Средний танк Vickers Medium Tank Mk.I


Танк Mk I

Танк Vickers Mk.I

В ноябре 1915 машиностроительная фирма U. Foster приступила к созданию новой боевой машины. Основные требования: небольшая гусеничная машина с противопулевой броней, способная преодолевать воронки шириной до 4 метров и проволочные заграждения, передвигаться со скоростью не менее 4 км/ч, экипаж не более 6 человек и иметь вооружение: одну – две пушки и пулеметы.

Необычным решением было пусть верхнюю ветвь гусеницы поверх корпуса, форма гусеницы похожа на параллелограмм, что повышало проходимость машины. 30 января 1916 бронированную машину представили заказчику – Военному министерству Великобритании. После прохождения испытаний машину назвали “Большой Вилли”, в серию машина пошла под названием “Мк.I”.

По существовавшей в то время классификации в Великобритании машины весом более 30 тонн считались тяжелыми, средними – от 10 до 30 тонн, и менее 10 тонн легкими. Также существовала классификация по вооружению: “самцы” с пушечным и “самки” с пулеметным. Боевой вес Мк-1: “самец” – 28 тонн, “самка” – 27 тонн. Скорость 4,5 км/ч (по пересеченной местности – 2 км/ч), запас хода 19 км. Бронирование составляло 5-11 мм. Вооружение на самце: две 57-мм пушки и 3 пулемета “Gochkiss”; на самке: пять пулеметов установленных в спонсонах. Экипаж – 8 человек. Коробчатый корпус танка изготавливался из уголков, к которым на болтах крепились бронелисты.

Ходовая часть составляла 26 маленьких неподрессоренных основных колес, расположенных между внутренними и наружными броневыми листами. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась специальным рельсом. Сзади устанавливались два колеса для управления при движении, на месте танк поворачивал затормаживанием одной гусеницы. Давление на грунт, при ширине гусеницы 520 мм, достигало 2 кг/см.кв. Внутри корпуса устанавливался двигатель “Daimler”, топливные баки, коробка перемены передач, по бортам, между броневыми листами, устанавливались бортовые дополнительные коробки передач. В управлении танком участвовало 3 человека, водитель, менявший главную передачу и обороты двигателя и два помощника, переключавших бортовые коробки передач и затормаживавшие гусеницы. Водитель подавал команды помощникам голосом.

Вооружение устанавливалось в бортовых выступах – спонсонах. Пушки и пулеметы имели практически круговой обстрел. При транспортировке по железной дороге спонсоны снимали для уменьшения габаритов. Неподрессоренная подвеска давала тряску и шум, а отсутствие вентиляции делали работу экипажа весь не легкой.

Всего было построено 150 Мк.I (пополам самцов и самок).

Год создания – 1916 Боевая масса, тонн – 28,4 Экипаж, чел. – 8 Длина, м – 9,91 Ширина, м – 4,11 Высота, м – 2,44 Бронирование: Перед, мм – 12 Борт, мм – 10 Верх, мм 6 Вооружение: Тип пушки – Hotchkiss, Калибр 2 x 57 мм Длина ствола в калибрах – 23, Боезапас – 324 Пулемет Hotchkiss, Калибр 4 x 7,7 мм Боезапас – 6272 Ходовая часть: Двигатель “Daimler” Мощность, л.с. – 105 Макс. скорость, км/ч – 4,5 Запас топлива, л – 210 Запас хода по шоссе, км – 37 Давление на грунт кг/см.кв – 1,19

Английский боевой танк

«Большой Вилли», «Машина Вильсона», «Мать» , «Стоножка», «Марка-1», танк Mk.I.

Э. Свинтон (Ernest Dunlop Swinton) обратился к командующему британскими войсками в Европе генералу Джорджу Френчу (George Arthur French), сообщив о проходящих экспериментах («О необходимости истребителей пулеметов»). Генерал откликнулся, а офицеры из штаба изложили в деталях, какая машина им требуется. Будущий «сухопутный броненосец» должен был иметь противопульную броню, преодолевать воронки диаметром до 4 метров и проволочные заграждения в несколько рядов, развивать скорость на местности не менее 4 км/ч. Вооружение должно было состоять из одной пушки и двух пулеметов, экипаж из 6 человек.


«Маленький Вилли»

Опытный экземпляр на шасси трактора «Буллок» под руководством инженера У. Триттона, лейтенанта В. Вильсона и Г. Рикардо соорудили за 40 дней на машиностроительном предприятии У. Фостера в Линкольне. Они дали машине название «Маленький Вилли». При боевом весе около 18 тонн ее вооружение должно было состоять из 40-мм автоматической пушки Максима, расположенной в башне в центре корпуса. Вооружение не было установлено, и она испытывалась с фальшивой башней (для веса). Нужно отметить, что сделана она была еще до того, как получили одобренную военными спецификацию, поэтому, хотя испытания и закончились успешно, было решено, что для боя «Маленький Вилли» еще не годится.

Главным недостатком называли то, что он не мог преодолевать 4 метровые воронки из-за недостаточной длины опорной поверхности гусениц. У инженеров возникла мысль придать гусеницам танка ромбовидные очертания, а сам корпус и вооружение разместить между ними. Подобная конструкция позволяла преодолевать вертикальные препятствия, которых всегда много на поле боя, а при необходимости легко перевозить его по железной дороге, сделав бортовые отсеки для вооружения (спонсоны) съемными.


Танк «Большой Вилли» на испытаниях 2 февраля 1916 года.

Вопреки техническому заданию

Выбор был окончательно сделан в пользу машины с ромбическими гусеницами, получившей название танк «Большой Вилли», а затем «Мать», первый образец которой фирма Фостера выпустила в конце 1915 года, а уже 30 января 1916 года представила машину на испытания. 2 февраля 1916 года в парке Хатфильд неподалеку от Лондона его наблюдал министр вооружений Д. Ллойд Джордж, ставший вскоре премьер-министром Великобритании, а сэр Уинстон Черчилль даже забрался в него через дверцу в спонсоне.


Танк «Большой Вилли».

Машина успешно перебиралась через нарытые в парке рвы и воронки. Первый танк, конечно, имел немало недостатков, оказался и малоподвижным, и непрочным, но задачам, поставленным перед ним, вполне отвечал. В связи с чем было решено заказать сразу 100 таких «сухопутных броненосцев» и испытать их в боях Первой мировой войны.

Первый танк был известен под рядом названий — «Большой Вилли», «Машина Вильсона», «Мать» и даже «Стоножка», в серийное производство он поступил с обозначением «Марка-1», или сокращенно танк Mk.I. Для танков было придумано деление на «самок» и «самцов» по типу установленного на них вооружения.

  1. Первый тип («самец») был пушечным и вооружался двумя морскими 6-фунтовыми (57-мм) орудиями с эффективной дальностью стрельбы 1800 м, скорострельностью 15-20 выстрелов в минуту.
  2. Второй тип («самка») был вооружен шестью пулеметами «Виккерс» и пушек не имел.

Всего было изготовлено 75 «самцов» и 75 «самок», причем в бою пушечные танки должны были поддерживать пулеметные.


Танк «Марк I» (самец).
Танки Mk.I, 1916-1917 г.

Нажмите на фото танка для увеличения

Надо отметить, что первый английский танк появился на свет вопреки выданному на него техническому заданию, в котором говорилось, что на машине должна стоять 40-мм автоматическая пушка Максима, получившая в английской армии характерное название «Пом-Пом» и два пулемета, но Мк.I этому не соответствовал.

Источники:

  • В.О. Шпаковский. «Танки эпохи тотальных войн. 1914-1945»;
  • Г.Л. Холявский «Полная энциклопедия танков мира 1915 — 2000 гг»;
  • Steven J. Zaloga,»French tanks of World war 1″;
  • David Fletcher. British Mark IV Tank;
  • С. Федосеев. «Сухопутные корабли». Английские тяжёлые танки периода Первой мировой войны (Бронеколлекция № 5 (32) / 2000);
  • R. P. Hunnicutt. Firepower: A History of the American Heavy Tank;
  • David Fletcher. British Tanks 1915-19.
< Назад

Ссылки [ править ]

  • Такер, Спенсер (2004). Танки: иллюстрированная история их воздействия
    . ABC-CLIO. С. 49–51. ISBN 1-57607-995-3.
  • Сорок, Джордж; Ливси, Джек (2006). Всемирная энциклопедия танков и боевых бронированных машин
    . Книги Лоренца. ISBN 978-0-7548-1741-3.
  • WWIIvehicles.com, по состоянию на 23 октября 2007 г.
  • Бингхэм, Джеймс (1971). Крестоносец – крейсер Марк VI
    . Профили AFV. Виндзор: Профильные публикации. OCLC 54349416 .
  • Чемберлен, Питер; Эллис, Крис (1981) [1969]. Британские и американские танки времен Второй мировой войны
    . Издательство Арко. ISBN 0-668-04304-0.

Дизайн и разработка [ править ]

Основная статья: Крейсерский танк

В 1936 году британское военное министерство определило два различных типа танков для будущего развития: тяжелобронированные пехотные танки, которые будут использоваться в тесном взаимодействии с пехотой во время атак, и быстрые мобильные крейсерские танки, предназначенные для вылазок в глубь территории противника.

Из-за стоимости британские разработки для замены танков Medium Mark II, которые тогда находились на вооружении, были отменены, построено всего три. В 1934 году сэра Джона Кардена из Vickers-Armstrong попросили предоставить «достаточно дешевый танк» в качестве замены некоторым из используемых в то время средних моделей. Эта конструкция была известна по спецификации Генерального штаба А9.

Опытный образец его среднего танка был построен в 1936 году и получил обозначение A9E1.

Он вобрал в себя лучшие черты отмененной конструкции Medium Mk III , но легче, так что его можно было приводить в действие коммерческим бензиновым двигателем. Однако это было еще во времена Великой депрессии, и к танку был применен ряд мер по сокращению затрат. Это был первый британский танк с центральной башней и механическим поворотом. Система была разработана компанией Nash & Thompson и аналогична той, что была внедрена на бомбардировщике Vickers Wellington . Броня была легкой, максимальной толщиной 14 мм. Многие поверхности брони были вертикальными, и было множество ловушек для дроби , но он мог развивать скорость 25 миль в час (40 км / ч) и нести новую высокоскоростную двухфунтовую (40-мм) пушку QF., которая пришла на смену 3-фунтовой пушке QF к моменту начала производства в 1937 году.

Отделение управления и боевое отделение не разделялись. Помимо турельного вооружения, которое состояло из орудия Ordnance QF 2 pounder и спаренного с ним пулемета Vickers , по бокам от кабины водителя были две небольшие башни, каждая из которых была оснащена пулеметом Vickers. Обе эти меньшие башни были постоянно укомплектованы, что дало танку полный экипаж из шести человек (командир, наводчик, заряжающий, водитель и два пулеметчика).

A9E1 тестировался в сравнении с другими проектами, и, хотя в некоторых областях его не хватало, в 1937 году он был принят в качестве промежуточного проекта, пока не будет поставлен крейсерский танк Christie с подвеской . Был размещен заказ на 125 штук. Семьдесят пять были построены Harland and Wolff , а остальные 50 построены Vickers . Первоначально для опытной модели использовался автомобильный двигатель Rolls-Royce (7,67 л Phantom II), но он оказался недостаточно мощным и был заменен автобусным двигателем AEC объемом 9,64 л . [3]

Более поздний пехотный танк Valentine по сути использовал те же нижнюю часть корпуса и подвеску, но со значительно большей броней.

A9 весил 12 длинных тонн (12 т), имел длину 19 футов (5,8 м), высоту 8,7 футов (2,65 м), ширину 8,2 фута (2,5 м) и имел максимальную скорость 25 миль в час (40 км / ч). ) на дороге и 15 миль в час (24 км / ч) на выезде. Его максимальная дальность полета составляла 150 миль (240 км). Боекомплект составлял 100 патронов для основного орудия и 3000 патронов для трех пулеметов.

Сервис [ править ]

Поврежденный Cruiser Mk I CS, брошенный в Кале , 1940 год.

Крейсер Mark I начал поставляться в январе 1939 года.

Крейсер был эффективным танком во французской, греческой и ранней североафриканской кампаниях . 2-фунтовая пушка была смертоносной против первых итальянских танков, встреченных во время североафриканской кампании, и могла устоять против первых Panzer II и III Роммеля . Двухфунтовое орудие A9 могло также пробить 20-30 мм защитной стали у более поздних противников, таких как варианты Panzer III D и Panzer IV D. Он был эффективен до тех пор, пока весной 1941 года немцы не представили в пустыне вариант с более толстым бронированием Panzer IVE. Однако его минимальная броня делала A9 очень уязвимым для большинства противотанковых средств Оси. Также проблемным было отсутствие фугаснойснаряды для орудия 2-pdr и, что еще хуже, отсутствие бронебойных снарядов для 94-мм орудия на версии Close Support. Другая проблема заключалась в том, что области вокруг передних пулеметных турелей создавали лобовую поверхность, которая была более уязвима для вражеского огня, чем если бы она была простой плоской пластиной.

Недостатком была также механическая ненадежность Cruiser. В частности, гусеницы легко поворачивались, что создавало трудности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]