Германские четырехосные полноприводные бронеавтомобили времен Второй мировой войны. Часть 3. Семейство тяжелых бронеавтомобилей Sd.Kfz. 234


НЕМЕЦКАЯ «ПУМА» 1940-х

Машина имела два поста управления — передний и задний. Передний водитель располагался на сиденье по центру машины. Перед ним находился руль на рулевой колонке, рычаги переключения передач и демультипликатора находились справа, приборная доска — слева. По бортам размещались ящики с аккумуляторными батареями и запчастями.

Обзор водителю обеспечивали три смотровых окна с многослойными стеклопакетами перед водителем и ещё два — слева и справа от него в боковых стенках корпуса. В боевых условиях они закрывались броне-крышками со щелями. В верхней части лобового листа размещался люк аварийного выхода.

Задний пост управления использовался для езды задним ходом без какого-либо предварительного разворота броневика. Водитель, находившийся на этом посту, мог вести машину, наблюдая за дорогой через окно в корме и дополнительное — на левом борту. С обеих сторон от его сиденья в корпусе имелись два выходных люка.

В кормовом моторно-трансмиссионном отсеке располагался 210-сильный высокоэкономичный дизельный двигатель «Татра 103», разработанный одноимённой чешской фирмой, 12-цилиндровый, V-образный, обеспечивавший высокую удельную мощность. Его рабочий объём — 14 825 см3, угол развала цилиндров — 75°. Охлаждение двигателя воздушное — приоритетное для использования броневика в условиях жаркого климата и безводной пустыни. Однако разработчикам пришлось поставить сразу два вентилятора, что обеспечило нормальный тепловой режим двигателя.

В крыше отсека имелись жалюзи вентиляции, по обе стороны от которых располагались люки обслуживания мотора. Кроме того, в её задней части имелся ещё дополнительный вентиляционный люк.

Глушители вывели по бортам за крылья машины.

Sd.Kfz.234/4

Бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/4 с противотанковой пушкой Pak 40

Вращающий момент на колёса от двигателя передавался через трёхскоростную коробку передач с преселекторным управлением, которая создавала возможность движения как вперёд, так и назад на шести скоростях.

Ходовая часть броневика — четырёхосная полноприводная со всеми управляемыми колёсами. Каждое из них крепилось к корпусу на балансирах, вертикальный ход которых амортизировался независимыми полуэллиптическими листовыми рессорами. Колёса имели пневматические тормоза и были односкатными с шинами низкого давления и самозатягивающейся резиной.

Связь осуществлялась с помощью радиостанции Pu Spr Ger «f» с дальностью действия на ходу около 1 км, а на стоянке — до 3 км. Штыревая антенна устанавливалась в задней части башни.

Такую модель бронеавтомобиля приняли на вооружение Вермахта в 1943 г. под индексом Sd.Kfz.234/1. Машина считалась разведывательной и состояла на вооружении разведывательных батальонов танковых и моторизованных дивизий.

Всего фирма Bussing-NAG с сентября 1943 по март 1945 г. выпустила 200 таких броневиков.

Однако для борьбы с бронетехникой союзников, которую к 1943 г. защищала уже гораздо более мощная броня, оказались необходимы тяжёлые бронеавтомобили с усиленным вооружением. Немецкие конструкторы предложили использовать на Sd.Kfz.231 50-мм пушку, стоявшую ранее на 20-тонном среднем танке Pz.Kpfw III. Эти машины серийно выпускались с 1938 г., однако к тому времени были сняты с производства; лишь единицы ещё воевали на фронте.

Их пушка KwK 39/1 L/60 была длинноствольной с длиной ствола 60 калибров и могла пробить под-калиберным снарядом Pzgr 40 на расстоянии 500 м броню толщиной 57 мм под углом встречи 60°, а на вдвое большей дальности — 44 мм. Это позволяло довольно эффективно бороться с нашими Т-70 и даже Т-34, имевшими, напомним, 45-мм лобовую и бортовую броню.

Пушку, предназначавшуюся для разведывательного танка VK 1602 Leopard разместили в сварной овальной формы башне, разработанной . Башня имела лобовую броню толщиной 30 мм и наклонные борта — по 14,5 мм, толщину маски -100 мм. С правой стороны от пушки монтировался спаренный 7,92-мм пулемёт MG42. По бортам поставили по три дымовых гранатомёта. Для уменьшения отката пушку снабдили дульным тормозом.

Для связи экипаж пользовался двумя радиостанциями. Одна из них — Fu Ger 12 Se — имела обычную штыревую двухметровую антенну на башне, другая — Ar Spr Ger «а» — антенну с «метёлкой», находившуюся слева в корме корпуса.

Такая модификация имела индекс Sd.Kfz.234/2. Её выпускали с сентября 1943-го по сентябрь 1944 г. — и изготовили 101 единицу. Благодаря огневой мощи, манёвренности, живучести эта машина, получившая название «Пума», считается лучшим тяжёлым броневым автомобилем Второй мировой войны.

Ещё более усилили огневую мощь броневика постановкой на него 75-мм короткоствольной пушки. Место вращающейся башни заняла неподвижная невысокая надстройка, лишённая крыши, внутри которой находились пушка и пулемёт МG42. Она могла наводить лишь влево и вправо в секторе 25°.

Основные данные немецких бронеавтомобилей

Эти машины имели индекс «234/3». С июня по декабрь 1944 г. их выпустили 88 единиц.

Следующую модификацию Sd.Kfz.234/4 уже можно было бы считать самоходной противотанковой установкой, потому что в её открытой сверху рубке разместили серийную пушку Рак 40, которую просто сняли с колёс, но оставили при ней защитный экран. Имелся в рубке и пулемёт МG 42. Сектор обстрела остался прежним, как и в предыдущей модели, — 25°. Для наведения использовался прицел

3×8. Боекомплект возился весьма небольшой — 12 выстрелов и 1950 патронов. К марту 1945 г. изготовили 89 таких машин.

С сентября 1943 по март 1945 г. выпустили около 500 броневых автомобилей Sd.Kfz.234 всех модификаций. Однако, несмотря на относительно малый тираж, они пользовались в войсках Вермахта большой популярностью. По сути дела, они определили направления дальнейшего развития восьмиколёсных боевых машин, заложив основы создания и нынешних моделей.

В. ТАЛАНОВ

Рекомендуем почитать

  • ПЕШКОМ ПО ВОДЕ Живу я в Сибири, с малых лет увлекаюсь охотой, рыбалкой. Замечательны наши сибирские места. Очень много рек, озер. Богатых рыбой и дичью. Больше всего люблю охотиться на водоплавающую…
  • БЛОКИ ДВИГАТЕЛЯ Ежедневно мы пользуемся огромным количеством вещей и уже практически перестали их замечать. Но оказывается в производстве незначительных на первый взгляд вещей кроется масса…

БМП «Пума» – текущее состояние дел

Как известно, БМП «Пума» в перспективе заменит давно находящиеся на вооружении сухопутных войск Германии БМП «Мардер». По заявлениям командования бундесвера, в сравнении с ней новая боевая машина

обладает выдающимися характеристиками

.

В конструкции «Пумы» заложены уникальные технические решения, позволившие реализовать требования максимальной защищенности, повышенной огневой мощи и высокой тактической мобильности. При этом, удалось сохранить ограничения, наложенные техническим заданием в отношении верхнего предела веса машины.

Конструктивные особенности «Пумы» обеспечивают её совместимость с новыми разработками, реализуемыми в интересах сухопутных войск. В частности, речь идет о проекте перспективной боевой экипировки «Пехотинец будущего», интеграции боевой машины в управляющую информационную систему сухопутных войск (Führungsinformationssysteme, FüInfoSys

) и внедрении нового поколения тактических средств радиосвязи.


БМП «Пума» на полигоне

Болезни роста

Название проекта «Пума» является аббревиатурой, которая с немецкого переводится как «бронемашина за минимальные расходы»

(
Panzer Unter Minimalem Aufwand, PUMA).
Вместе с тем,ход работ оценивается, как наиболее затянувшийся по времени. Ситуацию иллюстрирует доклад министерства обороны о реализации 15-ти перспективных проектов вооружений. Документ ежегодно, в марте месяце, предоставляется комиссии по вопросам обороны бундестага Германии.

Правительство Германии определило сроком окончания поставок БМП «Пума» в войска 2022 г. Согласно данным на 1 марта 2022 г. (доклад за 2022 г. засекречен) с момента начала разработок в 1996 г. и по расчетам на 2022 г. общая продолжительность проекта превысит первоначальные плановые показатели по времени на 57 месяцев. По стоимости – на 55 процентов, или на 1 226 млн. евро. Одновременно, дополнительные затраты на доработки БМП и средства обучения составят 585 млн. евро.

Основными подрядчиками по производству БМП «Пума» стали концерны «Краусс-Маффей Вегманн» (Krauss-Maffei Wegmann, KMW

) и «Райнметалл Ландсистеме» (
Rheinmetall-Landsysteme, RLS
). Концепция машины основана на проекте «новой бронированной боевой платформы» (
Neue Gepanzerte Plattform, NGP
). Проект предполагал создание универсальной гусеничной базы для различных систем вооружения.

Несколько первых демонстрационных образцов изготовили в 2005 г., а в 2006 г. передали в войска. Дальнейшие тесты и испытания выявили многочисленные недостатки конструкции, программного обеспечения и других элементов платформы. Их устранение привело к затягиванию сроков и значительному росту расходов.


Боковая проекция

Реализация

Первые семь серийных БМП поступили в распоряжение учебного центра СВ в Мюнстере в апреле 2015 г. Специально для БМП «Пума» на базе центра развернули структуру по внедрению новой боевой техники в войска (Einführungsorganisation, EFO

). В рамках этого подразделения с апреля 2015 г. началась подготовка инструкторов.

Согласно подписанным договорам, промышленность поставит в сухопутные войска бундесвера 350 боевых машин «Пума». По планам к марту 2022 г. их количество в частях должно насчитывать 237 машин. В реальности – только 199. Вместе с тем, в докладе 2022 отмечаются усилия производителя по ликвидации отставания. Так, в 2022 г., вместо плановых 62 производитель передал бундесверу 71 машину.

Достижение полной боевой готовности всего парка БМП «Пума» намечено на 2025 г.

Система защиты БМП «Пума»

Броня «Пумы» является модульной и имеет два уровня защиты. Вариант защиты «А» является наименьшим, но позволяет выполнять транспортировку машины военно-транспортным самолетом Airbus A400M. В этом случае масса БМП с навесным оборудованием не превышает 32 т., причем вес, перевозимого дополнительного оборудования, ограничивается 1 т.

На уровне «А» БМП «Пума» с фронта защищена от переносного противотанкового оружия (например, РПГ-7), снарядов среднего калибра (до 30 мм), артиллерийских осколков, а также от тяжелых мин весом до 10 кг.


Схема дополнительного бронирования

Уровень защиты «C» (боевой) достигается применением дополнительного модульного бронирования. Оно включает в себя защиту башни, фронтальную защиту, бронирование бортов и крыши. В результате, по данным производителя, БМП способна противостоять противотанковым средствам, снарядам среднего калибра и авиационным кассетным боеприпасам (Bombletts

).

Кроме того, серийные БМП с уровнем защиты «C» оборудуются реактивной броней (ERA) от компании Dynamit Nobel Defense Group. Дополнительные боковые юбки покрывают привод до середины катков. Бундесвер закупил в общей сложности 200 комплектов. Вес одного комплекта составляет 1 т и содержит 500 кг взрывчатки. Время на установку реактивной брони достигает 3 – 4 часов.

БМП «Пума» оснащена системой защиты от ОМП производства компании Dräger. Выхлопные газы смешиваются со свежим воздухом и выбрасываются слева от шасси, чтобы уменьшить инфракрасную сигнатуру. Дальнейшее снижение инфракрасного излучения достигается с помощью соответствующего камуфляжного покрытия.


Элементы системы MUSS на башне

На БМП дополнительно смонтирована активная система постановки помех и подавления типа MUSS, от компании EADS,

предназначенная для противодействия управляемым противотанковым ракетам. Рассматривается возможность оснащения машины также и активной системой защиты.

После навешивания всего комплекса средств защиты общий вес машины увеличивается более чем на 9 т. Возможность конфигурирования защитных элементов позволяет достигать требуемого уровня безопасности в зависимости от вероятной степени угрозы. Все защитные компоненты способны функционировать автономно. Выход из строя одних элементов не влияет на эффективность работы других.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]