В годы Великой Отечественной войны в СССР не производились бронетранспортеры, предназначенные для доставки подразделение в ходе боя. Имелись только колесные пушечные и пулеметные бронеавтомобили, построенные на базе коммерческих грузовиков ГАЗ или ЗиС.
После окончания военных действий встал вопрос создания новой машины, тем более что имелся опыт использования американских бронетранспортеров, поставлявшихся по Ленд-Лизу. Свою лепту внесли и германские полугусеничные машины Sd.Kfz.250 и 251, которые широко применялись в годы войны противником, да и наши войска трофеями не брезговали. Итогом этих наработок стал колесный бронетранспортер БТР-152, который был выпущен тиражом более 12,4 тыс. экземпляров и находится на вооружении ряда стран и поныне.
БТР-152 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-152 — тяжелый трехосный полноприводный бронетранспортер начали проектировать конструкторы Московского автомобильного завода в ноябре 1946 года. В разработке конструкции бронетранспортера БТР-152 принимали участие Б. М. Фиттерман (руководитель), К. М. Андросов, Петренко, В. Ф. Родионов, П. П. Черняев, Н. И. Орлов и др. В конце 1949 года бронетранспортер успешно прошел государственные испытания, а 24 марта 1950 года был принят на вооружение. Труд создателей бронетранспортера был высоко оценен. Они были в 1950 году удостоены Государственной премии.
дальнейшее чтение
- Брайан Перретт, Советская броня с 1945 года
, Blandford Press, Лондон, 1987. ISBN 0-7137-1735-1 - Дэвид Марков и Стивен Дж. Залога, Советский / российский опыт проектирования бронетехники и артиллерии с 1945 г. по настоящее время
, Эндрю Халл. ISBN 1-892848-01-5 - Доспехи и артиллерия Джейн 2005–2006
- Мустафа Эль-Асад, Гражданские войны, том 1: Оружейные грузовики
, Книги Blue Steel, Сидон 2008. ISBN 978-9953012568 - Самер Кассис, 30 лет военной технике в Ливане
, Бейрут: Elite Group, 2003. ISBN 9953-0-0705-5 - Самер Кассис, Véhicules Militaires au Liban / Военные автомобили в Ливане 1975–1981 гг.
, Trebia Publishing, Chyah 2012. ISBN 978-9953-0-2372-4 - Сэмюэл М. Кац и Рон Волстад, Поле битвы Ливан
, Concord Publications, Гонконг, 1990. ISBN 962-361-003-3 - Лоран Тушар, Guerre dans le bush! Слепые бои родезийской армии (1964–1979)
, Batailles & Blindés Magazine № 72, апрель – май 2016 г., стр. 64–75. ISSN 1765-0828 (в Французский)
БТР-152 — видео
Компоновочная схема среднего бронетранспортера была идентична компоновочной схеме среднего бронетранспортера БТР-40. Она также включала четыре отделения, располагавшиеся по длине корпуса от носа к корме в следующем порядке: силовой установки (моторное), управление, десантное, которое при необходимости можно было использовать как боевое отделение, и трансмиссионное, располагавшееся под первыми тремя отделениями. Бронетранспортер БТР-152 был выполнен по безрамной схеме, обеспечивающей меньшую массу за счет исключения рамы и меньшую габаритную высоту. Эта схема предусматривала крепление к бронированному корпусу машины, обладавшему необходимой прочностью и жесткостью двигателя, агрегатов и узлов трансмиссии, ходовой части серийного грузового автомобиля ЗИС-151.
В бронетранспортере отсутствовала крыша в десантном отделении; имелись амбразуры, прикрытые броневыми заслонками, для стрельбы из личного оружия десантников из дверей в отделении управления и кормовой части десантного отделения. В отделении управления предусматривалось размещение двух человек — водителя и командира бронетранспортера, в десантном отделении — 17 человек. В смотровых люках водителя и командира бронетранспортера устанавливались приборы наблюдения — многослойные стеклоблоки широкого обзора.
Бронетранспортер БТР-152 был вооружен пулеметом СГМБ, образца 1949 года, который мог устанавливаться на одном из четырех вертлюжных кронштейнов — курсовом (основном), установленным над отделением управления, бортовых и кормовом. Углы горизонтального обстрела пулемета, установленного на курсовом и кормовом кронштейнах, составляли 170 , и на бортовых кронштейнах 120-145 градусов вертикального обстрела пулемета составляли от -15 до 4-43 градусов. Боекомплект бронетранспортера составлял 1250 патронов (5 лент).
Бронетранспортер БТР-152 был укомплектован танковой коротковолновой приемо-передающей радиостанцией Р-113. Схема расположения двигателя, агрегатов и узлов трансмиссии бронетранспортера отличалась простотой. Она давала возможность значительного сокращения колесной базы по сравнению с одноименным параметром базовой машины (на 385 мм), чем обеспечивалось сокращение габаритной длины машины. С целью получения хороших тягово-скоростных качеств бронетранспортера, мощность его двигателя, допускавшего форсирование по частоте вращения коленчатого вала и степени сжатия, была повышена до 80,9 кВт (110 л.с.). Подвеска бронетранспортера, состоявшая из продольно расположенных полуэллиптических рессор с гидравлическими амортизаторами двустороннего действия переднего моста и балансирной для задней тележки, обеспечивала возможность движения по грунтовым дорогам и местности с достаточно высокой средней скоростью — до 20-25 км/ч. Бронетранспортер имел 38 мест смазки, требовавших разных видов смазки и масел для 55 точек смазки. Величины преодолеваемых бронетранспортером профильных препятствий практически не изменились по сравнению с его базовой машиной.
В 1950 году параллельно с основной моделью бронетранспортера была разработана его модификация БТР-152А, вооруженная двумя спаренными крупнокалиберными 14,5-мм пулеметами КПВ, образца 1944 года, предназначенных для поражения воздушных, летящих на высоте до 2000 м, и легкобронированных целей на расстоянии до 1000 м, которые были установлены на турельной установке в десантном отделении, обеспечивающей круговой горизонтальный обстрел с углом возвышения до 90 градусов. Боекомплект состоял из 1200 патронов к пулеметам (24 ленты). Число десантников у этой модификации было уменьшено до восьми человек.
Схема расположения двигателя, агрегатов и узлов трансмиссии модификации бронетранспортера БТР-152В практически не изменилась по сравнению со схемой основной модели, за исключением дополнительно включенных в нее элементов привода лебедки. Подвеска этой модификации бронетранспортера практически не изменилась.
В 1955 году параллельно с модификацией бронетранспортера БТР-152В была разработана ее модификация — БТР-152Е, вооруженная двумя спаренными крупнокалиберными 14,5-мм пулеметами КПВ, образца 1944 года, которые были установлены в ее десантном отделении аналогично бронетранспортеру БТР-152А. Б 1955 году была разработана и начала серийно выпускаться модификация бронетранспортера БТР-152В, отличавшаяся от замененной ею основной модели агрегатами и узлами трансмиссии и ходовой части новой машины (ЗИЛ-157), шинами увеличенного профиля (12,00-18″ вместо 9,00-20″), системой регулирования внутреннего давления воздуха в шинах с наружным прдводом воздуха к шинам, воздушным компрессором повышенной производительности с водяным охлаждением головки, увеличенным передаточным отношением главной передачи мостов, лебедкой, карбюратором и пусковым подогревателем двигателя.
В 1958 году была разработала и начала серийно выпускаться модификация бронетранспортера БТР-152В1, отличавшаяся от бронетранспортера БТР-152В более совершенной системой регулирования внутреннего давления воздуха в шинах — с внутренним подводом воздуха к шинам, подшипниками скольжения ступиц балансирной подвески задней тележки, заменивших подшипники качения, установкой прибора ночного видения водителя и отопителем отделения управления и десантного отделения. Прибор ночного видения водителя (мод. ТВН-2) представлял собой перископическую бинокулярную оптическую систему с электронно-оптическим преобразователем невидимого изображения объекта в видимое при облучении дороги и объектов инфракрасными лучами. В 1959 году была разработана и начала серийно выпускаться еще одна модификация бронетранспортеров этого типа — БТР-152К, отличавшаяся от ранее выпускавшихся моделей корпусом с бронированной крышей, позволявшей защитить от огня сверху личный состав, находящийся в десантном отделении, и герметизировать отделение управления и десантное. В крыше корпуса имелись три люка с крышами для посадки (высадки) десантников и два смотровых люка. С целью сохранения боевой массы модификации как у основной модели, число десантников у нее уменьшили до 13 человек.
Внутри БТР-152
Рекомендации
- ^ абcdежграммчасяjkл
«мягкая земля». Архивировано из оригинал 30 декабря 2007 г. - ^ абcdежграммчасяjkлмпопq
«Бронетранспортер БТР-152». Получено 24 декабря 2014. - «БТР-152». Архивировано из оригинал 10 февраля 2008 г.
- ^ абcdежграммчасяjkл
Администратор. «БТР 152 [ЗСРР] — Pancerni.net». Архивировано из оригинал 2 октября 2011 г.. Получено 24 декабря 2014. - ^ абc
AMW — Agencja Mienia Wojskowego В архиве 1 марта 2007 г. Wayback Machine - ^ аб
Администратор. «БТР 152 [ZSRR]: Строна 2 — Pancerni.net». Архивировано из оригинал 18 августа 2007 г.. Получено 24 декабря 2014. - ^ аб
Грин, Майкл (1997).
Бронетанковая война во Вьетнамской войне: редкие фотографии из архивов военного времени
. Южный Йоркшир: Pen & Sword Books Ltd., стр. 68–69. ISBN 978-1781593813 . - ^ абcdе
Красиво, Рональд.
Оружейные системы Джейн, 1979–80
(Изд. 1979 г.). Макдональд и Джейнс Паблишерс Лтд., Стр. 313–368. ISBN 978-0-531-03299-2 . - ^ абcdежграммчасяjkлмпопqрs
Кристофер Ф. Фосс (1976).
Боевая бронированная машина Jane’s World
(Издание 1976 г.). Макдональд и Джейнс Паблишерс Лтд., Стр.262–269. ISBN 0-354-01022-0 . - ^ аб
Перретт,
Советская броня с 1945 года
(1987) стр. 65. - ^ абcd
Киннер, Джеймс (2008).
Русские броневики 1930-2000 гг.
. Дарлингтон, Мэриленд (США): Darlington Productions Inc., стр.189–190. ISBN 978-1-892848-05-5 . - ^ абcdеж
Такер, Спенсер.
Энциклопедия ближневосточных войн: Соединенные Штаты в Персидском заливе, Афганистан и конфликты в Ираке, том 1
. Санта-Барбара, Калифорния, США: ABC-CLIO, 2010. стр. 243 - ^ абcdеж
«Красная Звезда: БТР-152». Шербур-ан-Котантен, Франция: Elephorm en Alsacréations, Lopez и Houbre. 2010. Архивировано с оригинал 28 октября 2014 г.. Получено 29 октября 2016. - ^ абcdежграммчасяjkлмпопqрsттыvшИксуzааabacобъявлениеаеафагахайajакаль
«Торговые регистры». Armstrade.sipri.org. Получено 20 июн 2013. - Институт оборонного анализа, разные (1995). Советские / российские практики проектирования бронетехники и артиллерии: 1945-1995 гг.
. Квантико: Разведывательное управление Корпуса морской пехоты США. п. 5. OCLC 33890115. - ^ абc
Schmidl, Erwin A .; Риттер, Ласло (2006).
Венгерская революция 1956 г.
. Оксфорд: Osprey Publishing. стр.–47. ISBN 9781846030796 . - ^ аб
Кэмпбелл, Дэвид (2016).
Израильский солдат против сирийского солдата: Голанские высоты 1967–73
. Оксфорд: Osprey Publishing. С. 1–61. ISBN 978-1472813305 . - ^ аб
Кордесман, Энтони Х. (2006).
Арабо-израильские вооруженные силы в эпоху асимметричной войны
. Издательская группа «Гринвуд». п. 132. ISBN 0275991865 . - ^ абc
Том Купер и Альберт Грандолини (19 января 2015 г.).
Ливийские воздушные войны: Часть 1: 1973–1985
(Издание 2015 г.). Гелион и Ко. Лтд., Стр. 37–39. ISBN 978-1-909982-39-0 . - Купер, Томас (2015). Крылья над Огаденом: эфиопско-сомалийская война, 1978–1979 гг.
. Солихалл: Helion & Company. С. 21–22. ISBN 978-1909982383 . - Кордесман, Энтони (2016). После бури: изменение военного баланса на Ближнем Востоке в ХХ веке
. Лондон: Bloomsbury Academic. п. 733. ISBN 978-1474292573 . - Портер, Брюс Д. (1986). СССР в конфликтах третьего мира: советское оружие и дипломатия в локальных войнах
. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. С. 200–201. ISBN 978-0521310642 . - Айеле, Фантахун (2014). Эфиопская армия: от победы к краху, 1977-1991 гг.
. Эванстон, Иллинойс (США): Northwestern University Press. С. 113–114. ISBN 978-0810130111 . - Исби, Дэвид (1981). Оружие и тактика Советской Армии
. Лондон: Информационная группа Джейн. С. 113–114. ISBN 978-0710603524 . - Моркрафт, Пол Л.; Маклафлин, Питер (Апрель 2008 г.) [1982]. Родезийская война: военная история
. Барнсли: Книги о ручке и мече. С. 96–97. ISBN 978-1-84415-694-8 . - ^ аб
Весселс, Ханнес (2015).
Горстка крутых людей: САС и битва за Родезию
(Первое изд.). Филадельфия: Каземат Издатели. С. 240–241. ISBN 978-1612003450 . - Эмерсон, Стивен А. (2014). Битва за Мозамбик: борьба Фрелимо-Ренамо, 1977-1992 гг.
. Гелион и компания. п. 89. ISBN 978-1909384927 . - Залога, Стивен Дж. (2003). Танковые сражения Средневосточных войн (2): Войны 1973 года по настоящее время
. Гонконг: публикации Concord. п.. ISBN 962-361-613-9 . - ^ абcdе
Кристофер Ф. Фосс (16 мая 2000 г.).
Руководство по распознаванию танков и боевых машин Джейн
(2000 изд.). Издательство Харпер Коллинз. п.376. ISBN 978-0-00-472452-2 . - ^ абcdежграммчасяjkлмпопqрsт
JED Справочник военной техники - Чант, Кристофер (1987). Сборник вооружений и военной техники
. Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. С. 61–68. ISBN 0-7102-0720-4 . OCLC 14965544. - ^ абc
«-152 (БТР-152) :: -. (R1a.ru)». Архивировано из оригинал 28 сентября 2011 г.. Получено 24 декабря 2014. - «Бронетранспортер БТР-152». Архивировано из оригинал 30 января 2008 г.. Получено 29 января 2008.
- Điểm qua một số chương trình nâng cấp vũ khí nổi bật của VN (P3) — 10. Nâng cấp xe thiết giáp БТР-152 Soha.vn (на вьетнамском языке)
- БТР-152 Việt Nam nâng cấp thành công «ông già thép» Kienthuc.net.vn (на вьетнамском языке)
- Nghiệm thu cải tiến, nâng cấp xe thiết giáp БТР-152 В архиве 22 июня 2014 г. Wayback Machine Quân Đội Nhân Dân (на вьетнамском языке)
- «Факты о Гвинее-Бисау». Институт исследований безопасности в Африке. 2009. Архивировано 5 января 2009 года.. Получено 1 декабря 2014.CS1 maint: BOT: статус исходного URL-адреса неизвестен (связь)
- Тушар, Лоран (18 июня 2013 г.). «Armée malienne: le difficile invaire» [Малийская армия: сложная инвентаризация]. Jeune Afrique
(На французском). - ^ аб
Гай Мартин. «Силы обороны Намибии». Получено 24 декабря 2014. - «Силы народной обороны Сейшельских островов». defenceweb.co.za. 29 октября 2013 г.. Получено 4 ноября 2016.
- Саймон Бэйнхэм (1992). Зимбабве в переходный период
(Октябрь 1992 г.). Almqvist & Wiksell International. п. 240. ISBN 978-9122015086 . - Хенн, Фрэнсис (2004). Немного жаркий бизнес: Силы Организации Объединенных Наций на Кипре до и во время турецкого вторжения 1974 года
. Каземат Издатель. С. 67–68. ISBN 9781844150816 . Получено 16 марта 2015. - Журнал Армия, выпуск 8/09
- «Бронетранспортер (БТР) БТР-152». www.m militaryfactory.com
. - Эбботт, Питер (20 февраля 2014 г.). Современные африканские войны (4): Конго 1960–2002 гг.
. Оружие 492. Osprey Publishing. п. 33. ISBN 9781782000761 . - Кассис, 30 лет военной технике в Ливане
(2003), стр. 66. - Эль-Асад, Гражданские войны, том 1: Оружейные грузовики
(2008), стр. 95. - Кассис, Véhicules Militaires au Liban / Военные машины в Ливане
(2012), стр. 58-60. - Янн Маэ, La Guerre Civile Libanese, неописуемый хаос! (1975–1990)
, Trucks & Tanks Magazine 41, январь – февраль 2014 г., ISSN 1957-4193, п. 79. - Кассис, 30 лет военной технике в Ливане
(2003), стр. 37. - Кассис, 30 лет военной технике в Ливане
(2003), стр. 58. - «Макетные фотографии БТР-152 ливанских ополченцев Tigers Militia в масштабе 1/35 с 40-мм артиллерийской установкой AA QF Bofors, около 1976 г.». Архивировано из оригинал 1 декабря 2022 г.. Получено 18 февраля 2022.
- Тушар, Guerre dans le bush! Слепые бои родезийской армии (1964–1979)
, п. 70.
Модификации
БТР-152А с зенитной установкой ЗПТУ-4
В 1955 году было изготовлено несколько опытных образцов БТР-152А с зенитной установкой ЗПТУ-4
БТР-152А с зенитной установкой ЗПТУ-2
БТР-152А (1951) — с зенитной установкой ЗПТУ-2 из пулемётов КПВ калибром 14,5 мм. Серия в 1952-55 гг. на ЗиС, 719 машин. Боевая масса – 8,6 т. Экипаж – 10 чел.
БТР-152И
БТР-152И (1957) — машина управления, с высоким закрытым корпусом. Серия в 1957-62 гг. на ЗиЛ и БАЗ
БТР-152В1
БТР-152В1 (1957) — снабжён прибором ночного видения ТВН-2 и усовершенствованной системой регулировки давления в шинах (подвод воздуха осуществляется через ступицу колеса). Серия на ЗиЛ (в 1957-59 гг., 611 машин) и БАЗ (в 1960-62 гг.)
БТР-152Э1
БТР-152Э1 – экспортное исполнение базового БТР-152В1, предназначенное для поставки в армии дружественных СССР стран. Среди прочего эти машины поставлялись и на Ближний Восток, в частности, в Египет.
Операторы
Карта с операторами БТР-152 синим цветом и бывшими операторами красным
Текущие операторы
- Ангола: 50[15]
- Камбоджа: 30[15]
- Китайская Народная Республика: Обратный инжиниринг как Тип 56
[15] - Конго: 20[15]
- Куба: 150[15]
- Экваториальная Гвинея: 10[15]
- Эфиопия: 100[15]
- Гвинея: 6[15]
- Гвинея-Бисау: 20; Тип 56
вариант[38] - Лаос[30]
- Мали: 10 получено.[15] Только 1 в эксплуатации по состоянию на 2011 год[Обновить].[39]
- Монголия: 50[15]
- Мозамбик: 106[15]
- Намибия: 6[40]
- Никарагуа: 120[15]
- Северная Корея: 350[15]
- Сейшельские острова[41]
- Судан: 37[15]
- Сирия: 600[15]
- Танзания: 55, 30 БТР-152 и 25 Тип 56
[15] - Уганда: 74[15]
- Вьетнам: 160 Тип 56
[15] - Зимбабве: 16[42]
Бывшие операторы
- Афганистан: 100[15]
- Албания[9]
- Алжир: 350[15]
- Болгария[9]
- Центрально-Африканская Республика[30]
- Кипр: 32[43]
- Восточная Германия: 759; Немецкое обозначение SPW-152
[15] - Египет: 1000; вероятно заменен Валид
[15] - Эстония: 5[44]
- Грузия[45]
- Венгрия: 160[15]
- Индия: 250[15]
- Индонезия: 30[15]
- Иран: 300[15]
- Ирак: 200[15]
- Израиль: 1500; захвачен из Египта и Сирии[19]
- Ливия[13]
- Северный Йемен: 20[15]
- Польша: 400[15]
- Румыния: 100[15]
- Сомали: 265[15]
- Южный Йемен: 100[15]
- Советский союз[8]
- Шри-Ланка: 10[15]
- Югославия: 40[15]
- Заир: small number[46]
Бывшие негосударственные операторы
- Аль-Мурабитун: 5; унаследованный от ООП[47][48]
- ФРОЛИНАТ[20]
- Kataeb Регулирующие силы (KRF): передано Израилем и Сирией[49][50]
- Ливанские силы: унаследовано от КРФ и Тигры Ополчение[51]
- Организация Освобождения Палестины (ООП): передана Советским Союзом и Сирией[9]
- Прогрессивная социалистическая партия/Народно-освободительная армия (Друзы НОАК): переданы Сирией[52]
- Армия Южного Ливана (SLA): передано Израилем[31]
- СВАП/Народно-освободительная армия Намибии (ПЛАН): 6; передан Советским Союзом и Анголой[40]
- Тигры Ополчение: сдано Израилем и Сирией[53]
- Народно-революционная армия Зимбабве (ЗИПРА): 15; передан Советским Союзом[54]
Тактико-технические характеристики БТР-152
Экипаж, чел.: 2 Десант, чел.: 19 Годы производства: с 1947 по 1962 Количество выпущенных, шт.: 12 421
Вес БТР-152
— 8,7 тонн (8,95 с лебёдкой)
Размеры БТР-152
— Длина корпуса, мм: 6830 — Ширина корпуса, мм: 2320 — Высота, мм: 2410 — База, мм: 3880 — Колея, мм: 1720..1742 — Клиренс, мм: 295
Броня БТР-152
— Тип брони: стальная катаная — Лоб корпуса, мм/град.: 13 — Борт корпуса, мм/град.: 6..10,8 — Корма корпуса, мм/град.: 9 — Днище, мм: 4 — Крыша корпуса, мм: 5..8
Вооружение БТР-152
— Пулемёты: 1 х 7,62-мм СГМБ — Дальность стрельбы, км: до 2,3
Двигатель БТР-152
— Тип двигателя: ЗИЛ-123В — Мощность двигателя, л. с.: 110
Скорость БТР-152
— Скорость по шоссе, км/ч: 65 — Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20..50 — Запас хода по шоссе, км: 550 — Запас хода по пересечённой местности, км: 430 — Удельная мощность, л. с./т: 12,3
— Колёсная формула: 6 × 6 — Тип подвески: зависимая рессорная — Преодолеваемый подъём, град.: 30 — Преодолеваемая стенка, м: 0,6 — Преодолеваемый ров, м: 0,8 — Преодолеваемый брод, м: 0,8
Содержание
- 1 История 1.1 Разработка
- 1.2 Служба
- 3.1 Бывший Советский Союз
- 4.1 Текущие операторы