Судьба по имени «Су». Как Павел Сухой стал легендой мировой авиации

Павел Осипович Сухой (1895-1975) – советский авиаконструктор, доктор технических наук, один из создателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации. Лауреат ряда наивысших государственных наград и премий.

В биографии Павла Сухого есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в этой статье.

Итак, перед вами краткая биография Сухого.

Мечта, подаренная Уточкиным

История отечественной авиации состоит из удивительного переплетения судеб тех людей, которые стояли у её истоков.

Один из пионеров русской авиации Сергей Уточкин, ради её популяризации совершавший показательные полёты в различных уголках Российской империи, не мог даже предположить, какое значение будет иметь его обычный полёт над Гомелем.

Когда Уточкин пролетал над городом, внизу за его полётом с восторгом наблюдали гимназисты, один из которых в этот день решил связать свою судьбу с авиацией. Звали гимназиста Павел Сухой.

Будущий основатель знаменитого КБ, самолёты которого сегодня считаются одними из лучших в мире, родился 22 июля 1895 года в селе Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии Российской империи в семье учителя.

Отец Павла, Осип Андреевич Сухой, был выходцем из белорусских крестьян. Ещё в детстве односельчане обратили внимание на то, что у мальчика хорошие способности не только к крестьянскому труду, но и к различным наукам. На сельском сходе решено было собрать деньги, чтобы отправить Осипа на обучение в Учительскую семинарию. Так Осип Сухой обрёл очень почётную в то время профессию школьного учителя.

В 1900 году Осипу Андреевичу предложили заведовать школой для детей железнодорожников в Гомеле. Так семья Сухих перебралась из села в город.

У Осипа Сухого было шестеро детей — пять девочек и единственный сын, Павел. Отец старался дать детям хорошее образование и расширить их кругозор. В доме Сухих все увлекались чтением, игрой на скрипке и пением, выпускали домашний рукописный журнал.

В 1905 году Павел Сухой поступил в Гомельскую мужскую гимназию. Учился он хорошо, а на выбор жизненного пути повлиял тот самый полёт лётчика Уточкина.

Статья по теме

«Русский Фарман». Игорь Сикорский совершил переворот в мировой авиации

День сегодняшний

Сегодня КБ – мощный концерн со многими отделениями и дочерними фирмами. Среди них – НКП «Штурмовики Сухого» и АО «Гражданские самолеты Сухого».

Последним ныне руководит Сидоров Константин Васильевич.

Среди его военных разработок:

  • СУ-27 — истребитель (на нем выступают сейчас «Русские витязи»);
  • СУ-30 — двухместный истребитель (в основном идет на экспорт);
  • СУ-33 — палубный истребитель;
  • Су-35 – истребитель поколения 4++.

Последний военный самолет КБ Сухого – Пак Фа (Т-50), истребитель пятого поколения. А около года назад представители концерна заявили о начале работы над проектом шестого поколения…

Гражданское направление

В работе над гражданскими самолетами конструктор не участвовал. Направление появилось в КБ уже после его смерти. Но существуют и мирные самолеты марки Су:

  • Суперджет – пассажирский лайнер;
  • Су-80ГП – грузопассажирский;
  • Су-38л – сельскохозяйственный.

У самолета Сухого Суперджет судьба складывается неоднозначно. В 2012 году во время показательного полета (Индонезия) он попал в аварию, погибли 45 человек.

Но выпуск его продолжен, машина используется во многих странах. Руководство акционерного общества АО ГСС не намерено от него отказываться. Сухой Суперджет отличается особым расположением мест в самолете.

Роковые копии

В 1914 году Павел Сухой окончил гимназию с серебряной медалью, имея оценку «хорошо» по латинскому и немецкому языкам, а также отличные оценки по остальным десяти предметам.

Несмотря на то, что по немецкому у Сухого было лишь «хорошо», впоследствии он без труда читал авиационную литературу на немецком языке, а знание латыни позволило ему освоить и другие европейские языки до уровня, позволявшего знакомиться с материалами по авиации.

Выпускник гимназии Сухой мечтал о поступлении в Императорское высшее техническое училище в Москве, поскольку на тот момент лишь в нём в России изучались теоретические и технические вопросы воздухоплавания на аппаратах тяжелее воздуха.

Отец поддерживал стремление Павла и через родственника, проживавшего в Москве, отправил документы сына, необходимые для допуска к экзаменам. Родственник Сухих оказался человеком осторожным, подав в приёмную комиссию не оригиналы, а копии документов. Это было нарушением действовавших правил, из-за чего Павлу Сухому было отказано в допуске к экзаменам.

Но Павел не пал духом, отправился в Москву сам и успешно поступил на математический факультет Московского университета.

О своей мечте Сухой не забыл. Спустя год он подаёт документы на поступление в Техническое училище так, как положено, и успешно сдаёт экзамены. Поступив в училище, он становится членом кружка воздухоплавания, который возглавляет один из основоположников русской авиации Николай Жуковский.


Не полетит! В чём сомневались современники Райт, Чкалова и Гагарина

Подробнее

Война и другие беды

Казалось, Павлу Сухому удалось сделать шаг к своей мечте. Но к тому моменту вовсю бушевала Первая мировая война, и студента Сухого мобилизовали в армию. Окончив школу прапорщиков, он до октября 1917 года служил артиллеристом на Западном фронте. После того как Россия фактически вышла из войны, Павел вернулся в Москву, но тут обнаружил, что Техническое училище закрыто.

Сухой вернулся в Гомель, а затем получил место учителя математики в городе Лунинец, в Западной Белоруссии.

Статья по теме

Мужик, придумавший крылья. Взлётная полоса Сергея Ильюшина

Судьба продолжала испытывать его на прочность: сначала пришлось бежать в Гомель, спасаясь от польской армии, оккупировавшей Западную Белоруссию, затем необходимо было искать пропитание для семьи. В это время Павел переболел сыпным тифом, а затем скарлатиной. Он сумел выжить, но осложнения на горло привели к тому, что у него навсегда изменился голос, который стал звучать приглушённо. Скорее всего, именно поэтому те, кто работал с Сухим, называли его человеком немногословным и суховатым в общении.

Ученик Туполева

В 1920 году Совет народных комиссаров выпустил постановление о возвращении студентов в вузы. Открылось и Техническое училище в Москве. В 1921 году 26-летний Павел Сухой едет в Москву, чтобы продолжить учёбу, прерванную на целых шесть лет.

Он не только учился, но и по вечерам подрабатывал в КБ Николая Фомина, где проектировались дирижабли. Сухому нужны были деньги — в 1923 году он женился на своей землячке, учительнице, с которой познакомился в Западной Белоруссии.

Ещё до окончания училища, в 1924 году, Павел Сухой стал работать чертёжником в экспериментальном отделе Центрального аэрогидродинамического института.

Наступило время дипломного проекта, и руководителем Сухого стал авиаконструктор Андрей Туполев.

Туполев разглядел в далеко уже не юном студенте большой талант. Дипломная работа «Одноместный истребитель с мотором 300 лошадиных сил» успешно прошла защиту, и 30-летний Павел Сухой получил квалификацию «инженер-механик», а вместе с ней и предложение от Туполева продолжить совместную работу в констукторском отделе ЦАГИ. Сухой был включён в конструкторскую бригаду А. Н. Путилова на должность инженера-конструктора.

Реактивная Эра

Возобновив в 1953 году работу, КБ больше не занималось винтовыми самолетами.

Начиналась эра реактивных двигателей, и конструктора заинтересовали и они, и машины, способные их должным образом использовать.

Самолетам П.О.Сухого на реактивной тяге удалось быстро завоевать первые позиции в мире.

Самолеты-многостаночники

Первым массовым реактивным самолетом Сухого стал истребитель Су-7. Далее конструкторское бюро чаще выпускало самолеты с комбинированным назначением:

  • Су-9 — истребитель-перехватчик;
  • Су-11 — истребитель-перехватчик;
  • Су-15 — истребитель-перехватчик;
  • Су-7Б — всепогодный истребитель-бомбардировщик;
  • Су-17 — истребитель-бомбардировщик;
  • Су-24 — фронтовой бомбардировщик;
  • Су-34 – многофункциональный истребитель-бомбардировщик.

В числе первых, боевые самолёты Сухого получили изменяемую геометрию крыла, что значительно повысило их летные качества.

Ударники неба

Во многих странах летчики называют самолеты марки Су лучшими в своем классе. Поэтому старые модели остаются на вооружении, и даже продолжается их выпуск.

Так, Су-24 впервые взлетел в 1970 году, а выпуск его планируется до 2020-го. Су-17 до сих пор состоит на вооружении 8 государств.

Штурмовики Сухого Су-25 способны нести 32 разных вида вооружений, причем некоторые одновременно. В бою они впервые побывали в 1980 году, но до сих пор «Грачи» производятся и состоят на вооружении в 17 странах мира.

Су-2

Высокая работоспособность, неординарное мышление, умение находить оригинальное решение для сложнейших задач — эти качества, проявленные Сухим, очень быстро выделили его среди других авиаинженеров. В короткий срок он прошёл путь от инженера-конструктора до заместителя главного конструктора. В этом качестве, будучи «правой рукой» Туполева, он занимался созданием истребителей И-4, И-14, а также самолёта АНТ-25, на котором был осуществлён перелёт в США через Северный полюс.

Статья по теме

Крылья для Родины. Андрей Туполев научил Россию летать

В 1936 году в Советском Союзе был объявлен конкурс на создание ближнего бомбардировщика под условным наименованием «Иванов». Победу в конкурсе одержал проекта Павла Сухого, который получил право создать собственное конструкторское бюро.

Лёгкий бомбардировщик Су-2, первый собственный проект Сухого, выпускался серийно с 1940 года. Всего было построено около 900 экземпляров Су-2 и его глубокой модификации Су-4.

Су-2 не входит в число наиболее известных советских самолётов, несмотря на высокие показатели живучести в бою. Совершив в 1941 году примерно 5000 вылетов на Су-2, советские ВВС потеряли в бою и пропавшими без вести 222 этих самолёта, то есть одна потеря приходилась на 22,5 вылета. Это примерно в 1,6 раза ниже, чем средние потери советской бомбардировочной авиации за первые месяцы войны.

Сравнивая Су-2 с другим советским бомбардировщиком Пе-2, специалисты отмечают, что, несмотря на более высокие тактико-технические характеристики «пешек», «сушки» гибли в бою в среднем в два раза реже.


Крылатый богатырь. Как защищал Россию первый бомбардировщик «Илья Муромец»

Подробнее

Павел Сухой: гений авиационной мысли

Павел Осипович Сухой – один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации – был не только талантливым инженером, но и выдающимся организатором. Созданное им конструкторское бюро продолжает эффективно работать по сей день, развивая идеи своего основателя и подтверждая верность принципов его научной школы. В КБ Сухого было разработано более 100 типов самолетов, практически каждый из которых являлся прорывом в отечественном и мировом авиастроении.

Павел Осипович Сухой родился 22 июля 1895 года в небольшом белорусском селе. Уже в детстве он проявлял незаурядные способности к точным наукам, в особенности – к математике и физике, за что по окончании Гомельской мужской гимназии даже получил серебряную медаль. В аттестате у него было десять отличных оценок и всего две «четверки» – по немецкому и латыни. Однако впоследствии он свободно читал авиационную техническую литературу не только на немецком, но и на английском, французском, итальянском и других европейских языках.

С удивительным упорством Павел Осипович добивался получения лучшего образования из возможных: сначала в Московском университете, куда поступил в 1914-м, а затем в Императорском Московском техническом училище (впоследствии – МВТУ, а ныне – МГТУ им. Н.Э. Баумана). Из-за Первой мировой войны, а затем революции ему пришлось прервать обучение. Но в 1920-е он вернулся в училище и в 1925-м получил-таки диплом инженера.

Кстати, руководителем его дипломного проекта был сам Андрей Туполев. Именно он разглядел в молодом инженере талант авиаконструктора и пригласил на работу в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) в Москве. Первым проектом, к которому привлекли Сухого, был истребитель АНТ-5 (И-4). Следующим – цельнометаллический И-14.


Самолет АНТ-25

В 1932-м Павел Сухой впервые стал руководителем – по проектированию самолета АНТ-25, на котором через два года был установлен мировой рекорд дальности и продолжительности полета по замкнутому маршруту (отсюда и его второе краткое наименование – РД, «рекорд дальности»). А в 1937-м на нем же экипажи Валерия Чкалова и Михаила Громова совершили легендарные перелеты через Северный полюс в Америку.


Самолет АНТ-37

Осенью 1934 года ОКБ А. Туполева получило задание на постройку дальнего бомбардировщика АНТ-37 (ДБ-2). В соответствии с требованиями военных, самолет должен был иметь дальность не менее 3000 км и развивать максимальную скорость не менее 350 км/ч. Руководителем назначили Сухого, уже имеющего опыт разработки самолетов АНТ-25 и АНТ-36. В 1938 году на самолете ДБ-2Б «Родина» экипаж в составе Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой осуществил еще один рекордный перелет на дальность.

В конце 1930-х Павел Осипович победил в конкурсе на создание ближнего бомбардировщика «Иванов». Благодаря этой победе, появилась возможность организовать отдельное, самостоятельное конструкторское бюро. Оно открылось 5 марта 1940 года.


Самолет Су-2

Работа над «Ивановым» закончилась созданием первого самолета марки «Су» – боевого многоцелевого «ближнего бомбардировщика» Су-2 (изначально ББ-1, «ближний бомбардировщик»). Более 900 самолетов Су-2 героически сражались в годы Великой Отечественной войны в Бессарабии, Белоруссии, защищали небо Сталинграда.

В военные годы Павел Осипович Сухой продолжал создавать все более совершенные боевые машины. В 1943-м за разработку штурмовика Су-6 его наградили Сталинской премией I степени.


Самолет Су-9

После появления в 1945 году опытного Су-9 в авиации началась эра реактивных самолетов. Именно здесь Павел Осипович смог проявить свой талант в полную силу. Всего за четыре года были созданы Су-11, Су-15, Су-17. Многие разработки Сухого и его КБ можно было помечать биркой «сделано впервые»: убирающееся в полете шасси, гладкая металлическая обшивка, топливные баки-отсеки крыла, катапультируемое кресло летчика, система спасения экипажа в отделяемой кабине, бустер в системе управления, тормозной парашют.

Однако в 1949 году, по решению правительства, конструкторское бюро Сухого расформировали. Павел Осипович стал заместителем Андрея Туполева и под его руководством работал над модификацией Ту-2 – самолетом УТБ.

Вновь главой КБ Сухой стал лишь в мае 1953 года. Его коллективу было поручено изучение трофейного американского истребителя «Сейбр». Отдельные результаты этого исследования были творчески использованы конструктором в дальнейшей работе. А в октябре 1953 года Павел Сухой возглавил производственный коллектив завода № 51. Здесь в кратчайшие сроки им были созданы выдающиеся по своим характеристикам самолеты, каждый из которых являлся прорывом в отечественной и мировой авиационной науке и технике.

Первым успешным самолетом возрожденного КБ Сухого стал реактивный истребитель-бомбардировщик Су-7, поднявшийся в небо в 1955-м, а в серийное производство попавший в 1958-м. На долгие годы он стал одним из самых известных отечественных военных летательных аппаратов, был принят на вооружение, помимо СССР, девятью странами мира на разных континентах.


Самолет Су-17

Еще одним легендарным советским истребителем-бомбардировщиком стал Су-17, разработанный в ОКБ Сухого в середине 1960-х годов. Это первый отечественный самолет с крылом изменяемой стреловидности. Угол отклонения крыла по отношению к оси симметрии летательного аппарата стало возможно поменять прямо во время полета, что позволило значительно увеличить эффективность летательного аппарата.


Самолет Су-24

В 1970 году впервые в небо поднялся советский бомбардировщик Су-24 – всепогодный самолет с крылом изменяемой геометрии, который эксплуатируется до сих пор.


Самолет Су-27

А высокоманевренный истребитель Су-27 (впервые взлетевший в 1977-м) признан одним из лучших боевых самолетов, произведенных в Советском Союзе. Он имеет отличные летные и боевые характеристики и превосходит ближайшего «конкурента» МиГ-29 по дальности полета и возможной нагрузке. Су-27 регулярно используется для создания новых авиационных рекордов и демонстрации фигур высшего пилотажа. Это главный самолет группы «Русские витязи».

В течение 22 лет КБ Сухого успешно конкурировало с лучшими отечественными и зарубежными самолетостроительными фирмами. В сентябре 1975 года на 81 году жизни Павел Осипович скончался. Но он смог обеспечить стабильную деятельность и творческое развитие коллектива и в дальнейшем, после ухода. В своем КБ Сухой создал подлинно новаторскую научную школу проектирования авиационной техники. По воспоминаниям современников, Павла Осиповича отличала особая инженерная интуиция и большая творческая смелость: «езда в незнаемое», как он сам характеризовал свой стиль работы. Коллег он призывал к тому же: не бояться экспериментов, выбирать нестандартные пути к решению технических задач.

Коллектив ОКБ Сухого разработал более 100 типов самолетов и их модификаций, около 50 из них выпускалось серийно. Общее число серийно выпущенных самолетов превышает 11 тысяч единиц. Более 2000 самолетов поставлены в 30 стран мира. На самолетах марки «Су» установлено свыше 50 мировых рекордов.

Спасибо трофейному «Сейбру»

КБ Сухого продолжало работы и над новыми машинами. В 1943 году за создание штурмовика Су-6 Павел Осипович Сухой был удостоен Сталинской премии I степени. Однако этот проект не пошёл в серию, так как военные эксперты отдали предпочтение конкуренту — штурмовику Ил-10.

В конце войны Сухой одним из первых начинает работать над проектами реактивных самолётов, понимая, что за ними будущее авиации. В разработке находится целая «линейка» самолётов Су, однако в 1949 году, когда работы находились в самом разгаре, было принято решение о закрытии КБ Сухого. Произошло это после того, как 3 июня 1949 года в Подмосковье во время испытательного полёта потерпел катастрофу истребитель-перехватчик Су-15.

Вины КБ Сухого в происшествии не было, лётчик благополучно приземлился на парашюте, однако решено было сделать оргвыводы. Конструкторское бюро закрыли, а сам Сухой вернулся к Туполеву на ту же должность, с которой уходил, — заместителя генерального конструктора. Проекты Су-15, а также ещё нескольких самолётов, были свёрнуты. Впоследствии под этими названиями появятся новые разработки КБ Сухого.

Возродить КБ Сухого заставила война в Корее. В руки советских военных в качестве трофея попал американский реактивный истребитель «Сейбр», для изучения которого было сформировано КБ-1 под руководством Павла Сухого.

В 1953 году КБ Сухого было восстановлено в полном объёме, получив в качестве производственной базы завод № 51, переименованный в 1965 г. в ММЗ «Кулон».

Военные годы

На фронтах Великой Отечественной отличился один из первых образцов продукции нового КБ – бомбардировщик Су-2. Проект выиграл в жестком конкурсе, где в числе противников были самолеты «Иванов» заслуженных мастеров Поликарпова и Немана.

Предложения были равноценными, и госкомиссия предложила конструкторам изготовить опытные образцы своих самолетов. КБ Сухого сделала это первым и выиграло.

Никто не пожалел об этом. Хотя ряд проектов КБ (Су-1,Су-4, Су-6) были не слишком успешными, Су-2 оказался отличным ближним бомбардировщиком. Не обошлось и без курьезов. В начале войны один Су-2 был сбит… А.С.Покрышкиным!

В сумятице первых военных месяцев пилот перепутал свой бомбардировщик с вражеским. Лишь через много лет Покрышкин признался в ошибке, услышав рассказ о происшествии из уст бывшего пилота Су, тогда уже маршала Пстыго.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]