После развала Советского Союза сошли на нет все старания создателей уникальных боевых кораблей, которые были способны стереть с лица земли небольшие государства. На рубеже 90-х годов судостроительная отрасль в России, как и вооруженные силы, претерпевала колоссальные сложности. За все время восстановления страны даже не были модернизированы корабли, уже состоящие на вооружении российского флота. Возродить прежнюю практику строительства суден с огромными возможностями и омолодить Черноморский флот стало важно в нынешних непростых условиях. Вернуть российскому флоту былую славу намечено путем реализации проектов 22350 и 11356.
Судна для Черноморского флота
Совсем иная ситуация сложилась с кораблями проекта 11356. Промышленность России уже освоила эти фрегаты. Шесть кораблей, изготовленных на Балтийском судостроительном , успешно используются в ВМС Индии.
Было решено, что в ВМС РФ судна проекта 11356 будут нести службу в Черном море и прилегающих к нему акваториях. Основные задачи данных кораблей будут заключаться в демонстрации Андреевского флага, участии в антипиратских мероприятиях, а также в выполнении оборонительных и ударных миссий. Головной сторожевой фрегат проекта 11356 «Адмирал Григорович» стал символом, свидетельствующим о возвращении в строй кораблей-титанов.
Проекты 1155 и 11351
В результате внедрение вертолетного ангара вылилось в создание БПК проекта 1155, возведением которых были заняты два балтийских судостроительных завода. На керченском судостроительном заводе начали выпускать модернизированные сторожевики проекта 11351, которые планировалось передать пограничникам.
Наличие вертолета позволяло вести поиск, преследование судов-нарушителей границы. Корма была освобождена для размещения ангара. В связи с этим кораблестроители перенесли в носовую часть судна одну АК-100. В итоге количество ЗРК и артустановок калибром 100 мм стало вдвое меньше. Для защиты кораблей от атак с воздуха на корме была установлена пара шестиствольных автоматов АК-630 калибром 32 миллиметра. Была установлена и новая гидроакустика. В части кораблей, построенных в рамках проекта 11351, радиолокационная система «Ангара» была заменена на новейшую – «Фрегат-М2».
Все это позволило кораблям проекта 11351 превосходить суда предыдущих проектов.
Что собой представляет «сторожевик»?
Головной сторожевой фрегат 11356 «Адмирал Григорович» получил свое название в честь адмирала И. К. Григоровича, который с 1911 по 1917 годы являлся военно-морским министром России.
Работы по созданию данного судна начались в декабре 2010 года на калининградском стапеле «Янтарь» под заводским номером №01357. В апреле 2015 г. фрегат 11356 «Адмирал Григорович» уже был готов к испытанию. Тестировался данный корабль до конца того же года. В 2016 году после подписания приемосдаточного акта и поднятия военно-морского флага фрегат 11356 «Адмирал Григорович» официально был поставлен на вооружение ВМФ России. Сегодня он закреплен в качестве надводного сторожевого корабля за 30-й дивизией Черноморского флота.
Недостатки проекта 11357:
- 12 ПКР у фрегата будут не адекватны водоизмещению (большой 500-тонный катер проекта 12248 «Молния» вооружен 16 ПКР «Уран», кстати, в последней модификации дальность Х-35УЭ составляет 260 километров).
- Не отвечают современным требованиям о малозаметности в РЛС диапазоне решётчатая металлическая мачта и такая же опора под РЛС.
- Имеют избыточную массу и пониженные ТТХ средства противолодочной и противоторпедной обороны фрегата в сравнении с новыми образцами вооружения (торпедные аппараты ДТА-53-11356 + 4 единицы торпед СЭТ калибра 533мм + РБУ-6000, принятая на вооружение в 1961 году).
- Вероятнее всего будет установлен ЗРК «Штиль-1» с ВПУ (24 ячейки). Ракета «Штиль-1» тяжелее, чем у ЗРК «Редут» и менее совершенна.
Испытания
Во время межфлотского перехода в Севастополь (май-июнь 2016 года) «Адмирал Григорович» в рамках обязательных испытаний использовался для обнаружения «вражеских» подводных лодок.
В Черном море данный фрегат провел артиллерийские стрельбы по буксируемому специальному щиту. Стрельба велась также по мишеням, которые сбрасывала на воду авиация. Морской порт в г. Новороссийске стал местом, где данный фрегат принял участие в проводившемся конкурсе «Кубок моря-2016». В августе судно прошло тренировочные учения по устранению вражеских подлодок. В роли противника использовалось подводное судно «Ростов-на-Дону». Корабль принял участие в «Русской неделе на Ионических островах» (общественный форум).
В ноябре 2016-го «Адмирал Григорович» вышел из порта Севастополя и направился к сирийским берегам. Задачей фрегата является усиление российских ВМФ Средиземноморья.
Сдача заказа
Первый фрегат 11356 сдан весной 2003 г., через три месяца был сдан второй, а в 2004 году — третий. Индия начала эксплуатацию кораблей.
Хотя испытания выявили небольшие проблемы совместимости некоторых систем оружия, индийские заказчики высоко оценили, какой потенциал имеет фрегат 11356.
За успешной реализацией первого заказа последовал контракт еще на три фрегата. Суда строились по видоизмененному проекту 11356М. Теперь корабли оборудовались сверхбыстрыми противокорабельными ракетами «БраМос», разработанными совместно российскими и индийскими специалистами, вместо системы Club. Корабли нового проекта заказчик получил в 2012-2013 гг. Ремонт фрегатов 11356 в Индии производит российская сторона.
Защита
«Адмирал Григорович» — самый защищенный фрегат проекта 11356. Фото, представленное в статье, показывает общий вид судна. Защиту фрегату обеспечивает «Штиль» — зенитно-ракетный комплекс. В случае угрозы первыми вступают в бой ракеты данного ЗРК.
Как утверждают специалисты, учебные или тренировочные мероприятия с участием фрегата ничем не отличаются от боевых. Для того чтобы перехватить цель как во время тренировки, так и в боевой обстановке, экипажу фрегата отводится всего несколько секунд.
Отличия от прототипа
Советские пограничники использовали корабли проекта 11351 для сторожевых целей и для борьбы с браконьерством в прибрежных водах СССР. Поэтому на нем почти не было противокорабельного оружия.
Индийскому заказчику нужен был универсальный корабль, который может противостоять любому неприятелю. Так родился фрегат пр. 11356. Почти все оружие корабля было заменено. ЗРК «Оса-М» заменили на «Штиль-1». Появились ПУ для противокорабельных ракет Club. Обновлена была артиллерия среднего калибра – появилась артустановка А-190Э калибра 100 мм.
Из гидроакустики индийцы предпочли систему Humsa APSON. Все оборудование фрегатов управляется системой «Требование-МЭ».
Существенные отличия имеет и внешний вид. Фрегат пр. 11356 имеет меньшую заметность для радиолокаторов. Палубные постройки, исходя из опыта прошедших войн, сделаны стальными, а не алюминиевыми. Алюминий проявил малую стойкость при пожарах.
Система управления
Автоматизация судна «Адмирал Григорович» обеспечивается при помощи управленческой системы БИУС. Данная информационная система обрабатывает данные по пеленгу, дальности, курсу и скорости цели, используя высокопроизводительные вычислительные комплексы.
БИУС считается самой лучшей в мире, поскольку способна не только обрабатывать данные, но и управлять вооружением корабля. Система отображает быстро меняющуюся в боевых условиях тактическую обстановку. Сбор, обработка и отображение данных осуществляются автоматически. Далее преобразованную информацию получают навигация корабля и система вооружения. Таким образом, вести боевые действия фрегат может как в оперативном соединении с ВМФ, так и самостоятельно.
Технические характеристики сторожевика «Адмирал Эссен»
Фрегат «Адмирал Эссен», несмотря на небольшие размеры, обладает мощными техническими характеристиками. Длина сторожевика равняется 124,8 м, ширина — 15,2 м, осадка судна составляет 4,2 м. Водоизмещение корабля – 4035 т.
Максимальная дальность плавания фрегата порядка 4850 морских миль. Ходовая часть судна может развивать предельную скорость в 30 узлов. Время автономного похода при выполнении боевых задач доходит до 30 суток. Полная комплектация экипажа судна составляет 170 человек.
Фрегат «Адмирал Эссен» оборудован энергетической газотурбинной установкой, включающей в себя четыре двигателя: 2 форсажных и 2 маршевых. Общая мощность их работы достигает 56000 л. с. Электрообеспечение судна осуществляют 4 дизель-генератора, в сумме дающие мощность 3200 кВт.
Фрегат новейшего проекта 11356 «Адмирал Эссен» создавался с применением технологии, обеспечивающей высокую выживаемость корабля. Сюда относится защита не только от химического, но и от ядерного оружия. Помимо этого, у корабля максимально снижена акустическая заметность для противника.
В повседневном быте экипажу фрегата обеспечен максимально возможный уровень жизнедеятельности и комфорта. Камбуз и кают-компания корабля оборудованы современной техникой.
Вооружение
Осуществлять массированный ракетный огонь корабль может при помощи новых установок «Калибр-НК» (крылатые ракеты). Этим оружием оснащен каждый фрегат 11356. Фото, представленное в статье, показывает вооружение судна «Адмирал Григорович». В ноябре 2016-го ракетные установки «Калибр-НК» были эффективно использованы в Сирии во время уничтожения целей инфраструктуры Исламского государства.
Судна проекта 11356 могут осуществлять атаки, используя, кроме крылатых ракет, корабельную артиллерийскую установку А-190. Ее созданием занимались работники . Данное вооружение представляет собой 100– миллиметровую 15–тонную установку, которая за минуту способна осуществить 80 выстрелов.
Специально для кораблей проекта 11356 тульским КПБ был создан артиллерийский зенитно-ракетный комплекс «Палаш». Он представляет собой единую башенную установку с эффективным многорежимным ракетным вооружением и встроенной системой управления. Как утверждают специалисты, корабль, оснащенный таким орудием, станет неуязвимым при ударе противника одновременно четырьмя противокорабельными ракетами.
Русские фрегаты: проект 11356
По плану Государственной программы вооружения на 2011–2020 годы, в состав Военно-морского флота РФ должно войти пять-шесть кораблей проекта 11356.
С 1999 по 2004 годы было построено и введено в строй 3 фрегата данного проекта для Индии – Talwar, Trishul, Tabar. В настоящее время для Индии строят ещё 3 фрегата.
Для России заложен в декабре 2010 года «Адмирал Григорович» для Черноморского флота, предположительно для Черного моря построят ещё 2 фрегата – «Адмирал Эссен» и «Адмирал Колчак». Возможный ввод в строй – 2013-2015 гг. Затем предполагается заложить ещё серию из трёх кораблей.
Проект разработан ФГУП «Северное проектно-конструкторское бюро» на базе российского пограничного сторожевого корабля 11351.
Назначение
Сторожевые корабли проекта 11356 предназначены для ведения боевых действий в океанских и морских районах самостоятельно и в составе соединения кораблей в качестве эскортного корабля. Боевые возможности корабля позволяют вести поиск и уничтожение подводных лодок противника; осуществлять противокорабельную, противовоздушную и противолодочную оборону боевых кораблей и судов в море; поддерживать боевые действия сухопутных войск и обеспечивать высадку морских десантов.
Конструктивные особенности и архитектура
Корпус корабля полубачный, с продленным полубаком и достаточно полными обводами в надводной части носовой оконечности. Корабль имеет трехостровную надстройку. Корпус и надстройка корабля выполнены стальными.
При создании корабля, в целях повышения его защищенности и живучести, были использованы методы архитектурной защиты с учетом технологии «стелс», а также реализованы мероприятия по снижению акустической заметности и защиты от оружия массового поражения.
В качестве главной энергетической установки используется двухвальная газотурбинная установка типа COGAG, состоящая из двух форсажных газотурбинных двигателей (ГТД) и двух маршевых ГТД, работающих через сложные редукторы на два винта фиксированного шага. Суммарная мощность ГЭУ — 56000 л.с.
Электроэнергетическая система включает 4 дизель-генератора WCM 800/5 суммарной мощностью 3200 кВт.
Базовые ТТХ фрегата
Водоизмещение, т: Нормальное – 3830, Полное – 4035, Длина наибольшая (по КВЛ), м — 128,4 (115), Ширина наибольшая (по КВЛ), м — 15,2 (14,2), Осадка, м: по КВЛ — 4,2, средняя (при нормальном водоизмещении) — 4,64, максимальная (при полном водоизмещении) — 6,8, ГЭУ Главный турбозубчатый агрегат М7Н.1Э — 1 ГГТА, Максимальная мощность на валах при температуре наружного воздуха +15 — 2Х28 000 л/с Скорость полного хода, узл.: при температуре наружного воздуха +15° — 30, при температуре наружного воздуха +40° — 28, Дальность плавания экономичным ходом (14 узл.) при наибольшем запасе топлива, миль — 4850 Экипаж, чел. – 220 (плюс 20 морпехов), Автономность по запасам провизии, суток – 30, Вооружение Ударное ПУ ПКРК «Club-N» — 1х8, Боезапас ПКР 3М54Э – 8, Зенитное ПУ ЗРК «Штиль-1» — 1, Боезапас ЗУР 9М317Э – 24, ЗРАК 3М87 «Каштан» — 2, Боезапас ЗУР – 64, Боезапас 30-мм снарядов — 6000, ПЗРК «Игла-1Э», шт. — 8, Артиллерийское — А-190Э Противолодочное 533-мм ДТА-53-956 — 2х2, ПУ РБУ-6000 — 1, Авиационное — Ка-28 или Ка-31.
Вооружение
Ракетный комплекс Club-N:
основу ударного вооружения построенных Балтийским заводом для Индии фрегатов составляет ракетная система «Клаб-Н», предназначенная для поражения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия надводных кораблей и подводных лодок различных классов и типов, наземных стационарных и ограниченно подвижных целей с заранее известными координатами. Система «Клаб-Н» состоит из 8-ми самонаводящихся фугасно-проникающих ракет. Противокорабельные крылатые ракеты 3М-54ТЭ (с низколетящей сверхзвуковой боевой ступенью) и 3М-54ТЭ1. Дальность стрельбы от 10 до 220 и 300 км соответственно. Масса боевой части ракеты — 220 кг, максимальная скорость полета — до 700 м/c.
Предстартовая подготовка, формирование и ввод полетного задания осуществляются универсальной системой управления стрельбой. Прямых зарубежных аналогов ракетам системы «Клаб-Н» не существует.
Это первая в России пусковая установка вертикального старта. Комплекс разработан и изготовлен ОКБ «Новатор» (Екатеринбург) специально для экспорта в Индию в комплекте с боевыми кораблями. Часть средств в разработку комплекса Club-N инвестировал Балтийский завод.
Благодаря вертикальному исполнению пусковой установки комплекс Club-N располагается под палубой в носовой части корабля. Это делает его размещение более компактным, а также обеспечивает наименьшую уязвимость от поражения противником.
Модульную подпалубную пусковую установку комплекса Club-N, в которой и размещаются ракеты, изготавливает Балтийский завод. Разработчик установки — КБ специального машиностроения (С.- Петербург). Кроме ракет, входящих в состав комплекса Club-N, данная пусковая установка может обеспечивать хранение и старт еще трех типов противокорабельных ракет. Это открывает широкие возможности для поставки таких пусковых установок как в Индию, так и другим зарубежным заказчикам.
Артиллерийский комплекс:
для стрельбы по воздушным и морским целям на фрегате установлен новейший одноорудийный артиллерийский комплекс 100-мм калибра, обеспечивающий при минимальном времени реакции высокую эффективность стрельбы по воздушным, морским и береговым целям. Состоит из одноорудийной артиллерийской установки А-190Э и системы управления стрельбой 5П-10Э.
Артустановка разработана нижегородским ЦНИИ «Буревестник» и производится в Петербурге на машиностроительном специально для поставки на корабль, экспортируемый в Индию. На сегодняшний день это самая скорострельная морская пушка. При 2-сторонней подаче боеприпасов А-190Э производит 80 выстрелов в минуту и обеспечивает эффективную дальность стрельбы на расстоянии около 20 км.
С целью постановки на фрегат, а также на корабли третьего ранга (водоизмещением до 2000 тонн) пушка выполнена в облегченном варианте. А-190Э весит в 2,5 раза меньше по сравнению с выпускаемой ранее артустановкой А-214, масса которой без боекомплекта составляла 35,7 тонны.
Система управления стрельбой 5П-10Э «Пума» (разработка — КБ «Аметист», производство ОАО «РАТЕП») обеспечивает поиск, захват и сопровождение целей в автоматическом режиме.
Информационно-управляющая система «Требование-М»:
сбор и обработку информации, а также выдачу целеуказания всем комплексам вооружений и обороны фрегата обеспечивает боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Требование-М». Специально для корабля данного проекта БИУС «Требование-М» разработало и поставило НПО «Меридиан» (С.- Петербург).
«Требование-М» самостоятельно формирует задачи для всех общекорабельных комплексов вооружения, исходя из ситуации опасности: определяет количество пусков и выстрелов, отображает информацию о состоянии боевых средств корабля, передает информацию системам защиты. Система способна обрабатывать информацию, поступающую одновременно от 250 источников.
Многоканальный зенитный ракетный комплекс средней дальности «Штиль-1»
: Используется для отражения массированных атак воздушного противника (на каждую цель может одновременно наводиться до трех ракет).
Корабельный зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Каштан»:
обеспечивает оборону корабля от высокоточного оружия противника (включая противокорабельные ракеты), а также поражение малоразмерных целей. В комплексе «Каштан» впервые совмещено ракетное и артиллерийское оружие: твердотопливные зенитные управляемые ракеты и два 30-мм шестиствольных автомата АО-18К. Высокая боевая устойчивость комплекса обеспечивается за счет наличия каналов одновременного сопровождения целей и ракеты в радиолокационном и телевизионно-оптическом режимах.
Противолодочное оружие:
2 спаренных 533-мм торпедных аппарата ДТА-53-11356-2, одна реактивная бомбометная установка РБУ-6000; предназначено для борьбы с подводными лодками противника.
Радиоэлектронное и гидроакустическое вооружение
фрегата служит для обнаружения целей и управления оружием. Радиолокационное (РЛС типа «Фрегат-М2ЕМ») обеспечивает обнаружение целей, определение их координат и сопровождения.
Гидроакустические станции (Humsa APSON в бульбе, SSN-137 буксируемая) служат для своевременного обнаружения подводных лодок и средств поражения противника.
Средства управления оружием
— 4 РЛС управления зенитным оружием, РЛС 3T-25E «Гарпун» управления артиллерийской установкой.
Вооружение РЭБ
— 2-4 ПУ ложных целей ПK10, система противоторпедной защиты «Удав» и другие, служит для противодействия средствам поражения противника.
Авиационное вооружение
— противолодочный вертолет Ка-28 или Ка-31, служит для выполнения разведывательных и других задач в ходе борьбы с подводными лодками противника. Для этого фрегат оборудован ангаром и взлетно-посадочной площадкой.
Что было усовершенствовано?
Вопреки сложившемуся убеждению, что отдельно взятый корабль может выполнять только одну определенную задачу, судна проекта 11356 предназначены для работы с несколькими типами цели.
Фрегат 11356 «Адмирал Григорович» эффективно применяется как для уничтожения подводных суден противника, так и для обстрела надводных кораблей. Это стало возможным, благодаря специальной опознавательной системе, которая присваивает любой вражеской цели значение «чужая». Подобной системой планируется оснастить «Адмирал Григорович» и фрегат проекта 11356 «Адмирал Эссен», которые будут нести службу в Черном море.
Сходство с прототипом
Зато корпус судна и энергический агрегат М-7НЭ сохранили высокую степень сходства с удачным прототипом. Увеличение оснащенности вооружениями и рост топливных запасов, позволяющих достичь дальности плавания 4500 миль, привело к росту водоизмещения на 20 % — до 4035 т. При этом максимальная скорость, которую развивал фрегат 11356, упала с 32 до 30 узлов. Это приемлемая плата за увеличение возможностей.
Второй сторожевой корабль
Вторым сторожевым кораблем проекта 11356 стал «Адмирал Эссен». Фрегат 11356 создан инженерами Северного ПКБ. Свое название судно получило в честь адмирала Н. О. фон Эссена. Проходит испытания третий корабль «Адмирал Макаров», строительство остальных фрегатов приостановлено из-за срыва Украиной поставок необходимого оборудования.
Конструкторские работы по фрегату «Адмирал Эссен» были начаты в 2011 году. Закладка корабля осуществлялась в Прибалтике работниками калининградского судостроительного . Фрегат значился под №01358.
Осенью 2014-го «Адмирал Эссен» был готов к ходовому испытанию. 7 ноября его спустили на воду под №751. После успешных заводских испытаний в ноябре 2015 г. фрегат был впервые спущен на воду, а в 2016 году — успешно испытан на государственном уровне. 23 марта судно вышло в море из военно-морской базы Балтики и отправилось в направлении Северного флота.
Фрегат должен был совершить межфлотский переход. Во время движения экипажем проводились работы по совместному маневрированию с сопровождающими кораблями. Межфлотский переход позволил морякам проверить навигацию корабля, средства связи и радиотехники. Экипаж «Адмирала Эссена» успешно провел обязательные учебные стрельбы. Комплексы вооружения судна были также успешно испытаны в Баренцевом море. Обязательные государственные испытания были завершены в апреле 2016-го.
Изначально было решено, что данный фрегат будет передан Черноморскому флоту в конце мая 2016 г. Предполагалось, что этой датой станет 26 мая. Однако 25 числа было решено провести дополнительное испытание. 7 июня 2016-го на фрегате «Адмирал Эссен» был поднят военно-морской флаг. В это же день новый корабль поступил на вооружение Черноморского флота России.
История проектирования фрегатов
В 1960-х годах решено было дорогостоящие большие противолодочные корабли дополнить в составе флота новыми сторожевыми кораблями. Несмотря на меньший, чем у БПК, размер, вооружены корабли были не хуже. Начиная с 1964 года, началась разработка проекта 1135 – фрегата, имеющего водоизмещение более двух тысяч тонн. Вооружить корабли планировалось противолодочной ракетной системой «Пурга», ЗРК «Оса-М», четырехтрубным торпедным аппаратом, двумя сдвоенными артсистемами АК-726 и комплексами РБУ-6000. Также судно планировалось оборудовать современной гидроакустической системой «Титан-2».
Правда проблемы, проявившиеся в ходе испытаний комплекса «Пурга» и слишком малая максимальная дальность (в 6 км), заставили отказаться от него в пользу счетверенной ПУ противолодочной системы «Метель» дальностью 50 км. Правда выяснилось, что дальность несколько избыточна, поскольку станция «Титан-2» имела значительно меньшую дальность обнаружения.
Кроме того, было удвоено количество торпедных агрегатов, зенитных систем. Суда проекта оснастили буксируемой гидроакустической системой «Вега». Водоизмещение судов проекта 1135 также увеличилось, достигнув 3200 тонн. Спущенные на воду суда с успехом выполняли свои боевые задачи. Благодаря использованию газотурбинных двигателей они развивали приличную скорость (32 узла) и способны были действовать на дальности до 4000 миль.
Корабли проектов 1135 и их модификации проекта 1135М понравились морякам. За 10 лет выпущено 32 корабля проектов 1135 и 1135М.
Правда суда отличались серьезным изъяном – в них не было вертолетного ангара. С развитием технологий во многих флотах задачи поиска и поражения субмарин легли, помимо корабельных средств, на авиацию, размещенную на кораблях.