Разведывательная авиация ВВС Великобритании (2019)


Прекраснейший в мире пилотский клуб

После Первой мировой войны Великобритания оставалась страной с резко выраженным классовым расслоением. Подобное общественное устройство отражалось на всех сферах государства — в том числе и на Королевских ВВС.

На ту же тему

Древний род и Королевские BBC: как русский князь спас Англию от стратосферных бомбардировщиков

В 1918 году Королевские Военно-воздушные силы были крупнейшей в мире воздушной армией, имея в своём составе 263 эскадрильи самолётов и 293 тысячи солдат и офицеров. После окончания войны численность ВВС сократили в 15 раз. Служить в авиации могли только лучшие из лучших, причём в Великобритании это понятие имело особый местный колорит.

В то самое время, как в Советском Союзе вовсю призывали «комсомольцев на самолёт», в Великобритании дорога в небо была открыта только для избранных. Пилоты Королевских ВВС называли себя «Прекраснейшим в мире пилотским клубом», и это утверждение соответствовало истинному положению дел — просто так, с улицы, попасть в их ряды было практически невозможно.


Сэр Дуглас Бадер за рулем своего спорткара. Бадер принадлежал к элите

Выгодная партия

Если изучить биографии знаменитых английских лётчиков Второй мировой войны, которые состояли в рядах ВВС до её начала, можно отметить тот факт, что практически все они были выпускниками самых престижных частных школ Великобритании. Предоставленные кандидатам в лётчики рекомендательные письма являлись столь же важным фактором для зачисления на службу, как глазомер или физическая подготовка.


Школа Св. Эдварда, Оксфорд, одна из «кузниц кадров» довоенных ВВС Великобритании

Небольшая численность профессиональных ВВС была очень удобной в мирное время, однако в случае войны требовалось её быстро увеличивать и иметь необходимый резерв пилотов для восполнения потерь. Некоторое время этот вопрос закрывали резервом пилотов-участников Первой мировой войны, но с течением времени они начали выходить в отставку из резерва в силу возраста.


Знак «Вспомогательные воздушные силы»

Проблему должны были решить Вспомогательные ВВС (AAF), которые появились в 1924 году. По сути, это были аэроклубы, открытые при аэродромах Королевских ВВС; военные предоставляли им авиационную материальную часть и необходимое оборудование. Лётчики AAF зачислялись в резерв ВВС сроком на пять лет, в течение которых каждый квартал должны были летать по несколько часов и посещать ежегодные пятнадцатидневные сборы.

Для вступления в ряды Вспомогательных ВВС требовалось оплатить получение пилотской лицензии, которая стоила около 96 фунтов стерлингов. Это было очень приличной суммой, которая обеспечивала как минимум имущественный ценз для кандидатов.


Оценочный лист английского пилота Вспомогательных ВВС за 1935 год

Недаром именно в рядах ААF была сформирована так называемая «эскадрилья миллионеров». Она появилась 14 октября 1924 года, когда несколько молодых аристократов, лётчиков-любителей, на встрече в лондонском Уайт-клубе решили объединиться во вспомогательную эскадрилью ВВС. Первый состав 601-й эскадрильи отбирал её будущий командир — лорд Эдвард Гросвенор. По легенде, помимо прочих испытаний, кандидаты принимали участие в специальной попойке, чтобы проверить — не будут ли они после этого вести себя «ненадлежащим образом, порочащим репутацию джентльмена».

Практически все лётчики эскадрильи имели частные самолёты, а парковка перед аэроклубом напоминала модный автосалон.

Пилоты носили форму из красного шёлка, неуставные голубые галстуки и «имели слабое представление о воинской дисциплине».

Справедливости ради, стоит отметить, что никакой скидки на происхождение во время боевых действий лётчики из этой эскадрильи не имели. В ходе Битвы за Британию эскадрилья защищала небо над Лондоном. Из 21 пилота первоначального состава к сентябрю 1940 года погибли 11 человек. Затем эскадрилью пополнили новым личным составом, и вскоре она уже мало отличалась от остальных подразделений RAF.


Оставшиеся в живых пилоты «эскадрильи миллионеров», сентябрь 1940 года

До 1936 года «лётные крылья» — знак отличия лётного состава Королевских ВВС — были своего рода знаком качества, принадлежности к британскому высшему свету. Недаром боевые лётчики считались очень удачной и выгодной партией для любой юной благородной леди.

Однако в 1936 году ситуация кардинально изменилась.

Разведывательная авиация ВВС Великобритании (2019)

Капитан 2 ранга С. Денисов

Силы и средства разведки, наблюдения, обнаружения целей и рекогносцировки ВВС Великобритании — один из важнейших видов боевого обеспечения национальных вооруженных сил.

В соответствии с доктринальными положениями основными задачами разведывательной авиации являются: ведение воздушной разведки и радиоэлектронной борьбы, применение ударных средств, оказание авиационной поддержки сухопутным войскам и ВМС, поиск терпящих бедствие экипажей воздушных и морских судов.

В интересах обеспечения деятельности сил и средств воздушной разведки задействуются британские авиабазы (АвБ) Уоддингтон, Марем, Дигби и Витон. Кроме того, за пределами национальной территории развернуты постоянные отряды на АвБ Акротири (Кипр), Крич (США) и Эль-Удейд (Катар).

На вооружении разведывательной авиации ВВС Великобритании состоят самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОУ) E-3D «Сентри», разведки наземных целей «Сентинел» R.1, радио- и радиотехнической разведки RC-135V/W «Ривет Джойнт», разведки и целеуказания «Шэдоу» R.1, беспилотные летательные аппараты (БПЛА) МQ-9 «Рипер». Кроме того, задачи разведки могут решать тактические истребители «Торнадо» GR.4.

Вся авиационная техника организационно входит в состав эскадрилий 1-й авиагруппы боевой авиации королевских ВВС, дислоцирующихся на АвБ Уоддингтон в графстве Линкольншир: 8 аэ ДРЛОУ (шесть Е-3D «Сентри»), 5 раэ (пять «Сентинел» R.1), 14 раэ (шесть «Шэдоу» R.1), 51 раэ РЭБ (три RC-135W «Ривет Джойнт»), 13 аэ БПЛА (пять БПЛА MQ-9 «Рипер»), 39 аэ БПЛА (пять БПЛА MQ-9 «Рипер»).

Ключевым элементом системы воздушной разведки ВВС Великобритании являются самолеты ДРЛОУ E-3D «Сентри». В декабре 1986 года Великобритания разместила в США заказ на покупку шести таких самолетов производства корпорации «Боинг». В октябре 1987-го был реализован опцион на закупку седьмой машины. Самолет Е-3D, построенный на базе грузового авиалайнера Боинг 707-320 с современной РЛС AN/APY-2 производства , предназначен для решения задач управления, связи и радиотехнической разведки.

Первый «Сентри» для британских ВВС поднялся в воздух в сентябре 1989 года. Полет с полным комплектом бортового радиоэлектронного оборудования самолет совершил в январе 1990-го. Британская модификация Е-3D отличается установленными на законцовках крыла контейнерами РТР «Лорал». Обтекатель антенны основной РЛС диаметром 9 м закреплен на двух пилонах в хвостовой части фюзеляжа.

E-3D способен находиться в воздухе до 11 ч. Это время может быть увеличено при дозаправке в воздухе. Примечательно, что данный самолет — единственный в ВВС Великобритании, в котором технологически реализованы два варианта дозаправки: американский (с использованием телескопической штанги) и европейский (по схеме «шланга-конуса»). В настоящее время один из семи E-3D, выработавший летный ресурс, используется на АвБ Уоддингтон в учебных целях.

Приобретение британскими ВВС «Сентри» позволило использовать национальный парк боевых самолетов «Торнадо» в качестве элемента многоуровневой системы ДРЛОУ.

В 1999 году министерство обороны Великобритании объявило конкурс на определение прототипа самолета для системы воздушной разведки и управления нанесением ударов «Астор».

Основными претендентами на заключение контракта стали европейская (платформа «Глобал Экспресс») и американская авиастроительная (платформа «Гольфстрим-5»). По итогам конкурса был выбран самолет «Глобал Экспресс». Данный летательный аппарат имеет на 30% бóльшую площадь для размещения аппаратуры, а мощность источников электропитания на 50% превосходит показатели «Гольфстрим-5». Это позволяет разместить на борту значительную номенклатуру радиотехнического оборудования.

В соответствии с условиями контракта в ВВС Великобритании в период с 2007 по 2009 год поставлены пять модифицированных самолетов «Глобал Экспресс», получивших наименование «Сентинел» R.1, a также восемь наземных станций системы «Астор».

Стандартный экипаж самолета состоит из пяти человек (два пилота, три оператора). Кроме того, на нем предусмотрены места для сменного экипажа. Продолжительность полета без дозаправки более 9 ч.

Основная РЛС DMRS производства «Рейтеон» размещена в нижней части фюзеляжа. Кроме обнаружения воздушных целей может использоваться для наблюдения за морской акваторией и/или для контроля зоны боевых действий. Завершение срока эксплуатации парка самолетов «Сентинел» R.1 ожидается в 2022 году.

В июне 2011 года из боевого состава 51 аэ РЭБ (АвБ Уоддингтон) 1-й авиагруппы авиационного командования ВВС Великобритании были выведены разведывательные самолеты «Нимрод» R.1.

В целях замены машин данного типа Лондон принял решение о приобретении трех стратегических разведывательных самолетов американского производства RC-135V «Ривет Джойнт». Соответствующее соглашение было заключено между США и Великобританией 19 марта 2010 года.

RC-135V для Великобритании переоборудовались американской корпорацией «L-3 коммьюникейшнз» на оборонном предприятии в г. Гринвилл (штат Техас) на базе самолетов стратегической заправочной авиации KC-135R «Стратотанкер», выведенных из боевого состава ВВС США.

Наряду с американским оборудованием самолеты получили также специальную аппаратуру британского производства, в частности комплекс радиоразведки «Кинетик Тайгершарк-2».

Кроме того, «Ривет Джойнт» оснащены современными средствами спутниковой связи, которые позволяют экипажу получать данные от других самолетов, а также от наземных станций приема, обработки и передачи разведывательной информации в масштабе реального времени.

Переоборудование и поставка RC-135V, а также средств наземного обслуживания и контрольно-проверочной аппаратуры оцениваются в 1,1 млрд долларов США. Еще 800 млн руководство Великобритании планирует потратить на модернизацию и ремонт машин.

«Ривет Джойнт» поставлялись ВВС Великобритании в период с 2013 по 2022 год. В конструкцию второго и третьего самолетов внесено более 60 усовершенствований в области боевых систем и двигателей, что позволило обеспечить экономию топлива и увеличить максимальную дальность полета до 11 тыс. км и более.

В 2006 году МО Великобритании приобрело четыре турбовинтовых самолета общего назначения «Кинг Эр» 350ER, которые были переоборудованы британским подразделением корпорации «Рейтеон» для ведения разведки и получили наименование «Шэдоу» R.1. Первоначальной целью программы являлось обеспечение разведывательной информацией британских воинских подразделений в составе МССБ и учебно-тренировочной миссии НАТО «Решительная поддержка» в Афганистане.

На борту «Шэдоу» размещены: станции оптоэлектронной разведки «Авес», способные вести непрерывное наблюдение за обширными участками территории в видимом и инфракрасном диапазоне длин волн, РЛС с режимом синтезирования апертуры, средства связи УКВ/КВ/СВ-диапазонов и система спутниковой связи.

Первая партия из четырех самолетов введена в эксплуатацию в 2007-2010 годах, пятый — принят на вооружение в 2011-м, шестой — в 2013-м.

С 2007 по 2014 год Великобритания приобрела у США десять беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) MQ-9 «Рипер», предназначенных для воздушной разведки, наблюдения, целеуказания и поражения наземных целей. Общая стоимость контракта составила 1 млрд долларов США. Помимо БПЛА, были приобретены также восемь наземных станций управления и четыре системы автоматического взлета-посадки.

MQ-9 «Рипер» создан на базе многоцелевого БПЛА RQ/MQ-1 «Предатор» производства американской . Основным конструктивным отличием данного образца является V-образное хвостовое оперение. Оборудование «Рипер» состоит из оптико-электронной прицельной системы MTS-B и РЛС с синтезированием апертуры AN/APY-8 .

Следует отметить, что эти БПЛА активно используются в интересах обеспечения деятельности британских вооруженных сил на Ближнем Востоке.

В период с 1979 по 1998 год по проекту германской , британской «Бритиш аэроспейс» и итальянской «Алениа аэронотика» производился двухместный многоцелевой боевой самолет с крылом изменяемой стреловидности «Торнадо». В общей сложности было выпущено 992 машины в ударном и разведывательном вариантах.

Самолеты поставлялись в британские ВВС с 1980 года, где получили обозначение «Торнадо» GR.1.

Программа модернизации этих машин до версии GR.4 по заказу ВВС Великобритании осуществлялась с 1996 по 2003 год. Кроме того, на платформе истребителя «Торнадо» GR.4 была создана модификация GR.4A, которая выполняет в национальных ВВС задачи тактического всепогодного разведчика.

В настоящее время в боевом составе ВВС Великобритании находится более 20 самолетов «Торнадо» GR.4 и GR.4A.

Организационно данные машины входят в состав 1-й авиагруппы боевой авиации и выполняют разведывательные задачи в зависимости от наличия бортового оборудования. Как правило, самолет оснащен целым набором электронных средств разведки и обнаружения целей (оптико-электронная станция «Раптор», навигационная система GPINS, многофункциональная РЛС, система лазерного целеуказания и поиска помеченных целей LRMTS).

«Торнадо» GR.4 планируются к выводу из боевого состава ВВС страны начиная с 2022 года по программе их замены тактическими истребителями F-35B «Лайтнинг-2» производства американской корпорации «Локхид-Мартин», которые поступают на вооружение британских военно-воздушных сил с 2022 года.

Перспективы развития разведывательной авиации ВВС Великобритании определены в национальных документах «Стратегический обзор в области обороны и безопасности» (2015) и «Стратегия королевских ВВС» (2017) и включают следующие основные положения:


— приобретение до 26 новых беспилотных летательных аппаратов MQ-9B «Протектор» и до шести наземных станций управления и обслуживания с целью замены MQ-9 «Рипер»; ожидается, что новые БПЛА будут обладать увеличенной дальностью полета (до 5 тыс. км) и смогут нести на борту больше полезной нагрузки; — модернизация парка самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-3D «Сентри» с целью продления срока их эксплуатации до 2035 года; — закупка двух дополнительных самолетов радиоэлектронной разведки и целеуказания «Шэдоу» R.1.

Реализация соглашения между Великобританией и Францией о создании к 2025 году консорциумом британских и французских и «Дассо» при участии «Талес франс», «Леонардо», «Роллс-Ройс» и «Сафран» технологических демонстраторов БПЛА нового поколения с использованием стелт-технологий в рамках двусторонней программы FCAS.

Стоимость совместных работ на этапе модернизации составляет 1,87 млрд долларов США. По итогам последующих испытаний возможно принятие перспективных БПЛА на вооружение после 2030 года.

Таким образом, в настоящее время военным ведомством Великобритании активно реализуется «Программа интеграции сил и средств воздушной разведки», нацеленная на решение следующих задач: — завершение объединения сил и средств воздушной разведки в единый многоуровневый разведывательный комплекс национальных ВВС с привлечением соответствующего сегмента армейской авиации; — оптимизация и повышение эффективности закупочной деятельности, а также организации технического обслуживания и ремонта разведывательной авиации; — совершенствование подходов к организации обучения и переподготовки специалистов ВВС для их задействования в операциях с привлечением новейших авиационных компонентов системы разведки и наблюдения вооруженных сил Великобритании.

В целом текущее состояние разведывательной авиации Великобритании позволяет решать задачи по обеспечению национальных ВС, а реализация программ закупок новых образцов военной и специальной техники значительно повысит возможности этого вида вооруженных сил.

Зарубежное военное обозрение. — 2022. — №6. — С. 56-61

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]