Авиация России и США: сравнение. Стратегическая авиация России и США

На протяжении всей своей истории человечество модернизировало способы ведения военных действий. Это привело к тому, что в XXI веке существуют военные технологии, которые из-за своей мощи несут достаточно серьезную угрозу всему миру. Но, как мы понимаем, подобный уровень развитости боевого сектора существовал далеко не всегда. Некоторые рода войск в тех или иных государствах имеют длинную и насыщенную историю формирования и развития. Таковыми в большей части случаев являются военно-воздушные силы.

На сегодняшний день мощной авиацией могут похвастаться такие страны, как Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки. Вот уже несколько лет подряд данные государства негласно соревнуются в вопросе лучшего военного оснащения и мощи. В подобном вопросе очень часто сравниваются Военно-воздушные силы, потому что именно на этот род войска в современном мире положено большое количество задач и функций. Но для того чтобы провести сравнительную характеристику авиации России и США, необходимо рассмотреть данные военные секторы в отдельности. Это позволит выделить их слабые и сильные стороны, а также ответить на вопрос о том, какая страна занимает главенство в воздухе на сегодняшний день.

Что такое авиация?

Долгое время вооруженные силы многих государств состояли из артиллерии, пехоты и кавалерии. При этом некоторые рода войск имели достаточно высокий уровень развитости. Но появление самолетов полностью поменяло представление о структуре вооруженных сил. Уже в Первой мировой войне авиация использовалась как один из способов поражения физической силы противника. По мере технической эволюции данный военный сектор развивался. Уже к концу XXI века авиация стала основным элементом вооруженных сил любого государства. При этом техническое оснащение данного рода войск стало куда более мощным и смертоносным.

Виды авиации

Техническое развитие военного оснащения, которое началось в конце XX века и продолжается по сей день, во многом коснулось военно-воздушных сил всех государств. Большое количество технических средств авиации дает возможность выделить её отдельные виды, а именно:

1. Стратегическая авиация – используется в большинстве части случаев для проведения разведывательных и специальных операций.

2. Фронтовая – это силы ближнего действия. Используются, как правило, для поражения основных сил противника в процессе военных действий.

3. Перевозка техники, личного состава, провизии и иных объектов лежит на военно-транспортной авиации.

4. Немаловажную роль играет санитарная авиация, посредством которой производится доставка раненых в места оказания медицинской помощи.

Авиация России и США, сравнение которой будет представлено в этой статье, наделена представленными элементами упомянутого рода войск. Однако в каждом из этих государств он имеет свои специфические особенности. Именно на их основе можно сравнивать ВВС России и США, что происходит в последнее время очень часто. Ведь данные страны являются наиболее мощными в военном плане. Для детального сравнения авиация США и России должна быть проанализирована в отдельности. Потому что рода войск этих держав имеют свои особенности.

ВВС Российской Федерации

Авиация РФ представляет собой хорошо оснащенный род войск, который является частью общих Вооруженных сил. Вплоть до 2015 года он подвергался многочисленным структурным реорганизациям. Итогом стало создание Воздушно-космических сил, в структуру которых вошла авиация и войска противовоздушной обороны. Представленная часть армии имеет достаточно богатую структуру. В процессе формирования независимой России авиация не была новинкой.


Военно-воздушные силы существовали еще в императорские времена. Они были сформированы в 1910 году. Вся авиация в то время делилась на отдельные отряды. В период существования СССР Военно-воздушные силы достигают пика своей мощи.

Боевое крещение новая советская авиация прошла в Испании, в период гражданской войны. Распад Советского Союза ознаменовал начало новой эры. Авиация России стала приоритетной сферой государственного финансирования, что, безусловно, сказалось на техническом оснащении данного рода войск.

McDonnell Douglas F-15 Eagle

Страна: США, Скорость: 2655 км/ч

Следующий самый быстрый истребитель в мире 2021 принадлежит американцам, но от наших отечественных отстает по показателям. Относится он к 4 поколению, а свой первый полет совершил в июле 1972 году. В эксплуатацию армии вошел в 1976 и на данный момент известно, что не покинет ее расположения вплоть до 2025. Кроме местной ВВС его также эксплуатируют в Японии, Израиле и Саудовской Аравии. За все время выпустили 1,5 тысячи единиц. Вполне естественно, что такие самолеты прошли неоднократно через этапы модернизации, становясь еще лучше. В отличие от предыдущих 10 самых быстрых истребителей в мире этот рассчитан на 1 человека в экипаже.

  • Длина: 19,43 м
  • Размах крыльев: 13,05 м
  • Скорость: 2655 км/ч
  • Взлетная масса: 30,84 тонн
  • Потолок: 20 км

Задачи и структура российских ВВС

Авиация России и США, сравнение которых будет представлено далее, имеет свои структуры и функциональные задачи. ВВС РФ в данном случае реализуют следующие направления деятельности вооруженных сил, а именно:

1. Отражение воздушной агрессии.

2. Защита государства от атак с воздуха.

3. Авиационная поддержка пехоты.

4. Поражение живой силы противника и иных объектов.

5. Защита важнейших объектов внутренней инфраструктуры государства.

Что касается структуры авиации России, то она состоит из представленных ранее элементов, которые присущи системам многих государств, с классическими военно-воздушными силами.

Общие сведения об американских ВВС

Следует учесть тот факт, что на сегодняшний день Военно-воздушные силы Соединенных Штатов Америки являются наиболее многочисленными, если судить по количеству задействованных людей и летательных аппаратов. Как отдельный род войск, ВВС начали свое существование в 1947 году. До этого момента они находились в составе армии США. По сути, ВВС является авиацией, потому что в Америке эти понятия смежные. Противовоздушная оборона принадлежит по большей части армии. Авиация неплохо зарекомендовала себя за все время существования как один из самых боеспособных родов войск.

Eurofighter Typhoon

Страна: Европа, Скорость: 2450 км/ч

Европейский авиастроительный консорциум, в который входит Германия, Испания, Англия и Италия создал самый быстрый истребитель в мире 2021 и он по-прежнему входит в рейтинг лучших истребителей. Если сравнивать с предшественниками, то поступил на производство он не так уж давно. Первый вылет был совершен в 1994 году, а уже на вооружение самолет пришел в 2003-ем. На сегодняшний день он используется в рядах крупных армий. Конструкция сделана по самым последним технологиям и многие уже назвали это мировыми достижениями в разряде строения летательных аппаратов. Скорость самого быстрого истребителя достигает 2,3 Маха. Основной пушкой стал 27 миллиметровый Маузер ВК-27. Максимальная боевая нагрузка может достигнуть 7500 кг. В качестве основных используются американские ракеты воздух-воздух «AIM».

  • Длина: 15,96 м
  • Размах крыльев: 10,96 м
  • Скорость: 2450 км/ч
  • Взлетная масса: 23,5 тонн
  • Потолок: 19,81 км

Структура авиации США

Учитывая большую численность техники и физических сил, задействованных в деятельности авиации, данный род войск имеет достаточно разветвленную структуру. На сегодняшний день она включает, помимо министерства ВВС, еще 11 командований. За время своего существования авиация Соединенных Штатов отлично показала себя в следующих кампаниях, а именно:

  • в операции по доставке беспризорников из Вьетнама;
  • доставка гуманитарной помощи СНГ;
  • доставка гуманитарной помощи в страны, пострадавшие от цунами 2004 года;
  • доставка сомалийской гуманитарной помощи.

Однако даже с учетом представленных особенностей авиация США и России может сравниваться исключительно на основе технического оснащения, которое отвечает за боевую мощь.

Превосходство численности

Численность боевой техники – это один из критериев, на основе которых анализируется авиация России и США. Сравнение ВВС данных стран показало, что Америка вот уже несколько лет подряд является главенствующим государством в небе. Количество самолетов США, по сводке на 2015 год, составляет около 2 700 единиц боевой техники. При этом российская авиация в этом плане отстает очень сильно. Разрыв исчисляется не сотнями, а тысячами единиц техники. Таким образом, ВВС США в условиях реальной войны могут доставить множество хлопот России. Если говорить простым языком, то американские летчики «задавят числом».

На сегодняшний день в РФ насчитывается 1 400 самолетов, что выводит государство на третье место после США в мировом авиационном рейтинге. При этом такой разрыв в численности наблюдался практически всегда. Например, авиация России и США 2013 года также была подвергнута сравнению. Показатель численности свидетельствовал о преимуществе американцев в два раза.

Первый раунд: выбор специалистов

Франция: «Дассо-Рафаль»

Двухдвигательный лёгкий многоцелевой истребитель, главная надежда французов в воздушном бою. Поднявшись на крыло в 2001 году, уже через три года он начал поступать на вооружение французских военных, вытесняя предыдущую разработку — «Дассо-Мираж» 2000.

Этот самолёт не может серьёзно похвастаться и выделиться из рядов конкурентов. Тяговооружённость не самая большая, управляемого вектора тяги нет. Есть бортовая радиолокационная станция с активной фазированной решёткой, но кого сейчас этим удивишь. Выгодно отличается лишь боевая нагрузка, составляющая солидные 9500 килограммов, что больше не только европейских, но и американских «коллег».


«Дассо Рафаль»

Ещё создатели активно рекламируют большое количество углепластика (карбона, если по-нашему, дворовому) в конструкции самолёта. Однако хвастаться этим как-то слабовато. Хотелось бы сказать о выгодно отличающей его авианосной версии, но и тут вышла промашка. Оказалось, что двигатели истребителей требуют техобслуживания каждые 150 часов полёта. Причём в условиях авианосца такие работы не провести — нужно возвращаться в порт. Когда это выяснилось, военные моряки громко кричали и жестикулировали, самолёты забраковали, а с двигателями решили разобраться позднее.

Германия, Италия, Испания и Великобритания: «Еврофайтер Тайфун»

Едва ли не главная надежда Европы девяностых годов, «Еврофайтер Тайфун» рванул ввысь в 1994 году, и вплоть до начала эксплуатации в 2003-м говорили о нём с придыханием и нежностью. Тут все веяния последних лет: даже снижение радиозаметности, чтобы играть в «почти стелс». «Почти» — потому что внутренних отсеков для вооружения не предусмотрели, всё крепится снаружи, по старинке.

Топливо льют не только в фюзеляж, но и в крылья.

Горючка находится в кессонах консолей крыла. Отчасти благодаря этому удалось обеспечить боевой радиус в 1390 километров; впрочем, с теми же тремя подвесными баками, что и у «Рафаля».


«Еврофайтер Тайфун» (фото: David Ellins)

Отклоняемого вектора тяги тут нет, но в будущем — если клиенты дадут денег на разработку — можно будет получить и его. Двигатели модульные, как сейчас модно — время замены всего около 45 минут.

Швеция: SAAB JAS-39 «Грипен»

Шведское небо раскрыло объятья первому «грифону» в далёком 1988 году. Эксплуатация же этих самолётов началась почти на десять лет позже, в 1997. Шведские военные, составляя техническое задание для инженеров «Сааб», проставили крестики во всех возможных графах: низкая радиозаметность, возможность использовать истребитель как разведчик и перехватчик, укороченный взлёт, эксплуатация с неподготовленных аэродромов, дешевизна и простота.

Инженеры не подкачали. Пусть двигатель всего один, размеры небольшие, а боевая нагрузка почти в два раза меньше чем у Rafale, зато остальные пункты выполнили — получите и распишитесь.


SAAB JAS-39 «Грипен» (фото: Tuomo Salonen)

Самолёт дешёвый, простой и может похвастаться кокпитом, удивительно похожим на приборную панель автомобиля SAAB 9000 (фирма-то почти та же самая). Особых чудес швед не показывает, но и не теряется. Отдельно стоит отметить и неплохую тяговооружённость.

Оценки:

Dassault Rafale — 4,5

Eurofighter Typhoon — 4,5

JAS 39 Gripen — 3,5

Оперативность авиации

Авиация РФ и США, сравнение численности которых показало преимущество последнего критерия, должна быть проанализирована также с позиции оперативности. Громоздкий арсенал боевой техники США не был столь грозным оружием, если бы Америка не обладала большим количеством авиабаз по всему миру. То есть уровень оперативного реагирования американской авиации достаточно высокий вследствие разветвленной сети военных точек. Этот позитивный момент обуславливается участием Америке в блоке НАТО. Как ни странно, но Российская Федерация в этом плане также не отстает. При этом отсутствие авиабаз по всему миру компенсируется наличием большой территории самого государства. По сути, Россия является самой большой по площади страной мира, что позитивно сказывается на её военном секторе.

«НЕЛЬЗЯ СРАВНИВАТЬ МЕРСЕДЕС С ТЕЛЕФОННОЙ БУДКОЙ»

Премьера модели новейшего российского одномоторного истребителя С-75 (он же — «Checkmate» или «Шах и Мат») уже наделала много шума в мире.

Мнения авиаспецов и обывателей очень разные: от восхищения до ядовитой критики. Есть и такое — умеренное: машина вроде бы ничего, с большими амбициями и крутыми наворотами, но надо еще посмотреть, какой она получится в итоге.

Из-за соседнего забора злобно затявкали украинские завистники: «Русские конструкторы нагло слямзили проект новой машины с американского истребителя F-35! Списали у двоечника!»

Выходящий в США журнал Defense Express с наслаждением растиражировал это мнение «экспертов» с Украины (!), которых явно мучает жаба зависти (еще бы, своих боевых самолетов они не выпускают вообще!).

Бывший конструктор ОКБ «Сухой», кандидат технических наук Вадим Лукашевич хлестко щелкнул киевских завистников и брехунов по носу:

— Украина в очередной раз хочет сказать, что в России все плохо. Это не копия F-35, это принципиально другая машина. Они выполнены даже по разной аэродинамической схеме. F-35 — это классика с горизонтальным стабилизатором, а у этого самолета горизонтального стабилизатора нет. У него вообще нет стабилизатора! У него оперение в виде двух дифференциально наклоняемых плоскостей, которые выполняют функции и вертикального оперения, то есть двух килей и соответственно горизонтального стабилизатора. Больше ничего у них общего нет в принципе. Но сравнивать на этом основании, что этот «Шах и мат» слизан с F-35 — это все равно, что сравнивать Mercedes с телефонной будкой.

Американский истребитель F-35

Фото: Shutterstock

Стратегическая авиация России и США: сравнение

Одним из самых значимых преимуществ американских ВВС является стратегический сектор, который представлен истребителями. Сегодня машины данного типа являются основой боевой мощи авиации США. Их главная особенность состоит в том, что практически вся американская техника стратегического назначения предназначена для осуществления сверхточных ударов по целям на земле. То есть в условиях выполнения специальных операций истребители США являются незаменимыми.

Российская авиация таким размахом похвастаться не может. Подобного рода возможности возлагаются в основном на бомбардировщики фронтового типа, например: «Су-24», «Су -34», «Су-25». Таким образом, стратегическая авиация России и США, сравнить которую пытаются повсеместно, показывает преимущество Америки в данном случае. Однако стоит отметить, что Россия начала еще в 2010 году активную программу модернизации и омоложения своих Военно-воздушных сил. Вследствие этого уже к 2025 году в РФ ожидается «приход» новых стратегических бомбардировщиков типа ПАК-ДА. При этом Соединенные Штаты Америки продлили деятельность своей боевой техники до 2030 года. Это свидетельствует о постепенном старении авиационного сектора Штатов.

Таким образом, стратегическая авиация России и США характеризуется наличием большого количества техники и постепенным обновлением российских ВВС, что, безусловно, даст нам преимущество перед американцами через несколько лет.

Попытка американских ВВС прощупать оборону России в районе Черного моря обернулась крайне любопытной реакцией Москвы. Об этом сообщает издание Sohu. «ПолитРоссия» представляет эксклюзивный пересказ публикации.

В последнее время самолеты НАТО значительно нарастили свою активность в районе российского воздушного пространства, инциденты с приближением западных военных машин к границам РФ происходят с завидной регулярностью. Подобные происшествия вынуждают Москву поднимать свои истребители в воздух для пресечения потенциально опасных ситуаций.

«Россию, которую в Китае принято считать ‘боевой нацией”, довольно сложно вывести из себя. Однако после бесчисленных вылетов самолетов НАТО к границам РФ терпение россиян начинает лопаться», — отмечают авторы Sohu.

Если раньше в приграничных районах России появлялись лишь самолеты-разведчики НАТО, то в последнее время туда зачастили истребители и даже стратегические бомбардировщики. Последние имитируют удары по российским регионам, таким как Крым и Калининград. Можно констатировать, что военная активность Запада достигла запредельной наглости — подобные маневры уже нельзя называть просто разведкой. РФ, само собой, не могла оставить это без соответствующего наказания.

wikipedia.org / U.S. Air Force photo by Tech. Sgt. Jacob N. Bailey / Public Domain

Весьма показательный эпизод некоторое время назад произошел над Черным морем, куда американские военные одновременно отправили три стратегических бомбардировщика B-52. Самолеты прошли через воздушное пространство Украины и взяли курс на воздушное пространство РФ. Им навстречу вылетели четыре истребителя ВКС РФ, которые довольно быстро сблизились с провокаторами. Далее разыгралось крайне драматичное противостояние между американскими и российскими пилотами.

«Маневры российских самолетов вынудили бомбардировщики США сменить свой курс. Лишь после того как американцы были отброшены от российских границ, боевые единицы ВКС РФ вернулись на свои базы», — констатировали китайские эксперты.

Следует отметить, что в тот момент один из американских бомбардировщиков приблизился к полуострову Крым и находился всего в 25 км от воздушного пространства России. В итоге его довольно жестко развернули и отправили домой. Таким образом США и его партнерам по НАТО было сделано предупреждение о нежелательности повторения подобных маневров.

Ранее «ПолитРоссия» писала о том, что НАТО не рискнет атаковать российский регион с секретным статусом A2AD.

Статья была впервые опубликована 22.01.2021

Отрыв в качестве на сегодняшний день

Авиация России и США, сравнение которой зачастую говорит о превосходстве последних, показывает отсталость отечественной техники в плане качества и новизны летательных аппаратов. Даже невзирая на факт начатой программы «омоложения» Военно-воздушных сил, начатой в 2010 году, о чем уже было указано ранее, самолеты Америки в несколько раз превосходят на техническом уровне машины РФ. Это крайне негативный фактор, ведь он ставит под угрозу исход любых боевых действий с Америкой для нашей державы. Проблема в том, что на сегодняшний день в России вся авиация представлена аппаратами 4-го поколения. США достигли данного технического прогресса еще в 80-е годы прошлого столетия.

Таким образом, авиация России и США в сравнении показывает преимущество качества американских самолетов. Помимо этого, на территории РФ давно ведутся разработки технических средств, которые должны стать аналогом известного американского «B-2» («Стелса»). При этом в США на основе уже представленного самолета разрабатывается новая техника.

Истребитель МиГ-25

Страна: Россия, Скорость: 3000 км/ч

Один из узнаваемых и, несомненно, самый быстрый истребитель в России и не только, но и во всем мире. В армии РФ он уже не состоит на вооружении, зато остался в других государственных СНГ, Ираке, Алжире. Свой первый полет аппарат совершил в 1964 году, а уже в 1970 пошел в эксплуатацию. Именно за штурвалом этого самолета был установлен рекорд в 77-ом по высоте полета 37,65 километров. За всю историю на нем поставили 38 рекордов мирового уровня. Скорость самого быстрого истребителя может достигать 2,83 Маха. По сегодняшний день его используют в Алжире и Сирии. На его базе также создавали многие другие боевые летательные аппараты, можно сказать истребитель МиГ-25 стал основой.

  • Длина: 21,55 м
  • Размах крыльев: 13,38 м
  • Скорость: 3000 км/ч
  • Взлетная масса: 41,2 тонн
  • Потолок: 23 км

«Запас» на случай войны

Стоит отметить тот факт, что все начатые технических разработки — как в США, так и в России — требуют огромных денежных сумм. Их отсутствие существенно замедляет процесс обновления авиапарка. Поэтому в случае полномасштабных военных действий основная конфронтация будет происходить с использованием самолетов 4-го поколения по обеим сторонам баррикад.

Американцы будут использовать истребители класса F-15, F-16, F-18, а РФ – штурмовики «Су-2″5 и истребители «МиГ-28», «МиГ-35» и т. п. Когда авиация России и США 2014 года сравнивалась, то анализ показал ту же характеристику авиапарка. Поэтому в ближайшее время особых изменений, как мы понимаем, не предвидится. Все смены рассчитаны минимум на 5 лет.

Эксперт: сравнение истребителей пятого поколения в СМИ — это всегда фейк

«Путин не дает покоя Байдену угрозами реактивных истребителей», сообщила газета Daily Express. Российские СМИ растиражировали эту информацию. При этом упор делался даже не на самом материале, а комментарии читателя к тексту, опубликованном в Daily Express.

Почему российская армия не списывает ракеты 1979 года SS-19 Stiletto

Россия еще на один год продлила боевое дежурство ракет УР-100Н УТТХ, или SS-19 Stiletto…

19 октября 10:48

Приведем его полностью: «Нам нужно выйти из НАТО! Не понимаю, почему мы находимся в партнерстве с США, защищая Прибалтику, тем более что они в ЕС только и делают, что ругают нас! Есть ли вообще смысл защищать Германию и Volkswagen от русских?». Автор — Glyn 342.

Соотносить один единственный комментарий с содержанием текста Daily Express и редакционной политикой этой газеты, тем более выдавать его за мнение «авторов и экспертов британского издания», наверное, неправильно.

Теперь о материале в Daily Express. Ничего революционного и эксклюзивного в этом тексте нет. Тексты такого рода — со сравнением истребителей пятого поколения разных стран — периодически появляются на страницах тех или иных зарубежных газет и журналов. Отечественные авторы тоже иногда увлекаются такими сравнениями, но это явление в нашей стране не приняло столь массового характера, как в США.

Сравнивать Су-57 и F-35 при отсутствии их действительных характеристик, по меньшей мере, некорректно.

Мы сегодня детально не знаем не то что характеристик отечественного истребителя пятого поколения Су-57, мы даже толком не знаем тактико-технических характеристик F-35, хотя уровень открытости, связанный с зарубежными образцами военной техники, традиционно существенно выше, чем у нас.

К примеру, в современных и перспективных самолетах нет никакого смысла сравнивать скорость. Она, по большому счету, никого не интересует, как и высота полета. Сегодня самолеты-истребители уже не гоняются друг за другом, как в воздушных боях Первой и Второй мировых войн.

Что касается маневренности, то она, безусловно, вещь более сложная для анализа и сравнения. В определенных обстоятельствах маневренность истребителя имеет значение, хотя уже и далеко не такое решающее, как в прежние времена. В настоящее время маневренность не является критически важной характеристикой современного самолета пятого поколения.

Ключевым параметром для современного самолета является сочетание боевой нагрузки и дальности полета. В конечном счете это выливается в радиус боевого применения, в пределах которого можно вести эффективный воздушный бой.

И именно этого сочетания — боевой нагрузки и дальности полета для самолетов пятого поколения — нигде в открытых источниках нет. Одним из ключевых параметров, определяющих боевую эффективность истребителей пятого поколения, являются тактико-технические характеристики бортового радиолокатора. К примеру, важна не просто его предельная дальность работы, а дальность обнаружения тех или иных целей с вполне конкретными эффективными отражающими поверхностями.

Никто из специалистов, владеющих этой информацией, нигде и ни при каких обстоятельствах не обмолвится о подлинных характеристиках бортового радиоэлектронного оборудования.

«Американцы не уйдут с Востока»

Глава комитета по международным делам Государственной Думы, депутат Леонид Слуцкий в первом интервью…

16 октября 12:40

Что касается еще одной характеристики бортового радиолокатора современного истребителя, причем характеристики из разряда важнейших, — его помехозащищенности в сложных условиях радиоэлектронной обстановки — то и она в настоящий момент вообще никак и нигде не описана.

Никаких реальных цифр нет. Как и нет данных, какие материалы и в каком сочетании используются при создании антенного полотна. Что касается радиолокационной заметности истребителей пятого поколения — еще одного ключевого параметра самолетов этого типа — то и ее толком никто не знает.

Несколько слов о возможностях оружия для боевых машин пятого поколения. И по этим параметрам, надо отметить, сегодня нет никаких точных сведений. Никто толком не знает реальных возможностей перспективных ракет класса «воздух-воздух» дальнего действия. По ракетам с инфракрасной головкой самонаведения какие-то тактико-технические характеристики предположить еще можно, но вот с радиолокационными системами наведения обстановка гораздо сложнее.

Наконец, есть еще один, но весьма важный факт. В настоящее время на оснащении ВВС США и их союзников (партнеров по кооперации F-35) насчитывается около 700 истребителей F-35. По советским меркам, это две воздушные армии.

В свою очередь, в Воздушно-космических силах России еще нет не то чтобы истребительно-авиационного полка, на вооружении которого бы имелись Су-57, нет даже эскадрильи, звена даже нет. И это тоже надо иметь в виду при сравнении боевых и оперативных возможностей сторон.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Биография автора:

Михаил Михайлович Ходаренок – военный обозреватель «Газеты.Ru», полковник в отставке. Окончил Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище (1976), Военную командную академию ПВО (1986). Командир зенитного ракетного дивизиона С-75 (1980–1983). Заместитель командира зенитного ракетного полка (1986–1988). Старший офицер Главного штаба Войск ПВО (1988–1992). Офицер главного оперативного управления Генерального штаба (1992–2000). Выпускник Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил России (1998). Обозреватель «Независимой газеты» (2000–2003), главный редактор газеты «Военно-промышленный курьер» (2010–2015)

.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]