Статья со списком Википедии
Размер японского торгового флота во время Второй мировой войны
(все цифры в тоннах) [1]
Дата | Дополнения | Убытки | Чистое изменение | Итого на конец периода | Индекс |
12 июля 1941 г. | 6 384 000 | 100 | |||
12/1941 | 44 200 | 51 600 | −7 400 | 6 376 600 | 99 |
1942 г. | 661 800 | 1 095 800 | −434 000 | 5 942 600 | 93 |
1943 г. | 1 067 100 | 2 065 700 | -998,600 | 4 494 400 | 77 |
1944 г. | 1,735,100 | 4 115 100 | -2,380,000 | 2 564 000 | 40 |
1/45 — 8/45 | 465 000 | 1 562 100 | −1 097 100 | 1,466,900 | 23 |
В Второй мировой войне , то ВМС США использовали подводные лодки сильно. В целом, 263 американских подводных лодки совершили военное патрулирование [2], потребовав 1392 корабля и 5 583 400 тонн во время войны. [3] Подводные лодки ВМС США потопили 540 192 тонны или 30% японского флота и 4 779 902 тонны морских судов, или 54,6% всех японских судов на Тихоокеанском театре военных действий . Подводные лодки поставили 18 553 мин. [4] [5]В начале войны грузоподъемность японских торговых судов составляла около шести миллионов тонн. К концу войны, в августе 1945 года, вместимость составляла два миллиона человек, из которых только 320 тысяч могли перевозить грузы. [6]
Подводная война началась 7 декабря 1941 года, когда начальник военно -морского флота приказал флоту «вести неограниченную воздушную и подводную войну против Японии». [7] Похоже, что политика проводилась без ведома или предварительного согласия правительства. [5] Договор морского Лондона , в котором США были подписавшими, [5] требуется субмарина соблюдать правила призовых (обычно известные как «правила крейсерских»). Он не запрещал вооружать торговых судов, [5] но вооружая их или заставляя их сообщать о контактах с подводными лодками (или рейдерами ), они де-факто
военно-морские вспомогательные средства и сняли охрану с крейсера по правилам. [8] [9] Это сделало ограничения на подводные лодки фактически спорными. [5] Подводные лодки ВМС США также проводили разведывательное патрулирование, высадку спецназа и партизанских отрядов, а также поисково-спасательные работы . [10] Подводные лодки были настолько успешными, что к началу 1944 года они изо всех сил пытались найти цели. [11] Война против судоходства была самым решающим фактором в крахе японской экономики, и Кабинет министров Японии отчитался перед Национальным парламентом.после войны эта «величайшая причина поражения была потеря судоходства». [7] [12]
Начиная с 1941 года подводные лодки патрулировали Американский театр , охотясь на немецкие подводные лодки и защищая морские пути. 50-я эскадрилья подводных лодок, сформированная в 1942 году, служила в Европейском театре . Эскадрилья участвовала в нескольких вторжениях и охотилась на блокадников , сначала в Испании, а затем в Норвегии. Корабли забили несколько попаданий, но из-за отсутствия целей их вернули в Соединенные Штаты. [11]
Общий тоннаж [ править ]
USS Tang
Во время Второй мировой войны USS Tang
потопил 116 454 тонны, что составило для Соединенных Штатов наибольший тоннаж судоходства. Его тоннаж был пересмотрен на основании отчета Объединенного комитета по оценке армии и флота (JANAC), в котором изначально было указано , что
Tang
потерпел меньшее количество погружений. (93 824 тонны и 24 корабля) В 1980 году была официально заменена и обновлена соответствующая секция JANAC. [13]
Тан
затонул более 16000 тонн над вторым по величине подводной лодки
USS светосигнализатор
(100231). Все 23 подводные лодки затонули от 99 901 (
USS
Rasher
)
до 59 800 (
USS Archerfish)
тонны. Четырнадцать подводных лодок класса « Гато» , шесть — класса « Гато».Balao -класса , четыре были Тамбор -класса и один был Sargo -класса .
Лучшие по тоннажу американские подводные лодки Второй мировой войны потоплены
Лодка | Тип | Общая вместимость [14] | Ссылка (ы) |
Тан | Подводная лодка класса Balao | 116 454 [б] | [15] [16] |
Мигалка | Гато -класса подводная лодка | 100 231 | [15] [17] |
Рашер | Гато -класса подводная лодка | 99 901 | [15] [18] |
Барб | Гато -класса подводная лодка | 96 628 | [15] [19] |
Сильверсайд | Гато -класса подводная лодка | 90 080 | [15] [20] |
Спейдфиш | Подводная лодка класса Balao | 88 091 | [21] [22] |
Спусковой крючок | Гато -класса подводная лодка | 86,552 | [21] [23] |
Барабан | Гато -класса подводная лодка | 80 580 | [21] [24] |
Джек | Гато -класса подводная лодка | 76 687 | [21] [25] |
Длинный нос | Гато -класса подводная лодка | 75 473 | [21] [26] |
Таутог | Подводная лодка класса Тамбор | 72 606 | [21] [27] |
Морской конек | Подводная лодка класса Balao | 72 529 | [21] [28] |
Guardfish | Гато -класса подводная лодка | 72 424 | [21] [29] |
Морской волк | Сарго -класса подводная лодка | 71 609 | [21] [30] |
Пескарь | Подводная лодка класса Тамбор | 71 047 | [21] [31] |
Морской лев | Подводная лодка класса Balao | 68 297 | [21] [32] |
Bowfin | Подводная лодка класса Balao | 67 882 | [21] [33] |
Thresher | Подводная лодка класса Тамбор | 66 172 | [21] [34] |
Тиноза | Гато -класса подводная лодка | 64 655 | [21] [35] |
Grayback | Подводная лодка класса Тамбор | 63 835 | [21] [36] |
Pogy | Гато -класса подводная лодка | 62 633 | [21] [37] |
Костяная рыба | Гато -класса подводная лодка | 61 345 | [21] [38] |
Wahoo | Гато -класса подводная лодка | 60 038 | [21] [39] |
Sunfish | Гато -класса подводная лодка | 59 815 | [21] [40] |
Рыба-лучник | Подводная лодка класса Balao | 59 800 | [21] [41] |
Американские подводные лодки класса «Tambor»
Подводные лодки «Tambor» стали следующим логическим шагом в развитии американских субмарин. 12 лодок данного типа имели увеличенную ударную силу, хотя и сохранили некоторые особенности конструкции своих предшественников — подводных лодок типа «Salmon». Субмарины имели довольно большой радиус действия, что позволяло им достигать берегов Японии, а их вооружение достаточно сильным, чтобы наносить противнику весомый урон на таком удалении. Оборудованные TDC подводные лодки типа «Tambor» успешно взаимодействовали с надводными силами.
Подводные лодки типа «Tambor» разрабатывались на основе подлодок «Salmon/Sargo». В остальном по конструктивному исполнению новые подводные лодки были близки к прототипу, но имели более прочный корпус и увеличенное вооружение — 10 торпедных аппаратов вместо восьми у подводных лодок «Salmon» и «Sargo». Новая двухкорпусная лодка могла погружаться на глубину 90 метров (проектная глубина разрушения корпуса составляла 150 метров). В качестве силовой установки служили дизели с прямой передачей на гребные валы.
Строились подводные лодки типа «Tambor» по программам 1939 финансового года (SS-198-203) и 1940 финансового года (SS-206-211). В строй субмарины вступили в 1939-1941 годах.
Во время войны в 1942-1943 годах подводные лодки данного типа прошли модернизацию — рубку заменили на более низкую, имеющую спонсонами для размещения 40-миллиметровыми «бофорсов» и 20- миллиметровыми «эрликонов».
Однако существовало одно «но»… Принимая на вооружение подводные лодки «Tambor», руководство подводными силами было вынуждено согласиться на производство двух явно неудачных и не укладывающихся в стратегическую концепцию использования малых подводных лодок М. Об этой уступке в декабре 1941 года немало пожалели, так как подлодок с большим радиусом действия не хватало.
Подлодки «Tambor» — последние американские субмарины, принятые на вооружение до вступления США в войну. С началом боевых действий данные подводные лодки представляли основную ударную силу, до того момента, как в конце 1942 года их начали заменять субмаринами типа «Gato». Несмотря на это, лодки «Tambor» продолжали оставаться в первой линии вплоть до конца 1944 года, лишь после этого их перевели на второстепенные направления и в учебные центры. Из 12 построенных лодок «Tambor» 7 погибло. Лодка SS-199 «Toutog» стала лидером по числу потопленных судов и кораблей противника.
История службы подводных лодок класса Tambor
USS Tambor (SS-198). Заложена 20.12.1939 года. Сдана на слом в 1959 году.
USS Toutog (SS-199). Заложена 27.1.1940 года. Сдана на слом в 1959 году.
USS Thresher (SS-200). Заложена 27.3.1940 года. Сдана на слом в 1948 году.
USS Triton (SS-201). Заложена 25.03.1940 года. Погибла 15.03.1943 года — потоплена японскими кораблями севернее островков Адмиралтейства.
USS Trout (SS-202). Заложена 21.05.1940 года. Погибла 29.02.1944 года — потоплена юго-восточнее Окинавы.
USS Tuna (SS-203). Заложена 02.10.1940 года. Потоплена 25.09.1944 года.
USS Gar (SS-206). Заложена 07.11.1940 года. Сдана на слом в 1959 году.
USS Grampus (SS-207). Заложена 23.12.1940 года. До вступления США во Вторую мировую лодка базировалась на Нью-Лондоне. В течение 1942—1943 годов подводной лодкой USS Grampus было выполнено пять боевых походов, из которых первый, четвертый и пятый признали успешными. Данная подводная лодка потопила шесть судов Японии общим тоннажем 45,4 тыс. тонн. Награждена тремя боевыми звездами. SS-207 в феврале 1943 года ушла к Соломоновым островам в шестой поход и пропала без вести.
USS Grayback (SS-208). Заложена 31.01.1941 года. Погибла в феврале-марте 1944 года в Восточно-Китайском море.
USS Grayling (SS-209). Заложена 04.09.1940 года. Пропала без вести в августе-сентябре 1943 года — вероятнее всего, потоплена у острова Лусон.
USS Grenadier (SS-210). Заложена 29.11.1940 года. 21.04.1943 года была тяжело повреждена японской авиацией в Малаккском проливе. Погибла 22.04.1943 года — затоплена экипажем у Пенанга.
USS Gudgeon (SS-211). Заложена 21.04.1941 года. Погибла в апреле — мае 1944 года в районе Марианских островов.
Технические характеристики: Надводное водоизмещение — 1475 тонн. Подводное водоизмещение — 2370 тонн. Длина — 93,6 м. Ширина — 8,3 м. Силовая установка — 2 дизеля мощностью 5400 л.с./2 электродвигателя мощностью 2740 л.с. Скорость 20/8,8 уз. Дальность подводного плавания — 60 миль при скорости 5 миль/час. Дальность надводного плавания — 10000 миль при скорости 10 миль/час. Длительность автономного плавания — 75 дней. Экипаж — 60 человек. Вооружение: Торпедные аппараты — 10 (6 носовых, 4 кормовых) калибра 533 мм. Боезапас — 24 торпеды. Пушка калибра 76,2 мм.
Подготовлено по материалам: lib.rus.ec shipwiki.ru commi.narod.ru
Корабли потоплены [ править ]
USS Tautog
USS Tang
потопил 33 корабля, поэтому во Второй мировой войне он потопил наибольший тоннаж судов США. Его тоннаж был пересмотрен на основе отчета Объединенного комитета по оценке армии и флота (JANAC), в котором изначально было указано , что
Tang
потерпел меньшее количество раз. (93 824 тонны и 24 корабля) В 1980 году была официально заменена и обновлена соответствующая секция JANAC. [13] «
Таутог»
затонул вторым по
величине
, с 26. Остальные подводные лодки затонули от 23 (
Сильверсайд)
до 14 (
Кингфиш
). Семнадцать кораблей относились
к
классу
Гато
, четыре —
к
классу
Балао
и три —
к
классу
Тамбор
.
Лучшие американские подводные лодки Второй мировой войны по количеству потопленных кораблей
Лодка | Тип | Корабли потоплены [14] | Ссылка (ы) |
Тан | Подводная лодка класса Balao | 33 | [15] [16] |
Таутог | Подводная лодка класса Тамбор | 26 год | [21] [27] |
Сильверсайд | Гато -класса подводная лодка | 23 | [15] [20] |
Мигалка | Гато -класса подводная лодка | 21 год | [15] [17] |
Спейдфиш | Подводная лодка класса Balao | 21 год | [21] [22] |
Морской конек | Подводная лодка класса Balao | 20 | [21] [28] |
Wahoo | Гато -класса подводная лодка | 20 | [21] [39] |
Guardfish | Гато -класса подводная лодка | 19 | [21] [29] |
Рашер | Гато -класса подводная лодка | 19 | [21] |
Морской волк | Сарго -класса подводная лодка | 18 | [21] [30] |
Спусковой крючок | Гато -класса подводная лодка | 18 | [21] [23] |
Длинный нос | Гато -класса подводная лодка | 17 | [21] [26] |
Барб | Гато -класса подводная лодка | 17 | [15] [19] |
Thresher | Подводная лодка класса Тамбор | 17 | [21] [34] |
Bowfin | Подводная лодка класса Balao | 16 | [21] [33] |
Сильнее | Гато -класса подводная лодка | 16 | [21] |
Тиноза | Гато -класса подводная лодка | 16 | [21] [35] |
Pogy | Гато -класса подводная лодка | 16 | [21] [37] |
Sunfish | Гато -класса подводная лодка | 16 | [21] [40] |
Барабан | Гато -класса подводная лодка | 15 | [21] [24] |
Летучая рыба | Гато -класса подводная лодка | 15 | [21] |
Гринлинг | Гато -класса подводная лодка | 15 | [21] |
Джек | Гато -класса подводная лодка | 15 | [21] [25] |
Grayback | Подводная лодка класса Тамбор | 14 | [21] |
Kingfish | Гато -класса подводная лодка | 14 | [21] [36] |
Неудачи американских подводников
Неудачи американских подводников
Анализ аварийности на атомном подводном флоте начнем с ВМС США — пионеров освоения этого вида вооружения.
Первое трагическое событие в ВМС США относится к 1954 г., когда в результате аварии главной энергетической установки погибло четыре человека.
В июне 1960 г. на борту «Сарго» при погрузке кислорода произошел взрыв, вызвавший пожар. Чтобы не допустить его распространения, лодку затопили прямо у пирса. После подъема ее поставили в сухой док и отремонтировали.
В 1961 г. было отмечено повышение радиоактивности на борту подводного ракетоносца «Теодор Рузвельт», вызванное неправильными действиями персонала при обслуживании первого контура реактора. В результате пришлось снять ракетоносец с боевого дежурства и провести его дезактивацию.
В октябре 1962 г. на атомной лодке «Тритон», стоявшей на судоверфи в Гротоне, возник пожар, который нанес значительные повреждения.
Первая катастрофа постигла американских подводников 10 апреля 1963 г.: через двое суток после выхода с базы на глубоководные испытания в Атлантике затонула лодка «Трешер» (в переводе с английского морская лисица, тип сельдевой акулы) с экипажем из 129 человек. Шок, который испытала, получив это известие, нация, сопоставим с тем, который вызвала гибель «Челенджера» много лет спустя.
«Трешер» был головной лодкой в серии из 30 единиц по плану строительства. Она знаменовала вступление в строй противолодочных атомоходов, обладающих высокой скоростью (30 узлов), большой глубиной погружения (до 360 м), продублированной ядерной энергетической установкой (до этого на американских подлодках был лишь один реактор) и 20–40 ракетоторпедами типа «Саброк». Строительство корабля, стоимость которого составила 60 млн долларов, длилось 38 месяцев. 3 августа 1961 г. лодка была передана ВМС США под командование капитан-лейтенанта Д. Харви.
Американские кораблестроительные компании устанавливают гарантийный период эксплуатации в пределах 9–12 месяцев. Летом 1962 г. «Трешер» была поставлена на судоверфь Портсмута для устранения замеченных дефектов. За год плавания удалось выявить и устранить 875 неисправностей и недоделок, подавляющее большинство которых оказались незначительными и касались быта и удобства эксплуатации. Однако было обнаружено 130 дефектов в конструктивных решениях, пять из которых связаны с безопасностью корабля.
К поискам затонувшей лодки приступили незамедлительно. На следующий день была создана следственная комиссия, в которую вошли опытные подводники и кораблестроители. В то время ВМС США не обладали поисковыми силами, обеспечивающими эффективные действия на глубине 2500 м, и операцию поручили океанографическому судну «Атлантис II» и батискафу «Триест». В поисковых операциях участвовало несколько десятков боевых кораблей (в том числе и атомные подводные лодки), а также другие суда и спецсредства.
Обнаруженные предметы, комплекты запчастей, куски трубопроводов с номерами лодки «Трешер» и фамилией рабочего, выполнившего монтаж, дали возможность достоверно определить место ее гибели. Лодка затонула в точке с координатами 41°43’ с. ш. и 64°57’ з. д. Однако причины гибели, как и в большинстве случаев, когда речь идет о катастрофах на подводных лодках, с точностью установить так и не удалось.
Комиссия, опубликовавшая свои заключения полтора года спустя, высказала следующие предположительные причины:
— акт саботажа или диверсия;
— поступление воды в прочный корпус из-за повреждения коммуникаций;
— разрушение прочного корпуса на глубине, близкой к предельной (хотя в процессе эксплуатации за год «Трешер» сорок раз погружалась на предельную глубину);
— провал подводной лодки за предельную глубину из-за неправильных действий личного состава.
Моральную вину за катастрофу материалы комиссии возлагают на высших военных руководителей США. В условиях гонки вооружений качество оборудования отходило на второй план, предпочтение отдавалось увеличению боевой мощи. Кроме того, сдача подводной лодки в установленный срок поощрялась наградами, повышением по службе и премиями как конструкторам, так и ответственным работникам ВМС.
Уже на следующий день после гибели лодки в адрес командования ВМС посыпались упреки — перед выходом в море у многих членов экипажа были сомнения в подготовленности лодки к предстоящему плаванию.
Катастрофа с американской атомной подводной лодкой неоднократно анализировалась и в СССР. В этой связи можно отметить серьезные и весьма полезные для подводников исследования, проведенные инженерами Г. Лисовым и А. Нарусбаевым («Тайна гибели „Трешера“»). Институт ВМФ СССР издал специальную брошюру с красноречивым названием «Гибель подводной лодки „Трешер“ заложена в ее проектировании». Разумеется, обе книги в достаточной степени политизированы.
Продолжим список аварий, произошедших на американских атомных подводных лодках.
В 1963 г. на серийной строящейся лодке «Флешер» (типа «Трешер») возник пожар. Трое рабочих погибли, двое получили тяжелые ожоги.
Пять лет спустя после гибели «Трешера», в 1968 г., затонула атомная подводная лодка «Скорпион», из 99 членов экипажа также никому не удалось спастись.
Атомоход водоизмещением 3100 т под командованием Ф. Слеттери вышел с военно-морской базы Норфолк для участия в учениях 6-го американского флота. На обратном пути «Скорпион» на 27 миль отклонился от курса и оказался юго-западнее Азорских островов. Командир сообщил об этом по радио 21 мая 1968 г. Больше сообщений с лодки не поступало.
Прибытие ее в Норфолк ожидалось 27 мая, но она так и не появилась. Была создана следственная комиссия под председательством вице-адмирала Б. Остина, который участвовал в расследовании причин гибели «Трешера». Комиссия завершила работу в середине июля, опросив 65 свидетелей. Ее заключение: атомоход превысил предельную глубину погружения и затонул «по неизвестной причине».
Однако участвовавшие в расследовании эксперты отметили, что из-за недостатка средств на «Скорпионе» не произвели существенные переделки, которые в обязательном порядке должны были быть реализованы после гибели «Трешера». В частности, не отремонтировали систему аварийного продувания цистерн главного балласта. Кроме того, на «Скорпионе» не был установлен аварийный радиомаяк, автоматически всплывающий при превышении предельной глубины погружения.
Через несколько месяцев батискафу «Триест-2» удалось обнаружить и сфотографировать останки «Скорпиона». Как и после гибели «Трешера», подъем лодки не предусматривался из-за значительной глубины затопления — 2500 м.
Гибель этой лодки стала последней в ВМС США, хотя тяжелые аварии происходили и позднее. Так, на лодку «Патрик Генри» рухнула запущенная с нее же баллистическая ракета. «Джордж Вашингтон», следуя в подводном положении на перископной глубине, протаранил японский сухогруз «Ниссиомару», потопил его и скрылся, не оказав помощи терпящим бедствие морякам.
Объективности ради следует отметить и тот факт, что в ВМС США основной ударной силой являются не подводные лодки, как в ВМФ СССР, а авианосцы. Именно с этими кораблями, а с 1942 г. их построено 187, и связаны крупнейшие аварии в американском флоте. Достаточно сказать, что со времени взрыва на авианосце «Беннингтон» в 1953 г. и до недавней аварии на «Айове» погибло около пятисот человек. После гибели «Скорпиона» командование ВМС США принимает организационно-технические меры, в том числе прекращает почти на пять лет арктические походы как наиболее опасные. Надо считать эти меры эффективными, так как уже в течение четверти века американским подводникам удается избегать катастроф.
Заметки [ править ]
- В Тихоокеанском театре . Цифры различаются для американского и европейского театров.
- ^ а б О’Кейн 1989 , стр. 458. Ее командир, лейтенант-коммандер Ричард О’Кейн , объясняет, что в отчете Объединенного комитета по оценке армии и флота (JANAC) первоначально говорилось, что Tang был
причиной меньшего количества потоплений. (93 824 тонны и 24 корабля). В 1980 году соответствующая секция JANAC «была официально заменена кредитами в отчетах патрулирования». В эти цифры не входит сама
Тан
, которая была случайно потоплена собственной торпедой в октябре 1944 года.
Ссылки [ править ]
- Parillo, Марк (1993). Японский торговый флот во время Великой Отечественной войны
. Аннаполис, штат Мэриленд: Издательство военно-морского института. ISBN 978-1-55750-677-1. - Gruner, 2012 стр.3
- Gruner, 2012 стр.6
- JANAC, 1947 p.vi
- ^ a b c d e Холвитт, Джоэл Ира (1 апреля 2009 г.). «Казнь против Японии»: решение США вести неограниченную подводную войну . Издательство Техасского университета A&M. ISBN 978-1-60344-083-7- через Project MUSE .
- «Тихоокеанские подводные лодки США во Второй мировой войне» . Ассоциация исторических военно-морских кораблей
. Архивировано 27 февраля 2022 года . Проверено 10 июня 2018 . - ^ a b «Тихоокеанские подводные лодки США во Второй мировой войне» . Ассоциация исторических военно-морских кораблей
. Архивировано 27 февраля 2022 года . Проверено 10 июня 2018 . - Дениц Карл (21 марта 1997). Воспоминания, десять лет и двадцать дней
. Da Capo Press. ISBN 978-0-306-80764-0. - Перейти
↑ Milner, Marc (1985).
Бег по Северной Атлантике: Королевский флот Канады и битва за конвои
. Аннаполис, штат Мэриленд: Издательство военно-морского института. - Перейти
↑ Blair, Clay (1 марта 2001 г.).
Тихая победа: подводная война США против Японии
. Аннаполис, штат Мэриленд: Издательство военно-морского института. ISBN 978-1-55750-217-9. - ^ а б «Тихая Победа 1940-1945 гг.» . www.public.navy.mil
. Архивировано 26 января 2022 года . Проверено 18 ноября 2018 . - ↑
Пуарье, Мишель Томас (20 октября 1999 г.). «Итоги немецких и американских подводных кампаний Второй мировой войны» .
Подводная дивизия
. Архивировано из оригинала 9 апреля 2008 года . Проверено 13 января 2012 года . - ^ а б О’Кейн 1989 , стр. 458
- ^ a b «Потери японского морского и торгового мореплавания во время Второй мировой войны по всем причинам» . Объединенный комитет по оценке армии и флота
. 1947. Архивировано 12 июня 2022 года . Проверено 8 июня 2018 . - ^ a b c d e f g h я Фридман, Норман (1995). Подводные лодки США до 1945 года: иллюстрированная история конструкции
. Аннаполис, Мэриленд : Военно-морской институт США . С. 285–304. ISBN 1-55750-263-3. - ^ a b «Тан I (SS-306)» . Словарь американских военно-морских боевых кораблей
. Военно- морское управление , Командование морской истории и наследия . 25 сентября 2015 г. - ^ a b «Мигалка (SS-249)» . Словарь американских военно-морских боевых кораблей
. Военно-морское управление, Военно-морское управление истории и наследия. 21 апреля 2016 г. - «Рашер (SS-269)» . Словарь американских военно-морских боевых кораблей
. Военно-морское управление, Военно-морское управление истории и наследия. 19 января 2016 г. - ^ а б «Барб I» . Словарь американских военно-морских боевых кораблей
. Военно-морское управление, Военно-морское управление истории и наследия. 22 июня 2015. - ^ a b «Сильверсайд I (SS-236)» . Словарь американских военно-морских боевых кораблей
. Военно-морское управление, Военно-морское управление истории и наследия. 9 сентября 2015. - ^ a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z aa ab ac ad ae af ag ah ai aj ak al am an ao Фридман, Норман (1995). Подводные лодки США до 1945 года: иллюстрированная история конструкции
. Аннаполис, Мэриленд : Военно-морской институт США . С. 285–304.ISBN 1-55750-263-3. - ^ a b «Spadefish I (SS-411)» . Словарь американских военно-морских боевых кораблей
. Военно-морское управление, Военно-морское управление истории и наследия. 15 сентября 2015. - ^ а б «Спусковой крючок I (SS-237)» . Словарь американских военно-морских боевых кораблей
. Военно-морское управление, Военно-морское управление истории и наследия. 30 сентября 2015 г. - ^ а б «Барабан (SS-228)» . Словарь американских военно-морских боевых кораблей
. Военно-морское управление, Военно-морское управление истории и наследия. 21 февраля 2022. - ^ a b «Джек I (SS-259)» . Словарь американских военно-морских боевых кораблей
. Военно-морское управление, Военно-морское управление истории и наследия. 22 июля 2015. - ^ a b «Snook I (SS-279)» . Словарь американских военно-морских боевых кораблей
. Военно-морское управление, Военно-морское управление истории и наследия. 10 сентября 2015. - ^ а б «Таутог I (SS-199)» . Словарь американских военно-морских боевых кораблей
. Военно-морское управление, Военно-морское управление истории и наследия. 25 сентября 2015 г. - ^ a b «Морской конек I (SS-304)» . Словарь американских военно-морских боевых кораблей
. Военно-морское управление, Военно-морское управление истории и наследия. 8 сентября 2015. - ^ a b «Guardfish I (SS-217)» . Словарь американских военно-морских боевых кораблей
. Военно-морское управление, Военно-морское управление истории и наследия. 13 июля 2015 г. - ^ a b «Seawolf I (SS-197)» . Словарь американских военно-морских боевых кораблей
. Военно-морское управление, Военно-морское управление истории и наследия. 8 января 2022. - «Пескарь I (SS-211)» . Словарь американских военно-морских боевых кораблей
. Военно-морское управление, Военно-морское управление истории и наследия. 13 июля 2015 г. - «Морской авианосец США (SS-315)» . Словарь американских военно-морских боевых кораблей
. Военно-морское управление, Военно-морское управление истории и наследия. 8 сентября 2015. - ^ а б «Bowfin (SS-287)» . Словарь американских военно-морских боевых кораблей
. Военно-морское управление, Военно-морское управление истории и наследия. 21 апреля 2016. - ^ a b «Молотилка I (SS-200)» . Словарь американских военно-морских боевых кораблей
. Военно-морское управление, Военно-морское управление истории и наследия. 30 сентября 2015 г. - ^ a b «Тиноза I (SS-283)» . Словарь американских военно-морских боевых кораблей
. Военно-морское управление, Военно-морское управление истории и наследия. 30 сентября 2015 г. - ^ a b «Grayback I (SS-208)» . Словарь американских военно-морских боевых кораблей
. Военно-морское управление, Военно-морское управление истории и наследия. 13 июля 2015 г. - ^ а б «Погы I (SS-266)» . Словарь американских военно-морских боевых кораблей
. Военно-морское управление, Военно-морское управление истории и наследия. 24 апреля 2015 г. - «Bonefish I (SS-223)» . Словарь американских военно-морских боевых кораблей
. Военно-морское управление, Военно-морское управление истории и наследия. 26 июня 2015. - ^ a b «Wahoo I (SS-238)» . Словарь американских военно-морских боевых кораблей
. Военно-морское управление, Военно-морское управление истории и наследия. 23 октября 2015 г. - ^ a b «Sunfish I (SS-281)» . Словарь американских военно-морских боевых кораблей
. Военно-морское управление, Военно-морское управление истории и наследия. 24 сентября 2015. - «Лучник-Рыба (SS-311)» . Словарь американских военно-морских боевых кораблей
. Военно-морское управление, Военно-морское управление истории и наследия. 2 февраля 2016 г.
Американские военные эксперты назвали пять лучших подводных лодок за всю историю
Пять лучших подводных лодок, построенных в XX веке, выбрали эксперты американского военно-аналитического журнала The National Interest (NI). Для составления своего рейтинга издание задавало специалистам следующие вопросы: была ли та или иная субмарина для своего времени наилучшей по критерию «эффективность-стоимость» и насколько инновационной была конструкция.
Немецкие хищники в Атлантике
На первое место NI ставит германские субмарины типа U-31 времен Первой мировой войны. Строительство этих лодок велось на судоверфи «Германия» в Киле (всего 11 штук). Субмарины заложены в 1912–1913 годах, спущены на воду в 1914 году.
Лодки этого типа активно участвовали в боевых действиях. За время службы из 11 построенных лодок восемь были потеряны. При этом сами субмарины типа U-31 повредили или отправили на дно 856 судов общим тоннажем более 2 млн тонн. Эти лодки изменили представление о значении подводного флота и стали грозным оружием, способным парализовать судоходство одним известием о том, что они вышли в очередной поход.
«Булава» не долетела до цели
27 сентября во время проверки боеготовности флота атомная подлодка «Юрий Долгорукий» выполнила залп двумя…
28 сентября 18:12
Среди этой серии подводных лодок наиболее известны три субмарины — U-35 под командованием Лотара фон Арно де ла Перьера, самого результативного подводника всех времен, U-39 Вальтера Форстмана и U-38 Макса Валентинера.
Безусловный лидер — подводная лодка U-35, уничтожившая 224 торговых судна общим водоизмещением более полумиллиона тонн.
Однако подлодки типа U-31 были скорее эволюционным, а не революционным этапом подводного судостроения. Они кардинально не отличались от своих предшественников и преемников. Тем не менее лодки U-31 поставили Великобританию на грань выхода из Первой мировой войны. Только вступление в конфликт Соединенных Штатов в сочетании с развитием инновационной тактики конвоев для флота Соединенного Королевства создало трудности в германской подводной войне. Три выживших лодки типа U-31 были захвачены союзниками после окончания Первой мировой войны.
Живучие американцы в Тихом океане
На второе место среди выдающихся субмарин эксперты ставят американские подводные лодки типа Balao. Эти субмарины были построены в 1942–1947 годах. Всего верфи США передали для ВМФ страны 122 такие подлодки. Они воевали в годы Второй мировой войны на Тихом океане против японской империи.
В то время японская промышленность очень сильно зависела от доступа к природным ресурсам Юго-Восточной Азии. Прекратить доставку этих материальных средств на японские острова означало фактически выиграть войну на Тихом океане. И хотя военный подводный флот США был относительно невелик, управлялся без ясного понимания большого будущего субмарин на этом театре военных действий, имел на вооружении плохие торпеды, в конечном счете подлодки, построенные уже во время войны, уничтожили практически весь японский торговый флот.
Война на Тихом океане требовала от субмарин большой дальности действия и, соответственно, лучших условий для обитания экипажа, чем в относительно небольшой по размеру Северной Атлантике. Как и их предшественники класса Gato, субмарины Balao были менее маневренными, чем германские подлодки VII серии, но они компенсировали этот недостаток прочностью корпуса и в целом очень высоким качеством конструкции. Но главное, по сравнению с германской подводной лодкой VII серии субмарины типа Balao имели больший радиус действия, артиллерию более крупного калибра, большее количество торпедных аппаратов и более высокую скорость надводного и подводного хода. С другой стороны, лодки Balao действовали в гораздо более выгодных условиях, чем германские субмарины. Противолодочная оборона японцев была слабее.
Самая большая победа Balao на Тихом океане — потопление подводной лодкой Archerfish японского авианосца «Синано» водоизмещением 58 тыс. тонн.
Только 11 из 122 лодок Balao были потеряны в ходе войны на Тихом океане, две — уже в результате аварий и катастроф в послевоенное время. После Второй мировой войны подводные лодки этого класса были переданы нескольким дружественным Соединенным Штатам флотам и продолжали служить еще в течение многих десятилетий. Одна из них, бывшая американская Tusk, до сих пор частично используется Тайванем под именем Hai Pao.
Передовые подлодки Третьего рейха
На третье место американские специалисты поставили германские подводные лодки серии XXI. Это была субмарина с революционной для своего времени конструкцией, оказавшая значительное влияние на все послевоенное подводное судостроение.
В период с 1943 по 1945 год на верфях Blohm & Voss в Гамбурге, AGWeser в Бремене и F. Schichau в Данциге были спущены на воду 134 субмарины этого типа. Из них верфи сдали флоту 119, и еще 15 остались недостроенными.
Некоторые новшества этого проекта стали революционными.
Субмарины XXI первыми в мире получили электромеханическую систему заряжания торпедных аппаратов, гидроакустический комплекс, позволяющий атаковать без визуального контакта, увеличенные аккумуляторные батареи, каучуковое покрытие корпуса, затрудняющее работу гидролокаторов противника, а также устройство пузырьковой завесы.
Шпангоуты этих лодок впервые были вынесены наружу прочного корпуса, что позволило увеличить пространство внутри лодки и упростить проведение всевозможных коммуникаций и размещение оборудования. Впервые подлодки проектировались для подводного плавания в течение всего автономного похода.
Океанская подводная лодка XXI серии была первой подводной лодкой, способной развивать более высокую подводную скорость, чем надводную. На ней отказались от палубного орудия в обмен на скорость и скрытность. Лодки XXI серии развивали под водой скорость до 17,5 узла — почти вдвое больше, чем обычные субмарины. Планировалось, что они будут действовать почти исключительно в погруженном состоянии.
Российско-пакистанская «Дружба»
Москва и Исламабад начали первые в истории совместные военные учения. Этот шаг — ответ на усиление…
24 сентября 20:43
Лодка данного типа могла идти полным ходом под водой четыре часа подряд, преодолевая 65–70 миль (вместо 12 миль за 1,5 часа подводного хода на восьми узлах лодок серии IX). Этого вполне хватало для того, чтобы произвести атаку вражеского конвоя и надежно оторваться от преследования кораблей противолодочной обороны.
Союзники по антигитлеровской коалиции захватили уцелевшие германские лодки XXI серии, используя их как в качестве образцов для своих собственных проектов, так и в целях разработки более совершенных технологий и методов противолодочной борьбы.
Немецкая субмарина XXI серии стала основой для советской подводной лодки проекта 613.
Она же стала основой для большой флотилии китайских подводных лодок.
Атомные аргументы Вашингтона
На четвертое место среди выдающихся субмарин всех времен и народов эксперты поставили американские подводные лодки типа «Джордж Вашингтон». Это первый в истории проект атомных субмарин, оснащенных баллистическими ракетами. Пять подводных лодок этого типа были переданы в боевой состав ВМС США с 1959 по 1961 год.
При создании лодок «Джордж Вашингтон» за основу взяли проект атомной торпедной лодки «Скипджек». Такой подход переоборудования субмарины из одного класса в другой, имевший место и в советском подводном флоте, позволил сократить сроки постройки и сэкономил финансовые средства. В корпус субмарины за рубкой был вставлен 40-метровый ракетный отсек, в котором были размещены 16 пусковых ракетных шахт.
Сегодня считается как само собой разумеющееся, что наиболее распространенная форма современного ядерного сдерживания — атомная подводная лодка с баллистическими ракетами, способными гипотетически уничтожить десяток городов любого из континентов. Эти ПЛАРБ составляют самую защищенную часть ядерной триады сдерживания, поскольку найти и уничтожить подводную лодку до того, как она запустит свои баллистические ракеты, очень трудно.
До 1967 года субмарины «Джордж Вашингтон» и однотипные с ней американские подводные лодки были единственными в своем классе. «Их неуклюжие советские коллеги несли только по три ракеты и вынуждены были всплывать, чтобы произвести ракетный пуск», — пишет The National Interest.
Общая компоновка лодок типа «Джордж Вашингтон» с вертикальными шахтами, размещенными позади рубки, оказалась чрезвычайно удачной и стала классической схемой для подводных стратегических ракетоносцев.
На основе этой схемы в СССР были построен проект 667А, который по аналогии с «прототипом» называли в советском флоте «Иван Вашингтон».
Головная субмарина проекта 667А вступила в строй в 1967 году. Первая британская субмарина аналогичного класса Resolution была передана флоту в 1968 году, а французская Redoutable — в 1971 году. Китай в конечном итоге последовал примеру остальных ядерных держав, хотя первые подлинно современные подводные ракетоносцы только недавно введены в боевой состав китайского флота. Первый подводный ракетоносец Индии Arihant, по плану, будет передан флоту в следующем году.
Голливудские лодки для специальных операций
На пятом месте эксперты поместили многоцелевую атомную подлодку ВМС США «Лос-Анджелес». Эти подводные атомоходы строились самой массовой серией. Всего американскому флоту были переданы 62 субмарины этого типа. Первая из своей серии вступила в строй 13 ноября 1976 года, последняя (USS «Cheyennе») — 13 сентября 1996 года. Корабли строились компаниями Newport News Shipbuilding и General Dynamics Electric Boat Division.
Сейчас в строю 41 подлодка типа «Лос-Анджелес». Они до сих пор составляют основу подводного флота США. Лодка «Лос-Анджелес» увековечена в романах Тома Клэнси «Охота за «Красным Октябрем» и одноименном фильме с Шоном Конерри.
Субмарина имени Обамы
Новая атомная подлодка четвертого поколения типа «Вирджиния» передана в боевой состав ВМС США. Строительство…
29 августа 15:45
Среди перечня задач этих многоцелевых подлодок — борьба с субмаринами и надводными кораблями противника, нанесение ударов, минирование, поисково-спасательные операции, разведка и специальные операции, в том числе переброска спецподразделений.
В 1991 году во время войны в Персидском заливе с двух лодок класса «Лос-Анджелес» впервые в истории был произведен залп крылатых ракет морского базирования по береговым объектам противника. Подводная лодка, запустив ракеты «Томагавк», продемонстрировала совершенно новые средства войны в распоряжении США.
Последние лодки класса «Лос-Анджелес», как ожидается, будут сняты с вооружения в 2020-х годах, хотя дата может быть отсрочена. К тому времени новые субмарины будут значительно превосходить по своим возможностям лодки типа «Лос-Анджелес». Тем не менее эти атомоходы составляли основу подводных сил самого мощного военно-морского флота в течение почти пяти десятилетий.
Утешительные призы для СССР
Помимо пяти призовых мест американские эксперты решили учредить и поощрительные премии. В число номинантов попали три советские подводные лодки, две американские, две британские, одна японская и одна германская.
Прежде всего внимание заслужила советская атомная подлодка проекта 941 «Акула» — тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения. Это самые большие в мире подлодки.
Не обошли вниманием американские специалисты и советские подводные атомоходы проектов 705, 705К «Лира» — небольшие высокоскоростные лодки с титановым корпусом. Эти подводные суда не имели аналогов по скорости и маневренности и были предназначены для уничтожения субмарин противника.
Вспомнили и современные российские дизель-электрические подлодки проекта 636 «Варшавянка», одна из которых в прошлом году отметилась залпом ракетами «Калибр» из Средиземного моря, а также ее предшественников — лодки советского проекта 877 «Палтус».
Среди утешительных номинаций и американские ракетоносцы типа «Огайо» — серия из 18 американских стратегических подводных лодок третьего поколения, вступивших в строй с 1981 по 1997 год. С 2002 года это единственный тип ракетоносцев, находящихся на вооружении ВМС США. Каждая лодка вооружена 24 межконтинентальными баллистическими ракетами системы «Трайдент», оснащенными разделяющимися головными частями с индивидуальным наведением.
В конце списка японские подводные лодки типа I-201, также известные как «Сен Така», — серия быстроходных японских дизель-электрических подводных лодок периода Второй мировой войны. Спроектированные в 1943–1944 годах, они стали одними из самых быстроходных подводных лодок своего времени. Всего в серии планировалось построить 23 лодки, первая из которых была заложена в марте 1944 года, однако строительство большинства из них было отменено. Начата была постройка лишь восьми кораблей этого типа, из которых три были завершены до окончания войны. Из-за позднего появления ни одна из этих подводных лодок не участвовала в боевых действиях.
Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны типа VII стали самым крупносерийным типом подлодок в истории. Из заказанных 1050 субмарин в строй вошли 703 лодки семи модификаций.
Библиография [ править ]
- Олден, Джон Д .; Макдональд, Крейг Р. (2009). Успехи подводных лодок США и их союзников на Тихом океане и на Дальнем Востоке во время Второй мировой войны
. Джефферсон, Северная Каролина: ISBN McFarland & Co. 9780786442133. - Грунер, Уильям П. (2012). «Тихоокеанские подводные лодки США во Второй мировой войне» . Сан-Франциско: Ассоциация морских парков . Проверено 8 июня 2022 .
- «Потери японского морского и торгового мореплавания во время Второй мировой войны по всем причинам» . Объединенный комитет по оценке армии и флота
. 1947 . Проверено 8 июня 2022 . - Блэр, Клей (1975). Тихая победа: подводная война США против Японии
. Нью-Йорк: Бантам. С. 988–989. ISBN 9780553010503. - О’Кейн, Ричард Х. (1989) [1977]. Очистить мост !: Военные патрули военного корабля США Тан . Presidio Press. ISBN 978-0-89141-346-2.
Американские «нюки» и наши «маслопупы»: «внутренняя кухня» подводных лодок США и России
Собрание личного состава, на котором один из НУБов получает «дельфинов». Подводная лодка «Род Айленд» (USS Rhode Island)
16 июня 2022 года в журнале The Drive, в рубрике The War Zone («Зона войны») вышла статья бывшего гидроакустика с атомной подлодки ВМС США Аарона Эмика
«Nukes, Nubs And Coners: The Unique Social Hierarchy Aboard A Nuclear Submarine»
. Перевод названия дадим чуть позже, после перевода жаргонных названий должностей, специальностей и статусов подводников, которые в этом названии упомянуты. Сама же статья посвящена неформальной иерархии среди американских моряков-подводников.
Служба в подплаве ВМС США невесёлая от слова «совсем». Для российских читателей, например, будет новостью то, что часть американских подводников после службы испытывает посттравматические расстройства. Аварии с человеческими жертвами там, в общем, бывают, просто обычно их секретят, боевые операции против стран, с которыми Америка официально не воюет, бывают тоже. Зачастую лодки возвращаются с боевых служб с оторванными кусками звукопоглощающего покрытия корпуса.
Смеяться не надо, это результат широкого использования больших ходов на переходах ПЛА, из-за того, что их в ВМС США просто не хватает (а те что есть, и их экипажи, часто используются на износ). Ну а про то, что на их лодках на койках спят по очереди в несколько смен, российскому читателю, в общем, известно.
Но Эмик, уже отставник, как и все отставники, помнит в основном хорошее и весёлое, да и писать ему про по-настоящему интересные вещи просто нельзя, поэтому сначала – юмористический весёлый взгляд на американский подплав.
«Бесполезные тела» и другие интересные люди
Итак, любой новичок на американской подлодке называется NUB, или Non-Usable Body, что переводится как «бесполезное тело». Не важно, офицер это или матрос. Любой новичок – НУБ (читается и произносится как «Эн-Ю-Би», по буквам).
К НУБам относятся с нескрываемым пренебрежением: ведь они тратят на себя пространство, воду и воздух, ничего не давая взамен. Несколько легче жизнь НУБа, если он «Горячий бегун», «Hot runner», то есть «подрывается» выполнять простые задачи, которые ему ставят, и вообще в целом инициативен.
У НУБа есть примерно год на то, чтобы освоить необходимые для него знания и приступить к службе по-настоящему. На первом этапе, когда новичок знакомится с лодкой, экипаж может его «съесть» — просто не помогать ему и не давать офицерам положительные отзывы.
В дальнейшем НУБ будет учиться ориентироваться на борту, осваивать действия при аварии, учиться вести борьбу за живучесть без подсказок со стороны других членов экипажа, постоянно демонстрируя опытным сослуживцам и командирам свои знания.
В конце концов НУБ, зачастую одетый в полный комплект защитного противопожарного снаряжения, с дыхательным аппаратом, идёт через всю лодку и сдаёт опытному моряку устный экзамен по абсолютно любой системе, которую он встретит на пути, показывая, где, что и как включается, как нужно действовать в случае той или иной чрезвычайной ситуации, что выключать и перекрывать.
Затем НУБу нужно добиться того, чтобы офицеры и матросы, которые могут по своему положению тестировать новичков, нашли для него время и приняли у него экзамены. Это тоже непросто, даже организовать самому себе такой экзамен требует массы усилий и времени. Частенько НУБы «проставляются» комиссии, покупая разные пирожные и печенье на время экзамена, но это уже скорее дань традиции.
После пятичасового «допроса» НУБ, в случае успеха, становится человеком. В случае провала на экзамене у него будет ещё одна попытка, после неудачи в которой НУБа увольняют из подплава. Но это редкость, в основном все проходят этот отбор.
Последняя стадия – личный разговор с одним из старших офицеров лодки, который решает, окончательно пригоден этот человек к службе или нет. Если да, то лично командир лодки вручает ему «дельфинов» — нагрудный знак подводника. Теперь он не НУБ, он стал своим и в качестве отличительного признака может больше не носить форменную кепку, находясь на борту.
Теперь его ждёт направление в одну из больших групп экипажа «Nukes» или «Coners».
«Nuke» («Нюк») от слова «Nuclear» — «ядерный», это жаргонное словечко, которым можно обозначать что угодно ядерное – бомбу, например. «Ядерные» — это те, кто отвечают за движение лодки, офицеры и матросы, которые обслуживают реактор, турбины, турбозубчатые агрегаты и в целом всё, что заставляет лодку двигаться. Эмик шутит, что в «Нюки» идут те, кто решил реализовать сериал «Стар Трек» в реальности. Они по уши в математике и массивах данных и едят за одним столом со старшими офицерами-механиками (Chief Petty officers).
«Нюки», которые обслуживают реакторы, «нюки»-электрики и «нюки»-механики — это разные «нюки». Первые из них похожи на «гиков», помешанных на технике и компьютерах, вторые — как хамелеоны, могут даже затеряться на фото экипажа, а третьи – здоровенные, пахнущие машинным маслом громилы, стоящие свои шестичасовые вахты в жарких и шумных отсеках в корме.
«Нюки»изучают схему систем подлодки
Пространство «нюков» заканчивается там же, где заканчиваются отсеки с их оборудованием, обычно это реакторный отсек. Дальше начинается пространство, которое вне связи со своей реальной формой и числом отсеков, называется «Cone» — «Конус» (видимо это название возникло ещё на старых лодках ВМС США, корпус которых сужался к носу более-менее равномерно по длине лодки). В «конусе» живут «Конусники» — «Coners». В эту группу водят все подводники, вне зависимости от специальности, кроме, разумеется, «нюков».
Мир «Конуса» — это Америка в миниатюре, срез общества. Но поскольку те, кто теоретически может в него не вписаться, «съедаются» экипажем ещё на стадии «личинки подводника» – НУБа, то все хорошо уживаются друг с другом и нормально взаимодействуют. В мире «конусников» мы находим и «торпедных ребят», и акустиков, и штурманов, как и на любой подлодке мира.
Типичные «нюки» проверяют работоспособность оборудования Центрального поста ПЛ
Там же радисты, единственные, кроме командира лодки, люди, имеющие хотя бы иногда некоторое личное пространство. Акустики – самые свободные люди на лодке, они могут в ходе вахты просто сидеть молча и заниматься анализом шумовых спектров или просто слушать окружающий мир через наушники. Такого уровня свободы на лодке больше нет ни у кого. В «отместку» им приходится носить прозвище «сонарные девочки» («сонар» — гидроакустическая станция подлодки).
Особая зона — это «Шервудский лес»: ракетный отсек с баллистическими ракетами, где трудятся техники-ракетчики, постоянно отслеживающие параметры микроклимата в ракетных шахтах и в целом следят за главным оружием лодки.
«Шервудский лес» из ракетных шахт американской ПЛАРБ
Особняком стоят «А-гейнджеры» («A-Gangers», примерно «Атомная быстрая лошадь»), техники, ответственные за вентиляцию, регенерацию воздуха, дизель-генераторы и другие обеспечивающие системы, вплоть до гальюнов. Это в некотором роде «чёрная рабочая сила» подлодки, как пишет Эмик, «смесь «ядерного отхода», то есть матроса, не выдержавшего школы обучения моряков реакторного отсека, и дизельного механика из какого-то захудалого места». Ну или вроде неэволюционировавшего «нюка»-механика, но «с запашком».
Есть и совсем непривычные для россиян люди – йомены. Йомен (Yeomen) — это вроде писаря, человек, обученный быстрому набору команд и текстов на клавиатуре. На них висит вся бумажная работа ВМС США. Обычно йомен — это «правая рука» старших офицеров, избавляющая их от рутины и освобождающая время для командования.
Йомен 2-го класса Тара Спенсер. Она не с подводной лодки, но мы не удержались. Фото с борта тендера ПЛАРБ «Фрэнк Кэйбл» (USS Frank Cable), ВМБ Апра-Харбор, Гуам
Самый популярный и уважаемый всеми членами экипажа «конусник» — это, конечно же, корабельный кок. Вряд ли тут нужно что-то объяснять.
Вот теперь становится понятно и название статьи Эмика «Нюки, НУБы и конусники: уникальная социальная иерархия на борту атомной подводной лодки».
Вот так выглядит неформальное деление в американском подплаве. А как с этим у нас?
А у нас, как ни странно, весьма похоже.
«Люксы», «маслопупы» и вся глубина наших глубин
Если американский подплав делится на «нюков» и «конусников» (НУБы — это не подводники, а их личинки, их считать не будем), то наш на «механиков» и «люксов». «Механики» — это личный состав БЧ-5 (электромеханической боевой части). На дизель-электрических подлодках, в силу специфики главной энергетической установки и побочных эффектов от работы с ней, личный состав БЧ-5 зачастую именуется куда более ярким именем – «маслопупы».
Впрочем, с одной стороны, на какой-то «дизелюхе» они всё же могут быть механиками, с другой — и на некоторых атомных подлодках они были маслопупами. Эти традиции живые, они эволюционируют, и с годами всё меняется, да и на разных флотах есть различия.
БЧ-5 на атомных подлодках делится на дивизионы: 1-й движения, 2-й электротехнический и 3-й трюмный.
Слово «маслопуп» смешное, как и шутки про «трюмных», но от этих людей прямо зависит, вернётся лодка из похода или нет. Ситуации, когда от реакции офицеров, мичманов и матросов БЧ-5 зависело, погибнет лодка или нет, в нашем подплаве, увы, были нередко. В том числе и в новейшее время.
Бывали и трагические случаи, когда моряки из состава БЧ-5 гибли, спасая свои корабли и товарищей. Такие вот они, «маслопупы».
Все остальные, кто есть на подлодке, — это «люксы».
В носу лодки (или ближе к носу, если это, например, «Ясень» или «Ясень-М») в торпедном отсеке, несёт свою службу личный состав БЧ-3 – минно-торпедной боевой части.
В её составе есть моряки разных званий, но в любом случае для остальных это «минёры». И командует ими тоже «Минёр», просто с большой буквы. У них могут быть в боекомплекте крылатые ракеты, противолодочные ракеты, управляемые торпеды, а мин может и не быть, не важно. «Минёры» — и точка. Кстати, «румынами» подводных «минёров» не называют, это прозвище для моряков с надводных кораблей.
Грандиозное хозяйство «минёров» и их командира «Минёра» на ПЛА пр. 941
В БЧ-1, штурманской боевой части, тоже есть своя иерархия. Например, боцман и боцманская команда рулевых-сигнальщиков — это «рули», а молодые и неопытные офицеры-штурманы — «штурманята». В целом же БЧ-1 — это «штурмана».
Ракетная БЧ-2 — это зачастую «китайцы». Согласно легенде, это прозвище возникло из-за жуткой тесноты ракетных отсеков на первых, дизельных ещё, подлодках с баллистическими ракетами. Надо сказать, что это прозвище используется не везде.
Ведущий телеканала «Звезда» в обиталище «китайцев» с борта РПЛСН пр. 955
БЧ-4 (связи) и 7 (освещения обстановки и управления), как и службы (например, снабжения или химическая) подобными специфическими прозвищами похвастаться не могут (впрочем, вряд ли это кого-то расстраивает). А вот разведка, ОСНАЗ, — это всегда «канарисы». Надо сказать, что в этом названии содержится довольно мрачная ирония, но вот так уж у нас всё заведено. И командует «канарисами», конечно же, «Канарис».
Судьбу не выбирают.
Есть ли у нас аналоги американских НУБов? Нет, процесс «включения» подводника в службу на наших лодках построен иначе. И вот тут стоит перестать хохмить. Следует посмотреть на некоторые вещи под серьёзным углом.
Начальный допуск и дальнейшее несение службы
Несмотря на подготовку в школах и учебных центрах (младший состав) и военно-морских училищах (офицерский состав), с прибытием нового члена экипажа на подводную лодку ему выдаются зачетные листы по специальности и устройству корабля и подготовке по борьбе за живучесть.
Примечание: согласно действующим нормативным документам, зачетный лист по специальности без закрытого зачетного листа по устройству корабля не имеет юридической силы. Однако это положение в ВМФ РФ сплошь и рядом нарушается, причем, как правило, в отношении офицерского состава. Младший состав находится под жестким прессингом — и низкого статуса (лица без допуска), и того, что, пока недопущенный занимает штат, вахты и обязанности за него исполняют другие члены экипажа.
С младшим составом могли быть проблемы с подготовкой ввиду недостаточного уровня образования, но это уже в прошлом, сейчас срочной службы в подплаве не осталось, да и с середины 2000-х годов, пока они еще были, их стали отбирать в подплав, и их уровень образования заметно вырос. Кроме того, в хорошем экипаже с отработанной системой подготовки личного состава молодой матрос уровня «деревенского тракториста» примерно за пару месяцев становился вполне подготовленным подводником. Правда, для этого он не учился только когда спал и «махал ложкой» на камбузе, все остальное время это была непрерывная и жесткая подготовка.
Кстати, переход на комплектование экипажей матросами-контрактниками ликвидировал ещё одну неофициальную иерархию – годковщину-дедовщину.
Примечание: подготовка личного состава по устройству корабля и борьбе за живучесть ведется не только «своими начальниками», очень большую роль играет подготовка дежурно-вахтенной службы на корабле
С офицерским составом еще недавно была вполне распространенной ситуация, когда офицер мог быть командиром группы, капитан-лейтенантом, но так и не закрыть зачетный лист по кораблю.
Во многом от этого пошло разделение между «механиками» и «люксами» в нашем подплаве (в отношении последних подразумевалось, что для них «винты начинаются за камбузом»).
Вместе с тем требования по знанию корабля для «люксовых специальностей» в ряде случае были не ниже, чем для «механиков», и в первую очередь касалось это офицеров категории вахтенный офицер (обычно – помощник командира, командир минно-торпедной и ракетной боевых частей и командир торпедной группы) и дежурный по кораблю (или его помощник), — из любой категории офицеров, сдавших зачеты и допущенных приказом.
Само выполнение данных обязанностей требовало хорошего знания не просто «механических вопросов», но и руководства и ведения борьбы за живучесть, в т.ч. в «корме» (механических отсеках). Ситуация, когда «люксы» оказываются в аварийной партии, работающей в отсеках, где размещается энергетическая установка подлодки, вполне штатная. В том числе это касается и реакторного отсека.
«Люксы» в своей естественной среде обитания. Центральный пост атомной подводной лодки
Закрытие зачетного листа по кораблю (и допуск к несению дежурства) — это очень важный «статусный» вопрос в экипаже, и прямая «заявка» офицера на будущую карьеру. Это не только и столько экзамен, сколько способность и готовность брать и нести на себе ответственность не только за себя, подчиненных, но и весь корабль.
Например, последним вопросом при допуске по кораблю одного из авторов статьи был вопрос старпома по «экстренному выходу корабля из-под удара крылатых ракет по базе». Подводники смогут оценить вопрос (выходящий далеко за пределы «требуемых знаний» и «дозволенного рукдоками» для молодого лейтенанта, даже дежурного по кораблю). Ответил успешно и нестандартно, а главное – был готов так действовать в реальной обстановке.
На все это налагались очень жесткие требования Инспекции государственного надзора по ядерной и радиационной безопасности (ИГН по ЯиРБ), введенные после ряда тяжелых ядерных аварий на ПЛА ВМФ СССР.
Например, один из авторов этой статьи, прибыв на свою первую ПЛ, не успел дойти до своего 1 отсека, как был вызван в центральный пост и отправлен на практические занятия в аппаратную выгородку атомного реактора, а на следующий день «вникал» в штабе эскадры в ядерные аварии ВМФ (с хорошим «куском» теории ядерной физики).
Здесь же необходимо о офицерского состава — наследия массовой срочной службы на наших кораблях раньше и часто слабости мичманского состава.
Офицер готовился как узкий специалист, при этом часто уже с первых дней службы ему требовались широкие знания смежных вопросов, глубокое изучение которых не предусматривалось программами училищ.
Отдельно необходимо отметить проблему подготовки акустиков, где очень важен опыт, но сам факт служебного роста офицеров-акустиков затруднял его получение (а далее обесценивал этот опыт). Была нередкая ситуация, когда «классный акустик» — это «залетчик», которого не выгнали из ВС РФ только потому что он классный акустик и в море делает удивительные вещи.
Также необходимо осветить одну штатную единицу, которой в ВМС США нет.
«Замполиты»
Две наглядные цитаты опытных и уважаемых офицеров-подводников.
Одна:
Когда я был командиром ПЛ, в нашей дивизии 70% замполитов были пьяницы и бабники, в том числе и на моей лодке. Всех начальников политотделов, которых я знал, можно характеризовать как пьяниц, бабников, воров, карьеристов и крупных СВОЛОЧЕЙ.
Вторая:
…разные люди встречались. Мне запомнился один наш зам. Пришел он к нам с Бечевинки. С «Варшавы» (ДЭПЛ, в данном случае проекта 877. – Авт.). Не поступил в академию им. Ленина. Ну и его отправили с дизелей на пароходы. Мы стояли в заводе, в Сельдевой. Что он сделал одним из первых. Организовал экскурсию семьям на ПЛ, которая в то время стояла в доке, с последующем выездом в Паратунку, на источники. Зимой, красота. Но это не главное. Выполняя обязанности ОВПБ, вечером в доке, во вторую заводскую смену, в ЦП, наблюдаю такую картину. Помдеж по ПЛ стоит, старшина команды трюмных. И вот зам его вызывает и просит показать и рассказать ему о главной осушительной магистрали. Со всеми насосами и помпами, Гоголь с ревизорами отдыхает, в ЦП немая сцена. Старшина ему показывает, тот с ним ползает и всё записывает в рабочую тетрадь офицера-подводника. Выясняется позже, он учит корабль… и не только Д-3, но и общается с офицерами и мичманами Д-1 и Д-2 (дивизионы БЧ-5. – Авт.). Дальше — больше, корабль гонят, выход из завода, и по приходе в дивизию корабль передаётся безлошадному линейному экипажу, а мы летим в УЦ, в Комсомольск. Ну, понятно… но на КБР зам начинает рисовать картинку маневрирования ПЛ и цели, назначенной командиром, чтобы иметь визуальную картинку. Ага… похоже на сказку… в кабаке, под стакан выясняется, что офицер начинал службу в Магадане, на старых дизелях. Я не помню, но, видимо, 613-м проекте. И там становился как офицер. Плюс ко всему участвовал в переходе этих ПЛ во Владивосток на распил. Короче, опуская подробности Айвазовского, на этом переходе, они хлебнули не один 9-й вал. А что в академию не поступил, так с его слов, когда его спросил, там разные вопросы. Он сказал, как поступить для блага Отечества и пользы дела. Дословно не помню, но смысл тот. Ну, его и завернули, от академии и направили на пароходы… Ага, и ещё, в дивизии, когда начпо (начальник политчасти) узнал о его рвении, в изучении железа, его вызвали и сказали. Что все звери в лесу равны, но некоторые звери равнее… Михаил Рэмович, занимайтесь мозгами л/с, а не учите устройство корабля. Уж не знаю, чем это кончилось у него с начпо, но мы ушли в Приморье…
Представляет интерес американский опыт с попыткой внедрения «замполитов» в экипажах ПЛА ВМС США, описанный у первого командира ПЛА «Наутилус» Андерсена: решив, что из-за длительного нахождения под водой у экипажа «будут проблемы», командование посадило «специалиста по таким проблемам» (психолога), в итоге единственным человеком с «проблемами» оказался… сам психолог — единственный бездельник на борту.
Подводя черту, необходимо ответить на очевидный вопрос: у кого уровень подготовки лучше — у нас или ВМС США? По нашему мнению, «в среднем» ВМС США сформировали гораздо более оптимальную систему подготовки подводных сил, однако это справедливо для «среднего уровня».
Неоправданный акцент на «механические» вопросы (часто за счет «тактических») приводит часто к шаблонным действиям ПЛА ВМС США (или даже ошибочным – в сложной тактической ситуации). Простой пример: чтобы стать командиром американской атомной подлодки, надо пройти спецподготовку по работе с атомным реактором, которая занимает весьма много времени и делает из офицера практически инженера по обслуживанию и ремонту атомных энергоустановок. Это похвально, но ведь командиру прежде всего нужно учиться воевать. А когда он будет это делать?
Пока американцы «выезжают на технологиях», их превосходство – техническое, они опираются на технику, которая опережает противника просто на эпоху. Какого-то экстраординарного уровня тактических умений у них нет.
У нас же, при всех проблемах с «средним уровнем подготовки», были выдающиеся экипажи, командиры которые позволяли даже на худшей технике весьма достойно противостоять подводникам США.
Правда, реализовать все возможности нашего личного состава зачастую всё-таки не получалось из-за худшей, нежели у противника, техники, а в реальной войне в крайне острой форме встало бы отставание в оружии (торпедах). Но это уже, как говорится, совсем другая история…