Сколько авианосцев в США? Названия и типы американских авианосцев

В настоящее время в составе военного флота США имеется 11 атомных авианосцев. Каждый из этих судов, помимо своего названия, имеет специальное обозначение, содержащее три буквы (CVN), указывающие на то, что данный корабль является многоцелевым ядерным авианосцем, и цифры, являющиеся порядковым номером конкретного авианосца.

10 из 11 американских авианосцев относятся к типу «Нимиц». Строительство первого авианосца данного класса началось в 1968 году. Эти боевые корабли считаются самыми большими военными судами в мире: их длина превышает 300 метров, водоизмещение равно практически 100 000 тонн, а для обслуживания каждого такого авианосца требуется 5-6 тысяч человек.

В качестве вступления

В наше современное время в мире есть всего лишь десять государств, которые имеют в составе своих военно-морских сил авианосцы. Безусловными лидерами условного рейтинга являются именно американцы, у которых есть 11 авианосцев. Второе место поделили между собой Италия и Испания. У этих стран есть по два таких корабля. Далее следуют Китай, Россия, Франция, Бразилия, Индия, Таиланд, Великобритания. У всех этих государств имеется по одному авианосцу.

Ударные авианосцы США

Если проследить историю становления данного класса в американских ВМС, можно выделить несколько этапов.

«Эссекс»

Этот авианосец начал серию подобных кораблей, выпускавшихся в рамках проекта 27, и составляли самую многочисленную группу. За период (1941-1946) было построено 24 единицы. Все списаны.

«Мидуэй»

Это самый крупный, по размеру, боевой корабль из числа тех, которые были заложены в период до 1946 года. По генеральному плану развития серия должна была состоять из 6 единиц. Однако, в связи с окончанием Авианосцы Второй мировой войны2 мировой войны, заказ уменьшили вдвое. Все три авианосца выведены из состава флота.

«Форрестол»

Их планировалось строить по проекту 80, в котором учли опыт боевого применения аналогичных кораблей всех воюющих сторон. Первый послевоенный авианосец данной серии начали строить в 1952 г. В 1955 передан флоту, введён в состав.


Авианосец серии «Форрестол» Источник: Wikipedia.org

В процессе производства проект был существенно переработан и два оставшихся (второй, «Констелейшн», третий, «Китти Хок») строили уже согласно проекту 127А.

Четвёртый, «Америка», и пятый «Джон Ф. Кеннеди», строились по доработанным проектам (соответственно 127В, 127С). 5 авианосец данного типа стал последним с неядерной силовой установкой. На 01.01.21 все списаны и утилизированы.

«Энтерпрайз»

Это наименование присвоено атомному авианосцу, который начал свою службу в USS 25.11.61. Это первый в мире корабль с атомной силовой установкой. Списан 03.02.17.

Назначение

Современные авианосцы Соединённых Штатов – по сути, яркий символ власти и силы. Адмиралы США именуют эти корабли «становыми хребтами» всего военно-морского флота их страны. В принципе, это легко объяснимо, поскольку данные морские суда способны на протяжении нескольких месяцев пребывать в автономном режиме в открытом море или океане, вдалеке от своих сухопутных баз, а также с большой скоростью перемещаться в любую точку на планете, принимать участие в боевых действиях против абсолютно любого противника и при этом находиться от него на громадном расстоянии, обеспечивая тем самым себе высокий уровень собственной безопасности.

Проблема «вызрела»

В сентябре 2022 года американское интернет-издание The Business Insider опубликовало статью These are the world’s 7 worst aircraft carriers that are currently in service, в которой составила рейтинг худших авианосцев мира. В список попали наш ТАВКР «Адмирал Кузнецов», таиландский авианосец «Чакри Наруэбет», два австралийских — «Канберра» и «Аделаида», а также два американских — «Уосп» и новейший «Джеральд Форд».

Наш авианесущий крейсер не критиковал только самый ленивый журналист из зарубежных СМИ, а вот чтобы в антирейтинг попала новинка, корабль, который только-только сошел со стапелей верфи, — необычный случай.

Факты о преследующих «Джеральда Форда» поломках периодически появляются в различных открытых источниках информации. Что это — рядовой случай с головным кораблем серии или закономерность, которую тщательно скрывает от налогоплательщиков командование ВМС США?

Вдогонку на сайте Военно-морского института США появилась статья эксперта Сэма ЛаГрона о текущем положении дел с авианосцами. Сразу после этого пролить свет на происходящее с американскими авианосцами попытался бельгийский интернет-ресурс Dedefensa, который опубликовал свой отклик на статью ЛаГрона. Одномоментное появление такого массива информации говорит о том, что проблема «вызрела».

ЛаГрон приводит такие факты. Самое большое количество авианосцев — 30 кораблей — было в 1973 году, когда флот США оказал максимальную авиационную поддержку сухопутным войскам в Южном Вьетнаме. На этот же год приходится самая большая операционная доступность авианосцев — 42% из списочного состава.

То есть во время Вьетнамской войны в боевых действиях были задействованы 12 таких кораблей ВМС США. По нынешним временам — это практически все американские авианосцы. В то же время были периоды, когда эти корабли больше простаивали на якорной стоянке или в ремонтных доках. Неудивительно, что этот период пришелся на 2018 год — 15% операционной доступности и всего 11 авианосцев в составе флота.

Казалось бы, что такого в этой информации? Для простых американских граждан стоящий на якоре авианосец — это повод для экскурсий или шанс попасть на авиашоу, приуроченное ко Дню независимости США. Специалисты же такой простой считают опасной тенденцией.

Ядро команды

Несмотря на то, сколько авианосцев в США сейчас и сколько их будет в будущем, эти корабли были, есть и будут основой авианосной ударной группы. При этом любое такое судно не имеет собственного мощного оборонительного вооружения и не адаптировано для проведения самостоятельных действий. Авианосец перемещается по водной глади под прикрытием других кораблей. Отличительной чертой ударной группы является ее способность за сутки пройти расстояние почти 1500 километров и параллельно с этим остаться незамеченной для потенциального противника.

Спуск на воду авианосца «Генри Форд»

«Джордж Буш» стал последним американским авианосцем класса «Нимиц». В 2009 году началось строительство корабля нового типа «Форд». Согласно планам американских судостроителей, авианосцы «Форд» должны стать усовершенствованной версией кораблей класса «Нимиц». Новые авианосцы будут оборудованы по последнему слову техники, их корпуса будут крупнее и прочнее, а для обслуживания этих судов потребуется меньшее количество человек.

В 2022 году на воду был спущен первый корабль нового класса — «Джеральд Форд» (CVN-77), ставший одиннадцатым авианосцем в составе ВМФ США. Строительство этого величественного корабля обошлось американскому правительству в 13 млрд долларов. «Джеральд Форд» практически невидим для радаров противника, оборудован 25 палубами и улучшенной системой приёма и запуска самолётов.

Введение авианосца в эксплуатацию несколько раз переносилось из-за технических неполадок. Несмотря на то, что судно было официально зачислено в состав военного флота США, «Джеральд Форд» до сих пор не прошёл все необходимые испытания. Скорее всего, полноценная эксплуатация судна в боевом режиме начнётся только в 2020 году.

К 2023 году правительство США планирует закончить строительство ещё двух авианосцев класса «Форд».

Задачи военного времени

Рассматривая боевые задания авианосцев, целесообразно ознакомиться с предназначением всей авианосной ударной группы, которая создана для:

  • Нанесения ударов по различным объектам, которые расположились как на побережье, так и на суше.
  • Авиационного прикрытия и оказания поддержки десанту и сухопутным частям, которые проводят свои действия в прибрежной зоне.
  • Завоевания и удержания абсолютного превосходства в воздушном пространстве в районе проведения запланированной военной операции.
  • Обеспечения противовоздушной обороны других кораблей, десанта, конвоев во время движения их по морю.
  • Блокады прибрежной линии противника.
  • Ведения тактической авиационной разведки.

Собственно говоря, в мирное время Соединённые Штаты путем использования авиационных ударных групп показывают всему миру свою мощь и силу в ключевых с политической точки зрения для страны регионах планеты.

Американские титаны

Итак, давайте же подробнее рассмотрим, сколько авианосцев в США. Как уже было сказано выше, их насчитывается одиннадцать штук. Список авианосцев США имеет следующий вид:

  • «Нимиц».
  • «Дуайт Эйзенхауэр».
  • «Теодор Рузвельт».
  • «Карл Винсон».
  • «Авраам Линкольн».
  • «Джордж Вашингтон».
  • «Джон К. Стеннис».
  • «Гарри Труман».
  • «Джордж Буш».
  • «Рональд Рейган».
  • «Джеральд Р. Форд».

Теперь давайте познакомимся с ними поближе.

Шестой корабль типа «Нимиц»

Именно таким по счету является авианосец «Джордж Вашингтон». Судно был спущено на воду в июле 1990 года. Технические возможности корабля позволяют ему нести на себе около 90 самолетов и вертолетов, для подъема которых непосредственно на палубу используются четыре грузовых лифта. Суммарная площадь палубы составляет 18 000 квадратных метров. Авианосец способен разместить на своем борту порядка 6250 человек. Для остановки судно использует два якоря, вес каждого из которых составляет 30 тонн.

Корабль стал первым для США судном с ядерной энергетической установкой, которое было надолго размещено на военной базе на территории иностранного государства. Произошло это в 2008 году, когда авианосец был откомандирован в Японию. В том же году на корабле произошло чрезвычайное происшествие – сильный пожар. Экипаж смог полностью погасить возгорание лишь через 12 часов, а сумма ущерба составила порядка 70 миллионов долларов. Пострадало при этом 37 человек.

Корабль президентов

«Карл Винсон» – авианосец, вступивший в строй в мае 1982 года. Корабль назван в честь конгрессмена, который на протяжении 29 лет был главой Комитета по делам вооруженных сил. Основным местом службы корабля был Индийский и Тихий океан, а также Персидский залив. Судно было задействовано в съемках киноленты «Лучший стрелок».

После уничтожения Усамы бен Ладена весной 2011 года его тело было доставлено именно на этот авианосец, после чего отправлено в воды Аравийского моря. А через полгода Барак Обама и его жена побывали на баскетбольном матче между студенческими командами, который проводился на палубе этого морского гиганта.

Корабль для женщин

На самом деле ничего оскорбительного в этой фразе для моряков-мужчин нет. Просто авианосец «Авраам Линкольн» стал первым в своем роде судном, на котором получили разрешение служить и женщины. К сожалению, здесь не обошлось без трагедии. В октябре 1994 года во время захода на посадку после выполнения учебного полёта погибла офицер Кара Халтринг.

Во время боевой операции в Ираке 2003 года с корабля было совершено свыше 16 500 боевых вылетов.

Авианосец – место, где все подчиняется очень четкой координации и порядку. Поскольку длина взлетно-посадочной полосы — всего лишь 150 метров, то истребители для взлета используют так называемую катапульту, которая, можно сказать, буквально выбрасывает самолет в воздух.

Но самым важным элементом взлетно-посадочной полосы является тормозной трос. Во время посадки пилот самолета должен суметь зацепиться крюком за один из четырех таких стопорных элементов. При этом самолет совершает посадку на полном ходу. Это связано с тем, что в случае неудачи он будет обязан вновь пойти на экстренный взлет. Кстати, на корабле есть так называемая красная комната, в которой пилоты дежурят в полной боевой готовности круглосуточно, будучи готовыми в любую минуту взлететь для выполнения задания.

Интересный факт: два раза в сутки абсолютно каждый член палубной команды выходит на марш. Все эти военные идут вплотную друг к другу и детально рассматривают палубу с целью найти различные посторонние предметы, которые могут нанести крайне нежелательные механические повреждения дорогостоящей турбине.

Почему 11 авианосцев ВМС США недостаточно?

Кайл Мизоками, которого мы уже прекрасно изучили благодаря его впечатляющей компетенции в флотских вопросах и такому обаятельному чувству юмора, порадовал очередным шедевром (реально не побоюсь этого слова).

В Сенате и Конгрессе США спорят, не пора ли остановиться в плане строительства авианосцев, не отправить (да, отправить) на слом пару-тройку самых старых, а старина Кайл радует нас материалом совершенно иного толка.

Why 11 Navy Aircraft Carriers Simply Aren’t Enough

Итак, чем нас порадовал старина Кайл на этот раз? А вот чем: ссылаясь на мнение адмиралов на разных должностях во флоте, Мизоками повторяет за ними просто потрясающую новость: флоту США мало 11 авианосцев.

Надо или больше авианосцев, или имеющиеся использовать не так активно.

Самое интересное, что буквально недавно, в Сенате, во время выступления по поводу утверждения своей кандидатуры на должность командующего Азиатско-Тихоокеанскими силами, адмирал Джон Акилино сказал, что «У США есть необходимое количество авианосцев для удовлетворения потребностей по всему миру, если только не возникнут дополнительные проблемы».

Здесь надо, наверное, напомнить, что по закону флот США для обеспечения безопасности страны должен эксплуатировать не менее 11 авианосцев. И в последнее время появилось много размышлений на тему того, что, собственно, столько дорогостоящих громадин Штатам и не надо. Есть смысл подсократить количество, а высвободившиеся деньги потратить на что-то более насущное.

В целом – ничего нового.

Однако эти заявления породили шквал ответных выпадов. И это вполне закономерно. Деньги, а все, что связано с авианосцами – это не просто деньги, это СУММЫ, и на них всегда будут претенденты.

Что же касается контраргументов, то тут виной множество появившихся рассуждений и сообщений о том, насколько экипажи авианосцев перегружены работой. Кульминацией стало рекордное 10-месячное боевое дежурство авианосца «Нимиц», в первую очередь связанное с тем, что его не могли вовремя сменить. Остальные корабли либо несли аналогичные дежурства, либо находились в ремонте.


И здесь напросился просто шедевральный вывод: надо строить больше авианосцев, дабы экипажи кораблей не убивались так на службе во имя своей страны. Либо (если не строить) надо меньше заданий для авианосцев.

На слушаниях сенатор Дж. Роджер Уикер спросил у Акилино, достаточно ли 11 авианосцев для военно-морского флота: «Мы выполнили закон с 11 (кораблями – прим.), но достаточно ли этого? Просто скажи нам—мы должны знать. Мы можем изменить закон страны, если наберем достаточно голосов».

Интересно поставлен вопрос, не так ли? Дело, видимо, в том, что Уикер представляет штат Миссисипи, где размещены верфи Huntington Ingalls Industries (HII), которая строит… авианосцы! Не только в Миссисипи, но и (в основном) в штате Вирджиния.

Акилино ответил, как и подобает военному моряку: «Я думаю, что в настоящее время размер этих сил является правильным, если только не появятся дополнительные проблемы».

О эти «дополнительные проблемы»… Интересно, вообще их можно разделить на две группы. Первая – это некий внезапно объявившийся враг. Настолько сильный, что для его обуздания и примирения могут потребоваться дополнительные авианосцы. Вы такого можете быстро сейчас представить? Вот и я не могу.

Назначить-то врага в США – это дело простое и обыденное, но вот в этом случае может и не получиться.

И вторая. Это техническая усталость кораблей, необходимость тратить на их ремонт и содержание огромные суммы. Тот же «Нимиц» в строю с 1975 года. «Эйзенхауэр» ему на пятки наступает, с 1977-го. 45 лет в строю – это не шутка.

И служат, и будут служить. По крайней мере, пока не разберутся с проблемами «Форда», который должен был встать на боевое дежурство в 2018, а на деле его уже не ждут раньше 2024 года. Технические причины. На совершенно новом корабле.

По закону военно-морской флот обязан эксплуатировать не менее 11 авианосцев. И хотя Уикер прав, что у сервиса есть 11 перевозчиков, это не говорит всей истории. 11-й авианосец, новый USS Gerald R. Ford, в настоящее время не может быть развернут. Корабль, чье первое оперативное патрулирование первоначально было запланировано на 2022 год, застрял по техническим вопросам и может провести свое первое патрулирование только в 2024 году.

А несмотря на то, что больших конфликтов в мире не происходит, почему-то американские авианосцы проводят в боевых походах довольно много времени.


Во времена холодной войны от 13 до 15 авианосцев ВМФ США обычно проводили в море около 180 дней за один раз. Со временем авианосный флот становился все меньше, а задач почему-то не убавлялось.

В январе 2022 года «Авраам Линкольн» завершил 295-дневное патрулирование. Кроме того, в прошлом году «Дуайт Эйзенхауэр» вместе с «Теодором Рузвельтом» провели в море по 200 дней.

В 2022 году авианосцы ВМС США провели в море в общей сложности 855 дней — на 258 дней больше, чем за весь 2022 год, сообщает US Naval Institute News.

Чем заняты экипажи кораблей и какие задачи возлагало на них командование – это уже два вопроса. И третий – сколько все это стоило?

Понятно, что если у вас есть 10 авианосцев, это не значит, что у вас есть 10 авианосцев, готовых к действию в любое время.

В отношении авианосцев на флоте обычно соблюдают правило одной трети, которое управляет большинством флотов: в любой момент времени одна треть кораблей патрулирует, одна треть готовится к патрулированию или только что выходит из него, а последняя треть находится на техническом обслуживании на верфи.

В чрезвычайных ситуациях многие (но не все) корабли, готовящиеся к патрулированию, могут быть подняты по тревоге, а корабли, завершающие патрулирование, могут задержать свое возвращение. Таким образом, в любой момент времени 4 из 11 авианосцев могут быть доступны для операций, и 5 или 6 в чрезвычайных ситуациях.

Так и хочется сказать: «Ребята, что же вы так убиваетесь? Ну вы же так никогда не убьетесь!»

Авианосцев катастрофически не хватает. В составе Восточного флота остался один действующий «Эйзенхауэр», плюс «Линкольн» на БД, остальные в ремонтах. На западе никак не могут развернуть «Форда».

Поневоле начинаешь верить, что с таким количеством поломок нужно больше авианосцев. Или действительно, не лезть в операции, где непременно нужен авианосец. Спасти матроса Райана можно и эсминцем.

Конечно, во флоте США есть много не менее смертоносных кораблей, чем авианосцы. Те же «Вирджинии». Весь вопрос – против кого воевать?

Вот когда на этот вопрос будет найдет ответ, тогда и будет смысл относительно того, сколько США действительно необходимо авианосцев.

И во что все это выльется с финансовой точки зрения.

Пока же действительно есть смысл задуматься над тем, что не стоит так усиленно гонять столь дорогостоящие корабли по всему миру. Мир вроде бы об этом не просил.

Борец с ИГИЛ

Авианосец «Гарри Труман» был спущен на воду 25 июля 1998 года при участии тогдашнего президента США Билла Клинтона. Постройка корабля обошлась бюджету страны в 4,5 миллиарда долларов. Стоит также отметить, что этот американский авианосец имеет засекреченное бронирование и ресурс работоспособности, рассчитанный на 20-25 лет.

Первым боевым походом для судна оказался заплыв в Персидский залив в ноябре 2000 года. В конце декабря 2015 года авианосец принял активное участие в операции против террористической организации «Исламское государство». С палубы корабля были совершены боевые вылеты самолетов для совершения ударов по позициям боевиков. Судно и его авиационное крыло взаимодействовали с французскими военно-морскими силами, которые также участвовали в операции в Сирии.

Список исключённых авианосцев

На январь 2022 года в этот список входило 67 кораблей, которые в ВМС США имели статус авианосцев, 47 из списка исключены. Причиной могла быть авария или техническая непригодность.

Список исключённых авианосцев
№ п/пНазваниеТипБортовой номерЗаложен/вступил в стройДата исключения
1“Рейнджер”“Рейнджер”CV-426.09.1931/06.193418.10.1946 г.
2“Энтерпрайз”“Йорктаун”CV-616.07.1934/05.193817.02.1947 г.
3“Эссекс”“Эссекс”CV-928.04.1941/31.12.194230.06.1969 г.
4“Йорктаун”“Эссекс”CV-101.12.1941/15.04.194327.06.1970 г.
5“Интрепид”“Эссекс”CV-111.12.1941/16.08.194315.03.1974 г.
6“Хорнет”“Эссекс”CV-123.08.1942/29.11.194326.06.1970 г.
7“Франклин”“Эссекс”CV-137.12.1942/31.01.19441.10.1964 г.
8“Рэндолф”“Эссекс”CV-1510.05.1943/9.10.19441.06.1973 г.
9“Тикондерога”“Эссекс”CV-141.02.1943/8.05.194416.11.1973
10“Лексингтон”“Эссекс”CV-165.09.1941/17.02.19438.11.1991 г.
11“Банкер Хилл”“Эссекс”CV-175.09.1941/24.05.19431.11.1966 г.
12“Уосп”“Эссекс”CV-188.03.1942/24.11.19431.07.1972 г.
13“Хэнкок”“Эссекс”CV-1926.01.1943/15.04.194430.01.1976 г.
14“Беннингтон”“Эссекс”CV-2015.12.1942/6.08.194415.01.1970 г.
15“Боксер”“Эссекс”CV-2113.09.1943/04.19451.12.1969 г.
16“Индепенденс”“Индепенденс”CVL-221.03.1941/01.194328.08.1946 г.
17“Белло Вуд”“Индепенденс”CVL-2411.08.1941/03.194313.01.1947 г.
18“Коупенс”“Индепенденс”CVL-2517.12.1941/05.19431.11.1959 г.
19“Монтерей”“Индепенденс”CVL-2629.12.1941/06.194315.01.1956 г.
20“Лэнгли”“Индепенденс”CVL-2711.04.1942/08.194311.02.1947 г.
21“Кабот”“Индепенденс”CVL-2813.03.1942/06.194312.02.1947 г.
22“Батаан”“Индепенденс”CVL-2931.08.1942/11.19439.08.1954 г.
23“Сан Джасинто”“Индепенденс”CVL-3026.10.1942/12.19431.06.1970 г.
24“Бон Омм Ричард”“Эссекс”CV-311.02.1943/26.11.19442.07.1971 г.
25“Лейте”“Эссекс”CV-3221.02.1944/11.04.194615.05.1959 г.
26“Кирсардж”“Эссекс”CV-331.03.1944/2.03.194613.02.1970 г.
27“Орискани”“Эссекс”CV-341.05.1944/25.09.195030.09.1975 г.
28“Энтитэм”“Эссекс”CV-365.03.1943/28.01.19458.05.1963 г.
29“Принстон”“Эссекс”CV-3714.09.1943/18.11.194530.01.1970 г.
30“Шангри-Ла”“Эссекс”CV-3815.01.1943/15.09.194430.07.1971 г.
31“Лейк Шамплейн”“Эссекс”CV-3915.03.1943/3.06.19452.05.1966 г.
32“Тарава”“Эссекс”CV-401.03.1944/8.12.194513.03.1960 г.
33“Мидуэй”“Мидуэй”CVB-4127.10.1943/10.09.194611.04.1992 г.
34“Франклин Д. Рузвельт”“Мидуэй”CVB-421.12.1943/27.10.194530.09.1977 г.
35“Корал Си”“Мидуэй”CVB-4310.07.1944/1.10.194726.04.1990 г.
36“Вэлли Фордж”“Эссекс”CV-457.09.1944/3.11.194616.01.1970 г.
37“Филиппин Си”“Эссекс”CV-4719.08.1944/11.05.194628.12.1958 г.
38“Сайпан”“Сайпан”CVL-4810.07.1944/14.07.194614.01.1970 г.
39“Райт”“Сайпан”CVL-4921.08.1944/9.02.194727.05.1970 г.
40“Форрестол”“Форрестол”CV-5914.07.1952/1.10.195511.09.1953 г.
41“Саратога”“Форрестол”CV-6016.12.1952/14.04.195620.08.1994 г.
42“Рэнджер”“Форрестол”CV-612.08.1954/10.08.195710.07.1993 г.
43“Индепенденс”“Форрестол”CV-621.07.1955/10.01.195930.09.1998 г.
44“Китти Хоук”“Китти Хоук”CV-6327.12.1956/29.04.196131.01.2009 г.
45“Констелейшн”“Китти Хоук”CV-6414.09.1959/27.10.19617.08.2003 г.
46“Америка”“Китти Хоук”CV-669.01.1961/23.01.19659.08.1996 г.
47“Джон Ф. Кеннеди”“Китти Хоук”CV-6722.10.1964/7.09.19681.08.2007 г.

Был ещё один класс боевых кораблей, эскортные авианосцы. США производили и поставляли их третьим странам, являвшимся их союзниками в войне 1939-45 годов.

Единственный подобный авианосец, представлявших данный класс в составе американского флота, AVG-4, получивший наименование Charger, бортовой номер CVE-30. Списан 15.03.46.

Корабль будущего

Авианосец типа «Форд» – американское боевое судно, которое пришло на смену уже морально и физически устаревшим кораблям «Нимиц». Введение в эксплуатацию нового авианосца планируется на 2017 год.

Отличительной чертой нового судна является наличие на нем электромагнитной катапульты, которая работает с использованием линейного электрического двигателя. Катапульта дает возможность осуществлять разгон истребителей более плавно и аккуратно, что позволяет снизить перегрузки, действующие на стальную конструкцию каждого такого дорогостоящего воздушного борта.

Кроме того, пара новых реакторов, созданных специально для этого авианосца, имеют возможность производить на 25 % больше электрической энергии, чем предыдущие аналогичные энергетические установки. Возникший запас мощности позволяет судну гораздо быстрее выполнять перезарядку катапульты. Сократилось и число обслуживающего персонала, которое теперь составляет 4660 человек. Это позволяет снизить нагрузку на бюджет, поскольку этот американский авианосец обойдется в эксплуатации стране дешевле на 4 миллиарда, чем его предшественник.

Сороковой президент США

Авианосец «Рональд Рейган» стал полноправным членом флота в июле 2003 года. У судна есть пара существенных отличий от своих «собратьев». Первое заключается в наличии трех (а не четырех) высокопрочных тормозных тросов. Второе – носовая часть корабля имеет бульбообразную форму, что сделано для увеличения остойчивости всего авианосца.

«Рональд Рейган» способен нести на своем борту порядка девяноста вертолетов и самолетов. Основной ударной силой корабля являются боевые воздушные суда широкого назначения F/A-18 Hornet, которые уже были многократно испытаны на практике в различных боевых операциях США.

Авианосцы Соединенных Штатов Америки — новые модели и старые помощники

Америка давно признана страной, у которой самое мощное вооружение. Именно там находится самый крупный авианосный флот в мире.

На сегодняшний день Соединенные Штаты Америки располагают одиннадцатью действующими авианосцами, десять из которых находятся в строю военно-морских сил и один – в стадии строительства. Все 10 авианосцев были построены из кораблей класса Нимиц, которые пришли на смену вышедшим из строя предыдущим. До авианосцев типа «Нимиц» существовало еще несколько видов, например, класс «Мидуэй» 1952 года, эскорт авианосцы «Сэнгамон» 1942 года, корабли «Форрестол» с 1955 года, «Кити-Хок», разработанный еще в 1960-х (примечательно, что выпущено было только четыре корабля такого типа), «Сайпан» с 1940-х (насчитывается лишь два судна). Все перечисленные модели на данный момент сняты с вооружения и более не выпускаются.

Зарегистрированные боевые суда в ВМС Америки по состоянию на сегодняшний день:

  • “USS Nimit”» номер CVN-68 – это первый авианосец, который сейчас располагается в Эверет;
  • “Дуайт Эйзенхауэр” номер CVN-69;
  • “Карл Винсон” номер CVN-70, находится в Сан-Диего;
  • “Теодор Рузвельт” номер CVN-71;
  • “Авраам Линкольн” с номером CVN-72, до 2015 года будет находиться в Норфолке на перезарядке активной зоны атомного реактора;
  • “Джорж Вашингтон” номер CVN-73, отправлен в Йокосука;
  • “Джон К. Стеннис” номер CVN-74;
  • “Гарри Трумэн” номер CVN-75;
  • “Рональд Рейган” номер CVN-76;
  • “Джордж Буш” номер CVN-77, последний корабль класса Нимиц, находящийся в боевом состоянии.

Все это авианосцы снабжены ядерной силовой установкой, имеют водоизмещение около 106 тысяч тонн и действуют в составе авианосных ударных групп. Предназначены они для обороны военно-морских связок и поражения надводных целей. Вооружение таких кораблей состоит из истребителей-бомбардировщиков, самолетов дальнего радиолокационного обнаружения, радиоэлектронной борьбы, транспортных, а так же противолодочных вертолетов. Бортовое вооружение составляют зенитные, ракетные установки и артиллерийский комплекс. Все суда данного класса имеют бортовой номер, который обозначает, что этот корабль многоцелевой с ядерной энергоустановкой и имеет порядковый номер в особом списке военно-морских сил Америки.

Первый авианосец в США был введен в действие в 1975 году, а последний – в 2009 году.

Содержание каждого корабля из этой серии обходится правительству страны около 160-170 миллионов долларов в год. Соединенные Штаты активно использовали данные корабли во многих военных действиях, в том числе и в конфликтах с Ираком и Югославией. Так во время войны в Ираке было совершено 87 тысяч вылетов.

Одиннадцатый авианосец США под гордым именем «Джеральд Форд» с присвоенным ему порядковым номером CVN-78 строится в новом классе Форд. Постройка этих атомных многоцелевых судов запущенна с 2009 года. Они являются улучшенной версией авианосцев класса «Нимиц». Различия в них заключаются в существенном увеличении размеров и усовершенствовании вооружения. В кораблях класса «Форд» планируют внедрять новейшие разработки и элементы стелс-технологии. Из-за этого экипаж нового судна уменьшиться на 500-900 человек. Строительство авианосца «Джеральд Форд» планируется закончить в 2015 году. Помимо него запланирован запуск еще двух кораблей аналогичных моделей для пополнения флота США. После, согласно специальной программе, разработанной министром ВМС Америки, через каждые пять лет будет выпускаться по одному кораблю, пока количество новых судов в составе флота не будет равняться десяти.

«Джеральд Форд» – это первый авианосец, который был полностью сконструирован в 3D-дизайне. Кроме того, существенные изменения были внесены во внутреннее наполнение судна:

  • расширена площадь, предназначенная для вылетов самолетов;
  • ядерный реактор после модернизации сможет работать непрерывно до 50 лет без замены топливных стержней;
  • боезапас будет состоять из бомб, ракет типа «воздух-земля».

Эти авианосцы смогут нести около девяноста вертолетов и самолетов, а также других летательных аппаратов. В США планируют, что суда этого класса заменят старые, которые приближаются к конечному сроку эксплуатирования, составляющему 50 лет.

«Грязный» авианосец

Кораблю «Джордж Буш» такое прозвище присвоено неслучайно, а все потому, что на судне очень часто выходит из строя вакуумная система слива туалетов. То есть, проще говоря, забиваются все 423 унитаза корабля. Первые проблемы с ними возникли еще в 2011 году, когда авианосец совершал свой поход в Персидский залив для выполнения боевого задания.

Однако есть и положительные качества у этого корабля. Так, в частности, модернизирована система электроники и коммуникации. Также процесс выполнения заправки выведен на полуавтоматический уровень. На палубе обновлены газоотбойники.

Активный участник спецопераций

Изучая действующие авианосцы США, нельзя обойти своим вниманием и «Теодора Рузвельта». Этот корабль был первым из ныне существующих авианосцев, который собирался с применением модульной конструкции. Каждый модуль строился отдельно друг от друга, а монтаж всех этих частей производился уже в единой точке путем сваривания. Такой принцип постройки судна позволил значительно сократить заявленные изначально сроки выполнения строительных работ. В итоге 25 октября 1986 года корабль был принят на военную службу и стал полноправным членом военно-морских сил США. Начиная с 16 января 1991 года авианосец принимал участие в боевых действиях в Персидском заливе. С его палубы было выполнено 4200 вылетов, которые позволили сбросить почти 5 миллионов фунтов боеприпасов на территорию противника.

После террористических актов, произошедших 11 сентября 2001 года, корабль вышел в боевой поход против Аль-Каиды, базирующейся на тот момент в Афганистане. 4 октября 2001 года с авианосца были нанесены разрушительные ракетные удары из Аравийской акватории по позициям боевиков. В результате операции судно провело 159 дней в море, чем поставило рекорд пребывания кораблей в открытом море после Второй мировой войны.

Вне зависимости от того, сколько авианосцев в США находятся на боевом посту, каждый из них в обязательном порядке регулярно проходит полноценный капитальный ремонт. Не стал исключением в этом вопросе и «Теодор Рузвельт». С лета 2009-го по лето 2013 года он пробыл на верфи Newport News Shipbuilding (штат Вирджиния). Благодаря этой реконструкции корабль сможет пробыть в рядах флота США еще 23 года. Итоговая стоимость работ составила 2,6 миллиарда долларов.

Типы авианосцев

По окончанию 2 мировой ВМС США все свои военные авианесущие корабли из боевого состава, разбило на 5 подклассов:

  • CVA – ударные;
  • CVAN – ударные атомные;
  • лёгкие (CVL);
  • противолодочные (CVS);
  • в пятую группу входили LPH (десантные вертолётоносцы), AVT (вспомогательные авиатранспортеры). После окончания войны их применяли в роли учебных.

В середине семидесятых годов прошлого века, в рамках проводимой реформы флота CVS начали выводить из боевого состава, возложив присущие им функции на ударные авианосцы. В связи с этим, последние были переименованы в многоцелевые (аббревиатура CV) и многоцелевые атомные (CVN).

Корабль мира

В заключение, заканчивая рассматривать вопрос о том, сколько авианосцев в США, обратим внимание на корабль данного типа под названием «Дуайт Эйзенхауэр».

Это боевое судно было сдано в эксплуатацию в 1977 году. В период 1985-1987 годов корабль пребывал на первой своей плановой реконструкции, а вторая пришлась на 2001-2005 годы. Почти двадцать лет авианосец был «мирным» и не принимал участия в каких-либо военных операциях. Однако в 1991 году его привлекли в зону боевых действий – Персидский залив. В 2000 году корабль обеспечивал бесполетные зоны в Иране во время выполнения операции «Южный дозор».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]