Бронетранспортёр БТР-80 служил в Советской Армии с середины 80-х годов. В последующие годы он стал основной бронемашиной мотострелковых войск России и бывших советских республик. Активно поставляли бронетранспортёр и на экспорт. Однако недостаточные огневая мощь и защищённость броневика вынудили конструкторов уже в 90-е годы заняться разработкой машины нового поколения.
В начале 2000-х годов испытания нового БТР-90 завершились и его официально приняли на вооружение. Бронемашина активно рекламировалась. Но вместо неё на вооружение начал поступать разработанный в Арзамасе вариант БТР-82А – сильно модернизированный БТР-80.
Конструкция
Броневой корпус БТР-82А достался ему от предшественника без изменений. Он сваривается из катаной стальной брони толщиной 7-10 мм. По современным меркам такой защиты может не хватать даже для защиты от бронебойных пуль нормального калибра. Выживаемость экипажа и десанта, впрочем, повышена за счёт появления внутреннего противоосколочного подбоя из кевлара. Уязвим бронетранспортёр и для кумулятивных зарядов, вплоть до 40 мм гранат.
Конструкция башни изменилась – теперь это унифицированный модуль, оснащённый системой стабилизации вооружения в двух плоскостях и электрическими приводами. Оптический прицел 1ПЗ-2 с четырёхкратным увеличением заменён на комбинированный прибор ТКН-4ГА с дневным и ночным каналами.
На модификации прицела ТКН-4ГА-03 ночной канал заменён тепловизионным. Старую рацию Р-173 заменила Р-168, входящая в состав комплекса «Акведук» и способная принимать цифровую информацию.
На смену командирскому прибору наблюдения ТКН-3 пришёл ТКН-АИ с лазерной подсветкой. Оснащён БТР-82А и спутниковой навигацией.
Восьмицилиндровый дизель КАМАЗ-740 развивает 300 л.с. (двигатель БТР-80 выдавал 260 л.с.), за счёт чего подвижность бронетранспортёра не снизилась даже при возросшей массе. Ходовая часть изменилась незначительно – в конструкцию внедрили новые карданы, заменили устаревшие редукторы.
Коробка передач осталась механической, с пятью ступенями. А вот вспомогательная силовая установка на российские бронетранспортёры раньше не устанавливалась. Теперь электронное оборудование бронемашины может функционировать на стоянках, не нагружая двигатель и не разряжая аккумуляторы.
Размещение экипажа осталось прежним – механик-водитель и командир на передних сиденьях, за ними наводчик и мотострелки. Из-за того, что башня стала необитаемым модулем, оператор вооружения сидит не прямо в ней, а в боевом отделении.
Сохранились шесть бортовых амбразур для ведения огня из индивидуального оружия.
Не изменился у БТР-82А и способ высадки десанта — через бортовые двери либо люки в крыше. Уровень комфорта в бронетранспортёре повысился: во-первых, фильтровентиляционная установка может работать в качестве кондиционера, во-вторых, кевларовый подбой обеспечивает некоторую термо- и шумоизоляцию.
Живучесть бронетранспортёра при поражении обеспечивает и новая система пожаротушения. Но средства противоминной защиты остаются ограниченными. Старый корпус не обладает оптимальной для гашения ударной волны конфигурацией. А его малая высота не позволяет установить противокомпрессионные сиденья.
Бронетранспортер БТР-82
БТР-82 и БТР-82А – это российские бронетранспортеры, разработанные на рубеже прошлого и нынешнего десятилетия. По сути, создание этих машин является очередной попыткой модернизации старой и заслуженной боевой машины БТР-80. Конструкторы ставили перед собой задачу сделать на базе БТР-80 машину с более высоким уровнем защиты, огневой мощи и подвижности, а также значительно улучшить эксплуатационные характеристики бронетранспортера. Разработка новых машин началась в 2009 году, а уже через год БТР-82 и БТР-82А были переданы на испытания, после прохождения которых обе модификации бронетранспортера были приняты на вооружение. Серийное производство БТР-82 и БТР-82А налажено на Арзамасском машиностроительном заводе. В настоящее время на вооружении ВС РФ находится более 1200 единиц, кроме того, БТР-82А эксплуатируется еще в вооруженных силах Республики Казахстан (190 штук), а в 2022 году его планировала закупить Беларусь. Причем Казахстан закупил бронетранспортеры еще до того, как они были приняты на вооружение российской армией. БТР-82А поставляется в Сирию, хотя точное количество бронетранспортеров, отправленных в эту страну, неизвестно.
Базовой считается модель БТР-82, бронетранспортер БТР-82А отличается от нее только боевым модулем с 30-мм автоматической пушкой 2А72. Всего существует четыре модификации бронетранспортера. По мнению отечественных экспертов, проведенная модификация значительно улучшила тактико-технические характеристики бронетранспортеров. В 2014 году, по мнению авторитетного международного издания Army Technology, российский БТР-82А вошел в десятку лучших мировых машин подобного класса.
История создания
БТР-80 был разработан в начале 80-х годов на базе бронетранспортёра БТР-70, с учетом всех недостатков, которые были выявлены в тяжелых условиях Афганистана. Серийное производство машины началось в 1984 году. БТР-80 – одна из наиболее известных и заслуженных советских бронемашин, также ее можно назвать одной из наиболее удачных. БТР-80 имел хорошие технические характеристики, достойный уровень броневой защиты, обладал хорошей маневренностью и приличной огневой мощью. БТР-80 активно использовался в Афганской войне, позже эта боевая машина участвовала во всех конфликтах на постсоветском пространстве. Бронетранспортер активно экспортировался, в настоящее время он состоит на вооружении 26 армий мира. Однако с момента принятия бронетранспортера на вооружение прошло уже более тридцати лет, за это время требования к машинам подобного класса несколько изменились. Современные бронетранспортеры отличаются высокой огневой мощью, продуманной эргономикой, существенно вырос уровень их защищенности. Особенное внимание уделяется защите бронетранспортеров от мин и фугасов.
Исходя из всего вышесказанного, неудивительно, что у руководства российских вооруженных сил появились планы по глубокой модернизации БТР-80, машины, которая уже давно стала одной из основных «рабочих лошадок» сухопутных войск РФ. Решение о начале работ по модернизации было принято в 2008 году, исполнителями работ были выбраны и ОАО «Арзамасский машиностроительный завод». В начале 2009 года начались проектные работы, в июле того же года проект новой машины был утвержден на научно-проектном совете, и изготовитель приступил к производству нового бронетранспортера, который получил наименование БТР-82. Зимой 2010 года машина прошла государственные испытания, после чего БТР-82 был принят на вооружение. В 2011 году она начала поступать в строевые части Южного военного округа. В 2010 года БТР-82А был принят на вооружение ВС Казахстана, поставки машин в эту страну начались в 2012 году.
Описание конструкции
БТР-82 (и БТР-82А) – это глубокая модернизация советского бронетранспортера БТР-80, форма, размеры и компоновка корпуса полностью соответствуют советской боевой машине. Отделение управления расположено в носовой части бронетранспортера, боевое отделение, в котором размещаются десантники – в средней части, а моторно-трансмиссионный отсек находится в корме машины. Экипаж БТР-82 и БТР-82А состоит из трех человек: механика-водителя, наводчика и командира машины. В десантный отсек могут уместиться семь бойцов в полной экипировке с оружием. Десантирование бойцов происходит через двустворчатую боковую дверь (как на БТР-80), верхняя створка которой открывается вперед по ходу движения, а нижняя служит подножкой. Таким образом, десантники могут покидать бронетранспортер на ходу. Кроме того, еще два десантных люка расположены на крыше корпуса. Водитель и командир машины имеют собственные люки для эвакуации, которые находятся прямо над их сидениями. Также в корпусе размещены многочисленные люки для удобного доступа к трансмиссии, двигателю и лебедке. В машине установлен кондиционер. Масса бронетранспортера увеличилась из-за установки на него более мощного вооружения, однако это не привело к уменьшению подвижности машины. На ней был установлен новый, более мощный дизельный двигатель КАМАЗ-740.14 300 (300 л. с.). Двигатель многотопливный, если необходимо его можно заправлять даже тепловозным топливом. Разработчикам удалось несколько увеличить защищенность машины, покрыв внутреннюю поверхность корпуса кевларовой тканью. Это не только позволяет уберечь экипаж и десант ВДВ от пуль и осколков, но и повышает уровень теплоизоляции и снижает шум внутри машины. Хотя, уровень защиты нового бронетранспортера так и остался прежним – противопульным. Противоминная защита БТР-82 и БТР-82А была несколько увеличена по сравнению со старым БТР-80 за счет использования внутри корпуса специальных энергопоглощающих ковриков, задача которых взять на себя часть энергии взрыва. Однако подобная защита может выручить только при подрыве небольшого заряда (противопехотная мина), БТР-80 и БТР-82А не имеют уровня защиты от мин и фугасов MRAP. В некоторых источниках подается информация о том, что места членов экипажа и десанта оснащены так называемыми противокомпрессионными сидениями. Они не крепятся к полу, а подвешиваются внутри корпуса. Это стандартный способ увеличить защиту военнослужащих, находящихся внутри боевых машин, от взрывной волны. Однако для установки подобных сидений требуется значительная высота корпуса машины. Именно поэтому современные броневые машины, сделанные по стандартам MRAP, имеют высокий силуэт. Корпус БРТ-82А, спроектированный 35 лет тому назад, попросту не имеет места для их установки. Сидения в БТР-82 были установлены современные, но не противокомпрессионные. На БТР-82 и БТР-82А установлена современная система пожаротушения, которая заметно снизила их взрывоопасность. По мнению экспертов, комплекс проведенных работ позволил повысить общую защищенность новых машин примерно на 20%.
На БТР-82А установлен новый боевой модель, что позволило существенно повысить боевую мощь машины. В его состав входит автоматическая 30-мм пушка 2A72 и пулемет ПКТМ. Штатное место наводчика переместилось из башни в корпус машины. Модуль оснащен двухплоскостным стабилизатором, что позволяет наводчику вести огонь во время движения машины, и электроприводами. Кроме того, на БТР-82 и БТР-82А установлен комбинированный круглосуточный стабилизированный прицел ТКН-4ГА, что дает возможность применять оружие боевого модуля как днем, так и ночью. Прицел оснащен каналом дистанционного подрыва боеприпасов. Боекомплект пушки составляет 300 снарядов. Из-за повышения массы бронетранспортера разработчикам пришлось серьезно переделать ходовую часть машины. На БТР-82 были установлены новые колесные редукторы, современные карданные валы. На бронетранспортер были установлены амортизаторы с повышенной энергоемкостью. БТР-82 оснащен ведущими мостами с шестеренчатым принудительно блокируемым дифференциалом. БТР-82 оснащен дополнительной силовой установкой мощностью 5 кВт, она обеспечивает энергией все системы машины во время остановки. Пробег бронетранспортера до первого капитального ремонта составляет 50 тыс. км.
Оценка проекта
Бронетранспортеры БТР-82 и БТР-82А – это, безусловно, большой шаг вперед по сравнению с его предшественником — БТР-80. Новые машины обладают более высокой огневой мощью, несколько улучшилась их защищенность и подвижность машины. Однако, все же, назвать БТР-82А «прорывом» не поворачивается язык. По сути, это старый добрый БТР-80 с новым боевым модулем, более мощным двигателем и переделанной ходовой частью. В бронетранспортере сохранена старая компоновка советской машины, что можно смело отнести к одному из главных его недостатков. Из-за заднего расположения моторно-трансмиссионного отделения выход для десантников пришлось оставить сбоку. Кроме того, он достаточно узкий и неудобный. Большинство современных машин подобного класса имеют просторный выход в корме. Места для экипажа не отличаются особым удобством. Если механик-водитель будет убит или ранен достать его с рабочего места будет очень проблематично. Не меньше вопросов вызывает качество обзора с места водителя (особенно назад). Десантный отсек бронетранспортера тесный, нет энергопоглощающих кресел, которые сегодня являются практически неизменным атрибутом бронетранспортеров. Недостаточным является и защищенность машины, особенно от воздействия взрывной волны.
Технические характеристики
Масса, т – 15,4 Мощность двигателя, кВт (л.с.) – 220 (300) Максимальная скорость движения по шоссе, км/ч – до 100 Максимальная скорость движения на плаву, км/ч – 9 Запас хода по топливу по шоссе, км – 600 Вооружение: 30-мм автоматическая пушка 2А72 (б/к 300 выстрелов в двух лентах) 7,62-мм пулемет ПКТМ (б/к 2000 патронов в одной ленте) Ночной прицел ТКН-4ГА-02 Двигатель – Турбодизель КАМАЗ-740.14-300
Вооружение
Базовый бронетранспортёр БТР-82 сохранял комплекс вооружения, впервые представленный ещё на БТР-60ПБ. Это крупнокалиберный (14.5 мм) пулемёт КПВТ и спаренный с ним ПКТ калибра 7.62 мм. Высокая бронепробиваемость КПВТ позволяет поражать лёгкую бронетехнику, но для борьбы с более защищёнными целями или для поражения пехоты в укрытиях его возможностей недостаточно.
Значительно мощнее вооружен БТР-82А. В его башенном модуле установлена 30 мм автоматическая пушка 2А72 конструкции Грязева и Шипунова. От пушки 2А42 (применённой, в частности, на бронетранспортёре БТР-90) данное орудие отличается принципом работы автоматики. Пушку, работающую за счёт длинного хода ствола. Стало возможным устанавливать даже на легкой технике – настолько снизилась отдача. С другой стороны – упал темп стрельбы.
Орудие может использовать все боеприпасы калибра 30х165 мм, разработанные для 2А42.
В их число входят и бронебойные подкалиберные снаряды, пробивающие 47 мм наклонную броню на дальностях до 1 км. Прицельная дальность стрельбы осколочно-фугасными снарядами превышает 3 км. Селективное питание позволяет мгновенно переключаться между двумя лентами, снаряжёнными разными типами боеприпасов.
Боекомплект пушки – около 300 выстрелов. Спаренный пулемёт питается единой лентой, содержащей 2000 патронов. Заметим, впрочем, что установка такого оружия на БТР производится не впервые. Точно так же был вооружён принятый на вооружение ещё в 1994 году БТР-80А.
Тактико-технические характеристики БТР-82А
Сравним БТР-82А с его непосредственным предшественником «восьмидесятой» серии и бронетранспортёром LAV-25, стоящим на вооружении американской морской пехоты.
БТР-80А | БТР-82А | LAV-25 | |
Экипаж+десант | 3+7 чел. | 3+7 чел. | 3 + 6 чел. |
Масса | 14,5 т. | 16 т. | 12,8 т. |
Максимальная скорость | 80 км/ч | 80 км/ч | 100 км/ч |
Запас хода | 600 км | 700 км | 660 км |
Длина | 7,6 м | 7,6 м | 6,4 м |
Высота | 2,4 м | 2,7 м | 2, 7 м |
Вооружение | 30мм автоматическая пушка, 7.62 мм пулемёт | 30мм автоматическая пушка, 7.62 мм пулемёт | 25мм автоматическая пушка, 2 пулемёта калибра 7.62 мм |
Итак, БТР-82А «набрал веса» по сравнению с предком, но на его подвижности это не сказалось, а запас хода даже увеличился. Американский бронетранспортёр, вставший на вооружение ещё в 80-е годы, уже тогда был вооружён автоматической пушкой (хотя и меньшего калибра) в башне с гидравлическими приводами, а по мобильности даже превосходил БТР-80.
Впрочем, высокая подвижность LAV-25 достигалась во многом за счёт тонкой брони, рассчитанной на защиту от автоматных пуль. В ходе модернизаций и приведения бронетранспортёров к стандарту LAV-25A2 броне усиливалась и обеспечивала защиту от 30мм снарядов для лобовой брони и от 14.5 мм пуль – «по кругу». Насколько при этом увеличивался вес – не сообщается, но машины сохранили способность к авиадесантированию. В целом можно считать, что LAV-25A2 примерно соответствует по качествам БТР-82А.
2С28 «Спрут-К»
Идея и идеология построения новой машины принадлежала Александру Григорьевичу Масягину. В 1989 году был создан эскизный проект перспективного бронетранспортёра. Основной задачей стало создание боевой машины с огневыми возможностями и защищённостью на уровне современных БМП. Обязательным условием оговаривалось наличие скорострельной автоматической пушки и противотанкового ракетного комплекса. Проект представили в Главное автобронетанковое управление, где идея получила одобрение: были открыты опытно-конструкторские работы по созданию перспективной колёсной боевой бронированной машины. Тема получила наименование «Росток».
Эксплуатация
Ещё до официального принятия на вооружение в России в 2010 году, БТР-82А заказали вооружённые силы Казахстана. Туда были поставлены 70 бронемашин. А с 2011 года на новые бронетранспортёры стали переходить и российские войска. В 2022 году количество эксплуатируемых БТР-82А превысило 1400 единиц. Стоит заметить, что это не только «вновь произведённые» машины. Старые БТР-80 модернизируются до стандарта БТР-82 во время капитальных ремонтов. Такие бронетранспортёры получают индекс БТР-82АМ.
Интересно, что хотя базовой версией считался «пулемётный» БТР-82, сведений о том, что такие бронетранспортёры куда-то поставлялись, нет.
Более того, он даже не значится в списках продукции на сайте Арзамасского машиностроительного. Очевидно, в настоящее время он не производится и основной моделью надо считать всё-таки БТР-82А с «пушечным» вооружением.
Уже в 2015 году появилась модификация БТР-87. Следуя современным требованиям, конструкторы переместили моторное отделение в нос корпуса. Машина, однако, до сих пор остаётся опытной. С 2015 года известно и о применении БТР-82А в Сирии. Считается, что машины прибыли в зону боевых действий с российскими войсками, а затем были переданы армии Сирии (хотя официально на вооружении не состоят). Подробно о результатах эксплуатации и боевой эффективности бронетранспортёров до сих пор не сообщалось.
После принятия БТР-82А на вооружение некоторые издания поспешили провозгласить его «лучшим в мире» (даже если до этого точно так же аттестовали БТР-90).
И, при ближайшем рассмотрении, «девяностый» больше подходил под такое определение, чем «восемьдесят второй». Конечно, принятие на вооружение БТР-82А позволило не списывать старые бронетранспортёры, а поднять их эксплуатационные качества во время капремонтов. С другой стороны, «девяностый» всё-таки имел и более мощное вооружение, и лучшую защиту.
Возможным объяснением отказа от более современной машины в пользу модернизации старой может служить появление перспективного семейства бронетранспортёров «Бумеранг». Действительно, не стоит разворачивать производство новой техники, если уже «на подходе» ещё более совершенная. Но если «Бумеранги», вслед за танком «Армата», сочтут слишком дорогостоящими – российская армия может надолго остаться улучшенными, но уже совсем не новыми БТР-82А.
Оценка проекта
Бронетранспортеры БТР-82 и БТР-82А – это, безусловно, большой шаг вперед по сравнению с его предшественником – БТР-80. Новые машины обладают более высокой огневой мощью, несколько улучшилась их защищенность и подвижность машины. Однако, все же, назвать БТР-82А «прорывом» не поворачивается язык. По сути, это старый добрый БТР-80 с новым боевым модулем, более мощным двигателем и переделанной ходовой частью.
В бронетранспортере сохранена старая компоновка советской машины, что можно смело отнести к одному из главных его недостатков.
Из-за заднего расположения моторно-трансмиссионного отделения выход для десантников пришлось оставить сбоку. Кроме того, он достаточно узкий и неудобный. Большинство современных машин подобного класса имеют просторный выход в корме.
Места для экипажа не отличаются особым удобством. Если механик-водитель будет убит или ранен достать его с рабочего места будет очень проблематично. Не меньше вопросов вызывает качество обзора с места водителя (особенно назад). Десантный отсек бронетранспортера тесный, нет энергопоглощающих кресел, которые сегодня являются практически неизменным атрибутом бронетранспортеров.
Недостаточным является и защищенность машины, особенно от воздействия взрывной волны.
В настоящее время Арзамасский машиностроительный завод работает над созданием еще нескольких модификаций БТР-82. Однако следует отметить, что линейка советских бронемашин БТР-60/70/80 является морально устаревшей и изменить этот факт не может никакая модернизация. Чтобы дать армии по-настоящему современную машину, ее придется разрабатывать с нуля.