«Вежливый убийца авианосцев». Какие «маршалы» служат в ВМФ России

В 1982 году на верфи Николаевского судостроительного завода им. 61 коммунара (Украина) в торжественной обстановке был спущен на воду ракетный крейсер проекта 1164 «Маршал Устинов». Это боевая единица стала уже вторым кораблем типа «Атлант», построенная в рамках реализации Государственного оборонного заказа. Новый корабль получил название в честь Маршала Устинова Дмитрия Федоровича – Министра Обороны СССР 1976-1984 годы.

Через четыре года новый и мощный ракетный крейсер вошел в состав Северного флота, получив постоянную прописку в Североморской военно-морской базе. К тому времени советские ракетные крейсера проекта 1164 по классификации НАТО «Slava klass», считались самыми мощными, не авианесущими, надводными кораблями в мире. При водоизмещении 9800 тонн крейсер мог развивать максимальную скорость хода в 32 узла. Вооруженный противокорабельными крылатыми ракетами «Базальт», новый советский корабль представлял реальную угрозу авианосным группировкам НАТО на море. Западные эксперты, оценив боевые возможности новых ракетных крейсеров ВМФ СССР, заслуженно дали им прозвище «убийцы авианосцев».

Полноценная боевая служба самого надводного корабля Северного флота началась весной 1987 года и продолжалась до 1994 года, когда было принято решение поставить военное судно на профилактический ремонт.

С этого момента началась новая история боевого корабля, которая продолжает писаться и в наши дни.

Первый этап модернизации

Первоначально крейсер имел вполне пристойные тактико-технические характеристики и полностью отвечал боевым задачам, поставленным перед отечественным флотом. До 1994 года крейсер активно участвовал в боевой жизни флота, совершая длительные морские переходы. Корабль нес боевое дежурство в Средиземном море, неоднократно посещал с визитами порты на Восточном побережье США и Канады. В 1994 было принято поставить судно на планово-профилактический ремонт, который затянулся на долгие три года. Восстановлением боеспособности судна занялись корабелы судостроительного в Санкт-Петербурге. За это время корабль коснулась первая серьезная модернизация.

Первоочередным заданием было принято привести в порядок главный корпус, усилить на крейсере проекта 1164 «Маршал Устинов» узлы и агрегаты двигательной установки и оборудовать на судне новые системы пожаротушения. На судне установили новую, более мощную энергетическую установку, способную одновременно обеспечить экономичный ход и быстрый переход на форсированный режим. Помимо технологических мероприятий боевой корабль должен был получить новое вооружение.

Основной ударной силой РКР являлись противокорабельные крылатые ракеты «Базальт» (ПКР-500). Ракеты размещались в 16 пусковых контейнерах, расположенных стационарно на верхней палубе. Дальность полета крылатой ракеты составляла 500 км. При этом ракета выполняла полет к цели по сложной траектории, вводя в заблуждение РЛС противника и всю его систему ПВО. Масса боевой части ракеты могла достигать 1000 кг. Несмотря на внушительные боевые параметры, к середине 80-х годов ПКР П-500 «Базальт» перестала отвечать поставленным задачам. Системы ПВО иностранных флотов получили на оснащение новые противоракетные комплексы, способные сбивать советскую ракету во время его маршевого полета на больших высотах.

Последующая модернизация ракеты привела к появлению новой версии ПКР П-1000 «Вулкан», которыми был оснащен третий корабль серии РКР «Червона Украина», ныне ракетный крейсер Тихоокеанского флота «Варяг». Военно-морским командованием было принято решение перевооружить отремонтированный боевой корабль на новую противокорабельную систему П-1000 «Вулкан».

Однако модернизация основного ударного вооружения на РКР «Маршал Устинов» состоялась в ограниченном виде. Установка на судно более мощных крылатых ракет была произведена без замены пусковых установок СМ-248, которые оказались не пригодными для пуска крылатых ракет «Вулкан» в штатной комплектации. На оснащение крейсера поступили крылатые ракеты П-1000, оборудованные стартовыми двигателями от старых ракеты «Базальт». Соответственно дальность нового ударного вооружения оставалась на прежнем уровне. Новый противокорабельный комплекс на втором крейсере проекта 1164 получился в усеченном виде. Повысить дальность полета нового ракетного комплекса пытались за счет уменьшение веса боевой части, однако это свело на нет боевую эффективность данного класса вооружений.

На заметку: На третьем серийном ракетном крейсере «Варяг» изначально ставились ПКР «Вулкан», поэтому и пусковые контейнеры делались из жаропрочных материалов, обладавших большим ресурсом.

С новым вооружением отремонтированный крейсер проекта 1164 «Маршал Советского Союза Устинов» можно было считать вполне боеспособной боевой единицей, альтернативой тяжелым атомным ракетным крейсерам типа «Орлан» проекта 1144. Имея сопоставимое наступательное и оборонительное вооружение, российский корабль по боевой оснащенности стал соответствовать лучшим западным аналогам, крейсерам и эсминцам УРО.

Следует отметить, что модернизация корабля, проводимая в середине 90-х годов, совершенно не коснулась системы ПВО. На вооружении крейсера основным средством противовоздушной обороны так и остались всего 8 пусковых установок револьверного типа зенитно-ракетных комплексов «Форт», созданных на основе сухопутной ЗРК С-300. Ближний рубеж противовоздушной обороны осуществляли старые ЗРК «Оса-М», которые могли решать только ограниченный круг боевых задач. Нежелание усиливать средства борьбы с воздушной угрозой объясняется необходимостью как можно быстрее ввести крейсер в боевой состав флота. Переоснащение корабля на новые виды ПВО могло существенно замедлить и так затянувшийся ремонт.

Модернизированный корабль в том виде, в котором снова был принят в строй, соответствовал современной военно-морской доктрине ВМФ России – мощные мобильные ударные соединения кораблей, прикрываемые морской и палубной авиацией.

Боевая служба корабля в современных условиях

Корабли проекта 1164, в частности «Маршал Устинов», ракетный крейсер «Москва» продолжают на сегодняшний день составлять ударную мощь российского флота на северном и южном фланге, входя в состав Северного и Черноморского флота. На Дальнем Востоке продолжает нести боевую службу РКР «Варяг», третий корабль серии.

В современных условиях корабли продолжают оставаться достаточно сильными боевыми единицами, однако по уровню радиолокационного и навигационного оснащения, ракетные крейсера постоянно нуждаются в усовершенствованиях. В 2001 году на крейсере «Маршал Устинов» была установлена новая навигационная аппаратура. Крейсер получил на оснащение средства космической связи и позиционирования, что значительно улучшило его боевые возможности.

Последующая служба корабля была связана с заграничными походами в составе авианосной группы Северного флота и боевым патрулированием в северной Атлантике. Крейсер неоднократно принимал участие в тактических и стратегических учениях Северного флота. Интенсивная эксплуатация судна привела к реальному физическому износу элементов конструкции. Отработали свой технологический ресурс ряд других жизненно-важных систем корабля. Новый, капитальный ремонт корабля начался в 2011 году, когда крейсер в очередной раз пришвартовался у заводской стенки ЦСР «Звездочка» в Северодвинске.

Высшим военно-морским командованием было принято решение осуществить очередной плановый ремонт судна и по возможности провести модернизацию корабля. С ноября 2012 года началась сухопутная служба крейсера, который был поставлен снова на стапель. Первоначально планировалось осуществить на крейсере только профилактический ремонт, однако в процессе исследования состояния корпуса и работоспособности основных узлов и агрегатов стало ясно – корабль нуждается в более основательном ремонте.

Ракетный крейсер «Маршал Устинов»

Крейсер «Маршал Устинов» — советский и российский ракетный крейсер, второй корабль проекта 1164 «Атлант», входит в состав Северного флота. Построен на судостроительном заводе имени 61 коммунара в Николаеве. Назван в честь Министра обороны СССР Маршала Советского Союза Дмитрия Федоровича Устинова. Основное предназначение — уничтожение авианосных групп противника, борьба с легкими силами флота, оборона соединений боевых кораблей и конвоев судов, огневая поддержка приморских флангов сухопутных войск и обеспечение высадки морских десантов, постановка минных заграждений. Порт приписки — Североморск.

Основные тактико-технические характеристики крейсера «Маршал Устинов»

Основные тактико-технические характеристики крейсера «Маршал Устинов»

Скорость: 32 узла Экипаж: 296 человек Автономность плавания: 30 суток

Размеры

Стандартное водоизмещение: 6500 тонн Полное водоизмещение: 7940 тонн Максимальная длина: 156,5 метра Максимальная ширина: 17,2 метра Осадка: 5,96 метра

Энергетическая установка

2 паровые турбины ГТЗА-647 по 50 000 л.с., 2 винта фиксированного шага

Вооружение

2 спаренные артиллерийские установки АК-130/54, 4 30 мм шестиствольные артиллерийские установки АК-630, 2 счетверенные пусковые установки противокорабельных крылатых ракет П-270 «Москит», 2 шестиствольные реактивные бомбометные установки РБУ-1000, 2 установки зенитно-ракетного комплекса «Штиль», 2 сдвоенных 533 мм торпедных аппарата. На борту располагается 1 вертолет Ка-27.

9 января 2022 года с борта крейсера «Маршал Устинов», Верховный главнокомандующий ВС РФ Владимир Путин понаблюдал за ходом совместных учений Северного и Черноморского флотов в Черном море. В маневрах задействовали более 30 кораблей, подводную лодку и авиацию. В ходе учений самолеты запустили комплексы «Кинжал», а экипажи судов выполнил стрельбы крылатыми ракетами «Калибр» и противокорабельными ракетами «Москит».

13 августа 2022 года ракетный крейсер Северного флота «Маршал Устинов» отправился в дальний поход. Крейсер возглавил отряд кораблей и судов обеспечения. В него вошли буксир «СБ-406» и средний морской танкер «Вязьма». По плану, североморцы проведут учения, в том числе и с кораблями иностранных ВМС, посетят страны Средиземноморья и Африки.

5 декабря 2022 года ракетный крейсер «Адмирал Флота Лобов» выполнил учебно-боевые задачи в полигонах боевой подготовки в Баренцевом море по отражению условных воздушных атак истребителей Су-33.

4 июля 2022 года крейсер «Адмирал Флота Лобов» совместно с большим противолодочным кораблем «Вице-адмирал Кулаков» совершил переход из Североморска на Балтику, где принял участие в главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге в честь Дня ВМФ.

26 июля 1996 года крейсер «Адмирал Флота Лобов» участвовал в качестве флагманского корабля в военно-морском параде в Санкт-Петербурге в честь 300-летия Российского Флота.

9 мая 1995 года в Санкт-Петербурге состоялся Военно-морской парад в ознаменование 50-летия Победы в Великой ­Отечественной войне. Впервые в истории страны он стал международным, и в нем участвовали корабли государств — представителей антигитлеровской коалиции периода II мировой войны. «Адмирал Флота Лобов» принял участие в качестве флагманского корабля.

5 ноября 1986 года ракетный крейсер «Адмирал Флота Лобов» переименован в «Маршал Устинов» и включен в состав Краснознаменного Северного флота.

15 сентября 1986 года ракетный крейсер «Адмирал Флота Лобов» вступил в строй.

25 февраля 1982 года спущен на воду ракетный крейсер «Адмирал Флота Лобов».

5 октября 1978 года на стапеле Николаевского судостроительного завода имени 61 коммунара заложен ракетный крейсер под наименованием «Адмирал Флота Лобов».

Командиры крейсера «Маршал Устинов»

Командиры крейсера «Маршал Устинов»

Верегин Владимир Дмитриевич (1984-1989), капитан 1 ранга Фрунза Г. И. (1989-1991), капитан 2 ранга Авакянц Сергей Иосифович (1991-1996), капитан 1 ранга Кулиев И. Н. (1996-1998), капитан 1 ранга Собгайда А. В. (1998-2002), капитан 1 ранга Жуга С. Ю. (2002-2005), капитан 1 ранга Кравченко П. М. (2005-2008), капитан 1 ранга Неклюдов И. В. (2008-2011), капитан 1 ранга Алантьев С. Г. (2011-2018), капитан 1 ранга Кузьмин В. В. (2018), капитан 1 ранга

Текущее положение дел

За время пребывания на стапеле корабелы сумели восстановить противопожарную систему судна, привели в порядок узлы и агрегаты движительной установки. На судне были заменены валы, винты и отремонтированы успокоители качки. Корпус крейсера был полностью очищен от старой краски и перекрашен.

По завершению работ стапельных работ с корпусом, корабль был снова спущен на воду и переведен к достроечной стенке для проведения последующих ремонтно-восстановительных работ. Как оказалось, на корабле необходимо было заменить более 50% всех имеющихся корабельных коммуникаций. Назрела модернизация основных средств связи, обнаружения и навигационного оборудования. Что касается оборонительного комплекса боевого судна, то здесь работы были направлены на усовершенствование технического состояния пусковых установок ПКР «Вулкан». После модернизации на корабле будет присутствовать полноценная версия ПКР «Вулкан», способная значительно усилить боевую мощь крейсера. Дальность полета ракеты с нормальной боевой частью составит 1000 км.

Несмотря на то, что ремонтные работы должны были закончиться в 2014 году, в соответствии с условиями государственного контракта, сдача корабля постоянно переносилась. Только осенью 2016 года ракетный крейсер «Маршал Устинов» проекта 1164 типа «Атлант» начал проходить заводские испытания. Корабль снова прибыл на место постоянного базирования, где и предстояло пройти комплекс приемо-сдаточных испытаний.

Последние новости, которыми пестрят отечественные СМИ, свидетельствуют о том, что сегодня восстановленный и отремонтированный боевой корабль является полноценной боевой единицей Северного флота. В планах высшего военно-морского командования было решение передать отремонтированный крейсер Тихоокеанскому флоту для усиления боевых возможностей ВМФ России на Дальневосточном морском театре.

По последним данным, ракетный крейсер проекта 1164 типа «Атлант» уже числится в составе Северного флота, создав вместе с ТАРКР «Петр Великий» основную ударную группировку ВМФ России на северном фланге. Новое навигационное оборудование и средства обнаружения целей позволили привести корабль в соответствии с современными требованиями, предъявляемые к современным военным судам.

Успехи и результаты прошедшей модернизации крейсера «Маршал Устинов» продемонстрировали широкие технические возможности для усовершенствования судов этого проекта. Оставшиеся РКР проекта 1164, крейсера «Москва» и «Варяг» могут быть модернизированы подобным образом. Такие масштабные мероприятия, по мнению руководства ВМФ России, не только продлят сроки эксплуатации боевых судов этого класса, но и усилят военно-морскую мощь России на Черном море и на Дальнем Востоке.

История

С 1987 по 1989 гг. совершал походы в Средиземное море. Дважды (1989 и 1991 г.) посещал с деловым визитом базы ВМФ США в Мэйпорте и Норфолке. Был участником парада в честь 300-летия флота России как флагман (1996 г., Санкт-Петербург). После подписания договора в Минске стал подшефным Белоруссии (2001 г.). По окончанию договора участвовал в походе на территорию Северо-Восточной Атлантики (2004 г.). С лета 2008 г. по лето 2011 г. находится на вахте в Антарктике (сменил корабль «Североморск» у архипелага Шпицберген). С 2011 года и по настоящее время крейсер «Маршал Устинов» проходит модернизацию на в г. Северодвинске Архангельской области.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]