Палубная авиация во второй мировой войне: новые самолёты. Часть I


Круглая сирота

Первая мировая ещё гремела, когда британское правительство приняло судьбоносное решение объединить сухопутную и морскую авиацию в единые Королевские военно-воздушные силы (КВВС).
Для морской авиации это не сулило ничего хорошего. Для начала, большинство опытных пилотов и командиров ушли на более доходные сухопутные должности. Их опасения подтвердились в полной мере очень скоро, ибо и КВВС, и сам флот в морской авиации оказались мало заинтересованы.

В 1924-м году внутри КВВС сформировались «Воздушные силы флота», которые должны были действовать с кораблей, в том числе с авианосцев. Получилось немного шизофреническая ситуация, когда с кораблей должны были летать ребята из другого рода войск. А чтобы положение дел стало ещё более анекдотичным, флот потребовал ввести второго члена экипажа — «наблюдателя» из числа моряков. Наблюдатель был формально главным в команде. Получалось, что в одном самолёте сидят представители разных родов войск с разными подчинённостями, командованием и перспективами службы.


Пилоты и наблюдатели изучают карту

Палубники находились в прямом смысле слова меж двух огней. Командованию КВВС морские воздушные силы были не нужны. Их головы болели о колониях, защите Острова с воздуха, бомбардировщиках — и о том, как на это всё поделить скромные бюджеты. Флотские тоже не проявляли особого интереса. В высших эшелонах морских сил не было никого с авиационным прошлом или пониманием, что из себя представляет палубная авиация. Адмиралы мыслили в рамках нового Ютланда и бронированных утюгов‑линкоров.

Тратиться на авиацию, к тому же подчинённую другому роду войск они не собирались.

Для морских лётчиков адмиралы видели совсем скромные задачи. Ведение разведки над морем; проведение торпедных атак на флот противника, чтобы нанести как можно больше повреждений, прежде чем линкоры обрушат на него шквал снарядов; корректировка огня кораблей. К концу 30-х в этот список ещё добавили уничтожение вражеских самолётов-разведчиков и противолодочную оборону соединения.

Что касается защиты от самолётов противника, то официальная позиция звучала следующим образом:

«Флот никогда не сможет поддерживать достаточную воздушную силу для того, чтобы отразить массированную атаку ВВС ведущих держав. Поэтому крупные налёты должны отражаться силами КВВС».

В КВВС, естественно, с этим были не согласны. Там утверждали, что в принципе не способны поддерживать флот истребителями дальше прибрежных вод. Что не имеют лётчиков-истребителей, обученных летать над морем, — как и достаточного количества самолётов для всего этого. И вообще, выпрыгивать из штанов по первому свистку адмиралов не собираются.


Биплан Фэйри IIID на палубе авианосца «Пегасус», 1924

Адмиралы от этого не сильно переживали. Значит, будем отбиваться зенитной артиллерией (эффективность которой перед войной грандиозно переоценивалась).

К палубным истребителям флот вообще относился с плохо скрываемым пренебрежением. Они отбирали у ударно-разведывательных самолётов крайне дефицитное место в тесных ангарах британских авианосцев (которые несли значительно меньше машин, чем их американские или японские визави). Небольшого количества (и качества) хватит для перехвата самолётов-разведчиков, а в остальном — баста.

Даже к таким новшествам, как радары для обнаружения воздушных целей и наведение по радио, адмиралы относились с подозрением. С их точки зрения, излучение РЛС и болтовня по радио с пилотами только раскроют противнику местоположение всего соединения, что для помешанных на радиомолчании моряков было страшным грехом.

После возращения морских воздушных сил под контроль флота в мае 1939-го ничего кардинально не изменилось, палубная авиация так и осталась бедной сироткой.

Первая битва за Британию

В 1940 году Королевские ВВС столкнулись с первым серьезным боевым испытанием, которое впоследствии назвали самой масштабной воздушной битвой в истории. В Люфтваффе стремились заставить Лондон капитулировать в войне и разбомбить инфраструктуру. Под удар попали:

  • заводы;
  • порты;
  • военные здания;
  • жилые дома.

Когда в Германии поняли, что задушить «корону» в экономическом плане не получится, взялись за уничтожение гражданских людей. Сотни нацистских самолетов применяли бомбы зажигательного действия. Королевские ВВС противостояли им на 200%.


Британец наблюдает за небом над Лондоном / Фото с The National Archives and Records Administration

В штабе Королевских воздушных сил даже написали «невозможные вещи делаем сразу, на чудеса придется немножко подождать». И, действительно, чудом Великобритании удалось вырвать победу после 4-месячной битвы.
Обратите внимание! Бомбардировка Великобритании гитлеровской авиацией продолжалось от 10 июля до 31 октября 1940 года. Немецкие историки подают дату битвы за Великобританию с середины августа 1940 до 31 мая 1941 года.
Хотя основная битва закончилась 30 октября, немцы бомбили Лондон еще 7 месяцев. Британские ВВС потеряли в битве более тысячи самолетов и почти 3 тысячи человек. Потери немцев были большими – более 2,5 тысячи человек и почти 2 тысячи самолетов.

Интересно В России секс-бомба, а в США просто бездарь: что известно о российской шпионке Анне Чапман

Славные аэропланы

Неудивительно, что в таких условиях на палубах авианосцев стояли те ещё агрегаты.

Необходимость присутствия на борту минимум двух членов экипажа, ограниченные задачи, возлагаемые на морских лётчиков (разведка и удары по противнику), а также тотальная экономия привели к тому, что на вооружение палубников поступали довольно странные порождения.

Скажем, «Блэкберн Скуа» должен был быть одновременно и самолётом-разведчиком, и пикирующим бомбардировщиком, и истребителем. Правда, на фоне основного ударного самолёта — биплана с неубирающимися шасси «Суордфиш» (прозванного «Авоськой»), — он смотрелся пришельцем из будущего. Но на смену «Авоське» уже шла другая машина — последний в мире принятый на вооружение военный самолёт-биплан «Альбакор».


Бипланы «Альбакор» на палубе авианосца «Формидэбл»

Большие надежды возлагали на двухместный истребитель-разведчик «Фулмар», созданный на основе сухопутного лёгкого бомбардировщика. На фоне истребителей-бипланов предыдущего поколения он смотрелся здорово, но с трудом мог угнаться за бомбардировщиками противника. А с немецкими Bf 109 ему было лучше не встречаться.

Надо отдать британским лётчикам должное.

Они были очень отважными и умелыми людьми и даже на этом странном зоопарке умудрялись добиваться успехов.

«Скуа» потопили немецкий крейсер «Кёнигсберг» ударом с пикирования, «суордфиши» устроили итальянскому флоту погром прямо в гавани Таранто и достали-таки торпедами «Бисмарка». А «альбакоры» смогли вогнать пару торпед в итальянские корабли в ходе победного для англичан боя при мысе Матапан. Они же не без успеха действовали с береговых аэродромов, особенно по ночам. И даже «фулмары» умудрялись нет-нет да и сбивать кого‑то.


Истребитель-разведчик «Фулмар» на палубе авианосца «Викториес»

Но проблем и катастроф было куда больше.

Quick Reaction Alert

После окончания Второй мировой войны потребность в стремительном развитии ВВС в Великобритании отпала. Однако с появлением Советского Союза, межконтинентальных баллистических ракет и развитием новых технологий, задачи летчиков также изменились.

В воздушных силах начали практиковать Quick Reaction Alert. Говорится о небольших группах самолетов, разбросанных по всей стране, которые отвечают за быстрое реагирование на вторжение в воздушное пространство страны или союзников. В то время особую опасность составлял СССР, ныне – Россия.


В воздушных силах начали практиковать Quick Reaction Alert / Фото Минобороны Великобритании

Мобильные группы состоят из 4 – 5 самолетов и нескольких пилотов. Их обслуживает более 100 человек. Это и неудивительно, ведь главной задачей таких подразделений является перехват нежелательных летательных аппаратов и сдерживание врага до прибытия подкрепления.

RAF хорошо реорганизовались после войны и выработали согласованные и эффективные протоколы действий. К противостоянию летчики всегда готовы, но сбивать вражеские самолеты им еще не приходилось в мирное время.

QRA находятся на страже страны 365 дней в году. Они есть на каждой базе в Великобритании и готовы к вылету в течение 24 часов. На собрание и вылет им нужно максимум 10 минут.

Джон Блетчер

Пилот

Глубокая яма

Общие результаты британских палубников часто были удручающими. Флот быстро понял: действовать против неприятеля в радиусе действия его мощных ВВС смертельно опасно. Норвежская кампания и бои в Средиземном море значительно пополнили печальный «мартиролог» потопленных авиацией английских судов. А на Тихом океане японские лётчики, не сильно вспотев, потопили в открытом море два британских линкора. В этот раз, кстати, запрошенное истребительное прикрытие с береговых аэродромов в составе десяти самолётов прилетело, но к тому времени оба корабля уже получили смертельные повреждения.

Ставка на зенитную артиллерию не оправдалась, решительный и многочисленный противник легко прорывался сквозь её завесу, не неся сколько-нибудь существенных потерь.

Более того, оказалось, что один авианосец с одним-двумя десятками «фулмаров» (в лучшем случае) не способен защитить даже сам себя. Не говоря уже о корабельных соединениях.

«Илластриес» и «Формидэбл» были тяжело повреждены немецкой авиацией в 1941-м, а «Гермес» за считанные минуты был утоплен японцами в начале 1942‑го.


Тонущий «Гермес»

Звонкой оплеухой стал и провальный рейд на Киркенес в конце июля 1941 года. Немцы успели поднять истребители, и воздушный бой кончился со счётом 16:2 в их пользу. Британцы потеряли дюжину «альбакоров» и четыре «фулмара». Тринадцать лётчиков погибли и 27 попали в плен, двое пару суток плыли в надувных лодках в сторону СССР и таки туда приплыли.

В итоге к концу 1941 года оказалось, что британский флот крайне уязвим перед воздушными атаками противника. А ударная мощь его палубной авиации глубоко сомнительна и может работать только против столь же неподготовленного противника.

Применяемые сокращения

  • AF — Air Force — Воздушая армия в ВВС армии США;
  • AASF — Advanced Air Striking Force — авиационные ударные силы передового базирования;
  • AM -Air Ministry — Министерство Авиации;
  • A and AEE — Aircraft and Armament Experimental Establishment — Исследовательский центр самолетов и вооружения;
  • B and GS — Bombing and Gunnery School — школа бомбометания и воздушной стрельбы;
  • CFS — Central Flying School — Центральная летная авиашкола;
  • E and RFTS — Elementary and Reserve Flying Training School — авиашкола первоначальной подготовки и переподготовки резерва;
  • FAA — Fleet Air Arms — авиация ВМС;
  • FG — Fighter Group — истребительная группа;
  • FS — Fighter Squadron — истребительная эскадрилья;
  • FW — Fighter Wing — истребительное авиакрыло;
  • FC RAF — Fighter Command RAF — Истребительное командование RAF;
  • FTS — Flying Training School — авиашкола основной летной подготовки;
  • JSSF — Japanese Single Seat Fighter — японский одноместный истpебитель;
  • IAF — Indian Air Force — ВВС Индии;
  • MU — Maintenance Unit — подразделение технического обслуживания;
  • RAE — Royal Aircraft Establishment — Королевский авиационный институт;
  • RAAF — Royal Australien Air Force — Королевские ВВС Aвстралии;
  • RAF — Royal Air Force — Королевские ВВС Великобритании;
  • RAuxAF — Royal Auxiliary Air Force — Королевские Вспомогательные ВВС;
  • RCAF — Royal Canadian Air Force — Королевские ВВС Канады;
  • RFTS — Reserve Flying Training School — резервная школа летной подготовки;
  • RN — Royal Navy — Королевские ВМС Великобритании;
  • RHAF — Royal Hellenic Air Force — Королевские ВВС Греции;
  • RSAF — Royal Siamese Air Force — Королевские ВВС Сиама;
  • Sqn- Squadron — эскадрилья;
  • StFl — Station Flight — станционное звено;
  • SBAC — Society of British Aircraft Constructors — Общество британских авиа-конструкторов.
  • TDU — Torpedo Development Unit — опытовая авиачасть по применению торпед.
  • OTU — Operational Training Unit — учебно-боевая авиачасть;
  • SAAF — South African Air Force — ВВС Южной Aфрики.
  • UAS — University Air Squadron — университетский дивизион.
  • USAAF — United States Army Air Force — ВВС армии СШA.

Арсенал RAF

В арсенале Королевских ВВС немало современных летательных аппаратов – от беспилотных дронов до мощных истребителей. Главной гордостью является многоцелевой истребитель-бомбардировщик Hawker Typhoon, который перехватывает вражеские или неидентифицированные воздушные суда.

Актуально Готовы к встрече с террористами: чем поражают бойцы элитной спецслужбы Yamam

Мощной ударной силой являются американские Lightning, которые часто используют в палубной авиации благодаря функции вертикальной посадки. Кроме этого, популярностью пользуются транспортные самолеты Boeing C-17. Их типичная задача – перевозить военных между странами, если Великобритания вступила в битву или решила прислать подкрепление.

Британские мощности состоят и из многообразия разведывательных, транспортных и ударных вертолетов. Меняются также технологии, новые ракеты и системы.

У нас есть вертолеты, которые могут пробраться туда, куда не достанут обычные вертолеты. Это касается вопросов доставки груза. Можно как доставлять припасы, так и спасать людей.

Ник Крессвелл

Инженер

Подготовка будущих пилотов

Двери RAF открыты для всех желающих, но пилотом может стать далеко не каждый. Управление истребителем – особое умение, которое нарабатывают годами при специфической подготовки.

Сначала будущих пилотов проверяют на физическую мощь. Главное – выносливость, поэтому они бегают в горах, лазают по скалам, плавают на большие дистанции и даже играют в крикет. Преодоление полосы препятствий, умение планировать миссии и собирать разведданные должны быть на высшем уровне.


Управление истребителем – особое умение / Фото Минобороны Великобритании

Когда инструкторы видят, что все эти этапы у будущих пилотов отточены до совершенства, их переводят на учебные самолеты, которые разделены на классы. Сначала – легкие моторные самолеты, затем мощные и подготовка на симуляторе. После обработки всех возможных сценариев и алгоритмов, пилота допускают к первым пробных полетов в настоящих истребителях.

Российские пилоты не реагируют ни на какие сообщения и вопросы наших пилотов. Это такая тактика досаждания. Они делают это намеренно, чтобы спровоцировать нас. Однако, мы должны реагировать и поднимать в небо свои самолеты.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]