Boeing 747-300 – обзор, планировка салона, где лучше сидеть


Boeing 747 – пассажирский самолет, до недавнего времени занимавший первое место в мире по величине (в настоящее время уступает Airbus A380). Имеет верхний и нижний салон, причем верхняя палуба гораздо короче нижней, за счет чего силуэт абсолютно узнаваем: его невозможно спутать с каким-либо иным самолетом. Воздушное судно является дальнемагистральным.

«Джамбо Джет» (англ. Jumbo Jet) является рекордсменом по одновременной перевозке пассажиров. Во время войны в Эфиопии, 24 мая 1991 года за один рейс на самолете в Израиль было эвакуировано 1122 человека эфиопских евреев, при расчетной вместимости 480 человек.

История разработки пассажирского самолёта Boeing 747

В середине 1960-х годов в связи с увеличением пассажиропотока и развитием реактивной авиации возник спрос на дальнемагистральные самолеты с увеличенной пассажировместимостью. В то время в мире летали в основном реактивные воздушные суда первого поколения, такие как Боинг-707, Ту-104 и другие.

Однако такие самолеты перестали справляться с нагрузкой, да и у машин первого поколения было много конструктивных и других проблем. В результате Боинг решил приступить к разработке авиалайнеров новой модификации. В 1966 году на суд публики была представлена машина, абсолютно непохожая на своих предшественников, с горбом на крыше. Изначально самолет хотели сделать двухпалубным, но в связи с отсутствием опыта производства таких машин был принят тот вид, которым и знаменит 747-й.


Боинг-747 «Тигролёт» авиа

В связи с заходом на рынок сверхзвуковой пассажирской авиации, в корпорации по отношению к самолету были настроены довольно скептически. Вынос кабины летчиков на верхнюю палубу и был вызван теми соображениями, что если вдруг воздушное судно не будет продаваться, то его быстренько переделают в грузовую модель, а для этого кабина не должна мешать загрузке грузов через носовую аппарель, которая будет в грузовике.

Считалось, что максимум, который необходим – 400 самолетов этого типа. Однако на текущий момент продано более полутора тысяч самолетов. Если бы не прямой конкурент – А380, количество проданных бортов было бы еще больше. Компанией Pratt & Whitney специально для этого самолета был создан турбовентиляторный двигатель — JT9D. Была разработана «продвинутая» по тем временам механизация крыла, что позволило использовать тяжелый борт со стандартных ВПП (взлетно-посадочных полос).

При производстве Боинга-747 широко использовались казенные авиационные заводы ВВС США. Законодательно запрещено привлечение государственных заводов для исполнения коммерческих заказов других фирм. Оставим без комментариев данный факт.

Где находятся плохие места

Важно знать, где находятся худшие места, чтобы случайно не купить на них билет. У самолета компании Россия такие сиденья имеются, они портят все хорошие впечатления от перелета

В 29 ряду спинка на креслах не откидывается, так как рядом аварийный выход и туалет. Такая же проблема в 19 ряду. Места A, D, E и L так же не могут раскладываться.

Худшие места.

Сидящие на кресле под буквой C в 32, 33 и 34 рядах будут чувствовать себя дискомфортно, так как мимо них постоянно будут ходить пассажиры. Тут ведь рядом лестница, по которой вверх и вниз регулярно прогуливаются люди.

Путешествующие, купившие билеты на 43, 54, 79 и 71 ряд, останутся недовольны полетом. Рядом расположены запасные выходы, поэтому кресла не откидываются.

Важно! Места в линии с 20 по 22, с 27 по 29, с 41 по 46 и с 69 по 71 находятся возле туалета. Здесь образуется очередь из пассажиров, дополнительный шум от их разговоров и смыва бачка.

На втором этаже не стоит брать билет на последнюю линию. Рядом расположен туалет, куда постоянно будут ходить пассажиры, создавая неудобство для сидящих, тут же есть лестница, по которой поднимаются и спускаются люди, прогуливаясь.

Описание и техническая характеристика

Воздушное судно представляет собой четырехдвигательный турбовентиляторный низкоплан со стреловидным крылом и одним килем (рулем направления).

Технические характеристики приведены в таблице:

Характеристика747-100 (первоначальная версия)747-400ER747-8
Длина70,6 м70,6 м76,3 м
Размах крыла59,6 м64,4 м68,5 м
Ширина фюзеляжа6,5 м
Высота19,3 м19,4 м19,4 м
Площадь крыла511 м²541 м²554 м²
Масса пустого самолёта162,4 т180,8 т214,5 т
Грузовая вместимость170,6 м³ (5 поддонов + 14 контейнеров LD1s)158,6 м³ (4 поддона + 14 контейнеров LD1s)275,6 м³ (8 поддонов + 16 контейнеров LD1s)
Вместимость (кол-во пассажиров)366 (3 класса) 452 (2 класса)416 (3 класса) 524 (2 класса)467 (3 класса) 581 (2 класса)
Силовая установка4 × Pratt & Whitney JT9D4 × General Electric CF6-804 × General Electric GEnx-2B67
Тяга двигателей (4х)222,4 кН (22,6 т)281,1 кН (28,68 т)296,0 кН (30,2 т)
Экипаж322

Самое интересное в этом самолете то, что к нему можно прикрепить и пятый двигатель. Это используется для доставки сменного двигателя на отдаленный аэродром. Пятый двигатель подвешивается у корня, то есть ближе к фюзеляжу левого крыла. Во время полета двигатель отключен.


Бизнес-класс авиакомпании KLM

Лучшие места

В статье приведена типовая схема расположения трех классов в самолете авиа (Германия). Лайнер имеет несколько мест первого класса — на нижнем этаже под кабинами пилотов, 80 мест в бизнес-классе и почти 300 мест в экономичном. Общая вместимость «Боинга 747-8» в такой компоновке составляет 386 мест.

На первый класс нареканий не было — для пассажиров много свободного места, они имеют возможность удобно разместиться, при этом каждое кресло находится за собственной ширмой. Далее расположены передние выходы, буфеты и уборные. Места первого ряда в бизнес-классе хотя и просторны, но упираются в перегородку, за которой находятся туалеты и кухня, что может создавать определенные неудобства. Кресла 9С и 9Н находятся в непосредственной близости к проходу и туалетным комнатам. Подобные неудобства могут ожидать и пассажиров 81-го и 88-го ряда (второй этаж, первый и последний ряды). Пассажирам десятого ряда придется весь полет смотреть на перегородку перед собой, что, естественно, довольно некомфортно. Бизнес-класс располагается по 6 человек в ряд, при этом их разделяют два прохода.

Эконом-класс начинается с рядов под № 16 и 18. Шестнадцатый ряд насчитывает всего 6 мест. Учитывая, что перед ними нет пассажиров, для обитателей этого ряда достаточно свободного места и они не рискуют очутиться в ловушке, созданной откинутым креслом, сидящего впереди человека. То же касается средней секции в 18-м ряду. Двадцатый ряд расположен рядом с аварийным выходом — этим объясняется отсутствие иллюминаторов. Пассажиры средней секции в этом ряду не имеют возможности принять горизонтальное положение, так как сзади расположена стена туалетов. 21-22-й ряды повторяют расположение рядов № 16—18, за исключением того, что в 21-м ряду всего четыре места, не отгороженные от остальных. Также здесь достаточно места для ног, единственный недостаток: рядом аварийные выходы. Средняя секция, а именно 32 и 33-й ряд, имеет тыловые стенки, поэтому расслабиться и лечь не удастся. Все места 34-го ряда имеют перед собой перегородку, из-за чего может быть мало места. 45—47-й ряды находятся в хвосте самолета, поэтому там может быть тесно. Самым неудачным можно назвать 49-й ряд, поскольку те недостатки, о которых говорилось ранее, в полном объеме присутствуют в этом секторе.

Летные характеристики Boeing 747

Характеристика747-100 (первоначальная версия)747-400ER747-8
Максимальная взлётная масса340,2 т412,8 т442,2 т
Максимальная скоростьМ=0,84М=0,855М=0,855
Крейсерская скорость955 км/ч988 км/ч988 км/ч
Дальность с максимальной нагрузкой9800 км14 205 км14 815 км
Запас топлива183 380 л241 140 л242 470 л
Ширина салона6,1 м

Общее

Боинг 747, выпускаемый американской компанией Boeing, часто именуемый «Джамбо Джет» (англ. Jumbo Jet), или просто «747», — первый в мире широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский авиалайнер. Первый полёт был выполнен 9 февраля 1969 года. На момент своего создания Boeing 747 был самым большим, тяжёлым и вместительным пассажирским авиалайнером, оставаясь таковым в течение 37 лет, до появления A380, первый полёт которого состоялся в 2005 году.

Boeing 747 имеет двухпалубную компоновку, при этом верхняя палуба значительно уступает по длине нижней. Размеры и своеобразный «горб» верхней палубы сделали Boeing 747 одним из наиболее узнаваемых самолётов в мире, героем десятков кинофильмов и символом гражданской авиации.

Существует несколько различных вариантов Boeing 747, большинство из которых могут совершать перелёты большой дальности. Рекордсменом среди 747 является Боинг австралийской авиакомпании Qantas Airways, совершивший в 1989 году беспосадочный перелёт из Лондона в Сидней, преодолев тем самым 18000 км за 20 часов 9 минут, не имея на борту ни пассажиров, ни груза.

До сентября 2010 года было заказано 1527 моделей Boeing 747, доставлено 1418 самолётов.

  • Тип — пассажирский самолёт
  • Разработчик — Boeing
  • Первый полёт — 9 февраля 1969
  • Начало эксплуатации — 1970 (Pan Am, TWA)
  • Статус — эксплуатируется
  • Основные эксплуатанты — Japan Airlines, British Airways, Korean Air, Cathay Pacific
  • Годы производства — 1969 год — н. в.
  • Единиц произведено — 1419 (на апрель 2010)
  • Стоимость единицы — 747-100 — 24 млн $ (1967), 747-200 — 39 млн $ (1976), 747-300 — 82 млн $ (1982), 747-400 — 228-260 млн $ (2007)
  • Варианты — Boeing E-4, Boeing VC-25, Boeing YAL-1

Схема салона и расположение мест


Схема салона самолета Boeing 747-300

Салон бизнес-класса

Если вы хотите испытать невиданное и прокатиться на верхней палубе самолета Боинг-747, обязательно нужно брать бизнес-класс. Он будет в носовой части «горба» (верхней палубы). В нашей стране только авиа перевозит пассажиров на самолетах Боинг 747-400. Давайте рассмотрим конфигурацию пассажирских мест на примере этой авиакомпании. Первые три ряда верхней палубы – кресла бизнес-салона. Это самые лучшие места. Удобные кресла, почти раскладывающиеся в кровать, большие мониторы развлекательной системы, наборы для пассажиров, вкусная еда, — все к услугам владельцев билетов класса бизнес.

Салон эконом-класса

Оставшаяся часть верхней палубы и вся нижняя – это царство эконом-класса. Самыми лучшими местами в экономе считаются кресла первого ряда после салона класса «бизнес», так как между салонами проходит только тонкая перегородка и места для ног будет гораздо больше, чем на средних рядах.

Очень неплохие места в первых рядах нижней палубы. Там рядом находятся по два, а не три места, что тоже гораздо удобнее. Авиакомпания также рекомендует места в первых рядах салонов. Это 20, 31, 44, 55 ряды. Они позиционируются как места с увеличенным пространством для ног.

Традиционно плохими считаются места возле туалетов, где постоянно мимо вас будут проходить пассажиры. Зачастую на этих рядах спинка сиденья не откидывается. Это надо учитывать при выборе мест для перелета.

Аэродинамическая схема

При создании Boing 747 использовалась классическая аэродинамическая схема. Авиалайнер представляет из себя четырехмоторный низкоплан, обладающий стреловидными крыльями и однокилевым хвостовым оперением.

Конструкция низкоплана подразумевает размещение крыла в нижней части фюзеляжа. Схема низкоплана обладает и плюсами, и минусами. Для пассажирских авиалайнеров размещение крыла в нижней части позволяет получить больше преимуществ, чем недостатков.

Преимущества и недостатки Боинга

Боинг 747 – один из самых лучших дальнемагистральных воздушных судов в мире. Хотя сейчас ему активно наступает на пятки, а то и перегоняет Airbus, 747-й уверенно держит свою планку. Например, у грузовых бортов очень хорошие показатели грузоподъемности. Не зря очень много самолетов используется в грузовом варианте. В грузовом варианте очень удобно транспортировать негабаритные грузы из-за широкого фюзеляжа.

Вообще, Боинг-747 — очень выносливая и неприхотливая машина, из-за чего и пользуется заслуженной любовью у многих авиакомпаний мира. Некоторые эксперты называют Боинг-747 самым безопасным типом ВС (воздушного судна) исходя из количества катастроф.

Самолеты 73Н

Данное название дали для модификации Боинга 737 «Next Generation» для .

В компоновке этой авиакомпании лучшими местами будут первые четыре ряда, с повышенным комфортом и классом обслуживания. Что касается остальных рядов, то самым удобным будет 16 ряд вблизи аварийного выхода, который называется также Space+. Чтобы попасть на эти места нужно доплатить.

В заключении отметим, что выбор места несомненно важен для туриста. Для каждой модели салон обладает разной компоновкой и следует заранее позаботиться о бронировании самых удобных мест.

Основные модели Boeing 747

За время производства, концерном Boeing разработано множество моделей данного типа воздушного судна.

Boeing 747-100

Первым типом Боинга 747 стала модификация 747-100. Всего было изготовлено и направлено заказчикам 250 бортов этого типа с учетом вариаций SP, SR и В. Крайний самолет 747-100 поступил к эксплуатанту в 1986 году. Впервые счастье полета самолет испытал в феврале 1969 года, а уже 1 января 1970 года первые пассажиры поднялись в небо на новом самолете. После окончания службы в качестве пассажирского, некоторые борта были преобразованы в грузовые 747-100(SF).


Boeing 747-400F Авиакомпании Airbridgecargo

Boeing 747-100SR

Boeing 747-100SR (англ. Short Range — малая дальность) был создан для линий малой протяженности. Практически все суда ушли в Японию. Всего было выпущено 29 бортов данной модификации. За счет уменьшения объема топливных баков и, соответственно, массы самолета, удалось увеличить количество человек, перевозимых на одном рейсе. Всего на данной модификации можно было перевозить до 550 человек за один раз. Как ни странно, но основным заказчиком самолета стала Япония. Суда использовались зачастую на внутренных рейсах.

Boeing 747-100SP

Самолеты данной модели (англ. Special Performance —лучшие характеристики) начали производить в 1976 году на волне конкуренции с корпорациями McDonnel Douglas и Lockheed Corporation. Всего было выпущено 45 самолетов. У самолета был изменен (укорочен) фюзеляж, увеличен киль, изменены крылья. Самолет мог перевозить до 220 человек на расстояние до 10500 км. При плане в 200 самолетов, корпорация получила заказы только на 45 бортов.

Boeing 747-200

Поставки начаты в 1971 году. Были модернизированы двигатели, которые развивали большую мощность, из-за чего увеличилась дальность полета. Модификация оказалась настолько удачной, что на ее базе были созданы три ВКП (воздушных командных пункта) армии США и два «борта №1» для полетов американских президентов.

Самолет поставлялся в трех вариантах:

  • 200В — пассажирский вариант;
  • 200С — мог перевозить или пассажиров, или груз;
  • 200F(Frightener) — грузовой;
  • 747-200M Combi позволял размещать одновременно грузы и пассажиров за счет установки в салоне быстросъемных переборок.

Boeing 747-300

После неудачной попытки разработать трехдвигательную модель 747, индекс 300 перешел к новой модификации образца 1980 года. За счет увеличения верхней палубы, появилась возможность перевозить увеличенное количество пассажиров. Как и в модели 747-200, в 300-м были предусмотрены варианты 747-300М (грузопассажирский) и 747-300SR (ближнемагистральный). Самолет обладал дальностью полета 12400 км.

Boeing 747-400

Самой часто приобретаемой авиакомпаниями моделью является 747-400. У данной модели добавлены Winglets — вертикальные законцовки крыльев, позволяющие улучшить экономичность самолета. Во время проектирования данной модификации была изменена кабина пилотов, из-за чего стало возможным управлять воздушным судном при помощи двух членнов экипажа, вместо трех пилотов ранее. Также запущены в серию 747-400M (грузопассажирский), 747-400F и 747-400SF (грузовые).

Был создан вариант 747-400ER — самолёт с увеличенной дальностью полёта.

Boeing 747-8

Вариант 747-8 – третье поколение самолетов Боинг-747. Производство приходится на начало 2010 года. Самолет получил удлиненный фюзеляж. Согласно расчетам, в этой модели на каждого пассажира приходится на 10% больше места и на 11% меньше тратится топлива. Также были переработаны крылья. За счет лучшего профиля крыла, полученного в связи с использованием композитных материалов, переработанной формы винглетов (законцовка крыла), улучшенной авионики, систем управления и т. д., самолет отличается улучшенными экономическими показателями. Всего было сделано 2 модификации — 747-8F Freighter и 747-8I Intercontinental (пассажирская версия). Сейчас в США два борта 747-8I реконструируются для перевозки президента США, взамен двум действующим 747-400 президентского пула.


Межпалубная лестница Boeing 747-8I

Boeing 747 LCF Dreamlifter

С момента начала поставок самолета Боинг-787 стало ясно, что части этого самолета, которые поставляли сторонние подрядчики, надо каким-то образом доставлять на сборочное производство. Доставка комплекта крыльев из Японии морем длилась 30 дней.

Для ускорения процесса сборки самолетов, в 2003 году корпорация «Боинг» заявила о разработке воздушного грузовика с увеличенным грузовым пространством. Для этой цели был разработан 747 Large Cargo Freighter (большой грузовик). Несмотря на то, что свои рейсы 747LCF начал выполнять в середине 2016 года, Федеральное управление гражданской авиации США выдало сертификат летной годности для 747LCF 2 июня 2007 года.

По аналогии с Боингом-787 Dreamliner (лайнер мечты), самолет получил имя Dreamlifter (поднимающий мечту). При получении сертификата летной годности на самолет, грузовые рейсы 747LCF частично были зачтены в качестве испытательных.

Самолет, имеющий прозвище слоненка (Jumbo — имя слоненка из мультфильма Диснея), имеет свое уникальное узнаваемое лицо и какой-то романтический флёр. Я думаю, что каждому пассажиру будет интересен полет на таком самолете.

Планировка

Чтобы не испытывать неудобств во время поездки, целесообразно серьезно отнестись к поиску . В нижнем ярусе воздушного судна разработчики предусмотрели 470 посадочных мест, которые авиакомпания относит к классу «Туристический». Здесь действуют доступные расценки на авиабилеты.

Планировка салона самолета

Комплектация кресел стандартного салона включает несколько вариаций, но основная планировка тут 3:4:3. В хвосте самолета места размещены по принципу 2:4:2, а в носу – 2:3:2. Самые неудобные сиденья – в хвосте самолета, из-за находящегося поблизости санузла. Такие кресла традиционно не пользуются спросом – ведь постоянно проходящие мимо попутчики и очереди вряд ли добавят энтузиазма.

Обычные кресла установлены в среднем блоке по оси самолета. В этом секторе получится спокойно работать и даже спать, не отвлекаясь на других путешественников. Но не забывайте, что здесь нет иллюминатора, поэтому насладиться видом из окна не удастся.

На нижней палубе установлено 3 блока санузлов: в хвостовой части, между 43 и 44 линией и у 20–22 рядов. Кроме того, между секторами 31–34 и 54–59 оборудованы пищеблоки и гардеробные. Кресла рядом с техническими постройками не станут удачным выбором. К тому же у 31 линии обустроен спуск с верхнего яруса лайнера.

Верхнюю и нижнюю палубы лайнера соединяет небольшая лестница

Что касается верхней палубы, тут первые три ряда отведены для пассажиров бизнес-класса, а с 5 по 9 линию резервируют места клиенты, которые приобретают авиабилеты по тарифу «Повышенный эконом». Платформа занимает носовую часть самолета. Здесь конструкторы оборудовали два блока уборных и лестницу в общий салон. Так в целом выглядит планировка лайнера Boeing 747 400 Jet. Схема салона («Россия»), которую мы приведем ниже, подскажет туристу оптимальный вариант с выбором кресла.

История

Разработка

Идея разработки Боинга 747 возникла во время бурного роста объёмов авиаперевозок в 60-х. Боинг 707, господствовавший в то время на рынке авиаперевозок США, уже с трудом справлялся с растущим потоком пассажиров. До этого корпорация «Боинг» уже занималась разработкой крупного транспортного самолёта для армии США, однако тогда корпорация проиграла проекту . Тем не менее, наиболее преданный «Боингу» покупатель — авиакомпания Pan American — выработала требования к гигантскому пассажирскому самолёту, который должен был быть больше «707» в два раза. В 1966 году корпорация представила конфигурацию нового самолёта, получившего обозначение «747». Изначальный проект представлял собой полностью двухпалубный самолёт, однако с такой конфигурацией возникали некоторые трудности, и от схемы отказались в пользу «горба». Из первой серии из 100 самолётов Pan Am заказала 25.

В то время считалось, что такие гиганты вскоре будут вытеснены сверхзвуковыми самолётами. Поэтому «747» изначально разрабатывался как грузопассажирский самолёт. Со временем планировалось даже полное переоборудование всех самолётов в грузовые. Кабину экипажа поместили на верхнюю палубу специально для того, чтобы была возможность преобразовать нос самолёта в грузовую аппарель. Предполагалось, что рынок не нуждается более чем в 400 самолётах этого типа, однако, несмотря на критику и жёсткую конкуренцию в 1993 году был построен тысячный самолёт. Лишь в первом десятилетии XXI века объём продаж «747» начал падать.

Строительство самолётов было связано с некоторыми трудностями: завод Боинга не обладал возможностями выпускать такие гигантские самолёты. Для этого в небольшом городке Эверетт в штате Вашингтон был построен новый завод, который и стал домом для нового семейства самолётов.

Компания Pratt & Whitney разработала огромный турбовентиляторный двигатель с высокой степенью двухконтурности — JT9D, который первоначально использовался исключительно на «747». В целях повышения уровня безопасности и лётных качеств самолёта на «747» были установлены 4 резервные гидравлические системы и щелевые закрылки, которые позволяли использовать самолёт на взлётно-посадочных полосах стандартной длины.

На испытаниях самолёта для получения сертификата лётной годности Boeing разработал необычное учебное устройство, известное как «Фургон Уодделла» (названное так в честь лётчика-испытателя «747», Джека Уодделла), которое состояло из макета кабины, установленного на крыше грузовика. Тренажёр был предназначен для того, чтобы обучить лётчиков управлять самолётом на рулении с такого высокого положения кабины.

Boeing дал обещание Pan Am доставить первый самолёт к 1970 году — то есть необходимо было разработать, построить, испытать и сертифицировать самолёт меньше чем за 4 года. Работа шла очень быстро, однако колоссальные затраты корпорации на постройку нового завода и разработку самолёта поставили Boeing на грань банкротства. Тем не менее, колоссальная прибыль от реализации «747» окупила все затраты корпорации.

Эксплуатация

Изначально крупные авиакомпании относились к новому самолёту несколько скептически. В это же время корпорации «МакДоннелл-Дуглас» (позже поглощенная «Боингом») и «Локхид» разрабатывали трёхмоторные широкофюзеляжные самолёты гораздо меньших размеров по сравнению с «747». Многие авиа не оправдает себя на дальнемагистральных маршрутах и будет не так экономичен, как трёхмоторные McDonnell Douglas DC-10 и Lockheed L-1011 TriStar. Кроме того, вызывал сомнения тот факт, что из-за своих размеров «747» может не соответствовать инфраструктурам аэропортов. В настоящее время с подобными проблемами сталкивается А380.

Беспокойство авиаперевозчиков вызвал высокий (по сравнению с трёхмоторными самолётами) расход топлива. Многие авиакомпании сразу же объявили о своём нежелании приобретать Боинг-747 из-за угрозы резкого увеличения цен на билеты.

Беспокойства авиаперевозчиков оправдались. Топливный кризис 1970-х годов вызвал стремительный рост цен на нефть и сокращение объёмов авиаперевозок. Авиакомпании столкнулись с проблемой нерентабельности «Боинга-747»: из-за высоких цен на билеты самолёты летали полупустыми. Авиакомпания American Airlines устанавливала вместо кресел пианино и барные стойки с целью привлечения пассажиров, но и этих мер оказалось недостаточно. В дальнейшем компания переоборудовала все самолёты в грузовые, затем продала. Через некоторое время Continental Airlines поступила со своими самолётами так же. Новые McDonnell Douglas DC-10, Lockheed L-1011 TriStar, а позже Airbus A300 и Boeing 767 захватили большую часть рынка широкофюзеляжных самолётов. Многие авиаперевозчики с выходом новых самолётов почти сразу отказались от «747» в их пользу. Среди них: Air Canada, Aer Lingus, SAS, TAP Portugal и Olympic Airways.

Многие авиакомпании продолжают использовать «Боинг-747» на особо загруженных маршрутах. В Азии «747» часто используется на средних и даже ближних маршрутах, особенно в Японии. «747» всё так же используют на самых протяжённых трансконтинентальных линиях. Самый большой флот «747» принадлежит японской национальной авиакомпании Japan Airlines — 73 самолёта. British Airways обладает крупнейшим флотом модификации 747—400, включающим 57 самолётов.

Самолёты «Боинг-747» эксплуатируются и в России. Авиакомпания Трансаэро имеет одиннадцать лайнеров (шесть B747-200, три B747-300 и два B747-400), авиакомпания AirBridgeCargo, входящая в группу компаний Волга-Днепр, имеет девять машин в грузовом варианте (два самолёта Boeing 747-200F, один B747-300F и шесть 747—400ERF).

Будущее «747»

После создания модификации 747—400 рассматривалось множество вариантов усовершенствования самолёта, однако утверждён был лишь проект 747-8 2005 года.

Программа 747-X была запущена в ответ на европейскую программу корпорации Airbus A3XX. Этот проект подразумевал создание самолётов Boeing 747-500X и Boeing 747-600X вместимостью до 800 пассажиров. Корпорации General Electric и Пратт & Уитни создали совместное предприятие для производства двигателей GP7200 специально для увеличенного «747». Однако большинство авиаперевозчиков предпочли разработку принципиально нового самолёта модернизации старого, и после нескольких месяцев проект был закрыт.

После официального старта программы А380 в 2000 году «Боинг» вновь было взялся за 747-Х, но позже отказался от него в пользу проекта «Sonic Cruiser» — проект субзвукового пассажирского самолёта. Потом проект законсервировали и принялись за разработку Боинга 787 (изначально 7Е7). Впрочем некоторые идеи, разработанные в ходе проекта 747-Х, нашли применение в самолёте Boeing 747-400ER.

В начале 2004 года Boeing опубликовал планы создания самолёта 747 «Advanced». Этот самолёт представляет собой удлинённый Boeing 747—400. На новом самолёте планируется использовать совершенно новую авионику — схожую с авионикой Боинга 787. 14 ноября 2005 года «Боинг» заявил о начале проекта, и самолёту было присвоено обозначение Boeing 747-8. Авиакомпании заказали 109 самолётов (33 пассажирских, 76 грузовых). Из пассажирских перевозчиков интерес к 747-8 проявила Lufthansa (20 машин), Korean Air (5 машин) и американская Boeing Business Jet (8 машин). Грузовыми (здесь у 747 нету конкуренции, грузовой А380 присутствует пока что лишь на схемах) заинтересовались 8 авиакомпаний, среди которых такие как Dubai Aerospace Enterprise (15 самолётов), Nippon Cargo Airlines (14 самолётов), Cargolux (13 самолётов), а также российская Волга-Днепр (5 самолётов)

Между тем, последний пассажирский Boeing-747-400 был поставлен заказчику (тайваньской авиакомпании China Airlines) в апреле 2005 года, с тех пор из ангаров Boeing выкатывались только грузовые «Джамбо джеты». Число эксплуатируемых самолётов этого типа постепенно сокращается.

Военные модификации и самолёты глав государств

  • VC-25A — самолёты для перевозки президента США. Два VC-25A были построены в конце 1980 годов на основе планера Boeing 747—200. Носят специальную окраску. В службе управления воздушным движением им выдаётся код Air Force One — тому самолёту, на борту которого находится президент. В настоящее время используются президентами США для внутренних и зарубежных поездок (см. статью VC-25).
  • E-4B Nightwatch известные как NEACP (англ. National Emergency Airborne Command Post), произносится как «Kneecap», а с 1994 года получившие второе название NAOC (англ. National Airborne Operations Center) — воздушные командные пункты (ВКП) для президента США, министра обороны США, других членов высшего руководства на случай начала ядерной войны и разрушения наземных структур управления. Разговорное название у них в США — «самолёты Судного дня» (англ. doomsday planes). Первые 3 E-4A построены на основе планера Boeing 747—200 на заводе Boeing в 1974—1978. В 1979 году был построен модернизированный E-4B, и в 1980 году все три E-4A были модернизированы и стали называться E-4B. В настоящее время находятся на дежурстве на базах (см. статью E-4).
  • Самолёт используется для перевозки воздушно-космического самолёта «Спейс шаттл» с запасных космодромов к основному месту старта на мысе Канаверал. Челнок крепится на фюзеляже сверху.
  • Высокая грузоподъёмность и большие внутренние объёмы сделали «747» постоянным участником различных программ ПРО армии США. Сейчас на нём смонтирован экспериментальный химический лазер большой мощности, предназначенный для поражения баллистических ракет противника на участке разгона.

Потери самолётов

По состоянию на сентябрь 2010 года в общей сложности 49 самолётов Boeing 747 были потеряны в результате катастроф и серьёзных аварий. Boeing 747 пытались угнать 31 раз, при этом 25 человека погибло. Всего в этих происшествиях погибло 3732 человека. Самая крупная по числу жертв (не считая террористический акт 11 сентября 2001) авиационная катастрофа произошла в 1977 году на острове Тенерифе в аэропорту Лос-Родеос. На взлётно-посадочной полосе столкнулись два Боинга 747, погибло 583 человека (см. Катастрофа в аэропорту Лос-Родеос и Список авиационных происшествий и катастроф).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]