Дальняя авиация России: история создания, описание и интересные факты


История дальней авиации России

Чуть больше ста лет назад, при царе Николае Втором, была создана воздушная эскадрилья, которая состояла из прародителей современных самолетов — лайнеров «Илья Муромец». Несмотря на то, что первые бомбардировщики поднялись в воздух в 1923 году, военный праздник, посвященный дальней авиации, был введен только 23 декабря 1999 по приказу главнокомандующего ВВС России.

«Илья Муромец» — это С-22, сконструированный Сикорским. Первый самолет вышел с конвейера вагонного завода. Сделан он был из дерева, имел два крыла и четыре мотора, то есть являлся бипланом. Вес машины составлял около пяти тонн. Для военных действий самолет оборудовали двумя площадками и пулеметами в пространстве между шасси и сверху фюзеляжа.

Первым пилотом стал сам авиаконструктор Сикорский. Через полгода испытательных полетов самолеты начали выпускать для армии Российской Империи. Разрешение сесть за штурвал мог получить исключительно офицер. Более того, бортовой механик так же должен был носить офицерское звание.

С 1914 года все «муромцы» были оборудованы новейшими двигателями с большей мощностью, кроме пулеметов появились держатели бомб, бомбовый прицел и шесть мест для экипажа. Это были первые бомбардировщики типа Б дальней авиации России. Эта же машина установила рекорд длительности полета — 6 ч. 30 мин.

Ту-160

Ту-160
Бортовой номерИмя
01«Михаил Громов»
02«Василий Решетников»
03«Павел Таран»
04«Иван Ярыгин»
05«Александр Голованов»
06«Илья Муромец»
07«Александр Молодчий»
08«Виталий Копылов»
10«Николай Кузнецов»
11«Василий Сенько»
12«Александр Новиков»
14 (2)«Игорь Сикорский»
15«Владимир Судец»
16«Алексей Плохов»
17«Валерий Чкалов»
18«Андрей Туполев»
19 (ранее 87)«Валентин Близнюк»
21«генерал Ермолов»
«Борис Веремей»

Российская авиация в Первую мировую войну

Эскадрилья была сформирована из большого штата летчиков и наземного обслуживающего персонала. М. Шидловский стал командующим дальней авиации того времени. Были построены ремонтно-механические амбары и склады, свои подразделения связи, метеослужба, летная школа (которую снабдили специальными учебными самолетами), создана специальная зенитная артиллерия.

Во время Первой Мировой войны пилотируемые группы потеряли только одну единицу «муромца» и совершили около четырехсот разведывательных миссий.

В 1916 году С-22 был снова модернизирован до типа Е. Таким образом, новый самолет весил уже более семи тонн и был оснащен восемью огневыми точками — обстрел мог проводиться со всех сторон ВС.

1917 год — создание очередной модификации «Ильи Муромца» — Ж. Однако после февральской революции все планы по постройке тяжелых бомбардировщиков в количестве 120 штук провалились. Разрушение эскадры продолжилось снятием с должности Шидловского, которого объявили монархистом.

Когда войска Российской Империи начали отступать от Винницы осенью 1917 года, «муромцев» решили сжечь, чтобы враг не захватил их. Крайний боевой рейс С-22 выполнил в 1920 году 21 ноября, далее использование самолетов ограничилось в сфере пассажирских и почтовых перевозок.

Русский богатырь «Илья Муромец»

Первый в мире тяжелый четырехмоторный бомбардировщик С-22 «Илья Муромец» получил имя легендарного русского богатыря не просто так. Его предшественник – первый в мире четырехмоторный самолет – назывался более абстрактно — «Русский витязь». По некоторым данным, создатель этих тяжелых машин, знаменитый русский, а затем американский авиаконструктор Игорь Сикорский планировал построить целый ряд тяжелых самолетов, каждый из которых носил бы имя былинного богатыря.


Фото: Викимедия

«Русский витязь» с самого начала создавался как самолет дальней войсковой разведки. А вот его наследник стал первым в мире пассажирским лайнером. Он получил первый в истории авиации отделенный от пилотской кабины пассажирский салон, предназначенный для размещения полутора десятков человек. Этот салон не только имел остекление и спальные комнаты, но даже ванную с туалетом и отопление, которое работало за счет выхлопных газов двигателей.

В самолете были даже предусмотрены двери для выхода из салона на поверхность нижних крыльев, где, как предполагалось, пассажиры могли бы при желании проветриться в полете (тогдашние скорости и высоты позволяли делать это почти без риска).

Начало Первой Мировой быстро заставило самолетостроителей перейти на военные рельсы, и вместо пассажиров «Илья Муромец» начал брать на борт бомбы. В первой эскадре было всего четыре самолета – больше к тому времени построить просто не успели. Но всего за три года войны их произвели уже 76, из которых в войска поступили 60 машин. Использовались они вплоть до конца Гражданской. В последний боевой вылет «Илья Муромец» отправился 21 ноября 1920 года. После этого легендарный самолет вернулся к своему исходному назначению: шесть самых крепких машин в 1921 году стали обслуживали первую в Советской России почтово-пассажирскую линию Москва-Орел-Харьков и за 43 рейса перевезли 60 пассажиров и более 2 т грузов.

Конструкторские бюро Туполева и Ильюшина

30-е годы ХХ века вошли в историю страны большим прорывом в развитии самолетостроения. Для подразделения дальней авиации проектировка кардинально новых машин началась еще в 1927 году. В итоге известнейший в наши дни инженер-конструктор А. Туполев создал свои детища ТБ-1, ТБ-3 и ТБ-4, пущенные на дальнейшее серийное производство. Бомбардировщики были тяжеловесами, изготовленными из цельных кусков металла, шасси было переоборудовано в лыжный механизм. Советский Союз вышел на первое место по качеству двухмоторных бомбардировщиков.

Мало кто знает, но бомбардировщик ТБ-4 (или АНТ-20) был сконструирован и в виде грузопассажирского самолета. Он получил название «Максим Горький» и первым пилотом стал знаменитый летчик дальней авиации М. Громов. Являясь мировым рекордсменом в поднятии пятнадцатитонного груза на высоту в пять километров, самолет «прожил» всего около года. Лайнер разрушился на глазах у публики после аварийного столкновения в воздухе во время показательного полета 1935 г.

Следующая разработка для дальней авиации стала по-настоящему феноменальной. Шел 1932 год, П. Сухой, руководствуясь наставлениями А. Туполева, разрабатывает низкопланерный самолет с одним двигателем. Он так же являлся цельнометаллическим. Именно на нем один из лучших летчиков, Валерий Чкалов, установил мировой рекорд дальности полета. Летчик вылетел из Москвы на АНТ-25 через Северный полюс и достиг побережья Тихого океана в Калифорнии. Километраж пути составил 10 140.

В те же 30-е годы, одновременно с разработками А. Туполева, Главное управление промышленности в сфере авиации собрало всех именитых авиаконструкторов Союза под одну крышу Центрального конструкторского бюро. Руководить пригласили С. Ильюшина. Наряду с проектированием ТБ-4, в 1935 году выпускается совершенно новый вид бомбардировщика — ДБ-3. Через год успешных испытаний самолеты этого типа начали поступать в пользование ВВС.

1938 год — разработка ИЛ-4. Ильюшин создал то, с чем не могли справиться многие другие страны, — первый самолет-штурмовик. Машина с улучшенной мощностью в двигателях и усовершенствованным боевым комплектом участвовала как в финской войне, так и в ВОВ. Общее количество выпущенных ИЛ-4 — 1528 самолета.

«Дипломатический бомбардировщик» Пе-8

Поскольку советские бомбардировщики в начале войны обладали наибольшей дальностью полетов (сопоставимую дальность имели тогда только американские «Летающие крепости» В-17), то именно одной из наших крылатых машин в 1942 году выпала честь осуществить секретную миссию: доставить наркома иностранных дел Вячеслав Молотова на переговоры в Лондон, а затем в Вашингтон и обратно. Командовал экипажем бомбардировщика с бортовым номером 42066 майор Эндель Пусеп, эстонец, один из участников налета на Берлин 10 августа 1941 года.


Фото: Викимедия

Подготовка к дипломатическому перелету была настолько секретной, что в германской разведке о нем узнали только после того, как Вячеслав Молотов выполнил возложенную на него миссию, заставив-таки Великобританию и США подписать соглашения о взаимопомощи в борьбе с Германией и ее союзниками. Поэтому полет на Запад проходил относительно безопасно – насколько вообще может быть безопасным полет над зоной боевых действий.

Единственным элементом комфорта, которым конструкторы смогли обеспечить министра и его сопровождающих, был обрудованный в фюзеляже самолета специальный отсек с кислородным оборудованием на шесть человек.

Министр Молотов был одет так же, как и весь экипаж, – в меховой комбинезон, шлем и унты. Как он сам потом сказал, на борту он перестал быть «вторым человеком в стране»

Вылетевший из Москвы Пе-8 пролетел над Балтийским и Северным морями и 19 мая приземлился в Северной Шотландии, откуда главу Наркоминдела доставили в Лондон. Через 9 дней Пе-8 оказался уже в Вашингтоне, откуда 12 июня Молотов, еще раз посетив Лондон, вернулся в Москву.

Примечательно, что о подписании важного документа советские и западные газеты сообщили, когда «дипломатический бомбардировщик» еще находился в Англии. В Берлине тут же отдали приказ любой ценой уничтожить Пе-8 с Молотовым на борту, но выполнить этот приказ летчики Люфтваффе так и не сумели.

Авиация во времена ВОВ

Свои задачи стратегического и оперативно-тактического плана дальняя авиация начала выполнять с первого дня объявления Великой отечественной войны, с 22 июня 1941 г. Главным бомбардировщиком стал ИЛ-4. С самолетов ДБ-3, Пе-2 и Пе-8 экипажи сбрасывали бомбы на головы немцев в захваченных ими европейских городах, Варшаве, Бухаресте, Кенигсберге.

Ни одна крупная операция Красной армии не обошлась без боевых вылетов дальней авиации. Через год после начала войны в армии сформировалось 8 дивизий дальней авиации. Насчитывалось 340 бомбардировщиков с 365 экипажами.

За годы военных действий почти 260 летчиков получили звание Героя Советского Союза.

Послевоенная обстановка ввела самолетный парк дальней авиации в кризис — машины устарели и были списаны. Поэтому в 1947 году было принято решение с помощью бюро Туполева создать новые мощнейшие и тяжелые Ту-4. Это была копия американского бомбардировщика В-29. Самолет был адаптирован под запрос советского руководства. В 1951 году новоиспеченная копия Ту-4 становится первым носителем ядерного оружия.

Ссылки [ править ]

  1. «Зарождение и развитие теории глубокого боя» . www.2fj.ru
    . Проверено 7 августа 2022 .
  2. «Организационная структура ВВС Красной Армии» . Allaces.ru
    . 2016 . Дата обращения 3 июня 2016 .
  3. Перейти
    ↑ Bergström, Christer (2007).
    Сталинград — Воздушное сражение: с 1942 по январь 1943 года
    . Chevron Publishing Limited. ISBN 978-1-85780-276-4.

  4. Голованов (2004), с. 265.

  5. Голованов, Александр Евгеньевич (2007).
    Дальняя бомбардировочная: воспоминания Главного маршала авиации 1941–1945гг.
    [
    Дальние бомбардировщики: воспоминания главного маршала авиации 1941–1945 гг.
    ]. Москва: Центрполиграф. стр. 546, 591. ISBN 978-5-9524-3033-4.
  6. «Таллинн вспоминает жертв бомбардировки в марте 1944 года» . Eesti Rahvusringhääling
    .
  7. Золотарев, Владимир А. (1999). Великая Otečestvennaja: Ставкой ВГК-Документы и материалы 1944-1945
    [
    Великая Отечественная война: High Command Документы и материалы 1944-1945
    ]. Москва: Терра. п. 368. ISBN 5-300-01162-2.
  8. «Воздушные армии» [Воздушные армии]. Allaces.ru
    . 2016 . Дата обращения 3 июня 2016 .
  9. Холм, Майкл (2014). «51-й гвардейский тяжелый бомбардировочный авиационный корпус» . ww2.dk
    . Дата обращения 3 июня 2016 .
  10. Холм, Майкл (2014). «70-й гвардейский тяжелый бомбардировочный авиационный корпус» . ww2.dk
    . Дата обращения 3 июня 2016 .
  11. «Air Power Analysis: Российская Федерация». Международное авиационное обозрение
    . Издательство AIRtime.
    13
    (лето 2004 г.): 80.
  12. ^ a b Советские разработки стратегического оружия, рукопись доступна на сайте Yahoo Group TO&E
  13. «37-я воздушная армия ВВС России разбомбила Пем-Бой» [ 37-я воздушная армия России бомбила Пем-Бой]. Авиапорт.ру
    . 29 марта 2005 . Дата обращения 3 июня 2016 .
  14. Холм, Майкл (2011). «Авиационный корпус» . ww2.dk
    . Дата обращения 3 июня 2016 .
  15. Фельгенгауэр, Павел (28 июля 2008). «Усы стратегической цели» . Новая газета
    . Архивировано из оригинального 22 июля 2012 года . Дата обращения 3 июня 2016 .
  16. Холм, Майкл (2011). «46-я Краснознаменная воздушная армия ВГК СН» . ww2.dk
    . Дата обращения 3 июня 2016 .
  17. Рукопись SSM от Yahoo TO&E group
  18. https://www.realcleardefense.com/articles/2020/03/24/russias_modernization_programs_for_strategic_nuclear_bombers_115141.html
  19. https://www.flightglobal.com/fixed-wing/russia-starts-building-first-stealth-bomber-state-media/138569.article
  20. https://www.gfsis.org/maps/russian-m military-
    forces
  21. https://russianforces.org/aviation/
  22. https://www.gfsis.org/maps/russian-m military-
    forces
  23. https://rusi.org/commentary/tehran-expels-russian-bombers-iran?page=3
  24. https://www.gfsis.org/maps/russian-m military-
    forces
  25. https://www.realcleardefense.com/articles/2020/03/24/russias_modernization_programs_for_strategic_nuclear_bombers_115141.html
  26. Николас Майерс, Воздушно-космические силы России
    с. 98 https://wsb.edu.pl/container/Wydawnictwo/Security%20Forum/1-2018/8.pdf
  27. ^ a b «Украина утилизирует Ту-22М3» . Defense-ua.com
    .
  28. «27 января в Полтаве состоится завершающий этап программы тяжелых бомбардировщиков типа Ту-22М3 и авиационных ракет типа Х-22» [27 января в Полтаве состоится заключительный этап ликвидации тяжелых бомбардировщиков самолетов Ту-22М3 и ракет X- 22]. Портал правительства Украины
    . 26 января 2006 . Дата обращения 3 июня 2016 .
  29. Военный баланс
    . Лондон: Международный институт стратегических исследований . 2002 г.
  30. ^ а б Авиация и время
    . 1996, №5, с. 28–36.
  31. Холм, Майкл (2016). «Краснознаменный Черноморский флот» . ww2.dk
    . Дата обращения 3 июня 2016 .
  32. «Украина разрезала 30 бомбардировщиков Ту-22 на американские деньги» [Украина сократила 30 Ту-22 на деньги США]. Лента.ру
    . 29 марта 2004 . Дата обращения 3 июня 2016 .

Скачек в самолетостроении

Середина 50-х годов подняла советское военное самолетостроение на новый уровень. Был создан «Барсук» или Ту-16 — качественно новый моноплан, у которого четко в центре корпуса расположилось стреловидное крыло. Первый выпуск был произведен в Казани, в октябре 1953 г. Управлением Ту-16 занималось 6 человек. Боевое вооружение состояло из башенных дистанционных установок, носовой пушечной установки (ПУ-88) и 23-миллиметровым АМ23.

Другое детище Туполева — турбовинтовой четырехдвигательный стратегический бомбардировщик-ракетоносец «Медведь» (Ту-95). Общая боевая нагрузка составляла 12 000 кг. До сих пор в мире нет аналогов этим двигателям — они считаются самыми мощными.

56-60-е годы — создание ЗМ. Основное отличие от остальных стратегических бомбардировщиков — наличие нового комплекса вооружения — крылатая ракета Д5. Она создавалась для поражения сильно защищенных морских и сухопутных целей. Ее дальность 270 км, а скорость в три раза быстрее звуковой.

Ту-95МС

Ту-95МС
Бортовой номерИмя
01«Иркутск»
02«Моздок»
04«Курган»
08«Смоленск»
10«Саратов»
11«Воркута»
12«Москва»
14«Воронеж»
15«Калуга»
16«Великий Новгород»
19«Красноярск»
20«Дубна»
21«Самара»
22«Козельск»
23«Тамбов»
27«Изборск»
28«Севастополь»
53«Ванино Ту-142М3»
59«Благовещенск»
«Клин»
«Оренбург»
«Псков»
«Рязань»
«Тверь»

Развитие авиации в холодную войну

Организации НАТО и ОВД (Организация Варшавского договора) после окончания Второй мировой являлись основными военно-политическими блоками. Противостояние США и СССР, по мнению историков, в любую секунду могло превратиться из холодной войны в Третью мировую, поэтому дальняя авиация была для Союза отличной ядерной защитой. Вскоре состав дальней авиации пополнили ракетные войска, была создана ракетная дивизия.

Период холодной войны дал толчок к созданию авиационно-ракетного комплекса К-22 на основе Ту-22, который претерпел три модификации.

Символом противостояния стал «Белый лебедь» (Ту-160). Его мощь заключалась не только в сверхзвуковой скорости, но и в изменяющейся геометрии крыла. Впервые самолет поднялся в воздух в 1981 году с аэродрома в Раменском. В дальнейшем «Лебедь» вышел на серийное производство.

Обзор самолетов дальней авиации в наши дни

Современная дальняя авиация является основой ядерных сил Российской Федерации. Базы частей дальней авиации распределены с учетом стратегического назначения и оперативности.

Самолетный парк представлен машинами:

  • Ракетоносец Ту-160 — 16 единиц.
  • Ракетоносец Ту-95МС — 32 единицы действующих и 60 в запасе.
  • Ракетоносец-бомбардировщик Ту-22МЗ — около 12.
  • Самолеты-заправщики Ил-78 — 19 единиц.
  • Самолеты-разведчики Ту-22МР — 150 единиц.

Самолеты вооружены крылатыми ракетами большой дальности, ядерными и обычными ракетами с оперативно-тактической миссией, бомбами разного калибра.

Военный патруль контролирует пространство Исландии, Норвежское море, Северный полюс, Алеутские острова, восточное побережье Южной Америки.

Сильные и слабые стороны авиационной составляющей стратегических ядерных сил России

Стратегические ядерные силы России на сегодняшний день состоят из так называемой ядерной триады, в которую входят Ракетные войска стратегического назначения с их межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) как шахтного, так и мобильного базирования, стратегические морские силы в составе ВМФ с атомными подводными лодками, носителями МБР морского базирования, и стратегическая авиация в составе ВВС России. По состоянию на 1 сентября 2022 года на основании официального заявления МИД России в составе стратегических ядерных сил Российской Федерации имеется 517 развернутых стратегических носителей ядерного оружия, оснащенных 1420 ядерными боезарядами. Общее количество развернутых и неразвернутых носителей ядерного оружия составляет 775 единиц.

Стоит отметить, что, согласно договору СНВ-III, каждый развернутый стратегический бомбардировщик засчитывается как носитель с одним ядерным зарядом. При этом количество крылатых ракет с ядерной БЧ и ядерных бомб, которые могут нести развернутые стратегические бомбардировщики, не учитывается. В нашей стране все стратегические бомбардировщики входят в состав Дальней авиации – объединения ВВС России в подчинении главнокомандующего ВКС. Можно отметить, что Дальняя авиация обладает уникальными свойствами, являясь частью стратегических ядерных сил страны, она, в отличие от РВСН или ракетных подводных крейсеров стратегического назначения в составе ВМФ, может достаточно эффективно использоваться в обычных военных конфликтах. Эта особенность объясняется достаточно просто, стратегические бомбардировщики могут нести на борту как ядерные, так и обычные образцы вооружений. Сегодня на вооружении Дальней авиации ВВС России находятся стратегические бомбардировщики Ту-160 (10 Ту-160 + 6 Ту-160М) и Ту-95МС (46 Ту-95МС и 14 Ту-95МСМ), а также дальние ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22М3 (61 + 1 Ту-22М3М). Здесь и далее до раздела «Боевой состав российской Дальней Авиации» данные о количестве самолетов приводятся из ежегодного справочника The Military Balance 2022, подготовленного Международным институтом стратегических исследований (IISS).

Российская стратегическая авиация и конкуренты

Современные стратегические бомбардировщики – это очень дорогие и сложные в производстве и эксплуатации боевые системы. Подобные самолеты есть на вооружении лишь у «большой тройки» государств, обладающих ядерным оружием. Помимо России, собственными стратегическими бомбардировщиками обладают только ВВС США и КНР. При этом единственный китайский стратегический бомбардировщик Xian H-6 первоначально являлся копией на данный момент сильно устаревшего советского тяжелого реактивного бомбардировщика Ту-16. Последние модификации данного самолета Xian H-6K прошли с тех пор серьезный процесс модернизации, но их все равно трудно отнести к современным боевым машинам.

Всего в арсенале ВВС НОАК имеется порядка 150 дальних бомбардировщиков Xian H-6K (около 90) и Xian H-6Н/M (около 60), являющихся носителями стратегических крылатых ракет. Наиболее современной модификацией самолета на данный момент является бомбардировщик Xian H-6K. Данная модель совершила свой первый полет 5 января 2007 года и была официально принята на вооружение в 2011 году. Самолет отличается наличием новых турбовентиляторных двигателей Д-30КП-2 российского производства тягой порядка 118 кН каждый, модернизированной кабиной экипажа и увеличенными воздухозаборниками, на самолете также отказались от оборонительного вооружения в виде 23-мм автоматической пушки. Боевая нагрузка выросла до 12 000 кг (на первых моделях Xian H-6 было до 9000 кг). Боевой радиус действия был увеличен с 1800 до 3000 км. Китайский стратегический бомбардировщик Xian H-6K в состоянии нести до 6 крылатых ракет CJ-10A, являющихся копиями советской ракеты Х-55.

Xian H-6K

В настоящее время Китай работает над созданием аналога российской крылатой ракеты Х-101. При этом в арсенале китайских «стратегов» есть и обычные образцы вооружений, к примеру, достаточно эффективные противокорабельные ракеты, которые могут представлять опасность в первую очередь для авианосных групп США. При этом осенью 2022 года китайские СМИ сообщили о том, что в КНР разрабатывается стратегический бомбардировщик нового поколения, который станет аналогом американского стратегического бомбардировщика B-2. Известно, что новый малозаметный стратегический бомбардировщик Xian H-20 разрабатывается Сианьской авиационно-промышленной корпорацией. Машина должна быть представлена публике в ноябре 2022 года на мероприятии, которое будет посвящено 70-летию Военно-воздушных сил КНР. Судя по имеющимся данным, Xian H-20, как и американский B-2, выполнен по схеме «летающее крыло». Характеристики новинки держатся в секрете. Предполагается, что самолет может оказаться на вооружении ВВС НОАК к 2025 году, постепенно заменив устаревшие Xian H-6. Учитывая успехи Китая в создании истребителя пятого поколения и общий уровень развития экономики и промышленности, нет оснований сомневаться в реальности озвученных планов. Скорее всего, китайская новинка появится раньше, чем российский аналог – ПАК ДА.

При совершении боевых вылетов на максимальную (межконтинентальную) дальность полета (несколько тысяч километров) стратегические бомбардировщики именно из-за дальности становятся уязвимы для атак истребителей противника. Также большая дальность представляет трудности с организацией истребительного прикрытия собственной авиацией. В то же время против современных ЗРК эти огромные самолеты также уязвимы и защитить их от зенитных ракет не сможет и истребительное прикрытие. Выходов из ситуации может быть три. Все три реализованы только в США. К примеру, тихоходный и огромный по размерам стратегический бомбардировщик В-52, самому молодому из которых скоро исполнится 60 лет, является носителем крылатых ракет воздушного базирования, которые могут применяться до входа в зону действия ПВО противника (также могут использоваться и российские «стратеги»). Американский стратегический бомбардировщик В-1 пользуется сочетанием малозаметности и способностью выполнения длительных полетов на малых высотах, а стратегический бомбардировщик В-2, выполненный по технологии Стелс, тяжело обнаружить даже с использованием современных РЛС. Данный бомбардировщик в состоянии дойти до цели на большой высоте. И бомбардировщик В-1, и В-2 должны доставлять ракеты малой дальности и бомбы, как можно ближе к цели.

Развитием концепции, заложенной в В-2, должен стать новый американский стратегический бомбардировщик B-21 «Райдер», в перспективе он должен прийти на смену всем трем предыдущим типам американских «стратегов». В настоящее время на вооружении ВВС США находится 20 стратегических бомбардировщиков Northrop B-2A Spirit, 61 Rockwell B-1B Lancer и 70 Boeing B-52 Stratofortress, суммарно 151 самолет. Заменить их планируется примерно сотней бомбардировщиков B-21.

Американцы активно использовали и продолжают использовать свои стратегические бомбардировщики в различных локальных войнах. Единственный военный опыт применения российских Ту-95 и Ту-160 – это боевая операция ВКС России в Сирии, Китай и вовсе никогда не использовал свои стратегические бомбардировщики Xian H-6K в военных конфликтах. Опыт использования «стратегов» в локальных войнах показывает, что их огромная боевая нагрузка позволяет использовать такие самолеты в качестве супер-бомбардировщиков, способных сбросить на войска и наземные объекты противника десятки тонн бомб за один вылет. Один стратегический бомбардировщик может заменить до 10 обычных самолетов фронтовой (тактической) авиации. Правда, подобный вариант их применения может быть реализован лишь при полном подавлении вражеской ПВО, либо при полном отсутствии у противника полноценной системы ПВО.

Northrop B-2A Spirit

Россия в настоящее время не имеет «аналога» американского бомбардировщика В-2, им может стать лишь проект ПАК ДА, если он будет реализован на практике. В то же время аналогом В-52 легко можно назвать нашего старожила – Ту-95МС – тихоходный огромный самолет, способный нести от 6 до 16 крылатых ракет воздушного базирования (дальность полета подобных ракет, оснащенных ядерной БЧ, достигает 3500 километров). Другой российский стратегический бомбардировщик Ту-160 внешне напоминает американский B-1, он также в состоянии выполнять полеты на малых высотах и обладает малой заметностью. При этом «американец» обладает небольшой сверхзвуковой скоростью (1,2 Маха), тогда как Ту-160 в состоянии летать со скоростью до 2,1 Маха. Помимо этого В-1 лишен возможности нести крылатые ракеты, а Ту-160 может нести до 12 ракет X-55. При этом оба российских «стратега» в состоянии применять неядерные крылатые ракеты Х-555 и Х-101, которые уже успешно использовались в Сирии, а также обычные авиабомбы (до 40 тонн на Ту-160 и до 21 тонн на Ту-95МС).

Помимо классических стратегических бомбардировщиков Ту-95МС и Ту-160 на вооружении Дальней авиации ВВС России находятся сверхзвуковые ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22М3, которые на данный момент времени, можно отнести к единственным в мире бомбардировщикам средней дальности. Данный самолет может нести на борту сверхзвуковые противокорабельные ракеты (ПКР) X-22, предназначенные для поражения крупных надводных кораблей противника, его главная цель – авианосцы, либо до 24 тонн обычных авиационных бомб. Нормальная боевая нагрузка данного самолета составляет 12 тонн, боевой радиус действия при такой нагрузке составляет от 1500 до 2400 километров в зависимости от профиля и скорости выполняемого полета. Это позволяет Ту-22М3, действуя с российской территории, достигать почти любой точки Евразии или Северной Африки.

В настоящее время в России реализуется программа модернизации бомбардировщика Ту-160 до версии Ту-160М2. Благодаря обновленным двигателям самолет сможет увеличить дальность полета на тысячу километров, что примерно на 10 процентов повысит его эффективность. Помимо этого самолеты Ту-160М2 получат новую авионику, системы РЭБ, средства контроля, новые системы управления вооружением. Как отмечает американское издание The National Interest: «В отличие от американских стратегических бомбардировщиков B-2 «Спирит» и даже перспективных B-21 «Райдер», российские «стратеги» рассчитаны на поражение наземных целей, находясь внутри плотно закрытого воздушного пространства, используя крылатые ракеты большой дальности». Американские эксперты считают, что бомбардировщики Ту-160М2 получат крылатые ракеты-невидимки нового поколения, о чем ранее говорил замминистра обороны России Юрий Борисов. По его словам, эти новые ракеты превзойдут имеющиеся X-55, X-555 и даже X-101.

Боевой состав российской Дальней Авиации

Как отмечает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Анатольевич Храмчихин в статье «Воздушные стратеги» в Независимом военном обозрении, на сегодняшний день стратегические бомбардировщики российской Дальней авиации входят в состав двух тяжелых бомбардировочных авиационных дивизий. В Саратовской области в городе Энгельс дислоцирована 22-я дивизия. На ее вооружении находятся все имеющиеся в строю 16 бомбардировщиков Ту-160, в том числе 6-7 самолетов, которые были модернизированы до версии Ту-160М, а также 14 турбовинтовых бомбардировщиков Ту-95МС, в том числе 7-8 машин, модернизированных до версии Ту-95МСМ. Вторая тяжелая бомбардировочная дивизия – 326-я – дислоцирована в Амурской области в поселке Украинка. Здесь на вооружении находятся 28-29 бомбардировщиков Ту-95МС, включая 1-2 модернизированных Ту-95МСМ.

Ту-95МС рядом с B-52H «Стратофортресс», авиабаза Барксдейл, США, 1 мая 1992 года

Дальние бомбардировщики Ту-22М3 входят в состав двух тяжелых бомбардировочных авиационных полков. 52-й полк дислоцируется в Калужской области на аэродроме Шайковка. На его вооружении находится 17 самолетов Ту-22М3, из которых три машины оборудованы специализированной вычислительной системой СВП-24 «Гефест», которая позволяет применять обычные авиационные бомбы с эффективностью приближенной к высокоточному оружию. 200-й полк дислоцируется в Иркутской области на аэродроме Белая, в его составе находится от 17 до 24 бомбардировщиков Ту-22М3, в том числе 1-2 машины с системой СВП-24 «Гефест». Помимо этого в составе 40-го смешанного авиационного полка в Мурманской области на аэродроме Оленья имеется еще два бомбардировщика Ту-22М3.

Под Рязанью на аэродроме Дягилево дислоцируется 43-й центр боевого применения и переучивания летного состава Дальней авиации ВВС России. На вооружении центра находится до 5-9 бомбардировщиков Ту-22М3 (в том числе 2-3 машины с «Гефестом») и до 7-8 бомбардировщиков Ту-95МС. Еще три дальних бомбардировщика Ту-22М3 имеются в распоряжении других учебных центров ВКС России, не относящихся к Дальней авиации. Два или три стратегических бомбардировщика Ту-160 имеются в распоряжении ЛИИ имени Громова в подмосковном Жуковском, однако данные самолеты не считаются боевыми единицами. До 150 самолетов Ту-22М3 находится на хранении.

В состав Дальней авиации входят еще два авиационных полка. В том числе 27-й смешанный полк, который дислоцируется в Тамбове. На вооружении полка имеется 20 учебных самолетов Ту-134УБЛ, а также 8 транспортных машин. 203-й авиационной полк, расположенный в Дягилево, имеет на вооружение 18 самолетов-заправщиков Ил-78, в том числе 13 Ил-78М. Это единственные самолеты-заправщики, которыми сегодня располагают ВКС России. Столь малое количество подобных самолетов – это уязвимое место всей российской боевой авиации. Для сравнения ВВС США располагают сегодня 458 самолетами-заправщиками (еще 175 самолетов на хранении), а в морской авиации имеется еще 77 самолетов-заправщиков (38 на хранении). Все американские самолеты-заправщики в постоянном режиме обслуживают и обеспечивают полеты стратегической, тактической, транспортной и палубной авиации. В то же время российские самолеты-заправщики в состоянии всерьез обслуживать исключительно стратегическую авиацию, а самолеты фронтовой авиации почти не имеют шансов реализовать свои возможности по дозаправке в воздухе. Причина банальна – недостаточное количество Ил-78 в составе ВКС, при этом перспектив исправления сложившейся ситуации в обозримом будущем не наблюдается. Данная проблема характерна и для ВВС НОАК, китайская авиация располагает в совокупности 13 самолетами-заправщиками Xian H-6U/DU и тремя Ил-78.

Ту-160, 2014 год

Перспективы Дальней авиации

В ближайшее время в России планируется развернуть выпуск стратегического бомбардировщика Ту-160М2. Машина, выполненная в планере самолета Ту-160, получит совершенно новое бортовое оборудование и новое вооружение. В планах – постройка 50 подобных стратегических бомбардировщиков, которые частично должны прийти на замену части имеющихся на вооружении машин. Ранее российский президент Владимир Путин уже говорил о том, что появление нового варианта стратегического бомбардировщика Ту-160 станет серьезным шагом на пути укрепления российской ядерной триады.

Сегодня можно говорить о том, что военный конфликт в Сирии позволил на практике оценить возможности российской Дальней авиации, как одного из инструментов внешней и военной политики страны. Развитие Дальней авиации, безусловно, будет продолжаться, как и всей ядерной триады. Планируется, что основным стратегическим бомбардировщиком станет ПАК ДА – Перспективный авиационный комплекс Дальней авиации, разработка которого в России ведется с 2009 года. Однако, по информации из открытых источников, самолет, который в концептуальном плане является российским ответом на B-2, даже по самым оптимистичным прогнозам не появится на вооружении до 2028 года.

Последнее обстоятельство, по всей видимости, является объяснением активных работ по проекту Ту-160М2 и появлению планов модернизации имеющегося парка бомбардировщиков Ту-22М3 до версии М3М. По мнению американских экспертов журнала The National Interest, вариант с модернизацией Ту-160 до версии Ту-160М2 технически и экономически более оправдан и более эффективен, чем резкий переход к разрабатываемому стелс-бомбардировщику ПАК-ДА. Эксперты издания отмечают, что Москва все равно не откажется от создания ПАК-ДА, однако в краткосрочной и среднесрочной перспективе возможностей модернизированного Ту-160М2 будет достаточно.

Ту-22М3 наносит бомбовый удар по объектам террористов в Сирии

Как считает Александр Храмчихин, подобный подход российских властей временно улучшает ситуацию, но не решает до конца саму проблему. По его словам, опыт других видов ВС России показывает, что модернизация старых советских образцов вооружений идет в стране гораздо успешнее, чем создание принципиально новых российских боевых систем. Через десять лет это может стать очень большой проблемой, которую невозможно будет решить без «реанимации» в России системы науки и образования, которым не уделяется должного внимания.

Источники информации: https://nvo.ng.ru/armament/2018-12-06/1_1025_strategy.html https://www.popmech.ru/weapon/news-445822-knr-pokazhet-bombardirovshchik-nevidimku-cherez-god https://www.ntv.ru/novosti/1995940 The Military Balance 2018/International Institute for Strategic Studies Материалы из открытых источников

Музей дальней авиации

Российские музеи, посвященные дальней авиации, расположились в Рязани и Энгельсе. Рязанский музей является старейшим, он был создан в 1975 году в честь тридцатилетия победы в ВОВ. Располагается музей в гарнизоне Дягилева. Его экспозиция представлена военными самолетами (Ту-22М2, Ту-95К, Ту-16), различными документами и фотографиями офицеров и летчиков. Адрес музея: г. Рязань, ул. Белякова, в/ч 41521, Музей дальней авиации.

В Саратовской области находится второй российский музей дальней авиации. Его посетители будут приятно удивлены тем, что располагается он на действующей авиабазе дальней авиации. Здесь можно вживую увидеть настоящие стратегические бомбардировщики — Ту-160. Более того, во владении музея находится целая коллекция крылатых ракет и авиабомб. Адрес музея: г. Энгельс, 1, в\ч 42152.

И самым крупным музеем ВВС является музей в поселке Монино, Московская область. Он признан самым большим авиационным музеем в мире, коллекция самолетов не оставит равнодушным ни одного посетителя. Плюс несколько раз в год в музее проходит День открытых дверей, когда к самым интересным экспонатам подгоняется трап и разрешается осмотр внутренней части боевых машин. Коллекция богата и самыми первыми самолетами, и самыми современными. Адрес музея: Московская область, Щелковский район, п.г.т. Монино, ул. Музейная, д. 1.

Будущее дальней авиации

Командующим дальней авиацией 16 сентября 2016 стал генерал-майор С. И. Кобылаш. На сегодня дальняя авиация ВКС РФ ожидает разработку от ОАО «Туполев» перспективного авиационного комплекса дальней авиации стратегического бомбардировщика-ракетоносца нового поколения. Первый вылет примерно назначен на 2022 г., а введение в строй в 2025 г. Из разных источников приходит информация, что новая машина будет выглядеть по типу «летающего крыла». Конструкция дальнобоя уменьшит возможность обнаружения радарами.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]