Об эволюции приборов наблюдения и управления огнем Т-34-76


Проект штурмового танка Т-34-122

В советской армии в первые годы Великой Отечественной войны существовала масса проблем, главной из которых являлось отсутствие необходимого вооружения для эффективного ведения боевых действий. Сюда можно отнести и отсутствие самоходных штурмовых орудий. К ним можно причислить лишь КВ-2, большую часть которых потеряли в боях, и трофейные StuG III. Чтобы заполнить этот вакуум, параллельно разрабатывалась самоходная артиллерийская установка и «штурмовой танк» на базе Т-34. Основным вооружением должна была послужить танковая гаубица У-11, разработанная на основе М-30. В декабре 1942 года техническим отделом Народного комиссариата тяжелой промышленности по требованию БТУ были разработаны тактико-технические требования к танку артиллерийского усиления танковых бригад. В этом танке, согласно заданию, должен был сохраниться корпус и ходовая часть танка Т-34. Для новой машины требовалось изготовить новую башню, а в качестве вооружения должна была использоваться 122-миллиметровое штурмовое орудие с баллистикой гаубицы образца 1938 года.

Работа по созданию машины была поручена сразу трем коллективам конструкторов — конструкторскому бюро УЗТМ (руководитель проекта Горлицкий Л.И.), конструкторскому бюро завода №9 (руководитель Петров Ф.Ф.) и Центральному артиллерийскому конструкторскому бюро (руководитель Грабин В.Г.)

Под шифром У-37 Уральским заводом тяжелого машиностроения были разработаны литая и штампованная башни, которые по форме и габаритам были близки к башне Т-34, но под погон танка КВ. В качестве вооружения должна была послужить 122-мм гаубица У-11 или 85-мм пушка У-10, разработанные УЗТМ еще в 1941-1942 годах конструкторами Сидоренко В.Е. и Усенко А.В. Однако уже на этапе заседания макетной комиссии выяснилось, что предложенные башни тесны для размещения казенной части 85- или 122-миллиметрового орудия и трёх человек расчета. В связи с этим проект УЗТМ был отвергнут.

Проект Центрального артиллерийского конструкторского бюро предполагал установку 122- или 152-миллиметровой артиллерийской системы С-41. Данная башня предлагалась не только для установки на Т-34, но и на КВ-1С. Однако конструкция ЦАКБ в башне Т-34 с погоном диаметром 1420 миллиметров не могла быть установлена по причине большой реакции отдачи и чрезмерных габаритов. В связи с этим проект для Т-34 был отвергнут, однако рекомендован для монтажа в танке КВ.

Самым привлекательным выглядело предложение конструкторского бюро завода №9. КБ завода предложило литую башню с вертикальными стенками увеличенной высоты. Часть боекомплекта размещалась в башенной нише. Танк предлагалось вооружить 122-миллиметровым штурмовым орудием Д-6, которое являлось плодом технологического упрощения и доработки 122-миллиметрового орудия У-11 и унификации деталей и узлов с 85-миллиметровой пушкой Д-5. В сквозной нумерации изделий завода №9 указанная башня получила заводской индекс Д-11 и легко могла перевооружаться 85-миллиметровой пушкой Д-5. Впрочем, габаритов и этой башни было недостаточно для комфортного размещения трех членов экипажа.

Разработки конструкторских бюро Уралмашзавода и завода №9 еще некоторое время обсуждали на пленуме Артиллерийского комитета. Так, например, чтобы избежать тесноты в движении, предлагалось, чтобы заряжающий по совместительству был и стрелком-радистом и покидал свое кресло лишь при остановке танка во время проведения стрельб. Однако в этом случае машина оказывался бы без защиты от нападения пехоты противника. Все попытки найти выход из сложившейся ситуации были тщетны. Осенью 1943 года в связи с появлением самоходных установок СУ-152 и СУ-122 работы по штурмовому танку Т-34-122 были прекращены. Опытный штурмовой танк Т-34-122 в некоторых документах проходил под обозначением Т-34Ш (штурмовой) или Т-34Г (гаубичный).

Проектные тактико-технические данные: Боевая масса — 30000 кг. Экипаж — 4-5 чел. Длина — 6000 мм. Высота — 3200 мм. Клиренс — 400 мм. Вооружение: — 121,9-мм гаубица У-11; — два пулемета ДТ калибра 7,62 мм. Бронирование: Лоб и борта корпуса — 45 мм. Корма корпуса — 30 мм. Днище и крыша корпуса — 20 мм. Башня — 60 мм. Двигатель — дизельный, 12-цилиндровый, В-2-34, мощность 500 л.с. Емкость бака — 620 л. Трансмиссия — механическая, коробка передач 5 скоростей (4 вперед и 1 назад). Ходовая часть — 5 обрезиненных сдвоенных основных катков, заднее ведущее и переднее направляющее колесо. Скорость — 30 км/ч. Преодолеваемые препятствия: Ширина рва — 2,50 м. Высота стенки — 1,00 м. Глубина брода — 1,50 м. Средства связи — радиостанция 71ТК-3.

Подготовлено по материалам: Alternathistory.org.ua Lib.rus.ec www.aviarmor.net www.tehnikapobedy.ru

Разработка Т-34 76

Спроектировали и собрали Т-34 в конструкторском бюро Харьковского паровозостроительного завода. Занималось им не только знаменитое конструкторское бюро М.И. Кошкина, в работе участвовало также КБ Адольфа Дика. Технический проект в этом бюро подготовили с опозданием на целый месяц, из-за чего А. Дик был арестован. В итоге ответственным за проект стал только М. Кошкин. В процессе работ конструкторы создали два варианта движителей танка: колесно-гусеничный и гусеничный, в итоге предпочтение отдали второму. В марте сорокового года два образца нового танка доставили на Ивановскую площадь Кремля, чтобы продемонстрировать его военной комиссии и правительству. Стоит отметить, что для этого новые боевые машины своим ходом преодолели целых 750 километров от Харькова и до Москвы, двигаясь они по бездорожью, и тем самым показав отличную проходимость. В конце марта танки начала выпускать советская промышленность.

К началу Великой Отечественной войны танк Т-34 был лучшей в мире машиной, подвижной, несложной в производстве, с противоснарядной броней и мощной 76 миллиметровой пушкой, способной пробить любой немецкий танк образца сорок первого года. 37-миллиметровые пушки немцев были практически бессильны против “тридцатьчетверки”. С 1941 года для Вермахта начали выпускать “Panzer III”, большая часть которых была оснащена 50 миллиметровой пушкой, уже более эффективной против брони Т 34. Но пробитие обеспечивалось на расстоянии был не более шестисот метров, и только если стреляли подкалиберным снарядом, а вот пушка Т-34 могла пробить броню ранних модификаций “Panzer III” с двух тысяч метров. Позднее появились модификации Panzer с 60 и 50 миллиметрами брони, но ее Т-34 пробивал бронебойными снарядами с расстояния в полторы тысячи метров. Даже более поздние и укрепленные модели “Panzer III” Ausf.M и Ausf.L с 70-миллиметровой броней могли быть пробиты “тридцатьчетверкой” с расстояния в пятьсот метров.

Стоит отметь и 45 миллиметровую броню Т-34, которая благодаря своей наклонной конструкции нередко провоцировала рикошеты при обстреле с дальних дистанций, что сильно затрудняло борьбу с этим танком. Но у Т-34 были и недостатки – плохой обзор и не очень надежная трансмиссия. Кроме того, боевое отделение было достаточно тесным и сильно стесняло работу экипажа.

Пушки

На танке изначально была установлена пушка модели Л-11, 76,2 миллиметра со стволом длиной 30,5 калибра. Она имела ряд недостатков, потому вскоре ее заменили более удачной пушкой Ф-32. Через некоторое время в конструкторском бюро разработали модификацию этого орудия, которая серьезно превосходил предыдущий вариант. Орудие получило название Ф-34, длина его ствола увеличилась до 41 калибра, что существенно подняло пробивную силу пушки. Имелся спаренный с пушкой пулемет ДТ калибра 7,62 мм, а для прямой наводки орудия использовали телескопический прицел ТОД-6.

Минус самоходной установки

На первый взгляд, танк с башней 34 122 уступает самоходной установке, поэтому от него нужно отказаться. Тем не менее, он оказался основной боевой единицей по важной причине. Отсутствие башни не позволяет свободно вести огонь во все стороны, так что экипажу приходится совершать сложные маневры.

Практика показала, как после окончания Второй Мировой войны турецкие власти старались взять на вооружение именно такую самоходную установку. Однако танк разочаровал их необходимостью поворота на 180 градусов при перемещении противника. В результате этого 34 122 теряла сразу свою скорость, что приводило к ослаблению маневренности.

Единственный минус танка

Наконец, следует рассмотреть единственное слабое место 34 122. Все-таки танк не мог стать идеальным из-за определенных конструкторских требований. Вследствие этого нужно обязательно учесть слабую броню в 2-х местах.

  • Крыша – 20 мм;
  • Днище 15 мм.

Сразу видно, в каких местах можно повредить тяжелую боевую единицу. Конечно, сделать это все равно непросто, но отдельные солдаты ухитрялись подобраться достаточно близко. По этой причине слабость самоходной установки все же учитывалась, поэтому ей в поддержку обычно выделялись мотострелковые роты.

Танк 34 122 – отличный пример боевой единицы, способной штурмовать любые заградительные сооружения. Да, его массовое производство не состоялось, но проект оказался одним из самых успешных. Так что в рядах Красной армии все же удалось увидеть машин.

Фильм Discovery о Т-34

Почему гаубица?

Историки напоминают, что гаубицы 122 мм никогда не устанавливались на танках. Действительно, они считались слишком тяжелыми, а вести огонь из них на ходу практически невозможно. Тем не менее, 34 122 приобрел именно такую башню, став первым и последним примером достижений разработчиков.

Выбор гаубицы был неслучайным. Дело в том, что именно такое мощное вооружение требовалось для каждого очередного штурма. Экипаж в 5 человек сразу заменил целую роту солдат, которым приходилось метрами добираться до противника. После первых боевых действий единственный танк отлично проявил себя, показав, какое будущее у Советского Союза.

Пулеметы 7,62 – стандарт

Кроме того, установка пулеметов на 34 122 не показалась чем-то неожиданным. Практически на всех самоходках появлялось именно это вооружение, которое помогало справиться с мотострелковыми войсками. Именно для двух пулеметов были отдельные стрелки, которые входили в состав экипажа. Они быстро справлялись с приближающимися солдатами, поэтому можно было не беспокоиться о тылах.

Мощные пулеметы много раз проверялись в действии, а их калибр соответствовал всему автоматическому оружию Красной армии. Из-за этого их патроны считались заменяемыми, хотя боезапас поражал даже профессионалов, привыкших сравнивать модели Второй Мировой с современностью.

Двигатель

В танке Т-34 76 был установлен дизельный двигатель В-2 – это быстроходный, бескомпрессорный двигатель на водяном охлаждении со струйным распылением топлива и эксплуатационной мощностью в 500 лошадиных сил, скоростью до сорока семи километров в час.

Подъем танка Т-34 76

Видео: танк Т-34 76 в действии

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]