ТОП 9 лучших истребителей в мире на сегодняшний день

Разного рода рейтинги и топы были, есть и, вероятно, будут достаточно популярны. Это же касается и самолетов военной авиации. Ну, взять хотя бы ТОП-10 военных самолетов и вертолетов или самые смертоносные ВВС на планете и т.д. Разумеется, невозможно в двух-трех абзацах привести какое-либо объективное сравнение, или хотя бы дать более-менее полное описание машины. Однако, этот способ подачи информации для кого-то может быть просто интересным. Ниже приводится Топ-10 истребителей США по версии The Washington Times. Какой самолет возглавляет список — догадаться не так уж и сложно. Но какую машину бывший начальник Сил обороны Австралии главный маршал авиации Ангус Хьюстон еще в 2004 году назвал «самым выдающимся истребителем из когда-либо построенных»?

Макдоннел-Дуглас F-4 «Фантом» II

McDonnell Douglas F-4 Phantom II.

Макдоннел-Дуглас F-4 «Фантом» II является двухместным, двухмоторным, всепогодным, сверхзвуковым перехватчиком, истребителем-бомбардировщиком, первоначально разработанным для ВМС США компанией McDonnell Aircraft. Поступил на вооружение ВМС США в 1960 году.

Доказав хорошую адаптацию, самолет был также принят Корпусом морской пехоты США и ВВС США, и к середине 60-х годов стал основной частью их авиационных крыльев. (Прим. pro-samolet.ru. Термин, используемый в Военно-воздушных силах различных государств мира, обозначает сравнительно крупное авиационное формирование. Например, в ВВС США крыло организационно стоит на одну ступень ниже воздушных армий и является основным организационным и тактическим формированием). Phantom — большой истребитель с максимальной скоростью более 2,2 числа Маха.

Он способен нести более 18000 фунтов (8400 кг) оружия на девяти внешних узлах подвески, в том числе ракеты «воздух-воздух», «воздух-земля», а также различные бомбы. Как и другие перехватчики своего времени, F-4 был разработан без встроенной пушки. Более поздние модели оснастили авиационными пушками с вращающимся блоком стволов M61 Vulcan (прим.: 1 х 20-мм). Начиная с 1959, он установил 15 мировых рекордов, включая абсолютный рекорд скорости, и абсолютный рекорд высоты (прим.: рекорд высоты полета в 30040 метров, рекорд скорости — 2585,425 км/час (22 ноября 1961) и рекорд скорости на малой высоте — 1452 км/час, который продержался в течение 16 лет).

F-4 Phantom II

Истребитель-бомбардировщик McDonnell Douglas F-4 Phantom II.

Фото: Wikimedia Commons, by Robert G. Schmitt.

F-4 широко использовался во время войны во Вьетнаме; он служил в качестве основного истребителя завоевания превосходства в воздухе в ВМС и ВВС, и играл важную роль как штурмовик и разведчик в конце войны. У «Фантома» отличительная черта в том, что он был последним американским истребителем, получившим статус аса в 20-м веке. Во время войны во Вьетнаме у ВВС США был один пилот и два оператора систем вооружений и у ВМС США — один летчик и один оператор радиолокационной аппаратуры перехвата, которые одержали пять воздушных побед над самолетами противника, став асами воздушного боя.

F-4 продолжал являться основой военной авиации США в течение 1970-х и 1980-х годов, но постепенно заменялся более современным самолетами, такими как F-15 Eagle и F-16 в американских Военно-воздушных силах; Grumman F-14 Tomcat — в ВМС США, F/A-18 Hornet в ВМС США и Корпусе морской пехоты. Но F-4 Phantom II еще долго эксплуатировался в разведке и в подразделении ВВС США «Дикие ласки» (Wild Weasel — борьба с зенитно-ракетными комплексами).

Грумман F-14 «Томкэт»

Grumman F-14 Tomcat.

Grumman F-14 Tomcat является сверхзвуковым, двухдвигательным, двухместным истребителем с изменяемой геометрией крыла. Tomcat был разработан для ВМС США по экспериментальной программе (VFX) после распада проекта F-111B. F-14 был первым американским истребителем начальной серии, который был разработан, учитывая опыт воздушных боев против истребителей МиГ во время войны во Вьетнаме.

F-14 совершил первый полет в декабре 1970 года, а в 1974 году — первое развертывание на борту авианосца Enterprise (CVN-65) ВМС США, заменив McDonnell Douglas F-4 Phantom II. В ВМС США самолет F-14 выступил в роли основного истребителя завоевания превосходства в воздухе, перехватчика ПВО и самолета тактической разведки. В 1990 годах самолет получил ночную маловысотную ИК-систему навигации и целеуказания (LANTIRN) и начал работать по наземным целям.

22 сентября 2006 года Tomcat снят с вооружения ВМС США, будучи вытесненным Boeing F/A-18E и F Super Hornet. Самолет F-14 по состоянию на 2014 год был только на вооружении ВВС Исламской Республики Иран, его экспортировали в 1976 году, когда у США были дружественные дипломатические отношения с Ираном. На этом фото, опубликованном ВМС США, F-14D Tomcat из истребительной эскадрильи VF-31, осуществляет полет мимо американского авианосца «Дуайт Эйзенхауэр» (CVN 69) типа «Нимиц» в Атлантическом океане 19 июня 2006 года.

F-14D Tomcat

Самолет из истребительной эскадрильи VF-31, 19 июня 2006 года.

Фото: ВМС США, U.S. Navy, Dale Miller.

За последние 30 лет F-14 Tomcat гарантировал американское воздушное превосходство, играя ключевую роль в обеспечении победы и сохранении мира во всем мире. Самолет F-14 Tomcat выведен из эксплуатации и официально снят с вооружения в сентябре 2006 года.

Макдоннел Дуглас AV-8B «Харриер» II

A/V-8B Harrier II The McDonnell Douglas.

AV-8B Harrier II McDonnell Douglas (теперь Boeing) является штурмовиком с одним двигателем второго поколения семейства «Харриер». Самолет вертикального взлета и посадки (V/STOL) был спроектирован в конце 1970-х годов, как англо-американская разработка британского Hawker Siddeley Harrier, первого в мире серийного самолета вертикального взлета и посадки. Названный в честь хищной птицы, «Лунь» в первую очередь работает, как легкий штурмовик или многоцелевой самолет, выполняя миссии, начиная от непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск до разведки боем.

AV-8B используется Корпусом морской пехоты США, ВМС Испании и ВМС Италии. Модификация AV-8B, британский Harrier II, был разработан для британской армии, то время как другая — TAV-8B является двухместным учебный самолетом.

Проект, который в конечном счете привел к созданию AV-8B, запускался в начале 1970-х, как совместное усилие Соединенных Штатов и Соединенного Королевства (Великобритания), направленное на решение текущих недостатков первого поколения Harrier. Ранние попытки были сосредоточены вокруг мощного обновленного двигателя Rolls-Royce Pegasus, что должно было значительно улучшить возможности Harrier. Из-за бюджетных ограничений, Соединенное Королевство оставило проект в 1975 году.

Самолет AV-8B Harrier II

AV-8B Корпуса морской пехоты США.

Фото: Wikimedia Commons, TSGT JUSTIN D. PYLE, USAF.

После отказа Великобритании, McDonnell Douglas широко переработала более ранние AV-8A Harrier, чтобы создать AV-8B. Сохраняя общую компоновку своего предшественника, самолет получил новое крыло, поднятую кабину, переработанный фюзеляж, дополнительный узел подвески на крыло, а также другие структурные и аэродинамические улучшения. Самолет оснащен обновленной версией двигателя Pegasus, который позволяет совершать вертикальный взлет и посадку.

AV-8B совершил свой первый полет в ноябре 1981 года и поступил на вооружение морской пехоты США в январе 1985 года. Последующие модернизации добавили возможность для ночной атаки и РЛС, в результате чего появились AV-8B(NA) и AV-8B Harrier II Plus, соответственно. Увеличенная версия называется Harrier III.

Фэйрчайлд Рипаблик A-10 «Тандерболт» II

Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II.

Американский одноместный штурмовик Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II, оснащенный двумя двигателями, разработан Fairchild-Republic в начале 1970-х годов. Единственный самолет ВВС США, предназначенный исключительно для непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск; A-10 был построен, чтобы атаковать танки, бронированные машины и другие наземные цели с ограниченными средствами ПВО.

Основным вооружением самолета A-10 является 30-мм авиапушка GAU-8 «Эвенджер» («Мститель») с вращающимся блоком стволов, одна из мощнейших артиллерийских систем, когда-либо устанавливавшихся на американских самолетах. Планер А-10 был разработан с мерами, повышающими живучесть, как 200 фунтов (540 кг) титановой брони для защиты кабины и систем, что позволяет самолету продолжать полет после получения значительных повреждений.

A-10 Thunderbolt II

Самолет A-10 над Афганистаном, 2011 год.

Фото: Wikimedia Commons, U.S. Air Force photo by Master Sgt. William Greer.

А-10А — единственная модификация, выпускавшаяся серийно, но один самолет был переоборудован в двухместный вариант A-10B. В 2005 году была начата программа обновления А-10А до версии A-10C. Официальное название A-10 происходит от Republic P-47 Thunderbolt — самолета Второй Мировой войны, который был особенно эффективен для непосредственной авиационной поддержки.

A-10 более известен своими прозвищами «Warthog» («Бородавочник») или «Hog» («Боров»). У него есть вторичные миссии — обеспечение передового поста наведения авиации, направляя атаки других самолетов на наземные цели. Самолеты, используемые в основном для выполнения этих задач, обозначаются OA-10. Благодаря разнообразию модернизации и замене крыла, срок службы А-10 может быть продлен до 2028 года.

Макдоннел-Дуглас F/A-18 «Хорнет»

McDonnell Douglas F/A-18 Hornet.

F/A-18 Hornet производства McDonnell Douglas (теперь Boeing) является сверхзвуковым, двухмоторным, всепогодным многоцелевым боевым самолетом, который разработан как истребитель и штурмовик (обозначение F/A, т.е. истребитель/штурмовик — Fighter/Attack). Разработанный компаниями Макдоннел-Дуглас и Нортроп, F/A-18 создан на базе проекта YF-17 для использования в ВМС Соединенных Штатов и Корпуса морской пехоты. Hornet также используется Военно-воздушными силами ряда других стран. Авиационная группа высшего пилотажа Военно-морских сил США Blue Angels использует самолеты Hornet с 1986 года.

F/A-18 развивает максимальную скорость 1,8 числа Мах (1190 миль в час или 1915 км/ч на высоте 40000 футов или 12190 метров). Самолет способен нести различные бомбы и ракеты, в том числе «воздух-воздух» и «воздух-земля», дополненные 20-мм пушкой M61 Vulcan. Он оснащен двумя турбореактивными двигателями F404 , которые дают самолету высокую тяговооруженность. F/A-18 имеет отличные аэродинамические характеристики, что главным образом объясняется его (LEX) корневым наплывом крыла (прим.pro-samolet.ru: часть крыла самолета, выступающая из обвода основной трапеции. Обеспечивает улучшение аэродинамических характеристик при высоких углах атаки и пр.).

F/A-18B Hornet

Посадка самолета на авианосце Рональд Рейган.

U.S. Navy photo by Senior Chief Photographer’s Mate Mahlon K. Miller.

Основными задачами истребителя являются сопровождение истребителей, ПВО флота, подавление средств противовоздушной обороны противника (SEAD), изоляция района боевых действий с воздуха, непосредственная авиационная поддержка и воздушная разведка. Универсальность и надежность доказали его ценный вклад, хотя самолет был подвергнут критике за недостаточные дальность полета и полезную нагрузку по сравнению с его более ранними современниками, такими как Grumman F-14 Tomcat в роли истребителя и ударного самолета, Grumman A-6 Intruder и LTV A-7 Corsair II в роли штурмовиков.

В 1986 году во время операции «Каньон Эльдорадо» (El Dorado Canyon) самолет Hornet впервые участвовал в боевых действиях, а затем: 1991 год — операция «Буря в пустыне» (Operation Desert Storm) и 2003 год — операция «Иракская свобода» (Operation Iraqi Freedom). Дальнейшим развитием F/A-18 Hornet стал самолет эволюционной конструкции Boeing F/A-18E/F Super Hornet.

F-35 Lightning II

Американский истребитель-бомбардировщик, серийно выпускается в 3-х вариантах: наземный самолет с обычным взлетом и посадкой, модель с коротким взлетом и вертикальной посадкой и палубный истребитель. Конструктивно они на 70-90 % одинаковы.

Может нести ракеты воздух-воздух, крылатые и противотанковые ракеты, корректируемые и кластерные бомбы, а также управляемые авиационные. F-35 Lightning II способен выпускать бомбы и ракеты на максимальной скорости. Используются не только в США, но и в Англии и Австралии, Израиле, Японии, Голландии, Италии, Норвегии.

F-117 «Найт Хок»

Lockheed F-117 Nighthawk.

Самолет Lockheed F-117 Nighthawk является одноместным, двухмоторным, малозаметным штурмовиком, ранее находившимся в ведении ВВС США. Продукт Lockheed Skunk Works, дальнейшая разработка базовой модели Have Blue, F-117 был первым боевым самолетом, построенным с технологией «стелс». Самолет совершил первый полет в 1981 году, достигнув первоначального состояния работоспособности в октябре 1983 года.

F-117 был «признан» и показан миру в ноябре 1988 года (прим.pro-samolet.ru: 10 ноября 1988 года Пентагон выпустил пресс-релиз с описанием истории создания самолета и обнародовал одну ретушированную фотографию. Первый публичный показ двух F-117 состоялся 21 апреля 1990 года). Широкую огласку самолет получил благодаря своей роли в войне в Персидском заливе 1991 года. Его обычно называют «стелс-истребителем», хотя это был исключительно штурмовик.

F-117 Nighthawk

Самолет F-117 над пустыней Невада.

Фото: Wikimedia Commons, Staff Sgt. Aaron Allmon II.

F-117 участвовал в боях в Югославии, когда был потерян один самолет этого типа, его сбили 27 марта 1999 года ракетой класса «земля-воздух». F-117 сняли с вооружения ВВС 22 апреля 2008 года, прежде всего из-за принятия на вооружение F-22 Raptor и предстоящим появлением многоцелевого F-35 Lightning II. Было построено 64 самолета F-117, из которых 59 единиц были серийными и 5 демонстрантов/прототипов.

«Сухой» Т-50 (Су-57)

Одна из лучших моделей 21 века. Самолет начал эксплуатироваться в 2022 году. Истребитель 5-го поколения, обладает отличной маневренностью, многофункциональностью. Одно из преимуществ модели – малозаметность для обнаружения в видимых, инфракрасных, радиоволн и акустически.

Самолет оснащен 30-миллиметровой авиапушкой, новыми управляемыми ракетами производства России. Кроме них, к истребителю могут подвешивать топливные баки и прицельный контейнер.

Истребители | США

Истребитель Bell YFM-1 Airacuda

Самолет выпускался в 1939-1940 г. в трех малоразличимых модификациях. Всего было выпущено 13 машин. ТТХ машины: длина – 14 м; высота – 4,1 м; размах крыла – 21,2 м; площадь крыла – 63,5 м²; масса пустого – 6,1 т, взлетная – 9,7 т; двигатели – два Allison V-1710 мощностью 1 150 л.с; скороподъемность – 7,6 м/м; максимальная скорость – 430 км/ч, крейсерская – 390 км/ч; практическая дальность – 1 200 км; практический потолок – 9 300 м; вооружение – две 37-мм пушки Madsen, два 12,7-мм пулемета и два 7,62-мм пулемета, бомбовая нагрузка – 300 кг; экипаж – 5.

Истребитель Bell P-39 Airacobra

Самолет «Airacobra» выпускался в 1940-1944 гг. Самолет представлял собой одноместный, одномоторный, цельнометаллический свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом и трёхстоечным шасси. Двигатель располагался за кабиной летчика. Крутящий момент от двигателя передавался на винт через вал, проходящий сквозь кабину летчика и всю носовую часть фюзеляжа. Всего было выпущено 9,6 тысяч машин в таких модификациях: P-39C (базовый вариант), P-39D (с 1 150-сильным двигателем и 37-мм пушкой), P-39D-1 (с 20-мм пушкой), P-39D-2 (с 1 325-сильным двигателем), P-39F (1 150 л.с.), Р-39К (1 325 л.с.), Р-39L (1 325 л.с.), Р-39М (1 200 л.с), Р-39N (1 200 л.с) и Р-39Q (1 200 л.с). Истребитель поставлялся в Великобританию и СССР (4,5 тыс. ед.). ТТХ машины: длина – 9,2 м; высота – 3,8 м; размах крыла – 10,4 м; площадь крыла – 19,9 м²; масса пустого – 2,6 т, взлетная – 3,6 т; двигатели – два Allison V-1710 мощностью 1 150-1 325 л.с; скороподъемность — 14,4 м/с; объем топливных баков – 455 л; максимальная скорость – 585 — 605 км/ч, крейсерская – 528 — 548 км/ч; практическая дальность – 990 – 1 700 км; практический потолок – 9 600 — 10 600 м; длина разбега — 300 м, пробега – 350 м; вооружение – 20-мм или 37-мм пушка, два-четыре 12,7-мм пулемета Browning M-2 и четыре 7,62-мм пулемета; бомбовая нагрузка — 230 кг; экипаж – 1 человек.

Истребитель Bell P-63 Kingcobra

Истребитель выпускался на базе «P-39 Airacobra» в 1944-1945 гг. по заказу СССР (поставлено 2 397 машин). От предшественника он отличался новой конструкцией крыла, усиленным шасси, удлиненной хвостовой частью фюзеляжа. Всего было выпущено 3,3 тысячи машин в таких модификациях: Р-63А, Р-63-С и Р-63Е. Самолет также использовался во Франции (поставлено 300 машин). ТТХ машины: длина — 10 м; высота – 3,2 м; размах крыла – 11,6 м; площадь крыла – 20,8 м²; масса пустого – 2,9 т, взлетная – 4,8 т; двигатель – V-12 Allison V-1710 мощностью 1 325 – 1 500 л.с; объем топливных баков — 405 л; скороподъемность – 19 м/с; максимальная скорость – 657 км/ч, крейсерская – 608 км/ч; практическая дальность – 870 — 3540 км; практический потолок – 11 900 м; вооружение – 37-мм пушка М-4, четыре 12,7-мм пулемета Browning M-2; бомбовая нагрузка – 0,7 т; экипаж – 1 человек.

Истребитель Boeing P-26 Peashooter

Самолет выпускался в 1934-1936 гг. Он представлял собой одноместный цельнометаллический моноплан с отрытой кабиной. Всего было выпущено 151 машину. Самолет также использовался в Китае и Филиппинах. ТТХ машины: длина – 7,2 м; высота – 3 м; размах крыла – 8,5 м; площадь крыла – 13,9 м²; масса пустого – 1 т, взлетная –1,5 т; двигатель – Pratt & Whitney R-1340 мощностью 600 л.с; скороподъемность – 719 м/м; максимальная скорость – 377 км/ч, крейсерская – 320 км/ч; практическая дальность – 580 км; практический потолок – 8 300 м; вооружение – два 12,7-мм пулемета или 12,7-мм и 7,62-мм пулеметы; бомбовая нагрузка – 90 кг; экипаж – 1 человек.

Истребитель Curtiss-Wright CW-21 Demon

Самолет выпускался в 1939-1940 гг. на базе учебного самолета CW-19. Он имел убирающееся шасси с хвостовым колесом. Всего было выпущено 62 машины по заказу Китая и Нидерландов в двух модификациях: CW-21A и CW-21В. ТТХ машины: длина – 8 м; высота – 2,6 м; размах крыла – 10,7 м; площадь крыла – 16,2 м²; масса пустого – 1,5 т, взлетная – 2 т; двигатель — Wright R-1820-G5 Cyclon мощностью 1 000 л.с; скороподъемность – 1 370 м/м; максимальная скорость – 505 км/ч, крейсерская – 454 км/ч; практическая дальность – 1 000 км; практический потолок – 10 400 м; вооружение – 12,7-мм пулемет и три 7,62-мм пулемета; экипаж – 1 человек.

Истребитель Curtiss P-36 Hawk

Самолет был разработан и выпускался в 1938-1942 гг. Всего было выпущено 1,3 тысячи машин. Самолет также использовался в Великобритании (под обозначением Mohawk), Франции (Curtiss 75-С1) и Финляндии (Curtiss Hawk 75A-3). ТТХ машины: длина – 8,7 м; высота – 2,6 м; размах крыла – 11,4 м; площадь крыла – 21,9 м²; масса пустого – 2,1 т, взлетная – 2,7 т; двигатель – R-1830 Twin Wasp мощностью 1 050 л.с; скороподъемность – 17 м/с; максимальная скорость – 500 км/ч, крейсерская – 432 км/ч; практическая дальность – 1 300 км; практический потолок – 9 900 м; вооружение – 12,7-мм пулемет Browning M-2 и 7,62-мм пулемета Browning М1919; бомбовая нагрузка — 90 кг; экипаж – 1 человек.

Истребитель Curtiss P-40 Warhawk/ Tomahawk/ Kittyhawk

Истребитель выпускался на базе «P-36 Hawk» в 1939-1944 г. Самолет представлял собой одноместный, одномоторный, цельнометаллический свободнонесущий моноплан. Фюзеляж-монокок и низкорасположенное крыло имели обшивку из алюминиевого сплава, рули и элероны обтягивались полотном. Всего было выпущено 13,7 тысяч машин в 19 модификациях (XP-40, P-40, P-40A, P-40B (Tomahawk IIA), P-40C (Tomahawk IIB), P-40D (Kittyhawk Mk-Is), P-40A, P-40E (P-40E-1), P-40F и P-40LP-40G, RP-40G, P-40K, P-40M, P-40N, P-40P, XP-40Q, P-47Ds и P-51Ds, P-40R, RP-40, TP-40, Twin P-40). Самолет использовался в 26 странах, в т.ч. и в СССР (2,2 тыс.ед.). ТТХ машины: длина – 9,7 м; высота – 3,8 м; размах крыла – 11,4 м; площадь крыла – 21,9 м²; масса пустого – 2,9 т, взлетная – 4 т; двигатель – Allison V-1710 мощностью 1 150 л.с; скороподъемность — 11 м/с; максимальная скорость – 580 км/ч, крейсерская – 435 км/ч; практическая дальность – 1 100 – 2 200 км; практический потолок – 8 800 м; длина разбега — 300 м, пробега – 350 м; вооружение — шесть 12,7-мм пулемета Browning M-2; бомбовая нагрузка — 0,9 т; экипаж – 1 человек.

Истребитель Lockheed P-38

Истребитель Lockheed Р-38Е

Истребитель Lockheed P-38F
Истребитель Lockheed P-38G
Истребитель Lockheed P-38Н

Истребитель Lockheed P-38J

Истребитель Lockheed P-38L
Истребитель Lockheed P-38L-5

Истребитель Lockheed P-38M

Тяжелый двухмоторный истребитель «Lightning» выпускался и «Vultee» в 1941-1945 гг. Он имел трехфюзеляжную конструкцию. В боковых фюзеляжах размещались задние стойки шасси и два турбокомпрессора. Кабина пилота располагалась в центральной гондоле, там же находилась носовая пулеметно-пушечная батарея и стойка переднего колеса. Машина имела цельнометаллическую конструкцию, включая обшивку рулей и элеронов. Всего было выпущено 10 тысяч машин в девяти серийных модификациях: Р-38, Р-38Е, P-38F, P-38G, P-37H, P-38J, P-38L, P-38L-5, P-38M, которые различались установленным оборудованием и оснащением. ТТХ машины: длина – 11,5 м; высота – 3,9 м; размах крыла – 15,9 м; площадь крыла – 30,5 м²; масса пустого – 5,3 — 5,8 т, взлетная – 7 — 9,8 т; двигатели – два Allison V-1710 мощностью 1 150 – 1 600 л.с; скороподъемность – 24 м/с; объем топливных баков – 1,1 — 1,6 тыс.л; максимальная скорость – 620 — 670 км/ч, крейсерская – 460 — 520 км/ч; практическая дальность – 725 – 3 200 км; практический потолок – 11 800 — 13 400 м; вооружение – 20-мм или 37-мм пушка, четыре 12,7-мм пулемета Browning M-2 и; бомбовая нагрузка — 1,8 т или 10 ракет HVAR; экипаж – 1 человек.

Истребитель North American Mustang P-51А

Истребитель North American Mustang Р-51В

Истребитель North American Mustang P-51С

Истребитель North American Mustang P-51D

Истребитель North American Mustang Р-51К
Истребитель North American Mustang P-51Н

Одноместный истребитель дальнего радиуса действия (сопровождения) выпускался в 1941-1945 гг. Самолет был разработан по заказу Великобритании, где получил обозначение «Mustang Mk-I – Mk-IV». Всего было выпущено 16,8 тысяч машин в таких модификациях: P-51 (с 1 100-сильным двигателем), P-51A (1 325 л.с.), Р-51В (1 430 л.с.), Р-51С – (аналог Р-51В, выпускаемый в Далласе), P-51D (1 750 л.с., шесть 12,7-мм пулеметов), Р-51К (с двигателем 1 750 л.с. и 3,3-метровым винтом) и Р-51Н (с 2 218-сильным двигателем). ТТХ машины: длина — 9,8 м; высота – 4,6 м; размах крыла – 11,3 м; площадь крыла – 21,8 м²; масса пустого – 2,9 — 3,5 т, взлетная – 3,9 — 5,5 т; двигатель – Allison V-1710/Packard V-1650 мощностью 1 200 — 2 218 л.с; объем топливных баков – 1 — 1,8 тыс.л; скороподъемность – 9,7 — 27,2 м/с; максимальная скорость – 570 — 780 км/ч, крейсерская – 580 км/ч; практическая дальность – 1 500 — 3 200 км; практический потолок – 13 400 м; вооружение – четыре-шесть 12,7-мм пулемета Browning; бомбовая нагрузка – 0,9 т или 10 ракет HVAR; экипаж – 1 человек.

Истребитель Northrop P-61-А Black Widow

Истребитель Northrop P-61-В

Истребитель Northrop P-61-С

Тяжелый ночной истребитель выпускался с 1944 г. Он представлял собой свободнонесущий среднеплан цельнометаллической конструкции, построенный по двухбалочной схеме. Шасси — трехопорное, убирающееся, с носовой стойкой. Истребитель был оснащен поисково-прицельным радаром. Всего было выпущено 742 машины в таких модификациях: Р-61А (выпущено 215 машин), Р-61В (450 машин) и Р-61С (41 машина). ТТХ машины: длина — 15,1 м; высота – 4,5 м; размах крыла – 20,1 м; площадь крыла – 61,5 м²; масса пустого – 10,7 т, взлетная – 16,4 т; двигатели – два Pratt & Whitney R-2800-65/73 мощностью 2 250 – 2 800 л.с; объем топливных баков – 2,4 тыс.л; скороподъемность – 12,9 м/с; максимальная скорость – 590-690 км/ч, крейсерская – 430 — 450 км/ч; практическая дальность – 670 – 2 200 км; практический потолок – 10 600 – 12 500 м; вооружение – четыре 20-мм пушки и четыре 12,7-мм пулемета Browning M-2; бомбовая нагрузка – 1,5 — 2,9 т и 6 ракет HVAR; экипаж – 2 — 3 человека.

Истребитель Republic P-43 Lancer

Самолет выпускался в 1941-1942 гг. на базе «Р-35». Самолет представлял собой одномоторный, цельнометаллический свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом. Всего было выпущено 273 машины. Самолеты также использовались в Австралии, Великобритании и Китае. ТТХ машины: длина – 8,7 м; высота – 4,3 м; размах крыла – 11 м; площадь крыла – 20,7 м²; масса пустого – 2,6 т, взлетная – 3,6 т; двигатель – Pratt Whitney R-1830 мощностью 1 200 л.с; максимальная скорость – 560 км/ч; практическая дальность – 1 280 км; практический потолок – 11 600 м; вооружение — два 12,7-мм пулемета Browning M-3 и два 7,62-мм пулемета; экипаж – 1 человек.

Истребитель Republic Thunderbolt P-47 D

Истребитель Republic Thunderbolt Р-47 G
Истребитель Republic Thunderbolt ХP-47 К
Истребитель Republic Thunderbolt Р-47М

Истребитель Republic Thunderbolt XP-47N

Истребитель-бомбардировщик выпускался в 1942-1945 гг. Он представлял собой свободнонесущий цельнометаллический низкоплан с полотняной обшивкой рулевых поверхностей, убирающимся трехопорным шасси с хвостовым колесом. Всего было выпущено 15,7 тысяч машин в таких вариантах: Р-47В (базовый вариант), Р-47С (с 2 300-сильным двигателем), Р-47D (основной серийный вариант), Р-47G (аналог Р-47D, построенный «Сurtiss-Wright»), ХР-47K (с укороченной задней частью фюзеляжа), ХР-47L (с увеличенной емкостью топливных баков), P-47M (скоростной вариант), XP-47N (с усиленным крылом), P-47N (с 2 800-сильным двигателем). СССР получил по ленд-лизу 203 машины P-47D. ТТХ машины: длина – 11 — 13 м; высота – 4,5 м; размах крыла – 11 — 12,4 м; площадь крыла – 27,9 — 30 м²; масса пустого – 4,5 — 5 т, взлетная – 7,9 — 10,2 т; двигатель – Pratt & Whitney R-2800 мощностью 2300 — 2800 л.с; объем топливных баков – 2,1 – 3,7 тыс.л; скороподъемность – 780 — 847 м/с; максимальная скорость – 690 — 750 км/ч, крейсерская – 387 км/ч; практическая дальность – 3 000 км; практический потолок – 12 400 – 13 100 м; длина разбега – 1 400 м, пробега – 400 м; вооружение — восемь 12,7-мм пулеметов Browning; бомбовая нагрузка – 1,1 – 1,4 т; экипаж – 1 человек.

Истребитель Seversky P-35

Самолет выпускался в 1937-1941 гг. Он представлял собой одноместный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси и закрытой кабиной. Всего было выпущено 136 машин. Самолет поставлялся в Швецию под обозначением J-9. ТТХ машины: длина – 8,2 м; высота – 3 м; размах крыла – 11 м; площадь крыла – 20,4 м²; масса пустого – 2,1 т, взлетная – 4 т; двигатель – R-1830-45 мощностью 1 050 л.с; скороподъемность – 585 м/м максимальная скорость – 500 км/ч, крейсерская – 418 км/ч; практическая дальность – 1 500 км; практический потолок – 9 600 м; вооружение – два 12,7-мм пулемета Colt-Browning M-2 и два 7,62-мм пулемета Colt-Browning; бомбовая нагрузка — 160 кг; экипаж – 1 человек.

Истребитель Vultee P-66 Vanguard

Истребитель выпускался в 1940-1942 гг. по заказу Китая (поставлено 129 машин). Он представлял собой цельнометаллический низкоплан с фюзеляжем полумонококовой конструкции. Крыло, состоявшее из центроплана и отъемных консолей, несло механизацию: закрылки и элероны с гидроприводом. Основные стойки шасси складывались в центроплан по направлению к фюзеляжу. Хвостовое колесо убиралось под створки. Всего было выпущено 146 машин. ТТХ машины: длина – 8,7 м; высота – 2,9 м; размах крыла – 11 м; площадь крыла – 18,3 м²; масса пустого – 2,4 т, взлетная – 3,3 т; двигатель – Pratt & Whitney R-1830 мощностью 1 200 л.с; скороподъемность – 10,4 м/с; объем топливных баков – 908 л; максимальная скорость – 547 км/ч, крейсерская – 467 км/ч; практическая дальность – 1 500 км; практический потолок – 8 500 м; вооружение – два 12,7-мм пулемета Browning M2 и четыре 7,62-мм пулемета; экипаж – 1 человек.
Поделиться в:

Eurofighter Typhoon

Это по-своему уникальная модель, выпускает ее европейский авиационный консорциум в 4 вариантах, подрядчики выпускают детали не только для своих самолетов, но и для всех остальных. Производится серийно (выпущено около 500 штук), поставлен на вооружении 9 стран. «Еврофайтер Тайфун» – многоцелевой самолет 4–го поколения.

При разработке конструкции применены передовые достижения в авиастроении, например, цифровая электродистанционная система, которая управляет полетом и объединена с системой управления двигателем. Благодаря системе истребитель устойчив и маневрен. Eurofighter Typhoon применялся почти во всех операциях, проводимых НАТО.

F-22 Raptor

F-22 «Раптор» – многоцелевой истребитель 5 поколения. Выполняет задачи: борьба с вражеской авиацией, прикрытие войск и объектов тыла от авиационных ударов. Должен противодействовать воздушной разведке круглосуточно, в обычных и сложных погодных условиях.

Аппарат отличается повышенной выживаемостью благодаря уменьшению заметности (технология «Стелс»). Вооружение размещено во внутренних отсеках, что также позволяет достигнуть той же цели. Однако боекомплект можно устанавливать и на внешние подвески. Это снижает малозаметность, но повышает универсальность самолета.

Dassault Rafale

Истребитель на вооружении Франции, разработан компанией Dassault Aviation. Выпускается в трех вариантах. Числится на вооружении ВВС и ВМС Франции, эксплуатируется в Египте, Индии и Катаре. Применялся в войне в Афганистане с 2001 г, в войне с Ливией (в 2011 г небольшие группы истребителей были привлечены к патрулированию воздушного пространства, а также выполняли боевые задачи – наносили удары по военным объектам противника).

Dassault Rafale применялись в операции против «Исламского государства» в 2015-2016 г.

F-15E «Страйк Игл»

McDonnell Douglas F-15E Strike Eagle.

McDonnell Douglas (теперь Boeing) F-15E Strike Eagle является американским всепогодным многоцелевым истребителем, созданным на базе McDonnell Douglas F-15 Eagle. F-15E был разработан в 1980-х годах для действий на большие расстояния, с высокой скоростью патрулирования воздушного пространства, не полагаясь на сопровождение и самолеты радиоэлектронной борьбы.

F-15E Strike Eagles ВВС США можно отличить от других американских вариантов Eagle по более темному камуфляжу и подвесным топливным бакам, установленных вдоль воздухозаборников двигателя. Strike Eagle действовали в военных операциях в Ираке, Афганистане и Ливии. Во время этих операций F-15E наносили глубокие удары по важным целям, осуществляли боевое патрулирование в воздухе, предоставляли непосредственную авиационную поддержку коалиционным войскам. F-15E Strike Eagles действовали в последующих конфликтах, а также ​​экспортируются в ряд стран.

F-15E Strike Eagle

В небе над Афганистаном 7 ноября 2008 года.

U.S. Air Force photo/Staff Sgt. Aaron Allmon.

F-16 Fighting Falcon

Многофункциональный американский легкий истребитель последнего поколения. Из-за универсальности и относительно небольших расходов на производство, простоты обслуживания считается самым массовым аппаратом подобного типа. К середине 2022 г. было выпущено 4604 экземпляра.

F-16 Fighting Falcon используют на вооружении в 25 странах. К 2019 году F-16 стал лидером по распространенности среди болевых самолетов. Модернизированная модель все еще производится для экспортирования в другие страны, в частности, в Словакию, Болгарию, Бахрейн.

Это первая модель самолета, проектировавшегося для выполнения маневров при перегрузке 9 g и полетов на сверхзвуковой скорости. В конструкции применены некоторые инновации.

С тех пор, как братья Райт впервые взлетели на Китти-Хок, США является одним из лидеров в области авиастроения. Это наследие продолжается и сегодня, поскольку Америка остается одним из крупнейших производителей и эксплуатантом первоклассных истребителей. Давайте посмотрим 14 лучших американских истребителей, которые в настоящее время используются военными США.

С такими подрядчиками, как McDonnell Douglas, Boeing и Lockheed Martin, а также тот факт, что для некоторых важных лиц в правительстве, которые сознательно увеличивают военные расходы, не сложно создать лучший истребитель будущего.

Какой бы ни была причина, нельзя отрицать, что Америка заменяет свои истребители быстрее и чаще, чем большинство стран. Например, Япония, чей военный бюджет является восьмым по величине в мире, все еще имеет в своих военно-воздушных силах несколько McDonnell Douglas F-4 Phantom II.

Америка, напротив, тратит больше чем следующие восемь вооруженных сил вместе взятых, что — помимо других социальных факторов — способствует замещению старых F-4 самыми грозными и лучшими истребителями.

Еще одна вещь, демонстрирующая это несоответствие, — это размер авиа парка ВВС и ВМС США. Сколько истребителей у США? Трудно найти точные данные о самих истребителях, но у американских вооруженных сил около 13 000 самолетов и примерно 3000 человек летного состава.

Имея это в виду, давайте посмотрим на самолеты, которые входят в число лучших современных истребителей США.

McDonnell Douglas F-15 Eagle

Немногие самолеты являются более знаковыми, чем McDonnell Douglas F-15. С 70-х годов в сознании большинства американцев он был практически синонимом «истребителя», и не зря.

Это не означает, что F-15 — самый последний истребитель в нашем списке — напротив, этот самолет, которому уже несколько десятилетий, является одним из самых старых. Тем не менее, его постоянное использование является свидетельством того, насколько прочным и надежным остается этот старый реактив.

F-15 был продан таким союзникам, как Израиль и Япония, а также другим странам, таким как Саудовская Аравия. Он оказался чрезвычайно успешным, без потерь в боях и долгим и выдающимся послужным списком, в частности, в американских и израильских ВВС.

McDonnell Douglas F-15E Strike Eagle

Вариант классического F-15, McDonnell Douglas / Boeing F-15E Strike Eagle был впервые представлен в 1989 году. Это двухместное обновление классического реактивного самолета способно работать в любых условиях видимости и погодных условиях, продолжая репутацию универсальности.

F-15E Strike Eagle был спроектирован для работы в двойном режиме: он так же хорошо справляется с задачами «воздух-воздух» против других самолетов, как и с задачами «воздух-земля».

Это двухместное обновление также важно. Наличие дополнительного пилота может быть невероятно полезным для получения показаний радара, выбора целей и помощи в выполнении других важных задач в полете.

General Dynamics F-16 Fighting Falcon

Это еще один истребитель, имеющий долгую историю эксплуатации. Впервые он поступил на вооружение в 1979 году. За это время он стал еще одним основным продуктом американских ВВС и ВМС, и сегодня их насчитывается более 1000 самолетов.

Это еще один универсальный самолет, который может выполнять самые разные задачи. Подобно F-15 и его модернизации Strike Eagle, он часто использовался для миссий воздух-воздух и воздух-земля.

Что помогает отличить F-16 Fighting Falcon, так это то, что он также способен выполнять электронные атаки, способность, которая становится все более ценной в нашем постоянно меняющемся мире, зависящем от электричества.

Lockheed Martin F-22 Raptor

F-22 Raptor, гораздо более новое пополнение в списке ВВС, был впервые адаптирован военными в 2005 году. ВВС обозначили этот истребитель как часть вооружения пятого поколения.

Одной из самых отличительных черт этого реактивного самолета является то, что он способен поддерживать низкую видимость, укрываясь от других самолетов и давая ему явное преимущество.

Производство F-22 прекратилось в 2011 году, хотя он остается жизненно важной частью списка ВВС. Их было построено не так много, как почтенные модели F-15 и F-16, общее количество выпущенных самолетов F-22 составляет 195 едениц.

Lockheed Martin F-35A Lightning II

Этот истребитель-невидимка имеет долгую, а иногда и сложную историю производства. В ходе тестирования у него были серьезные проблемы, начиная от проблем с аккумулятором и заканчивая сложностями в неблагоприятных погодных условиях и проблемами с его скрытными функциями.

Это привело к длительным задержкам производства, не говоря уже о миллиардах, потраченных на исправление этих проблем. К счастью, многие из этих проблем были решены, и F-35 наконец-то заступает в строй.

ВВС Израиля разместили достаточно крупный заказ на эти новые истребители и были первой страной, которая развернула их в Сирии в мае 2022 года. США использовали их в авиаударах против ИГИЛ в 2019 году.

McDonnell Douglas F/A-18 Hornet

Теперь мы переключаемся с истребителей, используемых военно-воздушными силами США, на те, которые пилотируются в военно-морском флоте. F-18 Хорнет впервые был выпущен на McDonnell Douglas в середине 70-х годов, хотя Боинг также взялся за производство с середины 90-х годов.

Это летательный аппарат, который за последние пару десятилетий широко использовался в боевых действиях США на Ближнем Востоке, играя ключевую роль в воздушных наступлениях во время войны в Персидском заливе и войны в Ираке.

Его долговечность во многом объясняется универсальностью. F-19 Hornet разработан и выполняет на различных этапах своей боевой деятельности все: от разведки до непосредственной воздушной поддержки и подавления и нападения на противостоящие силы.

Boeing F/A-18E/F Super Hornet

Как нетрудно догадаться, это вариант McDonnell Douglas F / A-18 Hornet. Он способен выполнять более длительные миссии благодаря внешней топливной системе. Он также соответствует «супер» части своего названия, будучи значительно больше стандартного F-18 Hornet.

Впервые он поступил на службу в ВВС США в 2001 году и поступил на вооружение Королевских ВВС Австралии в 2010 году. ВМС США разместили заказ у Boeing еще на 78 самолетов в марте 2019 года.

Как и его предшественник, F-18 Super Hornet неоднократно принимал участие в боевых действиях на Ближнем Востоке и использовался для нанесения ударов против ИГИЛ. F-18 Super Hornet — это истребитель авианосного базирования, о чем свидетельствуют удары на Ближнем Востоке, нанесенные с американского военного корабля «Джордж Буш».

Grumman F-14 Tomcat

Поскольку общедоступная информация о современных американских истребителях по понятным причинам ограничена, именно здесь мы начинаем заниматься учебно-реактивными самолетами и теми, которые меньше нынешних. F-14 Tomcats — это и то, и другое.

Хотя F-18 Super Hornet заменил F-14 Tomcat на действительной военной службе, они по-прежнему ценны как учебные самолеты. Более того, хотя ВМС США сняли их с вооружения в 2006 году, они все еще используются Ираном, которому США продали несколько единиц.

Во время службы в ВМС США они использовались как перехватчики. Тем не менее, чтобы продлить их жизнь, были разработаны планы улучшения по их способностям наземного нападения.

Boeing T-45 Goshawk

Это еще один самолет, который начал свою жизнь как творение McDonnell Douglas, но производство было позже передано Boeing. Это также еще один истребитель, который далеко миновал свой расцвет, но продолжает жить как учебный.

T-45 Goshawk был введен в эксплуатацию еще в 1991 году, и остается активной частью военно — морского флота США, хотя и в основном как учебный потенциал. Как и F-18, он проектировался как самолет, который можно было использовать на палубе авианосца.

За весь срок службы истребителя было выпущено несколько вариантов. К ним относятся Т-45А, двухместная версия, также используемая морской пехотой США, и Т-45С, модернизированная версия со стеклянной кабиной и другими дополнениями, которая в настоящее время служит моделью для Т-45.

Northrop F-5

Как и F-45 Goshawk, Northrop F-5 представляет собой реактивный учебно-тренировочный самолет, используемый для того, чтобы «разогнать» новых пилотов ВМФ. Это настоящий самолет из прошлого, впервые он взлетел в первоначальном виде еще в 1959 году.

Излишне говорить, что с тех пор он претерпел несколько модификаций, и его модернизация Tiger II стала основой для моделей, которые все еще используются сегодня. Также были произведены варианты A, B, C, D, E и F. Всего между ними было выпущено несколько тысяч F-5. Из них около 500 остаются в эксплуатации в качестве учебных самолетов.

Истребители несли службу во время войны во Вьетнаме. Некоторые из них были захвачены во время падения Сайгона, после чего красные кхмеры смогли использовать небольшое количество из них в отдельных операциях.

Northrop T-38 Talon

Northrop F-5 оставил прочный след в истории истребителей компании Northrop, и T-38 Talon является продолжением этого. Как и его предшественник, он служил легким реактивным самолетом, который затем использовался для учебных миссий.

Т-38 также отличался тем, что помог стимулировать развитие технологии истребителей. Это важно из-за длительного воздействия истребителей семейства F-5 на будущие самолеты. F / A-18 в чем-то обязаны своим дизайном F-5 и, как следствие, Т-38.

Являясь модификацией F-5, он остается одним из самых долгоживущих самолетов в ВВС США, а его общий срок службы составляет 50 лет. Пилоты из других стран НАТО также принимают участие в совместных тренировках.

Northrop YF-17 Cobra

Northrop YF-17 — это летательный аппарат, который никогда не принимал участия в боевых действиях, а, скорее, служил одним из прототипов, оказавших столь большое влияние на разработку технологий, необходимых для создания F-18 Hornet.

Только два были произведены. Northrop включила их в программу «Легкий истребитель» ВВС США — соревнование для авиаконструкторов. Они проиграли прототипу того, что впоследствии стало F-16.

Тем не менее, любой прогресс приветствуется, а упор на легкий вес и маневренность, которые присутствовали в этой модели, стимулировал длительные конструктивные изменения, которые помогли добиться успеха F-18.

Boeing Т-7 Red Hawk TX

Теперь мы переходим от прошлого к прототипу будущему. Boeing F-7 Red Hawk TX — двухместный истребитель, который компания Boeing построила с нуля, независимо от предыдущих моделей. Он задуман как учебно-тренировочный истребитель нового поколения. T-7A Red Hawk стал первым самолётом, разработанным с применением метода цифровой инженерии.

В Boeing указывают, что применение метода цифровой инженерии позволило повысить качество первоначального проектирования на 75%. Время сборки сократилось на 80%, а разработка и тестирование программного обеспечения — на 50%.

Как видно из этого списка, Boeing и Northrop ведут некое соперничество, когда речь идет о разработке учебных прототипов истребителей. Поскольку последний недавно получил контракт на бомбардировщики.

Предстоит еще много работы над моделью, дата выпуска намечена на 2023 год. Внешний вид готового продукта наверняка станет предметом предположений и слухов в ближайшие годы в авиационных кругах.

Boeing EA-18G Growler

Как было сказано выше в отношении F-16 Fighting Falcon, радиоэлектронная борьба становится все более важной. Тем не менее, как и другие модели F-16, Fighting Falcon является более старым истребителем.

Потенциальной долгосрочной заменой ему может стать Boeing EA-18G Growler. Он также предназначен для использования возможностей радиоэлектронной борьбы. Модель впервые поднялась в воздух в 2006 году, поступил в ВВС США в 2009 году и до сих пор находится на военной службе.

Более того, другие страны обратили на это внимание. Королевские ВВС Австралии разместили заказ на Boeing EA-18G Growler. Американские EA-18G Growler были задействованы в военных операциях в Ливии в 2011 году.

Делитесь с друзьями

МиГ-35

Многофункциональный самолет российского производства, легкий истребитель 4++ поколения. Предназначение – установление господства в воздухе, нанесение точных ударов по надводным и надземным целям в зоне, недосягаемой ПВО противника.

МиГ-35 получен в результате модернизации предыдущих поколений этого самолета. Были улучшены эксплуатационные характеристики и повышена боевая эффективность и универсальность.

Saab JAS 39 Gripen

Многоцелевой самолет шведского производства. Может быть штурмовиком, разведчиком, истребителем, перехватчиком. У самолета есть возможность взлетать с недостаточно подготовленных аэродромов, может использоваться укороченный взлет. Saab JAS 39 Gripen прост в обслуживании, несложен в эксплуатации, оптимизирован для ведения боя в условиях своей страны.

Saab JAS 39 Gripen вооружены ВВС Швеции, Чехии, Венгрии, Таиланда, ЮАР. Один двухместный экземпляр используется в британской авиашколе ETPS для подготовки летчиков-испытателей.

Boeing F/A-18E/F Super Hornet

Конструкция этой модели переработана из F/A-18. Это штурмовик и бомбардировщик, способный стартовать из палубы авианосца. Состоит на вооружении США и Австралии, заказ на самолеты «Супер Хорнет» оформил Кувейт, компания-производитель продвигает их и на рынок Центральной Европы – в Чехию, Венгрию и Польшу.

Истребители выполняют важные функции, потому и считаются элитными самолетами в военно-воздушных силах. Они постоянно совершенствуются, участвуют в учебных полетах, боевых действиях и авиационных шоу.

Лучшие истребители военного времени

Во время Второй мировой войны истребители выпускались тысячами, а некоторые модели даже десятками тысяч. В ходе ожесточенных боев большинство их погибло, и лишь немногие уцелевшие превращены сегодня в музейные экспонаты.

МиГ-3


Полет восстановленного истребителя МиГ-3

В 1941 году единственным советским истребителем, превосходящим по скорости немецкие боевые машины, был МиГ-3. Этот самолет был создан для использования на большой высоте: именно там он мог раскрыть все свои преимущества и разогнаться до 640 километров в час. Вот только основные воздушные сражения на советско-германском фронте проходили на средних или даже малых высотах, где МиГ сразу тяжелел и становился довольно неповоротливым.

Еще одним очевидным недостатком советского истребителя было его слабое вооружение – всего один крупнокалиберный и два обычных пулемета. Всё это привело к тому, что уже в 1942 году МиГи перестали появляться на фронте. Надо сказать, что один из лучших летчиков-истребителей Второй мировой войны, Александр Покрышкин, высоко оценивал этот самолет, считая, что при умелом пилотировании он представляет собой грозное оружие.

МиГ-3 отличался довольно высоким уровнем технологичности и ремонтопригодности, что позволило этим истребителям дожить до конца войны. В основном они использовались в авиации ПВО.

Messerschmitt Bf.109


Messerschmitt Bf.109 на рулении. Хорошо видны крыльевые ниши для шасси

К концу войны, созданный еще в 1935 году Messerschmitt Bf.109, откровенно устарел, однако, с 1939 по 1942 это был лучший истребитель в мире. Одно только появление «мессеров» в воздухе уже заставляло нервничать пилотов всех стран антигитлеровской коалиции.

Основным «козырем» Bf.109 был вертикальный маневр. Немецкие асы, летавшие на этом истребителе, старались наносить внезапные и быстрые удары с высоты, а затем уходить от преследования на большой скорости. В горизонтальном маневре «мессер» был не так хорош, но советским самолетам трудно было навязать свои условия боя, поскольку они проигрывали в скорости.

Как известно, в конечном счете от люфтваффе мало что осталось, а война закончилась в Берлине, но память о смертоносном немецком истребителе сохраняется до нынешнего времени. Bf.109 остается едва ли не самым известным из всех когда-либо существовавших военных самолетов.

P-38 Lightning

Пара P-38 Lightning выполняет полет над штатом Калифорния

Двухдвигательные тяжелые истребители имелись на вооружении разных стран, участвовавших во Второй мировой войне. В СССР это был Пе-3, в Германии – Bf.110, в Британии – «Москито», но лучшим из всех стал американский P-38 Lightning. Его успех оказался настолько значительным, что в память об этом самолете получил своё имя новейший F-35 Lightning II.

Правда, на европейском театре военных действий достижения P-38 оказались не такими уж значительными. Их собственные потери составили здесь 1750 самолетов, в то время как количество уничтоженных в боях вражеских машин достигло двух с половиной тысяч. Однако война велась еще и на Тихом океане, а вот там преимущество «Лайтнинга» было вполне очевидным. Два мотора обеспечивали надёжность полетов на большие расстояния над морем, а мощное вооружение и очень неплохая скорость позволяли рассчитывать на победу в любом воздушном поединке.

Следует отметить, что этот самолет был многоцелевым и успешно использовался в качестве разведчика, бомбардировщика и даже санитарной машины. Наиболее известны, впрочем, всё-таки воздушные победы, например, перехват бомбардировщика, на котором летел японский адмирал Ямамото. P-38 атаковали и уничтожили сначала истребители прикрытия, а потом и главную цель, что привело к гибели одного из лучших военачальников Японии.

Mitsubishi A6M Zero


Японский лёгкий истребитель Mitsubishi A6M Zero

Перед началом Второй мировой войны американские военные не считали японскую авиацию серьёзным противником, полагая, что Страна восходящего солнца не располагает технологиями, позволяющими ей построить эффективный истребитель. Нападение на Пёрл-Харбор и последующие события показали, насколько ошибочными были эти суждения.

После первых же столкновений в воздухе выяснилось, что японские истребители Mitsubishi A6M Zero обладают примерно такой же скоростью, как и американские F4F Wildcat, но при этом имеют огромное преимущество в маневренности. Ввязаться с «Зеро» в классический бой на виражах, означало совершить самоубийство.

Японский истребитель был максимально облегчен, что резко снизило нагрузку на крыло и дало возможность совершать повороты минимального радиуса. Кроме того, на американских летчиков произвел сильное впечатление огромный боевой радиус «Зеро» — около полутора тысяч километров — в два с половиной раза больше, чем у палубных истребителей США.

Недостатком японского самолета являлась незащищенность: сбить его можно было всего несколькими попаданиями из пулемета. Кроме того, боекомплект к пушкам «Зеро» составлял всего 60 снарядов, что вынуждало пилотов вести огонь очень «экономно».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]