Содержание
- 1 Авианосец 1.1 Тяжелые авианосцы
- 1.2 Легкие авианосцы
- 1.3 Сопровождение перевозчиков
- 1.4 Тендеры на гидросамолеты
- 2.1 Линейные крейсеры
- 3.1 Разрушители
)
- 8.1 Корабль снабжения продовольствием
Японские линкоры: малыши и гиганты.
Главная » Альтернативная История » Альтернативное кораблестроение — Флоты которых не было » Японские линкоры: малыши и гиганты.
Альтернативное кораблестроение — Флоты которых не было
СЕЖ 20.11.2015 368
0
в Избранноев Избранномиз Избранного 1
Японские линкоры: малыши и гиганты.
Данный материал, представляет собой очередную версию «карманных линкоров Японии» и «малы линкоров Японии». Понимаю, что три материала на одну тему, это в принципе «масло маслянное» — а тут еще и без перерывов про полгода (что бы коллеги забыли о чем речь). Во многом, данный материал создается ради одного (точнее уже трех) рисунка. А именно альтернативного крейсера «Тоне». Жаба не позволила удалить любезно нарисованный корабль, и пришлось придумывать материал. Точнее оказалось, что это уже третий или четвертый материал — в предыдущих альтернативах, сюжет повернулся так, что рисунок некуда было приткнуть.
Потом вспомнилось, что кто-то рекомендовал достроить «Синано» как линкор и вдарить по США (а ранее, примерно это же описывал коллега Андрей). В принципе может считаться неким продолжением «малых линкоров», и некой альтернативой если речь идет о мире 4-х орудийных кораблей.
***
Понимая, что стремление к максимальному облегчению кораблей ведет к снижению их боевых качеств (что продемонстрировал опыт «Аобы» и «Фурутаки»), Хирага в следующей серии тяжелых крейсеров полностью использовал лимит водоизмещения, отведенный вашингтонскими нормами на каждый корабль — 10 тыс. т. Но не успели просохнуть чернила на проекте «Миоко», Хирага осознал что 10 орудий пусть и в 203-мм будет недостаточно. Проблема в том, что флот отказался от проекта с 12-ю 203-мм орудиями. Но даже 12 8-дюймовых орудий могло быть не хватать в бою. Ведь японскому крейсеру надо будет быть не только индивидуально сильнее любого крейсера европейцев или американцев, но и возможно противостоять двум вражеским кораблям одновременно. Другими словами, корабль должен быть вооружен оружием гарантирующей преимущество в бою. Выбор пал на калибр 254-мм.
Если поставить 6 (2*3) 254-мм орудий то японские корабли получат превосходство в бою над любым вражеским крейсером.
Вот только 6 орудий было не достаточно для крейсера в плане скорострельности. В попытке исправить положение, т.е. повысить скорострельность, было решено ставить 9 254-мм орудий.
Однако третья башня — это дополнительный вес. Так сколько надо орудий, и где разумное соотношение: 6 орудий — в 2-х трехорудийных башнях или 9 в 3-х трехорудийных башнях. В первом случае огневая мощь падает, но зато легкий вес, во втором — высокая огневая мощь, но большой вес.
Раздумывая над сложной проблемой, конструктора выбрали золотую середину: поставить на крейсер 2 башни, но трехорудийные, а четырехорудийные! Огневая мощь в таком варианте падала незначительно (с 9 до 8 орудий, но больше если 6 орудий), да и вес оказывался не таким большим.
Понимая, что при 254-мм артиллерии, японские крейсера будут слабы на ближней дистанции (из-за низкой скорострельности данных орудий), было решено усилить вспомогательное вооружение — установкой кормовой и носовой установки со 120 / 127-мм орудиями)
Установка дополнительных вспомогательных орудий, натолкнула на мысль о «маскировочном» вооружении. Ведь башня с 254-мм орудиями, как ее не маскируй все же будет заметна. А раз заметна, то значит и до осознания факта, что Япония начхала на Вашингтонский договор совсем не далеко. Поэтому башни ГК с 254-мм орудиями убираем, а на их место ставим 2 установки типа ___. А еще лучше — создать двойную, точнее счетверенную установку.
К сожалению, дальше эскизных работ, дело не пошло. На будущие «малые линкоры» / «карманные линкоры» / тяжелые крейсера поставили маскировочную башню со 152-мм орудиями.
Маскировочная башня давала еще одну проблему — Подготовка моряков. Точнее учение моряков но так что бы это осталось тайной.
Поскольку тренировать моряков на «Миоках» (а позже «Такао», «Тоне», «Могами») в обслуживании 4-х орудийной башни с 254-мм орудиями было не возможно (ведь башни будут установлены только перед самой войной), Япония решила тренировать моряков на специальных кораблях. Этими специальными кораблями оказались «Мисима» и «Окиносима» (бывшие «Адмирал Сенявин» и «Генерал-адмирал Апраксин»), соответствующим образом модернизированные — т.е. получившие новую (для каждого корабля) башню. Тренировка моряков, между прочим имела еще один скрытый нюанс — башни на японских крейсерах получились идентичными.
В начале 1930 года Япония приняла участие в Лондонской конференции, по итогам которой была вынуждена подписать Лондонский морской договор 1930 года. Согласно этому документу, число тяжёлых крейсеров японского флота ограничивалось 12 единицами. К тому времени в строю уже находились по два тяжёлых крейсера типов «Фурутака» и «Аоба». Так же имелись четыре типа «Миоко» и находились в достройке четыре единицы типа «Такао», формально являвшимися легкими крейсерами. Вот только тяжелые «Фурутаки» и «Аобы» с 203-мм орудиями, уступали в водоизмещении «Миоко» с «Такао» со 152-мм орудиями. Однако раз буква Договора соблюдена, то надо ее выполнять — ведь американские и европейские «вашингтонцы» то же не совсем укладывались в лимит. Причем в лимит не укладывались не легкие крейсера со 152-мм орудиями, а как раз тяжелые крейсера с 203-мм артиллерий. Таким образом, пусть Япония и нарушила правила (т.е. водоизмещение), но ее «тяжесть» была меньше по сравнению с нарушившими правилами (все то же — водоизмещение) Великобританией и США.
Однако, Великобритания и США приравняли «Такао» и «Миоко» к тяжелым крейсерам. От такого приравнивания Японии было ни жарко, ни холодно Делая вид, что разрабатывает легкие крейсера, Страна Восходящего Солнца разрабатывала сверхтяжелые крейсера.
Первый «как бы легким, но на самом деле тяжелым» крейсером стал крейсер типа «Могами» (усовершенствованный «Такао»). Стандартно снизив вес где только можно (и при этом сохранив значительный резерв который превышал водоизмещение), японцы предъявили миру очередной легкий крейсер.
Последними «малыми линкорами», «карманными линкорами» Японии стали крейсера типа «Тонэ». Этот тип существенно отличался от предыдущих крейсеров / малых линкоров / карманных линкоров Японии.
Особенность типа «Тоне» состояла в том, что обе башни главного калибра были сосредоточены в носовой части корабля, благодаря чему корма оказалась освобожденной для взлета самолетов. Наличие 8 гидросамолетов в какой-то мере компенсировало отсутствие 2 установок универсальной артиллерии.
С другой стороны, Япония получила «ни то ни се», а именно — тяжелый гидрокрейсер (в принципе надо развить эту идею: У.К. Алекс22 когда у вас там ДР? — вот и будет презент)
Проектируя и строя очень сильные крейсера / малые линкоры / карманные линкоры, конструктор Хирага попал под влияние собственных работ. Поэтому, при проектировании сверхдредноута (тип «Ямато»), Хирага воспользовался крейсерскими наработками.
Таким образом, линкоры типа «Ямато» в целом имели схожий силуэт и черты что и «малые линкоры». Две башни главного калибра с 4 орудиями, две башни с универсальной артиллерией (127-мм) позади башен. На этом сходство и заканчивалось.
Двух башенная схема «Ямато» позволила сократить длину линкора, увеличить длину бронепояса (хотя он смог прикрыть только 2/3 — но все равно больше чем в оригинале), при этом огневая мощь (вес залпа) снижалась не на много: с 13140 кг при 9 орудий, до 11680 кг при 8 орудий.
Стоит отметить, что на самом деле тип «Ямато» проектировался на 12 орудий (3*4), — вес залпа превосходил бы 17 тонн. Истинная причина была в другом. Линкор водоизмещением в 60 тыс.тонн и с 460-мм орудиями (при разрешенных 35 тыс. тонн и 406-мм орудиях), уже считался японцами как недостаточно сильным. На чертежных досках рисовались проекты линкоров следующего поколения, с орудиями калибром не менее 510-мм. В этих обстоятельствах, особо не надо было строить супер линкор — ведь следующий тип был еще мощнее.
Первые два суперлинкора «Ямато» и «Мусаси» вступили в строй в первой половине 1942 года. Третий линкор этой серии — «Синано» в декабре 1941 года находился в готовности на 60%, когда его строительство было заморожено. Летом 1942 года (после битвы при Мудэй) было принято решение достраивать линкор. А вот линкор №111, имевший 40% готовности было решено достраивать как авианосец; при этом имелись планы достроить «Синано» как авианосец, но они были слишком затратные.
Вся четверка кораблей типа «Ямато» (3 линкора и авианосец) приняла участие в знаменитом Филиппинском сражении где американский флот потерпел поражение. Несмотря на успех, в стратегическом плане ситуация для Японии не изменилась.
Авианосец
Тяжелые авианосцы
Перевозчик флота (11) | |||||
Учебный класс | Рисунок | Тип | Корабли (количество лет в эксплуатации) | Смещение | Примечание |
Акаги -учебный класс | Авианосец | Акаги (1927–1942) | 36 500 тонн | Преобразован из Линейный крейсер типа Амаги. Затоплен на Мидуэе 5 июня 1942 г. | |
Кага -учебный класс | Авианосец | Кага (1928–1942) | 38 200 тонн | Преобразован из Линкор типа Тоса. Потоплен на Мидуэе 4 июня 1942 г. | |
Сурю -учебный класс | Авианосец | Сурю (1937–1942) Хирю (1939–1942) | 16 200 тонн | Хирю часто считают отдельным классом. Затоплен на Мидуэе 5 июня 1942 г. Сорю участвовал в атаке на Перл-Харбор, битве при острове Уэйк и поддерживал завоевание голландской Ост-Индии. Потоплен 4 июня 1942 г. | |
Сёкаку -учебный класс | Авианосец | Сёкаку (1941–1944) Дзуйкаку (1941–1944) | 25 675 тонн | За исключением битвы за Мидуэй, Сёкаку и Дзуйкаку участвовал во всех крупных военно-морских действиях Тихоокеанской войны, включая нападение на Перл-Харбор, рейд в Индийском океане, битву в Коралловом море и кампанию на Гуадалканале. | |
Унрю -учебный класс | Авианосец | Унрю (1944–1945) Амаги (1944–1945) Кацураги (1944–1945) | 17 480 тонн | В основе конструкции этих кораблей лежал авианосец. Хирю. IJN планировал построить 16 кораблей, однако только 3 завершены, 2 почти завершены, но позже проект был заброшен, а после войны списан. Один также почти завершен, но затонул в качестве учебной цели, а затем был утилизирован и отправлен на слом. Остальные аннулированы в пользу строительства Синано. | |
Тайхо -учебный класс | Авианосец | Тайхо (1944–1944) | 30 250 тонн | Небольшой перерыв в традиционном японском дизайне авианосца, Тайхо был тяжеловесным бронетранспортером, который должен был выдержать многочисленные бомбовые и торпедные удары. Однако недостатки конструкции и плохой контроль повреждений позволили потопить его одной торпедой из USS Альбакор 19 июня 1944 г. | |
Синано -учебный класс | Авианосец | Синано (1944–1944) | 65 800 тонн | Изначально заложена как третья из Ямато -классовые линкоры, Синано был преобразован в авианосец из-за поражения японцев у Мидуэя. Был потоплен 29 ноября 1944 г. торпедами из г. USS Рыба-лучник . |
Легкие авианосцы
Легкий авианосец (9) | |||||
Учебный класс | Рисунок | Тип | Корабли | Смещение | Примечание |
Хошо -учебный класс | Легкий авианосец | Хошо (1922–1945) | 7 470 тонн | Первый в мире специализированный авианосец. Списан в 1946 году. | |
Рюдзё -учебный класс | Легкий авианосец | Рюдзё (1931–1942) | 8000 тонн | Потоплен в 1942 году. | |
Hiy -учебный класс | Легкий авианосец | Hiy (1942–1944) Дзюнъё (1942–1946) | 24 150 тонн | Преобразован с океанского лайнера в 1939 году. Hiyō затонул, а Jun’yō сдан на слом 1946–1947. | |
Zuih -учебный класс | Легкий авианосец | Zuih (1940–1944) Сёхо (1939–1942) | 11 443 тонны | Оба затонули во время Второй мировой войны. | |
Титосэ -учебный класс | Легкий авианосец | Титосэ (1938/1944–1944) Тиёда (1938/1944–1944) | 11 200 тонн | Оба корабля были куплены на гидросамолеты до их переоборудования в 1943 году. Оба корабля затонули в 1944 году. | |
Рюхо -учебный класс | Легкий авианосец | Рюхо (1934/1942–1945) | 16,700 тонн | Переделан с подводной лодки тендер «Тайгэй» 1941–1942 гг. Вновь принят в качестве Рюхо в 1942 году. Списан на слом в 1946 году. |
Сопровождение перевозчиков
Эскорт-перевозчик (10) | |||||
Учебный класс | Рисунок | Тип | Корабли | Смещение | Примечание |
Тайё -учебный класс | Перевозчик сопровождения | Тайё (1941–44) Чуйо (1942–43) Unyō (1942–44) | 17 830 тонн | Все потоплено. | |
Кайё -учебный класс | Перевозчик сопровождения | Кайё (1943–1945) | 13 600 тонн. Переделан с океанского лайнера Аргентина Мару. | Списан в 1946 году. | |
Шинъё -учебный класс | Перевозчик сопровождения | Шинъё (1943–1944) | 17 500 тонн | ||
Акицу Мару -учебный класс | Перевозчик сопровождения | Акицу Мару (1942–1944) Нигицу Мару (1942?–1944) | 11 800 тонн | Управляется японской императорской армией. Первые в мире десантно-штурмовые корабли. | |
Симанэ Мару -учебный класс | Перевозчик сопровождения | Симанэ Мару (1945–1945) | 11 989 тонн | ||
Ямасио Мару -учебный класс | Перевозчик сопровождения | Ямасио Мару (1945–1945) | 16 119 тонн | ||
Кумано Мару -учебный класс | Перевозчик сопровождения | Кумано Мару (1945–1945) | 8258 тонн | Эксплуатируется Императорской Японской Армией. |
Тендеры на гидросамолеты
Гидросамолет тендер (9) | |||||
Учебный класс | Рисунок | Тип | Корабли | Смещение | Примечание |
Нисшин -учебный класс | Гидросамолет тендер | Нисшин (1942–1943) | 11499 тонн | Также сверхмаленькая подводная лодка авианосец и минный заградитель | |
Камикава Мару -учебный класс | Гидросамолет тендер | Камикава Мару (1937–1943) Киёкава Мару (1941–1946) Кимикава Мару (1937–1944) Куникава Мару (1937–1945) | 6862 тонны | Hirokawa Maru того же класса был преобразован во вспомогательный (зенитный) крейсер вместо тендера на гидросамолет, когда его впечатлили военно-морским флотом. | |
Акицусима -учебный класс | Гидросамолет тендер | Акицусима (1942–1944) | 4725 тонн | ||
Камой -учебный класс | Гидросамолет тендер | Камой | 17273 тонны | ||
Ноторо -учебный класс | Гидросамолет тендер | Ноторо | 15647 тонн | Из 7 нефтяников в классе Ноторо был преобразован в тендер-гидросамолет, а Ширетоко — в корабль-боеприпас. | |
Мидзухо -учебный класс | Гидросамолет тендер | Мидзухо | 10930 тонн | Также сверхмаленькая подводная лодка перевозчик |
Последний успех японского флота
К марту 1942 года, после падения Сингапура и уничтожения морских сил ABDA в ходе сражения в Яванском море японский флот взял под свой контроль все воды, омывающие Юго-Восточную Азию. Единственной угрозой здесь оставался британский Восточный флот, базировавшийся на Цейлон, атолл Адду и гавани Восточной Африки. При этом Ударное авианосное соединение адмирала Тюити Нагумо требовалось японцам для предстоящей борьбы за центральную часть Тихого океана. Поэтому для разгрома противника в Индийском океане у японского флота имелось всего два месяца — март и апрель.
Цели и задачи операции «С»
Операция японского флота в Индийском океане, получившая обозначение «С» (то есть «Цейлон»), фактически представляла собой не кампанию по установлению господства на определённом морском театре, а ограниченный по времени рейд. Он должен был завершиться в срок вне зависимости от достигнутого результата.
9 марта 1942 года главнокомандующий Объединённым флотом адмирал Исороку Ямамото поставил перед командующим Южным Экспедиционным (2-м) флотом адмиралом Нобутакэ Кондо сразу две задачи: атаковать Цейлон, уничтожив все расположенные на нём морские силы противника, и обеспечить прикрытие с моря Бирманской операции.
Операции японских сил в Индийском океане в первой половине 1942 года
Последняя задача была особенно важна: с января по май 1942 года японская 15-я армия генерал-лейтенанта Иидо Сёдзиро вела бои в Бирме, имея целью обеспечение безопасности Индокитая с суши и выход на границы Индии. Вплоть до постройки Бирманской железной дороги снабжение японских войск здесь приходилось вести по морю, и этот путь требовалось обезопасить от британского флота.
Операция против Цейлона возлагалась на 1-й Воздушный (авианосный) флот адмирала Тюити Нагумо, подчинённый Кондо в оперативном отношении. Вторую задачу Кондо брал на себя, выделив для этого Малайское соединение адмирала Дзисабуро Одзавы: лёгкий авианосец «Рюдзё» в сопровождении пяти тяжёлых и одного лёгкого крейсера, а также восьми эсминцев.
Силы Нагумо
Под командованием адмирала Нагумо находилось пять авианосцев: «Акаги», «Хирю», «Сорю», «Сёкаку» и «Дзуйкаку», сведённых в три авианосных дивизии — 1-ю, 2-ю и 5-ю. При этом 1-я дивизия состояла из одного флагманского «Акаги» — его постоянный напарник «Кага» ещё 2 марта из-за неисправности в машине был отправлен в метрополию. Всего на авианосцах находилось 342 самолёта: 105 истребителей А6М2 «Зеро», 114 пикировщиков D3A1 «Вэл» и 123 торпедоносца B5N2 «Кейт».
Вице-адмирал Нагумо history.navy.mil
Авианосцы сопровождала 3-я эскадра линейных крейсеров: «Конго», «Хиэй», «Харуна» и «Кирисима». Эти корабли времён Первой мировой в 30-х годах были кардинально модернизированы и теперь развивали скорость до 30 узлов. Но их слабая бортовая броня (203 мм) не давала им никаких шансов в бою с «настоящими» линкорами. На практике эти корабли рассматривались в качестве своеобразных «сверхтяжёлых» крейсеров для придания устойчивости быстроходным соединениям, и в этом качестве очень активно использовались весь первый год войны. Кроме них, у Нагумо имелась 8-я эскадра крейсеров — тяжёлые «Тоне» и «Тикума», а также 1-я эскадра эсминцев (9 единиц) во главе с лёгким крейсером «Абукума»:
- 17-й дивизион — «Уракадзе», «Таникадзе», «Исокадзе», «Хамакадзе»;
- 18-й дивизион — «Касуми», «Араре», «Кагеро», «Сирануи», «Акигумо».
Британские силы
Противником Нагумо должен был стать Восточный флот вице-адмирала сэра Джеймса Сомервилла — одного из лучших британских флотоводцев. Сомервилл сменил на этом посту Джеффри Лейтона 12 февраля 1942 года, ещё до капитуляции Сингапура, однако прибыл на театр только в конце марта. К этому времени британский флот в Индийском океане был усилен и теперь состоял из пяти линкоров, двух тяжёлых и одного лёгкого авианосцев, двух тяжёлых и пяти лёгких крейсеров, а также четырнадцати эсминцев.
Таким образом, британцы превосходили японцев в линкорах, крейсерах и эсминцах, но серьёзно уступали им в авиации. На трёх британских авианосцах имелось только 95 самолётов, в том числе 37 истребителей — 9 «Си Харрикейнов», 12 «Фульмаров», 16 «Уайлдкэтов» (у британцев он обозначался как «Мартлет»), а также 45 торпедоносцев-бипланов «Альбакор» и 13 стареньких «Суордфишей». Правда, часть торпедоносцев, включая «Суордфиши», была оборудована радиолокаторами и теоретически могла осуществлять ночные атаки. Кроме того, следует учитывать находившуюся на аэродромах Цейлона базовую авиацию: на аэродромах Коломбо и Тринкомали имелось в общей сложности 82 истребителя — 54 «Харрикейна» и 28 «Фульмаров» (Пол С. Далл утверждает, что здесь также находились 14 «Спитфайров»). Кроме того, на острове имелось 11 скоростных двухмоторных бомбардировщиков «Бленхейм» из 11-й эскадрильи Королевских ВВС и 12 разведывательных гидросамолётов «Каталина» в составе нескольких подразделений. Разные исследователи называют очень различное число самолётов — возможно, причина разночтений кроется в разной степени боеготовности. В любом случае японцы имели примерно двукратное превосходство в числе машин — решающее, но не сокрушительное.
Общая схема баз и портов Индийского океана в 1942 году naval-history.net
Самой сложной для британского Восточного флота являлась проблема базирования. Порты Коломбо и Тринкомали на Цейлоне, после падения Сингапура и Явы оказавшиеся в роли передовых баз, имели хорошие причальные мощности и запасы топлива, но были плохо прикрыты с моря и воздуха. Бомбей на западном побережье Индостана имел прекрасную гавань, однако находился в стороне от основного театра, то же можно сказать и про Аден у входа в Красное море. Фактически главной базой Восточного флота стала гавань Килиндини в Кении (на другом берегу Индийского океана).
Секретная «База Т»
Чтобы ликвидировать разрыв между базами, ещё с августа 1941 года британцы начали строительство военно-морской базы на атолле Адду в южной части Мальдивских островов (в 600 милях юго-западнее Цейлона). Кольцо рифов и островов образовывало здесь хорошо защищённую и глубоководную якорную стоянку, куда вели четыре прохода. С февраля 1942 года строительство базы было ускорено.
Атолл Адду в 1976 году legacy.lib.utexas.edu
На атолле разместили 1-й Королевский полк береговой обороны, начали возводиться береговые и зенитные батареи. На островах Хиттаду и Ган оборудовали огромные резервуары для топлива, кроме того, на Гане были построены причалы. Здесь началось строительство аэродрома, который предполагалось ввести в строй к лету 1942 года. Впрочем, закончили его только в 1943 году, а до того из лагуны могли действовать только гидросамолёты. К концу войны часть островов западной дуги была соединена дамбами, по которым прошла полевая железная дорога. Служба на атолле считалась тяжёлой из-за влажного и жаркого климата. За исключением топлива и боеприпасов всё снабжение хранилось на борту стоявших в лагуне гражданских транспортных судов и рефрижераторов.
1/2
Заголовок1
Заголовок2
Атолл Адду в годы войны. Вид с высоты птичьего полёта на западный остров Хитаду, где возводится станция связи британских ВВС. Лагуна — справа, белая полоса в море — прикрывающий её северный риф Imperial War Museums
Аэродром на острове Ган, послевоенное фото Imperial War Museums
Важным достоинством «Базы Т» стала её секретность: Мальдивы имели очень мало контактов со внешним миром. 5600 жителей атолла были переселены на другие острова либо мобилизованы в качестве обслуживающего персонала базы. Японцы стали догадываться о существовании базы лишь после рейда Нагумо, а более подробную информацию получили от подлодок только летом 1942 года.
Прибытие Сомервилла
Адмирал Сомервилл на авианосце «Формидебл» прибыл в Тринкомали только 24 марта 1942 года. Ещё два дня у него ушли на приём дел в штабе Восточного флота и знакомство с вверенными кораблями, которых насчитывалось 29. При этом в портах Цейлона находилась лишь часть из них — так, линкоры «Ройял Соверен» и «Рамиллес» проводили артиллерийскую подготовку на Адду, здесь же задержался авианосец «Индомитебл». 26 марта Сомервилл перенёс свой флаг на линкор «Уорспайт» и официально принял командование Восточным флотом.
Вице-адмирал сэр Джеймс Сомервилл и кэптен Дж. Н. Оливер на борту линкора «Уорспайт» History of the Second World War. II. London: Her Majesty’s Stationery Office, 1956
Если все японские корабли могли держать скорость не менее 30 узлов, то старые британские линкоры типа «R» по спецификации развивали только 21 узел, а в действительности и того меньше. Лишь «Уорспайт», относившийся к предыдущей серии, в 30-х годах прошёл модернизацию с усилением палубной брони и заменой силовой установки. По спецификации он мог давать 23,5 узла, однако в 1944 году 18 узлов уже считались для него большой скоростью. Поэтому Сомервилл решил разделил свои корабли на два соединения — быстроходное и тихоходное.
В быстроходное Соединение А
, которое Сомервилл оставил под своим непосредственным командованием, вошли новые авианосцы «Индомитебл» и «Формидебл», линкор «Уорспайт» (флагман), тяжёлые крейсеры «Дорсетшир» и «Корнуолл», лёгкие «Энтерпрайз» и «Эмеральд», а также эсминцы «Нэпир», «Нестор», «Паладин», «Пантер», «Хотспур» и «Фоксхаунд».
В тихоходном Соединении B
под командованием контр-адмирала Элджернона Уилиса остались линкоры «Ривендж», «Резолюшн», «Рамиллес» и «Ройял Соверен», старый лёгкий авианосец «Гермес», старые лёгкие крейсеры «Каледон», «Дрэгон» и голландский «Якоб ван Хеемскерк», а также эсминцы «Гриффин», «Норман», «Эрроу», «Дикой», «Форчун», «Скаут», «Вампир» и голландский «Исаак Свирс». Это разделение было осуществлено только при первом сборе всего флота вечером 31 марта.
Лёгкий авианосец «Гермес» в Китае, 1931 год collections.naval.aviation.museum
Данные разведки
Проблемой обеих сторон было почти полное отсутствие информации о противнике. Лишь 28 марта штаб Сомервилла получил разведывательный отчёт от Дальневосточного Объединённого бюро (FECB), где сумели прочесть японский код JN-25B. Из раскодированных переговоров следовало, что противник готовится провести воздушную атаку Цейлона около 1 апреля.
Сомервилл решил, что японцы будут одновременно атаковать Коломбо и Тринкомали. Точка запуска самолётов должна была располагаться на расстоянии 180-200 миль от обоих портов, то есть примерно в 100 милях к юго-востоку от Цейлона. Адмирал приказал разведывательным гидросамолётам «Каталина» начать поиск противника на расстоянии 420 миль от Коломбо в секторе 110-154º, откуда предполагалось приближение японцев.
Наиболее вероятным временем атаки Сомервилл считал рассвет, поэтому назначил своим кораблям рандеву на 31 марта в 16:00 у южной оконечности Цейлона. Состава вражеских сил он не знал, но был уверен, что главной ударной мощью японцев станут авианосцы. Их следовало атаковать всеми силами сразу же после обнаружения, причём особую ставку британский командующий делал на двухмоторные «Бленхеймы» из Коломбо.
В линейном бою Сомервилл рассчитывал на превосходство своих линкоров, поэтому ночью оба соединения должны были вести поиск противника к юго-востоку от Цейлона, днём отходя севернее острова, где линкоры окажутся в относительной безопасности от воздушных атак.
Бесплодные поиски
Сомервилл искал врага две ночи (на 1 и на 2 апреля), однако разведывательные самолёты докладывали, что море чисто. Днём 2 апреля выяснилось, что на линкорах типа «R» подходит к концу пресная вода для котлов, хотя топлива ещё было достаточно. Поэтому в 9 часов вечера командующий отдал Восточному флоту приказ двигаться на атолл Адду. Он решил, что разведка ошиблась, либо японцы обнаружили сосредоточение британских сил и отказались от удара.
Следующим утром Сомервилл разделил своё соединение: тяжёлые крейсеры «Дорсетшир» и «Корнуолл» были отосланы в Коломбо (первый — для возобновления ремонта, второй — для сопровождения войскового конвоя SU4 в Австралию), а «Гермес» в сопровождении эсминца «Вампир» ушёл в Тринкомали для подготовки к операции «Броненосец» (высадки на Мадагаскаре).
В 16:30, через полтора часа после прибытия всего флота на Адду, Сомервилл получил долгожданное сообщение: патрульная «Каталина» из 413-й канадской эскадрильи обнаружила к юго-востоку от Цейлона крупное соединение противника. Оно находилось в 360 милях от южной оконечности острова и в 600 милях от атолла Адду. Состав соединения остался неизвестным, так как сразу же после обнаружения «Каталина» была сбита японскими палубными истребителями.
Рейд Нагумо. Маневрирование японского и британского соединений ibiblio.org
Трудный выбор адмирала Сомервилла
Сомервилл оказался в крайне трудном положении: из-за нехватки нефтеналивных судов корабли Соединения А на тот момент успели принять лишь половину топлива, а Соединение B ещё не приступало к бункеровке и могло закончить её не ранее следующего утра. Между тем, не оставалось сомнений, что на рассвете японские самолёты атакуют базы Цейлона.
Британский командующий оказался в ужасном положении: он видел ситуацию, понимал намерения противника, но сделать уже ничего не мог. Ситуацию не спасала даже немедленная отправка быстроходного Соединения А в неполном составе (без крейсеров «Эмеральд» и «Энтерпрайз»). Поэтому Сомервилл решил дождаться заправки топливом всех кораблей и навязать противнику бой следующей ночью, предполагая, что к этому времени атаки бомбардировщиков с Цейлона нанесут японцам некоторые потери. Как он писал в своём отчёте, «единственную возможность нанести врагу эффективный удар давало применение палубных самолётов, желательно ночью».
Надежду на успех этих атак давало наличие радаров. При этом наличие линкоров позволяло рассчитывать на победу при непосредственной встрече с противником, поэтому британский адмирал стремился держать свое тихоходное соединение поблизости от быстроходного. Он приказал тяжёлым крейсерам покинуть Цейлон: по расчёту времени они должны были встретиться с основными силами в 16 часов следующего дня.
Крейсеры покинули Коломбо в 23 часа, Соединение А вышло с Адду в 00:15, двинувшись курсом 70 градусов со скоростью 18 узлов. К рассвету 6 апреля Сомервилл рассчитывал быть в точке, расположенной в 250 милях к югу от Цейлона.
Атака Коломбо
1-й Воздушный флот адмирала Нагумо в сопровождении флотского танкера «Сикоку-мару» вышел из залива Старинг-бэй на острове Сулавеси 26 марта. Пройдя через Тиморское море, он неторопливо двинулся к Цейлону вдоль юго-западного берега Суматры.
4 апреля, в 19:30 по токийскому времени (то есть в 15:30 по индийскому) над японскими кораблями, растянувшимися в длинную кильватерную колонну, неожиданно появилась разведывательная «Каталина». Мгновенно с авианосцев поднялись 18 дежурных истребителей (6 с «Хирю», по 3 с остальных), и летающая лодка под командованием австралийца Леонарда Бирчелла была сбита, успев передать только координаты японского соединения. Шесть из девяти членов экипажа были подобраны эсминцем «Исокадзе».
В течение ночи британские патрульные «Каталины» ещё раз видели эсминцы противника, но лишь в 7:02 обнаружили основные японские силы (линкор, 2 крейсера и 4 других корабля) в 110 милях от мыса Дондра-Хэд в направлении 195º.
Адмирал Сомервилл немного ошибся в расчётах: Нагумо не стал торопиться, а поднял свои самолёты вскоре после рассвета. Лётчики получили приказ уделить особое внимание атаке портовых сооружений (в первую очередь, нефтехранилищ). В 6:25 утра по местному времени 127 японских палубных самолётов (36 «Зеро», 38 «Вэлов» и 53 «Кейта») появились над Коломбо на западном побережье острова Цейлон. Находившаяся в Коломбо наземная радарная станция заранее обнаружила противника, но её сообщение достигло аэродрома только за 20 минут до налёта. Тем не менее, в воздух были подняты все 42 британских истребителя: 28 самолётов с аэродрома и 14 «Харрикейнов» с временной площадки на ипподроме.
Вспомогательный крейсер «Гектор» в Мельбурне, 1940 год clydeships.co.uk
Первая волна японских бомбардировщиков с большой высоты атаковала гавань и портовые сооружения. Вторая волна, подошедшая на малой высоте, нанесла удар по железнодорожной станции и аэродромам. «Кейты» третьей волны бомбили корабли в гавани, потопив эсминец «Тенедос» и вспомогательный крейсер «Гектор», переоборудованный из турбинного лайнера (11 198 брт, 15 узлов, шесть 152-мм орудий). Кроме того, была серьёзно повреждена плавбаза подводных лодок «Люсия», а на берегу разрушены ремонтные мастерские флота. Погибло в общей сложности 55 британских моряков, 33 из них — на «Тенедосе».
Воздушный налёт длился всего полчаса, британцы потеряли 27 самолетов — 15 «Харрикейнов», 4 «Фульмара», 2 «Каталины» и 6 «Суордфишей», японцы — 5 или 7 машин. Из Коломбо для атаки кораблей противника была выслана девятка «Бленхеймов», но цели она не нашла.
Гибель «Дорсетшира» и «Корнуолла»
Сразу же после сообщения об атаке Сомервилл выслал вперёд воздушный патруль. Кроме того, с «Индомитебла» было отправлено четыре «Фульмара» для поиска противника в секторе между 55º и 105º на глубину 215 миль. Они не нашли никаких кораблей противника, но в 8:55 заметили вражеский гидросамолёт в 150 милях от Соединения А по курсу 76º. Сомервилл счёл, что враг ведёт разведку в юго-западном направлении с помощью самолёта с крейсера или авианосца. Однако в 7:20 от базовых разведчиков начали приходить новые сообщения о кораблях противника. Стало ясно, что они маневрируют на одном месте, явно поджидая свои самолёты. «Дорсетшир» и «Корнуолл» в это время находились в 150 милях от соединения Нагумо, между ним и Сомервиллом, уходя на запад со скоростью 27,5 узлов.
Вскоре британские крейсеры действительно были обнаружены гидросамолётом с крейсера «Тоне» в 200 милях юго-западнее Цейлона. С «Акаги», «Хирю» и «Сорю» поднялись 53 пикировщика «Вэл». Между 12:38 и 13:00 по местному времени крейсеры были настигнуты и потоплены: на «Дорсетшире» погибло 234 моряка, на «Корнуолле» — 190, остальную часть экипажей британским эсминцам удалось спасти на следующий день. Зенитный огонь крейсеров оказался неэффективен, японцы потерь не имели.
Потопление британских тяжёлых крейсеров «Дорсетшир» и «Корнуолл», вид с японского самолёта, 5 апреля 1942 года wwiiarchives.net
Сомервилл даже не знал, где находятся крейсеры, поэтому не смог выслать истребители для воздушного прикрытия. Данные об их местоположении он получил от самолёта-разведчика уже после их гибели. Вперёд был срочно выслан один из эсминцев, но вскоре его отозвали, когда от палубных и базовых разведчиков стали поступать известия о появлении кораблей противника, причём в разном количестве и разных местах. Видимо, здесь сказался недостаточный опыт британских пилотов-разведчиков.
Получая противоречивые и разрозненные сведения о противнике, вдобавок зачастую сильно запаздывающие, Сомервилл решил, что японцы идут к атоллу Адду и следующим утром собираются нанести по нему удар. Поэтому он приказал своим соединениям разворачиваться назад и уходить на юго-запад, чтобы не быть обнаруженным японцами.
В 16:55 два разведывательных «Альбакора» с «Индомитебла» обнаружили противника, хотя один из них был тут же сбит японскими истребителями. Это произошло в 120 милях впереди британского соединения по курсу 20º. Но информация об этом поступила к Сомервиллу только в 18 часов. Вдобавок в 18:17 командующий авианосцами сообщил на «Уорспайт», что обнаруженная ещё в 16 часов группа кораблей состояла из 2 авианосцев и 3 неопознанных судов, и держала курс на северо-запад.
Сомервилл немедленно повернул на северо-запад, навстречу противнику, одновременно выслав с «Индомитебла» разведчики с радарами. Он надеялся обнаружить японские авианосцы ещё ночью, чтобы первым атаковать их рано утром.
Ночные разведчики с «Индомитебла» не сумели обнаружить японские корабли: Нагумо отвернул на юго-запад, в свою очередь, дав самолётам-разведчикам искать главные силы противника. Вечером 5 апреля соединения противников находились ближе всего друг к другу, но почти одновременно развернулись в разные стороны. Рано утром 6 апреля к британским авианосцам подошло и Соединение В. Теперь Восточный флот был снова вместе, но противника он потерял.
Уход Восточного флота
Сомервилл всё ещё предполагал, что японцы собираются атаковать Адду. Он надеялся первым отыскать противника или хотя бы перехватить его на возвращении после атаки. В 13 часов адмирал отправил лёгкий крейсер «Энтерпрайз» вместе с эсминцами «Пантер» и «Паладин» на место гибели «Дорсетшира» и «Корнуолла» для поиска уцелевших. С воздуха корабли прикрывал эскорт палубных истребителей. Всего с воды удалось подобрать 1122 человека.
Круговой поиск палубными разведчиками на расстояние в 200 миль за целый день ничего не дал, но в 14 часов от разведывательного отдела на Цейлоне пришло сообщение, что сильный японский флот всё ещё находится где-то между атоллом Адду и Коломбо. Поэтому Сомервилл решил держаться подальше от района Адду — как минимум до рассвета 7 апреля.
Днём 7 апреля британские палубные разведчики продолжали поиск противника, но ничего не обнаружили. В 16 часов к эскадре присоединились корабли со спасёнными с крейсеров. В ночь на 8 апреля воздушного поиска с радарами уже не велось, но утром с авианосцев опять были подняты разведывательные самолёты. В 11:00 флот вошёл в гавань Адду, сразу же начав заправку топливом.
Во второй половине дня Сомервилл собрал на борту «Уорспайта» совещание своих командиров, где объявил о прибывшем из Лондона приказе прекратить активные действия. Тихоходное соединение должно было уходить к берегам Африки, быстроходное — направляться в Бомбей, куда и прибыло утро 13 апреля. Восточный флот Великобритании был фактически расформирован.
Атака Тринкомали
Тем временем Нагумо никуда не ушёл, продолжив действовать по первоначальному плану, принимая самолёты и заправляясь топливом. К утру 9 апреля 1-й Воздушный флот описал огромную дугу и находился восточнее Цейлона, в 200 милях от второй своей цели — порта Тринкомали.
Зная, что его могут ждать, теперь Нагумо действовал гораздо осторожнее. Палубные самолёты начали подниматься в воздух ещё до рассвета, в 5 часов утра по местному времени. Это были 91 торпедоносец «Кейт» и 41 истребитель «Зеро».
Британская РЛС в Тринкомали обнаружила авиагруппу противника в 6:35, поэтому атаку встретили все имевшиеся здесь самолёты — 17 «Харрикейнов» и 6 «Фульмаров». В ходе жестокого боя 8 «Харрикейнов» и 1 «Фульмар» оказались сбиты, японские пилоты отчитались ещё о 14 самолётах, уничтоженных на земле. Сами японцы потеряли 5 машин, причём один из «Кейтов» целенаправленно протаранил топливные резервуары, пожар в которых потом продолжался неделю.
Однако гавань Тринкомали оказалась почти пустой: патрульная «Каталина» обнаружила японскую эскадру ещё накануне вечером, и местное командование приказало всем судам по возможности выходить в море. Поэтому японцам удалось поразить только два судна — монитор «Эребус» и турбинный транспорт «Сагайн» (7994 брт), доставивший из Англии груз боеприпасов, пива и виски, а также четыре разобранных «Харрикейна».
Тонущий авианосец «Гермес» cas.awm.gov.au
Монитор был повреждён, транспорт загорелся, часть боеприпасов на нём взорвалась, но сам он остался на плаву, был отбуксирован к берегу и впоследствии затоплен в качестве волнолома. Кроме того, были серьёзно повреждены строения верфи и гидроаэродрома, береговые склады и сооружения.
Опять повторилась история 5 апреля: около 7 часов по местному времени гидросамолёт-разведчик E8N2 «Дэйв», запущенный с линкора «Харуна», обнаружил в 65 милях к югу от Тринкомали авианосец «Гермес» (10 850 т). Час спустя с авианосцев была поднята новая ударная группа из 85 пикировщиков «Вэл» в сопровождении 9 «Зеро». С 9:35 до 14:02 (13:35-14:02 по Токио) они настигли и потопили старый авианосец, а также сопровождавшие его австралийский эсминец «Вампир» (1188 т) и корвет «Холлихок» (1170 т) — несмотря на то, что для прикрытия кораблей с Цейлона прибыло 12 «Фульмаров». Японцы потеряли четыре «Вэла», англичане — два «Фульмара». На «Гермесе» погибло 307 человек, на «Вампире» — 8, включая командира (остальных подобрало госпитальное судно «Вита»).
1/2
Заголовок1
Заголовок2
Эсминец «Вампир» Королевского Австралийского флота viewer.slv.vic.gov.au
Корвет «Холлихок» hmshollyhock.com
Кроме того, в море были обнаружены и уничтожены покинувшие гавань утром флотские танкеры «Этельстейн» (5571 брт, 7000 т мазута) и «Бритиш Сёрджент» (5868 брт, пустой), а также норвежское торговое судно «Норвикен» (2924 брт).
В 9:50 по местному времени японские корабли получили неожиданный ответный удар: 11 двухмоторных «Бленхеймов» атаковали авианосец «Акаги», заходя с носовых углов. Пилоты доложили о трёх близких разрывах, но все бомбы ушли мимо. Вопреки надеждам Сомервилла, чтобы попасть в корабль с горизонтального полёта, пилотам надо было иметь специальную подготовку. На отходе бомбардировщики были атакованы запоздало поднятыми «Зеро», 5 из них было сбито, остальные серьёзно повреждены.
Днём 9 апреля японские корабли повернули на восток и двинулись к входу в Малаккский пролив. Вечером 13 апреля они прошли мимо Сингапура и вошли в Южно-Китайское море, направляясь в воды метрополии.
1/2
Заголовок1
Заголовок2
Танкер «Этельстейн» hmshollyhock.com
Танкер «Бритиш Сёрджент» photoship.co.uk
Неудача или успех?
Итоги рейда соединения Нагумо в Индийский океан трудно оценить однозначно. С одной стороны, наряд сил (4 линкора, 5 авианосцев, 342 палубных самолёта) выглядит неоправданно избыточным для атаки двух портов. На этом основании некоторые исследователи склонны оценивать итог рейда как неудачу.
При этом японцам противостояла мощная корабельная группировка, уступавшая в авианосцах, но превосходившая в линейных кораблях. По итогам операции британский Восточный флот был вынужден отступить без боя, обеспечив противнику господство в восточной части Индийского океана. Таким образом, поставленная перед Нагумо задача была с блеском выполнена. Кроме того, британские потери оказались велики. Были потоплены лёгкий авианосец, два тяжёлых и один вспомогательный крейсеры, два эсминца и корвет, а также уничтожены или полностью выведены из строя быстроходный транспорт, два флотских танкера и сухогруз общей вместимостью 22 357 брт. Кроме того, британская авиация потеряла около полусотни самолётов.
Британский Восточный флот потерпел второе поражение за пять месяцев, и ему вновь пришлось отступать. Если ценой первого поражения были Малайя и Сингапур, то ценой этого стала Бирма.
Литература:
- С. Роскилл. Флот и война. Том II. М.: Воениздат, 1970
- [Пол] Стивен Далл. Боевой путь Императорского японского флота. Екатеринбург: Сфера, 1997
- Neil McCart. HMS Hermes 1923 & 1959. Cheltenham, UK: Fan Publications, 2001
- Jürgen Rohwer. Chronology of the War at Sea 1939-1945: The Naval History of World War Two (Third Revised ed.). Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 2005
- Christopher Shores, Brian Cull, Yasuho Izawa. Bloody Shambles: The Defence of Sumatra to the Fall of Burma. II. London: Grub Street, 1993
- Service histories of Royal Navy warships in World War 2 by LtCdr Geoffrey B. Mason, RN (Rtd) (c) 2003. HMS Warspite https://www.naval-history.net/xGM-Chrono-01BB-Warspite.htm
- Report of Proceedings (ROP) of Eastern Fleet – 1942. Transcribed by Don Kindell — https://www.naval-history.net/xDKWD-EF1942-Introduction.htm
- Eastern Theatre Operations, the Diaries of Adm Layton, C-in-C, China Station — November 1941 to March 1942 https://www.naval-history.net/xDKWD-EF1941ChinaStation.htm
- Anthony P. Tully and Gilbert Casse. IJN Akagi: Tabular Record of Movement https://www.combinedfleet.com/Akagi.htm
- https://www.hmshollyhock.com/
Бронированные корабли
Линейные крейсеры
Fast Battleship (4) — бывшие линейные крейсеры | |||||
Учебный класс | Рисунок | Тип | Корабли | Смещение | Примечание |
Kongō -учебный класс | Быстрый линкор | KongōПриветКиришимаХаруна | 32 156 тонн | Заложен и введен в эксплуатацию в качестве линейных крейсеров в начале 20 века, переделан в линкоры в соответствии с Вашингтонским военно-морским договором в конце 20-х годов и в быстрые линкоры в 1935 году, что позволило им сопровождать растущие авианосные силы. |
Линкоры
Морской бой (8) | |||||
Учебный класс | Рисунок | Тип | Корабли | Смещение | Примечание |
Fusō -учебный класс | Линкор | FusōЯмасиро | 29 330 тонн | В 1943 году планировалось преобразовать эти корабли в авиационные линкоры. План был отменен, и два Исэ Вместо этого были переоборудованы линкоры класса. | |
Исэ -учебный класс | Линкор | ИсэХьюга | 27 384 тонны | В 1943 году переоборудован в авиационный линкор. | |
Нагато -учебный класс | Линкор | НагатоМуцу | 32 720 тонн | Оба корабля претерпели значительную модернизацию в 1934–1936 годах, перестроив надстройку в более привычную. мачта пагоды стиль. | |
Ямато -учебный класс | Линкор | ЯматоМусаси | 69 988 тонн | 5 запланировано, 1 преобразовано в авианосец, 2 отменено. Ямато затонул во время путешествия на Окинаву в один конец. операция Ten-Go. Она никогда не видела боевых действий и по пути была потоплена самолетом. |
Тяжелые крейсера
Тяжелый крейсер (18) | |||||
Учебный класс | Рисунок | Тип | Корабли | Смещение | Примечание |
Фурутака -учебный класс | Тяжелый крейсер | ФурутакаКако | 7100 тонн | ||
Аоба -учебный класс | Тяжелый крейсер | АобаКинугаса | 7100 тонн | ||
Мёко -учебный класс | Тяжелый крейсер | МёкоNachiХагуроАшигара | 11633 тонны | ||
Такао -учебный класс | Тяжелый крейсер | ТакаоАтагомайяChōkai | 11633 тонны | ||
Могами -учебный класс | Тяжелый крейсер | МогамиMikumaСузуяКумано | 8 500 тонн | Сузуя и Кумано считаются подклассом Сузуя. Mogami считается авиационным крейсером IJN (1943 г.). | |
Тон -учебный класс | Тяжелый крейсер | ТонЧикума | 11 213 тонн | Считается авиационными крейсерами IJN |
Легкие крейсера
Легкий крейсер (26) | |||||
Учебный класс | Рисунок | Тип | Корабли | Смещение | Примечание |
Тенрю -учебный класс | Легкий крейсер | ТенрюТацута | 3948 тонн | ||
Кума -учебный класс | Легкий крейсер | КумаТамаКитакамиŌiКисо | 5 500 тонн | Китаками, Ои и Кисо позже преобразовали в торпедный крейсер в рамках недолгой программы Императорского флота Японии. | |
Нагара -учебный класс | Легкий крейсер | НагараIsuzuЮраНаториКинуАбукума | 5 570 тонн | ||
Юбари -учебный класс | Легкий крейсер | Юбари | 2890 т тонн | Опытный легкий крейсер. | |
Сендай -учебный класс | Легкий крейсер | СендайДжинцуНака | 5195 тонн | 8 запланировано; 5 отменено. | |
Катори -учебный класс | Легкий крейсер | КаториКашимаКашии | 5890 тонн | 4 запланировано; 1 отменен. Первоначально служил учебный корабль. | |
Агано -учебный класс | Легкий крейсер | АганоНошироYahagiСакава | 6 652 тонны | ||
Ōyodo -учебный класс | Легкий крейсер | Ōyodo | 8164 тонны | 2 запланировано; 1 отменен. | |
Ясосима -учебный класс | Легкий крейсер | Ясосима | 2448 тонн | Подается под Республика Китай ВМС под названием Ping Hai, пока он не был захвачен и повторно спущен на воду в 1938 году IJN, будучи затоплен годом ранее. |
Японские линкоры типа «Исэ» Второй мировой войны
Атака американской авиации на линейный корабль “Исэ”
Во время спуска со стапелей в 1914 г., «Фусо» и однотипный с ним, законченный в 1915 г. корабль «Ямасиро» были самыми могучими линкорами японского ВМФ. В 1916 и в 1917 гг. к первым двум добавились еще два корабля того же класса, «Исе» и «Хюга». По огневой мощи они превосходили большинство крупных кораблей ВМФ США и являлись приблизительно равными линкорам типа «Пенсильвания». Появление у Японии боевых кораблей подобного класса означало громкое заявление страны о себе как о крупной морской державе. 14-дюйм. (356-мм) орудия главного калибра «Фусо» изготавливались в Японии, компоновка орудийных башен была нетипичной: две устанавливались впереди, две сзади, а еще две посередине корабля.
Поврежденный линкор “Исэ” – видео
К тому моменту, когда на Тихом океане разразилась военная гроза, «Исе» и однотипные с ним линкоры подвергались нескольким модернизациям. В период между 1935 г. и 1937 г. «Исе» оснастили составной фок-мачтой и 3,1-дюйм. (77-мм) зенитными пушками. «Фусо» претерпел капитальную перестройку между 1930 г. и 1935 г., когда на смену передней трубе пришли мачты в стиле «пагода», главная мачта была надстроена и значительно увеличена броневая защита корабля, в том числе его палубы и подводной части. В результате корпус в кормовой части несколько удлинился, а вес судна вырос на 3500 т. В полностью обновленном машинном отделении разместились более мощные турбины Кампон вместо турбин Браун-Кертиса. Постепенно увеличивался арсенал легкого вооружения, кроме того, «Фусо» мог нести до трех гидросамолетов (обычно «Накадзима» Тип 95). Кроме оказания поддержки своим войскам, осуществлявшим захват островов в начале войны на Тихом океане, крупные корабли Японии не играли большой роли в боевых действиях на данном ТВД.
После понесенных потерь в битве за остров Мидуэй в 1943 г. «Исе» и «Хюга» были превращены в некие «гибриды» — линкоры-авианосцы. Башни «X» и «У» демонтировали, установив вместо них катапульты для гидросамолетов, которые по возвращении с задания поднимались на борт с помощью крана. Корабли могли нести до 22 гидросамолетов, однако особого успеха переоборудованные линкоры не имели. Количество орудий ПВО все увеличивалось, пока число 25-мм автоматических зениток не превысило 100 стволов, при том, что в начале своей истории «Исе» располагал всего 16 единицами средств ПВО. В то же время с корабля демонтировали все орудия среднего калибра. Самолеты авиационной группы «Исе» не отличались ни дальностью полета, ни огневой мощью, чтобы оказать серьезное влияние на бои в небе над морем и сушей, и ближе к концу войны катапульты были сняты, и в заливе Лейте «Исе» действовал уже без самолетов. 18 июля 1945 г. неподалеку от Куре «Исе» был пущен на дно боевой палубной авиацией с американских авианосцев. «Хюга» последовал за ним шестью днями позже. Поскольку оба затонули на мелководье, после окончания войны, в 1945 г. линкоры были подняты и разрезаны на металлолом.
Тактико-технические характеристики линкора “Исе”
Водоизмещение | стандартное 35 350 т; контрольное (на испытаниях) 38 065 т |
Главные размерения | длина (общая) 219,5 м; ширина (на уровне ватерлинии) 30,6 м; осадка 9 м |
Энергетическая установка | восемь котлов типа Кампон, турбины Кампон суммарной мощностью 80 ООО л.с., вращающие четыре гребных винта |
Максимальная скорость | 25,3 уз. |
Бронирование | толщина бортового пояса от 305 мм до 102 мм |
Вооружение | восемь 14-дюйм. (356-мм) орудий главного калибра, 16 – 5-дюйм. (127-мм) орудий, два 3,1-дюйм. (77-мм) и 104 – 25-мм зенитных орудия, 22 самолета |
Команда | 1463 человека |
Фото линкоров типа «Исэ»
Источник
Разрушители
Разрушители
Разрушитель (169) | |||||
Учебный класс | Рисунок | Тип | Корабли | Смещение | Примечание |
Моми -учебный класс | Разрушитель | МомиКаяНашиБратьКакиЦугаНиреКуриКикуАойХагиFujiSusukiХишиХасуВарабиТадеСумиреЦутаАшиЙомоги | 850 тонн | Запланировано 28 судов, 21 завершено. 7 переименован в новый класс Wakatake. Относится в основном к второстепенным ролям. | |
Minekaze -учебный класс | Разрушитель | MinekazeSawakazeОкикадзеShimakazeНадаказеЯказеHakazeShiokazeАкикадзеЮкадзеТачиказеHokazeНоказеНамикадзеNumakaze | 1345 тонн | ||
Вакатаке -учебный класс | Разрушитель | ВакатакеКуретакеСанаэСаварабиАсагаоЮгаоFuyōКарукая | 900 тонн | Запланировано 23 судна, 8 завершено. Относится в основном к второстепенным ролям. | |
Камикадзе -учебный класс | Разрушитель | КамикадзеАсакадзеХарукадзеМацукадзеHatakazeOiteХаятеАсанагиЮнаги | 1,400 тонн | ||
Муцуки -учебный класс | Разрушитель | МуцукиКисарагиЯёиУзукиСацукиMinazukiФумизукиНагацукиКикузукиМикадзукиМотидзукиЮзуки | 1315 тонн | ||
Фубуки -учебный класс | Разрушитель | ФубукиШираюкиХацуюкиМиюкиМуракумоShinonomeUsugumoСиракумоИсонамиУранами | 1750 тонн | ||
Аянами -учебный класс | Разрушитель | АянамиШикинамиАсагириЮгириАмагириСагириОбороАкебоноСазанамиУшио | 1750 тонн | Также известен как Type II Fubuki-class. | |
Акацуки -учебный класс | Разрушитель | АкацукиХибикиИказучиИнадзума | 1750 тонн | Также известен как Type III Fubuki-class. | |
Хацухару -учебный класс | Разрушитель | ХацухаруNenohiВакабаХацусимоАриакеЮгуре | 1530 тонн | ||
Сирацую -учебный класс | Разрушитель | СирацуюШигуреМурасамеЮдачиХарусамеСамидареУмикадзеЯмакадзеКавакадзеСузукадзе | 1,685 тонн | ||
Асасио -учебный класс | Разрушитель | АсасиоŌshioМичишиоАрасиоНацугумоЯмагумоMinegumoАсагумоРедкийКасуми | 1,685 тонн | ||
Кагеро -учебный класс | Разрушитель | КагероСирануиКуросиоОясиоХаясиоНацусиоХацукадзеЮкикадзеАмацукадзеТокицукадзеУраказеИсокадзеHamakazeТаникадзеНовакиАрашиHagikazeМайкадзеАкигумо | 2000 тонн | Называется эсминцем типа A от IJN. | |
Югумо -учебный класс | Разрушитель | ЮгумоМакигумоКазагумоНаганамиМакинамиТаканамиОнамиКиёнамиТаманамиСудзунамиFujinamiХаянамиХаманамиОкинамиКишинамиАсасимоХаясимоАкишимоКиёсимо | 2077 тонн | Называется эсминцем типа A от IJN. | |
Акизуки -учебный класс | Разрушитель | АкизукиТерузукиСузуцукиХацузукиNiizukiВакацукиШимоцуки | 2700 тонн | ||
Фуюцуки -учебный класс | Разрушитель | ФуюцукиХаруцукиЁидзукиНацузуки | 2700 тонн | Акизуки-подкласс. | |
Мичицуки -учебный класс | Разрушитель | Ханадзуки | 2700 тонн | Запланировано 16 судов, однако завершено только 1. Акизуки-подкласс. | |
Shimakaze -учебный класс | Разрушитель | Shimakaze | 2570 тонн | Это был экспериментальный эсминец с новыми высокотемпературными паровыми турбинами высокого давления и 15 торпедными аппаратами. Также называется Type-C от IJN. | |
Мацу -учебный класс | Разрушитель | МацуБратьУмэМомоКуваКириСугиМакиМомиКашиКаяНараСакураЯнагиЦубакиХинокиКаэдэKeyaki | 1260 тонн | ||
Татибана -учебный класс | Разрушитель | ТатибанаКакиКабаЦутаХагиСумиреКусунокиХацудзакураНиреНашиШиЕнокиOdakeХацууме | 1350 тонн | Мацу-подкласс. |
Торпедные катера
Торпедный катер (12) | |||||
Учебный класс | Рисунок | Тип | Лодки | Смещение | Примечание |
Чидори -учебный класс | Торпедный катер | ЧидориМаназуруТомозуруХацукари | 600 тонн | Планируется 20 судов, однако завершено только 4. 16 заменено на Ōtori -учебный класс. | |
Ōtori -учебный класс | Торпедный катер | ŌtoriХиёдориХаябусаКасасагиКиджиКариСагиХато | 960 тонн | Запланировано 16 судов, однако завершено только 8. |
Эсминцы сопровождения (Kaibkan)
Kaibkan (178) | |||||
Учебный класс | Рисунок | Тип | Лодки | Смещение | Примечание |
Симушу -учебный класс | Kaibkan | СимушуКунашириИсигакиHachijo | 874 тонны | ||
Etorofu -учебный класс | Kaibkan | EtorofuМацуваСадоОкиMutsureИкиЦусимаВакамияХиратоФукуэАмакусаМанджуКандзюКасадо | 884 тонны | ||
Микура -учебный класс | Kaibkan | МикураМиякеАвадзиНомиКурахашиЯшироЧибуриКусагаки | 955 тонн | ||
Укуру -учебный класс | Kaibkan | УкуруХибуриШонанДайтоОкинаваКумеИкунаШиннанЯкуАгуниМокутоИнагиУкуЧикубуХабушиСакитоКугаОджикаКозуКанаваШигаАмамиХодакаХабутоИвоТаканеИкараШисакаИкуно | 955 тонн | Включает 9 судов Хибури подкласс | |
Тип C -учебный класс | Kaibkan | CD-1CD-3CD-5CD-7CD-9CD-11CD-13CD-15CD-17CD-19CD-21CD-23CD-25CD-27CD-29CD-31CD-33CD-35CD-37CD-39CD-41CD-43CD-45CD-47CD-49CD-51CD-53CD-55CD-57CD-59CD-61CD-63CD-65CD-67CD-69CD-71CD-73CD-75CD-77CD-79CD-81CD-85CD-87CD-95CD-97CD-105CD-107CD-205CD-207CD-213CD-215CD-217CD-219CD-221CD-225CD-227CD-227 | 757 тонн | ||
Тип D -учебный класс | Kaibkan | CD-2CD-4CD-6CD-10CD-12CD-14CD-16CD-18CD-20CD-22CD-24CD-26CD-28CD-30CD-32CD-34CD-36CD-38CD-40CD-42CD-44CD-46CD-48CD-50CD-52CD-54CD-56CD-58CD-60CD-64CD-66CD-68CD-70CD-72CD-74CD-76CD-78CD-80CD-82CD-84CD-102CD-104CD-106CD-112CD-116CD-118CD-124CD-126CD-130CD-132CD-134CD-138CD-142CD-144CD-150CD-154CD-156CD-158CD-160CD-186CD-190CD-192CD-194CD-196CD-198CD-200CD-202CD-204 | 752 тонны |
Подводная лодка
Подводная лодка (213) | |||||
Учебный класс | Рисунок | Тип | Лодки | Смещение | Примечание |
I-1 -учебный класс | Подводная лодка | I-1I-2I-3I-4I-5I-6I-7I-8 | 1970 тонн | Официальное обозначение подлодки — подводная лодка типа Junsen. | |
I-9 -учебный класс | Подводная лодка | I-9I-10I-11I-12I-13I-14 | 2434 тонны | Официальное обозначение подводной лодки — подводная лодка Тип А (Ко). | |
I-15 -учебный класс | Подводная лодка | I-15I-17I-19I-21I-23I-25I-26I-27I-29I-30I-31I-32I-33I-34I-35I-36I-37I-38I-39I-40I-41I-42I-43I-44I-45I-54I-56I-58 | 2184 тонны | Официальное обозначение подводной лодки — подводная лодка Тип B (Otsu). | |
I-16 -учебный класс | Подводная лодка | I-16I-18I-20I-22I-24I-46I-47I-48I-52I-53I-55 | 2184 тонны | Официальное обозначение подводной лодки — подводная лодка типа C (Hei). | |
I-361 -учебный класс | Подводная лодка | I-361I-362I-363I-364I-365I-366I-367I-368I-369I-370I-371I-372I-373 | 1440 тонн | Официальное обозначение подлодки — подводная лодка типа D (Tei). | |
I-51 -учебный класс | Подводная лодка | I-51I-152I-153И-154I-155И-156И-157I-158I-159I-60I-63I-61И-162И-164I-165I-66I-67И-168И-169I-70I-171I-73И-174I-175I-176I-177I-178I-179И-180I-181I-182I-183I-184I-185 | 1575 тонн | Официальное обозначение подводной лодки — подводная лодка типа Кайдай. | |
I-121 -учебный класс | Подводная лодка | I-121I-122I-123I-124 | 1142 тонны | Официальное обозначение подлодки — подводная лодка типа Kiraisen. | |
I-351 -учебный класс | Подводная лодка | I-351 | 3512 тонн | Запланировано 6. Завершено 1. Официальное обозначение подлодки — подводная лодка типа Senho. | |
I-201 -учебный класс | Подводная лодка | I-201I-202I-203 | 1503 тонны | Официальное обозначение подводной лодки — подводная лодка типа «Сентака». | |
I-501 -учебный класс | Подводная лодка | I-501 | 1616 тонн | Была немецкая подводная лодка Kriegsmarine под названием U-181 до передачи Японии в мае 1945 г. | |
I-502 -учебный класс | Подводная лодка | I-502 | 1610 тонн | Была немецкая подводная лодка Kriegsmarine под названием U-862 до передачи Японии в мае 1945 г. | |
I-503 -учебный класс | Подводная лодка | I-503 | 1610 тонн | Подводная лодка Regia Marina под названием Команданте Каппелини затем был захвачен IJN после капитуляции Италии, затем передан Кригсмарине в сентябре 1943 г. под названием UIT-24 . После этого снова захвачен IJN в мае 1945 года после капитуляции нацистской Германии. | |
I-504 -учебный класс | Подводная лодка | I-504 | 1763 тонны | Подводная лодка Regia Marina под названием Луиджи Торелли затем он был временно интернирован в IJN после капитуляции Италии, а затем передан Кригсмарине в сентябре 1943 года под названием UIT-25 . После этого снова захвачен IJN в мае 1945 года после капитуляции нацистской Германии. | |
I-505 -учебный класс | Подводная лодка | I-505 | 1763 тонны | Была немецкая подводная лодка Kriegsmarine под названием U-219 до передачи Японии в мае 1945 г. | |
I-506 -учебный класс | Подводная лодка | I-506 | 1610 тонн | Была немецкая подводная лодка Kriegsmarine под названием U-195 до передачи Японии в мае 1945 г. | |
Ro-11 -учебный класс | Подводная лодка | Ro-11Ro-12Ro-13Ro-14Ro-15Ro-16Ro-17Ро-18Ro-19Ro-20Ro-21Ro-22Ro-23Ро-24Ro-25Ro-26Ро-27Ro-28Ro-29Ro-30Ро-31Ro-32Ро-33Ро-34Ро-35Ро-36Ро-37Ро-37Ro-38Ro-39Ro-40Ro-41Ро-42Ро-43Ро-44Ro-45Ro-46Ро-47Ро-48Ro-49Ro-50Ро-55Ро-56 | 720 тонн | Официальное обозначение подводной лодки — подводная лодка типа Кайчу. | |
Ро-51 -учебный класс | Подводная лодка | Ро-51Ро-52Ро-53Ро-54Ро-55Ро-56Ро-57Ро-58Ро-59Ро-60Ро-61Ро-62Ро-63Ro-64Ро-65Ro-66Ro-67Ро-68 | 893 тонны | Официальное обозначение подлодки — подводная лодка типа L. | |
Ро-100 -учебный класс | Подводная лодка | Ро-100Ro-101Ro-102Ро-103Ro-104Ro-105Ro-106Ро-107Ro-108Ro-109Ro-110Ро-111Ро-112Ro-113Ro-114Ro-115Ро-116Ро-117 | 525 тонн | ||
Ha-201 -учебный класс | Подводная лодка | Ha-201Ha-202Ha-203Ha-204Ha-205Ha-207Ha-208Ha-209Ha-210Ha-216 | 320 тонн | Никогда не видел боя Официальное обозначение подводной лодки — подводная лодка типа Сентака-Сё. | |
Ро-500 -учебный класс | Подводная лодка | Ро-500 | 1120 тонн | Была немецкая подводная лодка Kriegsmarine под названием U-511 до передачи Японии 16 сентября 1943 г. | |
Ro-501 -учебный класс | Подводная лодка | Ro-501 | 1144 тонны | Была немецкая подводная лодка Kriegsmarine под названием U-1224 до передачи Японии 15 февраля 1944 г. |
Подводный авианосец (3) | |||||
Учебный класс | Рисунок | Тип | Лодки | Смещение | Примечание |
I-400 -учебный класс | Подводный авианосец | I-400I-401I-402 | 6 560 тонн | Официальное обозначение подводной лодки — Submarine типа Sentoku. |
Транспортная подводная лодка (49) | |||||
Учебный класс | Рисунок | Тип | Лодки | Смещение | Примечание |
Ha-101 -учебный класс | Транспортная подводная лодка | Ha-101Ha-102Ha-103Ha-104Ha-105Ha-106Ha-107Ha-108Ha-109Ha-111 | 370 тонн | Официальное обозначение подводной лодки — ПЛ типа «Сенью». | |
Ю -учебный класс | Транспортная подводная лодка | Ю-1Ю-2Ю-3Ю-4Ю-5Ю-6Ю-7Ю-8Ю-9Ю-10Ю-11Ю-12Ю-13Ю-14Ю-15Ю-16Ю-17Ю-18Ю-19Ю-20Ю-21Ю-22Ю-23Ю-24Ю-1001Ю-1002Ю-1003Ю-1004Ю-1005Ю-1006Ю-1007Ю-1008Ю-1009Ю-1010Ю-2001Ю-2002Ю-3001Ю-3002Ю-3003 | 274 тонны | Используется Императорской Японской Армией. |
Тактико-технические характеристики линкора «Ямато»
Введён в эксплуатацию……………………16 декабря 1941 года Статус……………………потоплен 7 апреля 1945 года к северу от Окинавы
Водоизмещение……………………стандартное 63 200 т; полное 72 810 т Длина……………………243,9/256/263 м Ширина……………………36,9 м Осадка……………………10,4 м
Бронирование борт……………………410 мм траверсы……………………300 мм главная палуба……………………200…230 мм верхняя палуба……………………35…50 мм башни ГК……………………650 мм (лоб), 250 мм (борт), 270 мм (крыша) барбеты ГК……………………до 560 мм башни 155-мм орудий……………………25…75 мм барбеты башен 155-мм……………………орудий—75 мм рубка……………………500 мм (борт), 200 мм (крыша)
Двигатели……………………4 ТЗА Kampon Мощность……………………150 000 л. с. (110 МВт) Скорость хода……………………27,5 узла (51 км/ч) Дальность плавания……………………7200 морских миль на 16 узлах
Экипаж……………………2500 человек
Вооружение линкор «Ямато»
Артиллерия……………………3 × 3 — 460-мм/45; 4 × 3 — 155-мм/60; (позже уменьшено до 2 × 3) Зенитная артиллерия……………………6 × 2 — 127-мм/40 (позже увеличено до 12 × 2); 8 × 3- 25-мм (позже — 52 × 3); 2 × 2 — 13,2-мм пулемёта Авиационная группа……………………2 катапульты, 7 гидросамолётов
Подводный тендер
Подводный тендер (3) | |||||
Учебный класс | Рисунок | Тип | Корабли | Смещение | Примечание |
Jingei -учебный класс | Подводный тендер | JingeiChōgei | 6240 тонн | ||
Тайгэй -учебный класс | Подводный тендер | Тайгэй | 16,700 тонн | Переоборудован в Легкий авианосец. |
Канонерские лодки
Канонерские лодки (20) | |||||
Учебный класс | Рисунок | Тип | Корабли | Смещение | Примечание |
Японская канонерка Сага | Речная канонерка | Сага | 793 | Улучшение Удзи (1903) | |
Hashidate-класс | Канонерская лодка | ХашидатеУдзи | 1009 | ||
Японская канонерская лодка Атака | Речная канонерка | Атака | 880 | ||
Фусими-класс | Речная канонерка | ФусимиСумида | 356 | ||
Лусон-класс | Речная канонерка | Карацу | 509 | Спасено от крушения в США. | |
USSБудить (ПР-3) | Речная канонерка | Татара | 360 | Единственный корабль США, сданный японцам во время Второй мировой войны | |
Азио-класс | Канонерская лодка | Окицу | 625 | Спасено с итальянского затонувшего корабля | |
Класс насекомых | Речная канонерка | Suma | 635 | Спасено с британского крушения | |
Атами-класс | Речная канонерка | АтамиФутами | 249 | ||
Сета-класс | Речная канонерка | SetaКататаХираХозу | 343 | ||
Японская канонерская лодка Котака | Речная канонерка | Котака | 57 | Упрощенный Канонерская лодка класса Атами для работы на мелководье (осадка 0,64 м) | |
Японская канонерская лодка Тоба | Речная канонерка | Тоба | 220 | ||
Козакура-класс | Речная канонерка | КозакураShiraume | 30 | ||
Сёкай Мару-класс | Канонерская лодка | Сёкай МаруЭйкай Мару | Официальное обозначение — мощные буксиры, однако буксирных средств они не имели. На самом деле это были канонерские лодки и корабли сопровождения. |
Противоминные корабли
Тральщики (35), заградители (33) и заградители (1) | |||||
Учебный класс | Рисунок | Тип | Корабли | Водоизмещение, т | Примечание |
Хацутака-класс | Минный заградитель | ХацутакаAotakaВакатака | 1626 | ||
Японский заградитель Ширатака | Netlayer | Ширатака | 1540 | ||
Японский крейсер Токива | Минный заградитель | Токива | 9667 | В 1922 году переоборудован в минный заградитель. | |
Японский минный заградитель Itsukushima | Минный заградитель | Ицукусима | 2002 | Первый в истории дизельный корабль ВМС Японии | |
Камишима-класс | Минный заградитель | КамишимаАвашима | 778 | ||
Японское исследовательское судно Katsuriki | Минный заградитель | Кацурики | 1565 | Первый океанский минный заградитель ВМС Японии, переоборудованный в исследовательский корабль в 1942 году. | |
Японский заградитель Minoo | Минный заградитель | Minoo | 3276 | ||
Японский заградитель Окиносима | Минный заградитель | Окиносима | 4359 | Провести разведку гидросамолет | |
Нацусима-класс | Минный заградитель | НацусимаНасамиСарушима | 483 | ||
Цубамэ-класс | Минный заградитель | ЦубамеКамоме | 457 | ||
Сокутэн-класс | Минный заградитель | ТосимаКуросимаАшизакиКатокуEntōКурокамиКатасимаЭносимаНиносимаКуросакиВасизаки | 411 | 2 прототипа этого класса выведены из эксплуатации перед Второй мировой войной | |
MVТеньо Мару (1935) | Минный заградитель | Теньо Мару | 6843 | ||
Японский заградитель Цугару | Минный заградитель | Цугару | 4064 | Провести разведку гидросамолет | |
Японский минный заградитель Яэяма | Минный заградитель | Яэяма | 1153 | Установить как противолодочная война судно в 1943 году | |
Хашима-класс | Минный заградитель | ХашимаЦурусимаŌtateТатейши | 1585 | Используется для установки дистанционно управляемых мин в береговых укреплениях. | |
W-1-класс | Тральщик | W-1W-2W-3W-4W-5W-6 | 610 | ||
W-7-класс | Тральщик | W-7W-8W-9W-10W-11W-12 | 640 | Фактически новее, чем класс W-13 | |
W-13-класс | Тральщик | W-13W-14W-15W-16W-17W-18 | 533 | ||
W-19-класс | Тральщик | W-19W-20W-21W-22W-23W-24W-25W-26W-27W-28W-29W-30W-33W-34W-39W-41 | 658 | Основной японский тральщик во время Второй мировой войны |
Линкор «Ямато» видео последнего боя
Вооруженный гигантскими 18-дюйм. (457-мм) орудиями (потри в башне), своими 1460-кг снарядами «Ямато» мог уничтожать цели на расстоянии 42 ООО м, при этом скорострельность его главной артиллерии достигала от полутора до двух выстрелов в минуту. В свою очередь, согласно расчетам, линкор должен был выдерживать попадание 18-дюйм. (460-мм) снаряда с дистанции от 20 100 до 30 170 м. Не менее впечатляюще выглядела и броня, защищавшая «Ямато» от авиационных бомб, хотя при этом противоторпедная защита оказалась на удивление недоработанной. Однако в боях этот недостаток не стал для гиганта самым роковым. «Ямато» был заложен 4 ноября 1937 г., спущен на воду 8 июля 1940 г. и закончен постройкой 16 декабря 1941 г. В 1942 г. следом за «Ямато» в строй вступил второй суперлинкор, «Мусаси», тогда как третий однотипный корабль, «Синано», в связи с изменившимся характером войны на море решено было переоборудовать в тяжелый авианосец. Строительство четвертого в серии корабля так и не было закончено.
Линкоры типа «Ямато» на воде выглядели впечатляюще — как ни один другой боевой корабль Императорского флота. Однако в дело они вступили лишь тогда, когда инициатива/ которой Япония владела на Тихом океане, начала постепенно переходить к ВМФ США. Не имея собственного воздушного прикрытия, «Ямато» и ему подобные корабли оказывались уязвимы для палубной авиации американских авианосцев, и в результате японское командование, не желая рисковать, применяло суперлинкоры редко и с большой неохотой. Оба корабля — самые драгоценные во всем Японском ВМФ — в конечном счете отправились на дно, хотя уничтожение их далось американцам нелегко. Для «Мусаси» понадобилось, наверное, не меньше 19 торпед и 17 прямых попаданий бомб, прежде чем в октябре 1944 г. он ушел под воду в заливе Лейте. «Ямато» повезло больше, но и его перехватили 7 апреля 1945 г. в Восточно-Китайском море, когда он совершал самоубийственный бросок на выручку осажденным на Окинаве японским войскам. В общей сложности не менее 386 самолетов ВМФ США участвовали в атаках на «Ямато», которому для гибели понадобилось от 11 до 15 торпед и еще семь прямых попаданий бомб.
Вспомогательные суда
Корабль снабжения продовольствием
Корабль снабжения продовольствием (8) | |||||
Учебный класс | Рисунок | Тип | Корабли | Смещение | Примечание |
Мамия -учебный класс | Корабль снабжения продовольствием | Мамия | 15 820 тонн | ||
Носаки -учебный класс | Корабль снабжения продовольствием | Носаки | 650 тонн | ||
Кинесаки -учебный класс | Корабль снабжения продовольствием | КинесакиХаясакиШирасакиАрасаки | 910 тонн | ||
Ирако -учебный класс | Корабль снабжения продовольствием | Ирако | 9 570 тонн | ||
Курасаки -учебный класс | Корабль снабжения продовольствием | Курасаки | |||
Мурото -учебный класс | Корабль снабжения продовольствием | Мурото | 8,125 тонн | ||
Китаками-Мару -учебный класс | Корабль снабжения продовольствием | Китаками-Мару | 498 тонн |
Ремонтное судно
Ремонтное судно (2) | |||||
Учебный класс | Рисунок | Тип | Корабли | Смещение | Примечание |
Асахи -учебный класс | Ремонтное судно | Асахи | 15 200 тонн | Переделан из дредноутского линкора. | |
Акаши -учебный класс | Ремонтное судно | Акаши | 9000 тонн |
Исследовательское судно
Обзорные корабли (1) | |||||
Учебный класс | Рисунок | Тип | Корабли | Смещение | Примечание |
Цукуши -учебный класс | Исследовательское судно | Цукуши | 1422 тонны | Планируется 2. Отменено 1. |