Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть третья.

Главная » Автомобили » Русские броневики Первой мировой

АвтомобилиКниги по истории танков

boroda 26.04.2019 1531

12

в Избранноев Избранномиз Избранного 7

Еще в 1905 году в области колесных бронемашин, броневиков или так называемых блиндированных автомобилей Царская Россия могла бы выйти в мировые лидеры, но ей опять помешали «специфические условия». От благостной спячки русское Военное ведомство очнулось лишь с первыми залпами Великой войны (Первой мировой), широко открывшей ворота многочисленным иностранным броневикам для разведки и боевых действий.

Бронемашина для первой автомобильной пулеметной роты с корпусом Ижорского завода. 1915 год

История [ править ]

Гуситские военные повозки, 15 век

Прекурсоры [ править ]

В средние века повстанцы- гуситы в Богемии использовали военные повозки, покрытые стальной пластиной, с экипажем из людей, вооруженных примитивными ручными пушками , цепами и мушкетами . Они были размещены в строю, где лошади и волы были в центре, а окружающие фургоны были скованы цепями для защиты от вражеской кавалерии. [5] Подобные повозки использовались английской армией Генриха VIII и Китайской империей .

С изобретением паровой машины викторианские изобретатели сконструировали прототип самоходной бронетехники для использования в осаде, хотя ни одна из них не использовалась в бою. Рассказ Герберта Уэллса « Сухопутные броненосцы» представляет собой художественный рассказ об их использовании. [6]

Вооруженная машина [ править ]

FR Симмс » Motor Scout , построенный в 1898 году , как вооруженный автомобиль

Motor Scout был разработан и построен британский изобретатель FR Симмс в 1898. Это был первый вооруженный бензиновый двигатель с питанием автомобиль когда — либо построенных. Машина представляла собой квадрицикл De Dion-Bouton с установленным на передней балке пулеметом Maxim . Железный щит перед автомобилем защищал водителя. [7]

Другой ранний вооруженный автомобиль был изобретен Королевским Пейджем Дэвидсоном в Северо-западной военной и военно-морской академии в 1898 году с лафетом Дэвидсона-Дурье и более поздним бронеавтомобилем Davidson Automobile Battery .

Однако это не были «броневики» в современном понимании этого термина, так как они практически не обеспечивали защиты своих экипажей от огня противника. Кроме того, из-за малой мощности двигателей они были менее эффективны, чем кавалерийские и конные орудия, которые они предназначались для дополнения. [ необходима цитата

]

Первые броневики [ править ]

В начале 20-го века были изготовлены первые военные бронированные машины, добавив броню и вооружение к существующим машинам.

Автомобиль войны 1902 года FR Simms , первый броневик, который будет построен

Первый бронированный автомобиль был Симмс Motor War Car , разработанный FR Симмс и построен Vickers, Sons & Maxim из Барроу на специальном Coventry -Встроенный Daimler шасси [8] с немецким встроенным Daimler двигателем в 1899. [8] и единственный прототип был заказан в апреле 1899 года [8] . Прототип был закончен в 1902 году, [8] слишком поздно для использования во время англо-бурской войны .

Автомобиль имел броню Виккерса толщиной 6 мм и приводился в движение четырехцилиндровым 3,3-литровым [8] 16- сильным двигателем Cannstatt Daimler, обеспечивающим максимальную скорость около 9 миль в час (14 километров в час). Вооружение, состоящее из двух орудий Maxim , размещалось в двух башнях с поворотом на 360 °. [9] [10] Экипаж состоял из четырех человек. Симмс Motor War Car был представлен на Хрустальном дворце , Лондон , в апреле 1902 г. [11]

Самый ранний французский броневик — Charron-Girardot-Voigt 1902 г.

Еще одним ранним броневиком того времени был французский Charron, Girardot et Voigt 1902 , представленный на Салоне автомобилей и мотоциклов

в Брюсселе 8 марта 1902 года. [12] Автомобиль был оснащен пулеметом Гочкиса , и с 7-мм броней для наводчика. [13] [14]

Одним из первых боевых бронеавтомобилей с четырехколесным приводом (4×4) и частично закрытой вращающейся башней был Austro-Daimler Panzerwagen, построенный Austro-Daimler в 1904 году. Он был бронирован изогнутыми пластинами толщиной 3–3,5 мм над корпусом (привод пространства и двигателя) и имел куполообразную вращающуюся башню толщиной 4 мм, в которой размещались один или два пулемета. Он имел 4-цилиндровый 4,4-литровый двигатель мощностью 35 л.с., обеспечивающий средние проходимые характеристики. Следует отметить, что и у водителя, и у штурмана были регулируемые сиденья, что позволяло им поднимать их, чтобы при необходимости видеть из-под крыши моторного отсека. [15]

Полноприводный бронеавтомобиль Austro-Daimler (1904 г.)

Итальянцы использовали броневики во время итало-турецкой войны . [16] Во время Первой мировой войны с обеих сторон появилось множество броневиков, которые использовались по-разному.

Первая мировая война [ править ]

В основном броневики использовались более или менее независимыми командирами машин. Однако иногда они использовались в более крупных подразделениях, вплоть до размера эскадрильи . Машины были в основном вооружены ручными пулеметами, но более крупные подразделения обычно использовали несколько машин с более тяжелыми орудиями. Когда военно-воздушная мощь стала решающим фактором, броневики стали мобильной платформой для зенитных орудий. [17]

Бельгия Minerva Броневик 1914 г.

Rolls-Royce , Бронеавтомобиль 1920 шаблон

Первое эффективное использование бронетранспортера в бою было осуществлено бельгийской армией в августе – сентябре 1914 года. Они поместили броню Кокерилла и пулемет Гочкиса на туристические автомобили Minerva , создав броневик Minerva . Их успехи в первые дни войны убедили бельгийский штаб создать корпус бронированных машин , который будет отправлен воевать на восточном фронте, как только западный фронт будет обездвижен после битвы на Изере . [18] [19] [20]

British Royal Naval Air Service направил самолет в Дюнкерк , чтобы защитить Великобританию от дирижабли. За ними последовали офицерские машины, которые стали использовать для спасения сбитых летчиков-разведчиков в районах боевых действий. Они установили на них пулеметы [21] и, поскольку эти экскурсии становились все более опасными, они импровизировали броню из котельных плит на транспортных средствах, предоставленных местным судостроителем. В Лондоне Мюррей Сутер заказал «боевые машины» на базе шасси Rolls-Royce, Talbot и Wolseley. К тому времени, когда в декабре 1914 года прибыли броневики Rolls-Royce , период мобильности на Западном фронте уже закончился. [22] Как описано ниже, у них было захватывающее рождение и долгая и интересная служба.

Более важным в тактическом плане было создание сформированных подразделений броневиков, таких как Канадская автомобильная пулеметная бригада , которая была первым полностью механизированным подразделением в истории британской армии. Бригада была создана 2 сентября 1914 года в Оттаве как «Автомобильная пулеметная бригада № 1» бригадным генералом Раймоном Брутинелем . Изначально бригада была оснащена 8 броневиками с двумя пулеметами. К 1918 году силы Брутинеля состояли из двух мотопулеметных бригад (каждая из пяти орудийных батарей по восемь единиц оружия). [23] Бригада и ее бронемашины несли службу во многих сражениях, особенно в Амьене. [24]

Rolls-Royce Бронеавтомобиль был классно предложен, разработан и использован [25] на 2 — й герцог Вестминстерский . Он взял эскадрилью этих машин во Францию ​​вовремя, чтобы внести заметный вклад во Вторую битву при Ипре , после чего машины с их хозяином были отправлены на Ближний Восток, чтобы принять участие в британской кампании в Палестине и других местах. Эти автомобили появляются в мемуарах многочисленных офицеров BEF на ранних этапах Великой войны — их герцогского хозяина часто описывают в почти пиратском стиле.

Бронемашины также участвовали в боях на Восточном фронте. С 18 февраля по 26 марта 1915 года немецкая армия под командованием генерала Макса фон Гальвица пыталась прорвать позиции русских в городе Пшасныш и его окрестностях в Польше (около 110 км / 68 миль к северу от Варшавы) во время битвы при Пшасныше (польская : Bitwa przasnyska ). Ближе к концу боя русские использовали четыре броневика « Руссо-Балт» и броневик Mannesmann-MULAG [ de ], чтобы прорвать немецкие позиции и вынудить немцев отступить. [26]

Вторая мировая война [ править ]

Британские Королевские ВВС (RAF) на Ближнем Востоке были оснащены броневиками Rolls-Royce и тендерами Morris. Некоторые из этих машин были одними из последних из партии бывших броневиков Королевского флота, которые несли службу на Ближнем Востоке с 1915 года. [27] В сентябре 1940 года подразделение роты полка 2-й эскадрильи Королевских ВВС было передано генералу. Сухопутные войска Уэйвелла во время первого наступления против итальянцев в Египте. Сказано [ кем?

]что эти броневики стали «глазами и ушами Уэйвелла». Во время действий в октябре того же года Компания использовалась для сопровождения конвоев, обороны аэродрома, боевых разведывательных патрулей и операций по досмотру.

1941: Бронеавтомобиль «Фордсон» ждет за пределами Багдада во время переговоров о перемирии между британскими официальными лицами и представителями правительства иракских повстанцев .

Американские солдаты в борзой M8 проезжают Триумфальную арку после освобождения Парижа.

Во время англо-иракской войны некоторые подразделения, находившиеся под британским мандатом в Палестине [28], были отправлены в Ирак и управляли броневиками Fordson. [29] Броневики «Фордсон» — это броневики Rolls-Royce, получившие новое шасси от грузовика Fordson в Египте .

Поскольку в Версальском договоре не упоминались броневики, Германия рано начала их разработку. К началу новой войны немецкая армия располагала некоторыми высокоэффективными разведывательными машинами, такими как Schwerer Panzerspähwagen

.

На советский БА-64 повлиял трофейный Leichter Panzerspähwagen,

прежде чем он был впервые испытан в январе 1942 года.

Во второй половине войны американские M8 Greyhound и британские Daimler Armored Cars имели башни с легкими орудиями (40 мм или меньше). Как и в случае с другими броневиками военного времени, их роль в разведке подчеркивала большую скорость и скрытность, чем могла бы обеспечить гусеничная машина, поэтому их ограниченная броня, вооружение и возможности бездорожья рассматривались как приемлемый компромисс.

Первый русский бронеавтомобиль Накашидзе

Во время Русско-японской войны отставной поручик гусарского полка грузинский князь Михаил Александрович Накашидзе уверился в необходимости создания принципиального нового вида вооружения — бронеавтомобиля. Представленный летом 1905 года проект военным понравился, но они ограничились советом изобретателю принять на себя все расходы по его изготовлению.

Прототип бронеавтомобиля Накашидзе французской фирмы CGV. 1905 год

В результате заказ на два броневика был передан французской фирме Charron, Girardot et Voigt (CGV), которая уже имела опыт установки пулеметов на легкие шасси. Основой русских бронемашин являлись рядовые 37-сильные легковушки Charron 30CV с отнесенной назад коробкой передач и главной цепной передачей. На них водрузили высокие бронекорпуса с крупными окнами и поворотной башней с пулеметом Hotchkiss, а по бортам крепились колейные мостки для преодоления траншей. Достаточно тяжелая трехтонная машина развивала скорость 50 км/ч и имела запас хода 600 километров. Ее первые испытания состоялись в конце 1905 года во Франции.


Пулеметная машина Михаила Накашидзе на испытаниях в России. 1906 год


Второй экземпляр броневика на военных маневрах во Франции. Июль 1906 года

Так в который уж раз сработала теория особого исторического статуса России с ее «специфическими условиями», к которым относили многовековую привязанность к конным повозкам, отсутствие крупных промышленных предприятий и…

126000111.02.2018

В Россию первый бронеавтомобиль прибыл в марте 1906-го. Военные провели его испытания в весеннюю распутицу и признали машину «неспособной к самостоятельному движению», но по итогам летних проб ее рекомендовали применять

«для борьбы с конницей противника и преследования отступающего врага».

После ремонта и усиления брони она снова поступила на испытания, но по их результатам в 1908-м броневик был разобран.

Военное использование [ править ]

В этом разделе не процитировать любые источники

. Пожалуйста, помогите улучшить этот раздел , добавив цитаты из надежных источников . Ссылками материал может быть оспаривается и удалена .
( Апрель 2015 г. )( Узнайте, как и когда удалить этот шаблон сообщения )

Смотрите также: Список военных броневиков

Сохранившийся американский разведчик M3 времен Второй мировой войны

Современный RMMV Survivor R, оснащенный системой управления боем, установленным на крыше дистанционным боевым модулем Kongsberg , пулеметом калибра .50, защитой от CBRN и рядами гранатометов Rheinmetall ROSY

Военный броневик — это разновидность боевой бронированной машины с колесами (от четырех до десяти больших, внедорожных колес) вместо гусениц и обычно с легкой броней . Броневики обычно дешевле и на дорогах имеют лучшую скорость и дальность полета, чем гусеничные военные машины. Однако они обладают меньшей мобильностью, поскольку у них меньше возможностей для бездорожья из-за более высокого давления на грунт. У них также меньше возможностей преодолевать препятствия, чем у гусеничных машин. Колеса более уязвимы для вражеского огня, чем гусеницы, они имеют большую заметность и в большинстве случаев меньше брони, чем сопоставимые гусеничные машины. В результате они не предназначены для тяжелых боев; их обычное использование для разведки, командование, управление и связь, или для использования против легковооруженных повстанцев или бунтовщиков. Лишь некоторые из них предназначены для ближнего боя, часто сопровождая конвои для защиты автомобилей с мягкой кожей.

Легкие броневики, такие как британский Ferret , вооружены просто пулеметом. Более тяжелые машины вооружены автопушкой или крупнокалиберным орудием. Самые тяжелые броневики, такие как немецкие, времен Второй мировой войны Sd.Kfz. 234 или современная мобильная артиллерийская система США M1128 , устанавливают те же орудия, что и средние танки.

Автомобиль, построенный рабочими железнодорожных цехов для датского движения сопротивления в конце Второй мировой войны.

Броневики популярны для миротворческих операций или внутренней безопасности. Их внешний вид менее агрессивен и опасен, чем танки, а их размер и маневренность, как говорят, более совместимы с ограниченными городскими пространствами, предназначенными для колесных транспортных средств. Однако они имеют больший радиус поворота по сравнению с гусеничными машинами, которые могут разворачиваться на месте, а их шины уязвимы и менее способны преодолевать препятствия и преодолевать препятствия. Кроме того, когда идет настоящий бой, их легко переигрывают и они легко бронируются. Угрожающего вида танка часто бывает достаточно, чтобы противник не атаковал, в то время как менее опасный автомобиль, такой как бронированный автомобиль, скорее всего, подвергнется нападению.

Многие современные вооруженные силы теперь имеют свои специальные конструкции броневиков, чтобы использовать вышеупомянутые преимущества. Примерами могут служить бронированная машина безопасности M1117 США или Алвис Саладин эпохи после Второй мировой войны в Соединенном Королевстве.

С другой стороны , гражданские транспортные средства могут быть изменены в импровизированных бронированных машин в специальной

форме. Многие ополченцы и нерегулярные формирования адаптируют гражданские автомобили к ББМ (боевые бронированные машины) и бронетранспортерам, а в некоторых региональных конфликтах эти «технические средства» являются единственными имеющимися боевыми машинами. Иногда даже солдаты национальных вооруженных сил вынуждены адаптировать свои машины гражданского типа для боевого применения, часто используя импровизированную броню и оружие.

Машины разведки [ править ]

Основная статья: Разведывательная машина

В 1930-х годах в США появился новый подкласс бронеавтомобилей, известный как « разведывательная машина»

. Это был компактный легкий бронеавтомобиль, который для самообороны был либо безоружен, либо вооружен только пулеметами. [30] Разведывательные машины были разработаны как специальные разведывательные машины для пассивного наблюдения и сбора разведданных. [30] Броневики с крупнокалиберными системами вооружения с турелями не считались разведывательными машинами. [30] Эта концепция приобрела популярность во всем мире во время Второй мировой войны и была особенно популярна в странах, где теория разведки делала упор на пассивное наблюдение, а не на бой. [31]

Примеры бронеавтомобилей, также классифицируемых как разведывательные машины, включают советскую серию БРДМ , британский Ferret , бразильский EE-3 Jararaca , венгерский D-442 FÚG и американский Cadillac Gage Commando Scout . [32]

Иностранные бронемашины в Царской армии

Основу пяти сотен колесных боевых машин, служивших в Царской армии, составляли самые разнообразные броневики, которые собирали около 20 фирм Европы и Америки. Из них самыми распространенными стали бронемашины известной британской компании Austin, поставившей в Россию в 1914–1917 годах 168 комплектных броневиков и 60 шасси для их сборки на месте.

Первые бронеавтомобили Austin

Главным военным достижением компании Austin стал выпуск 480 пулеметных бронеавтомобилей, построенных на 50-сильном шасси представительской легковушки Austin 30НР. Первую партию, отправленную в Россию в октябре 1914 года, составили броневики с односкатными деревянными колесами, пневматическими шинами и покатыми верхними боковыми листами кабины, за которой рядом друг с другом помещались поворотные башни с пулеметами Maxim калибра 7,62 мм. Под полом каждой из них крепились две «запаски» с литыми шинами, применявшиеся в боевой обстановке. На деле машины оказались слишком уязвимыми, и весной 1915-го Ижорский завод приступил к их модернизации.

Наиболее распространенный в России броневик Austin первой серии. 1914 год

К тому времени фирма Austin развернула выпуск броневиков второй серии с усиленной бронёй и модернизированной ходовой частью. В октябре они поступили на вооружение русской армии, но тоже себя не оправдали.

Доработанная и усиленная бронемашина Austin второй серии. 1915 год

В конце 1916-го фирма переключилась на выпуск броневиков третьей серии с пуленепробиваемыми стеклами, вторым постом управления и задними двускатными колесами. Их развитием в России стал вариант с башнями диагонального расположения, выпускавшийся уже в советские времена.

Бронемашины Armstrong-Whitworth

Эти машины стали одними из самых распространенных иностранных броневиков в Царской армии, снабженных доработанными в России корпусами. Основой двух вариантов являлись 60-сильный легковой автомобиль FIAT и английское спецшасси Charles Jarrett мощностью 38 л.с. Единственная партия из 40 броневиков, весивших 4–5 тонн, поступила в Россию летом 1916 года, но после первых же боев машины второй версии признали непригодными для воинской службы.

Броневик Armstrong-Whitworth-FIAT в дни Февральской революции. 1917 год

Рассказать в короткой статье обо всех броневиках тех давних времен не представляется возможным, но к ним мы непременно вернемся.

Источник — https://www.kolesa.ru/article/bashennye-i-bezbashennye-russkie-broneviki-pervoj-mirovoj

Примечания [ править ]

  1. Лепаж, Жан-Денис Г.Г. Немецкие военные автомобили Второй мировой войны: иллюстрированное руководство по автомобилям, грузовикам, полугусеницам, мотоциклам, амфибиям и другим
    (изд. 2007 г.). McFarland & Company. С. 169–172. ISBN 978-0786428984.
  2. ^ Б Bull, Стивен. Энциклопедия военных технологий и инноваций
    (изд. 2004 г.). Издательская группа «Гринвуд». С. 19–20. ISBN 978-1573565578.
  3. ^ а б Брэдфорд, Джеймс. Международная энциклопедия военной истории
    (изд. 2006 г.). Книги Рутледжа. С. 97–98. ISBN 978-0415936613.
  4. Догерти, Мартин Дж. Современное оружие: сравнение и противопоставление: боевые бронированные машины
    (изд. 2012). Розен Сентрал. С. 34–36. ISBN 978-1448892440.

  5. Knighton, Andrew (12 июля 2016 г.). «Вокруг фургонов 15 века: гуситские войны» .
    warhistoryonline.com
    . Архивировано 6 мая 2022 года . Проверено 6 мая 2022 .
  6. «Сухопутные броненосцы» . gutenberg.net.au
    . Архивировано 19 августа 2022 года . Проверено 6 мая 2022 .
  7. Macksey, Кеннет (1980). Книга рекордов и подвигов о танках. Guinness Superlatives Limited, ISBN 0-85112-204-3 .
  8. ^ a b c d e Эдвард Джон Баррингтон Дуглас-Скотт-Монтегю Барон Монтегю из Больё; Лорд Монтегю; Дэвид Берджесс Мудрый (1995). Daimler Century: Полная история старейшего производителя автомобилей в Великобритании
    . Публикации Хейнса. ISBN 978-1-85260-494-3.
  9. Macksey, Кеннет (1980). Книга рекордов и подвигов о танках
    . Guinness Superlatives Limited. п. 256. ISBN 0-85112-204-3.
  10. Такер, Спенсер (1999). Европейские державы в Первой мировой войне . Рутледж. п. 816. ISBN 0-8153-3351-X.
  11. Бронетранспортеры из Мира
    , Дункан, ч.3
  12. Gougaud, Ален (1987). L’aube de la gloire: les autos mitrailleuses et les chars français pendant la Grande Guerre, histoire method et militaire, arme blindée, cavalerie, chars, Musée des blindés
    . п. 11. ISBN 978-2-904255-02-1.

  13. Bartholomew, E. (1 января 1988 г.). «Ранние броневики» . Bloomsbury USA — через Google Книги.
  14. Gougaud, p.11-12
  15. «Austro-Daimler Panzerwagen (1904)» . www.tanks-encyclopedia.com
    . Архивировано 29 апреля 2022 года.

  16. Crow,
    Энциклопедия бронированных автомобилей
    , стр. 102

  17. Crow,
    Энциклопедия бронированных автомобилей
    , стр. 25
  18. «Первая мировая война — Бельгийская бронетанковая дивизия в России» . Архивировано 2 октября 2013 года.
  19. «Иностранные бронетанковые части на Русском фронте во время Первой мировой войны» . www.wio.ru
    . Архивировано 12 июня 2012 года.
  20. «Архивная копия» . Архивировано 19 мая 2011 года . Проверено 17 февраля 2011 .CS1 maint: заархивированная копия как заголовок ( ссылка )
  21. Band of Brigands
    p 59.
  22. Первая мировая война
    — Уиллмотт, HP, Дорлинг Киндерсли , 2003, стр. 59

  23. П. Гриффит, стр. 129 «Тактика боя на Западном фронте — Искусство атаки британской армии, 1916–18 гг., Пресса Йельского университета, цитирующая Официальную историю 1918 г., том 4, стр. 42
  24. Кэмерон Пульсифер (2007). «Бронированный автомобиль на канадской службе», служебные публикации
  25. Verdin, подполковник. Сэр Ричард (1971). Йоменри Чешира (графа Честера)
    . Биркенхед: Willmer Bros. Ltd., стр. 50–51.
  26. Do Broni: Bitwa Przasnyska (Luty 1915) (К оружию: Битва Пшасныш (февраль 1915)) архивации 2018-01-07 в Wayback Machine (на польском языке)

  27. Лайман,
    Ирак 1941
    , стр. 40
  28. Лайман, стр. 57

  29. Лайман,
    Ирак 1941
    , стр. 25
  30. ^ a b c Грин, Майкл (2017). Боевые бронированные машины союзников времен Второй мировой войны
    . Барнсли: Военная пресса Pen & Sword. п. 17. ISBN 978-1473872370.
  31. Ван Oosbree, Gerard (июль-август 1999). «Голландцы и немцы соглашаются построить легкую разведывательную машину« Феннек »». Журнал брони
    . Форт-Нокс, Кентукки: Центр брони армии США: 34.
  32. Перейти
    ↑ Chant, Christopher (1987).
    Сборник вооружений и военной техники
    . Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. С. 28–38. ISBN 0-7102-0720-4. OCLC 14965544 .

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть третья.

Сегодня, продолжив цикл статей, поведется рассказ о становлении и развитии бронетранспортеров как вида вооружения в Советской Армии. Могущественная армия требовала бронетранспортеры, и она их получила! С 1947 года в ОКБ Горьковского Автозавода велась разработка легкого колесного бронетранспортера «Объект 141» (будущий БТР-40). Параллельно с горьковскими инженерами над проектом гусеничного БТР трудились «москвичи» ОКБ Инженерного Комитета Советской Армии, группа конструкторов под руководством А.Ф. Кравцова.

К-75 в Бронетанковом музее в Кубинке

Достаточно продуктивно трудились: помимо БТР-а они также разрабатывали плавающий танк, «самоходку» и бронетранспортер (еще один). Но, обо всем по порядку. К 1949 году образец опытного гусеничного бронетранспортера был изготовлен Военно-ремонтным заводом №2 ГБТУ. К изготовлению проект был допущен комиссией под руководством маршала Инженерных войск М.П. Воробьева, которая выделила преимущества и недостатки боевой машины.

В качестве базы БТР-а инженеры использовали достаточное количество ранее эксплуатируемых образцов техники: Т-70, ЯАЗ-200, М2 Half-Track. Ходовая часть представляла собой усовершенствованное танковое шасси, в движение машина приводилась с помощью двухтактного четырехцилиндрового двигателя ЯАЗ -204Б жидкостного охлаждения мощностью 140 л/с (копия американского GMC 4-71, ставившегося на М2). Трансмиссия была заимствована у ЯАЗ-200. МТО бронемашины было расположено у правого борта передней части бронемашины. Топливные баки емкостью 220 литров обеспечивали запас хода порядка 170 км. Отделение управления, где размещался боевой расчет (механик-водитель и стрелок-радист, который оперировал пулеметом СГ-43 и радиостанцией 10РТ-12), располагалось у левого борта передней части корпуса.


Десантное отделение опытного, построенного образца, расположенное в кормовой части машины, вмещало в себя 16 человек десанта, которые располагались на откидных скамьях. Спешивание/посадка пехоты осуществлялась через две кормовые двери и открытый корпус машины. В случае, если убрать сидения для десанта, К-75 превращался в транспортер груза весом до 2-х тонн. Вооружение – 7.62 мм СГ-43, устанавливающийся в гнезда, имевшиеся по всему корпусу машины; боекомплект – 1 000 патронов, снаряженные в 4 ленты по 250 патронов, и 12 гранат Ф-1. Сварной корпус бронетранспортера обшивался броневыми листами толщиной до 13 мм. Лобовая броня – 13 мм под углом в 50 градусов; бока и корма машины – 12 и 10 мм, соответственно, установленные вертикально; днище – 3 мм.

БТР К-75 мог преодолевать стену высотой до 0.7 метров, ров- 2.25 метра

В сентябре 1950 года машина проходила заводские испытания. БТР совершил пробег порядка 2000 км, в частности, 800 км – в ночное время. Комиссия под руководством генерал-полковника П.П. Полубоярова выделила следующие преимущества машины: рациональные углы наклоны бронирования; использование узлов и агрегатов существующих образцов техники; низкий силуэт машины (1 550 мм); небольшая ширина, следовательно, и радиус разворота; возможность преодолевать водные преграды (правда, с установкой отдельного водомета); небольшой вес машины (пустой – 7 820 кг).

Также были отмечены и недостатки машины: неудовлетворительная проходимость, малая вместительность машины и недостаточная удельная мощность. К-75 не приняли на вооружение, но окончательно проект комиссия не забраковала – отправила на доработку, выразив желание видеть в машине исправления, среди которых: изменение вместимости машины до 24-х человек, увеличение скорости движения, возможность самостоятельно преодолевать водные преграды. Планировалось изготовить два опытных образца, но разработка в ОКБ ИК СА была прекращена. Единственный образец машины хранится в Бронетанковом музее в Кубинке.

БТР-40

Проектируемый еще в 1938 году полноприводный двуосный грузовик Горьковского автозавода из-за войны не был пущен в производство. Лишь 31 августа 1948 года машина, получившая название ГАЗ-63, была пущена в серию.

ГАЗ-63

Именно этот грузовик, прошедший государственные испытания и удививший руководство Главного автотракторного управления, обладающий впечатляющей проходимостью, послужил базой для создания будущего БТР-40, до принятия на вооружение – Объект 141. Две конструктивные особенности обеспечивали машине столь рекордные показатели проходимости: равные передние и задние колеи колес; односкатные шины задних колес. Тактико-технические характеристики для бронетранспортера были заданы военными в 1947 году, т.е. за год до начала выпуска ГАЗ — 63. Полноприводный колесный бронетранспортер вместимостью до 8-ми человек десанта – вот, что требовало руководство.


Одновременно с проектированием и доработкой гражданского грузовика велась разработка бронетранспортера на базе этого же грузовика. Разработкой занималось ОКБ ГАЗ под руководством Всеволода Константиновича Рубцова. Уже к 1949 году были готовы два опытных образца, отличавшихся лишь установкой на одном из них спаркой пулеметов КПВТ и СГМБ, на другом – одного СГМБ. В остальном же образцы не отличались.


Бронетранспортер весом 5 300 кг открытого типа имел классическую компоновку: передняя часть – моторное отделение, центральная – отделение управления, кормовая – десантное отделение. Колесная база ГАЗ-63 была сокращена на 600 мм, став равной 2 700 мм. Помимо этого подвеска была усилена четырьмя, позже — восемью гидравлическими амортизаторами. Так как моторное отделение было забронировано, то конструкторам пришлось расположить агрегаты двигателя несколько иначе. Двигателем бронетранспортера являлся форсированный до 78 л/с при 3 100 об/мин четырехтактный бензиновый ГАЗ -40. Запас хода машины – 285 км. Корпус сварной, обшитый броневыми листами толщиной 7-15 мм. Передняя часть бронемашины имела самую толстую броню – 11- 15 мм, борта – 8-9 мм, корма – 7-8 мм. Изначально борта машины в нижней части имели большие углы наклона, но серийные БТР-40 имели вертикальные борта. В отделении управления располагались два члена экипажа — водитель и командир. Оба вели обзор через застекленные люки, которые в случае угрозы закрывались. Командир машины также выполнял функцию радиста, для этого имелась танковая коротковолновая радиостанция – Р-113. Выход и посадку из машины экипаж мог осуществить через дверцы в нижней части корпуса отделения управления.

БТР-40 в «естественной среде обитания»

Десантное отделение вмещало в себя 8 человек, спешивание которые могли осуществить через кормовую двустворчатую дверь либо через борта. В десантном отделении для каждого пехотинца имелось сидение, две клипсы для крепления АК, ЗИП, аптечка и бензобак под сидением у правого борта. БТР был вооружен одним СГМБ (Станковый Горюнова Модернизированный Бронетранспортерный) с боекомплектом в 1 250 патронов, снаряженных в 5 коробок с патронными лентами. Имелся специальный кронштейн для установки ДПМ. Пехотинцы могли вести огонь из индивидуального стрелкового оружия через бойницы.

Опытный образец бронетранспортера (с одним СГМБ) отправился на государственные испытания в 1949 году. Машина показала высокие показатели проходимости, могла преодолевать брод глубиной до 0.9 м и подниматься на склон крутостью до 30 градусов. 17 апреля 1949 года Объект 141 был принят на вооружение Советской Армии под обозначением БТР-40. В 1950 году на заводе ГАЗ имени Молотова было налажено серийное производство бронемашины. Производился с 1950 по 1960 года. Бронетранспортер БТР-40, выпущенный во множестве модификаций и количестве 8 500 машин, состоял на вооружении Советской, а позже Российской армии до 1993 года, после которого был снят с вооружения.

БТР-40А

БТР-40А

Параллельно с разработкой бронетранспортера общевойскового в ОКБ «Бюро серийных автомобилей» (секретное название Конструкторского Бюро при заводе ГАЗ) велась разработка и специальной, для войск ПВО, модификации БТР-40. Машина отличалась от базовой установкой спарки двух 14.5 крупнокалиберных пулеметов Владимирова. Боекомплект такой зенитной установки составлял 1 200 патронов, снаряженных в 24 ленты. Вследствие изменения величины боевого отделения экипаж машины увеличился до 4-х человек (+ 2 заряжающих), перевозка десанта же стала невозможной. Вес машины увеличился с 5 300 кг до 5 600 кг. БТР-40А был принят на вооружение СА в 1951 году, в том же году пущен в производство.

БТР-40В


В 1956 году разработчики создали опытный БТР-40 с централизованной системой регулирования давления (путем подведения к колесам специальных трубок, которые в случае пробития колеса подкачивали воздух, оставляя давление постоянным) в шинах и с вентиляционной системой для обеспечения безопасности от химического и бактериологического оружия. По некоторым данным, машина была принята на вооружение и производилась в 1957 году, по иным данным – на вооружение не принята.

БТР-40Б


Первым боевым крещением БТР-40 является подавление восстания в Венгрии в 1956 году. Машина была проверена боем, определились ее достоинства и недостатки. Одна важная конструктивная особенность, а именно открытый верх машины, были одновременно и достоинством, и недостатком. С одной стороны, при поражении бронетранспортера десант мог как можно быстрее эвакуироваться из машин. С другой стороны, пехотинец уязвим от атаки с высоты.


В том же 1956 году горьковские инженеры доработали БТР-40. Машина, помимо прибавки к высоте в 130 мм, получила сварную крышу с 4-мя десантными люками, закрывающую десантное и боевое отделение.

Десантное отделение 40Б

Количество десантников сократили до 6 человек, вместо 8. Кронштейны для установки пулеметов по бортам пришлось убрать. БТР полностью лишился вооружения, взамен получив дополнительные бойницы в наклонных бортах. Принят на вооружение в 1957 году под обозначение БТР-40Б. Производился с 1957 по 1960 года.

БТР-40 ж.д.(железно-дорожный)


Базовый БТР-40, который оснащался ребордами для передвижения по железной дороге. Машина не являлась серийной, тем не менее, подобного рода модификации могли осуществляться и осуществлялись в армейских мастерских.

БТР-112(Объект 112)

В 1949 году в городе Свердловск на Уральском заводе транспортного машиностроения был разработан бронетранспортер на основе танка, вернее, САУ – СУ-100П. Группой свердловских инженеров руководил Лев Израилевич Горлицкий, легендарный конструктор, создатель машин СУ-85/100/122.

Объект 112, Кубинка

БТР был разработан и выпущен в краткие сроки – в том же 1949 году. Машина отличалась от «донора» (СУ-100П) удлиненной базой (6 460 мм +640 мм = 7 100 мм) и прибавкой к каткам – их стало 7 вместо 6. Корпус машины сварной, открытого типа, изготовленный из броневой стали толщиной 15 мм, следовательно, бронирование – противопульное/противоосколочное. Компоновка машины практически не претерпела изменений: в передней части корпуса размещалось МТО и отделение управления. В движение БТР приводился V-образным дизельным двигателем В-105-В максимальной мощностью 400 л/с при 2 000 оборотах/минуту. Двигатель позволял машине весом в 18 200 кг разгонятся до предельных 65 км/ч. Запас хода – 300 км. Плавать Объект не умел, но преодолевал брод глубиной до метра.

Огромное десантное отделение занимало остальную часть корпуса. Экипаж – 3 человека: механик-водитель, командир машины, стрелок-радист. Десант – 25 человек, высадка и посадка которого осуществлялась через специальную кормовую дверь. Стоит отметить, что большая вместимость машины была обусловлена одной из пробных концепций в развитии бронетранспортеростроения – «взводной». То есть, каждая страна, проектирующая и производящая БТР-ы, пыталась сократить число и без того дорогих машин за счет увеличения вместимости.

В качестве яркого примера – американский М-44 «Doughboy’s Friend» вместимостью до 27 человек

Советский Объект 112 вооружался двумя пулеметами – 14.5КПВТ в башенке открытого типа с боезапасом в 500 патронов и 7.62 СГ-43, установленным на специальном кронштейне на правом борту машины и имеющим боекомплект в 500 патронов. Единственный изготовленный образец машины не дошел даже до заводских испытаний. Объект 112 хранится в Бронетанковом музее в Кубинке.

К-78


Судьба данного проекта была тесно связана с судьбой плавающих танков. В том же 1947-м году ОКБ ИК СА вело разработку ряда амфибийных машин (указанный К-75, транспортеры-амфибии и плавающий танк). Одновременно, с конкурентами на «место» советского бронетранспортера шла «битва не на жизнь, а на смерть» между двумя проектами плавающих танков: Объектом 740 (совместная разработка инженеров ВНИИ-100 Челябинска и Ленинграда) и К-90 (разработка все тех же инженеров под руководством А.Ф. Кравцова ОКБ ИК Советской армии). В случае «победы» в этой «гонке» плавающих танков соперник сразу же обеспечивал место в нише бронетранспортеров своему «собрату» — проекту плавающего бронетранспортера на основе танка-«победителя». Так сложилось, что победил ленинградско-челябинский Объект 740, принятый на вооружение как ПТ-76.На основе этой машины будет создан Объект 750.


Машина, разрабатывавшая на базе плавающего танка К-90 с 1949 по 1950 год, была готова в металле в 1950 году. Бронетранспортер, имеющий много общего с танком, унаследовал практически все конструктивные особенности «донора» и предыдущего проекта – К-75. Шасси бронемашины – доработанное танковое, двигатель и трансмиссия – от ЯАЗ-200. Запас хода — до 250 км. МТО занимало всю переднюю часть по правому борту. Отделение управления, в котором находился механик –водитель, располагалось слева от МТО. Позади механика было место командира-машины, оборудованное радиостанцией 10РТ-12 и СГ-43. Боекомплект составлял 1 000 патронов в четырех снаряженных лентах.

Посадка в бронетранспортер

Десантное отделение вмещало в себя 22 человека, высадка/посадка которых осуществлялась через специальную откидную дверь в корме или же через открытый верх. По бортам машины имелись два специальных кронштейна для крепления пулеметов. Десантное отделение превращалось в грузовое при складывании сидений. В этом отделении имелось все для преобразования К-78 в обычный транспортер: лебедки для закрепления артиллерии, полки для перевозки ящиков с боеприпасами. Полезная нагрузка для БТР составляла порядка 2 500 кг, при этом машина не теряла плавучести. В свою очередь, в движение по воде бронемашина приводилась двумя специальными гребными винтами, расположенными в кормовых тоннелях. Устойчивость машины на плаву обеспечивала специальный корпус, имеющий больше общего с кораблем, нежели с наземной машиной. Конструкция машины была усилена двумя силовыми шпангоутами, обеспечивавшими должную жесткость. Противопульное/противоосколочное бронирование К-78 обеспечивала броня толщиной до 15 мм. Наибольшая толщина брони в лобовой части – 15 мм, корпус – 10 мм, днище – 6 мм.

С 19 мая по 26 июня БТР начал проходить войсковые испытания. Комиссия по результатам испытаний постановила продолжить совершенствование бронемашины и исправить недостатки, присущие К-78, среди которых: неудобное размещение десанта, задымление отделение управления. Конструктивно-доработанные БТР-ы отправились на испытательные полигоны в 1952 году, уже к октябрю работы над машиной были свернуты по причине принятия на вооружение ПТ-76 и разработки Объекта 750. Единственный сохранившийся экземпляр К-78 хранится в Кубинке.

БТР-152


В то время, когда «горьковцы» работали над своим «Объектом 141» на базе ГАЗ-63, работы над созданием более тяжелого бронетранспортера «Объект 140» велись на Заводе имени Сталина. ОКБ ЗиС под руководством Бориса Михайловича Фиттермана проектировала свою бронемашину на базе своего же грузовика – ЗиС-151.

ЗиС-151

Трехосная машина с огромной грузоподъёмностью в 4 тонны прекрасно подходила для создания тяжелого бронетранспортера. Разработчики, не стесненные ни в средствах, ни в желании создать удачную машину, начали работу в 1947 году. Машина, так же как и его база, имела три оси, но за исключением того, что задние колеса были односкатными, в отличие от ЗиС-151. Изначально перед конструкторами была поставлена задача: создать два унифицированных тяжелых бронетранспортера.

ЗиС-153

Один должен был базироваться на шасси 3иС-152 (база с задними односкатными колесами), второй – на шасси ЗиС-153 (база с колесно-гусеничным движителем). Но, позже, на испытаниях колесный вариант бронетранспортера покажет лучшие показатели проходимости, нежели его соперник с колесно-гусеничным движителем, поэтому в серию пойдет только колесный БТР. Основой 8.7-тонного бронетранспортера, в отличие от большинства бронемашин «до», служила не рама, а сам бронекорпус. Именно на нем крепились все основные агрегаты машины. Корпус изготавливался из броневой стали толщиной от 4 до 13 мм, т.е. обеспечивала противопульное и противоосколочное бронирование. Лоб корпуса нес 13 мм стали, борта – 8-10 мм, корма – 9 мм, днище – 4 мм. Компоновка классическая: спереди – МТО, посередине – отделение управления и боевое отделение, сзади – десантное. Двигатель – бензиновый шестициллиндровый ЗИЛ -123В мощностью 110 л.с при 3 000 об/мин. Вкупе с 6-ти ступенчатой КПП машина могла развивать максимальной скорость в 65 км/ч. В отделении управления размещался весь экипаж: водитель и командир машины. Базовой радиостанцией машины являлась 10РТ-12. Выход из машины для экипажа осуществлялся через боковые двери. Десантное отделение на 17 человек. Десант размещался на 2-х продольных (вдоль бортов) скамьях. Спешивание/посадку десант мог осуществить через кормовую дверь либо «перемахнув» через борта корпуса. Вооружение – 7.62 мм СГМБ с боекомплектом в 1 250 патронов (5 коробов с лентами по 250 патронов, один снаряженный). Машина отправилась на испытания в начале 1950 года, которые она прошла успешно. 24 марта 1950 года бронетранспортер Объект 140 был принят на вооружение Советской Армии под названием БТР-152.

БТР-152А


Модификация тяжелого БТР для войск ПВО разрабатывалась в 1951 году. Отличалась от базовой машины установкой спарки 14.5 мм КПВ с боекомплектом в 1 200 патронов. В отличие от своего «младшего брата» БТР-40А не снискал такой популярности в Советской Армии, но ввиду больших размеров мог нести десант. Экипаж машины возрос до 3-х человек: водитель, командир машины, заряжающий.


Десант сократился до 6 человек. В остальном, бронетранспортер имел характеристики базовой машины. Принят на вооружение в 1952 году, производился на Заводе имени Сталина до 1955 года.

БТР-152Д


Модификация для войск ПВО. Машина полностью идентична БТР-152А, отличалась лишь установкой счетверенной установкой ЗПТУ-4 пулеметов КПВ. Бронетранспортер, разработанный в 1952 году, не пошел в серию, и выпущен серией в 4 машины.

БТР-152В


Попытка применить систему регулирования давления в шинах была предпринята еще в 1953 году инженерами ОКБ ЗиС под руководством главного инженера Виталия Андреевича Грачева. Опытный вариант машины был готов к 1954 году, когда в июне машина была показана в движении по болоту лично Министру Обороны СССР – Г.К. Жукову. Бронемашина, у которой регулировалось давление в шинах, с легкостью прошла это испытание, поэтому разработчики получили одобрение на производство. Первая партия в 20 машин по приказу Г.К. Жукова участвовала в учениях Белорусского военного округа, где показала прекрасные показатели проходимости. Поэтому в массовое производство машина была пущена в 1955 году на ЗиС, где и производилась до конца 1959 года.

Стоит отметить, что эта была первая в мире серийная машина с подкачкой шин. Опыт применения БТР-152В показал, что система регулирования давления в шинах есть жизненно необходимая функция для любой колесной машины.

БТР-152В1


Машина, аналогичная модели «В», снабжённая прибором ночного видения ТВН-2 и усовершенствованной системой регулировки давления в шинах. Доработана КБ ЗиЛ под руководством В.А. Грачева в 1957 году. В серию БТР был пущен заводом имени Лихачева (1957-1959 год), позже производился на мощностях БАЗ (1960-1962) года.

БТР-152К


После событий в Венгрии 56-го года не только инженеры ГАЗ были вынуждены в срочном порядке работать над модификацией своего детища с закрытой крышей. В кратчайшие сроки, менее чем за 3 месяца, уже к 1957 году ЗиС выпустил партию БТР-152 с закрытым корпусом. БТР-152К получил крышу, выполненную из стали толщиной 8 мм, в которой находились 3 откидные крышки для высадки десанта. Количество перевозимого десанта уменьшилось до 13 человек. Эта модификация получила дополнительные бойницы и 4 кронштейна для крепления пулемета СГМБ у откидных люков. Машина была принята на вооружение весною 1957 года под обозначением БТР-152К. Выпуск бронетранспортера был налажен на Заводе имени Лихачева (1957-1959), позже перенесен на мощности Брянского автозавода (1960-1962).

БТР-Э152В


Серийный БТР-152 показал себя надежной и хорошей машиной. За годы производства были устранены многие недостатки и огрехи конструкции. Но, тем не менее, военных не удовлетворяла ситуация с проходимостью машины, а также невозможность преодолевать окопы противника шириной более чем 0.9 м. Система подкачки колес, внедренная в модификации В, а позже и В1, исправляла ситуацию с проходимостью, но не с преодолением рва. Тогда в 1957 конструкторы ОКБ ЗиЛ (бывший ЗиС, переименован в «ЗиЛ» после 1956 года) под руководством В.А. Грачева (создателя модификации 152В) подошли к решению проблем более чем оригинально.


Первый Объект получил три равнорасположенных оси. Машина получила излишнюю управляемость, поэтому в построенном образце БТР-Э152В управляемыми сделали только две первые оси. Также на бронемашину устанавливался пневмоусилитель руля и специальные широкие шины (уширен обод) и систему подкачки колес (через ступицу колеса). Помимо этих конструкционных изменений база бронемашины знатно получила прибавку к длине (с 3 880 м до 4 526 мм). Общая длина сократилась на 240 мм. Сократилась также и общая вместимость десантного отсека: до 14 человек.

На испытания машина отправилась в том же, 1957 году. На полигоне в г. Бронницы БТР-Э152В проходил сравнительные испытания с такими машинами как БТР-152В, ЗиЛ-157 (грузовая машина). Бронетранспортер показал себя с лучшей стороны: преодолеваемый ров увеличился до 2.5 метров (вместо 0.9 метров), общая проходимость (особенно по заболоченным участкам) возросла вследствие более низкого давления на грунт. Однако хорошая и удачная модель оказалась не столь надежной: шарниры равных угловых скоростей среднего моста «дали слабинку» и часто ломались. Также при движении со скоростью более 40 км/ч опытный образец становился неуправляемым.


Следующий прототип имел уже в качестве ведущих и, одновременно, управляемых передний и задний мосты. Также были заменены ШРУС-ы, что вкупе с изменением управляемых мостов несколько увеличило надежность машины. Однако опытный бронетранспортер не стал сразу же надежной машиной: теперь ломались зубья главной передачи. После исправления недочетов объект вновь отправился на испытания. Теперь, помимо преодоления окопов и бездорожья, в качестве испытания «было добавлено» болото. Преодоление болотистой местности для всякой машины, тем более колесной, является практически невыполнимым заданием. Это был триумф не только разработчиков, но и БТР-Э152В. Бронетранспортер, в отличие от конкурента в лице БТР-152В, не вяз и даже не буксовал.


Машина, преодолев болото, и оставив за собой колею, вернулась к старту тем же путем. В качестве факта феноменальной проходимости данного бронетранспортера можно добавить, что машина весом почти 9 тонн, «экипированная» специальными четырехслойными шинами при регулировке давления до 1 кгс/см2, оставляла на рыхлом снегу колею глубиной в 5 см.

Все данные новшества и рекордные показатели не дались даром. Бронетранспортеру с его 110-сильным 123В не под силу не только было показать прежние максимальные 65 км/ч, но и нормально работать. Крутящего момента не хватало, движок постоянно грелся. Скорость упала до 52 км/ч. В виду нехватки мощности и невозможности установки другого двигателя без полного изменения машины, трехосный бронетранспортер не был принят на вооружение Советской Армии.

В то же время, Советский Союз, в виду нарастающей угрозы НАТО, вынужден был подстраиваться под возможный европейский театр боевых действий с его множеством рек. Кроме СССР под новый театр военный действий вынуждена была подстраиваться и техника: теперь ей предъявлялось еще требование – умение самостоятельно преодолевать водные преграды. Увы, ни один из советских бронетранспортеров, в частности БТР-152 и его модификации, этому требованию не удовлетворял.

БТР-152 и его модификации стал одним из самых массовых БТР в мире и Советской армии. Машина прослужила Родине до 1993 года, после которого была снята с вооружения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]