В Израиле поняли, какой самолет лучше — F-35, F-22 или русский Су-57


В Израиле поняли, какой самолет лучше — F-35, F-22 или русский Су-57

Новость о том, что Израиль фактически выкручивает США руки, требуя для своих ВВС тяжелые истребители F-22 Raptor, повергла в шок западное экспертное сообщество. Формально Тель-Авив объяснил настоятельный запрос на поставку давно уже снятых с производства самолетов пятого поколения своим согласием на продажу Америкой в Объединенные Арабские Эмираты партии легких «невидимок» F-35 Lightning II. Мол, это нарушает баланс сил в регионе.

Однако акции Lockheed Martin (производителя F-35), вместо того, чтобы подняться в цене из-за нового рынка сбыта, рухнули на этих новостях сразу на 3,2% — до $350. А ведь совсем недавно бумаги ведущего оборонного подрядчика Пентагона стоили $430.

По информации израильской газеты Haaretz, руководство ЦАХАЛ (Армия обороны Израиля) открытым текстом назвало F-22 Raptor истребителем, имеющим больше боевых возможностей, чем F-35. Именно поэтому «на последних встречах между израильскими и американскими военными чиновниками, израильские представители поднимали вопрос о возможности покупки F-22, — пишет Haaretz. — …Наше качественное преимущество сужается… Это совсем не тот Ближний Восток, каким он был в последнее десятилетие».

Сначала многочисленные западные эксперты говорили — «нет, это невозможно». Во-первых, F-22 Raptor снят с производства еще в 2011 году. Во-вторых, в ВВС США их всего 177, и Пентагон молится на каждую машину. И в-третьих, его продажа иностранным государствам запрещена федеральным законом — из-за опасения, что передовые технологии просочатся во враждебные страны.

Кто победит в воздушном бою?

Ни один эксперт в мире не берется точно назвать исход боя при столкновении и F-22. Акцент в американском самолете сделан на максимальную скрытность. Raptor подходит для ведения боя на ближней дистанции. Российский истребитель, по заявлению разработчиков, имеет лучшую маневренность и продвинутую систему инфракрасного поиска. ПАКФА подходит для ведения боя на дальней дистанции.

Су-57

Благодаря высокой маневренности Су-57 может покинуть поле боя при неравных условиях. Из-за высокой скрытности F-22 способен нанести первый удар до того, как вражеский самолет его обнаружит. Полноценно сравнивать истребители можно будет после длительной эксплуатации в боевых условиях.

Исход битвы зависит от условий столкновения. Если F-22 сможет застать врасплох перспективную российскую разработку, то он без труда уничтожит ее. Немаловажную роль играет поддержка с земли и воздуха. Стоит отметить, что американцы уже сейчас обладают большим количеством F-22 (195 единиц). В России на 2022 год находится лишь 10 летных прототипов Су-57.

Какой самолет лучше?

F-22Су-57

Еврофайтер тайфун против СУ 35

Еврофайтер Тайфун (EF2000) – добротный европейский истребитель поколения 4+. Как и Су-35,он не дотягивает до 5-го поколения из-за высокой заметности (ЭПР=1м2), зато уже обзавёлся активной ФАР (фазированной антенной решёткой).

Кстати, АФАР есть и у французского истребителя «Рафаль». Против Су-35 он тоже никогда не сражался в реальных условиях, но Индия чуть было не купила его вместо нашего Су-30МКИ. К счастью, инцидент закончился в нашу пользу.


Малютка Eurofighter с 2003 года расплодился до 500+ штук
Внешне «Еврофайтер» на 6 м короче и на 4 м уже по сравнению с Су-35. Различия в габаритах дают разность массы (11 т против 19 т на Су-35) и скороподъёмности (315 м/с vs 280 м/с соответственно). При этом боевая нагрузка у них почти идентичная: 8 т у Су35 против «Еврофайтера» с 7,5 т. Узлов подвески у EF-2000 целых 13 – на 1 больше, чем у Су-35. Максимальная (2,25 Маха) и крейсерская (1,2 – 1,1 Маха) скорости истребителей примерно равны, как и потолочная высота (19,8 против 20 т), так что ракеты, выпущенные на сверхзвуке, будут лететь с колоссальной энергией.


«Eurofighter» особенно не гонится за невидимостью, поэтому щедро навешивает ракеты под крылья и корпус

Дальность обнаружения целей у Су-35 немного выше — 400 км против 300 км для целей с ЭПР=3 м2. Также у Су-35 есть система предупреждения о пуске ракет. Оба истребителя управляют двигателями всеракурсно, но преимущество в манёвренности – у Су-35. Боевой радиус EF-2000 c полной загрузкой ракетами «воздух-воздух» и 1 ПТБ – 1300 км. Су-35 в аналогичных условиях охватывает 1800 км.

«Еврофайтер» может похвастать ракетой «Метеор» (дальность – 100 км) с активным радиолокационным наведением. Целеуказание возможно в пассивном режиме – от ИК-комплекса или по источнику излучения, одурачить её очень непросто.

Обозреватель «National Interest» Дейв Мажумдар и эксперт Королевского объединённого института оборонных исследований Джастин Бронк дают положительную оценку Су-35: он хорош в постановке помех и радиоэлектронной борьбе. «Ирбис-Э» позволяет перехватывать высокоточные стелс-ракеты, а баллистические ракеты уничтожать как на маршевом, так и на завершающем этапах.

Преимущество пассивной радиоразведки они оставляют за «Тайфуном», отмечая превосходство европейских систем распространения информации MIDS и Link 16. «Тайфуну» же они отдают и первенство по части взаимодействия лётчика и самолёта, удобства кабины пилота и интерфейса.

Преимущество опыта и численности – на стороне западного истребителя. С 2003 года «Еврофайтеров» произведено уже почти 600 экземпляров (для авиации стран Европы, Омана и Саудовской Аравии). Су-35 увидел свет в 2014, к середине 2022 только 70 самолётов имеются в России и ещё 14 – в Китае.

Сравнение тактико-технических особенностей самолётов

Су-35 считается самым грозным истребителем России. Он совершил первый свой полёт в 2008 году. ВВС России пополнил свой авиапарк этими самолётами в 2012 году. До конца 2022 г. в Минобороне будет насчитываться 50 таких летательных аппаратов.

Этот самолёт имеет отличные теххарактеристики и боевые возможности. Однако он относится лишь к 4 поколению истребителей, что существенно отличает его от более современного американского F-22 — истребителя пятого поколения. Так кто же из них имеет превосходство в воздушном бою? Сможет ли «американец» выстоять против Су-35, какие характеристики ему позволят одержать победу в сражении?

Сравнение двух военных самолётов: 1. Наибольшая скорость на форсаже, расстояние беспосадочного полёта, максимальная высота.

  • Су-35: 2 410 км/ч, 3 600 000 м, 20 000 м.
  • F-22: 2 410 км/ч, 3 220 000 м, 20 000 м.

2. Уровень заметности для радаров противника.

  • Су-35: РЛС «Ирбис», дальность выявления воздушной цели — 90 000 м, ОЛС-35, имеется инфракрасная система сканирования.
  • F-22: РЛС «APG-77», дальность выявления воздушной цели — 150 000 м, нет оптики в инфракрасном спектре, нет системы инфракрасного обнаружения.

3. Боевое оснащение.

  • Су-35: ракеты «воздух–воздух» 6+8, боевая нагрузка — 8 т, оружие ближнего боя — Р 73-М (расстояние — 20 000 м), дальнего боя — Р-27 (110 000 м), К-77М (190 000 м), Р-37 (300 000 м), авиапушка — ГШ-30-1 30 мм.
  • F-22: ракеты «воздух-воздух» 6+2, боевая нагрузка — 3,5 т, оружие ближнего боя — AIM-9 (18 000 м), дальнего боя — AIM-120 (180 000 м), авиапушка — Вулкан М 612 А 20 мм.

Из этих характеристик видно, что оба военных самолёта могут летать на сверхзвуковой скорости, имеют современное РЛС, могут поражать цели с любых ракурсов. Однако «американец» скорее обнаружит противника. Самолёт Су-35 он увидит со 150 000 м, в то время как российский истребитель заметит «американца» только с расстояния 90 000 м. F-22 намного быстрее выпустит свою ракету (AIM-120 — 180 км). Правда, Су-35 уязвим, когда он не видит своего противника на радаре. При поддержке своей ПВО он имеет преимущество над «американцем».

Российский военный самолёт может атаковать воздушные, морские, а также наземные цели. Истребитель быстро обходит и облетает любые препятствия. Его боевое снаряжение не имеет аналогов по количеству боеголовок, применяемых в морском, воздушном и наземном бою. На внешних узлах может размещаться 14 ракет. Его боеголовки помещаются на 8 крыльевых точках подвески, а также под фюзеляжем и под мотогондолами.

F-22 — самый засекреченный летательный аппарат. Возможно, некоторые его характеристики не соответствуют действительности. Это единственный самолёт, который не продаётся в другие страны. У американских ВВС на вооружении 180 таких истребителей. Стоят они по 140 млн. долл. (российские — по 50 млн. долл.).

Обнаружить малозаметную цель возможно, но очень, очень трудно.

Эти отдельные приемо-передающие посты РЛС потребляют довольно мало электроэнергии и имеют меньшую мощность излучения в сравнении с обычными радарами. Благодаря этому они лучше защищены от противорадиолокационного оружия. ППП мобильны, что позволяет быстро перебрасывать их в передовой район в период конфликта. Друг с другом и с центральной станцией слежения они связаны сверхвысокочастотными каналами передачи данных. Центральная станция может находиться на значительном удалении от комплекса. Такая разнесенная архитектура позволяет комплексу сохранить свою работоспособность даже в случае уничтожения одного ППП, хотя точность обнаружения при этом может уменьшиться. Малая высота размещения антенн приемников и передатчиков (всего 25 метров над поверхностью земли) позволяет «Струне-1» очень эффективно обнаруживать низколетящие цели, засечь которые обычным РЛС зачастую сложно.

Также по теме:

Stern: российская радарная ловушка для самолетов-невидимок

Sina: искусственный интеллект российского Су-57

К недостаткам «Струны-1» относится низкая высота обнаружения цели. Из-за использования разнесенных постов с передатчиком и приемником зона обнаружения имеет форму параболы. Это ограничивает высоту обнаружения в максимальной точке семью километрами, а максимальная дальность обнаружения уменьшается по мере приближения к ППП. Поперечные размеры зоны обнаружения также ограничены, составляя около полутора километров вблизи постов и 12 километров в оптимальной точке между двумя постами. Сравнительно небольшой размер зоны обнаружения ограничивает возможности по использованию «Струны-1» в качестве ловушки, и она не может стать полноценной заменой для традиционных РЛС в роли средства поиска. Но обладая высокой точностью слежения за самолетами-невидимками, «Струна-1» прекрасно взаимодействует с другими радиолокационными комплексами большей длины волны, такими как РЛС «Подсолнух», у которого точность слежения ниже. «Струна-1» не может действовать в качестве РЛС целеуказания, так как не в состоянии обеспечивать постоянное радиолокационное облучение и сопровождение цели. Поэтому ее нельзя использовать для наведения на цель полуактивных ракет класса «поверхность-воздух».

Бистатическая РЛС «Струна-1» не является идеальным средством обнаружения самолетов-невидимок, но в ходе будущих конфликтов она может представлять серьезную угрозу авиации НАТО. Особенно уязвимы будут штурмовики с характеристиками малозаметности, поскольку они отличаются специфическим порядком полета, вынуждающим их залетать в зону действия РЛС «Струна-1». Действуя в тандеме с другими радиолокационными системами обнаружения «невидимок», эта станция может собирать важную информацию о местонахождении и перемещениях самолетов-невидимок противника.

Чарли Гао изучал политологию и компьютерные науки в Гринелл-колледже. Он часто выступает с комментариями по вопросам обороны и национальной безопасности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]