Ещё на стадии доводки «Манчестера» Р. Чедуик, ввиду проблем с двигателями «Валчур», предложил несколько альтернативных вариантов развития самолета с моторами других типов. В апреле 1940 г. предложения «Авро» были рассмотрены Министерством авиации, выбравшим для реализации проект «Манчестер» Mk.III — четырехмоторную машину под двигатели «Роллс-Ройс» «Мерлин». Помимо замены внешних частей крыла новыми, увеличенного размаха и с дополнительной парой двигателей, был усилен центроплан, увеличена емкость топливных баков, внесены другие усовершенствования.
получила заказ на постройку (путем переделки из уже строящихся «Манчестеров») четырех прототипов самолета, получившего название «Ланкастер», первый из которых вышел на испытания 9 января 1941 г. Он имел трехкилевое оперение и моторы «Мерлин» X (1145 л.с). На второй машине установили двухкилевое оперение (как на «Манчестере» Mk.IA), моторы «Мерлин» XX (1280 л.с.) и полный комплект оборонительного вооружения (8 пулеметов «Браунинг» — по 2 в носовой и верхней башнях и 4 — в хвостовой). Третий прототип получил двигатели воздушного охлаждения «Бристоль» «Геркулес» VI, а от постройки четвертого отказались — результаты испытаний первых трех машин были настолько хорошими, что самолет запустили в серию.
31 октября 1941 г. в Вудфорде выпустил первый серийный «Ланкастер» Mk.I. Впоследствии выпуск «Ланкастеров» наладили также на в Траффорд Парке, «Армстронг Уитворт» в Бэгинтоне, «Виккерс Армстронг» в Кастл Бромвиче и «Остин Моторс» в Лонгбридже. Кроме того, «Ланкастеры» строили и в Канаде, на (позже переименованном в «Авро Канада») в Торонто. Их выпуск начался в августе 1943 г. До момента завершения выпуска серийных машин 2 февраля 1946 г. в Великобритании и Канаде построили 7377 самолетов «Ланкастер», ставших, таким образом, наиболее массовыми британскими четырехмоторными самолетами.
Дожди и туманы
Империя, живущая во власти дождя и тумана, в 20-е и начале 30-х годов не очень уделяла внимание авиации, но предчувствие новой мировой войны к концу 30-х всё поменяло. Начались активные работы над новыми типами бомбардировщиков, истребителей и других видов авиации.
На тот момент англичане значительно опережали не только немцев, но и «мятежных колонистов» — недаром американцы потом во Второй мировой активно и с удовольствием использовали английские моторы. Создавая машины, подходящие под требования конца 30-х годов, англичане задумывались и о куда более крупных проектах.
Боевое крещение
Первый боевой вылет «Ланкастеров» был совершён в марте 1942 года, во время которого они заминировали Гельголандскую бухту. 10−11 марта «Ланкастеры» бомбили немецкий город Эссен.
В апреле того же года 12 «Ланкастеров» совершили дневной налёт на завод дизелей фирмы MAN. Итог налета был печален. 4 самолёта были потеряны ещё на пути к цели, ещё 3 были сбиты на обратном пути, а все вернувшиеся 5 машин были повреждены.
Несмотря на высокий уровень потерь от немецкой ПВО во время дневных налётов, англичане вынуждены были их продолжать из-за низкой эффективности ночных бомбардировок, потому что по данным разведки, лишь 50% сброшенных бомб падало в районе цели, кроме того, три экипажа из четырёх даже не были уверены в том, что они вообще обнаружили цель.
Точность бомбометания существенно повысилась только с внедрением бортового радиолокатора H2S, предназначенного для навигационных целей и определения положения целей. Но этот шаг привел позже к печальным последствиям, о чем будет рассказано ниже.
16 мая 1943 г, девятнадцать «Ланкастеров» бомбили 3 плотины. Дамба Зорпе была повреждена, а дамбы Мен и Эдер — разрушены. Водный поток затопил долину Рура, унеся жизни более 1200 человек и нанеся огромный ущерб промышленности этого индустриального района Германии. Из 19 посланных в рейд «Ланкастеров» на свою базу не вернулось восемь машин.
Неудавшаяся победа
Ещё в 1937 году в инициативном порядке начала работу над огромным высотным бомбардировщиком. Предполагалось, что за счёт высоты полёта и скорости такая машина будет абсолютно неуязвимой для истребителей, потому не предполагалась даже установка на неё оборонительных турелей. Зато этот самолёт мог доставить десять тонн бомб до любых предприятий Германии с вылетом из Франции. Также на его базе предполагалась разработка пассажирского лайнера, способного среди прочего и на трансатлантические полёты.
Проект 1937 года являлся развитием программы дальнего бомбардировщика В.12/36 — оттуда было унаследовано размещение основного бомбоотсека в крыле. На картинке проект «Армстронг-Витворт» в рамках спецификации В.12/36
До 1940 года работы шли небыстро, и даже начало Второй мировой войны не сразу подогрело интерес к машине. Лишь летом 1940 года английские военные решили начать финансирование проекта, носившего достаточно лаконичное название Long-Range High-Altitude Bomber («дальний высотный бомбардировщик»). Причин этому было несколько. Первая, конечно же, потеря Франции. Теперь английским бомбардировщикам пришлось летать с острова, а немцы быстро развернули авиацию на оккупированной территории. Тут плюсы проекта «Виккерс» выходили на передний план — и с дальностью всё было хорошо, и высота полёта позволяла просто игнорировать перехватчики.
Вторая причина также связана с дальностью — британцы рассматривали СССР как союзника рейха и на полном серьёзе планировали начать войну и с ним. А новый бомбардировщик отлично подходил для налётов на Москву или Урал.
Ранняя версия сверхдальнего бомбардировщика «Виккерс». Хорошо видно отсутствие оборонительного вооружения
В 1941 году идея бомбардировщика дополнилась идеей нового оружия. Инженеру «Виккерс» Барнсу Уоллесу пришла в голову мысль о так называемой сейсмической бомбе — огромной бомбе с обтекаемым корпусом, способной углубиться в грунт до детонации и создать локальное землетрясение. Разрабатываемый бомбардировщик идеально подходил для подобных боеприпасов. Интересно, что Уоллес придумал и новое название для всего проекта в целом — вместо скучного «дальнего высотного бомбардировщика» он предложили громкое и красивое Victory Bomber — «бомбардировщик Победы».
Сброс сейсмической бомбы с бомбардировщика «Авро Ланкастер»
Продувочная модель позднего варианта «Виктори Бомбер»
Примерно в то же время родилась ещё одна идея, куда менее «победная». В случае успешного вторжения немцев в Англию планировалось быстро эвакуировать правительство, королевскую семью и максимум военной промышленности в доминионы — в основном в Канаду. Уже оттуда Британия продолжила бы войну с рейхом. Для этого дела требовались межконтинентальные бомбардировщики, и «Виктори» отлично подходил на эту роль. Благо с американской помощью в Канаде уже начали строить подходящие авиационные заводы. Изначальный проект такой дальности не имел, но инженеры «Виккерс» обещали, что увеличить её до нужных показателей будет не так уж и сложно.
Поздний вариант «Виктори Бомбер»: из-за роста характеристик немецких перехватчиков на самолёт вернулось оборонительное вооружение
Новое — это хорошо позабытое старое
Разработка «Ланкастера» началась, когда в Европе уже три месяца шла война. Анализ воздушных сражений показал, что в случае отказа одного из двигателей основного двухмоторного среднего бомбардировщика «Манчестер» английских ВВС, он не сможет вернуться на аэродром вылета. Тогда английские конструкторы придумали гениальный вариант: из 2-х моторного «Манчестера» сделать … 4-х двигательный новый бомбардировщик.
Самолет получил более длинное крыло, старый фюзеляж, 4 мотора «Роллс-Ройс Мерлин XX». Он поднялся в воздух 9 января 1941 года. Самолёт показал намного лучшие характеристики, чем его предшественник, и вскоре поступил в серийное производство под названием «Ланкастер» (по имени небольшого английского городка).
Сто тонн извращений
75-тонный бомбардировщик от
К 1942 году черновое проектирование «Виктори» было завершено, проект даже прошёл этап продувки в аэродинамической трубе. Но к тому времени интерес военных сильно упал. Германия ввязалась в долгую войну на востоке, а значит, бомбить СССР больше не было смысла, да и до возможного вторжения на Остров у немцев руки дошли бы нескоро. Кроме того, военные считали сейсмические бомбы баловством и настаивали на разработке бомбардировщика под обычные бомбы.
Осенью 1942 года работы над «Виктори» прекратили, но военные ещё не потеряли интерес к огромным бомбардировщикам. Вместо старого проекта запустили новый, уже на конкурсной основе. Известен он под двумя названиями — «75-тонный бомбардировщик», поскольку именно такой вес хотели военные, или «100-тонный бомбардировщик», ибо большинство проектов вышли именно такими.
75-тонный бомбардировщик от «Хэндли Пейдж»
Основные изменения коснулись требуемой высоты полёта; девять с половиной километров «Виктори» к тому времени уже устарели, и военные рассчитывали получить минимум десять с половиной. Возросло и требование по полезной нагрузке до 20-25 тонн максимально. Неизменными остались скорость в 600 километров в час на трёх километрах и дальность в четыре тысячи километров с полной нагрузкой или шесть тысяч — с половинной. Основным театром для применения подобного самолёта рассматривали Тихий океан, ведь против Германии в принципе хватало и существующих бомбардировщиков. Плюс новая машина должна была стать основой бомбардировочного парка Британии после войны.
Стотонный бомбардировщик от «Виккерс», схема А
Стотонный бомбардировщик от «Виккерс», схема В. Обращает на себя внимание обилие оборонительного вооружения
Подобный проект, суливший отличную прибыль, привлёк почти всех крупных авиастроителей Англии. Были представлены как вполне обычные самолёты, так и совсем «поехавшие». Предлагали и бесхвостки, и бомбардировщики, выполненные по схеме «утка», летающие крылья, продольные бипланы и машины с толкающими винтами.
Из всех конкурсантов к 1943 году постепенно вперёд вырвались и «Бристоль». Первые изначально разработали пять вариантов компоновки. Вариант А представлял собой обычный бомбардировщик знакомого английского стиля «летающий сундук», только огромных размеров. Вариант В напоминал А, но имел толкающие винты. Варианты С и D были выполнены по схеме «утка» и также различались толкающими и тянущими винтами. Наконец, Е был типичным самолётом-бесхвосткой. Из всех этих вариантов для финальных работ выбрали схему С, как наиболее соответствующую требованиям военных.
Стотонный бомбардировщик от «Виккерс», схема С
Стотонный бомбардировщик от «Виккерс», схема Е
Проект «Бристоль» был выполнен по обычной схеме, но с использованием толкающих винтов. Он во многом походил на схожие проекты США и Германии. Неудивительно, что именно к нему склонялись английские военные. Но, пока инженеры проектировали бомбардировщики, ситуация сильно изменилась. К лету 1943 года стало ясно, что создание подобных гигантов затянется надолго, и смысла в этой работе нет. Вместо этого усилия было решено сосредоточить на выпуске уже освоенного «Авро Ланкастер» и нового «Авро Линкольн».
Стотонный бомбардировщик от «Бристоль»
ПИКИРУЮЩИЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ
Великобритания
Тип самолета | Blackburn Skua | Hawker Henley | Fairey P.4/34 |
Размах крыла, футов дюймов (м) | 46 2 (14,07 м) | 47 10,5 (14,59) | 47 4,5 (14,44) |
Площадь крыла, кв. футов (м²) | 312 (28,99) | 342 (31,77) | 346 (32,14) |
Удельная нагрузка на крыло, кв. футов (м²) | 21,8 (106,4) | 26,4 (128,9) | 25,4 (124,0) |
Общая масса, фунтов (кг) | 6811 (3089) | 9050 (4105) | 8787 (3986) |
Полезная нагрузка, фунтов (кг) | 1321 (600) | 3350 (1520) | 2382 (1080) |
Тип двигателя | Bristol Perseus XII | Rolls-Royce Merlin II | Rolls-Royce Merlin II |
Охлаждение | воздушное | жидкостное | жидкостное |
Общая номинальная мощность, л.с. | 745 | 990 | 990 |
Максимальная скорость, миль в час (км/ч) | 225 (362) | 300 (483) | 284 (457) |
на высоте, футов (м) | 6500 (1981) | 17500 (5334) | 17200 (5243) |
Набор высоты, футов (м) | — | 19680 (6000) | — |
за время, мин | — | 15 | — |
Практический потолок, футов (м) | 20200 (6157) | 29000 (8840) | 29600 (9020) |
Типичное вооружение | |||
пулемётов винтовочного калибра, шт. | 5 | 2 | 2 |
крупнокалиберных пулемётов, шт. | — | — | — |
пушек, шт. | — | — | — |
Статус | снят с производства | IS | в производстве |
США
Тип самолета | Bell BG-1 | Brewster XSBA-1 (138) | Curtiss SBC-4 (Helldiver 77) | Douglas DB-19 | Vought SB2U-1 (V.156) |
Размах крыла, футов дюймов (м) | 36 0 (10,97) | 39 0 (11,89) | 34 0 (10,36) | 41 6 (12,65) | 42 0 (12,80) |
Площадь крыла, кв. футов (м²) | 353,8 (24,06) | 259 (24,06) | 317 (29,45) | 318,6 (29,6) | 305,3 (28,36) |
Удельная нагрузка на крыло, кв. футов (м²) | 17,3 (84,5) | 23,16 (113,1) | 18,0 (87,9) | 20,5 (100) | 21,3 (104) |
Общая масса, фунтов (кг) | 6641 (3012) | 6000 (2722) | 5710 (2590) | 6527 (2960,6) | 6500 (2948) |
Полезная нагрузка, фунтов (кг) | 2821 (1280) | 2000 (907) | 1544 (700) | 2025 (919) | 2000 (907) |
Тип двигателя | Wright Cyclone F56 | Wright Cyclone G | Wright Cyclone G3 | Pratt and Whitney Twin Wasp Jr. | Pratt and Whitney Twin Wasp Jr. |
Охлаждение | воздушное | воздушное | воздушное | воздушное | воздушное |
Общая номинальная мощность, л.с. | 755 | 750 | 840 | 750 | 750 |
Максимальная скорость, миль в час (км/ч) | 206 (332) | 285 (459) | 235 (378) | 223 (359) | 257 (414) |
на высоте, футов (м) | 11300 (3444) | — | 9800 (2987) | — | — |
Набор высоты, футов (м) | — | — | — | — | — |
за время, мин | — | — | — | — | — |
Практический потолок, футов (м) | 24950 (7605) | — | 25700 (7833) | 25000 (7620) | 28200 (8595) |
Типичное вооружение | |||||
пулемётов винтовочного калибра, шт. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
крупнокалиберных пулемётов, шт. | — | — | — | — | — |
пушек, шт. | — | — | — | — | — |
Статус | свободная для заказа продукция | в производстве | IS | IS | IS |
Германия и Нидерланды
Тип самолета | Blohm and Voss Ha.137 | Junkers Ju.87 | Fokker G-I |
Размах крыла, футов дюймов (м) | 36 7 (11,15) | 45 4 (13,82) | 54 1,5 (16,50) |
Площадь крыла, кв. футов (м²) | 252,8 (23,5) | 344 (32) | 384 (35,7) |
Удельная нагрузка на крыло, кв. футов (м²) | 21 (102,5) | 26,7 (130,36) | 27 (131,8) |
Общая масса, фунтов (кг) | 5313 (2410) | 9200 (4173) | 11243 (5100) |
Полезная нагрузка, фунтов (кг) | 1320 (600) | 3000 (1361) | 3637 (1650) |
Тип двигателя | Junkers Jumo 210 | Junkers Jumo 211 | Bristol Perseus X |
Охлаждение | жидкостное | жидкостное | воздушное |
Общая номинальная мощность, л.с. | 680 | 940 | 1460 |
Максимальная скорость, миль в час (км/ч) | 205 (330) | 240 (386) | 300 (483) |
на высоте, футов (м) | 6560 (2000) | — | — |
Набор высоты, футов (м) | 13120 (4000) | — | 19680 (6000) |
за время, мин | 9 | — | 11 |
Практический потолок, футов (м) | 22960 (7000) | 25000 (7620) | 29000 (8840) |
Типичное вооружение | |||
пулемётов винтовочного калибра, шт. | 2 | 3 | 5 |
крупнокалиберных пулемётов, шт. | — | — | — |
пушек, шт. | — | — | — |
Статус | PA | IS | в производстве |
источник: «BOMBERS» «FLIGHT» MARCH 14, 1940, стр.222-233, 246
Голь на выдумки хитра
Во время «Битвы за Гамбург» в 1943 г. очень эффективными оказались меры по «ослеплению» немецких РЛС с помощью системы «Окно», что практически парализовало ПВО города.
В «Окно» входила алюминиевая фольга, склеенная с черной бумажной подложкой, и нарезанную на полосы длиной 30 см и шириной 1,5 см.
Блестящая сторона была покрыта ламповой сажей, чтобы облака фольги не сверкали в свете прожекторов, но продолжали отражать радиоволны. Британские самолеты не были видны на радарах в облаках этой фольги и немецкие зенитки не могли точно стрелять.
Но немцы тоже не дремали. Они разработали аппаратуру, способную наводить свои истребители на английские по сигналам локаторов H2S, стоящих на английских же самолетах!
Кроме того, на немецкие истребители стали устанавливать стреляющие вверх пушки. Использование противником этих новинок привело к резкому росту потерь «Ланкастеров» в течение зимы и весны 1944 года. Неудивительно, что 30 марта при налете на Нюрнберг было сбито 96 из 795 участвовавших в нем английских самолетов.
Тем не менее, к апрелю 1945 года количество «Ланкастеров» в составе сил Бомбардировочного командования достигло своего пика — не менее 56 эскадрилий были вооружены этими бомбардировщиками.
Охота на «Тирпица»
11 сентября 1944 г. 38 «Ланкастеров» с увеличенными бомбоотсеками, содержащими бомбы «Тэллбой», вылетели из Англии в Ягодник под Архангельском в Советском Союзе для подготовки налета на германский линкор «Тирпиц», стоящий на якоре в Альтен-Фьорде в Норвегии. Эта атака была проведена 15 сентября.
На цель их вели советские штурманы. Наши самолеты также вели предварительную разведку и затем фотографировали результаты налета. Из 21 сверхмощной бомбы «Тэллбой» (шесть машин несли обычные бронебойные бомбы по 224 кг) одна попала прямо в линкор. В цель угодили и несколько более мелких. Однако, «Тирпиц» остался на плаву. Англичане потерь не имели.
После неоднократных атак с воздуха и из-под воды «Тирпиц» все-таки был потоплен «Ланкастерами» на стоянке в Тромсё 12 ноября 1944 года в результате авианалёта с применением сверхтяжёлых 5,5-тонных бомб Tallboy.
Мирная миссия «Ланкастеров»
На последнее боевое задание во время войны «Ланкастеры» вылетели 25 апреля 1945 г. на бомбежку убежище Гитлера в Берхтесгадене. Затем «Ланкастеры» доставляли продовольствие жителям голландских городов, которые испытывали недостаток пищи. За 3156 самолето-вылетов было сброшено более 6000 тонн продовольствия.
В мае 1945 г. «Ланкастеры» перевезли из Германии в Великобританию около 74000 военнопленных, освобожденных из немецких лагерей.
«Ланкастеры» использовались в качестве спасательных самолетов на Тихом океане, фоторазведчиков для аэросъемки ряда районов Африки. Но большая часть «Ланкастеров», переживших войну, была пущена на металлолом.
Но они оставили в истории авиации незабываемый след. Сегодня единственный летающий экземпляр «Ланкастера» находится в Англии в музее королевских ВВС.