Боевое применение российской «трехсотки» будет эффективным только в комплексе с другими средствами ПВО
У советско-российской зенитной ракетной системы (ЗРС) С-300П весьма своеобразный имидж. С одной стороны, не только в России, но и почти во всем мире она рассматривается как своеобразное «абсолютное оружие» наземной ПВО. С другой стороны, «трехсотка» никогда ни с кем реально не воевала. И при этом регулярно получает удары по этому своему имиджу, причем удары совершенно незаслуженные. Своеобразие «трехсотых» (и родственных им «четырехсотых») проблем рассматривалось в статьях «Почему не стрелял С-400» («НВО», 01.06.18) и «Войска мирного неба» («НВО», 23.11.18). Но приходится обращаться к ним снова.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ
С-300П в своих ранних модификациях ПТ и ПС создавалась как составная часть мощнейшей системы ПВО СССР.
В рамках этой системы она рассматривалась как ЗРС средней дальности и являлась, по сути, третьим эшелоном ПВО после истребительной авиации и ЗРС большой дальности С-200.
Ее задачей было уничтожение баллистических (кроме межконтинентальных) и крылатых ракет, а также «дострел» самолетов противника, преодолевших первые два эшелона. «За спиной» С-300 был четвертый эшелон в лице зенитного ракетного комплекса (ЗРК) С-125.
При этом в составе ПВО имелись еще и радиотехнические войска (РТВ), которые обеспечивали постоянное наблюдение за воздушным пространством по всему периметру границ страны.
Именно РТВ при необходимости должны были поднять по тревоге истребительную авиацию и зенитно-ракетные войска (ЗРВ), заодно обеспечив их целеуказанием.
Недостатками С-300 являлись низкий темп перезаряжания пусковых установок (ПУ), наличие большой мертвой воронки вокруг ПУ, то есть дивизионов в целом (внутри этой воронки цель не может быть поражена), невозможность работы РЛС в постоянном режиме. Как и все ЗРС средней и большой дальности, «трехсотка» оказалась достаточно громоздкой и не очень мобильной (С-300ПТ была, по сути, вообще стационарной, правда, сейчас эта модификация осталась только в ПВО Украины).
Сейчас в различных, скажем так, гражданских СМИ очень любят рисовать на картах вокруг позиций средств ПВО кружочки радиусом, соответствующим дальности поражения данных ЗРС или ЗРК (эта дальность вычитана из Википедии). При этом как бы подразумевается, что внутри этого кружочка ЗРК/ЗРС должны автоматически и непрерывно сметать с неба все, что летает, как в компьютерной игре. А если не сметает (или сметает не все), то это плохой ЗРК (плохая ЗРС). Учитывать неизживаемые недостатки, присущие средствам наземной ПВО, никто при этом не собирается. А между тем таковых хватает.
Во-первых, никакие ЗРК и ЗРС не могут сбить больше целей, чем имеют боеготовых зенитных управляемых ракет (ЗУР).
Во-вторых, Земля не плоская, а почти шарообразная. Это не имеет значения лишь для ЗРК малой дальности. Для остальных возникает проблема радиогоризонта. Та самая дальность поражения, которая написана в Википедии, относится к целям, летящим на средних и больших высотах. Низколетящие цели появляются из-за радиогоризонта на гораздо меньших дальностях, чем максимальная, причем даже в том случае, если местность почти идеально плоская (степь, пустыня, море). Если же у местности сложный рельеф, то дальность обнаружения и соответственно поражения низколетящих целей становится совсем незначительной. Видеть сквозь твердые тела РЛС не могут и никогда не смогут. Соответственно ответ на вопрос Владимира Высоцкого «и можно ли раздвинуть горизонты?» в данном случае является отрицательным. Правда, в той же «трехсотке» РЛС поднимают на 40-метровые вышки, но это отодвигает радиогоризонт всего на несколько километров.
В-третьих, для любых ЗРК и ЗРС существует еще и фактор курсового параметра. Этот параметр определяется как длина перпендикуляра, опущенного из точки стояния ЗРК на траекторию цели (или на касательную к этой траектории). Если цель идет прямо на ЗРК, курсовой параметр равен нулю. Чем больше его значение, тем сложнее поразить цель. То есть если цель идет мимо ЗРК (ЗРС) на большом удалении от них, то поразить ее не удастся, даже если она формально зайдет на некоторое время в зону поражения, пролетев по краю этой зоны. Если цель идет мимо ЗРК (ЗРС) не просто с большим курсовым параметром, но еще и на малой высоте, то она может оказаться глубоко в формальной зоне поражения, но тем не менее не будет даже обнаружена, а тем более – поражена. Это относится к любым ЗРК и ЗРС, именно поэтому журналистские кружочки абсолютно бессмысленны и не имеют никакого отношения к реальной ситуации.
Наконец, любая наземная ПВО всегда по определению пассивна, инициативой всегда владеет противник. Это тоже неизживаемый недостаток, о котором уж совсем никто никогда не вспоминает.
Главная опасность — внезапность
Исторический опыт учит тому, что серьезный вооруженный конфликт, как правило, начинается с массированного воздушного удара. В наше время это понятие включает действия штурмовой и бомбардировочной авиаций в совокупности с ракетным обстрелом жизненно важных для обороны объектов (систем управления, связи, энергообеспечения, мест скопления живой силы и техники, промышленных и транспортных узлов). Внезапность удара приводит в случае успеха к тому, что перестает действовать система противовоздушной обороны, как следствие — разрушается потенциал атакуемой страны (как экономический, так и военный). Комплекс С-300 способен оперативно реагировать на возникающие угрозы благодаря высокому быстродействию систем обнаружения и наведения, нивелируя фактор внезапности. 48Н6, ракета, составляющая основу огневой мощи системы, обладает уникальными летными характеристиками и большой мощностью заряда.
ЮГОСЛАВСКИЕ СТЕНАНИЯ
Поскольку С-300П была задумана как составная часть системы ПВО страны, то внутри этой системы все перечисленные недостатки более или менее нивелировались. Ее РЛС не нужно было постоянно работать, для этого существовали РТВ, они же должны были обнаруживать низколетящие цели и выдавать по ним предварительное целеуказание. Низкая скорость перезарядки компенсировалась наличием большого числа готовых к пуску ЗУР, большая мертвая воронка – взаимным прикрытием друг друга дивизионами одного полка. Кроме того, страховали друг друга разные полки, а также другие средства ПВО. Но когда «трехсотку» стали «выдергивать из контекста» и делать «самостоятельной величиной» (да еще и в урезанных вариантах – в полку по одному-два дивизиона, по 4–8 ПУ в каждом вместо трех–пяти дивизионов по 12 ПУ), то недостатки стали неизбежно проявляться.
В первый раз это случилось в связи с агрессией НАТО против Югославии весной 1999 года. Тогда поднялся над Русью вой патриотической общественности: «Почему мы не отправляем в Югославию С-300?!» Что интересно, отголоски этого воя слышны до сих пор, хотя за 20 лет можно же было хоть что-то понять.
С-300П в любой модификации состоит из множества многотонных многометровых машин. Поэтому ее крайне сложно перебрасывать по воздуху даже в спокойных условиях: в Ан-124 «Руслан» влезает одновременно не более двух машин из состава «трехсотки», поэтому для переброски хотя бы одного дивизиона надо много «Русланов» или много времени. А любые другие транспортные самолеты российских Воздушно-космических сил здесь просто бесполезны. В условиях полного господства в воздухе авиации НАТО, которая была способна просто вывести из строя взлетно-посадочные полосы (ВВП) любого югославского аэродрома, подобная операция была принципиально нереализуема.
Можно было перевезти С-300 по морю. Правда, это довольно медленно, потому что далеко. К тому времени, как российские суда с «трехсоткой» достигли бы югославских портов, натовцы уже более или менее все разбомбили бы. И даже если бы российские суда дошли до югославских (черногорских) портов и ВМС НАТО их пропустили бы, на этом эпопея и завершилась бы. Многотонные многометровые машины, не имеющие никакой конструктивной защиты и никакого собственного оборонительного вооружения, были бы уничтожены натовской авиацией прямо в порту. Или в крайнем случае на марше в направлении района развертывания. Никаких шансов до этого района дойти, там развернуться и привести себя в состояние боевой готовности у «трехсотки» не было даже теоретически. Просто потому, что Югославия не имела полноценной ПВО, чтобы все эти операции прикрыть.
По этой же самой причине С-300П оказалась бы практически бесполезной, если бы несколько ее дивизионов (два-три полка, больше просто не могло быть) появились бы в Югославии до начала натовской агрессии (в политическом плане вопрос о том, почему они там не появились до начала агрессии, нужно адресовать покойному Милошевичу, а не покойному же Ельцину). Остальная ПВО Югославии была слишком слаба и примитивна, поэтому С-300П становилась некой «вещью в себе», не имеющей подстраховки ни «сверху» (от истребителей), ни «снизу» (от других ЗРК). И для ее подавления американцам просто понадобилось бы несколько десятков дополнительных «Томагавков». Даже при идеальной работе расчетов «трехсотка» истратила бы все ЗУР на уничтожение этих «Томагавков», а перезарядиться ей никто шанса не предоставил бы. Но патриотическая общественность подвывает и сейчас, совершенно всего этого не понимая.
Модификация «ПС»
Ракетный комплекс С-300ПС создавался в московском КБ «Факел» под руководством академика А. Ф. Уткина, после его смерти работы продолжил Н. А.Трофимов. Общий замысел учитывал опыт самых серьезных войн второй половины XX века, произошедших в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке. Главными требованиями к новой технике, помимо высокой эффективности поражения воздушных целей, стали мобильность и малое время предстартовой подготовки. Практика показала, что зенитчики, отстрелявшись, должны срочно покинуть «засвеченный» боевой район во избежание ответного удара, которым противник стремится уничтожить батарею, при этом счет идет на минуты. Время оперативного развертывания и свертывания составило всего пять минут. Этого удалось достичь благодаря высокой степени автоматизации процессов подготовки к ведению огня. Модификация «ПС» была вооружена ракетами 5В55Р.
КИПРСКИЙ КОНТРАКТ
Практически одновременно совсем близко от Югославии развернулась другая эпопея, связанная с «трехсоткой»: Россия решила продать ее Кипру. Притом что ПВО этой страны на тот момент даже и до югославского уровня было очень далеко. На ее вооружении имелось лишь три батареи (12 ПУ) итальянского ЗРК малой дальности «Аспид», полсотни советских и французских ПЗРК «Стрела-2» и «Мистраль» и некоторое количество швейцарских малокалиберных зенитных орудий. Истребители киприотам даже не снились (и сейчас не снятся).
Приобретение Никосией С-300 создавало ситуацию, описываемую известной фразой «Без штанов, но в шляпе». Фактически «трехсотка» с Кипра могла бы теоретически сбивать самолеты над территорией его главного врага – Турции. Анкара официально заявила, что уничтожит С-300 сразу после того, как та будет развернута на Кипре. И действительно сделала бы это – потому что в данной ситуации «трехсотка» оказалась бы еще большей «вещью в себе», чем в Югославии.
Поскольку никаких РТВ у Кипра никогда не было, турки скорее всего нанесли бы удар безнаказанно, поскольку С-300 даже не успела бы включиться. Но даже если каким-то образом ее удалось бы привести в боевую готовность, Турция просто пожертвовала бы несколькими старыми F-4 и F-5. «Трехсотка» истратила бы на них ЗУР, после чего была бы безнаказанно уничтожена турецкими F-16. Антиреклама для С-300 была бы колоссальной, никого бы не интересовало, что ЗРС просто поставили в такие условия. В итоге «трехсотку» забрали греки (члены НАТО), развернув ее у себя на Крите (потом на них очень хорошо потренировались ВВС США и Израиля), а Кипру вместо этого отдали шесть ЗРК малой дальности «Тор-М1».
Теперь совсем недалеко от Кипра проходит еще одна эпопея С-300 – сирийская.
Что произошло с Ил-20
На борту сбитого 17 сентября сирийской ПВО российского разведывательного Ил-20 находились 15 российских военных. Все они погибли.
По версии Минобороны России, четыре израильских самолета F-16, которые наносили удар по военным объектам сирийцев в провинции Латакия, «прикрылись» российским Ил-20 от средств ПВО Сирии. При этом представители ВВС Израиля связались по горячей линии с командованием российской группировки войск якобы только за одну минуту до начала ударов и заявили о намерении нанести удары на севере Сирии, хотя на самом деле атаковали на западе. Все это не позволило вывести Ил-20 в безопасное место и сделало его мишенью, убеждена российская сторона.
По данным газеты Haaretz, до инцидента с самолетом представители российской стороны указывали на то, что регулярные обстрелы израильскими ВВС объектов в Сирии ослабляют режим президента Башара Асада и вредят его попыткам завершить войну.
Экспортные возможности
Мало какой военно-технический образец пользуется такой популярностью в иностранной прессе, как ракетный комплекс С-300. Фото этой системы публикуется часто. Она упоминается в связи с событиями то в Сирии, то в Иране. Руководство этих и многих других стран высказало намерение приобрести российские оборонные системы, чтобы обеспечить безопасность своего воздушного пространства. Мотивация вполне ясна, пример некоторых государств, не позаботившихся своевременно о модернизации своих ПВО и ставших жертвами авианалетов, служит серьезным стимулом. Надежным прикрытием от нежелательных полетов может стать комплекс С-300, фото которого стало своеобразным «пугалом» для летчиков ВВС тех стран, которые привыкли бомбить суверенные державы безнаказанно.
Рассуждать о том, насколько хорош этот комплекс, в настоящее время можно главным образом умозрительно. Проверять на практике его боевые возможности пока что охотников не нашлось.
Мобильность
У систем С-300ПМ и С-300СМ разные шасси. Для более поздней модификации разработана мобильная пусковая установка высокой проходимости (ПУ 5П85СМ) на базе МАЗ-543М. Качающаяся часть для четырех контейнеров (ТПК) в вертикальном положении упирает их заднюю часть в грунт, после чего производится пуск ракеты.
В машине смонтирована также различная аппаратура: предстартовой подготовки, управления приводами, электросхемы питания стартовых систем ракет с волноводным интерфейсом и многое другое. Связь с кабиной, из которой производится управление, построена на кодированном радиоканале.
Источником электроснабжения всех подсистем служит автономное устройство 5С18М, энергия вырабатывается газотурбинным агрегатом. В случае выхода его из строя запитать ПУ можно от любой другой пусковой установки, для этого предусмотрена резервная кабельная связь длиной в 60 м на разматываемой катушке.
В водительской кабине есть инфракрасная система ночного видения для вождения машины в ночное время с выключенными фарами. Места управляющего стрельбой персонала комфортны, созданы условия для длительных дежурств на боевых позициях.
Пробные пробеги транспортных средств показали, что ракетный комплекс С-300 может перемещаться на большие расстояния в разных климатических зонах без ущерба для боеспособности.
«Глаза» комплекса
РЛС 30Н6Е многофункциональна, что означает, что помимо антенн на одном с ними шасси присутствует и аппаратный контейнер. Излучатели выполнены по принципу фазированных решеток, управление лучом цифровое. Пост для увеличения дальности обнаружения цели и понижения минимального горизонта видимости может подниматься на специальной вышке. Особенно это важно, когда разворачивать систему ПВО необходимо в горах или среди леса. Надежность обнаружения цели гарантируется встроенным каналом получения информации об оперативной воздушной обстановке. Для поиска целей, следующих на больших и средних высотах, применяется локатор 64Н6Е. Низколетящие объекты фиксирует 76Н6, защищенный от искажений, вызванных отраженными сигналами. И, наконец, многофункциональный радиолокатор 30Н6Е ищет и подсвечивает цели во всем диапазоне, наводя на них ракеты.