Средневековые рыцари – история появления и забвения


Классическим символом эпохи Средневековья считается рыцарь в доспехах и оружием в руках. Становление культуры рыцарей непосредственно связано с феодальным строем. Это обусловлено тем, что рыцари часто становились феодалами, благодаря верной службе монарху, который впоследствии наделял их землей и деньгами. Ведь средневековые рыцари в первую очередь были профессиональными воинами. Во главе дружин или армий стояли рыцари, имеющие знатное происхождение.

Рыцарство – привилегия дворянства

Война в Средневековье была привилегией высшего сословия, которое получало за свою службу не только земли, но и целые деревни и города. Естественно, что рыцарь в средневековой Испании, Франции или Англии был не заинтересован в появлении рыцарей – конкурентов. Многие феодалы запрещали носить оружие не только крестьянам, но и торговцам, ремесленникам и даже чиновникам. Иногда презрение средневековых рыцарей к простолюдинам доходило до абсурда, гордые феодалы отказывались сражаться вместе с простыми пехотинцами, что нередко стоило им жизни.

Настоящий средневековый рыцарь (особенно рыцарь в средневековой Испании) должен был происходить из знатного рыцарского рода и знать свою родословную, как минимум до пятого колена. Доказательством знатного происхождения рыцарей служили фамильный герб и девиз. Титул рыцарей передавался по наследству или давался королём за военные подвиги.

Появление рыцарских сословий возникло в 8 веке у франков, когда там происходил переход от пешего народного ополчения к вассальному конному войску. Под влиянием церкви средневековая конница превратилась в элитное военное сословие, которое служило высоким идеалам. Эпоха крестовых походов окончательно превратила средневекового рыцаря в образец для подражания.

Вторая половина XV – начало XVI века

Кузнечное дело достигло таких высот, что в латные доспехи можно облачиться практически целиком. Перед боем вы облачаетесь в кирасу, к нижней части которой прикреплена железная юбка, натягиваете латные перчатки, а на голову надеваете армет – шлем в форме сферического купола с двойным забралом, защищающий лицо и шею и с боков, и спереди; в нем можно биться и в копейном, и в рукопашном бою. На армет вам пришлось изрядно потратиться – этот шлем по карману лишь обеспеченному рыцарю. Те, кто победнее, носят салады – шлемы вытянутой формы с назатыльниками.

Армет из гринвичского доспеха, сделанный для сэра Джеймса Скудамора. Todd Hoogerland / wikipedia

Шита как такового у вас нет – к чему, если вы защищены латами? На бой вы берете стальной баклер – маленький круглый кулачный щит, которым можно и парировать удары, и драться.

Коня своего вы перед битвой велите одевать в бард – латные доспехи для лошадей.

Возникновение рыцарской конницы

Первым эквивалентом рыцарей можно назвать сословие всадников в Древнем Риме. Именно они воевали на конях, часто используя качественные доспехи, но конница в римских войсках никогда не была основой войска. Конные отряды предназначались для преследования убегавших врагов, хотя тяжёлая конница аристократов могла в случае необходимости ударить по врагу.

Началом эпохи рыцарей можно считать 4-6 века, когда Римская империя пала под ударами конных кочевников. Именно сарматские всадники, использующие тяжёлые доспехи и щит, стали прототипом рыцарской конницы Европы.

Так как именно кочевники стали привилегированной кастой на территории бывшей Римской империи, именно их боевой костюм (доспехи и оружие) лежит в основе боевой амуниции, используемой рыцарями Европы. Однако так как пришельцев было достаточно мало, понадобились века, прежде чем их боевые традиции смогли распространиться в Европе.

Эдуард Черный принц (1330-1376)

Старший сын короля Эдуарда III, Принц Уэльский. Свое прозвище он получил либо из-за тяжелого характера, или из-за происхождения матери, или по цвету доспехов.

Свою славу «Черный принц» стяжал в боях. Он выиграл две ставшие классическими битвы средневековья — при Кресси и при Пуатье.

За это отец особо отметил его, сделав первым кавалером нового ордена Подвязки. Его брак на кузине, Джоанне Кентский, также добавил Эдарду рыцарской славы. Эта пара была одной из самых ярких в Европе.

8 июня 1376 года, за год до смерти отца, принц Эдуард умер, и был похоронен в Кентерберийском соборе. Английскую корону унаследовал его сын Ричард II.

Черный принц оставил след в культуре. Он является одним из героев дилогии Артура Конана Дойля о Столетней войне, персонажем романа Дюма «Бастард де Молеон».

Древние франки – первые рыцари

История появления рыцарей в том виде, в котором их представляют сейчас, тесно связана с франками. Именно здесь возникла острая необходимость в создании мобильного конного войска, так как участились случаи нападения арабов, которые захватили Испанию. Арабы, которые быстро перемещались на своих скакунах, были недоступны для пешего войска франков. К тому же крестьяне не могли нести службу в дальних регионах, поэтому Каролинги начали создавать конницу из дворян государства.

Так как корона остро нуждалась во всадниках, облачённых в доспехи, Карл Мартел и его сыновья начали раздавать церковные и коронные земли своим дружинникам, требуя от них за это несения конной военной службы. Если при Карле Великом в войне участвовало большое количество пехоты, то войны при Людовике 1 и Карле 2 проходили полностью без участия пехоты.

В 865 году каждый благородный вассал короля должен был иметь кольчужные или чешуйчатые доспехи, щит и меч. Кроме этого, оброчное население могло получить должность при дворе сеньора, неся службу в качестве легковооружённого конника. При должной сноровке и доле удачи, такой всадник мог заслужить бенефиции, перейдя после этого в тяжелую конницу. Новоявленный феодал должен был сразу приобрести рыцарские доспехи, иначе землю могли и отобрать. Так появилось новое средневековое сословие слуг, обязанных участвовать в войне вместе со своим феодалом. Лучшие слуги получали лены и становились рыцарями.

Такой переход в рыцарское сословие практиковался вплоть до 12 века, после чего указом Фридриха 1 (в Германии) рыцари стали полностью наследственным сословием. Крестьянам запрещалось носить меч, щит и копьё, а купцы должны были привязывать меч к седлу, но не опоясываться им.

Донжоны

Первые замки представляли собой невысокие деревянные круглые или прямоугольные башни — донжоны, стоявшие на возвышенностях и окружённые частоколом. Донжоны нередко строили у рек, создававших естественное препятствие на подходах к нему. Если реки не было, вокруг замка рыли ров. Каменные донжоны, более надёжные и защищённые от пожаров, стали появляться в конце X в. Но продолжалось строительство и деревянных замков, которые были дешевле и могли быть построены даже на ровном месте, на искусственно насыпанном холме. Вес тяжёлых каменных строений мог выдержать только естественный холм, что ограничивало возможность их строительства на равнинах. Особенность донжона — отсутствие входа на уровне земли. В него попадали через дверь на втором этаже, к которой вели приставные лестницы или мостки. Убрав их, защитники замка исключали неожиданность вторжения.


Деревянный замок X в.

История первых замков

Во Франции деревянные замки-донжоны стали возникать в конце IX в., когда с ослаблением власти короля государство стало распадаться на княжества, а княжества на более мелкие сеньории (герцогства, графства). Утверждая власть на своих землях, сеньор обзаводился замком. В Испании замки стали рубежами наступления Реконкисты.


У подножия Пиренейских гор высится испанский замок Лоарре, построенный в королевстве Арагон в 1070–1080 гг. для защиты от мавров.

В Англии первые укрепления — деревянные замки бурги стали строить как защиту от нападений викингов-норманнов. Но массовое строительство замков в Англии началось с нормандского завоевания. Покоряя англосаксов, нормандцы ставили замки, рыцарский гарнизон которых контролировал округу. Эти замки были не только очагами обороны на случай восстаний, но и центрами административной власти. На побережье цепь нормандских замков исключала возможность нового завоевания Англии с моря. Вокруг замков, как вокруг защитников, селились крестьяне и ремесленники — так замки нередко становились ядром новых городов.

Средневековые рыцари в разных странах Европы

В каждой европейской стране были свои особенности, касающиеся рыцарского сословия:

  1. В Германии к концу 12 века стать рыцарем было непросто. Если раньше претендент в рыцари мог доказать своё происхождение в поединке, то после издания «Саксонского зерцала» рыцарем мог считаться только тот, чей отец и дед были рыцарями. Конституция Фридриха 1 запретила крестьянам и священникам (и их потомкам) носить меч;
  2. Если говорить о французских рыцарях, то чаще всего это были богатые феодалы, так как вторым признаком знатности являлось посвящение в рыцарское сословие. Хотя война часто помогала попасть в рыцари и простым людям, им было тяжело приобрести комплект доспехов, которые в средневековом обществе стоили как годовой доход целой деревни. Негласным правилом посвящения в рыцари во Франции было наличие у претендента лена. Желающие попасть в рыцари торговцы и горожане могли купить себе земельный надел, автоматически попадая в сословие феодалов. Уже в 13 веке покупка земли людьми неблагородного происхождения была обложена огромным налогом, хотя в рыцари всё ещё можно было попасть через пожалование титула королём;
  3. Средневековую Англию постоянно раздирали внутренние войны, к тому же Англия являлась одной из главных целей для скандинавских завоевателей. Это наложило весьма значительный отпечаток на формирование рыцарского сословия Англии. Короли Генрих 3 и Эдуард 1 требовали от всех ленников обязательного посвящения в рыцари;
  4. Испанский полуостров постоянно находился в состоянии войны с арабами. Это сделало местных рыцарей самыми умелыми воинами средневековья. Многие рыцари ехали через всю Европу, в надежде помочь братьям-христианам в их бесконечных войнах с арабскими захватчиками.

Ещё во времена зарождения рыцарства, церковь оказывала огромное влияние на это сословие. Изначально в церкви рыцари давали присягу на верность своему королю, потом они присягали служить церкви. Служение церкви подразумевало собой быть справедливым и милосердным, не нарушать присягу своему королю и нести христианскую мораль язычникам.

Немного истории

Рассказы, дошедшие до современников из тех «тёмных времён», конечно, сильно упрощены, зачастую приукрашены и мало имеют общего с реальной жизнью. Рыцари, элита феодальной знати, наиболее романтизированы, легенды о них весьма популярны, но, к сожалению, вымысла в них больше, чем правды.

Феодальная раздробленность

Начало Средних веков отличалось особой жестокостью, постоянными войнами и ужасающей нищетой населения. Это был мир, где каждый феодал вынужден был с оружием в руках защищать свой замок и прилегающие к нему земли от набегов, а заодно и нападать порой на соседа с целью улучшить собственное благосостояние.

Постигая военное искусство с юных лет, землевладельцы становились боевыми профессионалами, каких принято называть рыцарями. Право сильного ставилось во главу угла, грубая сила и решительное её применение были лучшими качествами воина, о рыцарской чести и морали в первое время речи не было.

Развитие феодализма и создание армий

С развитием земледелия и ремёсел некоторые феодалы богатели, усиливали влияние в своём регионе и объединяли вокруг себя более скромные землевладения. Возникли первые государства — монархии. Владельцы присоединённых земель приносили присягу королю и обязались служить в его армии, приводя в неё вслед за собой собственные отряды лучников и пеших воинов из числа своих слуг.

Постепенно в Европе усиливалось влияние церкви, и христианская мораль играла всё более важную роль внутри европейского общества, снижая планку насилия.

Крестовые походы и рыцарские ордены

В XI веке европейцы, стремясь доказать превосходство своей религии, начали эру Крестовых походов против «неверных» нехристианских стран. Эти времена можно считать наивысшей точкой развития рыцарского служения. Под покровительством католической церкви повсеместно создавались рыцарские ордены — организации, которые имели много общего с монашескими орденами и в плане устройства, и в плане послушания. Наиболее крупными и известными были орден Тамплиеров, Тевтонский орден, Ливонский орден, Орден Алькантара и другие.

Члены орденов приносили обеты верности церкви, воздержания и бедности. Они принимали участие в Крестовых походах против язычников северных стран, а также против мусульман на Ближнем Востоке и на юге Европы, защищали странствующих в Святую землю паломников.

Изменения в конце эпохи

Многие рыцарские ордены накопили немалые богатства за счёт награбленных трофеев, а также благодаря торговле, порой ростовщичеству, и всегда жестокой эксплуатации зависимых крестьян своих землевладений. Поэтому рыцари на исходе Средних веков имели серьёзное политическое влияние в собственных государствах.

Но с ростом благосостояния и усиления власти военная составляющая жизни и служения рыцарства постепенно утрачивала значимость. Богатые феодалы платили королю откупные за право не являться на службу лично. Деньги шли на создание армии из наёмников, так стал формироваться новый класс профессиональных военных.

Рыцарскую отвагу и доблесть, искусство владения копьём и мечом рыцари позднего Средневековья стали демонстрировать на турнирах — соревнованиях всадников, которые были весьма популярны и собирали большое количество зрителей.

Воспитание настоящего рыцаря

Будущих рыцарей начинали готовить с самого детства. Обучение начиналось с 7 лет и продолжалось до 21 года, когда молодого человека официально посвящали в рыцари. Сначала мальчиков учили держаться в седле, потом – владеть оружием. Броня детям не давалась, хотя известны случаи, когда богатые феодалы заказывали уменьшенный комплект брони, которая в точности копировала доспехи взрослых рыцарей.

Кроме этого, дети знатных землевладельцев обучались:

  • Плаванию (когда мальчик становился старше, он должен был уметь плавать в полном боевом снаряжении);
  • Борьбе без оружия;
  • Изящным манерам;
  • Стратегии и тактике;
  • Искусству захвата замков.

Вскоре мальчики становились пажами при дворе короля или могущественного сеньора. Несмотря на то, что пажи щеголяли в красивых костюмах, их тренировки становились с каждым годом сложнее и изнурительнее.

Подросшие пажи поступали в услужение рыцарям в качестве оруженосцев. Их задачей было сопровождение рыцаря во всех его боевых походах. Оруженосец должен был следить за костюмом и доспехами рыцаря, носить его щиты и оружие и следить, чтобы всё было в безупречном состоянии.

Только после этого молодые люди посвящались в рыцари и получали право носить родовой герб на поле своего щита.

Так как кроме войны только охота считалась занятием, достойным рыцаря, молодых людей обучали всем премудростям этого дела.

Сид Кампеадор (1041(1057)-1099)

Настоящее имя этого прославленного рыцаря было Родриго Диас де Вивар. Это был кастильский дворянин, военный и политический деятель, национальный герой Испании, герой испанских народных преданий, поэм, романсов и драм, а также знаменитой трагедии Корнеля.

Сидом рыцаря прозвали арабы. В переводе с народного арабского «сиди» значит «мой господин». Кроме прозвания «Сид» Родриго также заслужил другое прозвище – Кампеадор, что переводится как «победитель».

Слава Родриго была выкована при короле Альфонсо. При нем Эль Сид стал главнокомандующим кастильской армией. В 1094 году Сид захватил Валенсию и стал её правителем. Все попытки Альморравидов отвоевать Валенсию кончились их поражениями в битвах при Куарте (в 1094) и Байрене (в 1097). После своей смерти в 1099 году Сид превратился в народного героя, воспетого в поэмах и песнях.

Считается, что перед последней битвой с маврами Эль Сид был смертельно ранен отравленной стрелой. Его жена облачила тело Компеадора в доспехи и усадила на коня, чтобы его армия сохранила боевой дух.

В 1919 году останки Сида и его жены доньи Химены были захоронены в Бургосском соборе. Здесь же с 2007 года находится Тисона — меч, предположительно принадлежавший Сиду.

Кодекс чести средневековых рыцарей

Среди средневековых рыцарей была чрезвычайно развита солидарность. Один из ярчайших случаев проявления такой солидарности произошёл во времена войны между франками и сарацинами. Перед битвой один из лучших рыцарей Карла Великого вызвал на поединок сарацинского рыцаря. Когда французского рыцаря обманом взяли в плен, сарацин добровольно сдался врагу, чтобы его обменяли на пленённого обманом рыцаря.

Кодекс рыцарской чести известен нам по многочисленным письменным источникам. В основе кодекса рыцаря лежит:

  1. Верность своему господину;
  2. Культ Прекрасной Дамы;
  3. Служение идеалам церкви.

Служение церкви привело к созданию рыцарских орденов. Они появились во времена крестовых походов. Рыцари в таких орденах считались монахами-крестоносцами и носили рясы поверх доспехов. Кроме этого, их щит украшался эмблемой креста.

Поиск отличий

Оружие получено — потеря его равносильна смерти. Величайший позор для германских воинов. Следующий шаг — вступление в дружину. Состязание в силе и присяга, с последующим приобретением звания от вождя. Но всё же главные критерии в отборе — это знатность и доблесть. Положение в обществе, престиж семьи, репутация и заслуги отца воина — всё это сказывается на положении новоиспечённого дружинника. Нельзя не соответствовать уровню храбрости и доблести своего вождя. Выйти из боя с потерей главы дружины — позор и непростительная вещь.


Битва римлян с германцами. Источник: pinterest.com

Как содержать такое боевое подразделение? Конечно же, хорошим жалованием и долей в грабежах, лошадьми и обильными пирами.

Вопросы в плоскости кровнородственных отношений решались в обязательном порядке. Воин никогда не манкировал честью семьи. Подобные характеристики также можно отнести к рыцарским фамилиям Средневековья.


Кавалерия Карла Великого. (medievalmuseum.ru)

Доблести настоящих рыцарей

Каждый средневековый рыцарь должен был стремиться обладать следующими качествами:

  • Мужеством в бою (настоящий рыцарь, не дрогнув, мог вступить в схватку с целой армией);
  • Верностью (подразумевается верность своему господину);
  • Щедростью;
  • Умеренностью;
  • Утончённостью в общении.

Главные рыцарские заповеди заключались в следующем:

  • Всегда стоять на защите интересов церкви;
  • Помогать слабым и обездоленным;
  • Сражаться за свою страну и короля;
  • Держать своё слово;
  • Бороться со злом во всех его проявлениях.

Естественно, что достаточно небольшой процент рыцарского сословия обладал набором таких качеств, но многие стремились именно к этому идеалу.

Три типа служения

У средневековых рыцарей были приняты обеты трёх типов: они приносили клятву служить либо Богу, либо простому народу, либо прекрасной даме. Разделение, разумеется, условно, но тем не менее означало следующее:

  1. Служение народу — обязательство защищать свои земли от врагов, а также помогать бедным. Пример — Сэр Гевэйн из легенд о короле Артуре.
  2. Служение Господу означало преданность Богу и церкви, стремление всегда выступать на стороне добра и светлых сил. Образец — сэр Персиваль.
  3. Служение даме — поклонение одной избранной женщине, и в целом галантное и трепетное отношение ко всем остальным. Яркий представитель — Сэр Ланселот.

Преклонение перед прекрасной дамой берёт начало от культа обожествления Девы Марии как пути к спасению для человека. Интересно, что трепетное отношение к Святой деве резко контрастировало в Средние века с отношением к женщинам в жизни, которое ставило их в строго подчинённое положение и считало существами третьего сорта. Если девушки знатного рода ещё как-то ценились, то среди низших сословий зачастую и вовсе считались источником зла и греха.

Оружие и тактика средневековых рыцарей

Если меч, щит и копьё всегда являлись главным оружием и защитой рыцаря, доспехи постепенно эволюционировали на протяжении столетий. Начав с кольчуг и лёгких щитов в раннем средневековье, в 14 веке защита рыцаря представляла собой полную броню и тяжёлый щит.

С развитием доспехов эволюционировало и оружие рыцарей. Мечи стали применяться для колющих ударов, что сделало их более тяжёлыми. Копья тоже стали более массивными. Только боевые секиры практически не изменились, их мощи по-прежнему хватало как для прорубания кольчуги, так и для разрубания цельного доспеха.

В бою каждого рыцаря сопровождали оруженосцы, чья задача была помогать рыцарю во время битвы. Богатые феодалы часто брали в бой свой собственный отряд, из преданных себе людей.

Удар рыцарской конницы представлял собой железный клин, сминал неподготовленного врага в мгновение ока. К сожалению, для достаточного разбега рыцарская конница нуждалась в ровной площадке, поэтому рыцарские стычки происходили на равнинах.

В мирное время рыцари тренировались на турнирах, используя затупленное оружие.

Конец XIV – первая половина XV века

Гамбезон уже не в тренде; под кольчугу вы надеваете акетон, стеганую куртку с рукавами. Она не такая длинная и толстая, ничем не набита – просто сшита из нескольких слоев ткани. Если деньги у вас водятся, ваш акетон оснащен кольчужными вставками.

Кольчуги постепенно уступают место латным доспехам – самым разнообразным. Можно использовать отдельные элементы лат – нагрудники, пластроны и плакарты (прикрывают живот), наручи (защищают предплечье), налокотники, наколенники и наголенники. А можно, изрядно потратившись, приобрести латные кирасы – панцири из металла, прикрывающие грудь и спину.

На голову вы надеваете бацинет – металлический шлем с заостренным верхом. К нему по нижнему краю прикреплена кольчужная накидка, защищающая шею, затылок и плечи, – авентайл. Бацинет – шлем относительно легкий, его могут носить даже пехотинцы. Бывают они самыми разными – с наносниками, с забралами-масками, с забралами в виде дырчатого клюва (хундсгугелями). Есть еще гранд-бацинеты – круглые шлемы с латной защитой шеи и дырчатым полусферическим забралом.


Итальянский бацинет. David Monniaux / wikipedia

Вместо довольно длинной накидки-сюрко теперь носят более короткий жупон или табар: вся Европа стремится укорачивать одежды. Щиты все еще носят небольшие.

Рыцарские замки

Так как средневековье было наполнено войнами и стычками, каждый рыцарь мечтал построить собственный замок. Постройка такой крепости требовала огромных денежных вложений. Зато готовая крепость становилась центром жизни всей местности. Именно здесь проходили ярмарки, сюда съезжались торговцы и ремесленники, которые постепенно застраивали окрестности своими домами и торговыми лавками. В случае опасности, рыцарь мог открыть ворота своего замка и приютить всех желающих за неприступными стенами.

Некоторые замки заслужили дурную славу, во времена «одичания» рыцарей, они становились настоящими разбойничьими гнёздами, откуда рыцарь-разбойник нападал на проезжающим мимо купцов.

Эпоха рыцарей закончилась вскоре после появления огнестрельного оружия. Пули с лёгкостью пробивали даже самую лучшую броню, поэтому носить тяжёлые доспехи стало нецелесообразно. Несмотря на это, рыцари навсегда остались в сердцах людей, символизируя честь и достоинство.

Бертран Дюгеклен (1320-1380)

Выдающийся военачальник Столетней войны Бертран Дегюклен в детстве был мало похож на будущего прославленного рыцаря.

По словам трубадура Кувелье из Турне, составившего жизнеописание Дюгеклена, Бертран был «самым уродливым ребенком в Ренне и Динане» – с короткими ногами, слишком широкими плечами и длинными руками, некрасивой круглой головой и смуглой «кабаньей» кожей.

На первый турнир Дегюклен попал в 1337 году, в возрасте 17 лет, а позже избрал военную карьеру – как пишет исследователь Жан Фавье, он сделал войну своим ремеслом «столь же по необходимости, сколь и по душевной склонности».

Больше всего Бертран Дюгеклен прославился своим умением брать штурмом хорошо укреплённые замки. Его небольшой отряд, поддерживаемый стрельбой лучников и арбалетчиков, штурмовал стены с помощью лестниц. Большинство замков, имевших незначительные гарнизоны, не могло противостоять подобной тактике.

После гибели Дюгеклена при осаде города Шатонеф-де-Рандон ему была оказана высшая посмертная почесть: он похоронен в усыпальнице французских королей в церкви Сен-Дени в ногах Карла V.

Бронированные гульфики защищали гениталии в бою


Фото: Andy Carvin / Flickr
Возможно, вы видели на фотографиях рыцарских доспехов вот такие забавные фаллические выступы, зачастую украшенные узорами, изображениями лиц и прочими вещами. Эта штуковина называется «гульфик», и многие считают, что она предназначалась для защиты мужского достоинства.

Но на самом деле гульфик исключительно модный аксессуар Arms and Armor — Common Misconceptions and Frequently Asked Questions , позволяющий убедить окружающих в размерах мужества рыцаря и впечатлить доверчивых дам. Практической нагрузки он не имел — гульфики и на обычные штаны пришивали.

А рыцари, которые больше заботились о безопасности, чем о моде Fashion in European Armor , надевали кольчужные юбки и набедренники без гульфиков.

Владельцев фламбергов тоже не очень любили


Двуручный меч с клинком типа «фламберг», 1550 г. Изображение: The Cleveland Museum of Art
Кстати, существует ещё один подобный миф — о том, что в плен также не брали владельцев фламбергов, мечей с волнистым клинком. Это оружие наносило ужасные раны, и его владельцев якобы настолько ненавидели, что убивали на месте. Однако это тоже неправда: этих бойцов убивали не чаще, чем остальных.

Просто фламберг получил особое распространение L. Funcken, F. Funcken. Historische Waffen und Rüstungen: Ritter und Landsknechte vom 8. bis 16. Jahrhundert уже в XVI веке во время религиозных войн между протестантами и католиками. И в них участвовали ненавидевшие друг друга швейцарские пикинёры и немецкие ландскнехты. А эти парни пленных не брали, будь он вооружён хоть фламбергом, хоть перочинным ножиком, хоть одной зубочисткой.

Шлем носить необязательно


Воины севера не носят шлемы. Кадр из сериала «Игра престолов»
Посмотрите любой «исторический» или фэнтезийный фильм либо сериал с масштабными батальными сценами. Наверняка все герои в нём будут идти в бой в более‑менее приличной броне, но при этом с непокрытыми головами. А если шлемы и будут, то только у статистов, бегающих на заднем плане, — главные персонажи и без них обойдутся.

Если по сценарию умирать ещё рано, так хоть голым в атаку — все стрелы мимо пролетят.

С точки зрения кинематографа понятно, почему Джон Сноу и Рагнар Лодброк не носят на головах защит: чтобы зрителю было легче узнать их лица на общих планах.

Но в реальном средневековом сражении им бы не поздоровилось: случайно прилетевшая в голову на излёте стрела или воткнувшийся под ухо обломок копья никому не добавит хорошего самочувствия. А шлемы и были предназначены для того, чтобы защищать от таких неприятностей.

Большинство средневековых воинов могли пойти воевать даже без кольчуги, в одной только стёганке, но шлемы не забывали. Травмы головы были одной из основных причин 1. N. Nicklisch, F. Ramsthaler. The face of war: Trauma analysis of a mass grave from the Battle of Lützen (1632) / PLOS One 2. Medieval helmets / Living History Archive гибели на поле боя. Так что без специальной шапки в сражении делать было нечего.

Мечом можно разрубить пику


Двуручный меч с контргардой, Италия, Венеция, 1570 год. Изображение: The Met Collection Взгляните на этот великолепный образец оружия XVI века. Это цвайхендер E. Oakeshott. European Weapons and Armour: From the Renaissance to the Industrial Revolution (двуручник) — длинный меч, которым пользовались ландскнехты, немецкие наёмники. Тех, кто был вооружён им, называли доппельсолднерами, или «двойными солдатами», — то есть воинами с удвоенным жалованием.
Вообще, двуручные мечи были у всех европейцев: клейморы у шотландцев, эспадоны у швейцарцев и французов, грейтсворды у англичан и так далее. Но цвайхендер — наиболее впечатляющий из них. У него широкая гарда, чтобы отражать атаки и защищать руку фехтовальщика, и изогнутая контргарда для парирования ударов.

Длина этого меча вместе с рукоятью могла достигать и двух метров, но обычно равнялась 1,4–1,8 метра.

По интернету бродит весьма популярный миф о том, для чего применялась такая махина. Якобы ландскнехты бились строем, собираясь в так называемую баталию и выставляя перед собой длинные острые пики. Если в жестокой схватке сходились два вражеских строя, в бой вступали доппельсолднеры.

Специально натренированные храбрецы шли впереди своих товарищей, на ходу расталкивая и перерубая цвайхендерами пики врагов. Это позволяло прорвать вражеский строй, смешать порядки и перебить всех. Владельцы цвайхендеров, именуемые мастерами длинного меча, рисковали больше всех, оттого и пользовались особым уважением.


Поединок на двуручных мечах, фехтбук Ганса Меделя фон Зальцбурга, 15 век. Изображение: Public Domain

Звучит круто, но это неправда. Перерубить пику и топором с размаху‑то не всегда получится, а уж мечом, да в тесном строевом бою, и подавно. Это пробовали сделать Can Swords Cut through a Spear Shaft? / Lil Mao реконструкторы и фехтовальщики. И у них ничего не вышло.

А миф появился из‑за книги П. фон Винклер. Оружие «Оружие» русского историка XIX века Павла фон Винклера. Он явно представлял себе бои на двуручниках немного неправильно.

Кстати, говорить о том, что цвайхендер может поднять только настоящий богатырь, неверно: в среднем эти махины весили всего лишь 2–3,5 килограмма. Вес отдельных экземпляров J. Clements. The Weighty Issue of Two‑Handed Greatswords / The Association for Renaissance Martial Arts достигал максимум 6,6 килограмма — таким якобы владел легендарный фризский герой Пьер Герлофс Дониа. Вот только подобное оружие в бою никогда не применялось, потому что было крайне неудобным, и служило только для парадов и церемоний.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]