Истребитель армейской авиации Nakajima Ki-84 Hayate


Лучший японский истребитель Второй мировой войны Накадзима Ки-84

Накадзима Ки-84 представлял собой одномоторный цельнометаллический истребитель-моноплан, задумывавшийся как машина, сочетающая маневренность Ки-43 с присущими Ки-44 высокими скоростью и скороподъемностью, а также мощным вооружением. Дополнительно требовалось кардинально уменьшить трудоемкость изготовления самолета. Требования к новой машине, переданные 29 декабря 1941 г., предусматривали вооружение из 2 20-мм пушек и 2 12,7-мм пулеметов. 14-цилиндровый двигатель «Накадзима» Ха-45 расчетной мощностью порядка 2000 л.с. должен был обеспечить максимальную скорость 680 км/ч.

Разработку самолета возглавил Я. Кояма. Эскизный проект был одобрен 27 мая 1942 г., после чего машине присвоили обозначение Ки-84. Испытания первого прототипа Ки-84.01 начались в конце апреля, а второго Ки-84.02 — в июне 1943 г. С августа начался выпуск предсерийных Ки-84 — их строил в Ота. Серийные самолеты выпускались тем же предприятием с апреля, а заводом № 4 в Уцуномия — с мая 1944 г. В марте 1945 г. начался выпуск Ки-84 предприятием «Манею Хикоки» в Харбине (Манчжурия), но здесь успели собрать лишь 95 самолетов. Завод № 1 выпустил 2561 самолет, № 4 — 727. Таким образом, общий объем производства с учетом предсерийных машин составил 3510 самолетов, из них ВВС Императорской армии приняли 3470 машин. В системе кодов союзников обозначался «Фрэнк».

Основные модификации Накадзима Ки-84 «Хаяте»

Ки-84 — предсерийная партия (125 единиц). Двигатель Ха-45-11 (1825 л.с). Вооружение — 2 20-мм пушки Хо-5 в крыле (боекомплект по 150 снарядов) и 2 12,7-мм синхронных пулемета Хо-103 в фюзеляже (по 350 патронов).

Ки-84 Ко («самолет истребитель, армейский тип 4 модель Ко») — основной серийный вариант. Вооружение соответствует предсерийным машинам. Под крылом предусмотрена подвеска двух авиабомб калибром 30-250 кг. На первых партиях устанавливался двигатель Ха-45-11, в дальнейшем — Ха-45-12 (1850 л.с). Затем появился вариант с мотором Ха-45-21 (2100 л.с). Но поскольку проблемы в работе топливной системы, отмечавшиеся ещё на предсерийных машинах, устранить не удавалось, выход был найден в установке мотора Ха-45-23 (1925 л.с), снабженного системой впрыска топлива с пониженным рабочим давлением. Все варианты двигателя оборудовались системой впрыска водно-метаноловой смеси, а в фюзеляже имелся бак на 130 л такой смеси.

Ки-84 Оцу («тип 4 модель Оцу») — вооружение усилено за счет замены фюзеляжных пулеметов пушками Хо-5. Количество выпущенных самолетов неизвестно, но вероятно, оно не превышало 10 % общего производства Ки-84.

Ки-84 Хей («тип 4 модель Хей») — в крыле установлены 2 30-мм пушки Хо-155-II, в фюзеляже — 2 20-мм Хо-5. Часть самолетов получила лишь по одной 30-мм пушке в правой консоли (в левой устанавливали 20-мм пушку). Построено небольшое количество. Последние серии Ки-84 Оцу и Ки-84 Хей получили двигатели Ха-45-25 (2025 л.с).

Ки-84 Тей («тип 4 модель Тей») — истребитель, предназначенный для атаки вражеских бомбардировщиков снизу. В дополнение к 4 пушкам Хо-5, как на Ки-84 Оцу, за кабиной пилота установлена пятая такая же пушка, стреляющая вперед-вверх под углом 45°. Построено лишь два прототипа.

Ки-84-ll («тип 4 модель 2») — самолет с частичной заменой дюралевых узлов деревянными (в хвостовой части, оперении, законцовках крыла), выпускавшийся с весны 1945 г. заводом в Ота. Обозначение являлось неофициальным, поскольку военные обозначали «деревянные» самолеты как Ки-84 Оцу либо Ки-84 Хей в зависимости от установленного вооружения. Количество изготовленных Ки-84-ll не установлено, так как отдельного учета выпущенных машин этой модификации не велось. Самолеты Ки-84-И комплектовались моторами Ха-45-21, -23 либо -25.

Испытывались, но не успели попасть в серию, самолеты Ки-106 (цельнодеревянный вариант Ки-84 разработки ), Ки-113 (разрабатывавшийся «Накадзимой» вариант с частичной заменой дюралевых деталей стальными) и Ки-116 (созданная модификация с мотором «Мицубиси» Ха-33-62). Ещё целый ряд модификаций так и не был завершен постройкой до момента капитуляции Японии.

Около 20 самолетов Ки-84 в конце 1944 г. в полевых условиях переоборудованы в двухместные учебные. При этом в кабине инструктора отсутствовали какие-либо органы управления, и он мог помочь обучаемому лишь указаниями.

Оперативная служба [ править ]

Первое крупное оперативное вмешательство было во время битвы при Лейте в конце 1944 года, и с этого момента до конца Тихоокеанской войны Ki-84 использовался везде, где происходили интенсивные боевые действия. [8] 22-й Sentai переоборудован на производство Hayates. Хотя ему не хватало высотных характеристик, он хорошо работал на средних и низких уровнях. Видя боевые действия против 14-й воздушной армии USAAF , он быстро завоевал репутацию боевого самолета, с которым нужно считаться. вооружение поступили и модели истребителей-бомбардировщиков . 15 апреля 1945 года 11 Хаятес атаковали американские аэродромы на Окинаве, уничтожив много самолетов на земле.

В последний год войны Ki-84, Ki-100 (по сути, версия Kawasaki Ki-61 с радиальным двигателем ) и N1K2-J Каваниси были тремя японскими истребителями, лучше всего подходящими для борьбы с новыми союзниками. истребители.

См. Также [ править ]

Связанная разработка

  • Накадзима Ки-43
  • Накадзима Ки-44
  • Накадзима Ки-116

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

  • Фокке-Вульф Fw 190
  • Hawker Tempest
  • Каваниши N1K
  • Кавасаки Ki-100
  • Лавочкин Ла-7
  • Митсубиси А7М
  • Накадзима Ки-87
  • Североамериканский P-51 Mustang
  • Республика P-47 Thunderbolt
  • Supermarine Spitfire (варианты с грифоном)
  • Яковлев Як-9
  • Яковлев Як-3 У
  • Vought F4U Corsair

Связанные списки

  • Список самолетов Второй мировой войны
  • Список самолетов Японии во время Второй мировой войны

Ссылки [ править ]

Заметки [ править ]

  1. ^ abcd
    Франсильон, 1979, стр. 238
  2. ^ ab
    Glancey 2006 , стр. 174.ошибка harvnb: цель отсутствует: CITEREFGlancey2006 ( помощь )
  3. Ethell 1995 , стр. 103.ошибка harvnb: цель отсутствует: CITEREFEthell1995 ( справка )
  4. ^ аб
    Этель 1995 , стр. 102.ошибка harvnb: цель отсутствует: CITEREFEthell1995 ( справка )
  5. Перейти ↑
    Air International & Volume 10 No. 1 , pp. 22–29, 43–46.ошибка harvnb: цель отсутствует: CITEREFAir_InternationalVolume_10_No._1 ( справка )
  6. Грин 1961 , стр. 79.ошибка harvnb: цель отсутствует: CITEREFGreen1961 ( справка )
  7. USSBS, 1947, стр. 78
  8. ^ ab
    Mondey 1996 , стр. 230.ошибка harvnb: цель отсутствует: CITEREFMondey1996 ( помощь )
  9. ^ ab
    Архив М. Вильямса, TAIC 156A-1, Отчет о Фрэнке 1
  10. ^ ab
    USSBS, Приложение М., стр. 40–42
  11. Bueschel 1971 , стр. 52. harvnb error: no target: CITEREFBueschel1971 (help)
  12. Музей мира Чиран, Выставочный зал Хаяте
  13. Pacific Обломки, JAAF Неизвестный Sentai, Ki-84-I Ko

Библиография [ править ]

  • Авиационный персонал Aero Publishers Inc. Накадзима Ки-84 (Aero Series 2)
    . Фоллбрук, Калифорния: Aero Publishers, Inc., 1965. ISBN 0-8168-0504-0 .
  • Буешель, Ричард М. Накадзима Ki.84a / b Хаяте в службе ВВС японской армии
    . Ридинг, Беркшир, Великобритания: Osprey Publishing Ltd., 1971. ISBN 0-85045-044-6 .
  • Каруана, Ричард Дж. «Накадзима Ки-84 Хаяте» Артикул и масштабные чертежи. Scale Aviation Modeller International.
    Том 10, выпуск 10 октября 2004 г. Бедфорд, Великобритания.
  • Этель, Л. Джеффри. Самолет Второй мировой войны
    . Глазго, издательство HarperCollins, 1995. ISBN 0-00-470849-0 .
  • Франсильон, Рене Дж . Накадзима Хаяте (Самолет в профиль, номер 70)
    . Лезерхед, Суррей, Великобритания: профильные публикации, 1966.
  • Франсильон, Рене Дж. Японские самолеты Тихоокеанской войны
    . Лондон: Putnam & Company, 1970 (2-е издание, 1979 г.). ISBN 0-370-30251-6 .
  • Glancey, Джонатан. Спитфайр: Биография
    . Лондон: Atlantic Books, 2006. ISBN 978-1-84354-528-6 .
  • Грин, Уильям. Военные самолеты Второй мировой войны, Том третий: Истребители
    . Лондон: Macdonald & Co. (Publishers), 1961 (седьмое впечатление, 1973). ISBN 0-356-01447-9 .
  • Грин, Уильям и Суонборо, Гордон. Факты о самолетах Второй мировой войны: истребители японской армии, часть 2
    . Лондон: Macdonald and Jane’s Publishers, 1977 г. ISBN 0-354-01068-9 .
  • Хаггинс, Марк (май – июнь 1999 г.). «Заходящее солнце: японская противовоздушная оборона Филиппин 1944–1945». Энтузиаст воздуха
    (81): 28–35. ISSN 0143-5450 .
  • Мондей, Дэвид. Краткое руководство по самолетам Оси Второй мировой войны
    . Нью-Йорк: Bounty Books, 1996. ISBN 1-85152-966-7 .
  • Сакаида, Генри. Тузы ВВС японской армии 1937–45
    . Ботли, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 1997. ISBN 1-85532-529-2 .
  • Симс, Эдвард Х. Тактика и стратегия истребителя 1914–1970
    . Фоллбрук, Калифорния: Aero Publishers, 1980. ISBN 0-8168-8795-0 .
  • Управление самолетов США по разведке стратегических бомбардировщиков. Nakajima Aircraft Company, Ltd.
    Corporation Report II, Вашингтон, округ Колумбия, 1947 год.
  • Величко, Лешек А. Накадзима Ки-84 Хаяте
    . Люблин, Польша: Kagero , 2005. ISBN 83-89088-76-2 . (Двуязычный польский / английский)
  • Неизвестный автор «Сильный ветер из Оты». Air International
    . Том 10 No. 1
  • Разные авторы. Ён-Сики Сентоки Хаяте (Тихоокеанская война № 46)
    . Токио, Япония: Gakken, 2004. ISBN 4-05-603574-1 .

Ki-84

  • Заводоуправление Накадзима-Ота
  • Ки. 43
  • Ки. 44
  • A6M Zero

ТТЗ Сухопутных войск

В конце 1941 г. ГУ авиации Сухопутных войск Императорской Японии обратилось в авиационное КБ Накадзима с просьбой разработки единого истребителя на базе перехватчика Ки. 44 с большей маневренностью. Позиция Сухопутных войск по перспективному единому истребителю включала требования:

  • скорость до 700 км/ч
  • авиадвигатель Д-45 (Накадзима-Слава, радиальный, 18-цил.)
  • барражирование 90 мин. на удалении 400 км от аэродрома с воздушным боем в зоне
  • пушечно-пулеметное вооpужение
  • защита летчика и топливных баков

Проектирование и испытания

  • Машина ИАЭ №73 (в/ч Токородзава

После маневренных Ки. 27 и Ки. 43 и перехватчика Ки. 44 коллективом КБ Накадзима под руководством главного конструктора Я. Коямы был разработан единый истребитель под заводским шифром Ки. 84. Aванпроект единого истребителя Сухопутных войск представлял Ки. 44 с двигателем Д-45, новым крылом и увеличенным запасом топлива. ГУ авиации Сухопутных войск планировало ввод единого истребителя в строй одновременно на всех ТВД. В процессе проработки росли требования к дальности и при сохранении маневренности на уровне фронтового Ки. 43. Сочетание требований определило ограничение нагрузки на крыло до 155 кг/кв. м., что не вписывалось в конструкцию Ки. 44. С запасом топлива, бронеспинкой и протектором баков проектная масса составила более 3 т, что резко увеличило нагруженность крыла. Было принято решение об увеличении площади крыла до 21 кв.м. (пустой вес нового проекта равнялся снаряженному весу Ки. 44). После подготовки проектной и технической документации весной 1942 г. на заводе Накадзима-Ота была начата постройка опытной партии.

В первой половине 1943 г. опытная пара с Д-45 (до 1,8 тыс. л.с.), выхлопными коллекторами, подкрыльевыми ПТБ и незакапотированным вооружением прошла испытания на заводском аэpодpоме Одзима, после чего была передана НИИ авиации (в/ч Татикава) и управлению авиаприемки Сухопутных войск (в/ч Фусса). Весной 1943 г. летчик-испытатель Сухопутных войск (майор управления авиаприемки Д. Ивахаси) дал лестную характеристику машине в присутствии коллектива конструкторов. На войсковых испытаниях была выявлена вибрация ВИШ и отказы Д-45, и по предложению командира ИАЭ авиаприемки (сын начальника ГУ авиации, майор Ё. Арамаки) была заказана вторая установочная партия из 10 машин. В 1943 г. до 100 ед. предсерийных машин прошли расширенные испытания в НИИ авиации и управлении авиаприемки. На испытаниях горизонтальная скорость превысила 620 км/ч, что было ниже требований заказчика, но выше скорости строевых машин. На машинах проводились технологические и конструктивные доработки (перепроектирован стабилизатор и руль поворота для повышения взлетной устойчивости), в начале 1944 гг. на о. Хоккайдо несколько машин оснастили лыжами на стойках в корневой части крыла. Весной 1944 г. истребитель был принят на вооружение авиации Сухопутных войск под шифром Ки. 84 (яп. Рикугун ёнсики сэнтоки

). В ходе замены с 1944 г. цифровых шифров авиатехники на имена собственные Ки. 84 получил обозначение Буря (яп.
Хаятэ
).

Операторы [ править ]

Военное время

Япония

  • Авиационная служба Императорской армии Японии

Послевоенный

Китайская Народная Республика

  • Военно-воздушные силы Народно-освободительной армии эксплуатировали трофейные самолеты с 1945 по 1950-е годы.

Китай

  • Китайские националистические ВВС держали в резерве несколько Ki-84 на случай, если американская помощь будет сокращена. [11]

Индонезия

  • ВВС Индонезии — В 1945 году Народные силы безопасности Индонезии (IPSF) (индонезийские партизаны, выступающие за независимость) захватили небольшое количество самолетов на многочисленных японских авиабазах, включая авиабазу Бугис в Маланге (репатриирована 18 сентября 1945 года). Большинство самолетов было уничтожено в ходе военных конфликтов между Нидерландами и недавно провозглашенной Республикой Индонезия во время индонезийской национальной революции 1945–1949 годов.

Производство [ править ]

Ki-84 Производство: Ота и Уцуномия, Накадзима Хикоки К.К. [10]

Год
Янв.ФевральМар.Апр.МайиюньиюльАвг.СентябрьОктябрьНоябрьДекабрьЕжегодный
1943 г.11311824
1944 г.9252597861381451212613013233731 904
1945 г.357129216185198168194481,485
Общий3 413

Не включено:

  • Предварительное производство началось с двух прототипов, завершенных в марте и апреле 1943 года. [1]
  • Еще 94 Ki-84-I Ko были собраны на авиазаводе Mansyu Hikoki Seizo KK в Харбине. [1]

Общее производство

Согласно отчету USSBS: 3 413 [10]Рисунок включает: 3 413 сборок Ki 84-I и Ki-84 II.
По данным Франсильона: 3 514 [1]Рисунок включает: 3 509 сборок Ki 84-I и Ki-84 II, с 1 прототипом Ki-106, 1 Ki-113, 3 прототипами Ki-106.

Выживший самолет [ править ]

После войны ряд самолетов был испытан союзными войсками, два — в Подразделении технической воздушной разведки союзников — Юго-Западный Тихоокеанский регион (ATAIU-SWPA) как S10 и S17, а еще два — в Соединенных Штатах как FE-301 и FE-302 (позже T2-301 и T2-302). [ необходима цитата

]

Один пример взят в плен Кларк — Филд в течение 1945 года, серийный номер 1446, был перевезен на борту USS Лонг — Айленд

авианосца в США. В 1952 году он был продан в качестве излишка Эдварду Мэлони, владельцу Авиамузея Онтарио (Музей авиации Самолетов Славы ) и восстановлен до летного состояния, после чего был возвращен в Японию для демонстрации в музее Арасияма в Киото в 1973 году. у самолета были украдены детали Ki-84, и в сочетании с годами пренебрежения он больше не мог летать. После закрытия музея в 1991 году самолет был передан в музей Токко Хейва Кинен-кан в префектуре Кагосима, где он выставляется и по сей день. Это единственный уцелевший Ki-84.[12] [13]

Галерея [ править ]

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]