Танк КВ-1: характеристики и история создания советского танка


В истории мирового танкостроения использовались различные основания для классификации боевых машин. Они делились на группы и виды, различающиеся вооружением и броневой мощью, скоростными и ходовыми качествами, особенностями, рожденными под влиянием государственной военной доктрины и тактикой действий частей и соединений.

Больше всего прижилась классификация, основанная на боевой массе танка: легкие, средние, тяжелые. Танк КВ-1 был первым в череде массовых советских тяжелых танков.

Историческая справка

Известно, что самый первый танк МК-I (Марк I) появился 15 сентября 1916 г. в армии Великобритании. Не отставала от союзницы по Антанте и Франция, представившая чуть позже свою боевую машину. Танк «Рено FT» оказался довольно-таки успешным вариантом и образцом для многих последующих моделей.

Вслед за первооткрывателями в процесс танкостроения включились Италия, Венгрия, Польша, Швеция, Чехословакия, Япония.

Любопытно, но страны, являющиеся сегодня производителями лучшей бронетехники – Россия (СССР), США и Германия – вступили в этот процесс с определенным опозданием.

Советское военное командование не имело практически никакого опыта в строительстве и использовании танков.

Применение захваченных у интервентов боевых машин и изготовленных в 1920 г. , на базе слегка переделанного «Рено», полутора десятков танков (первый назывался «Борец за свободу товарищ Ленин») назвать опытом было сложно.

Поэтому, пройдя быстрее других танкостроительных стран этап поиска своего пути, создатели советских танков нашли более удачный вариант.

Используя опыт других

В советский период об этом старались не упоминать, как же страна Советов — первая во всем. Этот «квасной патриотизм» во вред исторической правде. Да, не мы изобрели танк… Да, наши конструкторы использовали опыт других. И что в этом плохого?

В декабре 1929 г. специальная комиссия, созданная Управлением механизации и моторизации Красной Армии, была отправлена в зарубежную командировку для изучения производства танков.

Были закуплены:

  1. Образец легкого английского танка «Виккерс – 6 тонн» с лицензией на право производства.
  2. 15 танков МкII, английского производства.
  3. Несколько танкеток «Карден-Ллойд» МкVI и лицензия на производство этой модели.
  4. Два танка ТЗ без башен и вооружения в США у инженера и изобретателя Дж.У. Кристи – автора оригинальной ходовой части для бронемашины.

Все эти приобретения были так или иначе использованы при разработке уже отечественных моделей танков. На базе английской танкетки была создана и запущена в серийное производство танкетка Т-27, которая находилась на вооружении Красной Армии еще даже в первые месяцы войны.

При создании танка Т-26, который в предвоенные годы был основным для РККА, в значительной степени использовались достижения, важные узлы и агрегаты боевой машины «Виккерс – 6 тонн». А оригинальную ходовую часть, придуманную Кристи сначала применили на танках семейства БТ, а потом и на тридцатьчетверках.

Опасная спешка

Торопливое принятие КВ на вооружение Красной армии сыграло двоякую роль. С одной стороны, к началу Великой Отечественной войны в распоряжении РККА оказалось достаточно новых машин, превосходящих по боевым возможностям любые танки противника. Это блестяще доказали несколько знаменитых эпизодов полного разгрома многочисленных колонн гитлеровцев всего одним (!) танком КВ. Конечно, противниками преимущественно были легкие чешские Pz.35(t), но и средние «тройки» и «четверки» первых модификаций не были серьезным соперником КВ, которые могли расстреливать их с гораздо большей дистанции.

С другой стороны, страдающая многочисленными «детскими болезнями» бронированная машина принесла много головной боли самим советским танкистам. Неслучайно самые результативные бои Великой Отечественной, о которых говорилось выше, КВ вели из танковых засад. Низкая надежность трансмиссии этих танков стала притчей во языцех, да и боевая подвижность тоже была невысокой. Машина получилась крепкой и сильной, но переутяжеленной, она зачастую даже не могла взять с лету откос, на который легко взбирались другие танки.

Если бы КВ, прежде чем его приняли на вооружение и начали массово выпускать, прошел традиционный для других танков путь, с длительными полигонными испытаниями, с неоднократными доводками и доделками выявленных на них недостатков, возможно, его дальнейшая судьба сложилась бы иначе. Но страна в спешке готовилась к приближающейся войне, и крепкая, способная выдержать огонь почти любых орудий противника машина нужна была ей немедленно. Впрочем, похожим образом принимали на вооружение и Т-34, который до конца карьеры так и не избавился, например, от трудностей с переключением передач, отчего механики-водители предпочитали идти в бой исключительно на второй скорости.

Серийное производство КВ, который к тому времени в связи с появлением КВ-2, вооруженного 152-миллиметровой гаубицей, получил индекс КВ-1, началось уже в феврале 1940 года на Кировском заводе. Темпы производства были запланированы колоссальные, но выдержать их не удалось. Поэтому Великую Отечественную войну советские танкисты встретили, имея на вооружении меньше трехсот машин этого типа. Как показали первые бои, и при таком небольшом насыщении войск танками КВ они способны приносить немало неприятностей немцам. Проблема была в другом: эти танки не предназначались для встречных или засадных танковых боев или для применения в качестве машин сопровождения пехоты. Их стихией был прорыв укрепленных рубежей обороны, а летом 1941-го если кто и прорывал такие линии, то это были только немцы. В итоге КВ приходилось выполнять несвойственные им задачи и покрывать сотни километров, чтобы добраться до места, где им предстояло пойти в бой. Из-за этого быстро изнашивались механизмы, особенно трансмиссия, и многие «кавэшки», как их стали называть в армии, были потеряны не в бою, а на марше.

Тяжелому танку быть

Вторая половина 30-х годов – период, когда мир и, особенно Европа, жили в ожидании войны. Страны по-разному относились к сложной политической обстановке. Неоднозначно оценивалась роль бронетанковых войск в будущем противостоянии.

Французы и итальянцы рассматривали их как средство поддержки пехоты и кавалерии, выделяя им вспомогательную роль. Англичане утвердились в необходимости иметь два типа танков: крейсерские и пехотные, которые выполняли разные функции.

Немцы использование танков рассматривали в составе крупных соединений, которые при поддержке авиации должны прорывать оборону и двигаться вперед, не дожидаясь пехоты.

Концепция советских военных специалистов предусматривала использование всех видов танков для прорыва тактической обороны, для поддержки пехоты и развития успеха на оперативном пространстве, действуя в составе танковых и механизированных соединений. Но если вопросы совершенствования легких и средних машин в предвоенное время решались неплохо, то с тяжелыми дело обстояло хуже.

Очередные попытки создания тяжелого танка сводились к укреплению броневой защиты (как следствие – увеличение массы танка) и использованию распространенного многобашенного варианта (увеличение габаритов), в ущерб скоростным и маневренным качествам. Теряли такие машины и броневую защиту. К счастью, после выпуска 59 единиц танка Т-35 и признания его неперспективным, работа по созданию тяжелых танков пошла по другому направлению.

В истории создания тяжелого танка 1939 год оказался наиболее успешным:

  • в феврале на Ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ) началась разработка танка КВ, названного в честь Наркома обороны СССР Ворошилова Климента Ефремовича;
  • к концу года на 185-м заводе была завершена разработка 58-тонного двухбашенного танка Т-100;
  • еще одним вариантом тяжелого танка стала 55-тонная модель, разработанная также на ЛКЗ и названная в честь Сергея Мироновича Кирова – СМК;
  • вскоре после начала советско-финской войны в ноябре 1939 г. все три образца были направлены на испытание в район боевых действий. Победу в этом «соревновании» одержал тяжелый танк КВ, с одной существенной оговоркой. Военных, проводивших испытание, не устроила слабая для такого мощного танка 76 мм пушка;
  • принято решение о серийном выпуске танка КВ.

Одна башня вместо трех

Своим появлением на свет танк, который еще не носил индекса КВ, обязан двум другим советским тяжелым танкам, оставшимся в статусе экспериментальных – СМК (то есть Сергей Миронович Киров) и Т-100. Оба тяжеловеса проектировались по классической для того времени многобашенной схеме. Этого требовала теория применения тяжелых танков: предназначенные для прорыва вражеских укреплений, они должны были иметь орудие для борьбы с ДОТами, орудие для борьбы с вражескими танками и пулеметы для борьбы с живой силой противника. Поэтому и СМК, и Т-100 сначала получили по три башни, которые потом превратились в две. Как гласит легенда, во время рассмотрения макетов у Сталина тот снял одну из башен и спросил главного конструктора Кировского завода Жозефа Котина, сколько она весит. Узнав, что три тонны, советский руководитель потребовал избавиться от лишней башни и нарастить за ее счет бронирование.

Был ли такой диалог в действительности, сегодня установить уже трудно. Однако после того как с СМК была убрана одна из трех башен, конструкторский коллектив Кировского завода попробовал убрать еще одну – в качестве эксперимента. При таком условии стал не нужен длинный корпус, и его сократили на два опорных катка, что сразу же сделало экспериментальный танк более подвижным. Вдобавок к этому решено было установить на новой машине и другой тип двигателя – дизельный В-2, производство которого только-только осваивали в Харькове.

Первый экспериментальный образец нового тяжелого танка, носивший условное название У-0, получил очень необычный с нынешней точки зрения комплект вооружения. В единственную башню втиснули оба орудия, которые приличествовали танку прорыва: и 76-миллиметровое основное орудие, и 45-миллиметровую пушку для борьбы с танками. При этом боекомплект «главного» орудия составлял больше сотни снарядов, а «вспомогательного» – всего полсотни. На полигонных испытаниях быстро стало понятно, что преимущества в бою такой дуплекс танку не дает, зато осложняет жизнь экипажу, вынужденному тесниться в небольшой башне.

От КВ к ИС-2

Практика замены официальных названий, буквенно-цифровых обозначений, на другие, шутливые имена существовала в армейской среде всегда. Отдельные виды вооружения получали официальное название в виде начальных букв ФИО их создателя.

Но танк, если не считать «Борца за свободу…, именем Наркома обороны назвали впервые. Никакого ёрничества, но невольно напрашивается штамп про то, как корабль назовешь, так он и поплывет. Герой гражданской войны, маршал Советского Союза, не сменяемый в течении 15 лет Нарком обороны К.Е.Ворошилов особого вклада в Победу в войне не внес. Более того, к концу войны его, единственного за все годы, вывели из состава Государственного Комитета Обороны.

Вот и танк КВ-1 вроде бы существовал, но с таким именем не рождался и свой жизненный путь с ним не завершал.

  • в 1939 году на ЛКЗ разработали и отправили на испытание тяжелый танк КВ;
  • летом 1940 г. в серийное производство были запущены танк КВ с 76 мм пушкой Л-11 (в 1941 г. ее заменили более совершенной, но такого же калибра пушкой ЗИС-5) и создали танк КВ-2 со 152 мм гаубицей М10Т;
  • а вот порядковый номер 1 танку присвоили «задним числом», не в связи с появлением новой модификации, а так, чтобы не нарушать последовательность;
  • после прекращения в 1941 году выпуска КВ (КВ-1) и КВ-2, боевая машина, претерпев некоторые технические изменения, и, получив 85 мм пушку, летом 1943 года стала именоваться КВ-85;
  • осенью 1943 года на базе последней модификации семейства КВ стал серийно выпускаться тяжелый танк ИС-1 или ИС-85. А после установки 122 мм пушки и изменения корпуса 31 октября 1943 года началось производство танка ИС-2 (Иосиф Сталин), который на первых этапах встречался под обозначением КВ-122.

Символично что, освободив К. Е. Ворошилова от всех ключевых постов, Сталин заменил его имя своим в названии главного танка. Замена на имя любого другого военачальника было бы оскорблением для бывшего Наркома.

После такого лирического отступления стоит подробно познакомиться с первым советским тяжелым танком КВ-1 (про Т-35 вспоминать уже не стоит) и сравнить с последующими моделями. Ведь по большому счету эти модели взаимосвязаны.

История создания

Необходимость создания боевой машины, способной противостоять тяжелой артиллерии противника и снабженного мощным вооружением, к 1938 году, когда было принято соответствующее постановление советского Комитета Обороны, назревало давно. Кроме конструкторского бюро Кировского завода Ленинграда, аналогичное техническое задание получило и другое предприятие города — № 185.

Проблема преодоления укрепленных рубежей возникла еще во время Первой Мировой войны. Военными теоретиками выдвигалось множество идей, одна из которых — создание бронированной техники, защищающей нападающую сторону от ударов противника и способной разрушить самые мощные укрепления.

В 30-е годы двадцатого столетия популярностью пользовалась идея создания боевых машин, оборудованных несколькими башнями. Это направление считалось приоритетным, и будущий КВ, получивший на этапе проектирования название СМК по имени С.М. Кирова, предполагалось выполнить трехбашенным.


Ленинградский Кировский Завод

Однако созданная молодыми инженерами модель с одной башней, мощным орудием и дизельным двигателем доказала преимущества перед более модными аналогами, поступив в серийное производство.

На заметку! Расшифровка названия КВ — Клим Ворошилов. Изначально в маркировке цифровой индекс отсутствовал, появившись после начала производства следующей модели под номером 2.

Боевое крещение первые образцы танков КВ-1 получили, штурмуя линию Маннергейма в Финской войне, куда были направлены вместо полевых испытаний. Приказ о принятии на вооружение был подписан 19 декабря 1939 года, спустя всего два дня после первого сражения с участием этой боевой машины. Разработанные аналоги — СМК и Т-100 — также неплохо себя проявили в финской кампании, но не выдержали конкуренции с танками КВ-1, уступив в толщине брони при большей массе и худших динамических характеристиках.

Основные характеристики советских тяжелых танков в годы Великой отечественной войны

Основные характеристикиТанк КВ 1Танк КВ 2Танк ИС 2
Боевая масса (т)435246
Экипаж (чел)564
Габариты (мм)
длина667569506770
ширина332033203070
высота271032502630
Клиринс (мм)450430420
Толщина брони (мм)40-7540-7560-120
Калибр орудия (мм)76152122
Пулеметы3х7,623х7,623х7,62, 1х 12,7 (ДШК)
Боекомплект (артвыстрелов)903628
Мощность двигателя (л.с.)500600580
Максим. Скорость343437
Запас хода по шоссе (км)225250240
По бездорожью (км)180150160
Преодоление препятствий (м)
стена0,870,871
ров2,72,73,5
брод1,31,61,3

Тактико-технические характеристики, как представленные в таблице, так и оставшиеся за ее рамками, дают оценку трем главным составляющим любой бронемашины:

  • броневой защите и живучести танка и экипажа;
  • огневой мощи вооружения;
  • скоростным и маневренным качествам.

Как играть?

Прежде всего советую использовать автоприцел. В суматохе боя, когда Вас кружит лт или ст противника зачастую сводится просто некогда. А учитывая отличное бронепробитие танков своего уровня неважно куда выпопадёте — для Вас любой «светляк» как картон.

КВ-1 очень комфортный танк и играть на нём относительно просто. У вас есть хорошая круговая броня. Танкование ромбом (бортом) и только ромбом поможет Вам её реализовать на все 100%, а хорошие углы склонения орудия позволяют танковать крепкой башней.

Конструкция и защита танка

Некоторые специалисты считают танк КВ-1– этапом в мировом танкостроении, ибо отдельные технические находки были в последующем использованы во многих других моделях. Это дизельный двигатель, противоснарядное бронирование, индивидуальная торсионная подвеска, разделение бронекорпуса на отделения: боевое, управления и моторно-трансмиссионное.

Экипаж танка в таких условиях более защищен. Механик-водитель и стрелок-радист размещаются в отделении управления, остальные члены экипажа в боевом, и те, и другие отделены от моторного отсека.

Броневая защита корпуса и башни — сваренные броневые плиты толщиной 80, 40, 30, 20 мм – выдерживала удары 37 и 50 мм штатных противотанковых орудий вермахта. Для защиты от более крупных калибров ее было достаточно не всегда – немецкая 88 мм зенитка Flak 18/36 стала одним из основных средств борьбы с этим советским танком.

Производство

Серийное производство танков КВ-1 началось с февраля 1940 года. Машина производилась Кировским заводом Ленинграда, а к концу года производство было освоено Челябинским тракторным заводом.

Сложности с налаживанием новой промышленной линией не позволили выполнить запланированную программу производства на ЧТЗ, где было выпущено лишь несколько машин. До конца 1940 года было произведено 139 единиц КВ-1, а до начала ВОВ — еще 293.

В планах 1941 года состоял выпуск:

  • Кировским заводом — тысячи единиц;
  • ЧТЗ — двухсот машин.

Масштабы производства подстегнуло нападение на СССР гитлеровской Германии. К выпуску отдельных комплектующих подключились другие предприятия. С развитием немецкого наступления производство эвакуировалось в Челябинск, где с октября 1941 года ЧТЗ стал именоваться Челябинским Кировским заводом Наркомтанкопрома. На этом предприятии, в простонародье называвшимся Танкоградом, было выпущено большинство советских тяжелых танков и САУ, включая различные модели и модификации КВ.

Преодолев сложности эвакуации и налаживания технологического цикла на новом месте, Танкоград поставил фронту следующее количество танков КВ:

  • во втором полугодии 1941-го — 933 машины;
  • в 1942 г. — 2553 единицы, включая остальные модели серии.

Производство не прекращалось в блокадном Ленинграде. Завод № 371 за 1941 год из оставшихся комплектующих собрал более шестидесяти единиц боевых машин.

Всего за годы выпуска было произведено свыше трех с половиной тысяч единиц моделей серии КВ.

Вооружение КВ-1

Первые модели КВ оснащались 76 мм пушкой Ф-32. Именно к ней были претензии при испытании танка на Карельском перешейке. Замена на 152 мм гаубицу привела к появлению модели танка КВ-2. Но и КВ-1 к 1941 г. претерпел изменения в вооружении, получив более совершенную пушку ЗИС-5. Боекомплект составлял 90 артвыстрелов унитарного заряжания. Снаряды располагались по бортам боевого отделения.

На танке имелся электромотор поворота башни.

В вооружение танка входили три 7,62 мм пулемета ДТ-29: спаренный с пушкой, курсовой и кормовой. Все они были съемными и могли при необходимости использоваться вне танка. Определенная сложность в ведении боя была вызвана слабым обзором как для механика-водителя, так и для командира танка. Для ведения стрельбы использовались два прицела: ТОД-6 для стрельбы прямой наводкой и ПТ-6 для ведения огня с закрытых огневых позиций.

Конструкция

По стандартам 1940 года конструкция серийной модели КВ-1 воплощала передовые идеи танкостроения эпохи. Классическая компоновка машины была разработана с использованием индивидуальной торсионной подвески, надежной противоартиллерийской броневой защиты, дизельного мотора и одной мощной пушки.

Перечисленные элементы индивидуально применялись конструкторами импортных образцов, но впервые были объединены в КВ, наглядно продемонстрировав приоритетные направления развития от представителей советской школы танкостроения.

Внешний вид танка КВ-1 представлен многочисленными фото на тематических сайтах в интернете.


Конструкция танка. КВ-1 в разрезе

Корпус и башня

Броня корпуса выполнялась путем сварки стальных листов толщиной от 20 до 80 мм. Защитное исполнение броневого покрытия осуществлялось по равнопрочному принципу, с применением плит менее 80 мм толщины для горизонтальных частей корпуса. Эффективность защиты от вражеских снарядов достигалась оптимальным выбором угла установки лобовых листов.

Варианты производства башни:

  • литьем;
  • сварной с прямоугольной формой ниши;
  • сварная при закругленной нише.

В связи с меньшей прочностью литого металла, этот способ исполнения предусматривал толщину брони до 90 мм при 75 — для сварной конструкции. Со второго полугодия 1941-го броня сварных башен и бортов корпуса дополнительно усилилась защитными экранами толщиной 25 мм. Учитывая наличие воздушного промежутка, повышающего надежность защиты, бронирование выполнялось по размещенному принципу. Необходимость этой меры была вызвана использованием фашистами против КВ зенитных 88-миллиметровых орудий, поскольку остальная артиллерия не справлялась с советским гигантом.

Однако спустя пару месяцев после начала использования дополнительного бронирования, с августа 1941-го, от него пришлось отказаться — при увеличении общей массы машины до пятидесяти тонн ходовая часть и трансмиссия перестали выдерживать возросшую нагрузку. Впоследствии проблему удалось преодолеть, применив усиленные опорные катки, выполнявшиеся литьем.

В связи со сложной формой лобового элемента башни, он производился также литьем, предусматривая наличие орудийной амбразуры. Далее, башня собиралась сваркой.

Орудийная маска производилась в виде цилиндрического гнуто-катанного сегмента с тремя отверстиями — орудийного, пулеметного и прицельного. Диаметр погона башни — 1,535 м. Дополнительную надежность крепления башни, для предотвращения разрушения при сильных кренах или опрокидывании, обеспечивали вспомогательные захваты.

Место механика водителя располагалось в центре передней части рабочего пространства внутри корпуса, левее размещался стрелок-радист. Внутри башни находились:

  • по левую сторону от орудия — наводчик и заряжающий;
  • справа — командир экипажа.

Посадочные и выходные люки были выполнены:

  • в левой верхней части башни, над командирским местом;
  • впереди корпуса, над стрелком-радистом;
  • в днище корпуса — в качестве аварийного выхода.

Предусматривалось несколько дополнительных лючков и отверстий технологического назначения.

Вооружение

Первоначально машина комплектовалась орудием Л-11 с внутренним диаметром ствола 76,2 мм. От установки спаренной 45-миллиметровой пушки 20К пришлось отказаться еще в процессе боевых испытаний первых машин, установив взамен пулемет ДТ-29. Впоследствии на КВ использовалось орудие Ф-32 с аналогичными характеристиками, а с осени 1942-го — ЗИС-5 калибром 41,6 мм. Это орудие отличалось лучшими баллистическими данными по причине большей длины ствола и полной уравновешенностью. Модель данного орудия поднималось в высоту до 25-ти, с наклоном ниже уровня горизонтальной линии до 5-ти градусов. Предусматривалась возможность дополнительно точной наводки по горизонтали при фиксации башни.

Внешний вид исполнений танков КВ-1 с вариантами перечисленных орудий на фото достаточно сложно отличить один от другого.

Орудийный боекомплект укладывался внутри башни и вдоль бортов корпуса в боевом отделении.

Кроме спаренного с пушкой 76,2-миллиметрового ДТ-29 машина оборудовалась кормовым и курсовым пулеметами при общем количестве патронов боекомплекта — 2772. Пулеметы устанавливались на шаровых опорах и предусматривали возможность быстрого демонтажа для самостоятельного использования.

Около двадцати процентов выпущенных машин оборудовались зенитной турелью, в большинстве случаев оставшейся невостребованной.

Двигатель, трансмиссия, ходовая часть

Машина приводилась в действие двенадцати цилиндровым V-образным дизельным мотором. Во втором полугодии 1942-го с поставкой этих двигателей, выпускавшихся харьковским заводом № 75, возникли сложности по причине переноса производства на Урал. Производителям пришлось перейти на бензиновый двигатель М-17Т со сходными характеристиками. К весне 1942 года машине вернули первоначальную модель мотора, когда выпуск был налажен на новом месте.

Для запуска основного двигателя в обоих вариантах применялся стартер 15-тисильный СТ-700 или два пятилитровых резервуара сжатого воздуха.

Механическая трансмиссия КВ-1 состояла из следующих узлов:

  • многодискового главного фрикциона, с применением феродо;
  • тракторного пятиступенчатого редуктора коробки передач;
  • двух многодисковых бортовых фрикционов с трущимися стальными элементами;
  • аналогичного количества планетарных редукторов;
  • плавающих тормозов ленточного типа.

Ходовая часть содержала двенадцать двускатных опорных катков (по шесть с каждой стороны), закрепленных с использованием индивидуальной торсионной подвески, амортизирующей динамические нагрузки. Привод производился с задней стороны ведущими колесами, на которых предусматривалась возможность замены зубчатых венцов. Для поддержки верхней ветви гусеницы устанавливались три небольших обрезиненных ролика с каждого борта, производившихся штамповкой. С началом войны пришлось отказаться от использования резины в связи с нехваткой ресурсов, блоки стали производить литьем.

Каждая из гусениц включала до девяноста отдельных траков с одним гребнем при винтовом механизме натяжения.

Электрооборудование

Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме, заземляющейся на корпус, за исключением цепи аварийного освещения. Электроэнергия напряжением 24 В вырабатывалась генератором ГТ-4563А с использованием реле-регулятора РРА-24 и четырех последовательно соединенных аккумуляторов 6-СТЭ-128 с суммарной емкостью 128 А*ч.

Электричество потреблялось:

  • электромотором привода поворота башни;
  • наружными и внутренними осветительными приборами, подсветкой шкал и непосредственно оборудованием КИП;
  • средствами связи между членами экипажа и внешней радиостанцией;
  • электрооборудованием для пуска двигателя.

Также предусматривалась подсветка прицелов орудия и пулеметов.

Скорость и маневр

Силовая установка позволяла достигать скорости передвижения до 34 км/ч при достаточно высокой маневренности машины. Наиболее слабая сторона КВ — механическая трансмиссия, тяжело управляемая и недостаточно надежная.

Однако конструкция передач предусматривала возможность раздельного привода каждой из гусениц с функцией заднего хода.

Модификации

В 1940 году были произведены опытные модели:

  • одна (Т-150) — с увеличенной толщиной броневой защиты до 90 мм и орудием Ф-32;
  • две (Т-220) — с броневым листом до 100 мм, один был укомплектован более мощной пушкой Ф-30.

Однако дело ограничилось опытными образцами, отправленными на передовую после переоборудования стандартными комплектующими.

Некоторые исполнения машины оборудовались огнеметами. Огнеметные модификации танка КВ-6 и КВ-8 выпускались с менее мощным 45-миллиметровым орудием.

Ещё больше брони Т-220
С августа 1942-го на производство приняли облегченную модель — КВ-1 с, с броней меньшей толщины, позволившей существенно снизить общую массу машины, увеличив скорость и улучшив проходимость. Еще одна модификация — КВ-1К оборудовалась ракетной установкой.

Средства наблюдения и прицелы

Обзор для командира обеспечивался:

  • смотровым прибором в башне, выполненным из триплекса, с защитной броней, углом обзора в пределах 26 градусов и увеличением изображения в два с половиной раза;
  • бортовым перископом;
  • смотровой щелью.

Для механика-водителя также оборудовался триплексный защищенный смотровой прибор и перископ. Предусматривалась возможность при транспортировке машины при отсутствии боестолкновения выдвижения люка-пробки с установленными средствами вперед, обеспечивая непосредственного наблюдения дороги механиком-водителем.

Наводка орудия производилась посредством двух прицелов:

  • телескопического ТОД-6 — при прямом прицеливании;
  • перископического ПТ-6 — применявшегося при стрельбе с закрытой позиции.

Для курсового и кормового пулеметов использовался трехкратный снайперский прицел ПУ.

Средства связи

Связь с командованием и другими машинами обеспечивалась радиостанцией 71-ТК-3, впоследствии замененной на 10Р или 10РК-26. Некоторые единицы оборудовались авиационными средствами связи 9Р. Предельная дальность разговорной связи достигала 25 км для стационарного положения, немного меньше — при движении.

В качестве внутреннего переговорного устройства применялось ТПУ-4-Бис.

Скорость и маневр

Все танки семейства КВ, в том числе и КВ-1 оснащались четырехтактный V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем мощностью 500 л.с. После усиления броневой защиты и увеличения боевой массы танка КВ-2, мощность довели до 600 л.с. Такой двигатель позволял боевой машине развивать скорость до 34 км/час.

Большой проблемой для танкистов была трансмиссия, состоявшая из пятиступенчатой коробки передач (включая скорость заднего хода), планетарных бортовых механизмов, многодисковых (главного и двух бортовых) фрикционов и ленточных тормозов. Все приводы были механические, тяжелые в управлении. Специалисты однозначно оценивают трансмиссию танков КВ, как самую слабую сторону боевой машины.

Ходовая часть, самое уязвимое место, как и у всех танков.

Подвеска у КВ-1 – индивидуальная, торсионная с внутренним амортизатором для каждого из шести двойных катков малого диаметра по каждому борту. Ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами цевочного зацепления размещались сзади, а ленивцы – спереди. Механизм натяжения гусеницы — винтовой. Количество траков шириной 700 мм в гусенице варьировалось от 86 до 90 шт.

Боевое применение КВ 1

Создание и развитие боевой техники и вооружения тесно связано с военной доктриной государства.

Известна сталинская точка зрения о том, что возможная война будет скоротечной и проходить на территории противника. Соответственно выдвигались требования по созданию боевых машин, отличающихся скоростными качествами и способностью уверенно подавлять оборонительные укрепления противника.

Война на начальном этапе, к сожалению, пошла по другому сценарию. Тяжелые танки не являлись оборонительными. Использовались они в различных вариантах боя, но, как правило, не для главного своего назначения.

Немцы не могли противостоять нашим «тяжеловесам» и старались избегать встреч с ними.

Но, несмотря на огневую мощь, надежную броневую защиту, героизм, проявленный танкистами, тяжелые танки, в том числе и КВ-1 оказались менее востребованными, чем средние. Большие потери в этот период тяжелые танки несли из-за банального отсутствия топлива. А без него, танк хорошая мишень.

Производство тяжелых машин приостановили в 1941 году. Однако, уже в 1943 г. ситуация поменялась и значение тяжелых танков вновь возросло. Но уже без КВ-1.

Параллельно с Кировским заводом с февраля 1941 г. началось производство танков КВ-1 на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ). Дело в том, что, в предчувствии скорой неминуемой войны, планы выпуска тяжелых танков все время пересматривались в сторону увеличения. К тому же было желательно иметь мощное производство танков в глубине страны. Так план выпуска КВ на 1941 г., принятый 2 января 1941 г., предусматривал постройку 600 машин. Однако уже 15 марта Правительство СССР в своем постановлении определило план в 1200 танков. Из них Кировский завод должен был дать 1000 машин и еще 200 планировалось построить на ЧТЗ.

Летом 1940 г. танки КВ стали поступать в войска. Подготовкой офицерских кадров для новых машин занялось с августа Саратовское танкотехническое училище. К июню 1941 г. в войсках находилось 370 КВ-1, из них более половины (189) были сосредоточены в Киевском Особом военном округе (КОВО). Подготовка экипажей для танков КВ была поставлена не лучшим образом. В целях сбережения матчасти в эксплуатации из почти четырехсот машин находилось всего лишь 75 штук.

Вторгшиеся в нашу страну 22 июня части Вермахта буквально с первых же дней войны столкнулись с неизвестными им типами танков. Среди них были и танки КВ-1. То, что снаряды танковых и большинства противотанковых орудий не пробивают их брони, для немцев явилось весьма неприятным сюрпризом. Казалось бы, при таком положении дел советские части, оснащенные «неуязвимыми» танками, должны были просто раздавить войска противника. Однако этого не произошло.

Сыграли свою роль различные факторы. Немало боевых машин было потеряно из-за неграмотной эксплуатации, технических неисправностей, нередко вполне исправные танки из-за отсутствия горючего были подорваны своими экипажами или просто брошены. Огромную трудность представляла эвакуация 45-тонного танка, потерявшего ход. Сказывались и изнурительные многосоткилометровые марши.

Немцы не были безоружными против советских тяжелых машин. К борьбе с ними привлекли тяжелую крупнокалиберную артиллерию, мощные зенитные орудия (господство немецкой авиации в воздухе это позволяло). Хотя немецкие солдаты прозвали основное 37-мм противотанковое орудие «дверной колотушкой» за его полнейшее бессилие в борьбе с новыми советскими танками, в Вермахте имелась и 50-мм противотанковая пушка, бронебойный снаряд которой в благоприятных условиях пробивал лобовую броню КВ на дистанциях до 500 м (правда, таких орудий летом 1941 г. было относительно немного).

В целом «…танки КВ имеют высокие боевые качества — крепкую броню и хорошее оружие. На поле боя танки КВ приводили в смятение танки противника и во всех случаях его танки отступали, …имелись случаи, когда один КВ выводил из строя до 10 — 14 танков противника».

Тяжелые потери в летней компании поставили перед производством задачу всемерного наращивания выпуска танков КВ. С июля танк получил новую, более простую в изготовлении, башню.

Для повышения снарядостойкости КВ подвергли экранировке дополнительными 25-мм листами брони. В связи с тем, что враг подходил к Ленинграду все ближе и ближе, в августе 1941 г. началась эвакуация Кировского завода в Челябинск. В октябре выпуск танков КВ в Ленинграде прекратился.

С октября 1941 г. единственным предприятием по производству тяжелых танков стал ЧТЗ. Был создан Уральский комбинат по производству тяжелых танков КВ в составе ЧТЗ, УЗТМ, Уральского турбинного завода и завода №75 по выпуску дизельных двигателей, эвакуированного из Харькова. Вскоре это объединение получило неофициальное наименование «Танкоград», под которым и вошло в историю.

Танки уральского выпуска в октябре вновь перевооружили, теперь уже 76,2-мм орудием ЗИС-5, которое имело баллистику как и устанавливаемое в Т-34 орудие Ф-34 и отличалось от последнего некоторыми деталями.

Кроме заводского оборудования, из Ленинграда прибыл и конструкторский коллектив разработчиков машины во главе с Ж.Я. Котиным, к которому на месте присоединились конструкторы ЧКЗ и другие специалисты, эвакуированные из разных городов страны. Объединенными усилиями была проделана огромная работа по переработке конструкторской и технологической документации в поисках возможности резкого сокращения трудоемкости изготовления КВ. В этом направлении удалось добиться практически невероятного: если в мае 1941 г. на изготовление одного КВ-1 уходило 23453 ч, то к середине января 1942.г. этот показатель сократился до 9007 ч.

В октябре 1941 г. ощущалась острая нехватка танковых дизелей, и чтобы не останавливать производство на КВ, стали ставить бензиновые М-17, хотя они и не подходили для такой тяжелой машины. Дефицит алюминия привел к изготовлению стальных радиаторов, гусеничные траки стали литыми, ходовая часть оснащалась катками без резиновых бандажей, вместо танковых радиостанций стали устанавливать авиационные.

В целях экономии дорогостоящего проката, наряду со сварными, перешли к изготовлению литых башен. С декабря танк стал оснащаться башней, за основу конструкции которой была принята литая башня производства Ижорского завода, испытанная еще до войны.

Позже литые «утяжеленные» башни стал выпускать УЗТМ. Литье имеет как положительные (в основном производственного характера), так и отрицательные свойства (неравномерность структуры металла, неизбежность образования внутренних дефектов и т.п.). Все это приводит к необходимости существенно увеличивать толщину стенок отливки для достижения приемлемой снарядостойкости. На «утяжеленной» толщина стенок достигла 110 мм против 75 мм у сварной. А это — дополнительный вес…

Первые танки КВ-1, оснащенные пушкой ЗИС-5, пошли в бой осенью 1941 г. под Москвой. В это время практически все выпускаемые средние и тяжелые танки направлялись в войска, защищавшие столицу. Эти машины сыграли большую роль в ходе нашего контрнаступления под Москвой.

К весне с фронтов стали приходить тревожные известия. Из частей поступали жалобы на ухудшившееся качество изготовления танка (что практически неизбежно при массовом выпуске в условиях военного времени с использованием малоквалифицированной рабочей силы), частые аварии и поломки, заметно упала маневренность и проходимость. Противник все шире начал применять для борьбы с советскими танками новые виды бронебойных боеприпасов, новые мощные противотанковые орудия. Танки противника вооружились длинноствольными пушками повышенной мощности. При прорыве неподавленной вражеской обороны КВ стали нести тяжелые потери.

Стремясь повысить защищенность танка без изменения конструкции, все больше усиливали бронирование. А вместе с толщиной брони стремительно рос и вес машины, который к весне 1942 г. перевалил за 50 т. Резко обострились «хронические болезни», связанные с трансмиссией и коробкой передач КВ.

Весенние бои показали, что к этому времени КВ перестал безоговорочно доминировать на поле боя. Но, несмотря на это, при грамотном применении, танк, как и в начале войны, был способен нанести противнику немалый урон. Так, командир взвода 158-й танковой бригады Д.Н. Шолохов в бою 30 июля 1942 г. уничтожил на своем КВ восемь немецких танков, а экипаж С.Ф. Коновалова из 15-й танковой бригады в районе хутора Нижнемитякин под Ростовом атаковал колонну врага, разворачивающуюся в боевой порядок, и уничтожил 16 танков и две бронемашины.

КВ-1 КВ-1 КВ-1 КВ-1С
выпуск 1940 г. выпуск 1941 г. выпуск 1942 г.
Боевая масса, т 44 47 (с доп.бронировкой — 47,5) до 50 42,5 — 43,4
Экипаж, чел. 5 5 5 5
Длина корпуса, мм 6750 6750 6750 6750
с пушкой вперед, мм 6750 (с ЗИС-5 — 6850) 6850 6950
Ширина, мм 3320 3320 3320 3250
Высота по крышу башни, мм 2710 2710 2710 2450
Клиренс 430 430 430 440
Вооружение
Пушка 76,2-мм Л-11 76,2-мм Ф-32 (76,2-мм ЗИС-5) 76,2-мм ЗИС-5 76,2-мм ЗИС-5
Пулемет 4х7,62-мм ДТ 4х7,62-ммДТ 4х7,62-ммДТ 3х7,62-ммДТ
Боекомплект:
снарядов 111 114 114 90-114
патронов 3024 2875 3024 3087
Бронирование, мм:
лоб корпуса 75 75 95 60
борт корпуса 75 75 75 60
крыша 40 40 40 30
башня 75 Сварная 75 литая 90 95-120 85
Двигатель В-2-К В-2-К В-2-К В-2-К
мощность, л. с. 600 600 600 600
Максимальная скорость по шоссе км/ч 34 35 28 43
Запас хода по шоссе, км 225 225 170 330

Особенно КВ уважали пехотинцы: в качестве машины непосредственной поддержки пехоты танк был великолепен. Он в течение неограниченного времени мог буквально «ползти» со скоростью 3-5 км/ч, не отрываясь от идущих в атаку пехотинцев и прикрывая их своей броней.

При нормальной эксплуатации и наличии запчастей танк КВ показывал вполне приемлемую надежность. Из доклада генерал-майора И.С. Вовченко: «…В руках опытных водителей танк КВ отработал в походе и в бою по 5000 часов, машины прошли без ремонта мотора по 3000 километров. Это почти в три раза больше, чем предусмотрено техническими условиями эксплуатации танков. Семьдесят снарядных вмятин на броне и три тысячи пройденных километров! На этих танках можно дойти до Берлина без ремонта».

Но никаких явных боевых преимуществ перед средним танком Т-34, за исключением более толстой брони, КВ не имел. Вооружение было таким же, а маневренность хуже, чем у «тридцатьчетверки». Танкисты не очень любили эту машину: KB мог вдрызг разбить любую дорогу (колесная техника идти за ним уже не могла), его не мог выдержать практически ни один мост, за исключением капитальных каменных. Но самым главным недостатком были крайне ненадежные в работе главный фрикцион, коробка передач, бортовые фрикционы и малоэффективный воздухоочиститель. Словом, трансмиссия танка оставляла желать лучшего, выход ее из строя был массовым явлением. Таким образом, единственным оправданием выпуска KB в 1941-1942 годах параллельно с Т-34 могла бы быть только более мощная пушка, например 85-мм, чего однако в те годы не произошло.

Тактико-технические характеристики средних и тяжелых танков 1940 г.
А-34 Т-34 КВ-1 КВ-2
ТТХ/Марка танка вып. 1939 1940 1940 1910
Боевой вес, кг 25450 26000 43100 54000
Экипаж, чел. 4 4 5 5
Размер, мм
Длина общая 5920 5950 6750 6760
Ширина 3000 3000 3300 3300
Высота 2405 2405 2650 3430
Клиренс 400 400 450 420
Ширина трака 550 550 660 660
Вооружение
Пушек, шт. х кал. 1х 76,2-мм Л-11 1×76,2-мм Л-11 1х76,2-мм Л-11 1х152.4-мм М-10
Снарядов, шт. 70 77 118 32-36
Пулеметов, шт. х кал. 2х7,62-мм 2х7,62-мм 3×7,62- мм 4х7,62-мм
Тип пулемета ДТ ДТ ДТ ДТ
Патронов, шт. 3087 4725 1008 3402
Толщина брони, мм
Верт. корпуса 45-40-35 45-40 75 75
Гориз. корпуса 20-16-13 20-16-13 30-40 30-40
Башня 45-40 45 75 75
Двигатель
Тип 4т/12ц/ч/ж 4т/12ц/д/ж 4т/12ц/д/ж 4т/12ц/д/ж
Марка В-2-400 В-2-34 В-2 В-2
Мощность макс., л.е. 480 500 500 500
При частоте об/мин 1800 1850 1850 1850
Передач КПП 4/1 4/1 5/1 5/1
Скорость макс., км/ч 54 51,5 36 30
Тип топлива Дизельное Дизельное Дизельное Дизельное
Ёмк. бака, л 460 455 600 600
Запас хода, км
— шоссе 350 290 230 160
— проселок 225 220 170 140
Преодолеваемые препятствия
Уд. давление, кг/см2 0.6 0.62 0.66 0.87
Подъем, град. 36 30 37 32
Спуск, град. 30 30 37 32
Крен, град. 20 20 28 25
Ров, мм 2500 2500 3000 2500
Стенка, мм 750 720 870 870
Брод, мм 1300 1300 1500 1500

В августе 1942 г. производство КВ-1 было прекращено, тем более, что параллельно с июля уже выпускался КВ-1 С. Всего за время производства изготовлено 3226 машин. К концу 1942 г. большая часть танков КВ-1 была потеряна, но оставшиеся принимали, например, участие в сражениях на Курской дуге летом 1943 г. Дольше всего танки КВ применялись на тех участках фронта, где велась в основном позиционная борьба — под Ленинградом, в Карелии. Там танки КВ воевали до осени 1944 г.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]