испытаний на полигоне. Из нового тяжелого танка расстреляли трофейную «Пантеру».

С дистанции 1400 метров 122-мм тупоголовый бронебойный снаряд БР-471Б уверенно пробивал броню немецкого «хищника», оставляя в ней серьезные пробоины. Попадание такого снаряд в лоб башни не только образовало в ней пробоину размерами 180 на 240 мм, но и сорвало башню «Пантеры» с погона, она была смещена на 500 мм относительно оси вращения. Стоит отметить, что в годы Великой Отечественной войны наряду с обозначением ИС-2 использовалось и название ИС-122, где индекс 122 как раз обозначал калибр основного вооружения тяжелого танка.

Но были у танка и недостатки. Во-первых, очень небольшая для танковой пушки скорострельность – всего 1,5-3 выстрела в минуту. У 122-мм танковой пушки Д-25Т было раздельно-гильзовое заряжание. Низкая скорострельность не позволяла вести интенсивный огонь по противнику и ограничивала возможности танка при борьбе с вражеской бронетехникой. Правда, по воспоминаниям воевавших на ИСах танкистов, низкая скорострельность танка в реальных боевых условиях обычно не была проблемой. Другой не менее серьезной проблемой был небольшой боекомплект танка (всего 28 снарядов). По этой причине танкисты очень часто старались помещать в танк снаряды сверх штата. Но даже несмотря на имеющиеся недостатки, куда лучшая по сравнению со всеми средними танками живучесть и главное – очень мощное орудие – искупали недостатки машины и в декабре 1943 года ИС-2 пошел в серию.

Юрий Пашолок. ИС-2 — борьба за место на конвейере

Главная » Книги по истории танков » Юрий Пашолок. ИС-2 — борьба за место на конвейере

Книги по истории танковМалоизвестные и нереализованные проекты танков и другой бронетехники

boroda 30.08.2018 1174

0

в Избранноев Избранномиз Избранного 0

31 октября 1943 года опытный тяжёлый танк Объект 240 был принят на вооружение Красной армии. Так до финальной точки дошла эволюция тяжёлого танка КВ-1, появившегося ещё в 1939 году. Последним штрихом к портрету новой машины стала 122-мм пушка Д-25Т, которая была способна бороться с любым танком вермахта. Советские конструкторы тяжёлых танков не только догнали немцев с их «Тигром», но и смогли их опередить. Сегодняшний рассказ — о производстве ИС-2 и развитии его конструкции с конца 1943 до середины 1944 года.

Тяжёлые танки: новый приоритет для ЧКЗ

1943 год для Челябинского Кировского завода выдался крайне нервным. То, что выпало на долю Танкограда за это время, не довелось пережить ни одному строившему танки заводу в мире. В этот год завод производил аж 6 типов типов танков (КВ-1с, огнемётный КВ-8с, КВ-85, ИС-1, ИС-2 и Т-34) и 2 типа САУ (СУ-152 и ИСУ-152). Выпускалось 3, а порой и 4 типа боевых машин одновременно.

Нормальной такую ситуацию назвать нельзя. ЧКЗ, изначально ориентированный на производство тяжёлых танков, летом 1942 года нагрузили ещё и выпуском среднего Т-34. С сентября 1942 года именно Т-34 являлись основной продукцией Танкограда, причём объём выпуска этих танков постепенно рос. Пиком стал октябрь 1943 года, когда ЧКЗ сдал 366 машин.

Запуск в серийное производство Объекта 240, получившего официальное обозначение ИС-2, происходил в непростой обстановке. Одновременно завод переходил к выпуску ИС-152 (так в документах изначально называлась самоходная установка ИСУ-152). Кроме того, начало производства ИС-2 (или ИС-122) не означало, что завод тут же перестанет делать ИС-1 (он же ИС-85). Оба танка выпускались ЧКЗ параллельно до января 1944 года включительно. Несмотря на то, что отличия между танками на первый взгляд кажутся небольшими и заключаются лишь в башнях, непростая производственная ситуация ещё более усложнялась.

По итогам испытаний Объекта 240 на Гороховецком АНИОП (Артиллерийском научно-испытательном полигоне) набрался список замечаний по размещению экипажа в боевом отделении. Место командира оказалось расположено слишком близко к орудию. После переделки под новую пушку из башни изъяли кормовой пулемёт, поскольку пользоваться им стало крайне неудобно. Из-за более крупного орудия требовалось переместить некоторые элементы, находящиеся на крыше башни. Наконец, нуждалась в изменениях и бронировка орудийной установки (деталь 240-57-39). Да, башня ИС-2 (чертёжный номер 240-57-Сб.6) внешне очень похожа на башню ИС-1. Но идентичными они не были.

Первый вариант башни для ИС-122 был разработан ОКБ Завода №100 в середине ноября 1943 года. Вентилятор на крыше башни вместе с колпаком смещался назад и чуть вправо, одновременно немного вправо и назад сместили установку перископического прибора MK-IV, которым пользовался заряжающий. Прибор MK-IV наводчика сместился чуть вперёд. Угол наклона передней части крыши уменьшился с 5 до 3 градусов. Чуть сместился люк заряжающего, одновременно была усилена конструкция его торсиона. Командирская башенка сместилась влево, для чего пришлось сделать выступ в крыше и увеличивать «карман» в левом борту башни, а также изменять левый поручень. Переделке подверглись бронировка орудия и амбразура башни. Немного изменилась и общая форма башни. После небольших переделок башня ИС-2 в декабре 1943 года была утверждена.

С первыми башнями для ИС-2 связана почти детективная история. В отчёте за декабрь 1943 года завод №200 упомянул о выпуске 90 башен для ИС-85, ни словом не обмолвившись о башнях для ИС-2. И это при том, что ЧКЗ в декабре сдал 35 танков ИС-2! Реальная картина производства башен для танков ИС проясняется только в отчёте завода №200 за 1943 год. Здесь, в таблице брака деталей, указано, что за 1943 год завод сдал лишь 71 башню ИС-1, одна из которых оказалась забракованной ввиду наличия раковин.

Начало 1944 года Танкоград встретил, строя 3 типа танков и 1 тип САУ. Кроме того, перед заводом маячила перспектива производства второй САУ — ИСУ-122. Но постепенно эта непростая ситуация выправлялась. Снижалась загрузка по Т-34: если в декабре 1943 года , то в январе 1944 года было 185 таких машин. Произошло такое снижение объёмов после подписания Сталиным 27 декабря 1943 года постановления Государственного комитета обороны (ГКО) №4850сс «Об увеличении производства тяжёлых танков, артиллерийских самоходных установок типа ИС и об обеспечении их артиллерийским вооружением».

Впрочем, нарастить производство ИС-2 в первом месяце 1944 года всё равно не удалось: из 75 танков ИС, выпущенных за январь 1944 года, 40 были ИС-85. Тем не менее в январе Танкоград начал готовиться к массовому поточному производству тяжёлых танков. Рабочие обучались и готовились к конвейерной сборке ИС и ИСУ.

Параллельно продолжались работы по улучшению качества, здесь ЧКЗ достиг определённых успехов. Впрочем, в отчёте за январь 1944 года старший военпред Технического управления Главного бронетанкового управления Красной армии (ТУ ГБТУ КА) инженер-полковник Давиденко отмечал, что существует масса проблем, прежде всего организационных. По словам военпреда, достаточной борьбы за улучшение качества завод не вёл. Несмотря на наличие ряда протоколов, утверждённых ГБТУ КА и Народного комиссариата танковой промышленности (НКТП), конструкторские доработки и переделки в срок не внедрялись.

Одной из причин подобного положения вещей назывались ненормальные отношения между ЧКЗ и опытным заводом №100. ЧКЗ не хотел дорабатывать конструкции завода №100, а там, в свою очередь, считали, что серийная доработка танка является обязанностью ЧКЗ.

К 19 января 1944 года ОКБ Завода №100 подготовило новый вариант башни. Изменилась подвижная бронировка маски: она стала шире, при этом прицел сместился левее. Одновременно переделке подверглась неподвижная бронировка, более технологичным стал выступ под командирскую башенку. Эта башня стала устанавливаться на танки в начале февраля 1944 года, но без переделанных бронировок. Они появились только летом 1944 года. При этом первый вариант башни устанавливался на часть машин вплоть до марта 1944 года (один такой танк можно увидеть в польской Познани).

За январь 1944 года завод №200 сдал уже 72 корпуса и столько же башен. Кроме того, с января 1944 года это предприятие перестало быть единственным поставщиком корпусов и башен для ИС-2. С начала 1944 года к корпусному производству вновь подключили Уральский завод тяжёлого машиностроения (УЗТМ). В Свердловске тоже имелись проблемы, связанные с производством Т-34. Правда, там ещё раньше, в августе 1943 года, перестали выпускать эти танки, сконцентрировавшись на СУ-85. В январе 1944 года при плане в 14 башен для ИС-2 УЗТМ сдал 16 штук. В этом же месяце УЗТМ сдал 52 носовые детали для корпуса ИС-2.

С самого начала свердловская продукция немного отличалась от челябинской. Лобовая деталь завода №200 имела литьевой номер с левой стороны, а на нижнем лобовом листе имелись характерные приливы. На стыке верхнего и нижнего лобовых листов УЗТМ имелся срез питателя, а номеров на детали не было. Также отличия имелись и в башнях. Особенно хорошо заметны разные формы литьевого шва, а также отсутствие на корме башни УЗТМ литьевого номера. Кроме того, башни отличались друг от друга формой командирской башенки.

Свердловские корпуса и башни стали использоваться ЧКЗ не раньше февраля 1944 года, поскольку у завода имелся задел по продукции завода №200. За февраль ЧКЗ построил 75 ИС-2, при этом ситуация с производством оставалась напряжённой. Даже вместе с ИСУ-152 тяжёлых танков и САУ завод всё равно построил меньше, чем Т-34. Лишь в марте 1944 года, когда НКТП освободил ЧКЗ от производства Т-34, ситуация начала немного выправляться. Правда, теперь в виде выросшей программы по производству ИСУ-152.

Дополнительный выстрел в минуту

Пока завод в Челябинске осваивал производство ИС-2, в Свердловске решали, как повысить скорострельность орудия. 22 ноября 1943 года на заводе №9 состоялось совещание с участием руководства предприятия, коллектива местного конструкторского бюро (КБ) и начальника отдела опытных конструкций Народного комиссариата вооружения (НКВ) генерал-майора А.А. Толочкова. Обсуждалась разработка новой версии Д-25 с клиновым затвором. КБ завода №9 разработало два варианта затвора: с горизонтальным и вертикальным расположением затвора. Наиболее удачным вариантом был признан горизонтальный клиновый затвор, открывающийся влево: с ним заряжать танковую версию орудия оказалось удобнее. Именно этот вариант и был утверждён для изготовления в металле.

Примерно в это же время в КБ завода №9 началась разработка нового дульного тормоза. В общей сложности это был уже седьмой вариант дульного тормоза для пушки ИС-2. Предыдущий вариант №5 установили на 12 пушках, а вариант №6 ставился на основной серии Д-25 с поршневым затвором. Седьмой вариант обозначался как «особо упрочнённый». Совсем новым этот дульный тормоз назвать сложно: очень похожий двухкамерный дульный тормоз предлагалось использовать при проектировании 122-мм пушки на лафете М-30 осенью 1942 года. С 3 по 16 января 1944 года новый тормоз испытали на заводском полигоне. Всего было произведено 300 выстрелов, замечаний к дульному тормозу не имелось.

Был разработан и восьмой тип дульного тормоза, кованой конструкции. Но делать его завод отказался.

Первые два ствола Д-25 с клиновым затвором были изготовлены к 1 января 1944 года. 4 января они отправились на заводские испытания. Результаты испытаний оказались неоднозначными. У первого орудия вышел из строя дульный тормоз: судя по всему, именно это и стало причиной появления 7-го варианта этого устройства. На второй системе после 401 выстрела была обнаружена трещина в казённике.

Система с новым дульным тормозом, испытанная 115 выстрелами с усиленным зарядом, 24 января отправилась на завод №100. Заводские испытания продолжились, система их выдержала, а новый тип дульного тормоза был признан более удачным. Уже в начале февраля завод №9 начал производство Д-25 с дульным тормозом нового типа и клиновым затвором.

По вине завода №9 произошла задержка с отправкой опытной системы, и её установка в ИС-2 затянулась. При монтаже системы с клиновым затвором на заводе №100 была увеличена высота амбразуры башни с 590 до 610 мм. Это позволило установить пушку без съёма ограждения. Для уравновешенности системы пришлось установить дополнительный груз массой 80 кг.

Переделанный танк, получивший прицел ТШ-17, был испытан на Копейском полигоне. С 11 по 13 февраля было произведено 50 выстрелов. С новым орудием работа заряжающего стала более удобной. За счёт того, что клиновый затвор был меньше поршневого, увеличился свободный объём. Правда, в ходе испытаний затвор работал не очень надёжно из-за использования бывших в употреблении гильз и гильз с вмятинами. Из 34 выстрелов, сделанных 11 февраля, затвор закрылся только в 5 случаях. На 34-м выстреле случилась поломка, и танк пришлось вернуть на завод.

Д-25 с клиновым затвором устанавливались на танки с начала марта 1944 года. Орудиями с поршневым затвором успели вооружить 145 танков. Проблемы, выявленные у новых пушек, оперативно решались заводом №9. Установка клинового затвора явно пошла на пользу. Испытания серийного танка №40398 показали, что скорострельность орудия выросла до 2-2,5 выстрелов в минуту. И такой показатель считался недостаточным, велись работы по танковым орудиям калибра 100 мм. Впрочем, реальных альтернатив для Д-25 на тот момент не было. Это орудие обладало хорошей точностью, а также превосходило 100-мм пушки по бронепробиваемости.

Тяжёлый поток

Согласно постановлению ГКО №4850сс, к апрелю 1944 года ЧКЗ должен был выйти на объём ежемесячного выпуска в 150 ИС-2 и 150 ИСУ-152. Ежемесячное производство Т-34 к этому месяцу должно было снизиться до 130 штук в месяц. Впрочем, и на этой о продержалась недолго.

Уже после первых отзывов с фронта об ИС-2 стало ясно, что новый тяжёлый танк получился. Теперь нужно было максимально насытить им войска.

12 марта появилось постановление ГКО №5378сс «Об увеличении производства тяжёлых танков, артиллерийских самоходных установок ИС, мощных танковых пушек и 122-152 мм снарядов». Оно было продублировано в приказе НКТП №154сс от 14 марта 1944 года. В соответствии с этими документами с 15 марта выпуск Т-34 на ЧКЗ прекращался, а объём ежемесячного производства ИС-2 и САУ на его базе постепенно должен был увеличиться до 500 штук в месяц. Кроме того, с апреля 1944 года начиналось производство ИСУ-122, причём постепенно эти машины должны были стать основными САУ на базе ИС-2.

Дополнительные 25 ИСУ-152 в месяц, указанные в постановлении ГКО №5378сс, серьёзно повлияли на производственную обстановку в марте. Несмотря на то, что в цехе СБ-2 в этом месяце удалось частично запустить конвейер по выпуску тяжёлых танков, производственные проблемы оставались. Из-за необходимости наращивания объёмов производства башенный и дефектный участок пришлось переводить в бывший цех СБ-34, ранее занимавшийся Т-34. Смонтированный в СБ-2 танк без башни должен был своим ходом отправляться в другой цех, где на него устанавливали башню и проводили дефектовку. Вместе с тем часть высвободившегося от производства Т-34 оборудования удалось отправить в другие цеха. Одновременно с этим продолжались работы по улучшению качества. К 1 апреля удалось внедрить примерно 50–55% решений по повышению качества, правда, в основном за счёт не трудоёмких работ.

В марте 1944 года ИС-2 лишились 2-снарядной подвесной укладки и получили подножку для сидения командира.

УЗТМ должен был прекратить корпусное производство Т-34 и полностью переключиться на корпуса для ИС и самоходок на его базе. С июня 1944 года завод выходил на выпуск 50 комплектов корпусов и башен. На заводе №200 в этом же месяце прекращалась практика выпуска корпусов без башен, а на УЗТМ — выпуска башен без корпусов. С июля на заводе №200 планировалось ежемесячно выпускать по 200 комплектов корпусов и башен для ИС-2. При этом с завода снимались задачи по обеспечению корпусного производства ИСУ.

Корпусное производство для ИС-2 велось не только на УЗТМ и заводе №200. Например, командирские башенки с января 1944 года отливались на заводе №178.

Велись работы и по улучшению защиты тяжёлого танка. На заводе №200 они начались с 20 февраля. В марте 1944 года 78 из 116 корпусов и 62 из 82 башен, выпущенных заводом №200, имели лобовые детали из брони высокой твёрдости 70Л. Тогда же на заводе №178 стали отливать командирские башенки из стали 70Л. Броня высокой твёрдости появилась и на изделиях УЗТМ.

В начале апреля 1944 года появился третий завод, который освоил выпуск башен для ИС-2. Им стал Мариупольский завод им. Ильича, который удалось восстановить после освобождения Мариуполя в сентябре 1943 года. Уже в январе Мариуполь дал первую броню, которая шла в том числе и на завод №178. К концу апреля на завод №200 прибыла первая партия из 83 мариупольских башен. Правда, сразу можно было использовать только 35 из них, поскольку остальные имели превышение по весу, причём весьма существенное (350–400 килограмм).

Впрочем, и у завода №200 имелись проблемы с литьём. Частым явлением были трещины, которые приходилось заваривать. Мариупольские башни, по мнению комиссии, действовавшей на заводе №200 в мае 1944 года, оказались более качественными. Несмотря на то, что по составу стали они отличались от заданных параметров, за счёт лучшего качества наружной поверхности и хорошей плотности отливок продукция завода им. Ильича оказалась более стойкой. И это при том, что стойкость башен и корпусов завода №200 из стали 70Л оказалась на 13–14% выше тех же деталей из брони средней твёрдости.

Внешне мариупольские башни выглядели похожими на продукцию УЗТМ — правда, у них имелся литьевой номер на корме.

В апреле 1944 года на ЧКЗ продолжалась реорганизация производства. На конвейер встала ещё одна машина — ИСУ-122. Имелись проблемы с подачей деталей цехом МХ-3, критичной была ситуация с катками, траками, кривошипами и некоторыми другими деталями. Попытка перейти на литой трак окончилась неудачей, он не выдержал испытаний. Ощущался острый недостаток в людях, особенно в механических и сборочных цехах.

Тем не менее оптимизация корпусного производства и другие мероприятия позволили заводу справиться с резко увеличившимся планом. В апреле ЧКЗ сдал 150 ИС-2 и 200 ИСУ (в том числе 70 ИСУ-122). За этот месяц было внедрено 11 различных улучшений конструкции танка. В частности, были усилены буксирные крюки, изменились снарядные укладки.

Работы по монтажу оборудования в механических цехах закончились только 20 мая. Существенным образом на работу в мае повлияло отсутствие задела по деталям. 2/3 месяца завод работал не в полную силу, зато оставшуюся декаду выполнял план в авральном режиме. Для помощи в сборке в цеха было направлено много рабочих с других заводов Челябинска. Разумеется, это повлияло на качество. За май ЧКЗ должен был выпустить 175 ИС-2, 135 ИСУ-152 и 90 ИСУ-122, последние танки из этого плана были сданы к 4 июня.

В июне сложилась похожая ситуация: задание на выпуск 200 ИС-2, 130 ИСУ-152 и 120 ИСУ-122 завод выполнил только к 10 июля. На сей раз выявились проблемы с оптикой и артиллерийским вооружением. По словам директора завода, недостаток рабочей силы на ЧКЗ в это время составлял примерно 5 тысяч человек. Впрочем, военные представители отмечали позитивные тенденции. Завод выпускал продукцию с меньшими перерывами. В июне в конструкцию танка также удалось внести ряд изменений. Наиболее заметным из них стали новые поручни. Запасные траки «переехали» с кормы на лобовую деталь корпуса. Примерно в это же время кормовые фонари были перенесены на бортовые листы корпуса. Где-то в июле 1944 года в серию пошла орудийная установка с более широкой подвижной бронировкой.

Июльскую программу по производству ИС-2 смог выполнить только 6 августа. Завод сделал 225 танков, причём окончательная их сдача произошла ещё через 10 дней, 16 августа. С августа 1944 года завод начал переходить на новый тип корпуса — со спрямлённой лобовой деталью, хотя некоторое время машины со старой лобовой деталью ещё выпускались. Например, в Варшаве стоит ИС-2 с серийным номером 240-40858, изготовленный в августе 1944 года. У этого танка корпус старого типа выпуска завода №200, а также башня, изготовленная в Мариуполе. Этот танк был выпущен позже, чем некоторые из сохранившихся до наших дней ИС-2 со спрямлённой носовой деталью.

В ходе эксплуатации танки со старым типом лобовой детали постепенно модернизировались. Они получали поручни нового типа на башню, их траки переносились на лобовой лист корпуса. Делалось это в ходе капитального ремонта. Эти изменения хорошо прослеживаются на танках, которые сохранились в Польше. Они не попали под проводившуюся в СССР программу УКН («устранение конструктивных недостатков») и не доводились до уровня ИС-2М. Благодаря этому они выглядят такими, какими эксплуатировались во время войны.

Автор благодарит Игоря Желтова (г. Москва) и Кирилла Кокшарова (г. Челябинск) за помощь в подготовке данного материала.

Источник — https://warspot.ru/11457-borba-za-mesto-na-konveyere

Конструкция танка ИС-2

Экипаж танка ИС-2 размещался так: механик-водитель сидел в носовой части, между двумя топливными баками. В его распоряжении находились смотровой люк-пробка и два призменных перископа в крыше. Позже люк заменили стеклоблоком типа «триплекс».

В днище корпуса за сиденьем мехвода находился эвакуационный люк. В башне находились места наводчика и командира (по левому борту) и заряжающего (по правому борту). Командир наблюдал за обстановкой при помощи шести смотровых щелей в командирской башенке, а заряжающий использовал для наблюдения перископ МК-IV.

Броневой корпус ИС-2 сваривался из литой и катаной брони. На ранних машинах верхняя лобовая деталь была «ломаной» — нижняя часть имела толщину 60мм при угле наклона в 72⁰, а толщина верхней, при наклоне в 30⁰, составляла 120мм. Первые же бои в начале 1944 года продемонстрировали уязвимость такой детали, и уже с весны этого же года лобовую деталь заменили на спрямленную, толщиной 120мм с углом наклона в 60⁰.

Бортовая броня имела толщину в 90мм, кормовые листы – 60мм.

Броня литой башни имела толщину 100мм «по кругу». Башня ИС-2 имела электропривод вращения, в ней устанавливались радиостанция 10Р и переговорное устройство для членов экипажа. Пороховые газы, образующиеся после выстрела, отсасывались установленным в крыше башни вентилятором.

Танк оснащался 12-цилиндровым дизелем В-2, в данном исполнении получивший индекс В-2ИС. Двигатель был безнаддувный, развивал мощность в 520 л.с. Топливо поступало из баков в боевом отделении, дополнительные баки, которые подвешивались на корпус ИС-2, к топливной системе не подключались (то есть солярку из них надо было самостоятельно переливать в основные).

Механическая коробка передач имела восемь скоростей (за счет демультипликатора), двухступенчатые бортовые передачи соединялись с планетарным механизмом поворота. Подвеска у танка торсионная.

Компоновка тяжёлого танка ИС-1

Она была идентичной КВ-85: в передней части располагалось ОУ, в котором восседал мехвод управлявший движением танка и, дистанционно, огнём курсового пулемёта. В БО находились командир и расчет орудия, которым он руководил, кроме того здесь помещались БК и отчасти – два бака.


Чертеж ИС-1

В МТО был установлен новый дизель В-2-ИС и основной бак, кроме того снаружи по бортам устанавливались четыре резервных. Экипаж попадал на свои рабочие места через башенные люки, для аварийного покидания «коробочки» был предусмотрен днищевый лаз.

ХЧ была практически полностью идентична таковой на КВ, однако ширина траков составляла 650 мм, замечу, что такой вариант обеспечивал достаточно высокую проходимость машины и почти полностью исключал проблемы характерные для её громоздкого прототипа.


ИС-1 танк

ИС-1 имел следующие ТТХ:

  • Габариты — 8,56 (с орудием)/3,07/2,74 м.
  • Масса — 44,2 т.
  • Бронирование — наклонное: 60-120 мм; вертикальное: 100; горизонтальное: 30 мм.
  • Двигатель -1×520 л. с.
  • Скорость — 37 км/ч.
  • Запас хода — 150 км.
  • Вооружение — 1×Д-5Т – 85 мм; 3×ДТ – 7,62 мм.
  • Экипаж — 4 человека.

Всего было выпущено 130 экземпляров.

Вооружение

Основное вооружение танка — пушка ДТ-5 с калибром 122 мм, установленная на цапфах башни. Углы наводки — вертикальные, от −3 до +20 градусов, выстрелы делались при помощи механического или электроспуска. Боекомплект орудия рассчитан на 28 выстрелов раздельного заряжания, состоящий из:

  • снаряда БР-471 — остроголовый, бронебойный, трассирующий, в составе — 156 г тротила;
  • снаряда БР-471Б — остроголовый (баллистический наконечник), бронебойный;
  • ОФД-471 — пушечная осколочно-фугасная граната, ВВ — тротил или аммотол массой 3 кг.

Вспомогательное вооружение машины включало:

  • 3 пулемета ДТ калибром 7,62 мм — спаренный с основным орудием в шаровой установке, приливе задней части башни и курсовой неподвижного типа;
  • боекомплект с огнестрельному оружию — 2520 патронов в дисковых магазинах;
  • зенитный пулемет ДШК калибра 12,7 мм — устанавливался с зимы 1945 года;
  • боекомплект к ДШК — 250 патронов в лентах.

Самооборона экипажа обеспечивалась ручными гранатами Ф-1. Иногда танкистам выдавался пистолет с сигнальными ракетами.

Боевое применение танка ИС-2

Столкновения между «Тиграми» и ИС-2 были относительно редкими, во всяком случае воспоминаний об этом встречается мало. Однако интересным является тот факт, что ИС-2 вступал в бой в том числе с так называемым «Королевским тигром» (Tiger II). Данные о боях слишком разрозненны, точной информации по ним нет. Известно, что эти танки сталкивались друг с другом в районе Будапешта в ноябре 1944 года, в ходе Висло-Одерской операции в январе 1945 года. Тяжелые потери несли обе стороны.

Однако немцы признавали превосходство советского ИС-2. Так, существует архивное официальное распоряжение немецкого командования, которое запрещало «Тиграм» вступать в прямое столкновение с ИС-2. Уничтожать советские танки предполагалось из засад. Впрочем, такую тактику широко применяли и советские танкисты. Одно можно сказать совершенно точно: «Тигры», как и ИС-2 чаще всего искали самый уязвимый отрезок на линии обороны противника и прорывали его. Ни советское, ни немецкое командование вовсе не стремилось бросать тяжелые танки друг против друга.

К концу ВОВ военные уже четко понимали, как именно нужно задействовать тяжелые танки. В декабре 1944 года начали формировать отдельные гвардейские тяжелые танковые бригады. Они отвечали за прорыв сильно укрепленных оборонительных рубежей, а также использовались для борьбы с танковыми группировками противника.

Развитием ИС-2 стал ИС-3, в котором были устранены все недостатки предшественника. В частности, машина получила плоскую башню. И хотя этот танк не участвовал в боевых действиях во время Великой Отечественной войны, он был представлен миру на параде союзных войск в сентябре 1945 года, где его назвали одним из лучших танков мира.

Эта машина показала, что Советский Союз, заплатив огромную цену в миллионы человеческих жизней, получил за годы войны колоссальный опыт в танкостроении, которого за всю историю не было больше ни у одной страны.

Создание ИС-1

История ИС началась в феврале 43-го, когда Панцерваффе впервые применили в боях на Кубани новейшие Pz. VI и выяснилось, что советские танки качественно уступая в защищённости и огневой мощи просто не способны им противостоять.

Поэтому в начале марта ЦАКБ Грабина получило приказ, сначала на перевооружение КВ более мощным орудием, а когда стало ясно, что конструктивные особенности серийного «Ворошилова» попросту не позволяют это выполнить – на создание нового танка, максимально унифицированного с ним.


Танк ИС-1

Прототип ИС (перекомпонованный КВ-13) катали по раскисшему весеннему полигону с обычной 76-миллиметровой ЗиС-5, однако когда в середине апреля прояснилась ситуация с бронированием «Тигра», начались эксперименты по установке на танк 85- и 122-миллиметровых стволов. Разумеется, это повлекло изменения в конструкции башни, так её вариант даже с орудием Д-5Т потребовал усиления корпуса «тринадцатого», который в результате вырос в длину на 420 мм.

В августе ИС-1 оснащённый новой арт-установкой продемонстрировали высшему военно-политическому истеблишменту страны и 4 сентября он был официально принят на вооружение РККА.

Модификации

Выпущенные танки ИС-2, несмотря на конструктивные различия, в отдельные модификации не выделялись. Только в 1957 году, после принятия решения о модернизации машин, появился вариант ИС-2М – в него машины переделывали во время капитального ремонта.

ИС-2М оснащали новыми двигателями В-54К, маслорадиатором коробки передач, приборами ночного видения. Кормовой пулемет упразднили, боекомплект увеличили (довели до 35 выстрелов), наружные баки включили вобщую схему питания. К новому стандарту приводили все сохранившиеся машины, включая ИС-2 первых выпусков с «ломаной» лобовой деталью.

Фигурирующие в некоторых онлайн-играх варианты типа «ИС-2Ш» — вымысел.

Основные модификации ИС-1

Все выпущенные машины были практически полностью идентичны, поэтому говорить о модификациях танка не приходится. Однако считаю необходимым отметить, что на базе ИС-1 была разработана ИСУ-152, кроме того, существует версия, что более поздняя ИСУ-122 также была создана на шасси «Сталина-1».

Однако, несмотря на некоторую унификацию с ним правильнее всё же будет считать, что прототипом «сто двадцать второй» послужил ИС-2, который «доводился до ума» одновременно с её конверсией, таким образом «навесив» САУ многие свои технические решения.


ИС-1

ТТХ в сравнении с аналогами противника

Единственным аналогом ИС-2 во время войны фактически был знаменитый Pz.VIB –«Королевский тигр». Сравним их основные тактико-технические характеристики.

ИС-2Pz.VIB
Масса, т4670
Длина, м (по корпусу/с пушкой)6,7/9,87,3/10,2
Высота, м2,63
Максимальная толщина брони, мм120150
Вооружение120мм пушка, 12,7 мм пулемет, 3х7,62мм пулемета88 мм пушка, 3х7,92мм пулемета
Максимальная скорость, км/ч3738
Запас хода, км240/160150/70

Несложно заметить, что по массово-габаритным параметрам ИС-2 уступал «Тигру 2» — то есть весил на 20 тонн меньше и был чуть компактнее. Это давало ему как лучшую подвижность, так и проходимость, даже при менее мощном двигателе.

Конечно, у «Тигра» был больший (до 84 выстрелов) боекомплект, и более высокая скорострельность, но на практике в танковых дуэлях эти качества обычно решающими не оказывались.

Главное – промышленность Германии каждый выпущенный «Королевский Тигр» буквально разорял, при том, что на фронтах пользы от него было не много.

ИС-2 оказался очень удачной машиной именно для того периода войны, в котором использовался.

Именно в наступательных операциях эта подвижная, но хорошо защищенная машина с мощной дальнобойной пушкой проявила себя с лучшей стороны. В некотором смысле он стал наследником не КВ-1, а КВ-2 – мощного штурмового танка, оказав, в отличие от «идейного предка», огромное влияние на ход войны.

Танк ИС-2 в массовой культуре

Тяжелый танк задействовался в фильмах «Отец солдата» как самостоятельная модель. В нескольких кинолентах прошел рестайлинг, чтобы изобразить другие машины. В «Блокаде» — КВ-1, в «Танке «Клим Ворошилов» — КВ-2, в «На войне как на войне» — Пантеру, в «Белом тигре» — Тигра. Команда «Правда» из мультика-аниме Girls und Panzer каталась именно на этой модели.

Создатели компьютерных игр — симуляторов, стратегий идеализируют ИС-2, отражая далеко не реальные ТТХ. Танк можно увидеть в World of Tanks, Блицкриг, Sudden Strike, Order of War, R.U.S.E. и других.

Советская тяжелая машина стала достойным наследником штурмовика КВ-2. При массивности и внешней неповоротливости вооружение оказалось эффективным во время наступления. Подвижность, хорошая защита и мощная дальнобойная пушка сделали танк настоящей ударной силой Красной Армии.

Оценка ИС-1

Здесь должен отметить, что в плане противостояния новейшей германской бронетехнике «Сталин-1» мало чем отличался КВ-85: так, они оба имели не самый подходящий для тяжёлого танка 85-миллиметровый ствол и, несмотря на некоторое усиление бронирования, ИС-1 оставался весьма уязвимым для огня немецких длинноствольных орудий.

Таким образом, приходится сделать вывод о том, что этот танк и близко не смог изменить расклад сил на поле боя так, как сделали это двумя годами ранее КВ-1 и Т-34, по большому счёту став лишь вехой к созданию более совершенного ИС-2.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]