Фото: Евгений Баранов
28 октября в России отмечается День армейской авиации. Главным средством этого рода войск являются вертолеты различного назначения, в том числе боевые, или, как их еще называют, ударные. Вертолеты Ми-28 с 2013 года находятся на вооружении Минобороны России. В 1982 году впервые взлетел боевой Ми-28, а спустя 14 лет был разработан модифицированный Ми-28Н «Ночной охотник». Вертолет продолжает совершенствоваться, и на смену Ми-28Н приходят обновленные с учетом боевого опыта в Сирии машины Ми-28НМ. За свои высокие летные характеристики и надежность новый вертолет получил от пилотов уважительное прозвище «Николай Михайлович».
Усиленная бронезащита, повышенная боевая живучесть, современный высокоточный комплекс вооружения и другие преимущества нового «Ночного охотника» – в нашем материале.
История разработки боевого вертолета Ми-28
Разработка вертолета велась на конкурсной основе с конца 1976 года. Боролись в рамках мероприятия два ОКБ: Камова и Миля. Вертолетный завод имени Миля начал работать над вертолетом Ми-28 в 1978, параллельно появились наработки по В-80 (позже стал Ка-50) у ОКБ Камова. Рассматриваемый ЛА задумывался как боевой вертолет для двух пилотов.
Первый образец был собран в конце 1982, он не нес вооружения на борту, потэому предназначался исключительно для оценки летно-технических характеристик. Осенью следующего года был собран второй экземпляр, который уже оснащался боевыми системами. Помимо монтажа оружия, во втором образце были учтены все замечания, что были озвучены комиссией после оценки первой машины.
После учета всех комментариев заказчика началось опытное производство в 1985 году. Далее ЛА прошел ряд модернизаций, после чего ему присвоили индекс Ми-28А, а испытания начались в начале 1988 года. Успешное их проведение позволило уже в следующем году показать новинку на авиасалоне в Париже, затем в Лондоне и на территории Советского Союза на авиационном празднике в Тушино.
В начале 1991 уже второй образец вертолета поступил на испытания. Апофеозом оценки новинки стали общевойсковые учения под Гороховцом в 1993 г., в которых машина прекрасно проявила себя.
Различные конструкции Ми-28, отработанные конструкторами
Стоит отметить, что все это время велись работы и по конкуренту милевской машины – Ка-50. Для сравнения их возможностей в 1986 прошли совместные полеты, в ходе которых Ми-28 смог обнаружить все цели на малой высоте. Сам «Ми» при этом остался незамеченным. Камовская машина смогла на большей высоте вычислить только 2 цели из 25.
Затем продолжилась модернизация, в ходе которой к 1996 году появился первый Ми-28Н. Осенью детище конструкторов В.А. Стекольникова и В.Г. Щербина поднялось в воздух.
В 2005 стартовали государственные совместные испытания, в ходе которых предполагалось провести масштабные наземные работы, испытательные полеты. Это позволило в полной мере оценить возможности машин. Для максимально оперативного решения всех возникающих в процессе испытаний вопросов, комиссию по проведению испытаний возглавил сам главнокомандующий ВВС. Первый этап мероприятий был завершен спустя два года, он закончился выдачей предварительного заключения о возможности начала выпуска установочной партии.
Этапы проверки включали:
- Первый шаг – круглосуточное выполнение боевых задач, уничтожение наземных целей при помощи основного комплекса вооружения;
- Второй – использование ракет для уничтожения воздушных целей, тестирование средств радиоэлектронного подавления, которые обеспечат выживаемость машины.
Испытания были успешно завершены в конце 2008. Установлено, что по всем параметрам вертолет соответствует ТТЗ.
Ми-28 – одна из версий боевого оснащения
Ми-28Н «Ночной охотник» был принят на вооружение указом главы государства год спустя, а в 2013 его приняло Министерство обороны.
Эксплуатация
В 2005 году был подписан долгосрочный контракт на поставку 67 вертолётов Ми-28Н до 2013 года.
В 2005 году начальник российского Генерального штаба генерал армии Юрий Балуевский заявил, что вертолёты Ка-50 и Ка-52 необходимы для подразделений спецназа. Хотя при этом основным боевым вертолётом будет Ми-28Н «Ночной охотник».
Во второй половине июня 2006 года два Ми-28Н принимали участие в командно-штабных учениях на территории Республики Беларусь, носивших название «Щит Союза — 2006». Это были первая опытная машина ОП-1 и первая предсерийная 01-01 (бортовой номер — 32).
7 сентября в Ростове-на-Дону главком ВВС принял участие в заседании государственной комиссии по проведению госиспытаний Ми-28Н на ОАО «Роствертол». Участники заседания подвели итоги первого этапа государственных испытаний Ми-28Н и проверили готовность предприятий военно-промышленного комплекса к серийному производству вертолёта.
Акт о принятии Ми-28Н в серию будет подписан к 30 сентября, за это время промышленность устранит недостатки, выявленные в ходе первого этапа государственных испытаний. |
Первые 4 серийных Ми-28Н поступили в Торжокский центр боевого применения и переучивания лётного состава армейской авиации в 2008 году. 22 января 2008 годапервые два вертолёта поступили в Торжокский ЦБП и ПЛС АА.
В 2009—2011 годах в Военно-воздушные силы РФ поступит 27 вертолётов Ми-28Н. Первые серийные вертолёты поступают в подразделения 4-й армии ВВС и ПВО.
В 2009—2010 годах на авиабазе 6971 (487-й отдельный вертолётный полк) около Будённовска сформирована первая вертолётная эскадрилья из 16 серийных Ми-28Н.
В октябре 2010 года начались поставки на 6974-ю авиабазу (55-й отдельный вертолётный полк).
В 2010 году поставлено 12 Ми-28Н. Всего до конца 2010 года для Минобороны РФ было поставлено 38 вертолётов. В 2010 году был заключён второй контракт на закупку ещё 30 Ми-28Н с поставкой к 2014 году.
Таким образом, по состоянию на конец 2010 года в общей сложности Министерством обороны РФ заключены контракты на поставку 97 вертолётов в период до 2015 года.
На 2011 год наработка на отказ Ми-28Н составила 8,1 часа против 13,9 у Ми-24. В 2011 году было поставлено 14 Ми-28Н.
С 2001 по 2012 поставлено 63 Ми-28Н
В 2012 году поставлено 14 Ми-28 для МО РФ
Основные задачи Ми-28
Ударный вертолет должен был выполнять широкий спектр задач на поле боя. Оснащение инновационными пилотажно-навигационными комплексами позволяло вести бой в любых условиях, вне зависимости от времени суток и метеорологической обстановки.
Основные задачи машины следующие:
- Поддержка сухопутных формирований во время ведения боевых действий;
- Уничтожение танков, бронированной техники различных типов;
- Сопровождение десантов, сбрасываемых с вертолетов;
- Уничтожение авиации, по характеристикам сопоставимой с вертолетами.
Предусмотрен специальный отсек, в котором можно разместить 2-3 человека. Это позволяет использовать машину для эвакуации экипажей поврежденных машин с поля боя.
Для выполнения боевой задачи можно перевозить вертолет в кабине транспортных самолетов, таких как:
- Ил-76;
- Ан-124;
- Ан-24.
После выгрузки ударной машины из транспортника необходимо подготовить его к вылету. Для этого необходимо всего полтора часа.
Особенности конструкции
Для создания вертолета было решено использовать схему цельнометаллического полумонококового фюзеляжа, которая является традиционной для большинства современных вертолетов и разработок того времени.
Некоторые конструктивные решения были взяты с Ми-24, именно этот ЛА в армии и предполагалось заменить новинкой. Например, расположение экипажа в кабине идентично предшественнику, так как размещение рядом не позволило получить требуемые углы обзора. Также отработанный принцип отличается большей безопасностью.
Компоновка подбиралась на основе 6-ти полноразмерных макетов, которые были созданы последовательно для решения задачи.
Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования
БРЭО вертолета соответствует требованиям, которые предъявляются к системам 5 поколения. Разработчиком их является ФНПЦ «РПКБ».
Ми-28 перед взлетом
Электроника позволяет выполнять следующие задачи:
- цели в составе группы распределяются автоматически;
- использовать вертолет можно практически в любых погодных условиях и в любое время суток;
- допускается выполнять боевые задачи на минимально возможной высоте;
- поддерживается связь со всем наземными командными пунктами, воздушными, а также с наводчиками;
- обеспечивается одновременное использование боевых систем оператором и пилотом;
- имеется возможность адаптации новых электронных систем, средств поддержки и автоматизации;
- благодаря техобслуживанию узлов и агрегатов по техническому состоянию, допускается эксплуатация на большой дистанции от баз и аэродромов.
Помимо всех этих функций, каждая машина способна осуществлять целеуказание другим вертолетам/самолетам, вести разведку.
Список штатного комплекта следующий:
- ЭВМ «Багет-53», что использует единый интерфейс и на его основе обрабатывает поступающие данные;
- Жидкокристаллические индикаторы МФИ-10-6М размещены в управляющем поле кабины пилотов, интегрирован пульт ПС-7В, с которым совмещены устройства регистрации информации в видео;
- Высокоточная ИНС-2000 и курсовертикаль СБКВ-2В-2 совмещены в один комплекс с навигационной системой, связанной со спутником. Скорость и снос контролируется доплеровским измерителем ДИСС, интегрирован также аппарат для сбора и анализа воздушных сигналов СВС, система дальней навигации – РСДН;
- Система пеленгования излучения в ультрафиолетовом спектре, обнаружения радиоэлектронного и лазерного облучения;
- Автоматическое управление – САУ;
- Оборудование для управления боевыми системами;
- Индикация и целеуказание на шлемах пилотов;
- Пилотажный комплекс машины;
- Средства для работы с целями (от обнаружения и до момента пуска), основанные на телевизионном и тепловизионном канале;
- Средства для выполнения боевых задач в любой местности и в любых метеоусловиях. Ориентированы на работу пилотов, включают очки ночного видения;
- КСС-28Н-1 – бортовые средства связи.
Один из важных элементов машины – автомат теплотелевизионный «Охотник». Разработка ФГУП «ГРПЗ» ведет интеллектуальную обработку изображений, может вычислять и сопровождать цели.
Двигатели
Ранее на машинах устанавливались украинские двигатели, которые сейчас заменены на ВК-2500. Эти турбовальные силовые установки выпускает завод имени Климова. В сравнении с ранними ТВЗ-117ВМА, увеличена до 20% мощность, имеются новые системы управления и контроля, работающие автоматически.
Ми-28, пуск ракеты
Благодаря параметрам моторов увеличился потолок ЛА до 30%, скорость подъема на 50%, грузоподъемность возросла на 1-2 тонны, в зависимости от модификации.
Броня
Основную защиту экипажу обеспечивает броня кабины: 10-миллиметровый листовой алюминий, который снаружи усилен 16-миллиметровыми керамическими бронеэлементами. Это средство не пробивается пулями калибра 7,62 и 12,7 мм.
Двери кабины стеклопластиковые, броня аналогична описанной на кабине.
Лобовое стекло представляет собой прозрачные 42-миллиметровые силикатные блоки. Боковые стекла и двери имеют такие же блоки, но тоньше – 22 мм.
Кабины летчика и оператора отделены друг от друга 10-мм бронеплитой из алюминия. Она позволяет избежать гибель обоих пилотов даже при разрыве в одной из кабин осколочно-фугасного зажигательного снаряда малого калибра.
Электроника
Электроника позволяет вертолету выполнять боевые задачи на высоте в 5 метров, при этом в полете он огибает неровности рельефа.
Защищенность схем обеспечивается их дублированием. Например, важнейшие агрегаты и проводка размещены по разным бортам, а более важные перекрыты менее важными.
Используется средство для постановки помех, что позволяет бороться со станциями РЛС и инфракрасными боеголовками. На более поздних моделях устанавливается комплекс «Витебск» Л370 с аналогичной задачей.
Отмечается, что машина способна самостоятельно выполнять боевые задачи без аэродрома в течение 15 суток.
Локатор
Локатор, устанавливаемый над несущей втулкой винта, является инновационной разработкой. Его главное преимущество в том, что он обеспечивает круговой обзор. Сообщается, что опытные пилоты могут зависать и выставлять из-за преграды только локатор, что позволяет анализировать обстановку, сохраняя вертолет в безопасности.
Лопасти и рулевой винт
Лопасти выполнены из композитных материалов. Основной идеей при их разработке было сохранение высокой остаточной прочности даже при значительных повреждениях.
Уникальная конструкция и использование современных компонентов/материалов позволили добиться высочайших маневровых характеристик вертолета.
В частности, ЛА может совершить:
- петлю Нестерова;
- переворот Иммельмана;
- бочку;
- летать боком, назад, вбок со скоростью до 100 км/ч;
- разворот с угловой скоростью до 117 градусов/с;
- развить угловую скорость крена более 100 град/с.
Все это имеет большое значение в бою, так как повышает живучесть. Под стать системам пилотирования и вооружение, например, автоматика пушки разработана таким образом, чтобы выцеливать потенциального противника и вести огонь без снижения скорости.
Специализированный вооруженный
Учитывая то, что Армия США с 1960 года хотела иметь специализированный вооруженный вертолет для эскортирования многоцелевых и транспортных, а также для непосредственной поддержки наземных войск с экипажем, состоящим из летчика и стрелка, в инициативном порядке разработала специализированный боевой вертолет «Уорриор». Его полноразмерный макет позволил отработать основные конструктивные и компоновочные решения.
Вертолет Н-21в момент отстрела НАР
В июне 1962 года, несмотря на положительное заключение макетной комиссии, военные отвергли проект как не вписывающийся в общую концепцию армейской авиации, т. к. по принятому в 1948 году положению вес армейских вертолетов был ограничен до 2 255 кг.
Вертолет Н-21 с носовой турелью
На фирме решили разработать легкий демонстрационный образец. Для ускорения его постройки использовали динамические системы, двигатель и полозковое шасси вертолета OH-13 «Сиу» («Sioux»). Новым стал обтекаемый фюзеляж, меньшего миделя с закрытой кабиной, в которой экипаж, состоящий из пилота и стрелка, располагался тандемом. Кресло пилота было поднято относительно кресла стрелка, дистанционно управлявшего установленной внизу носовой части фюзеляжа обтекаемой турелью с двумя 7,62-мм пулеметами М60. Турель поворачивалась на 200° по азимуту и отклонялась по вертикали на угол от — 45° до + 15°. На вертолет установили небольшое вертикальное и горизонтальное хвостовое оперение и крыло, служившее для разгрузки несущего винта (НВ) в полете и улучшения маневренности. Кроме того, на его консоли, малого удлинения, подвешивались дополнительные ТБ и вооружение.
Один из вариантов вооружения вертолетов был опробован американцами на вертолете «Пясецкий» H-25. Его вооружили пусковыми устройствами, каждое из которых имело132 ракеты 38-мм калибра и двумя пулеметами
Опытный вертолет, обозначенный «Белл» 207 «Сиу Скаут», прошел успешные испытания в апреле 1963 года, по результатам которых были высказаны пожелания усилить вооружение и установить ГТД. Несмотря на это, главная цель была достигнута — вертолет-штурмовик заявил о себе. Построенный в одном экземпляре «Сиу Скаут» оказал значительное влияние на концепцию штурмового вертолета, а его конструктивные решения легли в основу проектирования всех ударных боевых вертолетов, определили их облик на долгие годы вперед не только в США, но и во многих других странах. Самое же главное было то, что эти работы привели к объявлению конкурса на разработку усовершенствованной системы огневой поддержки AAFSS (Army’s Advanced Aerial Fire Support System).
Тактико-технические характеристики
ЛА предназначен для двух пилотов, однако, предлагались варианты оснащения инновационными системами контроля. Электроника в этом виде может взять на себя большую часть функций второго члена экипажа.
Ми-28 Н, ТТХ
ТТХ:
Параметр: | Значение: |
Диаметр несущего винта, мм | 17200 |
Диаметр хвостового винта, мм | 3840 |
Длина вертолета, мм | 16850 |
Высота вертолета, мм | 3820 |
Масса (пустой/максимальная), т | 7,89/11,5 |
Мощность двигателя, л.с. | 2 по 2215 |
Практический потолок, км | 5,75 |
Дальность полета, км | 460 |
Скорость подъема по вертикали, м/с | 13,6 |
Скорость (горизонтальный полет, максимальная/крейсерская), км/ч | 300/260 |
В зависимости от модификации и комплектации, параметры могут сильно различаться. К примеру, значительный рост возможностей продемонстрировала замена украинских двигателей более новыми российскими.
Сравнение с аналогами
Сравнительные ТТХ современных ударных вертолётов
Сравнительные ТТХ современных ударных вертолётов | ||||
Ми-28Н | Ка-52 | AH-64D Apache Longbow (Block III) | Bell AH-1Z Viper | |
Внешний вид | ||||
Год принятия на вооружение | 2009 | 2011 | 2011 | 2011 |
Масс пустого, кг | 8095 | 7800 | 5165 | 5580 |
Масса топлива, кг | 1500 | 1500 | 1100 | н/д |
Масса боевой нагрузки, кг | 2300 | 2800 | н/д | н/д |
Встроенная пушка | 1 x 30-мм 2А42 | 1 x 30-мм 2А42 | 1 x 30-мм M230 | 3 x 20-мм M197 |
Точки подвески | 4 | 6 | 4 | 6 |
Максимальная взлётная масса, кг | 12 000 | 10 800 | 10 400 | 8390 |
Силовая установка | 2 × «Мотор Сич»ВК-2500-02 | 2 × «Мотор Сич»ВК-2500 | 2 × General Electric T700-GE-701D | 2 × General Electric T700-GE-401C |
Мощность двигателя, л. с. | 2 х 2200 | 2 х 2400 | 2 х 2000 | 2 х 1800 |
Максимальная скорость, км/ч | 300 | 310 | 265 | 300 |
Практическая дальность (без ПТБ), км | 450 | 520 | 480 | 680 |
Практический потолок, м | 5000 | 5500 | 5900 | 6100 |
Скороподъёмность, м/с | 13,6 | 10,0 | 12,3 | 14,2 |
Стоимость, млн USD | ~8,0 | ~27,0 | 52,0-61,0 | 27,0-31,0 |
Augusta Westland T129 | Eurocopter Tiger | Denel AH-2 Rooivalk | Kawasaki OH-1 Ninja | |
Внешний вид | ||||
Год принятия на вооружение | 2012 | 2003 | 1999 | 2000 |
Масс пустого, кг | 2530 | 3060 | 5730 | 2450 |
Масса топлива, кг | н/д | 1100 | 1470 | н/д |
Масса боевой нагрузки, кг | 1200 | н/д | 1560 | н/д |
Встроенная пушка | 3 x 20-мм 197B | 1 x 30-мм GIAT 30 | 1 × 20-мм F2 | — |
Точки подвески | 4 | 4 | 6 | 4 |
Максимальная взлётная масса, кг | 5000 | 6600 | 8750 | 4000 |
Силовая установка | 2 × LHTEC CTS800-4A | 2 × Rolls-Royce MTR390-E | 2 × Turbomeca Makila 1K2 | 2 × Mitsubishi TS1-10QT |
Мощность двигателя, л. с. | 2 х 1360 | 2 х 1464 | 2 x 1500 | 2 x 890 |
Максимальная скорость, км/ч | 280 | 290 | 280 | 280 |
Практическая дальность (без ПТБ), км | 550 | 740 | 700 | 550 |
Практический потолок, м | 6000 | 4000 | 6100 | н/д |
Скороподъёмность, м/с | 11,3 | 14,0 | 13,3 | н/д |
Стоимость, млн USD | 43,0-53,0 | 39,0 | ~40,0 | н/д |
Harbin Z-19 | CAIC WZ-10 | HAL LCH | HESA Shahed 285 | |
Внешний вид | ||||
Год принятия на вооружение | — | 2011 | 2013 (план) | н/д |
Масс пустого, кг | 2350 | 5400 | 3000 | 820 |
Масса топлива, кг | н/д | н/д | н/д | н/д |
Масса боевой нагрузки, кг | н/д | 1500 | н/д | н/д |
Встроенная пушка | 1 × 23-мм | 1 × 23-мм | 1 × 20-мм | 1 × 7,62-мм |
Точки подвески | 4 | 4 | 4 | 2 |
Максимальная взлётная масса, кг | 4500 | 7500 | 5500 | 1450 |
Силовая установка | 2 × WZ-8A | 2 × Pratt & Whitney Canada PT6C-67C | 2 × HAL/Turbomeca Shakti | 1 × Allison 250-C20J |
Мощность двигателя, л. с. | 2 x 850 | 2 x 1530 | 2 x 1200 | 1 x 420 |
Максимальная скорость, км/ч | 245 | н/д | 275 | 225 |
Практическая дальность (без ПТБ), км | 700 | н/д | 700 | 800 |
Практический потолок, м | 4900 | н/д | 6000 | 4150 |
Скороподъёмность, м/с | 9,0 | н/д | 12,0 | 7,0 |
Стоимость, млн USD | н/д | н/д | ~22,0 | н/д |
Достоинства и недостатки
Основной проблемой Ми-28, как и всего комплекса РФ, является серьезное отставание от Соединенных Штатов по электронным системам. В совокупности это не позволяет реализовать потенциал в полной мере.
Большая часть электроники «Охотника» строится на элементной базе французов и шведов, но отечественные инженеры ведут разработку собственных систем.
Среди высоких характеристик, особенно важной является способность летать на предельно малой высоте. ЛА является единственным в мире, способным в автоматическом режиме лететь на высоте 5-15 метров и полностью огибать рельеф местности вне зависимости от сложности.
Вооружение вертолета
Для оснащения боевыми системами предусмотрено 4 точки подвески под пилонами, кроме того, используется пушка 2А42 калибра 30 мм. Орудие является подвижным и оснащается боекомплектом в 250 снарядов. Пушка поражает живую силу (до 4 км), легкобронированную (на 1,5 км) и малоскоростную воздушную технику (до 2,5 км).
На подвесах можно расположить следующие типы ракет:
- НАР С-8 – 4Х (20 штук), относится к неуправляемым ракетам;
- НАР С-13 — тоже неуправляемые, подходят для борьбы с живой силой врага, легкобронированными машинами и объектами инфраструктуры;
- Управляемые ПТРК «Штурм-В» — 16 штук;
- Управляемые «Атака-В» — 16 штук;
- Управляемые «Атака-ВН» — 16 штук;
- Для поражения авиации «Стрелец» с ракетой Игла-В – 4Х4.
Также в оснащение ударного ЛА входит контейнер КМГУ-2, который применяется для ряда задач. Он позволяет перевозить малогабаритные грузы, устанавливать минные заграждения.
(Mi-28NE Night Hunter) — ЩЙЯОНПРМШИ БЮПХМР лХ-28м «мНВМНИ НУНРМХЙ». аНЕБНИ БЕПРНКЕР лХ-28мщ, БШОСЯЙЮЕЛШИ «пНЯРБЕПРНК», ОПЕДМЮГМЮВЕМ ДКЪ ОНХЯЙЮ Х СМХВРНФЕМХЪ РЮМЙНБ, АПНМЕРЕУМХЙХ, ФХБНИ ЯХКШ ОПНРХБМХЙЮ, СМХВРНФЕМХЪ ГЮЫХЫЕММШУ НАЗЕЙРНБ Х ОНПЮФЕМХЪ ОКНЫЮДМШУ ЖЕКЕИ, ОНХЯЙЮ Х СМХВРНФЕМХЪ ЙЮРЕПНБ Х ДПСЦХУ ЛЮКШУ ОКЮБЯПЕДЯРБ, АНПЭАШ Я ЛЮКНЯЙНПНЯРМШЛХ Х МХГЙНКЕРЪЫХЛХ кю ОПНРХБМХЙЮ, БШОНКМЕМХЪ БЯЕУ АНЕБШУ ГЮДЮВ ДМЕЛ Х МНВЭЧ Б ОПНЯРШУ Х ЯКНФМШУ ЛЕРЕНСЯКНБХЪУ.
еЯКХ АШ лХ-28мщ ЛНФМН АШКН НУЮПЮЙРЕПХГНБЮРЭ НДМХЛ ЯКНБНЛ, РН ЩРН АШКН АШ ЯКНБН «ГЮЫХРЮ». оХКНР, ГЮМХЛЮЧЫХИ ЙПЕЯКН ЙНЛЮМДХПЮ «мНВМНЦН НУНРМХЙЮ», ВСБЯРБСЕР ЯЕАЪ ГЮЫХЫЕММШЛ АКЮЦНДЮПЪ ОНКМНЯРЭЧ АПНМХПНБЮММНИ ЙЮАХМЕ ЩЙХОЮФЮ.
лЕЯРН ЙНЛЮМДХПЮ ПЮЯОНКЮЦЮЕРЯЪ ЯГЮДХ, НАНПСДНБЮМХЕ Х БШЙКЧВЮРЕКХ ПЮГЛЕЫЕМШ ЦПСООЮЛХ МЮ ОПХАНПМНИ ДНЯЙЕ Х МЮ АНЙНБШУ ОСКЭРЮУ ЯКЕБЮ Х ЯОПЮБЮ НР КЕРВХЙЮ. пСВЙЮ СОПЮБКЕМХЪ ГДЕЯЭ ЙКЮЯЯХВЕЯЙЮЪ, РН ЕЯРЭ ПЮЯОНКНФЕМЮ ЛЕФДС МНЦ КЕРВХЙЮ, Ю ОНКЕРМЮЪ ХМТНПЛЮЖХЪ НРНАПЮФЮЕРЯЪ Я ОНЛНЫЭЧ ДБСУ ЛМНЦНТСМЙЖХНМЮКЭМШУ ДХЯОКЕЕБ, ЮМЮКНЦНБШУ ХМДХЙЮРНПНБ Х ХМДХЙЮРНПЮ МЮ КНАНБНЛ ЯРЕЙКЕ.
щКЕЛЕМРШ СОПЮБКЕМХЪ ДБХЦЮРЕКЪЛХ ЙЮЙ ДКЪ ГЮОСЯЙЮ, РЮЙ Х ДКЪ ПЕЦСКХПНБЮМХЪ ЛНЫМНЯРХ ПЮЯОНКНФЕМШ МЮ ОСКЭРЕ Я КЕБНИ ЯРНПНМШ. рЮЛ ФЕ МЮУНДХРЯЪ ОСКЭР СОПЮБКЕМХЪ ЮБРНОХКНРНЛ, ЙНРНПШИ БШОНКМЪЕР БЮФМШЕ ГЮДЮВХ ОН ЙНМРПНКЧ Х СОПЮБКЕМХЧ ЩРХЛ «ЛНМЯРПНЛ». йЮЙ Ъ СФЕ СОНЛЪМСК, ВЮЯРЭ ХМТНПЛЮЖХХ ОЕПЕДЮЕРЯЪ ОХКНРЮЛ ВЕПЕГ ЛМНЦНТСМЙЖХНМЮКЭМШЕ ДХЯОКЕХ — НМХ ЯНБЛЕЯРХЛШ Я НВЙЮЛХ МНВМНЦН БХДЕМХЪ ЙКЮЯЯНБ «A» Х «B».
юБРНОХКНР, ХКХ ОХКНРЮФМШИ ЙНЛОКЕЙЯ БЕПРНКЕРЮ (ойб), ХЛЕЕР ДБЮ НЯМНБМШУ ПЕФХЛЮ ПЮАНРШ: ОНКМШИ ЙНМРПНКЭ ОН ВЕРШПЕЛ НЯЪЛ ЙННПДХМЮР Х ЯХЯРЕЛЮ НАЕЯОЕВЕМХЪ ЯРЮАХКХГЮЖХХ. оЕПБШИ НАЕЯОЕВХБЮЕР ЯРЮАХКХГЮЖХЧ МЮ ДКХРЕКЭМШИ ОЕПХНД ОПХ ОНКЕРЕ Б ЮБРНЛЮРХВЕЯЙНЛ ПЕФХЛЕ Х ЛНФЕР АШРЭ ЯНБЛЕЫЕМ Я ДХПЕЙРНПМШЛ СОПЮБКЕМХЕЛ. яХЯРЕЛЮ НАЕЯОЕВЕМХЪ ЯРЮАХКХГЮЖХХ Б ЯБНЧ НВЕПЕДЭ НАЕЯОЕВХБЮЕР ЙПЮРЙНЯПНВМНЕ ОНДЮБКЕМХЕ ЙНКЕАЮМХИ ОПХ ОНКЕРЕ Б ЮБРНЛЮРХВЕЯЙНЛ ПЕФХЛЕ. кЕРЮРЭ Я БШЙКЧВЕММШЛ ХКХ МЕХЯОПЮБМШЛ ЮБРНОХКНРНЛ ГЮОПЕЫЕМН. бНГЛНФМН, МН ГЮОПЕЫЕМН.
рЮЙФЕ ЕЯРЭ ЮМЮКНЦНБШЕ ХМДХЙЮРНПШ, ЙНРНПШЕ Б УНДЕ НЖЕМЙХ ОНЙЮГЮКХ УНПНЬСЧ НЯБЕЫЕММНЯРЭ Х ВХРЮЕЛНЯРЭ. нДМЮЙН ЙЮЙ Х МЮ РПЕМЮФЕПЕ, Ъ НАМЮПСФХК, ВРН ЬЙЮКШЯЙНПНЯРХ, БШЯНРШ Х ХГЛЕМЕМХЪ БШЯНРШ СЙЮГЮМШ Б ЙХКНЛЕРПЮУ Б ВЮЯ, Б ЛЕРПЮУ Х ЛЕРПЮУ Б ЯЕЙСМДС.
дБЕПЭ ГЮДМЕИ ЙЮАХМШ АПНМХПНБЮММЮЪ Х НРЯРПЕКХБЮЕЛЮЪ, НМЮ МЮУНДХРЯЪ Я ОПЮБНИ ЯРНПНМШ БЕПРНКЕРЮ. пЪДНЛ Я ДБЕПЭЧ ЕЯРЭ МЮДСБМНИ АЮККНМЕР (ОНДНАМШИ ЮБЮПХИМНЛС РПЮОС), ОН ЙНРНПНЛС ОХКНР ОНЙХДЮЕР ЙЮАХМС ДКЪ НРЙПШРХЪ ОЮПЮЬЧРЮ Б ЮБЮПХИМШУ ЯХРСЮЖХЪУ.
оЕПЕДМЪЪ ЙЮАХМЮ ОПЕДМЮГМЮВЕМЮ ДКЪ ВКЕМЮ ЩЙХОЮФЮ, НРБЕВЮЧЫЕЦН ГЮ ЯХЯРЕЛС СОПЮБКЕМХЪ БННПСФЕМХЕЛ БЕПРНКЕРЮ. б РН ФЕ БПЕЛЪ ЩРН ЛЕЯРН ХЯОНКЭГСЕРЯЪ ОХКНРНЛ-ХМЯРПСЙРНПНЛ ОПХ НАСВЕМХХ КЕРВХЙНБ. гДЕЯЭ ПЮЯОНКЮЦЮЧРЯЪ ЩКЕЛЕМРШ СОПЮБКЕМХЪ АНПРНБНИ ЩКЕЙРПНМХЙНИ Х ЯХЯРЕЛЮЛХ БННПСФЕМХЪ. нЯМНБМЮЪ ХМТНПЛЮЖХЪ ОНЯРСОЮЕР Й КЕРВХЙС-НОЕПЮРНПС ВЕПЕГ ДБЮ ЛМНЦНТСМЙЖХНМЮКЭМШУ ХМДХЙЮРНПЮ, Ю РЮЙФЕ ЮМЮКНЦНБШЕ ОПХАНПШ.
дБЕПЭ — РЮЙФЕ АПНМХПНБЮММЮЪ Х НРЯРПЕКХБЮЕЛЮЪ- МЮУНДХРЯЪ Я КЕБНИ ЯРНПНМШ Х ОПЕДНЯРЮБКЪЕР РЕ ФЕ БНГЛНФМНЯРХ ДКЪ ЩЙЯРПЕММНЦН ОНЙХДЮМХЪ БЕПРНКЕРЮ.
нАЕ ЙЮАХМШ ЦЕПЛЕРХВМШ, Б МХУ ЯНГДЮЕРЯЪ ХГАШРНВМНЕ ДЮБКЕМХЕ ГЮ ЯВЕР ЯХЯРЕЛШ, ОНГБНКЪЧЫЕИ ХЯОНКЭГНБЮРЭ БЕПРНКЕР Б СЯКНБХЪУ ПЮДХЮЖХНММНЦН, УХЛХВЕЯЙНЦН Х АХНКНЦХВЕЯЙНЦН ГЮПЮФЕМХЪ.
рЮЙФЕ ХЛЕЕРЯЪ ЙХЯКНПНДМЮЪ ЯХЯРЕЛЮ ДКЪ ОНКЕРЮ МЮ АНКЭЬХУ БШЯНРЮУ, ЯНЯРНЪЫЮЪ ХГ ЛЮЯЙХ Х ЙХЯКНПНДМНЦН АЮККНМЮ, ЙНРНПШИ ЯОНЯНАЕМ НАЕЯОЕВХРЭ НДХМ ВЮЯ ОНКЕРЮ Б РЮЙХУ СЯКНБХЪУ.
мЕЯСЫХИ БХМР БШОНКМЕМ Я ХЯОНКЭГНБЮМХЕЛ ЩКЮЯРНЛЕПМШУ ОНДЬХОМХЙНБ, БШОНКМЪЧЫХУ ТСМЙЖХЧ РПЕУ ЬЮПМХПНБ, Ю МЮД ЕЦН БРСКЙНИ ПЮЯОНКЮЦЮЕРЯЪ ПЮДХНКНЙЮЖХНММЮЪ ЯРЮМЖХЪ БЕПРНКЕРЮ. йНКЕАЮМХЕ КНОЮЯРЕИ ЙНЛОЕМЯХПСЕРЯЪ ЦХДПЮБКХВЕЯЙХЛХ ДЕЛОТЕПЮЛХ, ЙНРНПШЕ ХЛЕЧР СОПСЦХЕ ПЕГХМНБШЕ ЩКЕЛЕМРШ Б ЩРНЛ ЯНЕДХМЕМХХ. бРСКЙЮ МЕЯСЫЕЦН БХМРЮ ЯНЯРНХР ХГ РХРЮМНБНЦН ЙНПОСЯЮ, ЩКЮЯРНЛЕПМШУ ОНДЬХОМХЙНБ, ДЕЛОТЕПНБ Х ПШВЮЦНБ ОНБНПНРЮ КНОЮЯРЕИ. УБНЯРНБНИ x-НАПЮГМШИ БХМР РЮЙФЕ РПЕУЬЮПМХПМШИ, НМ НЯМЮЫЕМ ЩКЮЯРНЛЕПМШЛХ ОНДЬХОМХЙЮЛХ, ЙНРНПШЕ ОНГБНКЪЧР КНОЮЯРЪЛ ЯНБЕПЬЮРЭ ЙНКЕАЮМХЪ Б ОКНЯЙНЯРХ БПЮЫЕМХЪ БХМРЮ. еЦН ЙНМЯРПСЙЖХЪ Х ПЮЯОНКНФЕМХЕ ОПХГБЮМШ ЯМХГХРЭ ЬСЛ Х ОНБШЯХРЭ ЩТТЕЙРХБМНЯРЭ СОПЮБКЕМХЪ БЕПРНКЕРНЛ.
лХ-28мщ НЯМЮЫЕМ ДБСЛЪ РСПАНБЮКЭМШЛХ ДБХЦЮРЕКЪЛХ бй-2500-02, ЙНРНПШЕ ЪБКЪЧРЯЪ ЛНДХТХЙЮЖХЕИ рб3-117. йЮФДШИ ДБХЦЮРЕКЭ ХЛЕЕР ЛНЫМНЯРЭ 2200 К. Я. МЮ БГКЕРМНЛ ПЕФХЛЕ. нМХ СЯРЮМНБКЕМШ ЯМЮПСФХ ТЧГЕКЪФЮ Б ДБХЦЮРЕКЭМШУ НРЯЕЙЮУ, Ю СЦКНБШЕ ПЕДСЙРНПШ Х БЮКШ ЯНЕДХМЪЧР БЮКШ ДБХЦЮРЕКЕИ Я ЙНПОСЯНЛ ЦКЮБМНЦН ПЕДСЙРНПЮ. яХКНБЮЪ СЯРЮМНБЙЮ РЮЙФЕ БЙКЧВЮЕР Б ЯЕАЪ БЯОНЛНЦЮРЕКЭМСЧ ЯХКНБСЧ СЯРЮМНБЙС юх-9б, ЯХЯРЕЛС ЯЛЮГЙХ, СЯРПНИЯРБН ГЮЫХРШ ДБХЦЮРЕКЪ НР ОНОЮДЮМХЪ ОШКХ Х ОНЯРНПНММХУ ОПЕДЛЕРНБ (огс) Х ЩЙПЮММН-БШУКНОМНЕ СЯРПНИЯРБН.
еЛЙНЯРЭ БМСРПЕММХУ РНОКХБМШУ АЮЙНБ ЯНЯРЮБКЪЕР 1317 ЙЦ ЮБХЮЖХНММНЦН ЙЕПНЯХМЮ, ВРН ОПХ ОНКЕРЕ МЮ ЛЮЙЯХЛЮКЭМНИ ОПНДНКФХРЕКЭМНИ ЛНЫМНЯРХ НАЕЯОЕВХБЮЕР ДБЮ ВЮЯЮ ОНКЕРЮ. дКЪ АНКЕЕ ДКХРЕКЭМШУ ОЕПЕКЕРНБ ЯСЫЕЯРБСЕР БНГЛНФМНЯРЭ ХЯОНКЭГНБЮМХЪ БМЕЬМХУ РНОКХБМШУ АЮЙНБ, ЙНРНПШЕ ЮАЯНКЧРМН ЦЕПЛЕРХВМШ, ЙЮЙ Х НЯМНБМШЕ. яРНХР НРЛЕРХРЭ, ВРН ОНКМЮЪ ЦЕПЛЕРХВМНЯРЭ РНОКХБМНИ ЯХЯРЕЛШ ОНГБНКЪЕР БШОНКМЪРЭ ЛЮМЕБПШ Я ЛЮКШЛ ГЮОЮЯНЛ РНОКХБЮ АЕГ СЫЕПАЮ ДКЪ ЛНЫМНЯРХ ДБХЦЮРЕКЕИ ХКХ ПХЯЙЮ БШРЕЙЮМХЪ РНОКХБЮ.
аНПРНБНИ ЙНЛОКЕЙЯ НАНПНМШ БЕПРНКЕРЮ ОПЕДМЮГМЮВЕМ ДКЪ ОПЕДСОПЕФДЕМХЪ ЩЙХОЮФЮ Н БПЮФДЕАМНЛ ПЮДХНКНЙЮЖХНММНЛ ХКХ КЮГЕПМНЛ НАКСВЕМХХ, Ю РЮЙФЕ Н ОСЯЙЕ Х МЮБЕДЕМХХ ПЮЙЕР ЙКЮЯЯЮ «БНГДСУ — БНГДСУ» ХКХ «ГЕЛКЪ — БНГДСУ». хЛЕЕРЯЪ ОПХЕЛМХЙ ОПЕДСОПЕФДЕМХЪ Н КЮГЕПМНЛ НАКСВЕМХХ к-140, ЙНРНПШИ НАМЮПСФХБЮЕР КЮГЕП, ХГКСВЮЧЫХИ Я ГЕЛКХ ХКХ Я БНГДСУЮ Х «ОНДЯБЕВХБЮЧЫХИ» БЕПРНКЕР. оПХАНП РЮЙФЕ СЯРЮМЮБКХБЮЕР БХД СЦПНГШ (ПЮЙЕРЮ ХКХ ДЮКЭМНЛЕП), СЦНК ОПХЖЕКХБЮМХЪ, СЦНК ЮГХЛСРЮ НРМНЯХРЕКЭМН КЕРЮРЕКЭМНЦН ЮООЮПЮРЮ Б ЯЕЙРНПЕ 15º Х ОПЕДНЯРЮБКЪЕР ДЮММШЕ Н РХОЕ БННПСФЕМХЪ, ЙНРНПНЕ ОПНХГБНДХР НАКСВЕМХЕ.
яРЮМЖХЪ НАМЮПСФЕМХЪ ПЮДХНКНЙЮЖХНММНЦН НАКСВЕМХЪ к-150-28 БШОНКМЪЕР ХДЕМРХТХЙЮЖХЧ ПЮДХНЩКЕЙРПНММШУ ЯХЯРЕЛ СОПЮБКЕМХЪ НПСФХЕЛ, ХЛЕЕР ЮЙРХБМСЧ ЯХЯРЕЛС ПЮЯОНГМЮБЮМХЪ Х ХМДХЙЮЖХХ, ЙНРНПЮЪ ХМТНПЛХПСЕР Н МЮОПЮБКЕМХХ Х РХОЕ ПЮДХНКНЙЮЖХНММНЦН ХГКСВЕМХЪ. яХЯРЕЛЮ РЮЙФЕ НОПЕДЕКЪЕР ВЮЯРНРШ ОПХМЪРШУ ЯХЦМЮКНБ Х ХДЕМРХТХЖХПСЕР РХО ХГКСВЮЧЫЕИ пкя.
мЮЙНМЕЖ, БЯРПНЕММШЕ ЯХЯРЕЛШ ОПНРХБНДЕИЯРБХЪ БЙКЧВЮЧР СЯРПНИЯРБН НРЯРПЕКЮ КНФМШУ РЕОКНБШУ ЖЕКЕИ, ПЮЯОНКНФЕММШЕ Б ЦНМДНКЮУ МЮ ЙНМЖЮУ ЙПШКЭЕБ.
бЕПРНКЕР НАНПСДНБЮМ АНПРНБНИ пкя м-025щ, ЙНРНПЮЪ СЯРЮМНБКЕМЮ МЮД БРСКЙНИ МЕЯСЫЕЦН БХМРЮ Х ЛНФЕР ПЮАНРЮРЭ Б МЕЯЙНКЭЙХУ ПЕФХЛЮУ: НАГНП ГЕЛМНИ ОНБЕПУМНЯРХ, НАМЮПСФЕМХЕ ОПЕОЪРЯРБХИ ОПХ ОНКЕРЮУ МЮ ЛЮКШУ БШЯНРЮУ Х ЙНЛАХМЮЖХЪ ОЕПБШУ ДБСУ ПЕФХЛНБ. бНГЛНФМНЯРХ ЩРНИ ПЮДХНКНЙЮЖХНММНИ ЯХЯРЕЛШ РЮЙНБШ: НАШВМНЕ ХКХ МЕОПЕПШБМНЕ ЯЙЮМХПНБЮМХЕ; ПЕФХЛ «ЛХЙПНОКЮМ» (ЙЮПРНЦПЮТХПНБЮМХЕ); ХМДХЙЮЖХЪ ЮГХЛСРЮ Х ПЮЯЯРНЪМХЪ ДН ЖЕКЕИ; БШАНП Х ЮБРНЛЮРХВЕЯЙНЕ ЯНОПНБНФДЕМХЕ ЖЕКЕИ.
оПХ БЕПРХЙЮКЭМНЛ БГКЕРЕ, ГЮБХЯЮМХХ С ГЕЛКХ, ПСКЕМХХ Х ОНЯЮДЙЕ ОН-БЕПРНКЕРМНЛС MХ-28мщ ОПНДЕЛНМЯРПХПНБЮК УНПНЬХЕ КЕРМШЕ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙХ, МЕЯЛНРПЪ МЮ ЕЦН ПЮГЛЕП Х БЕЯ. оПХ МНПЛЮКЭМНЛ БГКЕРЕ Х ЦНПХГНМРЮКЭМНЛ ОНКЕРЕ МЮ ГЮДЮММНЛ ЩЬЕКНМЕ БЕПРНКЕР ОНЙЮГЮК ОКЮБМНЕ ОНБЕДЕМХЕ АЕГ ОНРЕПХ СЯРНИВХБНЯРХ.
яХЯРЕЛЮ БННПСФЕМХИ Х АНПРНБЮЪ пкя НРНАПЮФЮЧР ДЮММШЕ Н ЖЕКЪУ Х БШАПЮММНЛ РХОЕ БННПСФЕМХЪ МЮ КНАНБНЛ ЯРЕЙКЕ, ХМТНПЛЮЖХЪ Б СЯКНБХЪУ ОПНБНДХБЬЕИЯЪ НЖЕМЙХ ОНМЪРМЮ Х КЕЦЙЮ ДКЪ БНЯОПХЪРХЪ ОХКНРНЛ.
йНЛОКЕЙЯ ЮБХЮЖХНММНЦН БННПСФЕМХЪ БЕПРНКЕРЮ БЙКЧВЮЕР ДН 16-РХ СОПЮБКЪЕЛШУ ОПНРХБНРЮМЙНБШУ ПЮЙЕР РХОЮ «юРЮЙЮ», ДН 4-У СОПЮБКЪЕЛШУ ПЮЙЕР ЙКЮЯЯЮ «БНГДСУ-БНГДСУ» «хЦКЮ-я», ДН 80 МЕСОПЮБКЪЕЛШУ ЮБХЮЖХНММШУ ПЮЙЕР я-8йнл ЙЮКХАПЮ 80-ЛЛ Х МЕЯЗЕЛМСЧ ОНДБХФМСЧ ОСЬЕВМСЧ СЯРЮМНБЙС Я ОСЬЙНИ 2ю42-2 ЙЮКХАПЮ 30 ЛЛ Я АНЕЙНЛОКЕЙРНЛ 250 ЯМЮПЪДНБ.
я 2016 ЦНДЮ МЮ ОПЕДОПХЪРХХ «пНЯРБЕПРНК», БУНДЪЫЕЛ Б УНКДХМЦ «бЕПРНКЕРШ пНЯЯХХ» цНЯЙНПОНПЮЖХХ пНЯРЕУ, ГЮОСЯЙЮЕРЯЪ ЯЕПХИМНЕ ОПНХГБНДЯРБН АНЕБНЦН БЕПРНКЕРЮ лХ-28мщ Я ДБНИМШЛ СОПЮБКЕМХЕЛ. мНБШИ БЕПРНКЕР НРКХВЮЕРЯЪ НР лХ-28мщ МЮКХВХЕЛ ДБНИМНИ ЯХЯРЕЛШ ОХКНРХПНБЮМХЪ, ОНГБНКЪЧЫЕИ СОПЮБКЪРЭ БЕПРНКЕРНЛ ЙЮЙ ХГ ЙЮАХМШ КЕРВХЙЮ, РЮЙ Х ХГ ЙЮАХМШ КЕРВХЙЮ-НОЕПЮРНПЮ, БШОНКМЪЧЫЕЦН ТСМЙЖХХ ХМЯРПСЙРНПЮ. б 2014 ЦНДС АШК ХГЦНРНБКЕМ НОШРМШИ НАПЮГЕЖ лХ-28мщ Я ДБНИМШЛ СОПЮБКЕМХЕЛ. б ЙНМЖЕ 2015 ЦНДЮ ГЮБЕПЬХКХЯЭ цНЯСДЮПЯРБЕММШЕ ЯНБЛЕЯРМШЕ ХЯОШРЮМХЪ.
яНУПЮМЪЪ БЯЕ ТСМЙЖХХ СДЮПМНЦН БЕПРНКЕРЮ, лХ-28мщ Я ДБНИМШЛ СОПЮБКЕМХЕЛ ЯСЫЕЯРБЕММН СОПНЫЮЕР ОПНЖЕЯЯ НАСВЕМХЪ БНЕММШУ КЕРВХЙНБ, ЙНРНПШЛ МЕНАУНДХЛЮ ОПЮЙРХЙЮ МЮКЕРЮ МЮ «мНВМШУ НУНРМХЙЮУ». б МНБНЛ БЕПРНКЕРЕ СБЕКХВЕМ ПЮАНВХИ НАЗЕЛ ЙЮАХМШ ЩЙХОЮФЮ, СЯРЮМНБКЕМШ ЯНБПЕЛЕММШЕ ЩМЕПЦНОНЦКНЫЮЧЫХЕ ЙПЕЯКЮ.
лХ-28мщ Я ДБНИМШЛ СОПЮБКЕМХЕЛ, ЙЮЙ Х ЕЦН ОПЕДЬЕЯРБЕММХЙ — ЩРН БШЯНЙНЩТТЕЙРХБМШИ БЯЕОНЦНДМШИ СДЮПМШИ БЕПРНКЕР МНБНЦН ОНЙНКЕМХЪ. бЕПРНКЕР ОПХГБЮМ БШОНКМЪРЭ ЬХПНЙХИ ЯОЕЙРП ГЮДЮВ. б ХУ ВХЯКЕ: СМХВРНФЕМХЕ АПНМЕРЕУМХЙХ, ОНПЮФЕМХЕ МХГЙНКЕРЪЫХУ ЛЮКНЯЙНПНЯРМШУ БНГДСЬМШУ ЖЕКЕИ, БНГДСЬМЮЪ ПЮГБЕДЙЮ, Ю РЮЙФЕ ЖЕКЕСЙЮГЮМХЕ АНЕБШЛ БЕПРНКЕРЮЛ Х ЯЮЛНКЕРЮЛ.
б ВХЯКЕ МЮХАНКЕЕ ЖЕММШУ ОПЕХЛСЫЕЯРБ лХ-28мщ Я ДБНИМШЛ СОПЮБКЕМХЕЛ МЕ РНКЭЙН ЕЦН ЛЮМЕБПЕММНЯРЭ Х БНГЛНФМНЯРЭ ЙПСЦКНЯСРНВМНЦН ОПХЛЕМЕМХЪ, МН Х НЦМЕБЮЪ ЛНЫЭ. бННПСФЕМХЕ БЕПРНКЕРЮ БЙКЧВЮЕР СОПЮБКЪЕЛНЕ Х МЕСОПЮБКЪЕЛНЕ ПЮЙЕРМНЕ БННПСФЕМХЕ, Ю РЮЙФЕ ОНДБХФМСЧ ОСЬЕВМСЧ СЯРЮМНБЙС, ЙНРНПЮЪ НЯМЮЫЕМЮ ОСЬЙНИ ЙЮКХАПЮ 30 ЛЛ.
бЯЕ ФХГМЕММН БЮФМШЕ ЯХЯРЕЛШ Х ЮЦПЕЦЮРШ БЕПРНКЕРЮ ДСАКХПНБЮМШ. йЮАХМЮ ЩЙХОЮФЮ МЮДЕФМН АПНМХПНБЮМЮ, ВРН НАЕЯОЕВХБЮЕР ГЮЫХРС НР АПНМЕАНИМШУ ОСКЭ Х ЯМЮПЪДНБ ЙЮКХАПЮ ДН 20 ЛЛ. щЙХОЮФ БЕПРНКЕРЮ ПЮЯОНКНФЕМ Б ЙЮАХМЕ РЮМДЕЛМН, АКЮЦНДЮПЪ ВЕЛС ДНЯРХЦЮЕРЯЪ УНПНЬХИ НАГНП Х ЩТТЕЙРХБМЮЪ ГЮЫХРЮ КЕРВХЙНБ. щПЦНМНЛХЙЮ ЙЮАХМШ ДНБЕДЕМЮ ЙНМЯРПСЙРНПЮЛХ «мНВМНЦН НУНРМХЙЮ» ДН ЯНБЕПЬЕМЯРБЮ.
яПЕДХ ОПЕХЛСЫЕЯРБ БЕПРНКЕРЮ — СЯРНИВХБНЯРЭ Й АНЕБШЛ ОНБПЕФДЕМХЪЛ, ВРН ДНЯРХЦЮЕРЯЪ ГЮ ЯВЕР ОПХЛЕМЕМХЪ МНБЕИЬХУ ЛЮРЕПХЮКНБ Х ЙНМЯРПСЙРХБМШУ ПЕЬЕМХИ. кНОЮЯРХ МЕЯСЫЕЦН БХМРЮ лХ-28мщ Я ДБНИМШЛ СОПЮБКЕМХЕЛ ЯДЕКЮМШ ХГ ЙНЛОНГХЖХНММШУ ЛЮРЕПХЮКНБ, ВРН ОНГБНКЪЕР АЕГНОЮЯМН ГЮБЕПЬХРЭ ОНКЕР ОПХ ОНОЮДЮМХХ Б МХУ ЯМЮПЪДНБ ЙЮКХАПЮ 20-30 ЛЛ. йНМЯРПСЙЖХЪ РНОКХБМНИ ЯХЯРЕЛШ ХЯЙКЧВЮЕР БГПШБ ХКХ БНГЦНПЮМХЕ РНОКХБЮ. оНЛХЛН ОПНВЕЦН, БЕПРНКЕР НРКХВЮЕРЯЪ ЛХМХЛЮКЭМН БНГЛНФМНИ ГЮЛЕРМНЯРЭЧ ДКЪ МЮГЕЛМШУ ЯПЕДЯРБ обн. бЕПРНКЕР НЯМЮЫЕМ ХМРЕЦПХПНБЮММШЛ ЙНЛОКЕЙЯНЛ АНПРНБНЦН ПЮДХНЩКЕЙРПНММНЦН НАНПСДНБЮМХЪ. оПХЛЕМЕМХЕ ДЮММНЦН ЙНЛОКЕЙЯЮ Я ХЯОНКЭГНБЮМХЕЛ ЙЮПРНЦПЮТХВЕЯЙНИ ХМТНПЛЮЖХХ ОНГБНКЪЕР НЯСЫЕЯРБКЪРЭ ОНХЯЙ, НАМЮПСФЕМХЕ Х ПЮЯОНГМЮБЮМХЕ МЮГЕЛМШУ Х БНГДСЬМШУ ЖЕКЕИ, НОПЕДЕКЕМХЕ ХУ ЙННПДХМЮР Х БШДЮВС ЖЕКЕСЙЮГЮМХЪ МЮ МЮГЕЛМШЕ Х БНГДСЬМШЕ ЙНЛЮМДМШЕ ОСМЙРШ.
оН ДЮММШЛ 2022 ЦНДЮ ПНЯЯХИЯЙХЕ АНЕБШЕ БЕПРНКЕРШ лХ-28мщ «мНВМНИ НУНРМХЙ» СЯОЕЬМН ОПНУНДЪР ЩЙЯОКСЮРЮЖХЧ Б яХПХХ, хПЮЙЕ Х юКФХПЕ. йЮЙ ЛХМХЛСЛ 15 БЕПРНКЕРНБ лХ-28мщ МЮУНДХРЯЪ МЮ БННПСФЕМХХ ХПЮЙЯЙНИ ЮПЛХХ, БЕДСРЯЪ ОНЯРЮБЙХ СДЮПМШУ БЕПРНКЕРНБ Б юКФХП, ЙНРНПШИ Б ЛЮПРЕ 2014 ЦНДЮ ОНДОХЯЮК ЙНМРПЮЙР МЮ ОНЯРЮБЙС 42 БЕПРНКЕРНБ лХ-28мщ.
кру:
лНДХТХЙЮЖХЪ | лХ-28мщ |
дХЮЛЕРП МЕЯСЫЕЦН БХМРЮ, Л | 17.20 |
дХЮЛЕРП ПСКЕБНЦН БХМРЮ, Л | 3.85 |
дКХМЮ,Л | 17.05 |
бШЯНРЮ ,Л | 3.82 |
ьХПХМЮ, Л | 5.88 |
лЮЯЯЮ, ЙЦ | |
ОСЯРНЦН | 7890 |
МНПЛЮКЭМЮЪ БГКЕРМЮЪ | 11150 |
ЛЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ БГКЕРМЮЪ | 12100 |
рХО ДБХЦЮРЕКЪ | 2 црд йКХЛНБ бй-2500-01 |
лНЫМНЯРЭ, К.Я. | 2 У 2400 |
лЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ ЯЙНПНЯРЭ, ЙЛ/В | 315 |
йПЕИЯЕПЯЙЮЪ ЯЙНПНЯРЭ, ЙЛ/В | 270 |
оЕПЕЦНМНВМЮЪ ДЮКЭМНЯРЭ, ЙЛ | 1015 |
оПЮЙРХВЕЯЙЮЪ ДЮКЭМНЯРЭ, ЙЛ | 425 |
яЙНПНОНДЗЕЛМНЯРЭ, Л/ЛХМ | 816 |
оПЮЙРХВЕЯЙХИ ОНРНКНЙ, Л | 5600 |
яРЮРХВЕЯЙХИ ОНРНКНЙ, Л | 3600 |
щЙХОЮФ, ВЕК | 2 |
оНКЕГМЮЪ МЮЦПСГЙЮ: | ДН 2 ОЮЯЯЮФХПНБ |
бННПСФЕМХЕ: | НДМЮ 30-ЛЛ ОСЬЙЮ 2ю42 Я 300 ОЮРПНМЮЛХ АНЕБЮЪ МЮЦПСГЙЮ — 2400 ЙЦ МЮ 4 СГКЮУ ОНДБЕЯЙХ: ДН 16-РХ СОПЮБКЪЕЛШУ ОПНРХБНРЮМЙНБШУ ПЮЙЕР РХОЮ «юРЮЙЮ-бл» ХКХ «уПХГЮМРЕЛЮ-бл», ДН 4-У СОПЮБКЪЕЛШУ ПЮЙЕР ЙКЮЯЯЮ «БНГДСУ-БНГДСУ» «хЦКЮ-я», ДН 80 МЕСОПЮБКЪЕЛШУ ЮБХЮЖХНММШУ ПЮЙЕР я-8йнл ЙЮКХАПЮ 80-ЛЛ Х МЕЯЗЕЛМСЧ ОНДБХФМСЧ ОСЬЕВМСЧ СЯРЮМНБЙС Я ОСЬЙНИ 2ю42-2 ЙЮКХАПЮ 30 ЛЛ Я АНЕЙНЛОКЕЙРНЛ 250 ЯМЮПЪДНБ, КЕЦЙХЕ АНЛАШ |
дНО. ХМТНПЛЮЖХЪ : |
тНРНЦПЮТХХ: | лХ-28мщ МЮ люйя 2011 (c) igor113 |
лХ-28мщ (c) юКЕЙЯЮМДП кХЯРНОЮД | |
лХ-28мщ (c) цПХЦНПХИ ь. | |
лХ-28мщ (c) бКЮДХЯКЮБ оЕПЛХМНБ | |
лХ-28мщ (c) бКЮДХЯКЮБ оЕПЛХМНБ | |
лХ-28мщ ДКЪ ббя юКФХПЮ (c) мХЙНКЮИ йПЮЯМНБ | |
лХ-28мщ ДКЪ ббя юКФХПЮ (c) пНЯБЕПРНК | |
лХ-28мщ (c) igor113 | |
лХ-28мщ Я ДБНИМШЛ СОПЮБКЕМХЕЛ (c) бЕПРНКЕРШ пНЯЯХХ | |
йЮАХМЮ ОХКНРЮ лХ-28мщ Я ДБНИМШЛ СОПЮБКЕМХЕЛ (c) юМДПЕИ тНЛХМ |
яОХЯНЙ ХЯРНВМХЙНБ: |
бЕПРНКЕРШ пНЯЯХХ 2018-01. юКЕЙЯЕ мЮЦЮЕБ. хЯОШРЮМХЕ лХ-28мщ ЛЮИНПНЛ рЭЪЦН тЮРНПЕККХ бГКЕР 2016-04. юМДПЕИ тНЛХМ. лХ-28мщ Я ДБНИМШЛ СОПЮБКЕМХЕЛ ГЮОСЫЕМ Б ЯЕПХЧ Russianhelicopters.aero. «бЕПРНКЕРШ пНЯЯХХ» ГЮОСЯЙЮЧР ЯЕПХИМНЕ ОПНХГБНДЯРБН МНБНЦН АНЕБНЦН БЕПРНКЕРЮ лХ-28мщ Я ДБНИМШЛ СОПЮБКЕМХЕЛ Roe.ru. пНЯНАНПНМЩЙОНПР. аНЕБНИ БЕПРНКЕР лХ-28мщ Bmpd.оЕПБШИ лХ-28мщ ДКЪ юКФХПЮ Igor113.com. люйя-2011 В.22:лХ-28мщ Х лХ-28м Russianplanes.net. лХКЭ лХ-28мщ |
сЦНКНЙ МЕАЮ. 2018
Безопасность Ми-28
Для повышения живучести, получения оптимальных характеристик по прочности и надежности конструкторы использовали методики, отработанные при создании тяжеловеса Ми-26. При проектировании для получения наилучших показателей прорабатывалось множество схем. Одной из компоновок был так называемый «центральный сердечник». Предполагалось заключить все жизненно важные системы в центре фюзеляжа, а вокруг них были бы размещены второстепенные блоки.
От этого принципа было решено отказаться из-за нескольких причин:
- сложность достижения необходимой прочности;
- превышение вибрационных нагрузок и проблемы с их устранением;
- уязвимость оборудования при выполнении задач.
В результате от привлекательного решения пришлось отказаться в пользу более классических.
Положительно на выживании машины в бою сказывается дублирование агрегатов, причем, друг от друга они взаимно экранируются, разносятся на существенное расстояние, которое позволяет защитить фюзеляж и прочие элементы компоновки. Более важные агрегаты установлены так, чтобы их прикрывали второстепенные узлы.
Материалы и размеры элементов спроектированы так, чтобы при попадании и получении повреждений, у пилотов оставалось время для возвращения на базу до того, как разрушение конструкции будет критическим.
Если машина получила критические повреждения и находится на высоте более 100 метров, то отстреливаются двери кабин, затем специальный резак срезает ремни принудительного притягивания, надуваются баллонеты, исключающие травмирование экипажа о пушку или шасси. Пилоты спускаются на парашютах.
Если чрезвычайная ситуация произошла на высоте менее 100 м, то ремни принудительно фиксируют экипаж в креслах «Памир-К». При ударе основную энергию гасят стойки шасси в процессе деформации, после этого остаток силы удара гасят энергопоглощающие кресла. Они способны нивелировать нагрузку до 60G в вертикальной плоскости.
Топливные баки заполняются пенополиуретаном, а также снабжены латексным самозатягивающимся слоем, который исключает протечку и возгорание топлива при повреждениях емкостей.
Модификации боевого вертолета
В ходе проектирования создавалось множество вариантов компоновки, включая инновационные решения. В итоге было выбрано самое оптимальное по функциям и экономическим параметрам. При этом, уже после появления и демонстрации первых образцов, конструкторы продолжили создавать модернизированные версии.
Ми-28 А
Впервые была продемонстрирована на МАКСе в 1999. Изначально хвостовой винт был трехлопастным, но потом его заменили на Х-образный.
Ми-28 А
Ми-28 Л
Это лицензионная версия предыдущей модели, что была создана для Ирака в 1990 году.
Ми-28 трех моделей
Ми-28 Н «Ночной охотник»
На базе модификации А создан вертолет «Ночной охотник». Его отличает замена главного редуктора вместо ВР-28 и ВР-29. Визуально его можно отличить по сферическому боксу, который находится над винтами.
Ми-28Н
Ми-28 НЭ
Ми-28 НЭ — экспортная версия машины.
Ми-28 НЭ
Ми-28 НМ
Разработка Ми-28 НМ, поднявшаяся в воздух в 2016, является модернизацией версии Н. В штатном комплекте идет надвтулочная РЛС (Н025), дублированное управление, которое с этого момента позволяло контролировать беспилотники.
Ми-28 НМ
Ми-28 УБ
Это Ми-28Н «Ночной охотник» с двойным управлением. Он может использоваться как вертолет для обучения пилотированию «Охотника», но при этом в полной мере сохраняет боевые функции.
Контракты на поставки в другие страны
Контракт на поставку Ми-28Л в Ирак (1990 год)
Контракт был заключён в 1990 году, на поставку и лицензионную сборку, не был осуществлен из-за иракской оккупации Кувейта.
Ми-28А на тендере в Швеции
Проводились сравнительные испытания с боевыми пусками НАР, ПТУР и пушечным вооружением. Пуск ПТУР 9М114 «Штурм» выполнялся при зависании, по цели на дальности 900 метров, пуск 9М120 «Атака» — с горизонтального полёта на скорости 200 км/ч и дальности 4700 метров. Обе ракеты прошли на расстоянии около одного метра от точки прицеливания, хотя одна из них и не попала в танк. Стрельба НАР С-8КОМ осуществлялась из двух блоков Б8В20А с горизонтального полёта (скорость 160 км/ч) на дальность 2000 метров и с кабрирования (угол 16—18°, скорость 220 км/ч) на дальность 4000 метров. Основная часть ракет накрыла площадь длиной 400—600 метров и шириной 100—200 метров. При стрельбе НАР у вертолёта произошёл помпаж одного из двигателей. Пушка 2А42 не поразила ни одной мишени из-за некачественной холодной пристрелки. Закупок вертолётов Ми-28А со стороны Швеции не производилось.
Тендер в Индии на поставку 22 ударных вертолётов
Индийские военные по результатам испытаний приняли решение закупить американские вертолёты AH-64D «Апач», а не российские ударные вертолёты Ми-28Н «Ночной охотник». По данным индийских военных, Ми-28Н не соответствует требованиям тендера по 20 пунктам. Представитель Западного авиационного командования в Нью-Дели заявил, что «обе машины отработали отлично, но при этом американская показала превосходство в таких ключевых характеристиках, как повышенные возможности и всепогодность применения». Американский вертолёт был выбран по результатам длительного тендера, в котором выиграл у российского ударного вертолёта Ми-28Н. Стоимость контракта, который будет реализован через американскую программу военной помощи иностранным государствам FMS (Foreign Military Sales), составит 1,2 млрд долларов. Контрактом предусматривается поставка 22 винтокрылых машин, от 4 до 6 запасных двигателей и 12 РЛС управления огнем AN/APG-78 «Лонгбоу». В перечне авиационного вооружения, заказываемого индийской стороной, фигурируют 812 управляемых ракет «воздух — поверхность» AGM-114L-3 «Лонгбоу Хеллфайр», 542 управляемых ракет «воздух — поверхность» AGM-114R-3 «Хеллфайр II» и 245 ракет «Стингер блок I-92H» класса «воздух — воздух».
Алжир
Россия предложила Алжиру некоторое количество ударных вертолётов Ми-28НЭ. «Росвертол» надеется подписать контракт, по которому поставка Ми-28НЭ начнется в период с 2012 по 2022 год.
Контракт с Ираком (2012 год)
В 2012 году между РФ и Ираком был подписан контракт на поставку более 10 Ми-28НЭ в рамках более крупного пакетного соглашения на общую сумму $4,3 млрд. Контракт включает также обучение пилотов и технического персонала, и поставку вооружения для вертолёта.