Рекорд Колобанова: экипаж КВ-1 подбил 22 вражеских танка 80 лет назад

Тяжёлый танк КВ-1 получил своё название в честь Климента Ворошилова. История этой машины началась в конце 1938 года, когда у СССР возникла необходимость создания нового тяжёлого танка. До этого тоже предпринимались подобные попытки, но все они окончились неудачей. Варианты танков с несколькими башнями были отвергнуты, потому что они были дороги в производстве и ненадёжны.

Не подходили и танки слишком больших размеров, потому что на них невозможно было установить нужно количество брони. В конце концов, разработчики остановились на трёх вариантах: КВ-1, Т-100 и СМК. Были созданы опытные образцы. Началась Советско-финская компания, и все три танка отправили на войну.

История советского танка КВ-1

Из всех опытных образцов, только танк КВ-1 зарекомендовал себя лучше других. Впервые он вышел в бой 17 декабря 1939 года. Ни одно финское орудие не могло пробить броню КВ, и он спокойно продвигался вперёд, позволяя советским войскам перейти в наступление. У нового тяжёлого танка был только один существенный минус: ни одно из устанавливаемых орудий не могло нанести вражеским ДОТам никакого урона.


Танк КВ-1: музейный экспонат

Несмотря на это, тяжёлый танк КВ-1 был признан наилучшим вариантом для серийного производства, хотя его впервые испытали в этом бою. Уже 18 декабря 1939 года он был принят на вооружение, и было отдано распоряжение пустить его в серийное производство. Для борьбы с ДОТами началась разработка ещё одного варианта этой машины – КВ-2. На этот советский танк устанавливалось 152-миллиметровое гаубичное орудие.

В 1940 году началось серийное производство нового тяжёлого танка. Так началась история советского танка КВ-1. Уже при серийном производстве в конструкцию было внесено несколько небольших изменений в конструкцию, позволившие удешевить танк.

Начались новые испытания КВ-1. Они показали, что у танка было множество недостатков, незамеченных ранее. У него постоянно ломалась трансмиссия, а башня плохо вращалась на слабом механизме. Воздушные фильтры тоже оставляли желать лучшего. КВ-1 не мог двигаться со скоростью, которую обещали его конструкторы.

Танк КВ-1: модификации

КВ-1 был небоеспособен, но его не начали дорабатывать. Планы по модернизации танка были, но началось серийное производство, и они так и остались планами. О недостатках танка было донесено Сталину, и он потребовал всё исправить. В реальности изменился только механизм вращения башни, остальное осталось таким же. Маршал Кулик и нарком госконтроля Мехлис не раз докладывали о том, что КВ-1 никто не дорабатывает, но ничего для исправления ситуации не делалось.

Была усилена броня танка, установлено более мощное орудие, но основные недостатки сохранялись. Ходовая по-прежнему была ненадёжна, но выпуск этих дефектных танков уже был налажен. Этому добавились работы по выпуску КВ-2 и КВ-3, и времени на доработку танка КВ-1 уже не оставалось.


Танк КВ-1 на марше

Началась война. Выпуск КВ-1 продолжался в Челябинске и Ленинграде. В 1942 году началась разработка и производство облегченного варианта КВ-1 – КВ-1С, но не прошло и года, как его прекратили.

До появления в Германии «Тигров» советский танк КВ-1 был мощнейшей боевой машиной на фронтах. Немцы ничего не могли противопоставить советскому КВ. Но из-за постоянных поломок ходовой, танк был уязвим, и гитлеровцы легко использовали это, уничтожая их, пока они стоят.

Хотя КВ-1 был непробиваем для немецких орудий, и экипажи проявляли чудеса героизма, КВ-1 не мог конкурировать с появившимся в 1940 году танком Т-34. КВ-1 не был приспособлен к войне и в 1944 году был снят с производства. Вместо КВ-1 основным советским тяжёлым танком стал ИС.

Конструкция танка

Для 1940 года серийный КВ-1 являлся подлинно новаторской конструкцией, воплотившей в себе самые передовые идеи того времени: индивидуальную торсионную подвеску, надёжное противоснарядное бронирование, дизельный двигатель и одно мощное универсальное орудие в рамках классической компоновки. Хотя по отдельности решения из этого набора неоднократно реализовывались ранее на других зарубежных и отечественных танках, КВ-1 был первой боевой машиной, воплотившей в себе их комбинацию. Некоторые эксперты рассматривают его как этапную машину в мировом танкостроении, оказавшую значительное влияние на разработку последующих тяжёлых танков в других странах. Классическая компоновка на серийном советском тяжёлом танке была применена впервые, что позволило КВ-1 получить наиболее высокий уровень защищённости и большой модернизационный потенциал в рамках этой концепции по сравнению с предыдущей серийной моделью тяжёлого танка Т-35 и опытными машинами СМК и Т-100 (все — многобашенного типа). Основой классической компоновки является разделение бронекорпуса от носа к корме последовательно на отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионное отделение. Механик-водитель и стрелок-радист размещались в отделении управления, три других члена экипажа имели рабочие места в боевом отделении, которое объединяло среднюю часть бронекорпуса и башню. Там же располагались орудие, боезапас к нему и часть топливных баков. Двигатель и трансмиссия были установлены в корме машины.

Броневой корпус и башня

Броневой корпус танка сваривался из катаных броневых плит толщиной 75, 40, 30 и 20 мм. Броневая защита равнопрочная (бронеплиты с толщиной отличной от 75 мм использовались только для горизонтального бронирования машины), противоснарядная. Броневые плиты лобовой части машины устанавливались под рациональными углами наклона. Башня серийных КВ выпускалась в трёх вариантах: литая, сварная с прямоугольной нишей и сварная с закруглённой нишей. Толщина брони у сварных башен была 75 мм, у литых — 95 мм, так как литая броня была менее прочной. В 1941 году сварные башни и бортовые бронеплиты некоторых танков были дополнительно усилены — на них на болтах закрепили 25-мм броневые экраны, причём между основной бронёй и экраном оставался воздушный промежуток, то есть этот вариант КВ-1 фактически получил разнесённое бронирование. Не совсем понятно, зачем это было сделано. Тяжёлые танки немцы начали разрабатывать только в 41 году (тяжелый танк в немецкой теории блицкрига не находил применение), поэтому для 1941 года даже штатное бронирование КВ-1 в принципе являлось избыточным. В некоторых источниках ошибочно указывается, что танки выпускались с катаной бронёй толщиной 100 мм и более — на самом деле эта цифра соответствует сумме толщины основной брони танка и экранов.

Лобовая часть башни с амбразурой для орудия, образованная пересечением четырёх сфер, отливалась отдельно и сваривалась с остальными бронедеталями башни. Маска орудия представляла собой цилиндрический сегмент гнутой катаной бронеплиты и имела три отверстия — для пушки, спаренного пулемёта и прицела. Башня устанавливалась на погон диаметром 1535 мм в броневой крыше боевого отделения и фиксировалась захватами во избежание сваливания при сильном крене или опрокидывании танка. Погон башни размечался в тысячных для стрельбы с закрытых позиций.

Механик-водитель располагался по центру в передней части бронекорпуса танка, слева от него находилось рабочее место стрелка-радиста. Три члена экипажа располагались в башне: слева от орудия были рабочие места наводчика и заряжающего, а справа — командира танка. Посадка и выход экипажа производились через два круглых люка: один в башне над рабочим местом командира и один на крыше корпуса над рабочим местом стрелка-радиста. Корпус также имел днищевой люк для аварийного покидания экипажем танка и ряд люков, лючков и технологических отверстий для погрузки боекомплекта, доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины.

Вооружение

На танках первых выпусков устанавливалась пушка Л-11 калибра 76,2 мм с боекомплектом 111 выстрелов (по другим данным — 135). Интересно, что изначальный проект предусматривал ещё и спаренную с ней 45-мм пушку 20К, хотя бронепробиваемость 76-мм танковой пушки Л-11 практически не уступала противотанковой 20К. По всей видимости, прочные стереотипы о необходимости иметь 45-мм противотанковую пушку вместе с 76-мм объяснялись её более высокой скорострельностью и большим боекомплектом. Но уже на прототипе, направленном на Карельский перешеек, 45-мм пушку сняли и установили вместо неё пулемёт ДТ-29. Впоследствии пушку Л-11 заменили на 76-мм орудие Ф-32, а осенью 1941 года — на орудие ЗИС-5 с большей длиной ствола в 41,6 калибра.

Пушка ЗИС-5 монтировалась на цапфах в башне и была полностью уравновешена. Сама башня с орудием ЗИС-5 также являлась уравновешенной: её центр масс располагался на геометрической оси вращения. Пушка ЗИС-5 имела вертикальные углы наводки от −5 до +25°, при фиксированном положении башни она могла наводиться в небольшом секторе горизонтальной наводки (т. н. «ювелирная» наводка). Выстрел производился посредством ручного механического спуска.

Боекомплект орудия составлял 111 выстрелов унитарного заряжания. Выстрелы укладывались в башне и вдоль обоих бортов боевого отделения.

На танке КВ-1 устанавливались три 7,62-мм пулемёта ДТ-29: спаренный с орудием, а также курсовой и кормовой в шаровых установках. Боекомплект ко всем ДТ составлял 2772 патрона. Эти пулемёты монтировались таким образом, что при необходимости их можно было снять с монтировок и использовать вне танка. Также для самообороны экипаж имел несколько ручных гранат Ф-1 и иногда снабжался пистолетом для стрельбы сигнальными ракетами. На каждом пятом КВ монтировали зенитную турель для ДТ, однако на практике зенитные пулемёты ставили редко.

Двигатель

КВ-1 оснащался четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2К мощностью 500 л. с. (382 кВт) при 1800 об/мин, впоследствии из-за общего увеличения массы танка после установки более тяжёлых литых башен, экранов и отмены стружки кромок бронеплит мощность двигателя довели до 600 л. с. (441 кВт). Пуск двигателя обеспечивался стартером СТ-700 мощностью 15 л. с. (11 кВт) или сжатым воздухом из двух резервуаров ёмкостью 5 л в боевом отделении машины. КВ-1 имел плотную компоновку, при которой основные топливные баки объёмом 600—615 л располагались и в боевом, и в моторно-трансмиссионном отделении. Во второй половине 1941 года из-за нехватки дизелей В-2К, которые производились тогда только на заводе № 75 в Харькове (с осени того же года начался процесс эвакуации завода на Урал), танки КВ-1 выпускались с четырёхтактными V-образными 12-цилиндровыми карбюраторными двигателями М-17Т мощностью 500 л. с. Весной 1942 года было издано постановление о переоборудовании всех находящихся в строю танков КВ-1 с двигателями М-17Т обратно на дизель-моторы В-2К — эвакуированный завод № 75 наладил их производство в достаточном количестве на новом месте.

Трансмиссия

Танк КВ-1с оснащался механической трансмиссией, в состав которой входили:

  • многодисковый главный фрикцион сухого трения «стали по феродо»;
  • пятиступенчатая коробка передач тракторного типа;
  • два многодисковых бортовых фрикциона с трением «сталь по стали»;
  • два бортовых планетарных редуктора;
  • ленточные плавающие тормоза.

Все приводы управления трансмиссией — механические. При эксплуатации в войсках наибольшее число нареканий и рекламаций в адрес завода-изготовителя вызывали именно дефекты и крайне ненадёжная работа трансмиссионной группы, особенно у перегруженных танков КВ выпуска военного времени. Практически все авторитетные печатные источники признают одним из самым существенных недостатков танков серии КВ и машин на его базе низкую надёжность трансмиссии в целом.

Ходовая часть

Подвеска машины — индивидуальная торсионная с внутренней амортизацией для каждого из 6 штампованных двускатных опорных катков малого диаметра по каждому борту. Напротив каждого опорного катка к бронекорпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески. Ведущие колёса со съёмными зубчатыми венцами цевочного зацепления располагались сзади, а ленивцы — спереди. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя малыми обрезиненными штампованными поддерживающими катками по каждому борту. В 1941 году технологию изготовления опорных и поддерживающих катков перевели на литьё, последние лишились резиновых бандажей из-за общей в тот период нехватки резины. Механизм натяжения гусеницы — винтовой; каждая гусеница состояла из 86—90 одногребневых траков шириной 700 мм и шагом 160 мм.

Электрооборудование

Электропроводка в танке КВ-1 была однопроводной, вторым проводом служил бронекорпус машины. Исключение составляла цепь аварийного освещения, которая была двухпроводной. Источниками электроэнергии (рабочее напряжение 24 В) были генератор ГТ-4563А с реле-регулятором РРА-24 мощностью 1 кВт и четыре последовательно соединённые аккумуляторные батареи марки 6-СТЭ-128 общей ёмкостью 256 А·ч. Потребители электроэнергии включали в себя:

  • электромотор поворота башни;
  • наружное и внутреннее освещение машины, приборы подсветки прицелов и шкал измерительных приборов;
  • наружный звуковой сигнал и цепь сигнализации от десанта к экипажу машины;
  • контрольно-измерительные приборы (амперметр и вольтметр);
  • средства связи — радиостанция и танковое переговорное устройство;
  • электрика моторной группы — стартер СТ-700, пусковое реле РС-371 или РС-400 и т. д.

Средства наблюдения и прицелы

Общая обзорность танка КВ-1 ещё в 1940 году оценивалась в докладной записке Л. Мехлису от военинженера Каливоды как крайне неудовлетворительная. Командир машины имел единственный смотровой прибор в башне — панораму ПТК. Механик-водитель в бою вёл наблюдение через смотровой прибор с триплексом, который защищался броневой заслонкой. Этот смотровой прибор устанавливался в бронированном люке-пробке на лобовой бронеплите по продольной осевой линии машины. В спокойной обстановке этот люк-пробка мог быть выдвинут вперёд, обеспечивая механику-водителю более удобный непосредственный обзор с его рабочего места.

Для ведения огня КВ-1 оснащался двумя орудийными прицелами — телескопическим ТОД-6 для стрельбы прямой наводкой и перископическим ПТ-6 для стрельбы с закрытых позиций. Головка перископического прицела защищалась специальным броневым колпаком. Для обеспечения возможности огня в тёмное время суток шкалы прицелов имели приборы подсветки. Курсовой и кормовой пулемёты ДТ могли комплектоваться прицелом ПУ от снайперской винтовки с трёхкратным увеличением.

Средства связи

Средства связи включали в себя радиостанцию 71-ТК-3, позже 10Р или 10РК-26. На ряде танков от нехватки устанавливались авиационные радиостанции 9Р. Танк КВ-1 оснащался внутренним переговорным устройством ТПУ-4-Бис на 4 абонента.

Радиостанции 10Р или 10РК представляли собой комплект из передатчика, приёмника и умформеров (одноякорных мотор-генераторов) для их питания, подсоединяемых к бортовой электросети напряжением 24 В.

10Р представляла собой симплексную ламповую коротковолновую радиостанцию, работающую в диапазоне частот от 3,75 до 6 МГц (соответственно длины волн от 80 до 50 м). На стоянке дальность связи в телефонном (голосовом) режиме достигала 20—25 км, в движении она несколько уменьшалась. Большую дальность связи можно было получить в телеграфном режиме, когда информация передавалась телеграфным ключом азбукой Морзе или иной дискретной системой кодирования. Стабилизация частоты осуществлялась съёмным кварцевым резонатором, плавная подстройка частоты отсутствовала. 10Р позволяла вести связь на двух фиксированных частотах; для их смены использовался другой кварцевый резонатор из 15 пар в комплекте радиостанции.

Радиостанция 10РК являлась технологическим улучшением предыдущей модели 10Р, она стала проще и дешевле в производстве. У этой модели появилась возможность плавного выбора рабочей частоты, число кварцевых резонаторов было уменьшено до 16. Характеристики по дальности связи значительных изменений не претерпели.

Танковое переговорное устройство ТПУ-4-Бис позволяло вести переговоры между членами экипажа танка даже в сильно зашумленной обстановке и подключать шлемофонную гарнитуру (головные телефоны и ларингофоны) к радиостанции для внешней связи.

Танк КВ-1: технические характеристики

По сравнению с другими тяжёлыми танками КВ-1 весил немного, всего 43 тонны. В длину он был 6 с половиной метров, в ширину бы 3,3 метра, высота у него была 2,7 метра. Экипаж состоял из пяти человек: командир, наводчик, заряжающий, радист и механик-водитель.

По меркам того времени у КВ-1 была превосходная броня: 75 мм лоб, столько же борт, корма – 60 мм. Эта тонкая броня была расположена под таким углом, что немецкие противотанковые пушки Рак 38 и Pak 35/36 не могли его пробить. Только выстрел по вертикально расположенному борту мог завершиться пробитием.


Устройство танка КВ-1

На КВ-1 устанавливалось орудие Л-11 калибром 76-мм. Был вариант с орудием калибра 88-мм, но его сочли ненужным, потому что Л-11 пока вполне подходила для поставленных задач – прорывать оборону противника. Когда появились немецкие «Тигры» КВ-1 стал ненужным – немцы расстреливали их без потерь. В целом КВ-1 по своим техническим характеристикам был абсолютно идентичен более дешёвому и надёжному Т-34.

Сохранившиеся экземпляры

Всего к сегодняшнему дню в разных странах мира сохранилось порядка 10 танков КВ-1 и ряд экземпляров его различных модификаций.

На территории России танки КВ-1 и КВ-2 можно увидеть в Центральном музее Вооружённых Сил в Москве, а опытный КВ-1с с 85-мм орудием в танковом музее Кубинка (Московская область). Как памятники, КВ-1 установлены в п. Ропша (КВ-1), на мемориале в дер. Марьино (недалеко от г. Кировска Ленинградской области, 2 танка КВ-1 и 1 танк КВ-1с) и п. Парфино Новгородской области (КВ-1 с башней КВ-1с). Танк КВ-85 (дальнейшее развитие КВ-1с) установлен в Санкт-Петербурге в районе ст. метро «Автово». Башня танка КВ-1, переделанная в огневую точку, установлена в выставочном комплексе «Сестрорецкий рубеж», город Сестрорецк (Курортный район Санкт-Петербурга).

В финском танковом музее Парола выставлены два КВ-1, захваченных гитлеровцами и переданных ими финскому союзнику — экранированный танк с пушкой Ф-32 и танк с пушкой ЗИС-5 и литой башней (оба с финской маркировкой и со свастиками). КВ-1 с пушкой Ф-32 имеется в танковом музее в Сомюре (Франция). КВ-1 с литой башней находится на Абердинском полигоне в США. И ещё один КВ-1 с литой башней экспонируется в танковом музее Бовингтона (Великобритания).

Весной 2011 года на дне Невы в Кировском районе Ленинградской области был обнаружен еще один «Клим Ворошилов», утонувший во время битвы за «Невский пятачок» в 1941 году, а 16 ноября 2011 года он был поднят на поверхность. Операцию проводили военнослужащие 90-го отдельного специального поискового батальона Западного военного округа совместно с сотрудниками музея «Музей Битвы за Ленинград». КВ-1 близ Невского пятачка.

Интересные факты про тяжёлый танк КВ-1

КВ-1 выпускался недолго, всего 4 года. В боях он участвовал на год меньше, но за этот небольшой срок о нём появилась масса интересных фактов и не менее интересных историй. Вот некоторые из них.

«Призрак»

Когда немцы впервые столкнулись с КВ-1, они были в ужасе. Их Pak 38 и Pak 35/36, отлично зарекомендовавшие себя во время войн с Польшей и Францией, не оставляли на броне КВ-1 ни единого следа. За это среди гитлеровцев КВ-1 получил прозвище «Gespenst», что означает «Призрак».

Герои-танкисты

Пока КВ-1 оставался мощнейшей боевой машиной, на нём воевали многие Герои Советского Союза. Именно на этом танке дал свой знаменитый бой Зиновий Колобанов. Тогда один КВ уничтожил 22 танка и 2 противотанковых пушки. И именно на КВ-1 сражался Семён Коновалов, уничтоживший 16 танков, 2 броневика и 8 машин с немецкими солдатами.

Интересное совпадение

17 декабря 1939 года КВ-1 дал свой первый бой на линии Маннергейма. Тогда применение ещё не до конца законченного танка имело оглушительный успех. В 1944 году КВ-1 снова отправился туда. На том же самом месте КВ-1 был в последний раз применён в бою.


КВ-1: фото из военных архивов

Применение после отказа

Когда КВ-1 сняли с серийного производства, его место заняли танки ИС. Нот это не значит, что КЕВ-1 окончательно забросили. Какое-то время его применяли как эвакуатор, чтобы вытаскивать с поля боя подбитые ИСы.

Песня и КВ

В военные годы была очень известна песня «На поле танки грохотали…». За долгое время она претерпела массу изменений, но её первоначальный вариант всё же сохранился. В нём присутствовали такие слова: «Прощай, Маруся дорогая, и ты, КВ, братишка мой».

На службе у немцев

Нередко случалось, что КВ-1 из-за поломок останавливался. Его экипаж защищался до последней капли крови, но немцы оказывались сильнее. В таких случаях КВ попадал в руки гитлеровцев и верно служил им. Был случай, когда заглохший КВ буксировали, не зная, что экипаж остался в машине. Внезапно мотор танка вновь заработал, и КВ отбуксировал два немецких танка до позиций РККА.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]