Основные отличия между рапирой и шпагой, история обоих видов оружия

Самым красивым видом спорта, наряду с состязаниями в легкой атлетике, по праву считается турнир по фехтованию. Поединки на рапирах или на саблях являются украшением любой олимпиады. История этого вида спорта уходит корнями в Средневековье, когда этим двум видам холодного оружия отводилась едва ли не решающая роль на поле боя. Боевая рапира или шпага в отличие от мечей и топоров, не утратила своего значения. Грозное холодное оружие, которое в былые времена носили только офицеры и знатные особы, со временем трансформировалось в спортивный снаряд.


Мечи и рапиры

Рапира пришла к нам из средних веков, когда вместо длинных мечей знатные и богатые воины стали предпочитать узкие, длинные и легкие. В отличие от мечей, вес которых нередко доходил до 3 кг, новое оружие было рассчитано для постоянного ношения. Использовать тяжелый меч в качестве оружия самообороны было крайне неудобно, поэтому европейское дворянство и знать того времени предпочла использовать легкое оружие, с длинным и узким лезвием. Первые шпаги и рапиры, появившиеся на вооружении, имели вес не более 1,5 кг. Вместе с появлением нового вида холодного оружия появились и новые технические приемы ведения боя. Фехтование на рапирах стало настоящим искусством, овладеть которым мог далеко не каждый. Со временем рапира становится обязательным атрибутом армейского и флотского офицера, важным элементом экипировки гражданского платья и мужского костюма.


Шпага мушкетера

Рапира стала не только оружием, используемым в военных целях, но прочно вошла в гражданский обиход. На внешнем виде клинков отражалось не только совершенство технологий оружейного дела, но и модные тенденции в развитии мужского костюма. Клинки стали украшаться различными художественными элементами ковки, золотой и серебряной вязью. Гарда у рапиры стала приобретать самые замысловатые формы, перейдя в разряд украшений. По размерам и форме гарды можно было узнать руку мастера.

История рапиры

Испанию обычно считают страной, в которой появилась рапира, или espada ropera (буквально — «меч для ношения с одеждой»). Этот термин вошёл в употребление в конце XV в., а в XVI и XVII в.в. во многих европейских языках плотно укоренилось слово рапира, обозначая узкое, преимущественно колющее оружие, снабжённое развитой гардой, для которого была разработана особая система фехтования.
Максимальное распространенние рапира получила во второй половине XVI — первой половине XVII в.в. В течении всего этого периода она активно совершенствовалась и изменялась в следствии моды, а также новых требований искусства фехтования. Изменялась форма клинка рапиры — от уплощённого и широкого, приспособленного как для колющих так и для рубящих ударов, до имеющего сечение ромба, у кторого полностью отсутствовало лезвие. Менялась и длина клинка рапиры — некоторые отдельные экземпляры порой привосходили по размерам длинный меч, эпохи средневековья. Особенно длинные рапиры были распространены в конце XVI начале XVII в.в., после этого периода система фехтования претерпела изменения, клинки стали укорачиваться, и на смену рапире прешло более элегантное и смертоносное оружие — шпага XVIII в.

Состав судейской коллегии

Судья, проводящий бой, должен иметь удостоверение арбитра международных или национальных соревнований. Судья вызывает участников, руководит боем, проверяет оружие, снаряжение и одежду, контролирует секретарей, хронометристов и ассистентов. При нарушениях судья выносит соответствующее правилам наказание, поддерживает дисциплину и порядок. Он также при необходимости тестирует систему сигнализации, проводит консультации с техническими специалистами. Судья во время поединка перемещается так, чтоб была возможность слежения за ходом боя и работой системы фиксации уколов.

Судьи-ассистенты, находящиеся по обе стороны от поля, помогают судье, наблюдая за ходом поединка и за фиксацией уколов электрическим оборудованием. Судьи-ассистенты меняются своими местами после каждого проведенного периода боя в личных поединках или каждого проведенного боя в командных состязаниях.

Назначение судей происходит путем жеребьевки. Во время боя замена судьи не допускается. В исключительных случаях решение о замене принимают судейские делегаты. Для жеребьевки перед финалом делегатами Международной федерации фехтования (ФИЕ) составляется список из 4-8 судей. Половина списка состоит из нейтральных (по критериям национальности) специалистов.

Строение рапиры

Клинок рапиры

Условно клинок рапиры можно разделить на три части:

  • Сильная часть — незаточенная область клинка предназначенная для отражения атак противника, как правило эта часть клинка снабжалась долом, для облегчения общего веса и создания дополнительных рёбер жесткости. Дола как правило имела длину не более 1/3 от общей длины клинка;
  • Слабая часть клинка — могла как затачиваться так и нет, в зависимости от того, предназначалась ли рапира для нанесения режущих ударов или обладала сугубо колющей функцией. В слабой части клинка, как правило располагался центр удара, находящийся на расстоянии 10 — 20 см. от острия, в зависимости от длины клинка;
  • Остриё — заточенная конечная часть клинка рапиры(конец). Практически по всей длине клинка, начиная от долы и заканчивая остриём проходили рёбра жёсткости, предназначенное для усиления колющей функции рапиры. Таким образом клинок в сечение представлял собой уплощённый или объёмный ромб, в зависимости от своей функциональной принадлежности(колюще-режущий или только колющий).

Эфес рапиры

Эфес рапиры — самая её красивая и сложная по строению часть. Нет смысла описывать его полностью, но хотелось бы выделить три части общие практически для всех его типов:

  • Навершие(противовес) — обеспечивал нужный баланс для рапиры. У правильно сбалансированной рапиры точка равновесия находится на расстоянии 5 — 10 см. от гарды, а не у её основания, как иногда ошибочно считается;
  • Рукоять
  • Гарда — предназначалась для защиты кисти от ударов. По строению была самой сложной частью рапиры, определяющей её тип. Многообразию гард рапир практически нет предела, но всё-же можно выделить три основные типа, которые были популярны в определённый период.

Параметры шпаги

Шпагой называют тяжелое колющее оружие, по конструкции напоминающее рапиру. Однако, длина изделия будет чуть большей, масса составляет 770 г. Клинок имеет трехгранное сечение, повышенную жесткость. От повреждений кисть защищает круглая гарда, диаметр которой достигает 13,5 см.

Борьба на шпагах предполагает нанесение ударов во все части тела соперника за исключением затылка. В фехтовании отсутствует приоритет действий. Удар, нанесенный позднее предыдущего более чем на 0,25 с, не засчитывается.

Уколы, нанесенные соперниками одновременно, взаимно фиксируют и присуждают обоим спортсменам.

Каждая спортивная модель имеет гарду. Этот элемент классифицируют по степени закрытия руки. Существует несколько типов:

  1. «Испанская» чаша». Глубокий вариант с парой колец внутри. Во время боя шпагу удерживают за них либо за саму рукоять.
  2. Бильбо. Наиболее защищенная модель в отличие от предыдущего варианта. Имеет дополнительную дужку и более объемную чашу.
  3. Папенхаймер. Представляет собой развитую гарду с чашкой и защитой руки. Выглядит, как сложное переплетение дужек.
  4. Фламандская гарда. Выполняется в виде перекрестия с кольцами или щитками, не имеет дужки.
  5. Кавалерийская. Дополняется дужками, прикрывающими кисть руки.

После перехода боевой шпаги в ранг придворного украшения и парадного оружия эфесы стали украшать драгоценными камнями, плетение их представляло собой настоящее произведение искусства. Наряду с этим, перекрестие практически полностью исчезло. В спорте наконечник шпаги снабжают специальным датчиком, реагирующим на давление свыше 550 грамм.

Типы рапир

Многообразию эфесов рапир за период XVI-XVII в.в. практически не было предела, тут всё определяло желание заказчика и традиционные вкусы существовашие в той области, где изготовлялась рапира, в связи с этим, некоторые типы рапир получали названия по той области где были более всего популярны. Обычно все рапиры делят на три группы по форме эфеса:

Рапира с кольцевой гардой

Рапиры с кольцевыми гардами(стреловидный эфес) — самые популярные и ранние по возникновению, существовавшие на протяжении всей эпохи рапир XVI-XVII в.в.

Рапира типа паппенхаймер

Рапиры с эфесами типа паппенхаймер появились в первой половине XVII в. Существенным отличим от простоя кольцевой гарды является наличие защитных чашек, предохраняющих кисть от проникающего укола.

Рапира с чашеобразной гардой

Рапира с чашеобразной гардой это наиболее поздняя форма развития этого оружия (не считая переходных типов от рапиры к шпаге). Подобный эес получил широкое распространение в Испании в середине XVII в.

Историческая сабля

Шпага, рапира, сабля, отличия которых сформировались в силу исторической техники ведения боя, применимы и сегодня в спортивных соревнованиях с учетом их древних особенностей.

Сабля является рубящим оружием, которое обладает изогнутым клинком. Для того, чтобы наносить и колющие удары, воины оттачивали вершину лезвия на 10 см с обеих сторон.

Сабля появилась на Востоке и получила большое распространение в 7-8 веках. В этот период это было рубяще-колющий тип оружия. К 14 столетию это было уже преимущественно рубящая разновидность, обладавшая относительно малым весом и значительной кривизной клинка. Смещение центра тяжести от эфеса увеличивало силу удара и площадь поражения.

В 16 столетии сабли применяли драгуны, а в 18-19 веках, видоизмененный тип этого оружия использовали гусары.

Клинок рапиры

Клинок рапиры, как правило, практически невозможно датировать(если отсутствует клеймо оружейника). Дело в том, что мода на клинки различных форм быстро и регулярно менялась. Иногда обновляли старый клинок, изменяя его профиль, или крепили на нём модный, на тот период, эфес — на некоторых образцах рапир есть явные следы таких переделок.

Рапира середины XVI века

На протяжении всего XVI столетия, клинки рапир становились всё длиннее и уже, постепенно утрачивая свои режущие свойства, и если в середине XVI века, длина клинка рапиры, в средем составляла 90 — 95 см., а ширина 3 см., то к началу XVII века, длина клинков увеличилась до 110 — 115 см., а ширина уменьшилась до 2 — 2.5 см. Такое оружие предназначалось иключительно для нанесения уколов.

Рапира начала XVII века

Большинство клинков рапир, особенно изготовленных в первой половине XVII века, очень простые, с гладкой поверхностью. Иногда на внешней стороне клинка имелось имя мастера, нанесённое мелкими буквами или выбитое в виде клейма. Встречались и даты изготовления клинков. Те клинки, которые украшались, обычно имели узор в виде завитков, сюжетные сцены и девизы, выполненные в технике травления или гравировки с добавлением позолоты. Сталь нередко воронили, и на отдельных доживших до нашего времени экземплярах остались едва заметные следы этого покрытия.

Дуэльная рапира XVII век

После 1640-х годов возникла тенденция укорачивать клинки. В некоторых случаях их не меняли на более короткие, а просто перековывали соответствующим образом. Приблизительно в это время появляются рапиры предназначенные исключительно для дуэлей — они по прежнему имели очень длинный и узкий клинок и простую гарду, состоящуюю из переднего защитно щитка, в виде широкого блюдца и крестовины, снабжённой кольцами для пальцев.

Требования к полю боя

Поле для фехтования имеет размеры 150-200 см в ширину и 1400 см в длину. Оно должно быть ровным, горизонтальным, хорошо освещенным.

Поперек длины поля должны быть расположены 5 четких линий: центральная средняя; две поперечные линии «начало боя» (на расстоянии 2 м с каждой стороны); две линии «задняя граница» (на расстоянии 7 м с каждой стороны). Крайние 2 м перед линией «задняя граница» должны быть отмечены другим цветом для удобства ориентации фехтовальщиков.

Фехтование на рапире

По мере того, как рапира и её верный спутник — кинжал, становились всё более популярными среди европейского общество XVI века, в Европе начала зарождаться «мода» на частные поединки — дуэли. В связи с этим появилась необходимость в создании определённой системы фехтования этим оружием, существенно отличающимся от фехтования мечом.

В XVI столетии большими мастерами по фехтованию на рапире считались итальянцы, этому искусству обучались у них все молодые люди из знатных домов Европы. Итальянских учителей приглашали на службу при королевских дворах.

С этого времени начинают активно писаться и издаваться трактаты по владению оружием. Одним из первых фундаментальных учебников стала вышадшая в 1536 году книга с длинным названием — «Новый труд Ахилло Марроцо из Балоньи, Мастера боевых искусств», где он изложил новые концепции фехтования, ставшие надёжным фундаментом для дальнейшего развития этого искусства.

Фехтование на рапире и кинжале

В 1567 году Карл IX основал в Париже Военную академию, в стенах которой, в последствии, родилась французская школа фехтования, ставшая во второй половине XVII столетия самой популярной во всей Европе.
В истории рапиры, как и многих других видов европейского холодного оружия, XVII век стал переломным. К 1630-м годам фехтование рапирой и кинжалом, начинает выходить из моды, а со второй половины XVII столетия в обиход вошла лёгкая шпага, которая быстро завоевала всеобщую популярность, и к концу века полностью вытеснила рапиу, как из гражданского использования, так и в армии. Исключение может служить лишь Испания, где рапира с чашеобразной гардой оставалась популярной ещё и в начале XVIII века.

Отзывы потребителей

Те, кто пользуется бритвенными изделиями известного бренда «Рапира», по достоинству оценили сильные стороны данных лезвий:

  • Процесс бритья комфортный. За счет высокого качества лезвий скольжение по коже производится мягко. Однако в некоторых случаях это может привести к травмированию кожи: некоторые потребители чрезмерно надавливают на лезвие.
  • Применение продукции «Рапира» не раздражает кожный покров.
  • Изделия не являются дефицитом и продаются во многих магазинах.

Рапира в вопросах и ответах

Джон Клемент о рапире

Рапира в вопросах и ответах, это очень содержательная статья американского фехтовальщика, директора ассоциации «Возрождение боевых искусств» Джона Клементса, посвящённая этому типу оружия. Хотелось бы заметить, что текст статьи полон различных суждений и выводов, которые весьма расходятся с другими авторами, поэтому я бы рекомендовал с осторожностью отнестись ко многим её пунктам.

Если Вам понравилась статья, то поделитесь ею с единомышленниками

Комментарии ()

Как выбрать оружие

Решившись заняться фехтованием, следует определить, какое оружие более приемлемо для человека. Это может быть сабля, шпага и рапира. Отличие техники ведения боя при помощи каждого вида изучается новичком в течение первых 3-4 месяцев.

Каждый тренер уверен, что тот вид фехтования, который он преподает, самый лучший, техничный и красивый. Поэтому выбранный тип оружия надо любить. Этому каждый мастер фехтования будет учить новичка с первых же уроков.

Попробовать себя в спарринге или тренировочном бою каждый сможет не сразу. Поэтому следует попробовать различные техники фехтования и только спустя несколько месяцев сделать вывод о самом подходящем типе оружия для себя.

Также следует учесть, что тренировочные шпаги, рапиры и сабли несколько отличаются от электронных. Хотя, если освоить технику фехтования и научиться всем тактическим и физическим тонкостям этого вида спорта, такие детали не будут мешать проявить себя на соревновании.

Оружие сабля, шпага и рапира, отличие которых было сформировано под влиянием исторических факторов ведения боя, позволяет каждому начинающему фехтовальщику подобрать для себя самый лучший его тип. Итак, можно сделать вывод: каждый вид оружия обладает своими уникальными возможностями и зрелищностью.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]