Кто создал и когда Царь-пушку – история появления памятника


7 января 1598 года в Москве скончался русский царь Федор Иоаннович, последний из династии Рюриковичей. В годы его правления произошло немало знаменательных событий. Было основано несколько городов: Саратов и Самара, Воронеж и Царицын (ныне Волгоград), Тобольск и Архангельск, Сургут. Укреплены рубежи активно развивающегося Государства Российского. Была завершена русско-шведская война и Россия вернула себе выход в Балтийское море.

Как видите, достойных дел немало, однако запомнился царь Федор еще и созданием памятника, который и сегодня стоит в Кремле на Ивановской площади. Если вам доводилось бывать там на экскурсии, то вы видели два уникальных объекта — Царь-пушку и Царь-колокол.

Как правило, при их описании экскурсоводы говорят, что огромный колокол не звонил никогда, а пушка не сделала ни единого выстрела. Но это не совсем так. Несмотря на то что это огромное артиллерийское орудие, с точки зрения военных специалистов, таковым никогда не являлось, из Царь-пушки выстрел был произведен, но лишь однажды.

Развитие артиллерии в России

Пушка появилась в 14 веке, когда изобрели порох. Первое огнестрельное оружие отличалось несовершенством конструкции из-за невысоких технических возможностей. У пушек были железные стволы. Порох представлял собой темную пасту, а патрон выглядел как емкость с рукояткой, его фиксировали в стволе при помощи клиньев. Патроны нередко взрывались при выстреле, серьезно травмируя осколками находящихся поблизости людей, если те не успели спрятаться.

В 15 веке порох стал выглядеть как сыпучая субстанция. Ее всыпали в ствол через дуло, тщательно утрамбовывали. Ядро, предварительно обернутое ветошью, вталкивали в пушку, пока оно не соприкоснется с порохом. По мере развития технологии производства артиллерийских орудий увеличивался калибр.

Орудия значительного калибра, использовавшиеся для разрушения крепостных стен, получили название «бомбарды». Это название применимо и к Царь-пушке.

В России эпоха артиллерии началась в 16 веке. В начале 18 века числилось аж 9500 артиллеристов. Орудия начали отливать посредством формы, состоящей из 12 элементов, или имеющую продольный разъем. Формовали пушку в горизонтальном положении. Формовочная заготовка была деревянной, предназначенной для многократного использования. Возводились заводы, где отливали оружие, и постройки, где делали и хранили порох.

Описание

Царь-пушка – это средневековое артиллерийское орудие, а если говорить еще точнее, бомбарда. Она имеет длину 5,34 м, наружный диаметр ствола составляет 120 см, калибр орудия – 890 мм, весит оно — 39,31 т. Длина ствола составляет шесть калибров, поэтому по современной классификации Царь-пушка – это мортира.

Мастер, отливший Царь-пушку, богато украсил различными рельефами и надписями. На правой стороне дульной части орудия находится рельеф, изображающий царя Фёдора I Иоанновича, во время правления которого и был изготовлен этот дивный памятник литейного искусства. Российский самодержец изображен на коне с короной на голове, в одной руке он держит скипетр. На ствол нанесены надписи, из которых можно узнать, когда и кем была изготовлена Царь-пушка. Некоторые историки считают, что название пушки появилось именно благодаря изображению на ней царя. Хотя, скорее всего, оно связано с огромными размерами орудия.

На каждой стороне ствола расположены четыре скобы, предназначенные для транспортировки орудия.

Любопытен канал ствола Царь-пушки. Внутрь от дульного среза он имеет вид конуса, с начальным диаметром 900 мм и конечным – 825 мм. Зарядная камора также напоминает конус: ее начальный диаметр 447 мм, а конечный (тот, что у казенной части) – 467 мм. Дно каморы плоское.

История

Достоверно известно, когда была придумана Царь-пушка. Идея пришла в голову тогдашнему русскому царю, но не настоящему, а фактическому — Борису Годунову. По его задумке, Царь-пушка олицетворяла силу государства, а также была защитным символом. А еще Борис Годунов таким образом рассчитывал усилить благосклонность народа к себе.

Версий происхождения названия две. Согласно первой, пушка получило имя в честь царя Федора Ивановича, по другой, названием подчеркнут огромный размер оружия.

Технически бронзовая пушка была настоящим, готовым к бою орудием. Ее создали специально для защиты Спасских ворот и места, где переправлялись через Москву-реку.

Изготовление

По наущению Бориса Годунова царь Федор Иванович приказал в 1586 году создать Царь-пушку. Известно, кем было создано артиллерийское чудо: в истории сохранилось имя мастера-литейщика Андрея Чохова. В те годы над Москвой нависла угроза нашествия крымской Орды.

Огромную пушку приволокли на 200 лошадях на Красную площадь, где установили на Лобном месте. Поставили Царь-пушку поначалу на бревенчатый настил, спустя время решились на создание каменного. Так и стояла пушка для устрашения. Царь-пушку едва не использовали в бою, когда в 1591 году войско хана Казы II Герая подошло к Москве, но беда миновала.

Перестановки

В 18 веке пушку переставили в Кремль. Сначала она стояла перед Арсеналом, где Петр I собирал трофейное и исторически значимое оружие. В 1843 году пушку, как памятник артиллерийской истории, поставили возле Оружейной палаты, где размещались другие старинные орудия. Архитектор Брюллов разработал под Царь-пушку чугунный лафет, на который ее и водрузили.

В 1960-ом казармы, размещавшиеся на месте старой Оружейной палаты, разрушили, чтобы построить Дворец съездов. А Царь-пушку переставили к северной стене колокольни Ивана Великого.

Особенности устройства и оформление

По размеру Царь-пушка уникальна, ее невозможно отнести к конкретной категории артиллерийского орудия. Калибр соотносится с длиной ствола со значением 6: по современным меркам такое оружие считается мортирой. Но в 17 веке мортиры имели по соотношению ствола и калибра значение не больше 3,5. Настоящая пушка имеет значение минимум 40. По конструкции Царь-пушку можно назвать дробовиком.

Основное вещество в химическом составе оружия — медь, ее количество — 91,6%. Также Царь-пушка содержит: свинец, олово, мышьяк, сурьма, никель, алюминий, цинк, марганец.

Выглядит Царь-пушка парадно, помпезно. Бомбарда украшена узорами. Лафет, отлитый по чертежам голландского мастера Питера Яна де Вите, декорирован флористическими мотивами, в которые вплетен образ льва, одолевающего змею. Флористический узор продолжается на спицах колес. На правой стороне ствола можно увидеть царя Федора Ивановича, восседающего на лошади.

На Царь-пушке можно заметить фразу: «Над созданием пушки трудился пушечный литец Чохов Андрей». По бокам ствола размещены транспортировочные крепления.

Так это ведь классическая бомбарда!

Впервые бомбарды появились в конце XIV века. Название «бомбарда» произошло от латинских слов bombus (громовой звук) и arder (гореть). Первые бомбарды делались из железа и имели привинтные каморы. Так, например, в 1382 году в городе Генте (Бельгия) была изготовлена бомбарда «Бешеная Маргарита», названная так в память о графине Фландрской Маргарите Жестокой. Калибр бомбарды — 559 мм, длина ствола — 7,75 калибра (клб), а длина канала — 5 клб. Вес орудия — 11 т. «Бешеная Маргарита» стреляла каменными ядрами весом в 320 кг. Бомбарда состоит из двух слоев: внутреннего, состоящего из продольных сваренных между собой полос, и наружного — из 41 железного обруча, сваренных между собой и с внутренним слоем. Отдельная привинтная камора состоит из одного слоя сваренных между собой дисков и снабжена гнездами, куда вставлялся рычаг при ее ввинчивании и вывинчивании.

На заряжание и прицеливание больших бомбард тратилось около суток. Поэтому при осаде города Пизы в 1370 году всякий раз, как осаждающие готовились сделать выстрел, осажденные уходили на противоположный конец города. Осаждающие же, пользуясь этим, бросались на приступ.

Заряд бомбарды составлял не более 10% веса ядра. Цапф и лафетов не было. Орудия укладывались на деревянные колоды и срубы, а сзади забивались сваи или возводились кирпичные стены для упора. Первоначально угол возвышения не менялся. В XV веке начали использовать примитивные подъемные механизмы и отливать бомбарды из меди

Обратим внимание — у Царь-пушки нет цапф, с помощью которых орудию придают угол возвышения. Кроме того, у нее абсолютно гладкий задний срез казенной части, которым она, как и другие бомбарды, упиралась в каменную стенку или сруб

Стреляла ли Царь-пушка хоть раз?

По общепринятому историками мнению, Царь-пушка была создана исключительно для устрашения потенциального врага. Из нее никогда не стреляли, и стрелять не могли из-за массивности конструкции. Вероятно, сам Андрей Чохов знал, что создает пушку не для боев: таков был приказ царя. К выводу о декоративно-устрашающем значении оружия пришли реставраторы, исследовавшие пушку в 1980-е. Они заметили рельефные дефекты в стволе, да и признаков зачистки отлитого оружия не обнаружилось. Но главный признак декоративного назначения — отсутствие затравочного отверстия.

Некоторые историки полагают, что Царь-пушка все-таки стреляла. При тщательном исследовании оружия внутри нашли следы пороха.

Есть даже легенда о том, когда Царь-пушка выстрелила. Произошло это в конце правления Лжедмитрия I. Разоблаченный самозванец пытался удрать из Москвы. Но его разыскали, жестоко с ним расправились. Изуродованное тело ложного царевича закопали, а на следующее утро оно лежало у ворот богадельни. Испуганные и удивленные жители опять закопали труп еще глубже. Но на следующее утро оно снова оказалось на поверхности. Пошел слух, что самозванец проклят, земля отвергает его. Тогда тело сожгли, пепел смешали с порохом, забили в пушку, выстрелили в сторону Речи Посполитой, ведь оттуда и был прислан ложный правитель.

В 1941 году, когда немецкая армия приближалась к Москве, планировалось использовать Царь-пушку наравне с другими орудиями для отражения нападения врага.

Рядом с Царь-пушкой лежат большие ядра из чугуна. Они тоже древние, их отлили в 1835 году. Каждое ядро весит 2 тонны. Но у них сугубо декоративная функция. Использовать их для выстрелов невозможно. Если их затолкать в пушку, то при выстреле ствол разорвется. Историки считают, если Царь-пушка и стреляла, то только каменными снарядами, весящими до 1 тонны, или картечью.

Литература

  1. Гордеев Н. В.
    Царь-пушка. — М: Московский рабочий, 1969. — 56 с. — 60 000 экз.
  2. Портнов М. Э.
    Царь-пушка и Царь-колокол. — М: Московский рабочий, 1990. — 48 с. — ISBN 5-239-00778-0.
  3. Позднев А.
    Творцы отечественного оружия. — М: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1955.
  4. Лобин А. Н.
    Новые данные об орудиях «Чоховской школы» конца XVI – начала XVII веков / Ефимов С. В.. — СПб: ВИМАИВиВС, 2014. — Т. III.
  5. Захариков Г. М.
    О боевом назначении Царь-пушки. Памятники архитектуры и техники. Сборник истории естествознания и техники Академии наук СССР. — М, 1984.
  6. Шарковский Д.
    Победное оружие России. IX — XXI вв. — М: Айдиономикс, Эксмо, 2015. — 248 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-699-75291-1.
  7. Лубченков Ю. Н., Богатская И. А., Тихомирова А.
    Кремль. — М.: Белый город, 2009. — 416 с. — 10 000 экз. — ISBN 978-5-7793-1638-5.
  8. Юдаков И.
    Московский Кремль. Красная площадь. Путеводитель. — Вече, 2007. — 208 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-9533-2395-6.

Другие крупные пушки

Царь-пушка не может не вдохновлять мастеров литейного производства. Не удивительно, что в новейшее время в России и за ее пределами появились копии московской достопримечательности и похожие орудия.

В 2001 году на сделали две практически точные копии древнего оружия. Вес каждого экземпляра составляет 42 тонны, а каждое сделанное для них ядро весит почти 1,5 тонны. Материал изготовления — чугун. Одну пушку заводчане установили возле проходной ижевского завода. А второй экземпляр отправился в Донецк. Там пушку установили на улице Артема. Это был ответный жест на преподнесенный подарок — копию пальмы кузнеца Алексея Мерцалова.

В 2007 году в Йошкар-Оле на площади Оболенского-Ноготкова появилась своя Царь-пушка. Она в 2 раза меньше оригинала, украшающие пушку узоры заметно упрощены. Эта пушка стальная, снабжена 4-мя ядрами, весит вместе с ними 12 тонн. Сделали ее на Судостроительно-судоремонтном заводе имени Бутякова в Звенигово.

Пермяки тоже могут похвастаться своей копией московского оружия. Причем пермская пушка боевая, прошедшая испытания. С ее помощью произведено 300 выстрелов, вылетевшие ядра преодолевали расстояние 1,5 км. Пермскую пушку сделали не для украшения площади, изначальное ее предназначение — установка в морской части Кронштадта для защиты северных рубежей государства.

Внешний вид старинных часов

Ранее в России использовалась другая система исчисления / Фото: chrome-effect.ru

В России до прихода на трон Петра I использовалась совершенно другая система исчисления – кириллическая. В ней все числа записывались не так, как мы привыкли, а буквами. Можно было увидеть и глаголицу, но принцип аналогичный. Что же касается наших часов с башни, то здесь числа писались в два ряда: один ряд – кириллические символы, второй – арабские.

Первые часы создал Христофор Галовей / Фото: ruxpert.ru

Их создателем в 1624 г. стал Христофор Галовей, инженер из Англии. Уже в 1628 г. после пожара их пришлось реконструировать. Восстановление часов проводились и позже, причем причина была та же, что и в случае с первой реконструкцией.

Как и все такие механизмы в России, кремлевские часы жители других стран называли именно «русскими». То, какой внешний вид они имели, и в то время у многих вызывало удивление, недоумение. Что касается Галовея, то он пояснял такое решение с юмором.

Он говорил, что русские вообще особенные, поступающие нетрадиционно, как принято во всем мире, поэтому и все, что они производят, должно быть совершенно иначе сделано. Циферблат в механизме был окрашен лазоревой краской. Это являлось символом неба. Сверху была роспись золотом и серебром в виде солнца, звездочек, луны.

В первых часах двигалась не стрелка, а циферблат / Фото: yandex.ua

Привычных для нас стрелок не наблюдалось. Их заменяла неподвижная одна стрелка в верхней части циферблата. Она имитировала солнечный луч. Самое интересное, что в этом случае движущимся был именно циферблат. Он выполнял вращение вокруг этой одинокой часовой стрелки.

Первый вариант часов отличался необычным разделением на два разных по размеру сегмента, и 17 вместо 12-ти, как мы привыкли, секторов. У каждого из секторов была собственная буква и число, которое соответствовало ей. Между этими числами были «получасия» – точки.

Фроловские часы (когда-то башня называлась не Спасской, а Фроловской) того времени можно увидеть сейчас на зарисовке посла Австрии Мейерберга, сделанной в 1661 г. Спустя сорок лет после этого, после очередного пожара часы были уничтожены и не восстановлены.

Упоминание в исторических источниках

Царь-пушку подробно и живописно описывает польско-литовский гусар Самуил Мацкевич. Будучи человеком шляхетского рода, он вместе с польским гетманом и дипломатом Александром Гонсевским в 1610 году посетил Москву. В Кремле его больше всего изумила именно Царь-пушка.

В своих записках Мацкевич рассказывал, что Кремль полностью застроен домами бояр, церквями, монастырями. Ворот было четверо: одни направлены к Москве-реке, другие к Ивангороду. Фроловские ворота украшал столичный герб — «орел на шаре», как написал шляхтич. Кремль отделен от Китая-города высокой и внушительной стеной, а также глубоким рвом с каменной отделкой. На этих стенах и башнях находилось неисчислимое количество артиллерийских и осадных орудий.

Далее Мацкевич описывает Царь-пушку: «Среди рынка видел мортиру, отлитую, кажется, только для показа. Сев в нее, я на пядень не доставал головой до верхней стороны канала. А гусары наши обыкновенно влезали в это орудие по три человека, играли там в карты под запалом, который служил им окном».

Почему именно семнадцать чисел

17 секторов на циферблате были выбраны неслучайно / Фото: zhiznteatr.mirtesen.ru

Пришло время поговорить об «изюминке» этих старинных часов, которая и отвечала за их уникальность, делала механизм именно «русским». Почему не 12, а 17 секторов. На самом деле выбор именно такого их количества был неслучайным.

Каждый час дня сопровождался ударом колокола / Фото: yandex.ua

В России тогда время считалось по ночным и дневным часам. На московской широте продолжительность наиболее короткой ночи была 7 часов, а самого большого дня – 17. Именно это основоположник и отобразил на изделии.

Принцип работы был простой. После восхода солнца часовщики ставили циферблат в такое положение, чтобы стрелка была направлена на 17. Спустя час стрелка была на «1», а значит это был «первый час дня». Сопровождалось действие ударом колокола.

22 июня (наиболее длинный день) циферблат самостоятельно передвигался до сектора 17, после чего приходила ночь. Окончание ее приходилось на сектор с числом 7. Часовщики снова устанавливали вручную часы на число 17, как только появлялись первые солнечные лучи.

На смену сгоревшим старинным часам пришли привычные всем классические / Фото: yandex.ua

Чтобы можно было учесть все изменения в длительности ночи и дня на протяжении года, каждые две недели в часовые показания вносилась поправка в один час. Существует мнение, что в целях напоминания один раз в четырнадцать дней звучал специальный колокольный звон.

На смену бесследно исчезнувшим в огне часам в 1704 г. пришло уже классическое устройство со стандартным внешним видом и двенадцатью секторами. Эти часы в Амстердаме заказал Петр I. Таким образом произошло упразднение «русского» разделения счета времени, ночного и дневного. И в этом заслуга первого российского императора.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]