САТАНА — самая мощная ядерная межконтинентальная баллистическая ракета

Мощнейшая ракета на Земле на сегодня – это РС-36М или SS-18 «Сатана» (по классификации специалистов НАТО), по российской системе обозначений оружие называется «Воевода». Состоит на вооружении РВСН с конца 70-х годов и по сегодняшний день.

Это самая страшная ракета для потенциальных врагов, поскольку для нее нет недостижимой точки на Земле, и в считанные секунды ее боевой заряд сметет все живое в радиусе 500 км2. Поэтому на Западе РС-36М считается созданием дьявола. Наличие такого вооружения препятствует агрессии со стороны западных «партнеров» и служит сдерживающим фактором для развязывания глобальной войны.

История

Двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета «Сатана» разрабатывалась на базе другой ракеты Р-36, но конструкторами были произведены существенные доработки. Проектировать оружие начали в 1969 году, сборка экспериментальных образцов завершилась к концу 1975 года.

В 1970 году в конструкцию внедрили изменения, касающиеся повышения надежности основных деталей и оборудования. В середине того же года все контролирующие инстанции одобрили окончательный проект «Сатаны» и КБ «Южное» получило разрешение на выпуск модернизированных РС-36М. Последние пробные запуски произведены в конце ноября 1979 года.

Ракета «Сатана» создавалась специалистами конструкторского бюро «Южное», руководитель М.К. Янгель, а после его ухода из жизни – В.Ф. Уткин. Была спроектирована совершенно уникальная межконтинентальная ракета с улучшенными техническими параметрами.

При запусках ракет, имеющих большую массу, специалисты сталкивались с проблемой их амортизации в шахтах.

Конструкторы легендарного КБ «Спецмаш» решили применить сжатый газ для придания ускорения на старте. Подобный принцип получил название минометного старта, что было применено впервые для оружия таких размеров и веса. Применение подобной схемы существенно снижает массу боевой единицы и затраты на ее запуск.

Кроме этого, специалисты создали амортизаторы, которые давали возможность запускать и более массивные ракеты, чем «Сатана». Благодаря уникальному способу запуска, РС-36М «Воевода» опередила минимум на 30 лет все существующие в мире ракетные системы.

К разработчикам из КБ «Южное» и КБ «Спецмаш» присоединились и москвичи из КБТМ. Руководитель проекта В. Соловьев предложил маятниковую систему крепления в ШПУ. Проект был одобрен Минобщемашем и разрешен к выпуску, но принята в окончательном виде все-таки разработка «Спецмаша» с минометным способом запуска с применением усиленных амортизаторов.

Окончательный проект Р-36М включал 4 типа боеголовок:

  1. одноблочная ГЧ 15Ф171 с ББ 15Ф172 – мощность более 20 Мт;
  2. РГЧ 15Ф173 включает10 неуправляемых скоростных боевых боеголовок (ББ) 15Ф174 – мощность каждой более 0,8 Мт;
  3. ГЧ 15Ф175 с «легким» ББ 15Ф176 – мощность около 8,3 Мт;
  4. разделяющаяся головная часть 15Ф177 с шестью неуправляемыми ББ 15Ф174 и четырьмя управляемыми ББ 15Ф178.

Были и другие разработки, но до серий они не дошли.

Описание баллистической ракеты

Самая мощная в мире ракета Р-36М была принята на вооружение еще в 1975 году. В 1983 году была запущена в разработку модернизированная версия ракеты – Р-36М2, которая получила название «Воевода». Новая модель Р-36М2 считается самой могучей в мире. Ее вес достигает двухсот тонн, и это сравнимо разве что со статуей Свободы. Ракета имеет невероятную разрушительную силу: запуск одной ракетной дивизии будет иметь такие же последствия, как и тринадцать тысяч атомных бомб, аналогичных сброшенной на Хиросиму. Кроме того, самая мощная ядерная ракета будет готова к старту всего за несколько секунд даже после многих лет консервации комплекса.

Технология установки в шахту и проведение испытаний

Для проведения полноценных испытаний модернизированного ракетного комплекса в 1971 году на Байконуре была создана специальная пусковая площадка. В процессе испытаний использовался муляж ракеты, поскольку испытать подобное оружие без катастрофических последствий для окружающей среды невозможно.

Испытатели проверяли способность «Сатаны» взлететь как минимум на высоту 20 метров. Также проверялась работоспособность двигателей и своевременность их запуска. Всего было произведено 43 запуска, 36 из которых прошли успешно, но 7 раз муляж ракеты падал на землю.

Конструкторы предусмотрели революционный для нашей страны метод установки по схеме завод – старт. Он предусматривал полную сборку «Воеводы» на заводе с последующим монтажом непосредственно в шахту.

В результате сократилось время нахождения комплекса без защиты.

Основной риск оставался только на этапе доставки комплекса к месту запуска. «Сатану» привозили железнодорожным транспортом, контейнер перегружали без использования подъемного крана на специальную транспортную тележку. Посредством этой тележки она доставлялась к ШПУ и автоматически монтировалась.

Стыковку непосредственно ракеты с ее боевой частью выполняли после ее заправки. Для этого в баки заливали около 180 тонн ядовитых и довольно агрессивных веществ. После соединения частей ракеты крышу ШПУ закрывали, опечатывали и сдавали под охрану караульным ракетчикам.

Новая статистика

Первый орбитальный полет связка из ускорителя и космического корабля Starship может совершить уже в текущем году, для чего SpaceX потребуется разрешение Федерального управления гражданской авиации США. Неудачное испытание станет очередным полезным уроком для американской компании и еще одним поводом для насмешек и


недоброжелателей. Если же полет пройдет успешно, то в дальнейшем SpaceX при помощи Starship попробует запустить спутники глобальной системы Starlink.

Пока в космос отправлено менее двух тысяч таких аппаратов, тогда как всего планируется запустить минимум 12 тысяч. Можно не сомневаться, что использование возможностей Starship позволит SpaceX не только завершить развертывание Starlink в сжатые сроки, но и наработать статистику успешных стартов многоразовой транспортной системы.

Особенности конструкции

Специально для новой ракеты КБ «Энергомаш» спроектировало двигатель РД-264, состоящий из 4-х ракетных установок РД-263 с одной камерой. Он устанавливался на первую ступень «Сатаны». Вторая ступень оснащалась однокамерным маршевым двигателем РД-0228, созданным специалистами КБ Химической автоматики, руководитель А. Конопатов.

Дальнейшее производство велось на Южмаше г. Днепропетровск. Дополнительно имеется четырехкамерный рулевой двигатель. Двигательные установки работают на несимметричном диметилгидразине с азотным тетраксидном окислителем. Промежуточный поддон разделяет бак с горючим и емкость с окислителем.

Ступени разделяются по принципу газодинамики – срабатывают разрывные болты, соединяющие части ракеты, выбрасываются газы наддува топливных баков через предназначенные для этого окна.

По корпусу проведена, защищенная кожухом, сеть кабелей и пневмогидравлическая система.

За точность стрельбы отвечает цифровая вычислительная система, установленная на борту «Сатаны». Боевое оснащение отличается повышенной надежностью, точностью попадания, ядерной безопасностью при хранении, пожаробезопасностью, стойкостью к различным видам излучений.

В случае применения потенциальными противниками ядерного удара по району базирования Р-36М, теплозащитное покрытие поможет преодолеть зараженную зону, а гамма-нейтронные датчики выключат силовую установку, но двигатели останутся в рабочем состоянии. Ракета продолжит движение вне опасной зоны и поразит намеченную ранее цель. Таким образом, «Сатана» малоуязвима для ядерных сил неприятеля и систем противоракетной обороны.

Конструкторские решения улучшили такую характеристику, как точность стрельбы в три раза по сравнению с ранее созданной Р-36. Время подготовки к пуску сократилось практически в 4 раза. Защита пусковой установки была улучшена в 30 раз.

Тактико-технические характеристики

ТТХР-36М «Сатана» уникальны и до сих пор не имеют аналогов в мире. Ракета обладает отличными боевыми и техническими характеристиками. Самые значимые из них представлены в таблице.

Длина ракеты, м34,3
Диаметр, м3
Масса на старте, т211,4
Масса головной части, т8,47 – 8,73
Масса горючего, т180
Жидкое топливо I ступени, т150,2
Жидкое топливо II ступени, т37,6
Жидкое топливо ступени разведения, т2,1
Окислительазотный тетраоксид
Коэффициент энерговесового совершенства Gпг/Go, кгс/тс42.1
Максимальная дальность полета ракеты, км16000
Число ступеней2
Коэффициент полетной надежности0,974
Уровень надежности2
Продленный срок эксплуатации, лет25
Гарантийный срок службы, лет15
Температура воздуха для возможности боевого применения ракетыот -50 до +50°С
Скорость ветра для возможности боевого применения, м/сдо 25
Скорость полета ракеты, м/сдо 3120
Количество боевых боеголовок в одной ракете10
Система управленияинерциальная автономная
Тип запускаМинометный старт из ШПУ
Радиус гарантированного точного попадания в цель, м1 000

Несмотря на неоднократные попытки наших, так называемых, западных «партнеров», уничтожить или значительно уменьшить запас этих ракет в системе ядерного щита страны, «Воеводы до сих пор несут службу на рубежах России. Они будет работать на оборону страны в РВСН Российской Федерации до 2026 г.

Боевое применение

На вооружении России сегодня стоят 75 баллистических ракетных комплексов «Сатана». Ракеты заключают в себе 750 ядерных боезарядов. Всего ядерный щит РФ насчитывает больше чем 1670 боевых зарядов и половина из них – это «Сатана». Но с 2015 года часть ракет этой модификации постепенно заменяется более современными боевыми ракетными комплексами.

Боевое применение «Сатаны» не осуществлялось ни разу из-за того, что это очень мощное смертоносное оружие может нанести непоправимый ущерб экологии и человечеству в целом. Применение даже одной ракеты может привести к исчезновению, например, целого штата на территории США. В середине 80-х гг. производилась массовая замена Р-36М на усовершенствованные установки.

Вместо утилизации из-за ее дороговизны, было принято решение об их использовании для запуска искусственных спутников.

Р-36М недоступна электромагнитным импульсам, так как СУ «Воеводы» продублированы пневматическими и электронными автоматами. Для преодоления противоракетной обороны неприятеля «Сатану» оснастили ложными целями, как легкими, так и квазитяжелыми, дипольными отражателями и генераторами активных помех.

Благодаря усилиям советских ученых и конструкторов, работавших над созданием баллистического ракетного комплекса «Сатана» или «Воевода», было создано уникальнейшее и сильнейшее оружие на планете. Эти межконтинентальные ракеты являются гордостью Российских РВСН и в наше время.

Несмотря на огромные прилагаемые усилия, потенциальные противники Российской Федерации до сих пор не смогли создать ничего подобного по мощи и эффективности. России можно не опасаться за безопасность нашей Родины и ее жителей.

Грузовоз для ВВС: назад в будущее из 1960-х?

Около полувека назад американские Военно-воздушные силы вдруг осознали, что переброска десанта на ракете радикально быстрее и зачастую удобнее, чем на военно-транспортных самолетах. Последнее звучит странно, но это факт. Дело в том, что дальность военно-транспортных «Геркулесов» с большой нагрузкой на борту не так уж велика. Значит, чтобы доставить ими что-то в отдаленную часть мира, нужны промежуточные посадки. Если включить их всех в график, окажется, что доставка людей или груза за десять тысяч километров может занять не одни сутки, а ведь военные ценят максимально быструю реакцию.

Очень вероятно, что на концепцию «мгновенной» переброски сил на ракете повлияла научная фантастика того времени, а именно — «Звездный десант» Хайнлайна. Интересно, что исходное название книги — «Starship Troopers

». Сейчас его вполне можно перевести как «Десантники «Старшипов» — по крайней мере, именно Starship Илона Маска делает саму возможность быстрой переброски военных в любую точку планеты действительно реальной.


Мы не знаем, почему дизайнер ВВС США изобразил рядом со стилизованным Starship грузовики, похожие на МАЗ

Источник изображения: US Air Forces

Разумеется, тут следует учитывать целый ряд ограничений. Во-первых, Starship состоит из двух ступеней: десант сможет перебрасывать только вторая, интегрированная с кораблем. Там планируются гермообъем более 1100 кубических метров и возможность перевозить до нескольких сот человек в одном рейсе. Однако вторая ступень сама по себе из неподготовленной точки с поверхности Земли взлететь не сможет: для этого не хватит топлива.

Да, теоретически вторая ступень без полезной нагрузки, но с полной заправкой метаном и кислородом действительно может стартовать, а затем приземлиться в нужную точку. Следовательно, доставив груз или людей на удаленную американскую военную базу, заправленная верхняя часть Starship способна вернуться в США, где ее объединят с первой ступенью того же носителя. И, соответственно, будут снова использовать для перевозки грузов.

Но если на военной базе, куда случится доставка, не будет кислорода и метана, никакая вторая часть Starship оттуда вернуться уже не сможет. Создать мощности по хранению жидкого кислорода и метана не так сложно: сжиженный метан в США и так используют на повседневной основе, а жидкий кислород хранить и перевозить непринципиально сложнее. Но вот организация стартовых стволов, заправочной системы для ракеты на взлетном поле и прочих «мелких деталей» будет далеко не такой простой. Впихнуть ее в каждый Баграм на земном шаре — задача недешевая даже для американских ВВС, с их бюджетом в 200 миллиардов долларов год (три общих военных бюджета России).


Deomos (на рисунке) по сложности даже уступают обычнчейшим морским буровым «> Заправка 120-метрового Starship в отдаленных частях мира будет непременным условием его использования как военного транспортника. Однако в ней нет ничего невозможного. Платформы типа Deomos (на рисунке) по сложности даже уступают обычнчейшим морским буровым

Источник изображения: SpaceX

Во-вторых (и в главных), следует понимать, что такие перевозки можно осуществлять только вне контекста активных боевых действий с развитыми государствами. То есть, если вам надо доставить грузы в условный Афганистан, — это еще возможно, поскольку у него нет (или почти нет) работающих ПЗРК, а из ДШК образца 1946 года сбить Starship не так просто.

Но если мы говорим о ситуациях, когда возможен конфликт с Китаем или с Россией, то запуск транспорта типа Starship с российских спутников предупреждения о ракетном нападении будет выглядеть довольно сходно с, например, запуском баллистической ракеты с ядерной боеголовкой из Мексиканского залива (космодром SpaceX находится рядом с заливом). Как понять, что это — невинная переброска сил или старт ядерной войны?

Разумеется, при более частых гражданских рейсах Starship напряжение по поводу таких пусков снизится, но вряд ли они начнут ежедневные полеты в ближайший десяток лет.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]