Cравнение Су-35 против F-35 — разбираемся кто лучше

Су-35 Flanker-E+ — многоцелевой истребитель, который относится к поколению 4++ и является глубокой модернизацией Су-27. Некоторые параметры Сухого соответствуют требованиям, которые выдвигаются к самолетам 5 поколения. F-35 Lighting представляет собой истребитель-бомбардировщик 5 поколения, отличающийся высокой скрытностью. Провести сравнение F-35 и Су-35 можно посредством внимательного изучения характеристик самолетов.

Сравнение характеристик

Существует несколько модификаций F-35: наземные, вертикальные и палубные. Наиболее популярной модификацией считается F-35A (наземная), которая создана специально для ВВС США и экспорта. Разница между разными модификациями заключается в габаритах и технических различиях. Истребители обладают следующими отличительными характеристиками:

ХарактеристикаF-35AСу-35
Длина15,57 м21,9 м
Размах крыла10,67 м14,75 м
Высота4,38 м5,9 м
Масса пустого13,171 кг19000 кг
Максимальная скорость1910 километров в час2778 километров в час
Крейсерская скорость850 километров в час1347 километров в час
Дальность полета2200 км3600 кг
Потолок18200 м20000 м

Исходя из характеристик, можно понять, что Су-35 обладает большими габаритами, которые позволяют ему дальше и быстрее летать. Американский самолет превосходит российский только в авионике. F-35 обладает многофункциональной РЛС, а также высокой скрытностью. Стелс позволяет самолету наносить внезапные удары и избегать обнаружения.

Стоит отметить, что у каждого самолета свое предназначение. F-35 способен выполнять поставленную задачу под защитой более тяжелого и маневренного F-22 Раптор, который тоже относится к истребителям пятого поколения. При столкновении с Су-35 на близкой дистанции в одиночку F-22, скорее всего, понесет поражение.

Летные характеристики определяют боевую эффективность против других истребителей. Возможность Су-35 быстро переходить от малых скоростей к сверхзвуковым делает его настоящим охотником.

Вооружение

Су-35 может быть вооружен ракетами воздух-воздух средней и малой дальности, ракетами воздух-земля и авиабомбами. На нем имеется 30 мм пушка ГШ-30-1. Для вооружения доступны практически все современные разработки российского производства, что делает Flanker-E- опасным противником даже для самолета пятого поколения.

F-35 в большей степени является бомбардировщиком. На него могут устанавливаться корректируемые бомбы с массой до 910 килограмм, ракеты воздух-воздух, кластерные бомбы, противотанковые ракеты и управляемые бомбы. Также на истребителе установлена пушка 25 мм. При необходимости F-35 может снабжаться ядерной бомбой B61.

Су-35 использует вооружение более эффективно. Высокая скорость и маневренность позволяют применять оружие с максимальной пользой. Ракетам любой дальности придается большая кинетическая энергия.

Авионика

На Су-35 применяется РЛС Н035 Ирбис. Данная радиолокационная станция обладает следующими характеристиками:

  • дальность обнаружения цели — 350 км на встречных курсах;
  • одновременный обстрел — не более 2 целей;
  • обнаружение и целеуказание 4 наземных или 30 воздушных целей.

На F-35 используется РЛС APG-81. Имеется возможность проводить захват воздушных, наземных и наводных целей. Подробные характеристики радиолокационной станции не раскрываются. Первое боевое применение F-35 совершено в 2022 году.

«Раптор» и «Молния»

По открытым данным, в строю ВВС США находится 195 единиц истребителей Lockheed/Boeing F-22 Raptor («Раптор»). Самолёт поступил на вооружение в 2005 году, его производство закончилось в 2011-м. С сентября 2014 года «Рапторы» активно применялись в Сирии. С 2015 года F-22 включались в состав каждой группы, наносящей удары по объектам в Арабской Республике.

15 декабря 2022 года в сирийском небе произошло «опасное сближение» между F-22 американских ВВС и двумя российскими штурмовиками Су-25. В Пентагоне заявили, что таким образом пилот «Раптора» решил «рискованно пошутить» над российскими коллегами. По словам российских военных, американский истребитель пытался провоцировать российских пилотов, выпускал «тепловые ловушки», но «ретировался», как только на горизонте показался российский истребитель-перехватчик Су-35. Командование ВВС США эти сведения не подтвердило.

Один из основных недостатков «Раптора», по мнению большинства экспертов, — чрезмерно высокая стоимость, составляющая более $300 млн за единицу. Другой истребитель пятого поколения — Lockheed Martin F-35 Lightning II — был введён в состав ВВС США в 2016 году и изначально планировался как более дешёвый самолёт, чем F-22. Сейчас цена одной машины варьируется от $83,4 млн до $108,1 млн — в зависимости от модификации. ВВС и ВМС эксплуатируют около 210 единиц F-35. Выполняются контракты на поставку истребителей в ВВС Великобритании, Бельгии, Израиля, Австралии, Нидерландов, Дании, Норвегии, Италии, Японии, Южной Кореи и Турции. F-35 также уже выполнял боевые задания в небе над Афганистаном, Ираком и Сирией.


Истребители 5-го поколения Lockheed Martin F-35US Navy/Navy Office of Information/Global Look Press

Сведения о характеристиках используемых США и Израилем в Ираке, Сирии и Афганистане истребителей пятого поколения до сих пор противоречивые и обрывочные. F-35 считается прорывной машиной: технологии малозаметности, скорость, манёвренность, радиоэлектронное оборудование, система подавления РЛС противника, вооружение — всё это на F-35 находится на другом уровне по сравнению с F-15, F-16 и F/A-18. При этом так и не установлена реальная эффективность реализованной в самолётах технологии малозаметности. Все заявления о способности американских истребителей оставаться незамеченными для российских средств ПВО-ПРО до сих пор носят чисто декларативный характер.

Мнение экспертного сообщества

Мнения экспертов неоднозначны. В прямом противостоянии с Су-35 американский самолет с вероятностью 70% проиграет. Пилотирование F-35 должны осуществлять опытные пилоты, чтобы воспользоваться преимуществами истребителя. Стоит отметить, что некоторые эксперты предрекают победу Су-35 даже при столкновении сразу с двумя F-35.

Чтобы победить в противостоянии, Lighting должен использовать все свои преимущества. Потребуется применять стелс-технологию, стараться обнаружить на раннем этапе, при необходимости запрашивать помощь.

Из-за проблем с боевой эффективностью против других самолетов F-35 подвергся критики. Среди недостатков самолета выделяют невозможность летать на сверхзвуковой скорости без использования форсажа.

Отмечается, что для уничтожения Flanker-E+ американскому истребителю F-35 потребуется подобраться максимально близко. На небольшом расстоянии РЛС российского самолета позволяет обнаружить врага.

Стоит отметить, что при конфликте решающими факторами станут не только характеристики каждого отдельного самолета, но и всего флота. Количество самолетов играет важную роль. США начали эксплуатировать истребитель в 2016 году. За это время произведено более 300 самолетов. Эксплуатация Су-35 началась в 2014 году. За это время произведено примерно 100 единиц техники. При конфликте большое количество F-35 станет преимуществом для ВВС.

В июле 2008 года на базе ВВС США Хикам, расположенной на Гавайях, специалисты при помощи компьютерных технологий осуществили цифровое моделирование воздушного боя между Су-35 и рядом натовски истребителей, в т.ч. и F-35. На эксперименте присутствовали четыре представителя ВВС и военной разведки Австралии. После чего депутат австралийского парламента Денис Дженсен (Dennis Jensen) объявил, что F-35 был «беспощадно избит истребителем Су-35».

Какой истребитель лучше?

F-35Су-35

Кто сильнее — Су-57 с «Кинжалом» или F-35 без оружия

Два самолета — как два мира: в то время как российский Су-57 вооружается гиперзвуковой ракетой, американский F-35 не может пройти боевые испытания из-за проблем с управлением оружием

Сравнение кажется некорректным, на что и упирают американцы в публикациях о будущей судьбе двух истребителей одного класса. Ведь изделий Т-50, получивших наименование Су-57, произведено меньше двух десятков. Практически все — экспериментальные, точнее, опытовые. Даже на 2022 год Министерство обороны России планирует приобрести всего дюжину этих новейших истребителей 5-го поколения.

В то же время F-35 строятся уже сотнями (более 350 машин), их закупают уже в нескольких странах, они уже вполне освоены, они даже испытаны боем, если так можно назвать пролеты израильских машин над Сирией. Наблюдается даже коммерческий успех — за этими истребителями выстроилось даже что-то наподобие очереди из военных сразу нескольких стран. Что тут сравнивать?

Оказывается, есть что

Пусть это сравнение действительно не полностью корректно, зато оно очень звучно с, так сказать, сатирической точки зрения.

Ибо это не у нас, а в известном американском журнале The National Interest сошлись две замечательные информации. В одной из них издание объявило со ссылкой на письмо директора Пентагона по тестированию, что F-35 Lighting II не может пройти финальные боевые испытания.

Финальные. Боевые. Несмотря на все коммерческие успехи.

В другой — что F-35 скоро будет «смертоноснее, чем когда-либо», потому что на нем к 2022 году будет введено в эксплуатацию новое аппаратное и программное обеспечение из 1500 модульных компонентов, «включая новые антенны и системы выпуска оружия».

А сатира в том, что обе новости исходят из одного факта: нынешнее программное обеспечение истребителя никуда не годится. Потому что из-за него проявляются такие проблемы с системой управления оружием, что боевая машина не может пользоваться стандартными ракетами «воздух-воздух», а снаряды при выстреле уходят мимо цели.

При этом в опубликованном в январе этого года докладе главы отдела Пентагона по войсковым испытаниям Роберта Белера сообщалось, что доля готовых к бою F-35 не превышает 50%, и этот показатель не удается существенно повысить с октября 2014 года. Оставшаяся половина самолетов имеет «тысячи дефектов».

F-35. Фото: Michael Fitzsimmons / Shutterstock.com

Второй сатирический момент в том, что с заявлениями о скорой замене программного обеспечения, после чего F-35 станет «смертоноснее, чем когда-либо», его разработчики выступали и несколько лет назад.

Основная проблема, оказывается, заключается в автономной информационно-логистической системе ALI, которая настолько автономна, что попросту… не работает без усилий экипажа и наземного персонала. Но есть и другие. Так, из-за технических дефектов не всегда корректно производится запуск ракет AIM-120, а также сброс боеприпасов «воздух-земля». Самолеты F-35B нельзя заправлять в воздухе. Дисплей в шлеме пилота отображает настолько неправильные данные о полете и о целях, что проще было бы летать без шлема. Царьград в свое время подробно писал об этих проблемах. С тех пор, а было это года два назад, похоже, мало что изменилось.

И вот небезызвестный «сатирик» The National Interest Крис Осборн с восторгом пишет, что Пентагон и Lockheed прилагают усилия по «обновлению технологий» F-35, предназначенных для улучшения целевой атаки истребителя-невидимки, управления оружием, а также для бортовых вычислений. И все это, оказывается, «является частью усилий по поддержанию боевой эффективности F-35 впереди соперничающих с ним великих держав». Читай: России и Китая. Индия пока торгуется с Москвой.

Обновления, которые будут установлены на самолеты, улучшат память их компьютеров, хранение и скорость обработки данных, отображение видео для создания изображений с более высоким разрешением, чтобы помочь пилотам с навигационной и целевой информацией. Улучшенная технология радиолокационного оповещения позволит быстрее идентифицировать вражеские самолеты, а ускоренные процессоры — быстрее навести оружие на цель и выстрелить.

При этом, подчеркивают разработчики, увеличение скорости обработки данных будет проходить «экспоненциально», так как речь при измерениях будет идти о терабайтах, а не о мегабитах или мегабайтах.

F-35. Фото: www.globallookpress.com

Что касается оружия, то новое обеспечение в конечном итоге позволит F-35 оперировать с ультрасовременными системами оружия, такими как бомба малого диаметра II и GBU-54, исходя из использования инфракрасных, миллиметровых волн и лазерного наведения. Сочетание этих датчиков позволяет оружию отслеживать и устранять движущиеся цели при любых погодных условиях.

В общем, восторг и ужас!

Но завтра

В общем, таков ответ на вопрос, вынесенный в заголовок статьи в американском издании, по-английски звучащий совсем роскошно: «Why the F-35 Will Soon Be Deadlier Than Ever».

Правда, до сего дня никакой особой смертоносности от F-35 никто не видел. Зато три аварии произошли только в этом году, причем одна — с катапультированием пилота и, соответственно, с крушением самолета. Одну машину, якобы поврежденную птицей во время боевого вылета в Сирии, сумели спасти и посадить израильтяне.

Но не в этом главная проблема. Аварии с самолетами, к сожалению, случаются у всех. Это, как говорится, честному молодцу не упрек. Проблема в том, что пока разработчики самолетов кормят военных и общественность «завтраками», на данный момент F-35… вообще не допущены к боевому применению! Они, оказывается, до сих пор производятся и летают «с учебными целями»! И вот под этим углом зрения и можно сравнивать два испытываемых самолета 5-го поколения — американский и русский.

Прежде всего, оказывается, что F-35 формально не может рассматриваться как самолет 5-го поколения. У него нет соответствующей скорости, у него не все оружие прячется в фюзеляж, а висит на пилонах. Су-57 — чистая машина 5-го поколения, особенно с новым мотором.

Вооруженная же гиперзвуковой ракетой наподобие используемой в комплексе «Кинжал» русская машина может быть уверенно отнесена к поколению 5+. За счет того, что будет обладать оружием, на поколение более совершенным, нежели нынешнее американское. И к тому же — внутрифюзеляжным. И это будет, это уже включено в текущую госпрограмму вооружений на 2018-2027 годы. Появление таких ракет на вооружении Су-57 глава корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов отнес к 2020-м годам.

Комплекс «Кинжал». Фото: www.globallookpress.com

Таким образом, как раз в следующем десятилетии F-35 с ужасно обновленным программным обеспечением просто и тупо не сможет выйти на дистанцию эффективного огня против Су-57. При дальности применения ракеты в более чем две тысячи километров, когда к бесфорсажной скорости самолета в 2 Маха добавляется 10 скоростей звука самой ракеты, да еще с маневрированием по курсу, — нет, нулевые шансы. Ведь нельзя же рассчитывать в реальности на то, что если русские сделали (раз включили в план вооружений) компактную внутрифюзеляжную ракету на гиперзвуке, они не смогут сделать аналогичную для класса «воздух-воздух».

Остается добавить к этому, что сам многофункциональный истребитель Су-57 в состоянии отслеживать одновременно до 30 целей, включая крылатые ракеты. И никаких проблем с прицеливанием благодаря распределению антенн по всему корпусу аппарата.

Скорость и маневр? Да, F-35 по своим разгонным и маневренным характеристикам тоже уступает Су-57. Тот, например, способен асинхронно отклонять вектор тяги каждого двигателя, то есть при направлении одного сопла вверх, а другого вниз машина может вращаться еще и вокруг продольной оси. Это дает серьезные преимущества при любом боестолкновении с американским самолетом.

Невидимость? Сами американцы признают: стелс-технологии, которые используются на F-35, безнадежно проигрывают российскому вооружению. Радар дециметрового диапазона, против которого бесполезны все ухищрения американца, вкупе с инфракрасным радаром делают американский самолет видным, словно на блюдечке.

Что ж, остается добавить только одно: эти преимущества будут сохраняться у российского самолета в ближайшие 30-40 лет. На этот срок, ожидают специалисты, растянется эксплуатация Су-57 в войсках. Да и F-35 где-то столько же.

Значит, на столько лет запланировано и превосходство российской авиации перед американской.

Выводы — какой самолет лучше?

При сравнении истребителей в одиночном противостоянии друг против друга побеждает Су-35. Предназначение F-35 заключается в бомбардировке и возможности заранее обнаружить противника. Это позволяет самолету с максимальной эффективностью противостоять имеющимся угрозам, при необходимости вызывая подкрепление или отступая.

Стоит отметить, что на оба самолета имеется спрос. После успешного применения Су-35 в Сирии количество покупателей значительно выросло. США использовали Lightning для нанесения ударов по талибанам в Афганистане.

Окончательно сказать, какой истребитель будет лучше крайне проблематично. Все зависит от условий использования и поставленных задач. Су-35 может подойти для завоевания господства в воздухе, а F-35 справиться с бомбежкой отдельных элементов на земле. Оба самолета играют важную роль.

«Чёрный орёл» ВВС НОАК

Китайский истребитель пятого поколения Chengdu J-20 «Чёрный орёл» впервые продемонстрировал своё вооружение 10 ноября 2022 года на авиасалоне в Чжухае — четыре ракеты класса «воздух — воздух» большой дальности и две ракеты малого радиуса действия. Боевой самолёт совершил первый испытательный полёт в 2011 году и через шесть лет был принят на вооружение ВВС НОАК. Большая часть характеристик J-20, в том числе цена, держатся в секрете.

Эксперты отмечали, что истребитель якобы имеет ряд конструктивных заимствований, в том числе от американского истребителя F-22 и российского опытно-экспериментального МиГ 1.44, который в своё время задумывался в противовес американскому «двадцать второму». Американцы, в свою очередь, обвиняли китайских авиаконструкторов в промышленном шпионаже. Самолёт имеет пониженную радиолокационную заметность, РЛС с активной фазированной антенной решёткой, современную информационную систему, при этом, очевидно, его слабое место — двигатель: сейчас на нём используется вариант российского АЛ-31, но в перспективе машина должна получить вариант АЛ-41. В любом случае, «Чёрный орёл» ВВС НОАК остаётся «тёмной лошадкой» — точно не известно, в какой степени китайскими авиаконструкторами были реализованы американские и российские наработки и каковы оригинальные характеристики боевой машины.

«Собачьи схватки»

Прямых боевых столкновений между истребителями пятого поколения ВВС США, России и КНР пока не происходило, и будем надеяться, не произойдёт. В то же время превосходство боевых машин нового поколения одной страны над другой — предмет спекуляций, сдобренных пропагандой.

Су-57 точно превосходит американские аналоги в манёвренности. Опытная машина ОКБ Сухого даже на испытательных манёврах демонстрировала фигуры высшего пилотажа, в то время как американские истребители пятого поколения таких возможностей лишены. Американский F-35 проигрывал учебные бои истребителю четвёртого поколения F-16 «Атакующий сокол». Манёвренность советских и российских истребителей четвёртого поколения — Су-27 и МиГ-29, и поколения 4+ (Су-30, Су-27СМ2/СМ3) и 4++ (Су-35) — традиционно считается более высокой, чем у западных аналогов, за счёт превосходства советской школы авионики.

Однако «собачьи схватки» не входят в основные задачи истребителей пятого поколения. Их предназначение — завоёвывать превосходство в воздухе, поражая цели на дальнем расстоянии и оставаясь незамеченными для средств радиолокационного обнаружения. Задача «лёгких» истребителей-перехватчиков — подавление наземных средств противовоздушной обороны и сопровождение вылетов оперативно-тактических бомбардировщиков. Именно поэтому, вводя в строй истребители пятого поколения, ВВС ведущих мировых держав пока не собираются отказываться от использования и модернизации самолётов предыдущих разработок. Кроме того, старые машины дешевле, практичнее и хорошо зарекомендовали себя в бою.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]