Истребитель
Fokker
Fokker D.XXI — одномоторный одноместный истребитель, свободнонесущий низкоплан смешанной конструкции с неубирающимся шасси и закрытой кабиной пилота. Разработан под руководством Иржи Шацки на заводе компании Fokker, первый полёт 27 марта 1936 года. Эксплуатировался в ВВС Нидерландов, Финляндии и Дании.
Конструкция
. Основой фюзеляжа стала ферма, сваренная из труб хромомолибденовой стали закрытая в передней части съемными панелями из легкого сплава «электон», а в задней — обшитая полотном. В передней части фюзеляж имел круглое сечение, в задней — эллиптическое. Кабина летчика располагалась посередине машины отапливалась горячим воздухом и полностью закрывалась прозрачным фонарем из триплекса и плексигласа. Для посадки летчика средняя секция фонаря раскрывалась по продольной оси. и левая часть откидывалась на петлях вниз. В аварийной ситуации ее можно было сбросить совсем. За сиденьем пилота несущая ферма фюзеляжа была развита вверх, образуя противокапотажную раму.
Крыло трапециевидной формы с округлыми законцовками имело два коробчатых лонжерона из спрюса (орегонской со сны) и фанерные нервюры (часть из них — кессонного типа). Обшивка носка выполнялась из «электона» а дальше — из фанеры, пропитанной бакелитовой смолой. Крыло несло посадочные щитки и элероны (стальной каркас, обтянутый полотном), крепившиеся к заднему лонжерону. На элеронах стояли флеттнеры.
Оперение имело металлический набор и целиком обтягивалось полотном. Стабилизатор снизу поддерживали подкосы а сверху он соединялся с килем расчалками. На рулях высоты устанавливались триммеры, а на руле поворота — флеттнер.
Шасси основного («колониального») варианта D XXI по техническому заданию было неубирающимся. Колеса прикрывались каплевидными обтекателями с небольшой подножкой для механика. Свободнонесущие стойки, тоже капотированные имели масляно пневматические амортизаторы. Разработали и вариант с убирающимся шасси (с гидроприводом) — стойки складывались к оси самолета с укладкой колес в ниши крыла. Хвостовое колесо во всех случаях не убиралось. Оно имело механическую связь с рулем поворота и амортизировалось пакетом резиновых пластин. Для колеса предусматривался каплевидный обтекатель, но смонтировали его лишь на одном из опытных образцов.
На D XXI мог устанавливаться практически любой двигатель мощностью от 600 до 1100 л. с. По заданию предполагался английский мотор воздушного охлаждения Bristol «Mercury» VI-S (645 л. с.), но конструкторы проработали установку на самолет и других модификаций «Mercury», звеэдообразных двигателей Bristol «Perseus» X, Wright R-1820 «Cyclone», Pratt Whitney «Twin Wasp Junior», Hispano Suiza 14На, а также рядных V образных Rolls-Royce «Kestrel» IV и Hispano Suiza 12 Ycrs. Эти моторы должны были вращать различные двух- и трехлопастные винты изменяемого шага. Смещение центра тяжести при разных двигателях компенсировалось изменением емкости переднего (перед кабиной) и заднего (за кабиной) бензобаков. Дополнительный бак можно было разместить в левом полукрыле. Проектом предусматривалось протектирование всех бензобаков.
Не меньше вариантов подготовили по вооружению. «Колониальный» D.XXI должен был нести один 7,92-мм пулемет FN-Browning в фюзеляже (боезапас 500 патронов) и два таких же в крыле (300 патронов на ствол). Помимо того, существовало еще по крайней мере шесть схем размещения на истребителе двух-четырех пулеметов калибра 7,92 и 12,7 мм или сочетания их с 20-мм пушками «Madsen». «Oerlikon», «Hispano», включая компоновку с установкой моторпушки (на моторе Hispano Suiza 12Ycre). Еще больший выбор обеспечивался по приборам, электро- и радиооборудованию.
Всего было произведено 139 самолетов.
Характеристики Fokker D.XXI-4
Экипаж | 1 чел. |
Размеры | |
Размах крыла, м | 11,00 |
Площадь крыла, м² | 16,20 |
Длина самолета, м | 8,20 |
Высота самолета, м | 2,92 |
Силовая установка | |
2×ПД Pratt Whitney R-1535 Twin Wasp Junior, мощностью, л.с. | 1×1050 |
Массы и нагрузки, кг: | |
Пустого самолета | 1490 |
Нормальная взлетная | 2050 |
Летные данные | |
Максимальная скорость, км/ч | 410 |
Крейсерская скорость, км/ч | 334 |
Практическая дальность, км | 880 |
Практический потолок, м | 9300 |
Вооружение
. Два 7,69-мм пулемета М.36 в передней части фюзеляжа с боекомплектом по 500 патронов на ствол и два кpыльевых пулемета М.36 с боекомплектом по 300 патронов на ствол.
Фото | Описание |
История Фоккера Фо-121
Ещё до окончания переезда в Германию Фоккер получил приглашение на участие в конкурсе на одномоторный истребитель-моноплан. На этот конкурс Фоккер представил свою модель Fokker D.XXI, который в Германии получил название Fo-121. Однако, в отличие от РИ самолёта, машину оснастили двигателем воздушного охлаждения ВМW-139 мощностью 1550 л. с. и убирающимся шасси.
На конкурсе Fo-121 на голову оказался лучше всех своих конкурентов, развив на высоте скорость в 605 км/час. Для сравнения, лучший из истребителей, оснащённых двигателями водяного охлаждения – Messerschmitt Bf.109 на высоте развивал всего 468 км/час. Однако в серию машина не пошла, так как двигатель ВМW-139, которым она была оснащена, не являлся серийным, и для запуска его в производство требовалось время. А Люфтваффе ждать не хотел и заказал большую серию самолётов компании Вилли Мессершмитта.
Однако единичные самолёты с двигателями баварских моторостроителей Фоккер всё же выпускал, но продавал их не немецкой армии, а финской.
Fokker Fo-121
Правда, уже когда шла война, выпуск двигателей ВМW был всё же налажен, а, напротив, на двигатели жидкостного охлаждения был определённый дефицит. В этих условиях компания Фоккера получила крупный заказ, и самолёты пошли в войска. Но это всё произойдёт в будущем.
Модификации самолета
- D.XXI-1
. С 645-сильным ПД Bristol Mercury VI-S. Одноместный истребитель-низкоплан, прототип; два собраны для ВВС Дании. - D.XXI-2
. 1937 года, с 760 л.с. ПД Bristol Mercury VIII. Вариант для ВВС Голландии и Финляндии. - D.XXI (1938 г.)
. С советским двигателем М-25. Испанский вариант. - D.XXI (1939-40 г.г.)
. С 760-сильным ПД Bristol Mercury VIII. Датская лицензиозная модель, построено 10 шт. Нёс 20-мм подкрыльевые пушки Madsen. - D.XXI-3
. С 760-сильным ПД Bristol Mercury VIII. Вариант с вооpужением в каплеобразных обтекателях, в 1939 построено 38 шт. для Финляндии. - D.XXI-E1
. С 760-сильным ПД Bristol Mercury VIII. Экспериментальный вариант с резко выраженным сужением крыла к концу. - D.XXI-4
. 1941 год. с 1050-сильным ПД Pratt & Whitney R-1535 Twin Wasp Junior. Поставлено 50 шт., вооpужение из фюзеляжа перенесено в кpыло. - D.XXI-5
. 1944 год, с 920-сильным ПД Bristol Pegasus X. Последняя партия из пяти финских машин.
Боевое применение и модификации
Именно самолёты Fo-124 стали основными истребителями сопровождения Люфтваффе. Эту миссию они успешно выполняли до самого конца войны. Основным достоинством машины была её высокая скорость и манёвренность. Но были у неё и серьёзные недостатки. Прежде всего, лётчики жаловались на недостаточное вооружение истребителя. Со временем этот недостаток был устранён путём установки в крылья двух дополнительных пулемётов.
Другим недостатком этих машин была сравнительно небольшая дальность полёта. Этот недостаток устранялся путём применения подвесных баков.
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- «D.XX1.» Архивировано 15 декабря 2007 г.
на Wayback Machine
zap16.com
. Дата обращения: 20 июня 2010. - ^ a b c d e f g h i j Kamphuis 1966, p. 3.
- Камфуйс 1966 года, стр. 3-4.
- ^ a b c d e f g h Кампхуис 1966, стр. 4.
- Камфуйс 1966, стр. 4, 6.
- ^ a b c d Kamphuis 1966, стр. 6.
- ^ a b c Kamphuis 1966, стр. 9.
- ^ a b c d e f Kamphuis 1966, p. 10.
- ^ a b c Kamphuis 1966, стр. 8.
- Камфуйс 1966, стр. 8-9.
- ^ а б Кампхуис 1966, стр. 12.
- Бонне, Франс. «Fokker D.XXI.» Архивировано 13 декабря 2007 года
на Wayback Machine
WW2 Warbirds
. Получено; 20 июня 2010 г. - Salamander Books, Ltd. 1974. ISBN 0 690 00606 3 .
- Лондон, Соединенное Королевство: Salamander Books, Ltd., 1988. ISBN 0-86288-672-4 .
- Шредер, Ганс (1991). «Королевские ВВС Дании». Эд. Кей С. Нильсен. Tøjhusmuseet, 1991, стр. 1–64. ISBN 87-89022-24-6 .
- ^ a b Хейнонен, Тимо (1992). Thulinista Hornetiin: 75 vuotta Suomen ilmavoimien lentokoneita
. Тиккакоски: Keski-Suomen Ilmailumuseo. ISBN 951-95688-2-4. - https://www.hoogeveenschecourant.nl/nieuws/hoogeveen/483656/fokker-d-21-wordt-de-grote-publiekstrekker.html
- https://www.facebook.com/FlyingFokkerD21/
- Raunio Юкка (1993). Lentäjän Näkökulma II
. Форсса: Юкка Раунио. ISBN 951-96866-0-6.
Библиография [ править ]
- Де Йонг, Питер. Le Fokker D.21 (Коллекция профилей Avions 9)
(на французском языке). Outreau, Франция: Éditions Lela Presse, 2005. ISBN 2-914017-26-X . - Эберспахер, Уоррен. Fokker D-XXI, Том 1: Голландские и датские самолеты (Монография международной эскадрильи № 1)
. Сент-Пол, Миннесота: Phalanx Publishing Co. Ltd., 1994. ISBN 1-883809-05-3 . - Гердессен, Фриц. Nederlandse Militaire Luchtvaartt VI: Fokker D-XXI (deel 2)
(на голландском языке). Spijkenisse, Нидерланды: Stichting Vrienden van het Militaire Luchtvaart Museum / Afdeling Luchtvaartkennis KNVvL, 1991. Нет ISBN. - Гердессен, Фриц и Луук Боерман. Fokker D.XXI: История, камуфляж и маркировка — операции LVA / ML Fokker D.XXI (голландский профиль 5)
(двуязычный голландский / английский). Цваммердам, Нидерланды: голландская декаль, 2007. Нет ISBN. - Грин, Уильям. «D-XXI: Предок Альянса». RAF Flying Review
Vol. XVII, № 12. - Грин, Уильям. «Четыре пушки и навес». RAF Flying Review
, Vol. 19, №2. - Грин, Уильям. «Фоккер» на полпути «. Air Enthusiast
, август 1971 года. - Грин, Уильям. «Последний из боевых фоккеров». RAF Flying Review
. - Хейнонен, Тимо. Thulinista Hornetiin — 75 vuotta Suomen ilmavoimien lentokoneita
(на финском языке). Тиккакоски, Кески-Суоми, Финляндия: Keski-Suomen ilmailumuseo, 1992, ISBN 951-95688-2-4 . - Хоофтман, Хьюго. Fokker D-XXI (Энциклопедия Nederlandse Vliegtuig 5)
(на голландском языке). Беннеком, Нидерланды: Cockpit-Uitgeverij, 1978. - Кампхуис, Г. Х. Фоккер D.XXI (Самолет в профиле № 63)
. Лезерхед, Суррей, Великобритания: Profile Publications Ltd., 1966. - Кескинен, Калеви, Кари Стенман и Клаус Ниска. Fokker D.XXI (Suomen Ilmavoimien Historia 3)
(на финском языке с резюме на английском языке). Эспоо, Финляндия: Tietoteos, 1974 (2-е издание, 1977 г.). ISBN 951-9035-15-X . 4-е улучшенное издание переиздано в двух частях как: Кескинен, Калеви и Кари Стенман.
Фоккер D.XXI [Меркурий] (Suomen Ilmavoimien Historia 3a)
(на финском языке). Хельсинки, Финляндия: Hobby Kustannus Oy, 2000. ISBN 952-5334-02-3 . - Кескинен, Калеви и Кари Стенман. Fokker D.XXI [Wasp] (Suomen Ilmavoimien Historia 3b)
(на финском языке). Хельсинки , Финляндия : Hobby Kustannus Oy, 2000. ISBN 952-5334-03-1 .
(на польском языке). Варшава, Польша : Wydawnictwo Militaria, 1995. ISBN 83-86209-34-8 .
(на финском языке). Форсса, Финляндия , 1993. ISBN 951-96866-0-6 .
(на польском языке, с резюме на английском). Вроцлав, Польша: Ace Publication, 1999. ISBN 83-86153-79-2 .
. Нью-Йорк: Сыновья Г.П. Патнэма, 1969. ISBN 0-425-03633-2 .
, январь 1982 г.