Виды авиации в Российской Федерации
Внутри государства существует четкое разграничение по назначению воздушных судов. Все виды авиации в РФ описаны в главном авиационном документе — Воздушном кодексе. Какая бывает авиация:
- Гражданская.
- Государственная.
- Экспериментальная.
Каждый из перечисленных видов подразделяется на подвиды. Так, например, под видами гражданской авиации понимаются: непосредственно гражданская (созданная для пассажироперевозок), гражданская коммерческая (используемая в коммерческих целях, перевозке грузов, транспорта и так далее), авиация общего назначения (направленная на выполнение полезных работ для общества в сельском хозяйстве, для осуществления медицинской, полицейской помощи, а также для частных перелетов и обучения).
Под экспериментальной обычно понимаются технические испытания авиатехники и разные экспериментальные работы. Государственная авиация подразделяется на военную и государственную специального назначения (отряды МЧС, МВД, созданные для исполнения разного рода специальных заданий). Данные два вида авиации могут использоваться и в коммерческих миссиях.
VIP-авиация
За границей такой вид давно уже занял лидирующие позиции и обладает высокой подачей сервиса. В России он определяется как деловой и только начал набирать скорость в своем развитии. К этой же категории относят и бизнес-авиацию. Обычно под таким видом понимают использование малогабаритных самолетов в частном порядке.
Самым популярным бортом на данный момент остается Gulfstream G500. Такие воздушные суда чаще всего находятся в частном владении одного хозяина либо снимаются в аренду у определенных компаний, занимающихся предоставлением исключительно VIP-сервиса. Самолет заказывается с персоналом в виде пилотирующего состава и обслуживающего проводника. Все нюансы обговариваются непосредственно с заказчиком (включая обстановку салона).
Спортивная авиация
К спортивной относится и авиация первоначального обучения, это все те, кто имеет отношение к аэроклубам, таким пилотам выдается свидетельство пилота-любителя (частного пилота). В аэроклубах обычно получают первичные навыки пилотирования на небольших аэропланах. Парк воздушных судов представлен в виде Як-55, Су-26, Як-18Т, Як-52. Для спортсменов, занимающихся парашютным спортом, используется Ан-2. Некоторые самолеты могут принадлежать определенным людям и использоваться наряду с вышеперечисленными функциями в коммерческих перевозках груза и пассажиров. В целом все аэроклубы России находятся в частном владении.
Малая авиация
Чем отличается бизнес-авиация от малой? Можно сказать, ничем, но данное понятие на законодательном уровне до сих пор не определено, его можно включить в раздел авиации общего назначения. Воздушные суда малой авиации имеют вместимость до восемнадцати человек, а взлетная масса — до девяти тысяч килограмм.
Под малой авиацией также понимают инфраструктуру аэродромов, их обслуживание техническим составом, систему управления воздушным движением и так далее. Во всем мире общее количество малых летательных аппаратов становится все больше, и в России число ВПП и площадок увеличивается.
История гражданской авиации
Не так давно пассажирооборот воздушного транспорта в нашей стране превысил показатели транспорта железнодорожного. О том, как появились первые поезда, мы уже рассказывали, теперь «Дилетант»
вместе с «Ростехом» вспомнят историю гражданской авиации.
Первый пассажир
«Флайер-1» братьев Райт
Братья Райт подняли сконструированный своими руками «Флайер-1» в воздух на 59 секунд. Тогда, в 1903 году, им удалось пролететь 260 метров. В 1908 году, спустя пять лет, братья взяли на борт самолета первого пассажира и по совместительству своего хорошего друга — Чарли Фёрноса. В этом же году погиб Томас Селфридж, став первым человеком, разбившемся в авиакатастрофе. Несмотря на это, Администрация США заключила с братьями контракт на поставку одного самолёта, который обошёлся казне в 25 тысяч долларов. Однако в правительстве перестраховались, добавив в контракт графу о том, что самолет «должен пролететь расстояние в 160 километров, не упав на землю».
Братья Райт подняли «Флайер-1» в воздух на 59 секунд
Первый чартерный рейс
Лайнер
Olympicстал пунктом назначения первого чартерного рейса
Он получился совсем необычным. Один из уважаемых пассажиров лайнера Olympic забыл свои очки и вспомнил об этом только тогда, когда судно уже вышло из гавани Нью-Йорка. Компания-перевозчик Wanamaker настолько любила своих клиентов, что они специально наняли британского авиатора Тома Сопвича. Том захватил очки, поднялся в воздух на своём самолёте, догнал лайнер и скинул очки на палубу.
Первая авиакомпания
Самолет компании St. Petersburg Tampa Airboat
В 1914 году, через 10 лет после полёта братьев Райт, появилась первая авиакомпания, самолёты которой летали по расписанию. В первом расписании полётов значились два города: Санкт-Петербург и Тампа. На самом деле, конечно, полёт из России в Америку на тот момент не был возможен. Санкт-Петербург, или Сент-Питерсбург, — город в штате Флорида, на западном побережье. На восточном как раз находится город Тампа. Поэтому первые клиенты первой авиакомпании St. Petersburg Tampa Airboat Line могли позволить себе только небольшой получасовой перелёт с одной части полуострова на другую.
В 1914 появилась компания, самолёты которой летали по расписанию
Милионный пассажир и рейс на автопилоте
Первая авиакомпания, которая перевезла больше миллиона пассажиров
Символичной отметки в миллион перевезённых пассажиров уже в 1934 году достигла старейшая из существующих ныне авиакомпаний — DeutscheLufthansa, открытая в 1926. Через два года после её образования в Великобритании создали первый аппарат, который мог без помощи пилота какое-то время управлять самолётом.
Старейшая из существующих ныне авиакомпаний — DeutscheLufthansa
Первая стюардесса
Элин Чёрч — медсестра и первая стюардесса
Американская медсестра Эллин Чёрч в 1930 раз и навсегда решила связать свою жизнь с авиацией. Но поскольку ей не суждено было стать пилотом, она начала обслуживать пассажиров на борту. В первом её рейсе таких было 11.
Компании UnitedAirlines так понравилась эта идея, что через два месяца они начали набирать стюардесс для всех своих рейсов. В то время, к слову, работы у них было довольно много — горячий обед на борту самолёта включал в себя обычно фруктовый коктейль, жареного цыпленка, печенье и горячий кофе.
Тем временем в России
Во время полёта пассажиры «Ильи Муромца» могли пройтись по прогулочной палубе
Верится с трудом, но именно в нашей стране был спроектирован первый в мире пассажирский самолёт. Пока полёты были ещё делом экспериментальным, инженеры Русско-Балтийского вагонного завода под руководством Игоря Сикорского уже в 1913 году сконструировали биплан «Илья Муромец». На следующий год провели показательный полёт: на борту находилось 16 человек и одна собака, за штурвал сел главный инженер аппарата — Сикорский. В разных модификациях самолёт Сикорского взял несколько мировых рекордов по длине перелётов, по высоте и времени полёта.
Именно в России был спроектирован первый в мире пассажирский самолёт
Вообще «Илья Муромец» — большой прорыв для авиации. Сикорский предложил несколько нововведений, которые до сих пор используются в авиастроении. Так, например, он первым разделил салон и кабину пилота, впервые на «Илье Муромце» появился туалет и спальные комнаты. Салон обогревался газовым отоплением, освещался электричеством. Такого комфорта на борту в то время никто даже не мог представить.
Ситуация сегодня
Модель авиалайнера МС-21
Российские инженеры продолжают заниматься новаторством в сфере авиастроения и сегодня. Один из самых амбициозных проектов — Магистральный самолёт XXI века, или просто МС-21. Первые полёты аппарата запланированы уже на 2016 год, серийное производство — на 2017. Уникальность МС-21 в том, что он должен стать первым в России «электрическим самолётом». Большая часть боровых устройств будет переведена на электрические механизмы, при этом в МС-21 будут задействованы вспомогательные источники энергии, которые обеспечат работу двигателей в случае их остановки в воздухе. Для электрификации самолета предприятия «Ростеха» уже изготовили ряд техники, которая проходит тестовые испытания.
МИ-38 будет строить на Казанском вертолётном заводе
Большое распространение в гражданской авиации получили не только самолеты, но и вертолеты. Поскольку они не рассчитаны на массовые пассажирские перевозки, их используют в самых разных сферах. Так, например, легкий вертолёт «Ансат» холдинга «Вертолёты России» используется в санитарной авиации: медицинская версия этого самолёта доставляет больных в лечебные учреждения, также позволяет реанимировать пострадавшего прямо на борту. А МИ-38, производить который стали в 2015 году, вообще из гражданского вертолёта может превращаться в военный.
Военная авиация
Это особый вид государственной авиации, который имеет не только свои подвиды, но и рода. Она предназначается для выполнения оборонных и наступательных целей, то есть исполнения боевых дежурств, в том числе и вылетов, разведывательных миссий, перебрасывания военных отрядов и вооружения в определенную местность, установления лидирующей ступени в воздухе и, конечно, для выполнения боевых вылетов и операций.
Среди видов военной авиации выделяют:
- Дальнюю.
- Фронтовую.
- Армейскую.
- Авиацию ПВО.
- Морскую (ВМФ).
- Транспортную авиацию.
- Авиацию специального назначения.
Не все, что имеет крылья «самолетом» зовется. Виды летательных аппаратов
Что нам известно об авиации? Очень мало, на самом деле. С детства нам прививали страх к высоте, до сих пор большинство людей боится летать. А старшее поколение, которому за 60, никогда не видело облаков с высоты птичьего полета.
Так и с видами летательных аппаратов. Для большинства людей, все, что поднимается в воздух и не похожее на воздушный шар — самолет. Наши родители еще знают, что такое «кукурузник». Единицы вам назовут другие категории воздушных судов.
Предлагаем познакомиться поближе с «крылатыми аппаратами».
Виды воздушного транспорта:
- Самолет. Или аэроплан
Данный транспорт имеет неподвижные крылья и вес больше воздуха. У самолетов есть двигатели, что отличает их от других видов летательных аппаратов. В 1903 году первый самолет вылетел из США. Самолеты делятся на различные типы, в зависимости от назначения, массы, вида перевозок и двигателя. Бывают такие аэропланы:
- истребитель;
- разведчик;
- бомбардировщик,
- штурмовик;
- ракетоноситель.
Разделение по видам двигателя:
- реактивный;
- электрический;
- поршневой;
- турбовинтовой.
Самолеты бывают пассажирскими, предназначенными для перевозки почты, обработки полей, учений военных и т.д.
- Вертолет
И эта «штуковина» весит больше, нежели то, чем мы дышим. Летает благодаря винту, который вращается горизонтально. Вертолет впервые поднялся в небо в 1907 году. Произошло это во Франции. И вертолет имеет различные потребности: - используют в личных целях, для быстрого перемещения;
- с его помощью тушат пожары;
- используют в военных целях;
- использует полиция и медики.
В отличие от самолета, вертолету не нужна целая полоса для посадки и взлета. Он может приземлиться на относительно небольшой ровной поверхности.
Это своеобразное сочетание самолета и вертолета. У него есть и крылья, и винты. Благодаря первым, развивает большую скорость, благодаря винту — может «садиться» вертикально.
Небольшой летательный аппарат. Однако, довольно тяжелый. Имеет жесткое крыло и двигатель. Их используют чаще всего в частных целях, как средство передвижения для туристов.
Тоже относится к легким летательным аппаратам. Основная характеристика- нету мотора. Изобретение принадлежит немцам. В общем, дельтаплан — это три большие трубы, которые соединены друг с другом. Над трубами натянута ткань. Полет происходит благодаря пилоту. Максимальная скорость, которую удалось развить на этом аппарате — 130 км \ ч. Это был рекорд. В среднем дельтаплан летает со скоростью 30 километров в час.
Внешне он очень похож на обычный парашют. По факту, так и есть. Единственное отличие параплана от парашюта — это способ управления. Ну и форма у него больше продолговатая, чем круглая. Парашютом управлять во время полета невозможно. Парапланом — можно благодаря нескольким отверстиям, которые пропускают воздух и позволяют маневрировать. Сегодня этот летательный аппарат используют для спортивных соревнований.
Не все виды летательных аппаратов мы перечислили, поскольку удачно покорять небо человечество не прекращает и придумывает все новые способы.
Дальняя
Назначение стратегической авиации (дальней) — в уничтожении объектов противника, в том числе и летательных, непосредственно в тылу боевых действий. Помимо этого, дальняя авиация выполняет разведывательную функцию и другие специальные задания. Основным представителем самолетного парка является Ту-160.
Первым бомбардировщиком стал знаменитый «Илья Муромец», созданный в 1914 году, еще при царской России, тогда же была создана первая специальная эскадра тяжелых бомбардировщиков. А во время Второй мировой войны произошла одна интересная история, связанная с советским бомбардировщиком дальней авиации Пе-2. Тогда, в 1942 году, он успешно перевез в обе стороны наркома иностранных дел Молотова, который сумел добиться союзных «рукопожатий» с США и Великобританией.
Товарищ Молотов вспоминал, что на момент нахождения в самолете одетый так же, как и остальной экипаж — в унты, комбинезон на меху и шлем, он перестал себя ощущать вторым человеком СССР после генерального секретаря Сталина. Немецкая разведка, кстати, узнала об этом случае только через несколько дней, когда уже невозможно было помешать переговорам. Таким образом, Пе-2 прозвали «дипломатический бомбардировщик».
Функциональность техники
Как указано выше, авиалайнеры делятся на две главных группы: борта для гражданской и военной авиации. Кроме того, отдельной разновидностью тут выделяют экспериментальные аппараты. Каждая категория тут предполагает деление на вариации по типу назначения и функциональности лайнера. Начнем с изучения воздушных судов, которые используют в «мирных» целях.
Гражданские борта
Подробнее определим, какие самолеты бывают, названия и подвиды летательных модификаций. Здесь авиаторы говорят о четырех вариантах моделей. Перечислим категории таким перечнем:
- пассажирские лайнеры;
- грузовые борта;
- учебные аэробусы;
- самолеты специального назначения.
Отметим, что модификации для пассажирских перевозок отдельно разделяют на группы, которые определяют дальность перелетов. Тут называют магистральные суда и авиалайнеры местных перевозок.
Классификация самолетов
Кроме того, в этих категория выделяют еще две подгруппы. Различие выявляется по числу пассажиров на борту и конкретному расстоянию, которое судно преодолевает без дозаправки. Тут магистральные модели бывают следующих типов:
- ближние, которые преодолевают дистанции до 2 000 км;
- средние, способные пролететь 4 000 км;
- дальние, выполняющие рейсы на расстояние до 11 000 км.
К тому же максимальный показатель вместимости определяет такие критерии для авиалайнеров местных линий:
- тяжелый самолет, где предусмотрено 100 и более посадочных мест;
- средние модификации, которые поднимают на борт до 50 человек;
- легкие лайнеры, перевозящие максимум 20 пассажиров.
Среди примеров самолетов местных линий перечислим модификации SAAB, ERJ, Dash-8, ATR. Интересно, что на отдельных типах лайнеров местной категории оборудуют силовые установки разного класса. Тут встречаются модели с реактивными двигателями и самолеты с турбовинтовыми типами мотора.
Аэробус А380 — гигант в мире пассажирских лайнеров
Рассматривая магистральные самолеты, назовем знакомые пассажирам суда Boeing и Airbus. Самолеты Боинг конструирует американская корпорация, а суда Аэробус – европейский холдинг. Обе компании конкурируют между собой, постоянно развивая и модернизируя лайнеры. Так, сегодня наиболее тяжелым самолетом считают Airbus A380, хотя вплоть до выпуска такой модификации лидировали американские разработки Boeing 747 400 и 747 800.
Модели 747 – первые летательные аппараты широкофюзеляжного класса, которые функционируют и сегодня. Кроме того, такую летательную технику используют лучшие перевозчики России и мира.
Самолеты Boeing — основной конкурент в сфере пассажирских перевозок европейского холдинга, который выпускает Аэробусы
Однако европейцы не отстают от главного конкурента. Популярность и признание пилотов завоевали модификации Airbus Industrie А320 Jet, Аэробус А300 и А350 XWB. Модель А300 – первый в мире широкофюзеляжный борт, который оборудован двумя двигателями. Как видите, вероятные вариации классификации лайнеров не поддается описанию в одном обзоре. Но зная, какие бывают самолеты и кто их создал, читатель определится с личными предпочтениями и выяснит азы авиационного дела.
Военная авиация
Теперь кратко изучим типологию судов, используемых силовыми структурами. Среди этих самолетов встречаются пилотируемые лайнеры и беспилотники, модификации с различным типом мотора, в том числе и ракетные подвиды двигателя. Однако мы рассмотрим деление этих видов по профильным критериям.
Военный транспортный борт Ил-76
Здесь, как и в гражданской классификации, есть транспортные лайнеры, осуществляющие перевозки личного состава. Это Ил-76, Ан-12, 26 и 124. В США эти функции несут модели Boeing C-17, 97 и Douglas YC-15. Кроме того, военные тоже используют вспомогательную технику – санитарные летательные аппараты, лайнеры для связи, корректировщики. Однако военные разработки бортов используют и несколько категорий машин, которые встречаются только здесь. Их список выглядит следующим образом:
- Бомбардировщики. Задача этих моделей – поразить наземные цели противника. Такие самолеты широко используют армии мира во время ведения боевых действий. Среди разработок конструкторов России и СССР назовем борта Су-34, Су-24, Ту-160, «Илья Муромец», созданный И.Сикорским. Такая модель применялась в начале ХХ века. Зарубежные компании смогут похвастать самолетами XB-70 Valkyrie, B-52 Stratofortress, Northrop B-2 Spirit.
- Истребители. Такие борта созданы для обороны воздушного пространства. Функцией этих самолетов становится сопровождение, защита и уничтожение летательных аппаратов противника. В соответствии с назначением лайнеров, авиаторы делят подобные модификации на три подвида. Здесь самолеты сопровождения, фронтовая техника – штурмовики – и модели ПВО. Сегодня в России для таких целей используют МиГ-29, МиГ-35 и Су-35. Зарубежные авиаторы предлагают армии модель Боинга F-22.
Легендарный отечественный бомбардировщик «Илья Муромец», созданный И. Сикорским
- Универсалы. Так называемые истребители-бомбардировщики – техника, которая способна комбинировать выполнение нескольких задач. Преимущество этих аппаратов несомненно, ведь подобный самолет способен нанести удар по позиции противника в одиночку. Здесь первым лайнером такого класса стал Me.262, выпущенный немецкими разработчиками. В СССР использовали Як-9. Сегодня это место заняли модели МиГ-27 и 23Б, Су-17 М. А за рубежом функционирует самолет F-105.
- Самолеты разведки. Целью разработки этих модификаций стало исследование обстановки на позициях противника с воздуха. Сегодня в таких целях используют преимущественно беспилотные летательные аппараты. Недостатком таких бортов считается слабая защита, поскольку этот аппарат легко сбить. Достаточно известной моделью в мире тут считают Reaper, разработанный конструкторами Великобритании.
Как видите, категория военных бортов достаточно обширна и заслуживает серьезного изучения. Мы лишь кратко описали главные критерии систематизации подобной группы. Однако авиационные эксперты предпочитают классифицировать борта, используя комплексное исследование, которое включает полное описание конструкции бортов. Остановимся и на этом вопросе.
Фронтовая авиация
Данный вид военной авиации создан для выполнения задач по боевым вылетам, а также для участия в операциях, выполняемых сухопутными войсками и Военно-воздушными силами РФ. Виды фронтовой авиации (рода): штурмовая, истребительная, разведывательная, бомбардировочная, истребительно-бомбардировочная, вспомогательная.
Впервые понятие фронтовой авиации появилось в Первую мировую войну, а после образования Советского Союза определились отдельные авиационные отряды, которые объединялись в окружные. К началу Второй мировой фронтовая авиация уже состояла из дивизий: бомбардировочных, разведывательных и так далее. Сейчас данный вид имеет на вооружении самолеты со сверхзвуковыми двигателями, снабженные пушечным оружием, ракетными установками и бомбардировочным снаряжением. Также все самолеты оборудованы радиолокацией.
Фронтовую авиацию еще называют тактической из-за ее способности выполнять задания при абсолютно любых погодных условиях, уничтожать на дальних расстояниях цели, обладающие сверхзвуковыми возможностями. В функции фронтовой авиации включаются и прикрытие войск, содействие сухопутным войскам в виде нанесения авиаударов по противнику, как подвижным объектам, так и военным недвижимым, и осуществление разведывательных вылетов. Разведка осуществляется на Су-24МР.
Что такое ЧВК и зачем им авиация
Частные военные компании — это коммерческие организации, которые предлагают специализированные услуги по охране/обороне объектов заказчика или непосредственно самого заказчика и членов его семьи. Такие организации имеют четкую структуру, схожую с армейской, и по качеству используемого вооружения не сильно уступают армиям развитых стран.
Нередко ЧВК привлекают к участию в вооруженных конфликтах для сбора разведывательной информации, а также для консультаций и обучения личного состава воинских подразделений заказчика. Первой такой организацией принято считать британскую компанию Watchguard International, созданную основателем разведывательной службы САС полковником Дэвидом Стирлингом в 1965 году.
Если первоначально ЧВК в своем составе не имели боевой авиации, то со временем ситуация стала меняться. Начав с вертолетов для перевозки личного состава, сегодня некоторые компании обладают собственными ВВС, размерам которых могут позавидовать некоторые страны.
Эти боевые (и не только) самолеты и вертолеты официально приобретаются после списания из ВВС ряда государств (США, Великобритания, бывшие члены Варшавского договора и так далее). Естественно, в основном это техника предыдущих поколений и сравнивать ее по характеристикам с современной боевой авиацией нет смысла. Но для выполнения задач ЧВК — прикрытие наземных операций, эвакуация раненных, доставка грузов военного назначения с охраной — ее более чем достаточно. К тому же эти самолеты и вертолеты дополнительно проходят модернизацию и оснащаются более современной авионикой.
Отдельно стоит отметить использование военно-воздушных сил ЧВК в роли противника во время учений для подготовки пилотов государственных ВВС. Впервые специализированные эскадрильи, то есть «агрессоры», имитирующие потенциального противника, появились в ВВС и ВМС США в разгар холодной войны, после конфликта во Вьетнаме.
Аналогичные подразделения были и в составе ВВС других стран. На какое-то время после распада СССР необходимость в учениях с «агрессорами» отпала, но интерес НАТО к таким учениям возродился с ростом напряженности в мире. Сегодня (Adversary Air Support, AAS) или просто «Red Air» предоставляют частные ВВС.
Их пилоты на самолетах иностранного (и не только) производства участвуют в имитационных воздушных боях в роли вероятного противника. Первые контракты с ЧВК были подписаны примерно в 2000 году и за последующие два десятилетия рынок вырос до миллиардных цифр. В 2022 году ВВС США подписали с семью ЧВК контракт на 6,4 миллиарда долларов на предоставление услуг AAS.
Армейская и истребительная авиации
Для того чтобы вести лидирующую ступень в воздушном пространстве, ее нужно сначала занять, этим занимается истребительная авиация. Она борется за превосходство путем уничтожения воздушных судов противника, уходя в тактическую глубину. Вести воздушный бой нелегко, поэтому пилоты выполняют такие маневры на истребителях, самые известные из которых — МиГ-29 и Су-27.
Армейская или войсковая авиация — вид авиации ВВС, напрямую подчиняющийся сухопутным войскам РФ. С помощью нее совершается десантирование военных, проводится разведка и поддерживаются боевым огнем сухопутные войска. Подразделяется на штурмовую, транспортную, специального назначения и разведывательную. Плюсом является то, что помимо самолетов армейцы располагают и вертолетами, например Ми-24, Ка-52, Ми-28.
Функциональность воздушных кораблей
Используя данный классификатор, все летные средства можно разделить на две отдельных категории. К первой категории относятся военные авиалайнеры, а ко второй – борта, имеющие гражданское предназначение. Помимо этого, существует третья группа, которой редко уделяется достойное внимание. К этой группе относятся все экспериментальные летные средства. В каждой категории можно выделить несколько главных групп, к которым относятся все самолеты, имеющие одинаковую функциональность и назначение. Для начала предлагаем рассмотреть основные типы самолетов, что используются в гражданской авиации.
Гражданская авиация
Для того чтобы лучше понимать особенности данной группы, необходимо уделить внимание типам и подвидам летательных средств, относящихся к этой категории. Эксперты в сфере авиации выделяют четыре основных варианта гражданских летных средств:
- Пассажирские воздушные корабли.
- Самолеты для перевозки грузов.
- Учебные самолеты.
- Летные средства, имеющие специальное назначение.
Мировыми лидерами по выпуску самолётов являются США, Евросоюз и Россия
Все модели воздушного транспорта, предназначенного для пассажирских авиаперевозок, можно разделить на несколько отдельных типов в зависимости от продолжительности маршрута. Это могут быть самолеты, предназначенные для местных рейсов или магистральные воздушные судна. Помимо этого, можно выделить отдельную подгруппу, где учитывается вместимость воздушного судна и максимальное расстояние, которое самолет может преодолеть без дозаправки. Данная классификация самолетов выглядит следующим образом:
- Самолеты, способные преодолеть дистанцию до двух тысяч километров.
- Лайнеры, способные летать на расстояние до четырех тысяч километров.
Магистральные модели, способные преодолеть расстояние более десяти тысяч километров. Все воздушные судна, использующиеся в гражданской авиации, можно разделить на несколько отдельных категорий в зависимости от вместимости транспортных средств. Тяжелые транспортные средства могут вместить более ста пассажиров. Средние модели позволяют перевести до пятидесяти пассажиров одновременно. Легкие самолеты предназначены для перевозок около двадцати пассажиров.
Созданием магистральных моделей летных средств занимаются такие и «Аэробус». Эти компании являются самыми крупными корпорациями, чья продукция используется большинством авиаперевозчиков. Лидером среди тяжелых самолетов является «Аэробус А380». До выхода данной модели, одним из самых крупных лайнеров считался «Боинг 747», четырехсотой серии. Семьсот сорок седьмая модель Боинга является одним из первых летных средств, получивших широкий фюзеляж. Эта вариация гражданского судна используется многими мировыми лидерами в сфере гражданской авиации.
Военные самолеты
Силовые структуры используют отдельную разновидность воздушных судов, чья конструкция значительно отличается от конструкции гражданских бортов. Все лайнеры, имеющие военное предназначение, можно разделить на две отдельных группы: автономные и пилотируемые модели. В военной сфере часто используются стандартные летные средства, предназначенные для транспортировки личного состава. Отечественные силовые структуры применяют для этой цели такие самолеты как «Ан-12» и «Ил-76». Американские военные применяют для данной цели «Боинг 97» и «Дуглас-15». В военной сфере часто используется вспомогательная техника в виде самолетов для связи и санитарных лайнеров.
Среди конструкций, имеющих военное предназначение, необходимо выделить бомбардировщики. Такие самолеты создаются с целью поражения наземных целей. Данные летные средства используются многими мировыми странами во время военных действий. Среди отечественных бомбардировщиков необходимо выделить «Ту-160», «Су-24» и бомбардировщик «Илья Муромец». Зарубежные спецслужбы используют «XB-70», более известный как «Валькирия» и «Northrop В-2».
Отдельную категорию представляют истребители, созданные с целью обороны. Эти летные конструкции используются для сопровождения или уничтожения летательных средств, вторгнувшихся в воздушное пространство чужой страны. Существует несколько отдельных типов самолетов данной группы. Это могут быть штурмовики, модели противовоздушной обороны и лайнеры сопровождения. Такое название самолетов как «Миг» известно многим жителям России. Американская армия использует для данной цели истребитель «Боинг Ф-22».
Помимо этого, существуют универсальные модели, совмещающие в себе функции бомбардировщика и истребителя. Данный вид техники может использоваться для различных задач. Такие самолеты могут использоваться для разрушений объектов врага, практически в одиночку. Первый лайнер, представляющий данную группу, был разработан в Германии. Отечественные военные структуры используют для этой задачи «Су-17» и «Миг 27».
Последним типом военных самолетов являются лайнеры, предназначенные для разведки. Такие авиалайнеры применяются для изучения вражеских позиций. Как правило, в данную категорию входят исключительно беспилотные летные средства. Среди недостатков таких конструкция необходимо подчеркнуть слабую защиту. Одним из главных представителей этой категории является «Reaper», созданный английскими инженерами.
Самолёт – это летательный аппарат, главным свойством которого является способность совершать полёты в просторах земной атмосферы, используя нужные силовые установки
Авиация ПВО, ВМФ, специального назначения и транспортная
Первый вид предназначается для защиты и прикрытия стратегически расположенных военных и других объектов, а также территорий от нападения с воздуха. Несмотря на всю важность функции авиации ПВО, выполнение работы идет на одном-единственном представителе — МиГ-31.
Среди видов авиации России выделяются пилотирующие отряды ВМФ, предназначенные для предотвращения нападения и уничтожения противника, а также его стратегически важных объектов в морских водах. Она же является защитой военным кораблям на берегу и во время выполнения разведывательных, боевых миссий. Авиация ВМФ делится на несколько родов: истребительная, ракетоносная, штурмовая и разведывательная. Она, так же как и армейская, имеет в строю вертолетный парк. Часто базой для летательных аппаратов являются авианосцы.
Авиация специального назначения выполняет функции помощника летательным аппаратам в виде воздушной дозаправки с помощью специальных приборов, установленных в том числе на беспилотных аэропланах, совершает радиолокационный дозор. Операции по поиску и спасению также включены в обязательства. Изначально создавалась для работы с ВМФ.
И последний вид, выделяющийся среди военной авиации, — транспортный. Он используется для переброски грузов и десанта. В наличии транспортной авиации находится и самый большой транспортно-военный самолет в мире, прозванный «Русланом», — Ан-124, а также Ан-12, Ан-26, Ил-76. Функции транспортной авиации — перевозить в том числе и тяжеловесные грузы в виде танков, малогабаритных самолетов, ракет, самоходных артиллерийских установок и другую боевую технику.
Типология воздушных лайнеров
Специалисты в области авиации пользуются определенными критериями, для того чтобы классифицировать разные виды воздушных кораблей. Наиболее важным критерием является основное предназначение летательного средства. Все существующие лайнеры можно разделить на самолеты, имеющие гражданское предназначение и военную технику. Каждую из этих категорий можно разделить на несколько разных групп. Некоторые эксперты используют такой параметр классификации как скорость воздушного судна. Использование данного классификатора позволяет выделить дозвуковые, сверхзвуковые, трансзвуковые и гиперзвуковые модели. В данном случае, ученые учитывают, на сколько скорость конкретного лайнера превышает скорость звука.
На сегодняшний день авиалайнеры, способные преодолевать звуковой барьер, применяются в военных и научных целях. Следует обратить внимание на тот факт, что некоторые из самолетов, способных преодолеть данный барьер, используются как частные транспортные средства. Некоторые ученые предпочитают разделять все воздушные судна на несколько отдельных групп, используя такой классификатор, как способ управления. Пилотируемые летные средства используются как в гражданской, так и военной авиации. Самолеты, летающие на автопилоте, широко используются учеными.
Многие ученые, изучающие типологию воздушных кораблей, используют классификацию, основывающуюся на особенностях конструкций летного средства. В этом случае учитывается аэродинамическая модель, форма крыла и хвостовой части, а также особенности фюзеляжа. Помимо этого, некоторые эксперты выделяют группу, в которую входят все летные средства, имеющие уникальную конструкцию шасси.
Последним классификатором, который используется в данной сфере, является метод монтажа двигателей и их особенности. Помимо воздушно-реактивных и мускульных конструкций, существуют электрические и ядерные устройства. Некоторые авиастроители устанавливают на свои изделия двигатели внутреннего сгорания в комбинации с одним из вышеперечисленных вариантов.