Пять самых смертоносных крылатых ракет России: видео


КРЫЛА́ТАЯ РАКЕ́ТА

Рис. 1. Крылатая ракета, выполненная по самолётной схеме.

Рис. 2. Пуск (а) крылатой ракеты класса «воздух – поверхность» и схема траектории её полёта (б): 1 – низковысотная часть траектории; 2 – траектория у цели.

Рис. 3. Схема противокорабельной крылатой ракеты Х-35: 1 – головка самонаведения; 2 – боевая часть; 3 – система автоматической самоликвидации; 4 – инерциальная система управлен…

КРЫЛА́ТАЯ РАКЕ́ТА (КР), ат­мо­сфер­ный бес­пи­лот­ный ле­та­тель­ный ап­па­рат, ос­на­щён­ный крыль­я­ми, дви­га­те­лем (ре­ак­тив­ным или ра­кет­ным), си­сте­мой на­ве­де­ния на цель; пред­наз­на­чен для вы­со­ко­точ­но­го по­ра­же­ния на­зем­ных и мор­ских це­лей. КР мо­гут раз­ме­щать­ся как на ста­цио­нар­ных, так и на под­виж­ных ПУ (на­зем­но­го, возд. и мор. ба­зи­ро­ва­ния). Осн. от­ли­чит. осо­бен­но­сти КР: вы­со­кие аэ­ро­ди­на­мич. ха­рак­те­ри­сти­ки; ма­нёв­рен­ность; воз­мож­ность за­да­вать про­из­воль­ный курс и дви­же­ние на ма­лой вы­со­те вдоль из­ги­бов рель­е­фа, что за­труд­ня­ет их об­на­ру­же­ние сис­те­ма­ми ПВО про­тив­ни­ка; вы­со­ко­точ­ное по­ра­же­ние це­лей [кру­го­вое ве­ро­ят­ное от­кло­не­ние (КВО) совр. КР не пре­вы­ша­ет 10 м]; воз­мож­ность при не­об­хо­ди­мо­сти кор­рек­ти­ро­вать про­грамм­ную тра­ек­то­рию по­лё­та с по­мо­щью бор­то­вых ком­пь­ю­те­ра и сис­те­мы ав­то­ма­тич. управ­ле­ния (БСАУ). В за­ви­си­мо­сти от вза­им­но­го рас­по­ло­же­ния не­су­щих и уп­рав­ляю­щих по­верх­но­стей КР мо­жет иметь са­мо­лёт­ную или ра­кет­ную аэро­ди­на­мич. схе­му. Поэ­то­му в ши­ро­ком зна­че­нии к КР от­но­сят­ся поч­ти все ти­пы уп­рав­ляе­мых ра­кет (авиац., зе­нит­ные, про­ти­во­ко­ра­бель­ные и про­ти­во­тан­ко­вые). В уз­ком зна­че­нии под КР по­ни­ма­ют ра­ке­ты, вы­пол­нен­ные по са­мо­лёт­ной схе­ме (рис. 1). КР под­раз­де­ля­ют­ся: по дальности стрель­бы и характеру решаемых задач – на такти­чес­кие (до 150 км), опе­ра­тив­но-так­ти­чес­кие (150–1500 км) и стра­те­ги­чес­кие (св. 1500 км); по ско­ро­сти по­лё­та – на зву­ко­вые и сверх­зву­ко­вые; по ти­пу ба­зи­ро­ва­ния – на­зем­но­го, воз­душ­но­го, мор­ско­го (над­вод­но­го и под­вод­но­го); по ти­пу бое­вой час­ти (БЧ) – ядер­ные и обыч­ные (фу­гас­ные, кас­сет­ные и др.); по бое­во­му на­зна­че­нию – клас­сов «воз­дух – по­верх­ность» (рис. 2) и «по­верх­ность – по­верх­ность».

КР со­сто­ит из кор­пу­са (фю­зе­ля­жа) с не­су­щи­ми и уп­рав­ляю­щи­ми по­верх­но­стя­ми (кры­ло, ру­ли, ста­би­ли­за­то­ры и др.), дви­га­те­ля, ус­та­нов­ки, бор­то­вой ап­па­ра­ту­ры уп­рав­ле­ния и БЧ. КР име­ет свар­ной ме­тал­ли­че­ский или вы­пол­нен­ный из ком­по­зиц. ма­те­риа­лов кор­пус, б. ч. внутр. объ­ё­ма ко­то­ро­го пред­став­ля­ет со­бой бак для то­п­ли­ва. До пус­ка ра­ке­ты кры­лья на­хо­дят­ся в сло­жен­ном со­стоя­нии и рас­кры­ва­ют­ся по­сле сра­ба­ты­ва­ния ка­та­пульт­но­го пус­ко­во­го уст­рой­ст­ва. Дви­га­тель­ная ус­та­нов­ка КР на­зем­но­го и мор. ба­зи­ро­ва­ния со­сто­ит из стар­то­во­го ус­ко­ри­те­ля и мар­ше­во­го дви­га­те­ля. В ка­чест­ве пос­лед­не­го мо­жет ис­поль­зо­вать­ся как ра­кет­ный (жид­кост­ный или твер­до­топ­лив­ный), так и воз­душ­но-ре­ак­тив­ный дви­га­тель. Стар­то­вый ус­ко­ри­тель пред­став­ля­ет со­бой, как пра­ви­ло, ре­ак­тив­ный твер­до­топ­лив­ный дви­га­тель (у КР возд. ба­зи­ро­ва­ния от­сут­ству­ет). Дви­га­тель име­ет ав­то­ма­тич. элек­трон­но-гид­рав­лич. сис­те­му управ­ле­ния, обес­пе­чи­ваю­щую из­ме­не­ние его ре­жи­мов и ре­гу­ли­ров­ку тя­ги в про­цес­се по­лё­та ра­ке­ты. Ба­зо­вый со­став ап­па­ра­ту­ры совр. КР вклю­ча­ет: сис­те­му инер­ци­аль­ной на­ви­га­ции; вы­со­то­ме­ры; сис­те­мы мар­шрут­ной кор­рек­ции (в т. ч. с по­мо­щью гло­баль­ной спут­ни­ко­вой сис­те­мы на­ви­га­ции); го­лов­ку са­мо­на­ве­де­ния; сис­те­му ав­то­ма­тич. са­мо­ли­к­ви­да­ции; сис­те­му об­ме­на ин­фор­ма­ци­ей ме­ж­ду ра­ке­та­ми зал­па; бор­то­вой ком­пь­ю­тер; по­ми­мо функ­ции ав­то­пи­ло­та, в БСАУ так­же за­ло­же­на воз­мож­ность вы­пол­не­ния ра­ке­той ма­нёв­ров для про­ти­во­дей­ст­вия пе­ре­хва­ту. Ти­по­вая схе­ма КР пред­став­ле­на на рис. 3.

На перспек­тив­ность это­го ору­жия об­ра­тил вни­ма­ние С. П. Ко­ро­лёв, раз­ра­бо­тав­ший в 1932–38 се­рию экс­пе­рим. КР (217/I, 217/II и др.); бы­ли про­ве­де­ны на­зем­ные и лёт­ные ис­пы­та­ния, под­твер­див­шие про­ект­ные ха­рак­те­ри­сти­ки, од­на­ко ав­то­пи­лот ока­зал­ся не­спо­соб­ным обес­пе­чи­вать долж­ную ста­би­ли­за­цию по­лё­та. Пер­вые КР (их на­зы­ва­ли бес­пи­лот­ны­ми са­мо­лё­та­ми-сна­ря­да­ми) Фау-1 бы­ли раз­ра­бо­та­ны и при­ме­не­ны Гер­ма­ни­ей в кон. 2-й ми­ро­вой вой­ны (опыт­ный об­ра­зец ис­пы­тан в дек. 1942, пер­вое бое­вое при­ме­не­ние – в ию­не 1944). В СССР с 1943 на бом­бар­ди­ров­щи­ках Пе-8, а за­тем Ту-2 про­хо­ди­ли ис­пы­та­ния КР 10Х, од­на­ко бое­во­го при­ме­не­ния в вой­не она не по­лу­чи­ла. В 1950–60-х гг. в СССР (тер­мин «КР» в СССР вве­дён в 1959) и США соз­дан це­лый ряд КР. Сре­ди них: в СССР – КС-1 «Ко­ме­та» (пер­вый в СССР са­мо­лёт-сна­ряд с на­ве­де­ни­ем; пуск в 1952), П-15, Х-20, КСР-11, Х-66 и др.; в США – «Ма­та­дор», «Ре­гу­лус-1», «Ха­унд-Дог» и др. КР это­го по­ко­ле­ния не на­шли ши­ро­ко­го при­ме­не­ния, т. к. бы­ли тя­жё­лы­ми и гро­мозд­ки­ми (стар­то­вая мас­са 5,5–27 т, дли­на 10–20 м, диа­метр кор­пу­са 1,3–1,5 м), кро­ме то­го, от­сут­ст­во­ва­ла эф­фек­тив­ная сис­те­ма на­ве­де­ния. Пер­вой КР с под­вод­ным стар­том ста­ла сов. са­мо­на­во­дя­щая­ся КР «Аме­тист» (1968). Воз­ро­ж­де­ние ин­те­ре­са к КР в 1970-х гг. и соз­да­ние КР но­во­го по­ко­ле­ния обу­слов­ле­но тех­нич. до­с­ти­же­ния­ми, по­зво­лив­ши­ми су­ще­ст­вен­но по­вы­сить точ­ность на­ве­де­ния, умень­шить га­ба­рит­ные раз­ме­ры и раз­мес­тить их на под­виж­ных пус­ко­вых плат­фор­мах. Од­ной из са­мых мас­со­вых за­ру­беж­ных КР яв­ля­ет­ся «То­ма­гавк» (США). Эта ра­ке­та на­ча­ла по­сту­пать на воо­ру­же­ние с 1981 в нес­коль­ких ва­ри­ан­тах: стра­те­ги­чес­кая на­зем­но­го (BGM-109 G) и мор­ско­го (BGM-109 A) ба­зи­ро­ва­ния с ядер­ной БЧ (име­ет­ся ана­ло­гич­ная авиац. КР AGM-86 B); опе­ра­тив­но-так­ти­чес­кая мор. ба­зи­ро­ва­ния BGM-109 C и BGM-109 D, со­от­вет­ст­вен­но с по­лу­бро­не­бой­ной и кас­сет­ной БЧ; так­ти­чес­кая мор. ба­зи­ро­ва­ния BGM-109 B с фу­гас­ной БЧ. К совр. отеч. стра­те­гич. КР от­но­сят­ся Х-55 (возд. ба­зи­ро­ва­ния) и «Гра­нит» (мор. ба­зи­ро­ва­ния).

Осн. лёт­но-тех­нич. ха­рак­те­ри­сти­ки не­ко­то­рых КР РФ и США пред­став­ле­ны в таб­ли­це.

Основные лётно-технические характеристики некоторых крылатых ракет

ТипКлассНазначениеДлина, мДиаметр корпуса, мРазмах крыла, мСтартовая масса, кгМасса боевой части, кгДальность полёта, кмСкорость полёта, м/сВысота на низковысотной траектории – у цели, м
Х-35 (РФ) дозвуковаяМалой дальности, универсальнаяПротивокорабельные3,750,421,17480–6001455–130145–30010–3
«Москит» (РФ) сверхзвуковая, самонаводящаясяМалой дальности, универсальнаяПротивокорабельная (обнаруживается за 3-4 с до поражения цели)9,3850,762,13950–450032010–250до 80020–7
Оникс (РФ) сверхзвуковаяСредней дальности, универсальнаяПротивокорабельная6,10,71,72500200 – 250до 300до 80015 – 5
3М-54Э (РФ) сверхзвуковаяСредней дальности, «воздух – поверхность»Противокорабельная8,220,5143,0–3,32275200до 320220 –99020 –5
Х-55 (РФ) дозвуковаяБольшой дальности, «воздух – поверхность»Стратегическая5,880,5563,113004102500260110-40
AGM-86 ALCM (Air-Launched Cruise Missile, США)Большой дальности, «воздух — поверхность»Стратегическая6,320,623,6614509002700220-334100-20
«Томогавк» (BGM-109 «Tomahawk», США). Модификации: А, B, C, D, EБольшой дальности, универсальныеA, C, D – (для уничтожения подземных пусковых установок), B, E – тактические (для уничтожения надводных кораблей)6,250,522,621450 –15001202500 (BGM-109A); 900 –1250 (BGM-109C/D)232-334100-20

При раз­ра­бот­ке КР но­во­го по­ко­ле­ния боль­шое вни­ма­ние уде­ля­ет­ся соз­да­нию сис­тем управ­ле­ния КР боль­шой даль­но­сти, обес­пе­чи­ваю­щих КВО 3–10 м при мас­се ап­па­ра­ту­ры до 100 кг. Сни­же­ние за­мет­но­сти КР обес­пе­чи­ва­ет­ся вы­бо­ром ма­ло­от­ра­жаю­щих гео­мет­рич. форм, при­ме­не­ни­ем ра­дио­по­гло­щаю­щих ма­те­риа­лов и по­кры­тий, спец. уст­ройств сни­же­ния эф­фек­тив­ной по­верх­но­сти рас­сея­ния, ан­тен­ных уст­ройств и воз­ду­хо­за­бор­ни­ков. Из обыч­ных БЧ, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся на вы­со­ко­точ­ных КР для по­ра­же­ния разл. це­лей, ши­ро­кое при­ме­не­ние по­лу­ча­ют мно­го­фак­тор­ные БЧ (фу­гас­но-ку­му­ля­тив­ные с про­ни­каю­щим эф­фек­том) мас­сой 250–350 кг. Но­вей­шие дос­ти­же­ния в об­лас­ти мик­ро­элек­тро­ни­ки, дви­га­тель­ных ус­та­но­вок, вы­со­ко­эф­фек­тив­ных ви­дов то­п­ли­ва и кон­ст­рук­ци­он­ных ма­те­риа­лов обес­пе­чи­ва­ют раз­ра­бот­ки сверх­зву­ко­вых вы­со­ко­точ­ных, ма­ло­за­мет­ных ра­кет даль­но­стью до 3500 км, мас­сой не бо­лее 1500 кг.

Отличия гиперзвукового обтекания

Но почему гиперзвуковую область разграничили со сверхзвуковой? Чем она отличается от сверхзвука и почему границу провели именно по пятикратной скорости звука, по М = 5? Граница эта имеет физический смысл, потому что за ней обтекание становится другим.

В сверхзвуковом полете

набегающий поток частично тормозится аппаратом, сжимаясь об него и уплотняясь. Сжатие повышает температуру воздуха, и чем оно сильнее, тем горячее сжатый воздух. Сильнее всего поток тормозится на частях аппарата, встречающих воздух. Поэтому передние кромки крыльев, стабилизаторов и киля, другие выступающие в поток части нагреваются до нескольких сотен градусов, например до 330°С при М = 3. Сверхзвуковой удар об препятствие словно дробит большую сверхзвуковую скорость на мириады крошечных движений молекул, мелких и разнонаправленных. Столь тонкодисперсный помол движения переводит кинетическую энергию во внутреннюю, делая теплом. Прибавка движения молекул становится нагревом, повышая температуру. Но этот нагрев никак не отражается в самих молекулах воздуха, летящих простыми точками и сталкивающихся между собой с растущей силой.

Рост скорости
потока
усиливает удары молекул. При М = 5 столкновения отзываются в самих молекулах. Два атома в молекулах основных газов воздуха, азота и кислорода, начинают резонировать ударам и колебаться, сближаясь и расходясь. Это новое, колебательное движение, забравшееся внутрь молекулы. Огромная скорость гиперзвукового потока усиливает удар о препятствие и его размол, дробя кинетическую энергию до трансформации в еще более мелкие формы движения — внутримолекулярные. Они добавляют молекуле свою энергию вместе с начинающей проявляться энергией еще одного нового движения — вращения молекул. Эти новшества идут добавками к теплоемкости газа, запасая все больше тепла и повышая энергичность процессов.

Накачка энергией

ослабляет связи атомов, удаляющихся друг от друга в колебаниях все больше, и молекулы начинают распадаться. Свободные атомы вступают в новые соединения — текут химические реакции. Они множатся, подпитываясь энергией потока и каталитическими эффектами материалов аппарата. Атомы теряют электроны, возникает плазма, растет ее концентрация. Ударная волна от носовой части и передних кромок наклоняется все сильнее и ложится на корпус, обтягивая весь летательный аппарат. Волна сливается с поверхностным слоем, образуя единый вязкий ударный пограничный слой. Переставший быть идеальным газ течет каскадами неравновесных состояний, с высокочастотными волнами неустойчивости и другими усложнениями. Для адекватного описания происходящего требуются емкие математические построения и сотни специфических переменных. Их значения меняются все сразу, одновременно с температурами, давлениями и концентрациями, энергиями и балансами реакций и множеством других факторов. Все это обильно сдобрено излучением и поглощением в диапазоне от теплового до ультрафиолета и ярко светит с поверхности аппарата, разительно отличаясь от простого сверхзвукового сжатия и нагрева.

Полутонный перфоратор

В Сирии российская авиация применяет в основном стандартные фугасные авиабомбы свободного падения калибра 250 и 500 килограммов, а также специальные бетонобойные бомбы БЕТАБ-500, в том числе и активно-реактивные с повышенными возможностями преодоления преград – БЕТАБ-500ШП. Фугасные бомбы содержат большое количество взрывчатки – от 150 до 350 килограммов, что обеспечивает надежное поражение цели. Однако фугасные бомбы крупного калибра имеют значительный радиус поражения, поэтому их в Сирии применяют против относительно больших по размеру конструктивно прочных объектов, расположенных удаленно от городской застройки. Бетонобойные бомбы, способные пробивать до трех-четырех метров бетонных перекрытий (в зависимости от качества бетона), применяются для поражения особо защищенных подземных сооружений. В основном это командные пункты стратегического и оперативного звена управления, а также крупные склады вооружения.

Чем отличаются ракеты

Теперь можно поговорить о том, чем между собой отличаются ракеты. Как правило, обыватели слышат упоминания о крылатых и баллистических ракетах. Это действительно два основных типа, но есть и некоторые другие. Разберем главные из них, но сначала приведу классификацию типов ракет.

Ракеты делятся по типам в зависимости от:

  • Траектории полета (крылатые, баллистические)
  • Класса (земля-воздух, воздух-земля, воздух-воздух и так далее)
  • Дальности полета (ближнего/среднего радиуса действия и межконтинентальные)
  • Типа двигателя и вида топлива (твердотопливный, жидкостный, гибридный, прямоточный воздушно-реактивный, криогенный)
  • Типа боеголовки (обычная, ядерная)
  • Системы наведения (лазерное, электродистанционное, командное, геофизическое, по наземным ориентирам, спутниковое и другие)

Бесчисленное множество типов ракет.

Теперь остановимся более подробно на основных пунктах, которые могут показаться непонятными.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]