Дело чести. Командир «Варяга» исполнил долг до конца


Подвиг «Варяга»

Всеволод Фёдорович Руднев – из потомственных дворян Тульской губернии. Род Рудневых с 1616 года владел имением в Веневском уезде (сейчас Новомосковский район). Будущий легендарный командир «Варяга» родился в семье, многие поколения которой служили на российском флоте.

Отец адмирала Фёдор Николаевич Руднев, герой русско-турецкой войны 1828-1829 гг., вышел в отставку в чине капитана I ранга. Оставив службу, жил в своем имении в Веневском районе, где и воспитывал сына. В морском училище Санкт-Петербурга Всеволод обучался за счет государства – в честь боевых заслуг отца.

В командование «Варягом» капитан I ранга Руднев вступил 1 марта 1903 г. К этому моменту у него уже было 30 лет службы на флоте, девять заграничных и три кругосветных плавания.

26 января 1904 г. японская эскадра из 6 крейсеров и 8 миноносцев преградила выход из залива в порту Чемульпо, где находились русские корабли – крейсер «Варяг», мореходная канонерская лодка «Кореец» и пароход «Сунгари». Утром Руднев получил ультиматум японского контр-адмирала Уриу с требованием до полудня покинуть Чемульпо.


Высадка японских войск в Чемпульпо

В противном случае японцы грозили открыть огонь. Руднев сообщил офицерам и матросам об ультиматуме и о решении вместе с «Корейцем» прорываться из залива.


«Варяг» и «Кореец» выходят на бой

– Безусловно, мы вступим в бой с эскадрой, как бы сильна она ни была. Мы не сдадим крейсер и самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови! – сказал он.


Схема боя

У выхода из залива японцы вновь предложили сдаться, но требование осталось без ответа. И тогда с крейсера «Асама» раздался первый выстрел, после чего завязался бой. Руднев был контужен, получив ранение головы, но не покинул капитанский мостик. Среди героических матросов «Варяга» были наши земляки А. И. Кузнецов, П. Е. Поликов, Т. П. Чибисов, однофамилец командира корабельный священник

М. И. Руднев. Команда «Варяга» нанесла серьезные повреждения 3 японским крейсерам и потопила миноносец. Из 570 членов экипажа «Варяга» был убит 31 человек и 91 получил серьезные ранения. Орудия были разбиты, корабль получил большой крен. И тогда Руднев отдал приказ снять команды с кораблей, крейсер затопить, а канонерскую лодку взорвать.


«Варяг», покинутый командой

Последняя тайна крейсера «Варяг»: моряки боялись трибунала

– За последние десятилетия нас регулярно «угощают» сенсационными «разоблачениями», касающимися некоторых «эталонных» событий Гражданской, Великой Отечественной войн… Неужели и «Варяг» может оказаться в подобной же ситуации?

– На самом деле при тщательном изучении биографии этого корабля все еще остаются открытыми несколько весьма важных вопросов. А кроме того есть и устоявшиеся заблуждения, которые вносят дополнительную путаницу и провоцируют некоторых «исследователей» на неправильные выводы.

С одним из таких заблуждений связаны, например, утверждения, что «Варяг» мог бы прорваться в открытое море мимо японской эскадры и легко уйти от преследовавших его неприятельских кораблей. Мол, командир русского крейсера допустил явную ошибку, не попытавшись предпринять такой лихой прорыв, а вместо этого ввязался в затяжной артиллерийский бой с многократно превосходящим его противником. «Ведь «Варяг» считался тогда одним из самых быстроходный крейсеров в мире! Ни один японец из эскадры Уриу за ним не угнался бы! – говорят такие «знатоки». – А командир Руднев решил спасти вместе со своим новейшим кораблем еще и старую канонерку «Кореец», которая тоже находилась в порту Чемульпо. Поэтому «Варягу» пришлось во время прорыва подстраиваться под своего тихоходного соратника, и в итоге это обстоятельство обрекло оба русских корабля на неудачу и гибель.»

Однако сохранившиеся документы показывают, что «Варяг» на самом деле отнюдь не был «одним из самых быстроходных». Его рекордная скорость – свыше 23 узлов, существовала лишь на бумаге. А в действительности к моменту сражения этот корабль мог развивать куда меньше. Еще за несколько месяцев до начала войны с Японией специалисты-инженеры Тихоокеанской эскадры вынесли неутешительный вердикт: «Варяг» лишь на короткое время способен разгоняться до 20 узлов, а в нормальном режиме его силовая установка может эксплуатироваться на скоростях не выше 14-16 узлов.

Подобная грустная картина связана с неудовлетворительным состоянием котлов и паровых машин крейсера. Это был явный брак, допущенный американской компанией, которая строила корабль по заказу России. Ну а русские специалисты, принимавшие у «штатовцев» новый крейсер, почему-то проглядели такую «болезнь». Истинные причины подобной «слепоты» членов приемочной комиссии, направленной в Филадельфию военно-морским министерством, остаются не известными. Но факт налицо: «Варяг» лишь на ходовых испытаниях смог показать обозначенную в его «паспорте» рекордную скорость – разогнался при одном из тестовых прохождений мерной мили даже свыше 24 узлов, но уже после этого в условиях реальной эксплуатации его силовая установка при повышенных нагрузках сразу начинала «сыпаться». Так что в бою у Чемульпо «Варяг» уступал в скорости практически всем противостоявшим ему японским крейсерам и потому в принципе не мог предпринять «лихой» прорыв даже расставшись со «старичком»-«Корейцем».

– Из ваших объяснений можно сделать вывод, что история с «медлительностью» «Варяга», это все-таки не тайна, а вполне доказанный, хотя и малоизвестный неспециалистам факт. А как насчет настоящих тайн?

– Вот вам одна из них. Речь идет о тех потерях, которые понесли японцы в бою. Командир капитан первого ранга Всеволод Руднев в своем рапорте упоминал о серьезном уроне, нанесенном неприятельской эскадре. Мол, удалось потопить как минимум один миноносец, серьезно повредить самый мощный из японских крейсеров «Асаму», а другой крейсер – «Такачихо», тоже подбитый в сражении, спустя некоторое время затонул… Уже доподлинно известно: кое-что из этих сообщений оказалось, мягко говоря, преувеличением. Например, «утопленный» Рудневым «Такачихо» на самом деле уцелел и впоследствии принимал активное участие в действиях японцев на море, он отметился и в знаменитом Цусимском сражении.

Полной противоположностью рудневскому рапорту выглядит информация от японцев. В официальном издании их Морского генерального штаба сообщается: «В этом бою неприятельские снаряды ни разу не попали в наши суда, и мы не понесли ни малейших потерь.»

– Так где же правда?

– Скорее всего, где-то посередине. Японцы ведь известные любители секретов. Добиться от них достоверной информации всегда было трудно. Вот и в данном случае они, думается, приукрасили события в свою пользу. «Варяг» и его маленький помощник «Кореец» в том бою все-таки не раз смогли попасть снарядами в неприятельские корабли. В том числе и в одного из самых сильных противников – броненосный крейсер «Асама». Подтверждением тому не только рапорт командира крейсера Руднева, но и зафиксированные письменно наблюдения, которые сделаны во время боя сторонними наблюдателями – офицерами иностранных кораблей, стоявших в порту Чемульпо.

– Давайте продолжим «экскурсию» по варяжским тайнам…

– До сих пор нет четкого ответа, объясняющего одно из важнейших событий этого знаменитого боя – его трагический финал. Оба русских корабля после получасового яростного сражения вынуждены были отступить назад в порт Чемульпо. Там после осмотра крейсера стало понятно, что он из-за полученных повреждений уже не сможет противостоять японцам. Старший из российских морских командиров, капитан первого ранга Руднев решил уничтожить оба русских военных корабля, оказавшихся запертыми в гавани, чтобы они не достались неприятелю.

Канонерку взорвали. Вот как это описал один из очевидцев, корреспондент газеты «Daily Mail» Ф. Маккензи: «Ровно в 4 часа пополудни «Кореец» взлетел на воздух. Раздались два сильных взрыва – один на носу судна, другой – в корме. Вырвался огненный столб.., и затем поднялись чудовищные столбы дыма и пара, … сопровождаемые громкими всплесками обломков, падавших кругом со всех сторон в воду.»

А вот с «Варягом» почему-то поступили по-другому. Вместо того, чтобы так же взорвать, крейсер в итоге просто затопили, да еще на мелководье!

Сам Руднев в своем рапорте, написанном по горячим следам, объяснял это возражениями командиров стоявших в гавани кораблей-стационеров нейтральных стран – английского, французского, итальянского, американского. «Пришлось остановиться на потоплении крейсера вследствие заявлений иностранных командиров не взрывать крейсер в виду крайней опасности для них…»

Впрочем, какие-то небольшие заряды взрывчатки на «Варяге» все-таки «рванули». Об этом читаем все у того же Маккензи: «Экипаж «Варяга» поступил иначе: там открыли кингстоны, и вода медленно наполняла судно. В 5 часов на нем стал раздаваться ряд слабых взрывов и начался пожар. … Мало-помалу пожар усиливался… Последовал новый ряд взрывов: это рвало … снаряды. Наконец горящий корабль начал все больше и больше накрениваться, и … медленно погрузился на дно.»

– Значит, «Варяга» все-таки взорвали?

– Резкие звуки, услышанные иностранным наблюдателем, могли быть взрывами снарядов, которые остались после окончания боя непосредственно возле орудий, когда до них добрался пожар. А следующая серия хлопков, возможно, вызвана взрывами некоторых паровых механизмов в машинном отделении: забортная вода дошла до раскаленных топок котлов. Но если даже предположить, что подрывы устроены командой специально (хотя об этом в рапорте командира Руднева нет ни слова), следует признать: эффективность их оказалась невысока. То ли минеры заряды неправильно заложили, то ли что-то не так пошло… В любом случае внутренние агрегаты корабля серьезных повреждений не получили.

Еще одна загадка: почему русские моряки не попытались перед затоплением крейсера отвести его на более глубокое место? Почему командир Руднев не отдал такого приказа, кто мог в этом помешать?

Одно время обсуждалась версия, что роковую роль тут сыграл командир стоявшего в Чемульпо английского крейсера «Тэлбот» коммодор Левис Бейли, который являлся старшим по званию среди всех моряков на стационерах, находившихся в гавани. Якобы именно он, встретившись с Рудневым, сначала убедил русского каперанга в том, что взрыв «Варяга» может быть опасен для других кораблей в гавани и лучше будет просто затопить крейсер, а позднее, когда это предложение было принято, сумел запутать «варяжского» командира и штурманов, сообщив намеренно искаженные сведения о глубинах в порту Чемульпо (ведь навигационные материалы на самом «Варяге» были уничтожены, когда в бою от попадания снаряда возник пожар в штурманской рубке). В итоге наши «повелись» на этот обман, и Руднев принял решение топить «Варяг» на том самом месте, где он стал на якорь после возвращения в Чемульпо: по сведениям, полученным от Бейли, глубина здесь была вполне приличная, а проверять реальную ситуацию, бросая лот, наверное, не стали из-за нехватки времени: опасались, что японцы вот-вот нагрянут в гавань.

– Но зачем коммодору Бейли понадобилось вводить наших в заблуждение?

– Англичане тогда активно поддерживали японцев. Фактически именно Великобритания «подначила» Страну Восходящего Солнца начать военные действия против России. Так что в интересах Соединенного Королевства было помочь флоту микадо заполучить еще один крейсер. Конечно, Бейли прекрасно понимал, что уговорить русских сдаться эскадре адмирала Уриу и спустить на «Варяге» Андреевский флаг, невозможно. Но англичанину удалось придумать другой, более коварный план, как «подарить» крейсер японцам. Впрочем, насколько правдоподобна такая версия, судить трудно, у этой гипотетической истории можно найти изъяны.

Упомяну и еще одно предположение. Якобы, командир «Варяга» знал, что топит свой крейсер на мелководье и сделал это специально. Руднев был уверен в победном для России финале только что начавшейся войны и потому позаботился, чтобы после победы над японцами можно было без особых проблем поднять корабль и вернуть его в состав русского флота. Определенная логика есть, но никаких подтверждений, даже намеков на них в рапорте самого Руднева не находится.

Как бы там ни было, результат затопления «Варяга» получился весьма печальный для российской гордости. Огромный корабль лег на левый борт в таком мелком месте бухты, что при сильных отливах корпус его едва ли не на треть обнажался из-под воды. Японцы, основательно обосновавшись в Корее, смогли крейсер поднять, это случилось уже через полтора года, в начале августа 1905-го.

Если верить японским источникам, при этом они обнаружили еще несколько весьма обидных для нас фактов. Во-первых, часть силовых агрегатов затопленного корабля оказалась в достаточно исправном состоянии (то есть «варяжцы» их не взорвали). Так что после двухмесячной профилактики в порту Чемульпо трофейный крейсер удалось своим ходом довести до японской базы, где его и поставили на капитальный ремонт. А во-вторых, новые хозяева «Варяга», обследовав его артиллерийские погреба и подсчитав находящиеся там снаряды крупного и среднего калибра, сделали вывод, что за время боя «Варяг» сделал лишь чуть больше 200 выстрелов из 6-дюймовых и 75-миллиметровых орудий. В то время, как в рапорте командира Руднева упоминается почти 900 таких выстрелов.

Хотя относиться к японской информации, как я уже говорил, следует с осторожностью. Вполне может быть и сознательно допущенное ими искажение реальных фактов.

Однако, как видите, загадок, тайн здесь остается немало.

– Но ведь командир «Варяга» Всеволод Руднев вместе с другими офицерами и командой крейсера были объявлены национальными героями. Разве это не развеивает сомнения о его действиях во время и после боя?

– То, что все находившиеся тогда на борту «Варяга» русские моряки – герои, нет никаких сомнений. Даже японцы это всегда признавали и ставили «варяжцев» в пример своей молодежи, собирающейся служить на военном флоте. Наши офицеры и матросы единодушно приняли решение командира выйти в море и с честью погибнуть в неравном бою. Другое дело, что некоторые действия Руднева, его офицеров оказались при этом не самыми правильными и удачными. Но разве можно их в этом винить? Это же война! Здесь невозможно избежать ошибок, просчетов.

Между прочим, некоторые обстоятельства этой боевой эпопеи, и в первую очередь – история с затоплением «Варяга» вместо его взрыва, сильно повлияла потом на «варяжских» офицеров и самого Руднева. Например, сохранились воспоминания Е. Беренса, служившего в 1904-м на «Варяге» старшим штурманом: лейтенант признался, что, возвращаясь с Дальнего Востока в Россию, он и его товарищи были уверены, что там их ждет военный трибунал.

Опасения не оправдались. Вместо суда, «варяжцев» ждал торжественный прием в Петербурге, награды, почет… Капитана первого ранга Руднева вскоре государь произвел в контр-адмиралы, сделал своим флигель-адьютантом и назначил командиром находящегося в постройке нового эскадренного броненосца. Однако уже совсем скоро свежеиспеченный адмирал подал рапорт об уходе в отставку. В советской литературе этому эпизоду придали политическую окраску: мол, Руднев не стал принимать жестких мер против матросов своего экипажа, которые оказались замешаны в революционных выступлениях в 1905 году, за что и поплатился. Однако есть и другое предположение. Бывший командир «Варяга» все-таки в глубине души осознавал допущенные им в Чемульпо промахи и ошибки. Ему казалось, что окружающие моряки из-за этого смотрят на него косо. В такой ситуации честь офицера не позволила Всеволоду Федоровичу более служить во флоте. – Что ж, этого тоже нельзя исключать.

«Врагу не сдается…»

Много позже события того дня расценивали по-разному. Но у современников подвиг «Варяга» вызывал неподдельное восхищение. Особенно на фоне последовавшего затем позора русско-японской войны.

«За последние дни с Дальнего Востока на Родину вернулись из 8 тысяч нижних чинов всего 1200 человек, – писала в феврале 1906 г. «Тульская жизнь». – Большей частью искалеченные, они ходят по городу, прося подаяний. «Слезы подступают к горлу, когда видишь этих несчастных борцов за Родину», – сказал на последнем заседании думы Любомудров (городской голова.– С.Г.)».

Когда в 1904 г. через Тулу возвращалась команда «Варяга», ее восторженно встречали на Курском (Московском) вокзале. Матросам дарили самовары, пряники, гармоники. Рудневу от имени горожан в том числе была подарена модель скорострельной пушки.

За мужество, проявленное в бою при Чемульпо, все участники были награждены специально учрежденной медалью «За бой «Варяга» и «Корейца».

Нижние чины получили Георгиевские кресты, офицеры – ордена св. Георгия. Сам Руднев был произведен в чин флигель-адъютанта и назначен командиром броненосца «Андрей Первозванный» и командиром 14-го флотского экипажа.

В апреле 1904 г. был опубликован вольный перевод стихотворения Рудольфа Грейца, посвященного подвигу русских моряков. Музыку написал композитор А. С. Турищев, и родилась самая известная песня о сражении у Чемульпо – «Врагу не сдается наш гордый «Варяг».

В ноябре 1905 г. за отказ принять меры против революционно настроенных матросов своего экипажа Руднев был отправлен в отставку с производством в контр-адмиралы и уехал на родину, в Тульскую губернию. Умер он 7 июля 1913 г. и был похоронен у церкви Казанской Божией Матери в с. Савино на территории нынешнего Заокского района. «Медицина тогда была бессильна, ему не смогли удалить из головы осколок», – объясняет причину смерти деда его внук Георгий, живущий сейчас в Венесуэле.

Крейсер для «демонстрации флага»

В 1900 году его перевели на Дальний Восток, назначив старшим помощником командира порта в Порт-Артуре. Как и всегда, он принял волю начальства к исполнению, хотя не испытывал восторга от новых задач. Зато в 1901 году Руднева произвели в капитаны 1-го ранга.

В Порт-Артур прибыл новый корабль — построенный в США крейсер, названный «Варягом». Командиром его был назначен Руднев.

От технических характеристик «Варяга» он не был в восторге. К тому же хватало и технических недочетов. Но, будучи опытным офицером, Руднев привык решать все проблемы самостоятельно. За два последующих года он довел навыки своего экипажа для автоматизма, подготовил своих офицеров и матросов к действиям в любых, даже самых критических ситуациях.

Хотя миссия, возложенная на «Варяга», вообще на первый взгляд не была связана с риском. По приказу царского наместника на Дальнем Востоке крейсер отправился в нейтральный корейский порт Чемульпо. Задача — охрана русской миссии и «демонстрация флага».

К началу 1904 года обстановка была такой, что вопрос о войне между Россией и Японией считался решенным. Осталось понять, кто ударит первым и когда это произойдет.


Подлинная судьба «Варяга» и борьба с казино. Листая страницы «АиФ» Подробнее

Судьба крейсера

Легкий бронепалубный крейсер «Варяг» был построен в Филадельфии по заказу русского морского министерства в рекордные сроки. Однако вооружение здесь было российского производства. Крейсер был сделан с учетом самых современных требований: практически везде были установлены телефонные аппараты, увеличилось количество приборов и приспособлений, работавших на электричестве. Вся мебель была сделана из металла, что улучшало защищенность от пожаров.

19 октября 1899 г. после освящения и молебна крейсер был торжественно спущен на воду. Для того времени это был один из лучших не только российских, но и мировых кораблей.

Неудивительно, что японцы реанимировали «Варяг», подняв его со дна моря. После капитального ремонта крейсер получил новое имя – «Сойя» и 9 лет служил на японском флоте.

В 1916 г. японцы после долгих торгов продали России захваченные в войну корабли Первой Тихоокеанской эскадры, в том числе и «Сойю». После успешно проведенных испытаний «Варяг» в ноябре 1916 года был назначен флагманом флотилии Северного Ледовитого океана. Но крейсер очень нуждался в ремонте. Правительство договорилось о ремонте с англичанами, и 25 февраля 1917 г., когда в России грянули революционные события, «Варяг» окончательно покинул Россию.

Англичане оценили ремонт примерно в 300 000 фунтов стерлингов. Но пришедшие к власти большевики отказались платить по царским долгам, да на тот момент им было и не до «Варяга». И тогда рассерженные англичане продали корабль немцам на металлолом. 5 февраля 1922 г. крейсер на буксире потянули в Глазго на переплавку.

И все же героический крейсер избежал столь позорной смерти: по пути в Ирландском море у берегов Шотландии начался шторм, «Варяг» налетел на камни и затонул.

На сей раз спасти его не было возможности, и новые хозяева подняли со дна по частям что смогли. В 2004 г., к столетию сражения, Россия организовала экспедицию к месту гибели «Варяга», где на глубине 6-8 метров покоятся останки славы Российского флота. Среди участников той экспедиции был и внук капитана крейсера Никита Руднев. Никита Пантелеймонович родился в 1945 г. во Франции, где живет и сейчас.

Ультиматум

Удивительно, но о разрыве дипломатических отношений с Японией Руднев узнал от капитанов иностранных судов, стоявших в Чемульпо. Он связался с русской миссией, сообщив о готовности эвакуировать дипломатов. Те отказались — нет директивы из Петербурга. Но командир «Варяга» тем не менее приказал готовиться к выходу из Чемульпо через двое суток.

Промедление стоило дорого. Японский десант окружил Чемульпо. Канонерская лодка «Кореец», 8 февраля 1904 года отправленная с донесением в Порт-Артур, на выходе из порта наткнулась на японскую эскадру и вынуждена была вернуться. По международным законам японская эскадра не имела права атаковать русские суда в нейтральном порту, поскольку это ставило под угрозу корабли других государств. С другой стороны, моряки «Варяга» не могли предпринять ответных действий.

Статья по теме

По прозвищу «Дипломат». Как капитан «Варяга» покорил японцев мужеством После переговоров с участием капитанов судов нейтральных держав командующий японской эскадрой адмирал
Сотокити Уриу предъявил ультиматум: до 12:00 9 февраля русские корабли должны покинуть порт, иначе они будут атакованы непосредственно в нём.
Всеволод Руднев принимает решение идти на прорыв, прекрасно понимая, что шансы на успех крайне невелики — крейсер и канонерская лодка против шести крейсеров и восьми миноносцев.

Семья адмирала

В 1916 г. Мария Николаевна, вдова Руднева, продала имение в Веневском уезде и переехала в Тулу с двумя младшими детьми. В 1917 г. к ним приехал и старший сын с женой. Когда началась революция, семья перебралась к родным в Севастополь, а потом эмигрировала сначала в Югославию, затем во Францию.

Пантелеймон, младший сын Руднева, после эмиграции жил во Франции, работал театральным художником. И даже в качестве туриста приезжал в 1969 г. в СССР и на родину отца, в Тулу. Средний сын, Георгий, во Франции стал одним из руководителей автомобильной . Но в 1946 г. приехал туристом в Венесуэлу и остался там навсегда. Внук контр-адмирала и сын Георгия, тоже Георгий, родился в Париже в 1940 г., в Венесуэлу приехал уже в шестилетнем возрасте. В 1995-м приезжал в Россию, побывал на могиле деда в селе Савино. Рассказывает, что привез с могилы землю, которая стала самой дорогой реликвией в его доме. На новой родине в столице Венесуэлы Каракасе Георгий Руднев был старостой православного храма.

Старший сын Руднева Николай Всеволодович работал агрономом во Франции. После Второй мировой вернулся с семьей на Родину.

В Тулу Николай Всеволодович переехал в 1958 г., где и умер в 1963 году, успев издать в 1960 г. в Приокском издательстве книгу об отце «Командир легендарного крейсера». Несмотря на солидный тираж в 50 000 экземпляров, она давно уже стала библиографической редкостью. Николай Всеволодович передал также в областной краеведческий музей значительную часть личных вещей своего отца, которые теперь экспонируются в музее В. Ф. Руднева в селе Савино.

Память

В 1954 г., спустя 50 лет, советское правительство решило вернуть память о подвиге моряков «Варяга» и «Корейца». Оставшихся в живых участников боя пригласили в Москву и наградили медалью «За отвагу». Среди них были и туляки – матросы А. И. Кузнецов, П. Е. Поликов, ординарец командира Т. П. Чибисов. Позднее еще 139 ветеранов были награждены орденами и медалями.

30 сентября 1956 г. в Туле был открыт памятник командиру легендарного крейсера, в 1992-м – памятник на могиле контр-адмирала.

Летом 1997-го установлен памятник Рудневу и в Новомосковске, недалеко от которого у деревни Яцкой находилось родовое имение Рудневых. В 2004 г., к 100-летию подвига, в селе Савино было построено новое здание музея В. Ф. Руднева. В конце 2011 г. рядом с памятником контр-адмиралу Рудневу в витрине из спецстекла выставлена копия гюйса (носового флага) крейсера «Варяг».

В наше время в составе Камчатской флотилии несет службу крейсер «Варяг», неоднократно признававшийся лучшим кораблем соединения. С 1996 г. тульские призывники в торжественной обстановке отправляются служить на флагман Тихоокеанского флота – гвардейский ракетный крейсер «Варяг».

Ошибки при строительстве

В 1898 году в России была принята судостроительная программа. Из-за загруженности русских заводов часть заказов была размещена на американских верфях. Один из контрактов предусматривал постройку бронепалубного крейсера водоизмещением 6 000 тонн и скоростью 23 узла. Николай II распорядился присвоить строящемуся крейсеру имя «Варяг» в честь парусно-винтового корвета, участвовавшего в американской экспедиции 1863 года.

Строительство сопровождалось скандалами и жаркими спорами о том, каким должен быть будущий корабль. В поисках компромисса между судоверфью Крампа, наблюдающей комиссией и морскими чиновниками в Петербурге и Вашингтоне важные технические аспекты неоднократно пересматривались. Некоторые из этих решений впоследствии дорого обошлись экипажу крейсера, сыграв роль в его судьбе. К примеру, по настойчивому требованию судостроителей были установлены котлы, не позволившие кораблю развивать проектную скорость. Для облегчения массы корабля было решено отказаться от броневых щитов, защищающих орудийные расчеты.

Крейсер «Варяг» на судоверфи Крампа. США. Фото: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/[email protected] по лицензии Creative Commons Attribution

Результаты ходовых испытаний вызвали не меньшее количество споров. Однако, несмотря на задержку, связанную с забастовками американских рабочих и согласованием документов между Морским ведомством России и американской верфью, в начале 1901 года корабль был передан русскому экипажу. Спустя два месяца бронепалубный крейсер «Варяг» направился в Россию.

Русский флот пополнился замечательным кораблем. Длина крейсера по ватерлинии составляла 127,8 метров, ширина – 15,9 метров, осадка — около 6 метров. Паровые машины крейсера, состоявшие из 30 котлов, обладали суммарной мощностью 20 000 л.с. Множество корабельных механизмов имели электрический привод, что значительно облегчало жизнь экипажа, но повышало расход угля. Рубки, каюты, посты, погреба, машинные отделения и другие служебные помещения корабля были связаны телефонной связью, что было на тот момент новшеством для русских кораблей. «Варяг» был удивительно хорош своей архитектурой, отличавшейся четырьмя трубами и высоким полубаком, что улучшало мореходные качества корабля.

Крейсер получил мощное вооружение: двенадцать 152-мм орудий, двенадцать 75-мм орудий, восемь 47-мм орудий, два 37-мм орудия, два 63,5-мм орудия Барановского. Кроме артиллерии, на крейсере были установлены шесть 381-мм торпедных аппаратов и два 7,62-мм пулемета. Для управления артиллерийской стрельбой корабль был оснащен тремя дальномерными станциями. Борта и боевая рубка крейсера были усилены солидной броней.

Для укомплектования крейсера предполагалось 21 офицерская должность, 9 кондукторов и 550 нижних чинов. Сверх этого штата, с первого выхода в море и до последнего боя, на борту присутствовал еще и священник. Командование новым кораблем доверили капитану 1 ранга Владимиру Иосифовичу Бэру, наблюдавшему за постройкой крейсера в Филадельфии с момента закладки до момента передачи русскому флоту. Бэр был опытным моряком, прошедшим за 30 лет все необходимые карьерные ступени от вахтенного начальника до командира. Он имел блестящее военное образование и владел тремя иностранными языками. Однако современники вспоминали о нем, как о жестком командире, державшем экипаж в исключительной строгости.

Совершив трансатлантический переход, крейсер «Варяг» прибыл в Кронштадт. Здесь новый корабль был удостоен посещения императором. Вот, как эти события описаны в воспоминаниях очевидцев: «Внешне он был похож скорее на океанскую яхту, нежели на боевой крейсер. Явление «Варяга» Кронштадту было обставлено как эффектное зрелище. Под звуки военного оркестра на Большой рейд вошел изящный крейсер в ослепительно белой парадной окраске. И утреннее солнце отразилось в никелированных стволах орудий главного калибра. 18 мая знакомиться с «Варягом» прибыл сам Император Николай II. Царь был пленен – он даже простил строителю некоторые сборочные недочёты».


«Варяг» по праву считался красивейшим кораблем Российского Императорского флота. Так он выглядел в июне 1901 года. Фото Е. Иванова. Фото: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/[email protected] по лицензии Creative Commons Attribution

Однако очень скоро кораблю пришлось отправиться на Дальний Восток. Отношения с Японией обострились, и в правящих кругах все чаще и чаще говорили о предстоящей войне. Крейсеру «Варяг» предстояло совершить протяженный переход и усилить военную мощь России на восточных рубежах.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]