Две легенды: Т-34 и КВ-1 приняли на вооружение 80 лет назад

Для многих поколений людей, рожденных в эпоху СССР, победа во Второй Мировой войне ассоциируется с отдельными образцами военной техники. Самолеты Ил -2, легендарные установки залпового огня БМ-13 «Катюши», знаменитые «тридцатьчетвёрки» – эти и многие другие боевые машины стали символом победы советского народа в самой кровопролитной и масштабной войны в истории человечества. Танкам Т 34 история Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне отвела отдельное и почетное место. Многие из них сегодня застыли на пьедесталах и постаментах, напоминая будущим поколения о своей роли в достижении победы над коварным и жестоким врагом.

Танк Т-34

Памятники советским танкам Т-34 можно встретить практически в любом российском городе, на огромных просторах страны, от Дальнего Востока и Калининграда. Встречаются советские тридцатьчетвёрки на монументах и в городах стран Европы. Памятники советскому танку Т-34-76 по праву находятся в Берлине, бывшей столице поверженного Третьего Рейха. Именно здесь легендарные машины приняли участие в последних боях Великой Отечественной войны. Машины можно увидеть на мемориале советским воинам в «Трептов-Парке» и у Бранденбургских ворот.

Т-34 в Берлине

Образ советского танка – самый узнаваемый в мире. Советскую технику безошибочно узнают в Америке и в Японии, на Кубе и в Африке. Машина прошла испытания не только на полях сражений Второй Мировой войны, но и продолжала еще почти 50 лет оставаться в строю. Последнее боевое применение танков Т-34, уже последней модификации с 85-мм орудием, пришлось на события в Югославии в середине 90-х годов.

Творческий поиск

Хотя уже к середине 30-х СССР состоялся как «танковая держава» должен отметить, что в последующие годы положение дел в этой сфере было далеко от идеала. Армия так и не получила тяжёлый танк с удовлетворительными эксплуатационными характеристиками; кроме того, Испанская, а затем и Финская войны в которых активно применялась противотанковая артиллерия, продемонстрировали недостаточность бронирования имеющихся на вооружении «коробочек».

Поскольку усиление бронирования неизбежно должно было сказаться на их скоростных характеристиках, это стало причиной установки на перспективные машины более мощного двигателя; при этом было сокращено количество вооружения в пользу установки более мощных танкобойных орудий.

Результатом инженерных изысканий с учётом данного тренда стала революция в танкостроении, воплотившаяся в создание «брони», какой не было ни у кого.


Танк БТ-20

Корпус

Корпус Т-34 варили из катанных броневых листов. В передней части лобового листа расположен люк механика-водителя с откидывающейся крышкой. Дальше, в верхней части крышки люка, установлен центральный смотровой прибор для водителя, а слева и справа — боковые смотровые приборы, установленные под углом шестьдесят градусов к продольной оси машины. Справа находится амбразура курсового пулемета в шаровой опоре. Броневой маски у пулемета нет. Задний наклонный лист корпуса съемный и крепится к листам борта с помощью болтов. В нем имеется прямоугольный люк для доступа к трансмиссионному отделению. Сбоку люка есть два овальных отверстия с выхлопными патрубками, защищенные бронеколпаками (Приложение 5).

Танк Т-34

Не хочу гнаться за дешёвыми сенсациями, но технологически легенда отечественного танкопрома была ничем иным как глубокой модернизацией БТ с дизелем В-2 (БТ-20), который получил более мощное бронирование и вооружение.

Было создано несколько прототипов; поскольку чисто гусеничный А-32 на сравнительных испытаниях летом 1939 года продемонстрировал лучшую проходимость и больший резерв модернизации, было принято решение о запуске его после некоторых доработок в серию.


Танк Т-34

Эти доработки заключались в усилении лобовой брони до 45 мм и замене 45-миллиметрового орудия 76-миллиметровым, при этом хочу обратить ваше внимание на то, что «тридцатьчетвёрка» на правах танка-истребителя изначально оснащалась танкобойным стволом Л-11, а впоследствии и более мощными Ф-32 и Ф-34.

Артиллерийское вооружение дополняли спаренный и курсовой пулемёты, в результате вес танка составил порядка 26,5 тонн. Уже упоминавшийся выше 500-сильный дизель разгонял машину до 70 км/ч на твёрдом покрытии, кроме того, будучи намного более экономичным, нежели любые варианты авиационного М-17 он обеспечивал запас хода в 350-400 км.

Таким образом, не будет преувеличением утверждать, что появление в войсках Т-34 произвело фурор: невероятное доселе сочетание огневой мощи, бронирования, скорости и дальности хода вскружило немало голов в танкошлемах.

Однако не могу не отметить и наличие у «тридцатьчетвёрки» ряда «детских» болезней: так, например, четырёхступенчатая коробка скоростей была крайне неудобной и требовала от мехвода большой физической силы, поэтому ему нередко помогал стрелок-радист.


Т-34 иллюстрация боя

Он мог себе это позволить, так как убогий сектор обстрела курсового пулемёта частенько заставлял его «скучать» даже в бою, как, впрочем, и радиостанция, в которой от сотрясения при стрельбе постоянно крошились лампы.

Таким образом, он в некотором смысле был лишним членом экипажа, в котором при этом остро не хватало третьего номера для обслуживания орудия: двух человек, один из которых был командиром и долженствовал координировать действия своего экипажа, а то и всего подразделения для этого явно не хватало.

Вообще, командирские страдания при управлении танком и подразделением – отдельная тема, во многом обусловленная тем, что желая сэкономить на весе, отечественные танкостроители упорно оснащали довоенные машины вместо командирских башенок перископами, в которые очень хорошо было видно, где земля кончалась и начиналось небо – на большее они и днём-то не годились.

В качестве иллюстрации могу привести фрагмент из повести Кошкина «Когда горела броня», где один из главных героев вынужден периодически высовываться из люка, опасаясь, что какой-нибудь «до дури бесстрашный гитлеровец притаился рядом с гранатой».

В качестве прочих факторов снижающих боевую ценность Т-34 можно отметить отсутствие резиновых бандажей, которыми манкировали некоторые заводы-изготовители (СТЗ) и направленные вниз выхлопные трубы, в результате чего лязг и шлейф пыли демаскировали танковые колонны на расстоянии в несколько километров.

Стоит также упомянуть о том, что освоение новой техники, особенно дизельных двигателей также стало причиной характерных проблем. Тем не менее, хочу подчеркнуть, что все вышеперечисленные недостатки были не более чем трудностями роста, а общий тренд лучше всех охарактеризовал генерал Гудериан после осмотра трофейной машины пророчески изрёкший, что «если русские доведут танк до большой серии, мы проиграем войну». Всего было выпущено более 61 000 машин.

КВ-3: набор танковой массы

После принятия на вооружение КВ-1 казалось, что безудержный рост боевой массы советских танков остановился. Вместо почти 60-тонных СМК и Т-100 Красная армия получила боевую машину, которая оказалась почти на треть легче, хотя имела аналогичное вооружение и более толстую броню. Но уже летом 1940 года начались работы по созданию более крупных и тяжёлых танков семейства КВ. В январе 1941 года на испытания вышел Т-220, который по боевой массе превзошёл СМК и Т-100. Этот танк стал предвестником ещё более тяжёлых машин, которые должны были заменить КВ-1 в производстве. Речь идёт, прежде всего, о КВ-3

.

В инициативном порядке

В 1939 году на испытания вышла 95-мм дивизионная пушка Ф-28. Это орудие совместно со 122-мм гаубицей Ф-25 должно было стать частью дивизионного «дуплекса». Несмотря на довольно крупный калибр, пушка получилась весьма компактной. При этом она обладала достойными характеристиками, в том числе и как средство борьбы с танками. На дистанции в километр Ф-28 могла пробить броню толщиной 65 мм, установленную под углом 30 градусов.

Вполне логичным решением стала разработка на основе баллистики Ф-28 танковой пушки. Проект, носивший инициативный характер, получил заводской индекс Ф-39. За основу коллектив КБ завода №92 под руководством В. Г. Грабина взял наработки по 76-мм пушке Ф-34. Периодически всплывает информация, что Ф-39 построили и даже испытали на танке Т-28. Приводится даже фотография танка с таким орудием. Увы, это не более чем результат неверного толкования фактов и дезинформации со стороны завода №92. На деле фотография представляет собой ретушь, которая в альбоме завода №92 использовалась в больших количествах. Ф-39 действительно спроектировали и действительно собирались испытывать на Т-28. Но до постройки пушки в металле дело так и не дошло. К лету 1940 года к пушкам калибра 95 мм интерес был утрачен, а внимание конструкторов переключилось на более крупный калибр 107 мм.


Проект 95-мм танковой пушки Ф-39, 1940 год. Это орудие стало основой при проектирования более мощной 107-мм танковой пушки Ф-42

11 июня 1940 года в предложениях по уточнению системы танкового вооружения появился любопытный пункт. КВ-2 вместо 152-мм гаубицы предлагалось вооружить 107-мм пушкой на основе корпусного орудия М-60, разработанного КБ завода №172 (г. Молотов, ныне — Пермь). Проведённые испытания показали, что на дистанции 800 метров М-60 способна пробить броню толщиной до 107–110 мм, поставленную под углом 30 градусов. Снова эта система всплывает в ведомости танковых, самоходных и противотанковых систем, подлежащих разработке. Пунктом 4 в ней упоминается «107 мм танковая пушка с установкой в башне танка КВ (качающаяся часть от новой 107 мм корпусной пушки М-60)».Сроком её изготовления указывалось 1 ноября 1940 года, исполнителем работ – Кировский завод.

О том, что Кировский завод занимался подобными системами, до сей поры было неизвестно. Между тем, 107-мм пушку с баллистикой М-60 артиллерийское КБ Кировского завода взяло в работу, хоть и не сразу — первоначально оно от неё отказалось. В январе 1941 года Кировский завод представил Главному артиллерийскому управлению Красной Армии (ГАУ) проект танковой пушки большой мощности, имевший индекс «412». Такие 400-е индексы на Кировской заводе с 1940 года получали артиллерийские системы. Например, установка 152-мм гаубицы в КВ-2 с «пониженной» башней имела индекс «402».

Система «412» была предложена сразу в двух вариантах. «412–1в» представляла собой танковую версию 100-мм морской пушки Б-24. От этой системы ГАУ отказалось сразу, поскольку в ней от Б-24 брались только труба, снаряд и гильза. Более того, бронебойного снаряда для Б-24 не существовало в природе, а в ГАУ вполне справедливо полагали, что номенклатура танковой артиллерии должна соответствовать полевой. Так что первое пришествие танковой пушки калибром 100 мм завершилось полным фиаско.

Что же касается второй системы, имевшей индекс «412–2в», она имела калибр 107 мм. Её разработку Кировскому заводу предложили производить за свой счёт, потому как в 1940 году они от этой работы, как указывалось выше, отказались. За прошедшее время проявил инициативу другой завод, который в январе 1941 года свою пушку уже изготовил. На этом история 107-мм пушки разработки Кировского завода закончилась.


107-мм танковая пушка ЗИС-6

О том, что завод №92 в инициативном порядке разрабатывает танковую пушку калибром 107 мм, стало известно в декабре 1940 года. До того момента про систему, получившую индекс Ф-42, никакой информации в ГАУ КА не поступало. При создании новой пушки коллектив КБ завода №92 максимально использовал опыт создания Ф-39 и Ф-34. Как и предписывалось в требованиях ГАУ КА, пушка создавалась с использованием ствола 107-мм дивизионной пушки обр.1940 года (под таким индексом М-60 приняли на вооружение).

Ожидалось, что опытный образец Ф-42 будет готов к 25 декабря 1940 года, но работы затянулись. Новую пушку предполагалось использовать на базе опытного образца тяжёлого танка Т-220, но от этой идеи пришлось отказаться. Башня Т-220 оказалась маловата для Ф-42. 19 февраля 1941 года на завод №92 ушло письмо за подписью маршала Кулика с указанием установить к 1 мая 1941 года на танк КВ-2 опытный образец нового орудия. Танк заводу отгрузили ещё раньше – 29 января. В то же время, на второй образец Т-220 всё же решили попробовать поставить Ф-42, для чего на завод №92 должна была отправиться его башня.

Новая перспектива

15 марта 1941 года вышло постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) №548–232, согласно которому Кировский завод начал подготовку к производству доработанного тяжёлого танка Т-150. В серии доработанный танк, носивший заводское обозначение «Объект 222», должен был носить индекс КВ-3. В целом это был тот же КВ-1, но с пушкой Ф-34, слегка переделанной башней с командирской башенкой, более мощным двигателем В-5 и бронированием, доведённым до 90 мм.


Совещание в Смольном по вопросу развёртывания производства КВ-3. Ещё никто не знает, что спустя пару недель под этим индексом будет разрабатываться совсем другая машина

Эта деятельность, впрочем, продолжалась совсем недолго. Уже в конце марта внешняя разведка доложила о появлении в Германии тяжёлых танков. Что именно разведчики имели в виду — до конца так и не ясно. Тем не менее, пришедшую информацию восприняли крайне серьёзно. Началась разработка более мощных противотанковых пушек, а по танкам семейства КВ и Т-34 пошли работы по усилению бронирования и экранировке уже имеющихся танков. Разумеется, серьёзные изменения претерпели и работы по перспективным танкам. Уже во второй декаде апреля 1941 года начались работы по новой машине, более тяжёлой, чем Т-150 и даже Т-220.

7 апреля 1941 года вышло постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) №827–345сс, которое установило технические характеристики нового танка, также получившего индекс КВ-3. Старшим инженером машины был назначен сначала Л. Е. Сычёв, которого позже сменил Б. П. Павлов. Танк получил чертёжный шифр 223, изредка также его называли «Объект 223». Его боевая масса оценивалась в 67–68 тонн, толщина брони башни 115 мм, лоб корпуса 155–120 мм, борта 90 мм. В качестве вооружения указывалась 107-мм пушка, а также три пулемёта ДТ. В качестве силовой установки планировалось установить 850-сильный В-2СН. До освоения нового мотора в производстве допускалась установка, с последующей заменой на В-2СН, 700-сильного В-5.


Полноразмерный макет КВ-3, май 1941 года

От производства запчастей к КВ-1 Кировский завод освобождался: эта задача переносилась на ЧТЗ. Туда же постепенно должна была перейти и задача по производству «бывшего» КВ-3 на базе Т-150, который получал обозначение КВ-6. Стоит отметить, что Главное автобронетанковое управление (ГАБТУ) было против такого решения, предлагая вместо 223-го делать Т-150 с 76-мм пушкой, имеющей баллистику зенитной пушки 3-К, а также с усиленным до 120 мм бронированием лобовой части корпуса и башни.

Новый танк не создавался на пустом месте. КВ-3 представлял собой Т-150 с удлинённым, как у Т-220, корпусом, на который предполагалось установить башню, выполненную также по образцу башни Т-220, с 85-мм пушкой Ф-30. С самого начала оговаривалось, что башня будет изготовляться методом штамповки. Даже постройка корпуса для опытного образца КВ-3 не производилась с нуля. Дело в том, что 10 февраля 1941 года на Кировский завод поступил комплект деталей корпуса опытного танка Т-221 (Объект 221). Это был Т-150 с удлинённым корпусом, на который планировалось установить башню по типу КВ-1 с 76-мм пушкой. Танк должны были собрать ещё 1 декабря 1940 года, но Ижорский завод по ряду причин задержал отгрузку деталей, да и на Кировском заводе оказалось не до него.


Макет КВ-3, вид сбоку. Хорошо видно, что корпус нового танка повторял по конфигурации Т-220

В упомянутом ранее письме маршала Кулика предполагалось установить в башню Т-221 76-мм пушку Ф-27 с баллистикой зенитной пушки 3-К. Речь шла о втором образце системы, собранном ещё осенью 1940 года – к весне 1941 года она стала называться ЗИС-5. Этим планам не суждено было сбыться, поскольку ни в феврале, ни в марте 1941 года к Т-221 так никто и не притронулся. То же самое случилось и с корпусом САУ 212А. А в апреле было наконец решено использовать корпус Т-221 как основу для изготовления корпуса КВ-3. Задача облегчалась тем, что борта Т-221 и КВ-3 имели одинаковую толщину. Требовалось усилить лишь лобовой лист.

Проектные работы по новому танку Кировский завод начал сразу же после получения задания от НКТМ (Наркомат тяжёлого машиностроения). Параллельно с проектными работами шли испытания Т-220, оснащённого двигателем В-5. Именно этот мотор предполагалось ставить в КВ-3 до освоения производства В-2СН. Догруженная до 70 тонн машина с просевшими на 2–3 см от такой нагрузки торсионами проехала в период с 12 по 15 апреля 150 километров. Конечно, разница в 150 лошадиных сил ощущалась, но в целом ездить с такой массой танк мог, так что В-5 в качестве временной меры годился.


На виде сзади-слева заметно, что башня имеет довольно непростую форму. При всех округлостях в основании в плане она всё равно была ближе к прямоугольнику

Для нового танка конструктором Н. Ф. Шашмуриным была разработана коробка передач, представлявшая собой развитие КПП для Т-220. Следует отметить, что параллельно с ней Военной академии механизации и моторизации (ВАММ) была поручена разработка электрической трансмиссии. Трансмиссию такого типа под руководством профессора Н. И. Груздева разработали в ВАММ ранее по собственной инициативе. Соответствующие тактико-технические требования были утверждены 29 апреля 1941 года. Одновременно утвердили и требования на гидравлической трансмиссии. Её проектированием занялись сотрудники Всесоюзного Института Гидромашиностроения.

К 26 апреля был подготовлен полноразмерный макет КВ-3, который прошёл предварительный осмотр. По его итогу кормовой пулемёт ДТ решили убрать, заменив его портом для стрельбы из ППШ. Также было рекомендовано установить для пушки ЗИС-6 (так стала именоваться Ф-42) досылатель снаряда, устройство в корме для крепления пушки по-походному и несколько изменить конструкцию башни. Были внесены коррективы и железнодорожниками, потребовавшими уменьшить ширину танка до 3410 мм. Предлагалось сделать выстрел для ЗИС-6 унитарным, а боекомплект увеличить до 60 выстрелов.


Продольный разрез КВ-3. Видно, что вместо курсового пулемёта установлен огнемёт

Второй раз комиссия осмотрела доработанный макет КВ-3 7 мая 1941 года. Вместе с макетом комиссия ознакомилась с большим объёмом технической документации. Помимо доработок, в конструкции танка появилось одно важное нововведение. Вместо курсового пулемёта на него теперь мог устанавливаться огнемёт конструкции завода №174. В целом танк утвердили, хотя был составлен список из нескольких десятков пунктов по доработке.

Следует отметить, что к тому моменту КВ-3 уже стал рассматриваться как временное явление. Выбранная для него толщина брони основывалась на результатах обстрела бронеплит немецкой 88-мм зенитной пушкой Flak 18. Что же касается перспективы, то даже бронирование в 120 мм считалось теперь недостаточным.


Вид сверху на корпус КВ-3

По результатам обстрела бронелистов 105-мм зенитной пушкой Flak 39, закупленной в Германии, выяснилось, что для защиты от этого орудия необходима броня толщиной порядка 130 мм. Ещё с апреля 1941 года началось проектирование ещё более тяжёлого КВ-4, а затем и КВ-5. Вместе с тем, все прекрасно понимали, что работы над КВ-4 и КВ-5 будут продолжаться ещё долго. Поэтому на 1941 год приоритетным однозначно оставался КВ-3.

Согласно дополнительному соглашению к договору № Б1–081, подписанному 5 июня 1941 года, Кировский завод обязался выпустить за 1941 год, ни много ни мало 500 КВ-3. Первые 55 танков планировалось получить уже в августе 1941 года, 105 — в сентябре, по 110 в октябре и ноябре, и 120 — в декабре. Цена за один танк составляла 740 тысяч рублей. Для сравнения, КВ-1 стоил 523 тысячи, а КВ-2 — 558 тысяч рублей. Немецкий Pz.Kpfw. Tiger Ausf.E стоил 400 тысяч рейхсмарок (по курсу 1940 года это 840 тысяч рублей), а Pz.Kpfw. Tiger II — 321 500 рейхсмарок, (675 150 рублей).


Коробка передач, разработанная для нового танка. Позже её конструкция будет использована Шашмуриным при создании коробки передач для КВ-1с

Впрочем, до серии КВ-3 ещё предстояло добраться. Отдельной проблемой являлась башня, которая, как уже говорилось выше, предполагалась штампованной конструкции. По состоянию на 13 мая 1941 года оснастка для её изготовления была готова лишь частично, фактически же к штамповке опытных образцов удалось приступить лишь к середине июня. Задерживалась работа и по изготовлению корпуса: к ней также приступили лишь в июне. Второй образец пушки ЗИС-6 прибыл на Кировский завод в мае, но полигонные испытания этой системы начались лишь в конце июня 1941 года. В таком виде КВ-3 встретил начало Великой Отечественной войны.

В эвакуации

Начало войны очень быстро изменило ход работ по перспективным проектам. 26 июня 1941 года вышел приказ №253сс по Наркомату тяжёлого машиностроения, согласно которому задача по освоению нового тяжёлого танка перекладывалась на ЧТЗ. Этот же приказ был продублирован 30 июня 1941 года по Кировскому заводу. Одновременно приказом прекращались работы по КВ-4 и КВ-5, хотя на практике по КВ-5 проектирование шло вплоть до эвакуации Кировского завода. Согласно приказу по заводу, в Челябинск переводилось 18 инженеров-конструкторов, включая Духова, Павлова и Шашмурина. Что касается опытного образца, то было принято решение собрать корпус, оснастив его серийной ходовой частью и двигателем от Т-220. Вместе с шасси в Челябинск отправлялись и отштампованные заготовки башен, а также всё задействованное в изготовлении оборудование.


Установка 107-мм пушки ЗИС-6 в башне КВ-3, вид сверху

В начале июля 1941 года полусобранный КВ-3 и его башню погрузили на две платформы и отправили в Челябинск. Считается, что на этом история этого танка фактически закончилась, поскольку серийное производство так и не было налажено. Более того, не была окончена даже сборка опытного образца.

На самом деле это не так, о чём красноречиво говорят архивные документы. Как уже упоминалось, полигонные испытания ЗИС-6 начались лишь в июне месяце, а именно 25 числа – уже после начала войны. В ходе испытаний, проходивших до 5 июля, было произведено 618 выстрелов. С одной стороны, испытания показали хорошую бронепробиваемость, составившую 120 мм на дистанции 1600 метров. С другой стороны, к системе были предъявлены претензии, связанные с недостаточной прочностью ряда узлов. После устранения этих недостатков серийному производству ЗИС-6 давали зелёный свет.


Установка ЗИС-6 в башне КВ-3, поперечный разрез

На этом конструкторское бюро завода №92 не остановилось. В инициативном порядке был разработан переработанный вариант пушки, получивший индекс ЗИС-6А. Эту установку некоторые авторы ошибочно посчитали разработкой для штурмового танка КВ-7, что не соответствует действительности. Чем на самом деле была система ЗИС-6А, хорошо видно из письма, которое 8 сентября 1941 года получил главный инженер ЧТЗ С. Н. Махонин:

«Нами разработана и находится в изготовлении спаренная установка 45 мм пушки со 107 мм пушкой ЗИС-6; при этом спаренный пулемет «ДТ» остался на прежнем месте.

Тактическое назначение данной установки очевидно: не тратить 107 мм снаряды по целям, которые могут с успехом поражаться 45 мм снарядами.

В виду отсутствия на заводе танка КВ-3 мы эту установку для испытания опытного образца осуществляем в башне танка КВ-2.

От Вашего конструктора т. Шнейдмана нам известно, что вы делаете новую башню для танка КВ-3. В виду явного преимущества иметь дополнительно в танке КВ-3 45 мм пушку и незначительных изменений в башне, вызываемых этой установкой, просим при изготовлении новой башни расширить амбразуру, изменить рамку и бронировку согласно прилагаемых чертежей спаренной установки. Так как мы не располагаем чертежами новой башни КВ-3, то оперируем старыми, что для принципиального решения вопроса не имеет значения.

Одновременно просим разработать вариант укладки 107 и 45 мм патронов в башне КВ-3, для чего высылаем вам ориентировочный габаритный чертеж патрона 45 мм пушки».

В определенном смысле Грабин сделал попытку превратить КВ-3 в аналог КВ-4, где установка двух пушек (калибра 45 и 107 мм) предусматривалась в утверждённом техническом проекте Духова. Из письма одновременно следует, что для КВ-3 в Челябинске проектировали новую башню, поскольку штамповать её там было негде. Увы, к сентябрю 1941 года ЧТЗ стало совсем не до КВ-3: после эвакуации в Челябинск Кировского завода ЧТЗ стал единственным производителем КВ-1.


Доработанная орудийная маска

Несмотря на это, о смерти КВ-3 говорить было по-прежнему рано. Во-первых, этот танк фигурировал в качестве базы для истребителя ДОТ-ов «212А», от которого никто ещё не отказался. Во-вторых, КВ-3 продолжал фигурировать в документах опытных работ ЧТЗ (с конца 1941 года ЧКЗ, то есть Челябинский Кировский Завод). В плане на 1942 год, утверждённом 22 декабря 1941 года, КВ-3 фигурирует под первым номером. Именуется он «переходящей с 1941 года работой», которая как минимум должна была быть завершена сборкой опытного образца. Сроком окончания работ значилось 1 мая 1942 года. К июлю 1942 года ожидалось окончание работ по электротрансмиссии для КВ-3, а к декабрю 1942 года должно было закончиться изготовление двухтактного дизельного двигателя на базе В-2. Двигатель должен был иметь мощность 1200 лошадиных сил.

Ненужный тяжеловес

Могильщиком КВ-3 стал его старший брат КВ-1, а точнее – низкая надёжность трансмиссии этого танка. Ввиду постоянного увеличения толщины брони и вместе с ней роста массы, КВ-1 стали преследовать постоянные поломки. Особенно страдала коробка передач. С весны 1942 года начались работы по уменьшению массы танка, причём это происходило по указанию сверху. В таких условиях почти 70-тонный КВ-3 однозначно оказывался не у дел.

Остаётся лишь сожалеть, что КВ-3 так и не был собран и испытан. И не потому, что эти почти 70-тонные танки, по всем основным характеристикам превосходившие зарубежные аналоги, могли что-то изменить в ходе войны. Хотя за счёт значительно более мощного бронирования КВ-3 оказался бы по-настоящему крепким орешком для немцев, дело совсем в другом. Постройка и испытания даже одного такого танка могли отрезвить советских военных, раз и навсегда отбив охоту строить что-либо подобное.

Чем бы закончились испытания, легко можно заметить по тем мукам, которые испытывали конструкторы и испытатели более лёгкого Т-220. Куда раньше пришло бы понимание, что подобного монстра нечем вытаскивать и проблематично перевозить по железным дорогам. В конце концов, такую махину выдержал бы далеко не каждый мост. Набей наши танковая промышленность и военные шишки в 1941 году, мучаясь с КВ-3, ни о каком ИС-7 или ИС-4 даже не стали бы и думать. Понимание того, что тяжёлый танк не стоит «раскармливать» до массы больше 50 тонн, могло появиться уже в начале 40-х, а не в 1949 году, после 4 лет мучений с ИС-4 и ИС-7. К сожалению, история не оперирует сослагательными наклонениями.

Автор благодарит Кирилла Кокшарова (г. Челябинск) за помощь в подготовке данного материала.

Литература и источники:

  • ЦАМО РФ
  • РГВА
  • Архив автора
  • Архив Геннадия Малышева
  • Отечественные бронированные машины. XX век. Том 1. 1905 – 1941, А. Солянкин, М. Павлов, И. Павлов, И. Желтов, Экспринт, 2002 г.

Танк КВ-1

Должен отметить, что, несмотря на запуск в серию Т-35 параллельно с его производством продолжались инженерные изыскания долженствующие воплотиться в создание более совершенного тяжёлого танка. Во второй половине 30-х, когда стала очевидна роль тяжёлого бронирования, КБ Кировского завода разработало три перспективных варианта: многобашенные Т-100 и СМК, а также однобашенный КВ, полигонные испытания которых начались летом 1939 года.

С началом Финской войны все три прототипа было решено подвергнуть фронтовым испытаниям продемонстрировавшим бессилие вражеской противотанковой артиллерии против их брони, на КВ представленной бронелистами толщиной 60-75 мм.


Танк СМТ


Танк Т-100

Однако фронтовые испытания помимо достоинств выявили и недостатки новых машин, так помимо проблем обусловленных габаритами и массой тяжёлых танков эффективность орудий Л-11 при работе по фортификационным сооружениям линии Маннергейма оставляла желать лучшего.

Как следствие, «сорокапятки» Т-100 и СМТ были признаны конструктивным излишеством, для «противотанкового» варианта КВ было запланировано оснащение более мощным орудием, а непосредственно для финских дотов был разработан вариант КВ-2 оснащённы 152-миллиметровой «колотушкой».


КВ-1


КВ-2

Как вы наверняка знаете, в серию пошли КВ-1 и КВ-2 – эти машины, устроившие не одну феерическую бойню в первые два года ВОВ, снискали репутацию самых мощных танков её начала. Лишь появление на «роликах» врага более мощных танкобойных орудий стало причиной прекращения их производства – всего было выпущено 3225 и 240 единиц, соответственно.

Пушки

На танке изначально была установлена пушка модели Л-11, 76,2 миллиметра со стволом длиной 30,5 калибра. Она имела ряд недостатков, потому вскоре ее заменили более удачной пушкой Ф-32. Через некоторое время в конструкторском бюро разработали модификацию этого орудия, которая серьезно превосходил предыдущий вариант. Орудие получило название Ф-34, длина его ствола увеличилась до 41 калибра, что существенно подняло пробивную силу пушки. Имелся спаренный с пушкой пулемет ДТ 7,62 мм, а для прямой наводки орудия использовали телескопический прицел.

Танкостроение в канун войны

Итак, в начале ВМВ произошёл качественный прорыв в отечественном танкостроении определивший превосходство советских танков над иностранными аналогами. Однако дефицит времени на освоение новой техники стал одной из причин того, что, несмотря на отдельные успехи, советские машины далеко не всегда могли эффективно противостоять врагу на поле боя.


Танковый завод в Челябинске

Тем не менее, уже в 1942-м, когда войска приобрели минимально необходимый опыт, а развёрнутые нередко в чистом поле заводы начали во всё возрастающих количествах гнать на фронт новую боевую технику, картина начала меняться. Этому также неслабо поспособствовало и создание более совершенных «коробочек», о которых я расскажу в следующей статье.

Трудное начало славного пути

История советского танка Т-34 – это страницы, написанные кровью и потом. Несмотря на то, что сегодня в большинстве случаев представление о легендарном танке сформировано на базе машины Т-34-85 с длиной и мощной пушкой, основная тяжесть боев и сражений Второй Мировой вынесла на себе машина самой первой модификации. Именно с этой машиной Красная Армия вступила в Великую Отечественную войну. До 1944 года основным танком Красной Армии была машина Т-34-76. На этих танках советские танкисты воевали в 1941 году под Москвой, участвовали в кровопролитных боях под Сталинградом летом-зимой 1942 года. Немало испытаний выпало на долю «тридцатьчетвёрок» первой модификации в сражения на Курской дуге в 1943 году.

Советские Т-34 стали самыми массовыми танками за всю историю войны. С 1940 по 1947 годы машину в различных модификациях выпускало в СССР сразу 7 заводов. Позже, уже после окончания Второй Мировой войны советские танки Т-34-85 стали собирать на заводах в Чехословакии и Польши. Перед войной новую машину в основном выпускали Сталинградский тракторный завод, Харьковский завод №75 и Кировский завод в Ленинграде. В последствии с началом Великой Отечественной войны к производству «тридцати четвертых» подключились в Горьком, омский завод №174, танковый завод в Нижнем Тагиле и завод №183 в Челябинске.

В первый период войны, с лета 1941 года по лето 1942 года, советская танковая промышленность переживала самый трудный период, связанный с масштабной эвакуацией предприятий на Восток. Новые танковые заводы в Нижнем Тагиле, в Омске и в Горьком только набирали необходимые мощности. Старые советские танковые заводы в европейской части страны продолжали работать в тяжелых прифронтовых условиях. Кировский завод в Ленинграде продолжал выпускать танки КВ и Т-34 в условиях блокады. Харьковский завод был потерян в результате стремительного наступления немцев весной 1942 года. Столь необходимые фронту танки Т-34, Сталинградский тракторный завод выпускал до самого последнего момента, когда в городе уже шли уличные бои.

Несмотря на тяжелейшие условия на фронте, потери основных производственных мощностей, советские войска продолжали получать средние танки.

В целом, можно говорить о том, что 1941 год для танка Т-34 стал знаковым. Роль «тридцатьчетвёрки» в самый тяжелый и трудный период для Красной Армии трудно переоценить, даже при условии, что за первые месяцы боев на фронте было потеряно до 80% новых машин, имеющихся в войсках по состоянию на 22 июня 1941 года.

Потери танков

Тяжелая ситуация с оснащением советских войск современной и боеспособной бронетехникой, сложившаяся во второй половине 1941 года, неизбежно сказалась на прочности обороны Красной Армии. Противник наращивал силу своих ударов, применяя на основных направлениях ударные танковые соединения. Этому натиску советские войска не могли ничего противопоставить, сказывалось отсутствие в войсках необходимо количества современных и мощных танков.

Советская танковая промышленность не успевала восполнить потери бронированной техники в войсках, оборонная промышленность на востоке страны только набирала свои мощности. В боях под Москвой советское командование использовало в основном старые, морально устаревшие легкие танки БТ-7 и Т-26. Немного облегчало ситуацию появление на фронте в небольшом количестве легких танков Т-50 и Т-60. Доля современных советских танков Второй Мировой войны Т-34 и КВ в войсках после разгромных первых месяцев 1941 года была незначительная.

Сборочный цех

Только через год во время контрнаступления советских войск под Сталинградом ситуация стала меняться в лучшую сторону. Ударные советские танковые корпуса были оснащены новыми «тридцатьчетверками» в достаточном количестве. Начиная с весны 1942 года советские танкисты стали получать новенькие Т 34, сходившие с конвейеров уральских заводов. Уже к началу 1943 года советская танковая промышленность по объему выпуска танков превзошла результаты работы танковых заводов Германии и оккупированной Европы. Только танков Т 34 советские заводы в 1943 году выпустили 15889 машин. С 1944 года начался выпуск более совершенной машины, в которой была заменена башня и основным оружием являлась уже 85-мм пушка ЗИС-С-53.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]