Немецкий средний танк T-III. Памятка бойцу РККА
Утверждается в качестве памятки по использованию немецкой боевой машины — среднего танка Т-III, рассчитанной на рядовой и начальствующий состав всех родов войск Красной Армии и пособий для партизан и диверсионных подразделений, действующих на территории, занятой противником. Настоящий документ составлен для подготовки и издания руководства по использованию трофейных танков после их захвата бойцами Красной Армии.
От ИКТП — /Романов/
От Военного издательства ИКО — /Змий / 28 сентября 1941 г.
Воин Красной армии!
В совершенстве овладевай трофейной техникой!
В боях за свободу и независимость нашей Родины, бойцы и командиры Красной Армии захватывают различные образцы боевой техники фашистской Германии и ее союзников. Несмотря на незнакомую конструкцию, в некоторых частях Красной Армии танкисты умеют разобраться с вражеской техникой и удачно используют ее в боях с немецко-фашистскими войсками. Однако в многих соединениях изучению вражеской техники не уделяется должное внимание, что неприемлемо.
Каждый боец Красной Армии должен знать все особенности оружия и боевой техники врага, чтобы умело применять в деле Защиты нашей Родины — Союза Советских Социалистических Республик.
Немецкий средний танк Т-III представляет собой наиболее совершенный тип танка немецко-фашистской армии. Обладает следующими отличительными особенностями:
1. Высокая скорость движения на дорогах и вне их.
2. Превосходная плавность хода.
3. Простой и надежный мотор, способный потреблять автобензин. Однако для получения лучших результатов нужно применять авиабензин или иной бензин первого сорта.
4. Малый размер артиллерийского выстрела и возможность произведения выстрела электроразрядным устройством, что значительно повышает скорость и меткость стрельбы.
5. Удобное расположение эвакуационных люков, позволяющее осуществить быструю эвакуацию в случае загорания танка.
6. Хорошие наблюдательные приборы, обеспечивающие круговой обзор из танка.
7. Хорошее радиооборудование танка.
8. Простота эксплуатации малоподготовленным персоналом.
Танкисты Осипов и Гареев осваивают трофейный танк. Июль 1941 г.
Трофейный танк PiKpfw III Aust H на испытании* в Кубинке. Лето 1941 г.
Трофейный танк PzKpfw III Ausf J. Кубинка, 1943 г.
Полный вес среднего немецкого танка Т-III составляет 19-21 т., двигатель 12-цилиндровый бензиновый типа «Майбах» с водяным охлаждением. Максимальная мощность двигателя 320 л.с. Емкость топливного бака — 300 л. Горловины бензобака и радиатора охлаждения расположены в моторном отделении справа по ходу танка. Доступ к горловинам бензобака и радиатора осуществляется через правый люк в крыше моторного отделения.
В настоящее время танк Т-III имеет вооружение из 50-мм танковой пушки, по основным характеристикам несколько превышающей отечественную 45-мм танковую пушку обр. 1938 г., что значительно увеличивает его боевые возможности по сравнению с танком указанного типа прежних выпусков с вооружением из 37-мм танковой пушки танков.
Кроме того, многие танки Т-III с 50-мм пушкой имеют усиленную толщину лобовой брони подбашенной коробки и башни (суммарно до 52-55 мм), что делает их непроницаемыми для бронебойных снарядов 45-мм противотанковой пушки на дистанции далее 400 м. Эти танки как правило, оснащены оборудованием для преодолении глубоких бродов и водных преград глубиной до 5 м. Масса таких танков составляет 22-22,5 т.
Все известные случаи применения трофейных средних танков Т-III в подразделениях Красной Армии подтверждают высокие боевые характеристики указанного типа танка.
Хорошая броневая защита среднего танка Т-III, высокая плавность его хода, большое количество и высокое качество приборов наблюдения позволяет рекомендовать применение указанного типа танка особенно в качестве машины командира танкового подразделения или танка для проведения разведки близкого тыла немецко-фашистских войск.
Немецкий танк PzKpfw III Ausf H, захваченный советскими бойцами. Июль 1941 г.
PzKpfw lII Ausf J в качестве машины командира танковой роты Т-60. Зима 1942 г.
При проведении разведки и/или диверсионных операций лучше всего преодолевать линию соприкосновения войск вечером, так как в это время немецкие окопы бывают заполнены большей частью не полностью и часто проходящий немецкий танк не вызывает особого любопытства и не проверяется немецкими пехотинцами, в то время как днем этого избежать значительно труднее. При боевых действиях на трофейных танках в глубине обороны противника в вечернее время, не рекомендуется открывать собственное освещение, и вести огонь из пулемета, так как освещение и пулеметный огонь могут выдать противнику место расположения своего танка.
Наиболее удачными бывают действия трофейных танков в расположении противника группами в количестве 2-х штук.
Будучи захваченным в ходе боев, танк подвержен ремонту большей частью в полевых условиях и с привлечением минимального количества материалов и оборудования. Агрегаты танка отличаются высокой надежностью и могут эксплуатироваться даже неквалифицированным водителем. Руководство по ремонту танка Т-III разрабатывается.
Для водителей, знакомых с вождением грузовых автомобилей, тракторов и танков, можно рекомендовать следующую последовательность заводки танка и начала движения.
Чтобы завести двигатель танка Т-III необходимо:
1. Поставить в среднее положение передний рычаг коробки перемены передач.
2. Открыть бензокраник, поставив в вертикальное положение его рукоятку, которая расположена на моторной перегородке за правым сиденьем.
3. Нажать и повернуть вправо по ходу танка рычажок переключателя массы, который находится в моторном отделении и расположен против дверцы моторной перегородки.
4. Утопить до отказа ключ в замке зажигания.
5. Нажать кнопку стартера, одновременно слегка нажимая ногой на педаль газа и правой рукой нажать вниз рукоятку пусковых жиклеров, расположенную на полу справа от сиденья водителя.
6. Если двигатель не завелся от стартера, необходимо взять заводную рукоятку, закрепленную на правом крыле, открыть лючок в кормовой (задней) части танка, вставить заводную рукоятку в храповик инерционного стартера и плавно провернуть против часовой стрелки в течение приблизительно полминуты.
После этого для заводки двигателя потянуть кольцо тросика, расположенное слева от храповика.
Чтобы начать движение на танке Т-III необходимо:
1. Проверить положение тормозной педали. Педаль должна быть в верхнем (приподнятом) состоянии.
2. Нажать левой ногой на педаль сцепления.
3. Не отпуская педали сцепления поставить передний рычаг коробки перемены передач в переднее (движение вперед) или заднее (назад) положение.
4. Поставить задний рычаг коробки перемены передач в положение, соответствующее нужной передаче.
5. Плавно отпустить педаль сцепления и, нажав одновременно на педаль газа, начать движение.
Чтобы быстро остановить танк, необходимо быстро нажать на педаль сцепления и одновременно сильно надавить педаль тормоза.
По управлению танк не имеет каких-либо особенностей, значительно отличающих его от танков отечественного производства.
Для поворота танка вправо или влево необходимо потянуть на себя соответствующий вертикальный рычаг поворота, одновременно нажав на педаль газа.
Для перевода танка на высшую передачу (для ускорения движения) необходимо передвинуть задний рычаг коробки перемены передач в положение, отмаркированное большей цифрой деления шкалы сектора, дать разгон танку, нажимая на педаль газа, после чего быстро нажать и отпустить педаль сцепления,
Перевод танка на низшую передачу производится аналогично.
Для остановки танка необходимо перевести задний рычаг коробки перемены передач в положение, соответствующее низшей передаче, затем нажать и быстро отпустить педаль сцепления. Затем, убедившись, что танк находится на низшей передаче, выжать педаль сцепления, одновременно нажав ногой на педаль тормоза, после чего перевести передний рычаг коробки перемены передач в среднее положение, прекратив зацепление мотора с коробкой перемены передач и отпустить педаль сцепления.
Не забывать после остановки танка вынуть ключ из замка зажигания, что приводит к глушению двигателя, после чего разомкнуть рычаг переключения массы, предотвращая разрядку аккумуляторной батареи.
Танк с 50-мм пушкой имеет те же основные механизмы управления, что и с 37-мм пушкой за исключением переключателя массы, который находится в моторном отделении на стенке слева по ходу танка.
Чтобы зарядить 37-мм или 50-мм пушку необходимо:
1. Рукоятку стопора клинового затвора, находящуюся с правой стороны в верхней части казенника, оттянуть вправо и подать вперед, пока стопор не сядет в гнездо. Затем подать на себя рукоятку затвора (расположенную внизу, с правой стороны казенника) и одновременно нажать на рычажок защелки, расположенный в рукоятке затвора, после чего затвор откроется.
2. Сложить снаряд в лоток и толчком дослать его в казенник, после чего затвор сам закроется. Пушка заряжена.
Прицеливание осуществлять через оптический прицел, закрепленный левее пушки. Горизонтальная и вертикальная наводка пушки осуществляются маховичками, также расположенными левее пушки.
Чтобы произвести выстрел необходимо, чтобы была включена масса, и работал двигатель, так как выстрел производится электроразрядным устройством.
Для этого необходимо произвести следующие действия:
1. Включить переключатель электроспуска, расположенный впереди указателя поворота башни.
2. Включить вилки в штепсели электроспуска, расположенные на передней стенке башни справа и слева от пушки,
3. Нажать на красную кнопку справа от пушки, после чего в окошке рядом с кнопкой появится буква «F»
4. Нажать на рычаг спуска, расположенный на рукоятке маховичка горизонтальной наводки пушки.
Использование танкового пулемета не имеет особенностей по сравнению с использованием пехотного пулемета МГ-34.
В случае невозможности использования захваченного танка, его необходимо обязательно привести в негодность, так как даже незначительно поврежденный танк может быть восстановлен и использован против войск Красной Армии.
Трофейный PzKpfw Ш Ausf H с десантниками. Зима 1942 г.
Интерьер башни танка PzKpfw III. Рисунок из руководства пo эксплуатации на русском языке.
Для этого необходимо сначала снять с танка пулеметы и спрятать, или унести их, для чего необходимо проделать следующее:
1. Открыть лючок маски танка, для чего нажать вверх рукоятку рычага лючка, расположенного впереди справа от пулеметов, и с усилием подать рычаг вперед до отказа.
2. Повернуть от себя запирающий рычажок крышки разъемного кожуха и откинуть крышку кожуха.
3. Повернуть от себя запирающий рычажок накидки, расположенной позади кожуха, и откинуть накидку.
4. Отвести вправо защелку накидной вилки, и откинуть вилку назад.
5. Поднять пулемет за среднюю часть и вынуть его, подавая назад.
Чтобы вынуть пулемет из шаровой установки необходимо повернуть его против движения часовой стрелки на 30-40° с тем, чтобы вывести прилив в продольный паз, после чего вынуть пулемет, подавая его назад.
Затем ударами кувалды или лома разрушить двигатель, коробку перемены передач и казенную часть орудия. Доступ к двигателю осуществляется через надмоторный люк, а к коробке перемены передач — через отделение управления. Если люки закрыты — открыть их при помощи большой отвертки, или ломика. Орудие можно испортить, всыпав в дуло горсть земли, после чего произвести из него выстрел.
При наличии в баке топлива танк можно взорвать, для чего положить на горловину бака пропитанные бензином, или маслом концы, тряпки или солому и зажечь их. Для полного разрушения танка можно укрепить у стыка лобового и бортового броневых листов брони с внутренней стороны заряд тола в 1,5-2 кг и взорвать его огневой трубкой, или электрическим запалом.
Но следует помнить, что грамотное использование захваченного танка принесет значительно больший вклад в приближение победы над немецко-фашистскими захватчиками.
Смерть немецким захватчикам!
Трофейные немецкие танки (в кадре — Pz.Kpfw. III) буксируют для ремонта на завод №264 в Сталинграде.
Общая панорама трофейной бронетехники, свезенной для ремонта на территорию филиала рембазы 82 в Москве (территория ). На фото четко различимы Pz. II, его огнеметная версия Pz. II «Flamm» («Фламинго»), Pz. III, Pz. 38 (t), StuG III, БТР Sd. Kfz. 252 и Sd. Kfz. 253.
Трофейный танк Pz.Kpfw. III из состава советского 107-го отдельного танкового батальона. Волховский фронт, апрель 1942 года.
Комиссар 107-го отдельного танкового батальона, вооруженного трофейными немецкими танками Pz.Kpfw. III и Pz.Kpfw. IV, И. Собченко проводит политинформацию среди бойцов. Волховский фронт.
Старший сержант Николай Барышев на трофейном танке Pz.Kpfw. III из состава 107-го отдельного танкового батальона. Волховский фронт.
Трофейный немецкий средний танк Pz.III командира Н.И. Барышева и его экипаж. 107-й отдельный танковый батальон, Волховский фронт, лето 1942 г.
Рабочие одного из заводов Москвы осматривают прибывший для ремонта танк PzKpfw III. После ремонта танк поступит на вооружение одного из советских танковых подразделений, укомплектованных трофейными немецкими танками.
Cтарший лейтенант А.И. Лосачев (командир взвода) дает задание командирам экипажей Н.И. Барышеву и И.И. Мишину. Cоветского 107-й отдельный танковый батальон, вооруженныйтрофейными немецкими танками PzKpfw IV и PzKpfw III. Волховский фронт. Фотография опубликована в газете «Ленинградская правда» №183(8289) от 4 августа 1942 г.
Советские танкисты на трофейной немецкой бронетехнике. Это отдельная рота трофейных танков, Западный фронт, март 1942 г. На переднем плане — средний танк Pz.III, далее — штурмовые орудия StuG III.
E
Е | |
Боевая масса, т | 19,5 |
Экипаж, чел. | 5 |
Габаритные размеры, мм: | |
длина с пушкой вперед | 5380 |
ширина | 2910 |
высота | 2440 |
клиренс | 385 |
Толщина брони, мм | |
лоб корпуса | 30 |
борт | 30 |
корма | 21 |
крыша | 17 |
днище | 16 |
лоб башни | 30 |
борт и корма | 30 |
Макс, скорость движ., км/ч: | |
по шоссе | 40 |
по местности | 18 |
Запас хода, км: | |
по шоссе | 165 |
по местности | 95 |
Преодолев, препятствия: | |
угол подъема, град. | 30 |
ширина рва, м | 2,0 |
высота стенки, м | 0,6 |
глубина брода, м | 0,8 |
Длина опорной поверхности, мм | 2860 |
Удельное давление, кг/см2 | 0,95 |
Удельная мощность, л.с./т | 15,3 |
История создания
После поражения в Первой Мировой войне, Версальским мирным договором Германии запрещалось иметь собственные бронетанковые войска. Исключение составляли разве что ограниченное количество бронемобилей, выделенных на нужды полиции.
Однако, начиная уже с 1925 года, немецкие инженеры тайно трудились над созданием новых немецких танков. Так появились первые модификации Panzerkampfwagen I, II, III и IV. Последняя же модель(Panzerkampfwagen IV), которую также назвали Т-IV, являлась самой массовой в плане производства. Этот средний бронированный танк вермахта выпускался серийно с 1937 по 1945 года, имел массу модификаций, и считается самым популярным немецким танком Второй Мировой войны.
Изначально средний немецкий танк Panzerkampfwagen IV создавался как танк артиллерийской поддержки и отлично справлялся с задачами по подавлению огневых точек соперника. Но при этом был практически бесполезен в танковых поединках. Первые бой эта машина вермахта приняла в 1939 году. В ходе польской кампании немцы потеряли 19 таких машин, во Франции было утрачено еще 79 единиц. Но уже к 1941 года немцы обладали 517-ю танками Panzerkampfwagen IV, 439 из которых принимали участие в реализации операции “Барбаросса”.
J L/60
J L/60 | |
Боевая масса, т | 21,5 |
Экипаж, чел. | 5 |
Габаритные размеры, мм: | |
длина с пушкой вперед | 6280 |
ширина | 2950 |
высота | 2500 |
клиренс | 385 |
Толщина брони, мм | |
лоб корпуса | 50 |
борт | 30 |
корма | 50 |
крыша | 17 |
днище | 16 |
лоб башни | 30 |
борт и корма | 30 |
Макс, скорость движ., км/ч: | |
по шоссе | 40 |
по местности | 18 |
Запас хода, км: | |
по шоссе | 155 |
по местности | 85 |
Преодолев, препятствия: | |
угол подъема, град. | 30 |
ширина рва, м | 2,0 |
высота стенки, м | 0,6 |
глубина брода, м | 0,8 |
Длина опорной поверхности, мм | 2860 |
Удельное давление, кг/см2 | 0,94 |
Удельная мощность, л.с./т | 13,9 |
F
F | |
Боевая масса, т | 19,8 |
Экипаж, чел. | 5 |
Габаритные размеры, мм: | |
длина с пушкой вперед | 5380 |
ширина | 2910 |
высота | 2440 |
клиренс | 385 |
Толщина брони, мм | |
лоб корпуса | 30 |
борт | 30 |
корма | 21 |
крыша | 17 |
днище | 16 |
лоб башни | 30 |
борт и корма | 30 |
Макс, скорость движ., км/ч: | |
по шоссе | 40 |
по местности | 18 |
Запас хода, км: | |
по шоссе | 165 |
по местности | 95 |
Преодолев, препятствия: | |
угол подъема, град. | 30 |
ширина рва, м | 2,0 |
высота стенки, м | 0.6 |
глубина брода, м | 0,8 |
Длина опорной поверхности, мм | 2860 |
Удельное давление, кг/см2 | 0,95 |
Удельная мощность, л.с./т | 15,1 |
H
Н | |
Боевая масса, т | 21,8 |
Экипаж, чел. | 5 |
Габаритные размеры, мм: | |
длина с пушкой вперед | 5410 |
ширина | 2950 |
высота | 2440 |
клиренс | 385 |
Толщина брони, мм | |
лоб корпуса | 30 +30 |
борт | 30 |
корма | 30 |
крыша | 17 |
днище | 16 |
лоб башни | 30 |
борт и корма | 30 |
Макс, скорость движ., км/ч: | |
по шоссе | 40 |
по местности | 18 |
Запас хода, км: | |
по шоссе | 165 |
по местности | 95 |
Преодолев, препятствия: | |
угол подъема, град. | 30 |
ширина рва, м | 2,0 |
высота стенки, м | 0,6 |
глубина брода, м | 0,8 |
Длина опорной поверхности, мм | 2860 |
Удельное давление, кг/см2 | 0,94 |
Удельная мощность, л.с./т | 13,7 |
G
G | |
Боевая масса, т | 20,3 |
Экипаж, чел. | 5 |
Габаритные размеры, мм: | |
длина с пушкой вперед | 5410 |
ширина | 2950 |
высота | 2440 |
клиренс | 385 |
Толщина брони, мм | |
лоб корпуса | 30 |
борт | 30 |
корма | 30 |
крыша | 17 |
днище | 16 |
лоб башни | 30 |
борт и корма | 30 |
Макс, скорость движ., км/ч: | |
по шоссе | 40 |
по местности | 18 |
Запас хода, км: | |
по шоссе | 165 |
по местности | 95 |
Преодолев, препятствия: | |
угол подъема, град. | 30 |
ширина рва, м | 2,0 |
высота стенки, м | 0,6 |
глубина брода, м | 0,8 |
Длина опорной поверхности, мм | 2860 |
Удельное давление, кг/см2 | 0,95 |
Удельная мощность, л.с./т | 14,7 |
M
M | |
Боевая масса, т | 22,7 |
Экипаж, чел. | 5 |
Габаритные размеры, мм: | |
длина с пушкой вперед | 6410 |
ширина | 2950 |
высота | 2500 |
клиренс | 385 |
Толщина брони, мм | |
лоб корпуса | 50+20 |
борт | 30 |
корма | 50 |
крыша | 18 |
днище | 16 |
лоб башни | 57 |
борт и корма | 30 |
Макс, скорость движ., км/ч: | |
по шоссе | 40 |
по местности | 18 |
Запас хода, км: | |
по шоссе | 155 |
по местности | 85 |
Преодолев, препятствия: | |
угол подъема, град. | 30 |
ширина рва, м | 2,0 |
высота стенки, м | 0,6 |
глубина брода, м | 1,3 |
Длина опорной поверхности, мм | 2860 |
Удельное давление, кг/см2 | 0,94 |
Удельная мощность, л.с./т | 13,2 |
** В числителе — для танков, переделанных из Ausf.L, в знаменателе — из Ausf.M.
J L/42
J L/42 | |
Боевая масса, т | 21,5 |
Экипаж, чел. | 5 |
Габаритные размеры, мм: | |
длина с пушкой вперед | 5520 |
ширина | 2950 |
высота | 2500 |
клиренс | 385 |
Толщина брони, мм | |
лоб корпуса | 50 |
борт | 30 |
корма | 50 |
крыша | 17 |
днище | 16 |
лоб башни | 30 |
борт и корма | 30 |
Макс, скорость движ., км/ч: | |
по шоссе | 40 |
по местности | 18 |
Запас хода, км: | |
по шоссе | 155 |
по местности | 85 |
Преодолев, препятствия: | |
угол подъема, град. | 30 |
ширина рва, м | 2,0 |
высота стенки, м | 0,6 |
глубина брода, м | 0,8 |
Длина опорной поверхности, мм | 2860 |
Удельное давление, кг/см2 | 0,94 |
Удельная мощность, л.с./т | 13,9 |
L
L | |
Боевая масса, т | 22,7 |
Экипаж, чел. | 5 |
Габаритные размеры, мм: | |
длина с пушкой вперед | 6280 |
ширина | 2950 |
высота | 2500 |
клиренс | 385 |
Толщина брони, мм | |
лоб корпуса | 50 +20 |
борт | 30 |
корма | 50 |
крыша | 18 |
днище | 16 |
лоб башни | 57 |
борт и корма | 30 |
Макс, скорость движ., км/ч: | |
по шоссе | 40 |
по местности | 18 |
Запас хода, км: | |
по шоссе | 155 |
по местности | 85 |
Преодолев, препятствия: | |
угол подъема, град. | 30 |
ширина рва, м | 2,0 |
высота стенки, м | 0,6 |
глубина брода, м | 0,8 |
Длина опорной поверхности, мм | 2860 |
Удельное давление, кг/см2 | 0,94 |
Удельная мощность, л.с./т | 13,2 |
** В числителе — для танков, переделанных из Ausf.L, в знаменателе — из Ausf.M.