Гусеничные пожарные машины: история создания, классы и основные ТТХ

Гусеничные пожарная машина – это транспортное средство на гусеничном ходу, предназначенное для тушения пожаров и обеспечения деятельности пожарной охраны.

Гусеничный ход – это движитель самоходных машин, обеспечивающий движение за счет взаимодействия гусениц с грунтом.

Чешский SPOT-55, созданный на базе советского танка Т-55

Назначение

Для тушения самых сложных и опасных пожаров в труднодоступной местности, например: лесных пожаров, пожаров в местах добычи нефти или хранения боеприпасов – применяют гусеничные пожарные машины, созданные на базе боевых танков. Такие машины оборудованы водяной или порошковой пушкой, выстреливающей на расстояние до 100 метров, и значительным резервуаром для воды или пенообразователя. А благодаря бронированному корпусу пожарный танк не боится взрывов и может приблизиться к самому очагу возгорания. Некоторые такие танки, например российский СПМ (специальная пожарная машина), могут даже управляться дистанционно как роботы!

Пожарная машина СПМ — видео

Пожарную машину собрали на Омском заводе транспортного машиностроения по заказу Минобороны. Данный «пожарный танк» способен бить струей на 100 метров. Особенностью СПМ является возможность дистанционного управления, что обеспечивает максимальную безопасность людей, участвующих в пожаротушении в особо сложных и опасных условиях. При возникновении угрозы для жизни экипажа люди покидают машину, и она выполняет поставленную задачу с помощью системы дистанционного управления.

Баллистическая защита СПМ представляет собой съемные броневые противоосколочные экраны, которые в совокупности с броневой кабиной обеспечивают защиту экипажа и оборудования в кабине от разлетающихся осколков при наземном подрыве осколочно-фугасного снаряда калибра 152 миллиметра.

Масса СПМ — около 60 тонн. Экипаж состоит из трех человек. Он надежно защищен герметичной и теплоизолированной кабиной. Запас воды и огнегасящих веществ — 25 кубических метров, дальность подачи огнегасящего состава достигает 100 метров. Для расчистки подходов к очагам возгорания и создания минерализованных полос машина оснащена бульдозерным оборудованием в виде клиновидного отвала.

Сообщается, что экипаж СПМ одет в специальные теплоизоляционные, жаростойкие костюмы, способные защитить человека от воздействия высоких температур. Кроме того, предусмотрено использование экипажем индивидуальных средств фильтрации и очистки воздуха.

История создания

С конца 40-х годов XX века известна пожарная машина на шасси Т-34, на башенном посадочном погоне которой были смонтированы стандартный лафетный гидравлический ствол с интенсивностью подачи 30 л/с и цистерна на 3-5 т воды. Этот проект был реализован в Сибири, где арсеналы и склады с боеприпасами подвержены частым возгораниям от лесных пожаров. Данная пожарная машина успешно применялась при тушении пожаров на складах боеприпасов и горящих лесов вокруг этих складов. Экипаж машины состоял из 2 человек — водителя и оператора, управляющего лафетным стволом, и находился под защитой противоснарядной брони.

На эту тему ▼

Методы и способы тушения лесных пожаров

В начале 70-х годов по заданию Главного ракетно-артиллерийского управления (ГРАУ) Минобороны СССР была разработана гусеничная пожарная машина ГПМ-54, несущая 10 т воды и до 2 т пенообразователя, с лафетным стволом с интенсивностью подачи воды до 40 л/с. Однако, как показала практика, эта машина, хотя и превосходила значительно по своим огнетушащим возможностям пожарные колесные стандартные машины, например АЦ-40, АА-40 (соответствуя 2-3 АЦ-40, 4-5 АА-40), и соответствовала аэродромным тяжелым пожарным машинам АА-60 и АА-70, но без дозаправки или поддержки другими пожарными машинами самостоятельно не способна была обеспечить тушение локального очага в штабеле боеприпасов после 6-8 мин свободного развития пожара. Шасси было разбронировано, а противоснарядную броню заменили 20-мм листы, способные успешно защитить только от стрелкового оружия или пулеметов, но не способные противостоять прямому попаданию ракет или снарядов, как правило, часто разлетающихся хаотично по различным траекториям из горящих штабелей. Наиболее крупным недостатком машины являлось то, что при подаче воды нельзя было маневрировать, в частности быстро выехать из зоны, опасной по тепловому воздействию от пламени пожара. Поэтому машины ГПМ-54 загорались при тушении штабеля с дистанции 10-20 м, но чаще просто не могли подъехать к горящему штабелю на дистанцию эффективного тушения.

Гусеничная пожарная машина ГПМ-54 на разбронированном шасси танка Т-54

Например, для тушения пожара штабелей боеприпасов на 61-м арсенале под Лозовой привезли пять «пожарных танков» ГПМ-54. Первый «танк» быстро вышел из строя из-за перегрева двигателя под воздействием тепловых излучений и работы в атмосфере, обедненной кислородом и сильно загрязненной, что типично для ГПМ-54. На другой день уже четыре ГПМ-54 не могли работать, потому что температура в районе пожара была для них слишком высока. Такие случаи были и раньше. Так, в 1982 году на крупнейшем арсенале Главного ракетно-артиллерийского управления (ГРАУ) в Йошкар-Оле сгорели две ГПМ-54 с экипажами. Первая машина с опытным водителем прапорщиком и оператором лафетного ствола – начальником объектовой пожарной части тушила горящий штабель с наиболее эффективной дистанции – 10 м. Когда запас воды иссяк, из-за сильного задымления двигатель машины заглох, и его не смогли запустить. Огонь от штабеля охватил машину. Вторая машина во главе с заместителем начальника части поехала выручать первую, сбила с нее пламя, но и у нее заглох двигатель. В результате обе машины сгорели вместе с экипажами.

Эти недостатки ГПМ-54 были отмечены в ряде приказов по ГРАУ МО СССР в 1983 году, и на их основании были приняты резолюции о необходимости создания новых, бронированных, ГПМ. Новой разработкой стала импульсная многоствольная установка на шасси танка Т-62 «Импульс-2М» с башенной 50-ствольной установкой, в каждом стволе которой размещены распылительные заряды с электровоспламенителями, по 20-30 кг распыляемого ОС или ПМ в зависимости от их плотности и влажности (в контейнерах – жидкие, вязкие или порошковые; в канале ствола – сыпучие, зафиксированные с обеих сторон пыжами). Гусеничная бронированная пожарная машина (ГБПМ) «Импульс-2М» создана по заданию ГРАУ МО СССР для дистанционного тушения (с относительно безопасных расстояний – до 100 м) горящих штабелей боеприпасов. Шасси было мало изменено:

  • убраны боеукладки, за счет чего увеличен свободный объем обитаемого отделения;
  • ускорена эвакуация экипажа;
  • сохранены фильтры очистки воздуха от токсичных и радиоактивных пылей, аэрозолей и броня, защищающая от снарядов, обрушений и крупных осколков.

Гусеничная бронированная пожарная машина «Импульс-2М»

Замена башни с орудием на многоствольный модуль (ММ) позволила облегчить шасси на 3-5 т, повысить скорость и маневренность «Импульс-2М», навесить теплоотражательные экраны, импульсные распылители для внешнего охлаждения и внутренней защиты обитаемого и моторного отделений. Стволы многоствольной установки могут заряжаться различными огнетушащими средствами: жидкостями, растворами, гелями, порошками и сыпучими материалами, что впервые позволит обеспечить одновременно и эффективное тушение, и ликвидацию последствий аварий. Если запас контейнеров с огнетушащим средством закончится, то есть компактные распылительные патроны – до 500 шт. в боеукладках на 10 перезарядок стволов.

Впервые создана пожарная машина, способная обеспечить гибко регулируемое (по масштабам, дальности и виду) тушение путем последовательного распыления различных огнетушащих и защитных составов (жидкие, вязкие, клейкие, гели, порошки) и экологически чистых природных материалов (грунт, грязь, пыль, песок, снег и др.). Дополнительно по желанию заказчика шасси и установка оснащались светотеплозащитными экранами и имели теплоотражающую светлую окраску. Учитывая опыт гибели машин ГПМ-54 с экипажами при тушении горящих штабелей боеприпасов, разработчики предусмотрели на новой ГБПМ «Импульс-2М» фиксированные на внешней броне импульсные распылители воды и гелей, создающие при распылении пенообразный теплопоглощающий слой на кузове (броне) машины.

ГБПМ «Импульс-2М» эксплуатируется с начала 90-х годов: 7 машин – в объектовых военизированных пожарных частях (ВПЧ) Украины (Чернобыль, Полтава, Черкассы, Черниговская область, Гнединцы, Симферополь); 15 машин – в России (из них 4 – в Башкортостане), 5 машин – в Йемене. Однако, как показала практика, при эксплуатации ГБПМ «Импульс-2М» противоснарядная броня необходима только при прямых попаданиях снарядов и ракет, разлетающихся из горящих штабелей ящиков с боеприпасами, а гусеничное танковое шасси создает немалые трудности при эксплуатации в пожарных частях, малопригодно для длительных маршей и требует частых регулярных ремонтов. Рынок для ГБПМ «Импульс-2М» ограничен, поэтому целесообразно спроектировать ММ на шасси автомобиля с широким рынком сбыта, налаженной системой ремонта и поставкой необходимых запчастей.

Работа ГБПМ «Импульс-2М» в России и на Украине дала богатый материал в плане выявления достоинств и недостатков машины и их анализа. ГБПМ «Импульс-2М», как упомянуто выше, проектировалась для тушения горящих штабелей деревянных ящиков с боеприпасами. Но впервые эта машина была применена для тушения газовых скважин и нефтяных фонтанов в составе Полтавского отряда по ликвидации аварий на газонефтяных промыслах. Тактика применения машины отрабатывалась на полигоне Полтавского отряда. Залповое распыление более чем из двух стволов было реализовано впервые в мире. Этим способом можно моделировать локальные, природные газопылевые и газопесчаные «вихри», «бури», газоводяные «шквалы» и «снежные метели» с гибко регулируемыми параметрами (кинетическая энергия для преодоления интенсивного, мощного пламени на большой площади, ширина и высота фронта «вихря» для одновременного тушения сразу на большой площади).

Именно этот (последний) параметр позволяет осуществлять тушение с минимальными удельными расходами огнетушащего вещества, а также подготовку и масштабное мощное тушение за короткое время; комбинированное тушение с регулируемыми интервалами между подачей различных огнетушащих веществ; тушение поджогов и масштабных пожаров с помощью массового применения зажигательных боеприпасов и огнеметов; предотвращение и локализацию объемных взрывов пыле-, паро-, капельно-газовых облаков; мгновенную постановку светотеплозащитных экранов и маскировочных завес; локализацию и дезактивацию токсичных выбросов, облаков, осадков; локализацию радиоактивной пыли в облаках и осажденной пыли на различных поверхностях; локализацию и утилизацию розливов нефти на воде и побережье.

При залповом распылении многократно снижается отдача по сравнению с распылением такой же массы из одного ствола (например, при распылении 200 кг огнетушащего порошка (ОП) залпом из 10 стволов «Импульс-2М» по сравнению с распылением 200 кг из одного ствола пневмоимпульсного одноствольного модуля на салазках, внедренного еще в 80-е годы в Газпроме и широко применяющегося до настоящего времени в отрядах по ликвидации горящих газовых скважин. При этом дальность распыления при залповом выбросе ОП в 5-6 раз выше (до 100-120 м), чем при распылении из одного ствола (20 м). По сравнению с 5-тонной порошковой машиной ОП-5 залп из 10 стволов ГБПМ «Импульс-2М» позволяет потушить такую же площадь (до 1000 м2), следовательно при залповой импульсной подаче коэффициент полезного использования ОП возрастает в 25 раз.

Первая распыляющая выстрелом или залпом многоствольная пожарная установка на полозьях была испытана в 1982 году, и с тех пор продолжаются работы по совершенствованию многоствольных систем в плане повышения определяющих огнетушащую эффективность основных тактико-технических характеристик (масса метаемого состава, начальная скорость распыления, время перезаряжания, безотказность, надежность работы, дальнобойность, проникающая способность, площадь фронта распыленного огнетушащего состава). Установлены оптимальные калибр и длина ствола, разработана компоновка многоствольной системы, созданы элементы раздельно-гильзового заряжания: вышибной заряд и герметичная цилиндрическая емкость-гильза, обеспечивающая быстрое заряжение в ствол и долговременное (до 10-15 лет) гарантированное хранение любого огнетушащего состава (порошка, геля, жидкости) с различными характеристиками (дисперсностью, удельным весом, плотностью, вязкостью, смачиваемостью, химической активностью). Это позволяет сосредотачивать достаточные запасы огнетушащих боеприпасов во многих местах, атак-же монтировать заряженные многоствольные модули на многих опасных участках, обеспечивать их многолетнее нахождение в режиме ожидания; всегда и незамедлительно оказывать комбинированное огнетушащее воздействие с помощью нескольких последовательных (с регулируемыми интервалами) залпов различных распыленных огнетушащих составов. Тонкодисперсное, высококонцентрированное распыление этих составов мощными скоростными газовыми потоками обеспечивает высокоэффективное использование их в зонах горения (над раскаленной поверхностью горящего материала и внутри его) с комплексным воздействием, сочетающим одновременно разрушение, охлаждение всей структуры и объема зоны горения. При этом обеспечивается проникновение огнетушащих средств в горящие конструкции со сложной конфигурацией поверхности. Значительные приоритетные исследования в области механики и динамики импульсных многофазных потоков, а также внутренней и внешней баллистики взрывных многоствольных систем позволили установить ряд новых закономерностей процессов образования, распространения и огнетушащего воздействия импульсных газодисперсных струй и многоструйных потоков. На основе анализа этих новых закономерностей разработаны новые уникальные методы гибкого и оперативного управления скоростью, кинетической энергией, дальностью, масштабами, кратностью и видом воздействия огнетушащих потоков.

Гусеничная бронированная пожарная машина на шасси танка «Леопард»

Отработаны также методы многоцелевого защитного воздействия путем управляемого комбинированного распыления различных защитных составов из многоствольных установок, в том числе постановка светотеплозащитных завес заданных размеров, конфигураций и сред, предотвращающих воспламенение и взрывы газовых, паровых и пылевых сред. Отработаны методы создания мощных направленных потоков, способных разрушить и локализовать выбросы активных веществ, а также локализовать активные пыли и аэрозоли на разных по сложности конфигурации поверхностях. Пневмоимпульсные ствольные установки или 9-ствольные 120-мм пирогазогенераторные установки не обеспечивают быстрого и эффективного пожаротушения. В июле 1985 года в г. Йошкар-Ола, в июне 1987 года в г. Балаклея прошли полигонные испытания 10-ствольных установок со стволами из 120-мм минометных труб, с маломощными вышибными зарядами. Эти установки обеспечивали выброс порошка лишь на расстояние до 15 м, создавая низкоскоростное и малоконцентрированное газопорошковое облако, не способное оказать заметного огнетушащего воздействия на горящий полноразмерный штабель.

В мае-июне 1988 года в г. Балаклея на арсенале боеприпасов в были проведены испытания по тушению пяти модельных штабелей тары – ящиков с боеприпасами (размером 12 м по фронту, 6 м в глубину и 3,5 м в высоту) с помощью традиционной пожарной техники: ГПМ-54, трех пожарных машин АПЦ-40, турбореактивной установки АГВТ. Ни одна из этих установок не сумела потушить три горящих штабеля после 8 мин свободного горения. Штабеля полностью сгорели за 20-25 мин. Содержащиеся в них несколько гильз с пороховыми зарядами взорвались на 10-12-й минутах с начала пожара штабеля и были потушены только тогда, когда ящики обрушились и превратились в груду горящих обломков. Такое же неэффективное тушение 4-го штабеля отмечено у одноствольной пневмоимпульсной установки с калибром ствола 300 мм, содержащей 200 кг ОП, и 9-ствольной пирогенераторной установки с калибром стволов 120 мм, содержащей по 15 кг порошка в каждом стволе. Установки состоят на вооружении противофонтанных частей Газпрома (Россия) и Нефтегаза (Украина). Они сложны по конструкции, перезаряжаются не менее чем за 40 мин и распыляют ОП не более чем на 15 м, создавая при этом низкоскоростной и маломощный газопорошковый поток, сбивающий пламя на некоторое время, но не обеспечивающий тушения горящих деревянных поверхностей с высокотемпературной поверхностью.

В августе 1988 года были успешно проведены испытания по тушению трех штабелей размерами 15×6,5×3,5 м двумя 200-мм многоствольными установками, смонтированными на шасси зенитных двухосных лафетов: 25-ствольной откатной и 30-ствольной безоткатной системами импульсного распыления. Тушение двух других штабелей осуществлялось с помощью гидромонитора с интенсивностью подачи воды 80 л/с, работающего от двух пожарных машин с насосами АПЦ-40 и газотурбинной установки АГВТ, распыляющей воду струей посредством газотурбинного двигателя. За 15 сек 25-ствольная откатная установка сделала три залпа из 8; 8 и 9 стволов с расстояния 25 м по штабелю, свободно горевшему 8 мин. Пламя и дым были сбиты полностью с наружной поверхности штабеля. Газопорошковые высокоскоростные вихри проникли внутрь штабеля по межящичным вертикальным и горизонтальным щелям. Во всем объеме штабеля и вокруг него была создана плотная газопорошковая среда типа «колпак» с концентрацией, достаточной для тушения. Плотный “колпак” существовал над штабелем в течение 5-6 мин. За это время был перекрыт доступ кислорода к горящим поверхностям, а огнетушащая газопорошковая среда проникла к горящим поверхностям по межящичным вертикальным и горизонтальным щелям, служившим путями подсоса кислорода к очагу пожара.

На эту тему ▼

Гусеничная пожарная машина ГПМ-72

Назначение и ТТХ

Для достижения наибольшего эффекта первый и второй залпы осуществлялись водой из пяти стволов из двух нижних ствольных рядов установки: огнетушащий газоводяной шквал плотно заполнил все пространство зоны горения внутри штабеля и эффективно потушил пожар. При варианте тушения только порошком необходимы дополнительные залпы «шквалом» (вихрем) тонкораспыленной воды или продолжительная подача воды из традиционных ручных или лафетных стволов, так как без достаточно полного охлаждения обугленной древесины не может быть достигнуто окончательное тушение. Например, после двух залпов порошковыми «вихрями» (пыльные «смерчи») и рассеяния образовавшегося газопорошкового облака на штабель потребовалась дополнительно заливка ручным стволом в течение 5-7 мин нескольких малых источников дыма – потенциальных очагов повторного возгорания.

Затем тот же штабель разожгли повторно; время свободного горения – 12 мин. Одновременные залпы из ММ по траекториям, расположенным под прямым углом, по фронту штабеля из 25-ствольной откатной установки и с торца штабеля из 30-ствольной установки позволили сбить огонь и полностью затушить штабель взаимодействующими газоводяными «шквалами». При тушении по той же схеме горизонтально ориентированными порошковыми «смерчами» понадобилась работа пожарного с ручным стволом в течение 2,5 мин. В связи с этим может возникнуть вопрос: зачем нужны порошковые «смерчи», если водяные «шквалы» тушат быстрее и эффективнее, но дальность тушения порошкового «смерча» в 1,5-1,7 раза больше? Для тушения развитого пожара с сильным теплосветоизлучением и высокой вероятностью взрывов сначала с дальней (безопасной) дистанции создается порошковый «вихрь», сбивающий пламя, снижающий тепловое излучение и обеспечивающий подвоз ММ на дистанцию действия водяного «шквала», который быстро осаждает порошковое облако, обеспечивая видимость для последующих прицельных «шквалов» по интенсивно дымящимся, повторно возгорающимся фрагментам штабеля.

Тушение 3-го штабеля мощной компактной струей воды было длительным (до 40 мин) и потребовало не менее 10 пожарных машин АЦ-40 с водой. Это означало фактический неуспех тушения – невозможность предотвращения перехода горения штабеля во взрыв боеприпасов на непотушенном участке. К концу тушения штабель был полностью разрушен в результате комбинированного воздействия: теплового – пожара и ударного – водяной струи.

Штабель, который тушили с помощью АГВТ, сгорел быстрее всех (примерно за 4-5 мин после начала тушения), вследствие того что тушащее воздействие имело локальный характер, а раздутие пламени мощным спутным потоком воздуха было тотальным (имело гораздо больший, в 10-20 раз, масштаб). В итоге вокруг относительно небольшой зоны тушения образовалась в 3-5 раз большая зона с интенсифицированным горением с большим белым пламенем. В результате этого суммарное воздействие можно было классифицировать не только как неэффективное тушение, но и как тушение, сильно способствующее усилению горения и, как следствие, переходу горения во взрыв боеприпасов. Поэтому штабель быстро сгорел и обрушился.

На эту тему ▼

Гусеничная пожарная машина ГПМ-64

Назначение и ТТХ

Анализ результатов экспериментов не оставил сомнений в том, что наиболее эффективный метод тушения – это импульсное тонкодисперсное распыление воды сразу по всему фронту участка горения (со стороны направления залпа) с мощным проникающим эффектом, обеспечивающим тотальное разрушение, охлаждение и разбавление конденсированной зоны горения. Разработка многоствольных установок на шасси лафетов, грузовых автомобилей и танков и унитарных герметичных патронов с различными огнетушащими составами позволила реализовать комбинированный способ импульсного тушения. Первые два залпа порошком массой по 150-250 кг из 8-10 стволов (15-25 кг порошка в каждом стволе) осуществляется с дальней дистанции и обеспечивает сбивание пламени, локализацию очага, снижение температуры в штабеле, исключение возможности развития горения во взрыв боеприпасов. Снижение интенсивности теплоизлучения и временное предотвращение вероятности взрыва позволяют многоствольной установке быстро подъехать к штабелю и с расстояния 15-20 м произвести 1-3 залпа распыленной водой. Туманообразный, оптически плотный, мощный скоростной шквал с широким фронтом окутывает штабель, проникает внутрь его и обеспечивает мощный объемный и поверхностный охлаждающий эффект по всей площади горения. Последний залп можно сделать пенообразователем или загущенной жидкостью, налипающей на потушенные нагретые поверхности, что обеспечивает изоляцию их от притока тепла и окислителя и окончательно исключает возможность повторного воспламенения.

Для машины «Импульс-2М» наиболее мощным является залп из 10 стволов, позволяющий за 1-2 сек сбить пламя на площади от 500 до 1100 м2, причем без перезаряжания машина способна осуществить пять таких залпов. Экспериментально установлены предельная дальность тушения таким способом: до 50 м – розливов нефтепродуктов, до 70 м – штабелей дерева, до 100 м – газовых фонтанов с дебитом до 1106 м3 и давлением до 140 атм. Эксперименты с упомянутым газовым фонтаном позволили определить примерную вероятность тушения фонтана: с дистанции 25 м –100 %, 50 м – до 80 %, 75 м – до 60 %, 100 м – до 40 %. Основную роль в определении вероятности тушения играла аэродинамическая обстановка на траектории движения потока и наличие отражающих конструкций вокруг скважины. Слитный залп из двух установок «Импульс-2М», имеющих по 10 стволов каждая, обеспечивает 100 %-ное тушение газового фонтана с дебитом до 2,5·106 м3 и давлением до 200 атм с дистанции 50-75 м и 60 %-ное – с дистанции 100 м.

Убедительно преимущества импульсного тушения были продемонстрированы в Варвинском районе Черниговской области при тушении высокодебитной газовой скважины с дебитом 1,5·106 м3 и давлением до 150 атм, состоящей из трех струй газа – вертикальной и двух горизонтальных, направленных в диаметрально противоположные стороны. Длина факелов пламени составляла 15-20 м, а максимальный диаметр – до 2,5 м. Сначала скважину с дистанций от 15 до 30 м безуспешно тушили двумя пожарными машинами с насосами и лафетными стволами с интенсивностью подачи до 60 л/с (, Австрия), смонтированными на шасси «КамАЗ», шестью переносными лафетными стволами с интенсивностью подачи воды 20 л/с от двух насосных пожарных машин, обслуживаемыми 25 пожарными, работающими в высокоопасной зоне. За 15 мин интенсивной работы по фонтану было выпущено более 220 т воды, но при этом удалось достичь лишь кратковременного тушения одной струи газа, и только при условии, что по ней было сосредоточено воздействие всех стволов. Однако после переноса подачи воды на другую газовую струю ранее потушенная вновь воспламенялась.

На эту тему ▼

Гусеничная пожарная машина ИМПУЛЬС-2М

Назначение и ТТХ

На втором этапе машины «КамАЗ» сменила порошково-пневматическая пожарная машина АП-5 с 5,5 т огнетушащего порошка и лафетным стволом с интенсивностью подачи до 50 л/с и дальностью – до 20 м. АП-5 выбросила весь запас порошка с максимальной интенсивностью подачи за 2 мин при одновременной работе шести переносных лафетных стволов (120 л/с воды суммарно), однако не было достигнуто кратковременное тушение даже одной струи газа. Затем на смену АП-5 вступила в действие газоводяная машина АГВТ-150 с газотурбинными авиационными двигателями, распыляющая до 90 л/с воды в виде мощного газоводяного потока диаметром до 5 м и дальностью подачи до 30 м. При этом, как и в первом случае, было достигнуто временное тушение только одной струи, пока на нее непосредственно воздействовал газоводяной поток. Таким образом, попытки потушить скважину оказались неудачными, несмотря на интенсивную работу 4-6 машин и 25-40 пожарных в опасной зоне в течение 25 мин, подачу более 500 т воды и 5,5 т порошка.

Последняя атака была проведена ГБПМ «Импульс-2М» с дистанции 40 м. Всего лишь одним залпом из 10 стволов, распылением 200 кг ОП в виде мощного газопылевого «вихря» диаметром до 5 м было достигнуто тушение прямым воздействием за 1 сек двух горизонтальных струй газа, а через 3-4 сек – вертикальной струи за счет эффекта эжекции этой струей газопорошкового облака, образовавшегося после тушения двух горизонтальных струй. Во втором и третьем экспериментах все три газовые скважины были потушены одним залпом с прицелом, измененным по вертикали. В четвертом эксперименте первым залпом были потушены горизонтальные скважины, а вторым через 10 сек – вертикальная. Во всех случаях повторных воспламенений не наблюдалось.

Позднее была проведена серия экспериментов по тушению трехструйной скважины залпами из 10 стволов с дистанции 50 м с изменением углов горизонтального и вертикального наведения. Эти эксперименты позволили определить оптимальные параметры подготовки залпов: взаимную расстановку стволов, участвующих в залпах, горизонтальное и вертикальное наведение их при тушении горящего фонтана, расположенного на открытой поверхности.

В объектовых пожарно-спасательных частях МНС Украины находится семь 50-ствольных установок «Импульс-2М» на шасси танка Т-62. Шасси претерпело некоторые изменения: убраны боеукладки для снарядов и патронов, что заметно увеличило свободный объем обитаемого отделения танка и обеспечило возможность быстрой аварийной эвакуации из пораженной горящей машины; полностью сохранена броня, защищающая от снарядов, обрушений и крупных осколков, а также система избыточного давления в обитаемом отделении и фильтры очистки воздуха, что надежно защищало экипаж от токсичных, бактериологических и радиоактивных пылей и аэрозолей. Снятие с танка боеукладок и замена бронированной башни с артиллерийским орудием на многоствольную установку позволили облегчить танк на 3-5 т, что привело к повышению скорости и маневренности машины, а также оснастить ее навесными теплоотражательными экранами из тонких металлических листов, крепящихся на стойках на расстоянии 5-10 см от брони; импульсными системами, охлаждающими броню тонкораспыленной водой снаружи и тушащими возгорания в обитаемом и моторном отсеках.

На эту тему ▼

Гусеничная пожарная машина ГПМ-54

Назначение, модификации и их ТТХ

Стволы многоствольной установки могут заряжаться различными огнетушащими составами – жидкостями, растворами, гелями, порошками и сыпучими материалами. Благодаря этому одна пожарная машина может осуществить впервые полностью автономное комбинированное эффективное тушение различных видов пожаров. Если запасы контейнеров с огнетушащими составами закончились, а компактные распылительные патроны еще есть (в боеукладках для снарядов возможно разместить до 500 патронов – 10 полных залпов, а контейнеры может подвозить только транспортная машина) можно заряжать стволы и эффективно распылять из них различные природные материалы (грунт, грязь, песок, вода любой степени загрязненности, пыль, снег, лед и пр.).

Таким образом, работа данной установки в незначительной мере зависит от подвоза контейнеров с огнетушащим составом. При полном срабатывании всех стволов (например, при пяти залпах из 10 стволов) можно потушить штабель боеприпасов не более чем за 1 мин после 10 мин свободного горения штабеля. Такую работу за 10-15 мин могут выполнить не менее четырех традиционных пожарных танков ГПМ-54. Однако такого количества пожарных танков нет ни в одном из российских арсеналов. Кроме того, трудно реализовать на практике их согласованную работу по горящему штабелю на открытой местности, а по штабелю внутри обваловки могут одновременно работать не менее двух машин ГПМ-54, или «Импульс-2М», или импульсных установок на шасси прицепов или артиллерийских лафетов. Такие 9-16-ствольные установки могут стоить 10-15 тыс. долл., в то время как «Импупьс-2М» стоит до 100000 $, а ГПМ-54 – до 140000 $. Прицепные многоствольные установки могут транспортироваться к горящему штабелю стандартными пожарными и другими машинами, которые могут быстро доставить установку на позицию тушения и удалиться в безопасное место.

На эту тему ▼

Классификация пожарных автомобилей и аварийно-спасательной техники

Известны опытно-промышленные образцы многоствольных импульсно-распылительных установок (рис. 5) на колесных и гусеничных шасси. На Горьковском автомобильном заводе в Нижнем Новгороде разработана (с использованием опыта разработки «Импульс-2М») 22-ствольная установка «Ветлуга», распыляющая порошок выстрелом. Однако она лишена главных достоинств «Импульс-2М»: не может создавать мощные огнетушащие вихри, так как залповое распыление возможно не более чем из двух стволов на расстояние до 40 м; не способна распылять жидкости, вязкие составы (наиболее эффективные для тушения) и природные материалы. Пятиствольная установка на базе патронных огнеметов (ВНИИПО) сложна в эксплуатации и распыляет посредством выстрела только очищенную воду с пенообразователем на расстояние до 60 м при залпе из двух стволов. Пятиствольная пневмоимпульсная порошковая установка выбрасывает одновременно 200 кг порошка, но только из одного ствола, обеспечивая дальность тушения не более 20 м. Кроме того, перезаряжание установки крайне длительно и трудоемко – по 40 мин каждый ствол.

Модификации

Сегодня в эксплуатации находится три модификации пожарного танка:

  • ГПМ-54 с бульдозерным навесом БТУ-55.
  • ГПМ-54-01 с бульдозерным навесом ТБС-84. В разработке с 2005 года.
  • ГПМ-54М с автоматической системой подачи распыленной воды.

Последняя модернизация была проведена в 2022 году, и автомобиль получил импортное гидравлическое оборудование.

Основные отличия между базовой ГПМ-54 и модернизированной ГПМ-54-01

ГПМ-54ГПМ-54-01
Количество мест боевого расчета22+1
Гидравлическая система· гидрораспределитель ГА-86 – 1 шт.;
· ручной гидрораспределитель Р-102 – 3 шт.
· электрогидрораспределитель – 4 шт.
Бульдозерное оборудование· стартер СТ-16М;
· самопроизвольное опускание при деактивации привода;

· распределитель ГА-86.

· привод от насоса;
· насос PGP511А0100 в общей гидросистеме;

· наличие гидроблокираторов;

· распределитель «Паркер».

Контроль лафетного ствола· работа от общего насоса.· собственный насос привода лафетного ствола.
Подъем кузова· наличие высоких изгибающих моментов штоков гидроцилиндров;
· работа привода сопряжена с включением пожарного насоса;

· обрыв трубопровода влечет за собой свободное падение кузова;

· привод от насоса.

· использование шарнирных опор;
· блокировка насоса при активации привода подъема;

· гидрофиксаторы падения кузова;

· работа от основного и аварийного насосов гидросистемы.

Системы освещения· лампы МН-26-012 – 6 шт.· светодиоды АЛ 370 – 6 шт.

Взяв за основу военный танк, инженеры подвергли его ряду изменений:

  • в зоне рабочих мест установили бронированную кабину;
  • над кабиной разместили бронированную цистерну для воды на 9 кубов;
  • на крыше силового отделения установили откидной кузов с порошковой установкой и пожарно-техническим оборудованием;
  • лафетный ствол поставили сверху цистерны;
  • отсеки для катушек пожарных рукавов и насоса предусмотрели сзади бака для воды;
  • под насосно-рукавным отделением расположили моторно-трансмиссионный узел;
  • в носовой части закрепили бульдозерное оборудование.

Технические характеристики

Согласно тому же ГОСТа технические характеристики пожарных машин на гусеничном ходу должны соответствовать следующим значениям:

Наименование параметров, единицы величинКатегория по массе и компоновочной форме
ЛКМСКМТКМ
однозвеннаядвухзвеннаяоднозвеннаядвухзвеннаяоднозвеннаядвухзвенная
Полная масса, тДо 8,0От 8,0 до 18,0Свыше 18,0
Грузоподъемность, тДо 1,5До 2,0До 7,0До 5,0До 12,0До 10,0
Масса в снаряженном состоянии, тДо 6,0До 6,0До 11,0До 13,0До 29,0До 31,0
Масса буксируемого прицепа, тДо 2,5До 4,0До 7,0До 7,0До 15,0До 18,0
Среднее удельное давление на грунт, МПа0,013-0,023До 0,0490,020-0,0250,073-0,0820,022-0,030
Максимальная скорость, не менее км/ч45
Минимальная скорость, не более км/ч4
Средняя скорость на грунтовых дорогах удовлетворительного состояния, км/ч:
без прицепа40,0-45,030,0-35,040,0-45,030,0-35,040,0-45,025,0-30,0
с прицепом30,0-35,030,0-35,030,0-35,0
Дорожный просвет, мм, не менее400350400350450350
Подъем (спуск), град, не менее:
без прицепа353535353535
с прицепом252525
Косогор, град, не менее252525252520

Источники: История и перспективы разработки пожарных машин на военных гусеничных и колесных шасси. Захматов В.Д.; ГОСТ Р 58383-2019 Техника пожарная. Пожарные машины на гусеничном ходу. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний.

Основные отличия ГПМ-54-от ГПМ-54

Наименование составных частейГПМ-54ГПМ-54-01
Экипаж2 человека2 чел. + 1 посадочное место
Гидравлическая система специального оборудованияЭлектрогидрораспределитель ГА-86 –1 шт. (Россия), ручные гидрораспределители Р-102 – 3 шт. (Россия, сняты с производства). Две независимые гидросистемы (одна на бульдозер, вторая на привод лафетного ствола и кузова). Гидросистема с двумя основными, одним аварийным насосами, стартер-генератором и сливом масла в 2 отдельных бака. Аварийный насос осуществляет привод кузова и лафетного ствола.Установлено 4 электрогидрораспределителя «Паркер». Две независимые гидросистемы (одна на привод бульдозера и кузов, вторая на привод лафетного ствола). Гидросистема оснащена двумя основными и одним аварийным насосами. Аварийный насос осуществляет привод кузова и бульдозера. Значительно повышена надежность комплектующих изделий гидросистемы.
Бульдозерное оборудованиеОтдельная гидросистема. Питание от аккумуляторных батарей. Привод от стартера СТ-16М При выключенном приводе самопроизвольное опускание (нет гидрозамков); Распределитель ГА-86 – 1 шт.Привод от насоса, установленного на гитаре. Насос PGP511A0100 общей гидросистемы. Включено в общую гидросистему. Устранено самоопускание установкой гидрозамков «Коматрол». Распределитель «Паркер» – 1 шт.
Система управления лафетным стволомПовышенный нагрев масла из-за высокой производительности насоса (более 80% масла сливается в бак). Постоянные отказы в работе привода управления стволом.Установлен индивидуальный насос привода лафетного ствола (установлен на редукторе привода пожарного насоса).
Привод подъема кузоваВысокие изгибающие моменты штоков гидроцилиндров. При работе привода включен в работу пожарный насос. При обрыве трубопроводов, – свободное падение кузова. Привод от насоса НШ-39 подъема кузова и привода лафетным стволом.Отсутствие изгибающих моментов за счет применения шарнирных опор. При работе привода пожарный насос отключен. При обрыве трубопроводов кузов фиксируется на гидростопорами. Привод от основного и аварийного насосов гидросистемы.
Электрооборудование (индикация наличия воды в системе пожаротушения)6 ламп МН-26-012 (Iобщ = 720 мА)6 светодиодов АЛ370 (Iобщ = 80 мА) Изменены комплектующие электрической схемы. В 4 раза снизилась цена. Уменьшилась масса щитка управления. Увеличилась надежность.

Устройство

Продольный разрез ГПМ-54-01

1 – бульдозер; 2 – щиток контрольно-измерительных приборов механика-водителя; 3 – кабина; 4 – люк; 5 – щиток управления; 6 – фара ФГ-125; 7 – прибор наблюдения; 8 – осветитель ОУ-3; 9 – магистраль напорная лафетного ствола; 10 – защита лафетного ствола; 11 – лафетный ствол водопенный; 12 – волнолом; 13 – ограждение маяка; 14 – маяк проблесковый; 15 – обечайка цистерны; 16 – сиденье дополнительное; 17 – горловина заправочная цистерны; 18 – пенал с всасывающим рукавом; 19 – цистерна; 20 – горловина заправочная бака для пенообразователя; 21 – ограждение карданной передачи; 22 – бак для пенообразователя; 23 – кардан; 24 – кузов; 25 – ограждение фрикциона; 26 – моторная перегородка; 27 – ящик ЗИП; 28 – шарнирная опора; 29 – лесенка откидывающаяся; 30 – гидроцилиндр; 31 – упор; 32 – редуктор повышающий; 33 – фрикцион; 34 – гидробак; 35 – задвижка Ду-90; 36 – задвижка Ду-32; 37 – насосный агрегат; 38 – клапан аварийного слива; 39 – пеносмеситель; 40 – задвижка Ду-70; 41 – коллектор; 42 – задвижка Ду-125; 43 – сиденье командира; 44 – рычаги приводов управления; 45 – рычаг переключения передач; 46 – рычаг привода ПМП; 47 – педаль ножного привода подачи топлива

Схема комбинированного лафетного ствола на ГПМ-54

1, 5 – цилиндр; 2, 6 – кронштейн; 3 – ствол пожарный лафетный; 4 – труба; 7 – тройник; 8 – угольник; 9, 19 – трубопровод; 10, 13 – щека; 11 – ось; 12 – цилиндр подъема; 14 – противовес; 15 – рычаг; 16 – патрубок; 17 – плита опорная; 18 – маховик; 20 – разветвление

Бульдозер ГПМ-54

1, 10, 17 – пальцы; 2 – отвал; 3, 13 – кронштейны; 4 – стяжка; 5, 6 – болты; 7 – платик; 8, 9 – кожухи; 11 – гидроцилиндры заглубления отвала; 12 – гидроцилиндры поворота отвала; 14 – крышка; 15 – фартук; 16 – лючок; 18 – толкающая рама; 19 – серьга; 20 – рычаг; 21 – конечный выключатель

Размещение и крепление ГПМ-54 на железнодорожной платформе

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]