После Великой Отечественной Войны в СССР сложилась довольно сложная ситуация с тяжёлыми танками. ИС-3 оказался ненадёжным и малопригодным к службе в мирное время. ИС-4 выпускался малыми сериями и отличался недопустимо низким качеством изготовления. Опытные ИС-6 и ИС-7 на вооружение так и не приняли.
К середине 50-х наконец развернули серийный выпуск нового тяжёлого танка Т-10. А конструкторы сразу же занялись разработкой новых, перспективных машин. Самый запоминающийся из них – «объект 279», даже с виду походил скорее на реквизит фантастического фильма.
Танк «Объект 279»
В начале 1956 года Главное бронетанковое управление МО СССР сформулировало основные тактико-технические требования для нового тяжелого танка, который должен был поступить на вооружение на рубеже 50-60 годов. В частности ограничение по весу должно было составить 50-60 тонн, в то же время танк планировалось оснастить новым 130-мм орудием. Техническое задание на разработку танка было выдано 2-м КБ: Челябинского тракторного завода и Ленинградского им. Кирова. Отбор должен был происходить на конкурсной основе.
В 1950-е годы в советской армии сложилась непростая ситуация с тяжелыми танками: в эксплуатации находилось 4 модели. Оставшийся с Великой Отечественной войны танк ИС-2 уже не отвечал требованиям времени (главным образом по защищенности) и в перспективе годился только на службу в роли ДОТов. Танк ИС-3 имел низкую надежность, поэтому в войсках не пользовался популярностью, а по уровню бронирования лишь незначительно отличался от принятого на вооружение среднего танка Т-54.
Имеющийся танк ИС-4 – был защищенной и мощной машиной, но стоил в 3 раза дороже, чем ИС-3, при этом, не устраивая военных по требованиям мобильности и также, как и ИС-3, страдая техническими проблемами. Все три имеющихся тяжелых танка в качестве основного вооружения имели 122-мм нарезную пушку Д-25Т, к тому моменту уже заметно устаревшую.
Наряду с ними место основного тяжелого танка пытался занять Т-10, который выпускался огромной для этого класса техники серией. Данный танк устраивал военных своими эксплуатационными качествами, но не выдерживал сравнения с натовскими аналогами – британским «Конкэрором» и американским М103, по крайней мере, до проведения модернизации до уровня Т-10М.
Создаваемый новый танк должен был заменить все имеющиеся машины и лишиться главного недостатка Т-10 – слабой бронезащиты и эффективно бороться со всеми существующим и перспективными танками вероятного противника. В 1957-1959 годах было представлено 3 прототипа, но лишь один из них, «Объект 279», создавался заново, став одной из самых необычных и смелых моделей во всей истории мирового танкостроения.
Конструкторские работы над проектом возглавлял Л.С.Троянов, который уже отметился созданием тяжелого танка ИС-4. В отличие от проектов конкурентов (Объект 770 – ЧТЗ и Объект 277 — еще один проект завода им. Кирова), его тяжелый танк предназначался для использования в условиях применения противником ядерного оружия и на труднопроходимой для техники местности.
Объект 279Р как пробить в лоб?
Единственное место, которое Вы можете пробить снарядом на 250 мм — башенные люки (+ приведёнки 230 мм), да и то только в режиме ближнего боя. По вопросу куда пробивать 279 р в лоб — остальные части могут пробить разве что кумулятивные и подкалиберные снаряды 340 мм (кроме передней башни).
Место нижней лобовой детали занимают 4 гусеницы (с каждой стороны по 6 встроенных катков и по 3 поддерживающих ролика), так что нет смысла стрелять вниз.
Уязвимые зоны, куда пробивать 279 р, имеются на верхней лобовой детали и за правой фарой, пробиваемые голдовым снарядом.
Участок закругления верхней ЛД также является неплохим местом, куда пробивать 279 р на ис 7. Там находится 210 мм брони, но в данном моменте в вопросе «объект 279 р куда пробивать» стандартный бронебойный снаряд уступит место кумулятивному аналогу.
Четырехгусеничная платформа на испытаниях.
По результатам проведенных испытаний, которые прошли в 1959 году, у танка был выявлен ряд серьезных недостатков ходовой части:
- потери КПД при движении на вязком грунте,
- низкая поворотливость,
- сложность обслуживания и ремонта,
- невозможность снижения общей высоты танка,
- большая трудоемкость производства.
Уже тогда стало ясно что «Объекту 279» не суждено стать серийным танком. Наиболее узкоспециализированный, амбициозный и дорогостоящий среди всех трех опытных образцов он должен был уступить им дорогу. Но и этим планам уже не суждено было сбыться.
22 июля 1960 года во время демонстрации новой тяжелой техники на полигоне Капустин Яр Хрущев категорически запретил военным принимать на вооружение любые танки, превышающие массу в 37 тонн. Тем самым в СССР был поставлен крест на всей программе тяжелых танков. Однако, не смотря на это, «Объект 279» на протяжении многих лет, вплоть до появления на вооружении танков Т-80У оставался одним из самых мощных танков в мире.
Технические характеристики:
- Боевая масса, т – 55
- Экипаж, чел. – 4;
- Размеры;
- Длина корпуса, мм – 7280
- Длина с пушкой вперёд, мм – 11 333
- Ширина, мм – 3400
- Высота, мм – 2420
- Клиренс, мм – 430
- Бронирование;
- Лоб корпуса (верх), мм/град. – 138/60
- Лоб корпуса (низ), мм/град. – 187/42
- Борт корпуса (верх), мм/град. – 86/67
- Борт корпуса (низ), мм/град. – 105/0
- Лоб башни, мм/град. – 260/30
- Борт башни, мм/град. – 208/35
- Задняя часть башни, мм/град. – 80/70
- Вооружение;
- Калибр и марка пушки – 130-мм М-65
- Тип пушки – нарезная пушка
- Длина ствола, калибров – 59
- Боекомплект пушки – 37
- Прицелы – ТДПС, ТПН-1
- Пулемёты – 1 х 14,5-мм КПВТ
- Силовая установка;
- Тип двигателя – ДТН-10
- Мощность двигателя, л. с. – 1000
- Скорость по шоссе, км/ч – 55
- Запас хода по шоссе, км – 300
- Удельная мощность, л. с./т – 18,2
- Удельное давление на грунт, кг/см² – 0,795
- Преодолеваемый подъём, град. – 35
- Преодолеваемый брод, м – 1,0
Тайна «Проекта 279»
В 1956 году Никита Сергеевич Хрущев дал поручение конструкторам начать работы над проектом уникального танка, которому были не страшны ни атомный взрыв, ни радиационное заражение экипажа, ни химические, ни биологические атаки. Проект получил артикул 279.
Броня крепка на 300 миллиметров
И такой тяжелый танк массой в 60 тонн был спроектирован к 1957 году в СКБ-2 Кировского завода Ленинграда (КЗЛ) под руководством главного конструктора генерал-майора Жозефа Яковлевича Котина. Его тут же и справедливо назвали атомным. Причем, львиную долю его веса составляла броня, местами доходившая до 305 миллиметров. Именно поэтому внутреннее пространство для экипажа было гораздо меньшим, чем у тяжелых танков аналогичной массы.
Атомный танк воплощал в себе новую тактику ведения Третьей мировой войны и более «вегетарианскую» эпоху, когда человеческая жизнь хоть чего-то стоила. Именно заботой об экипаже этой бронемашины были продиктованы некоторые тактико-технические данные этого танка. Например, в случае необходимости, герметически закрывающиеся люк башни и казенная часть орудия исключали попадания во внутреннее пространство машины даже пылинки, не говоря уже о радиоактивных газах и химических средствах заражения. Исключалась для танкистов и бактериологическая опасность.
Так, даже борта корпуса были защищены почти в два раза более толстой броней, чем немецкие «Тигры». Она доходила на 279-м до 182 мм. Лобовая броня корпуса вообще имела невиданную толщину — от 258 до 269 мм. Это превышало параметры даже такого циклопической немецкой разработки Третьего рейха, как тяжелейший монстр в истории танкостроения, словно в шутку названный его разработчиком Фердинандом Порше Maus («Мышь»). При массе машины в 189 тонн ее лобовая броня составляла 200 мм. Тогда как у атомного танка она прикрывалась просто непробиваемой 305-миллиметровой высоколегированной сталью. Причем, корпус советского чудо-танка имел форму черепашьего панциря — стреляй, не стреляй, а снаряды просто соскальзывали с нее и летели дальше. Кроме того, корпус гиганта был прикрыт еще и противокумулятивными экранами.
Эх, снарядов маловато!
Такая конфигурация была выбрана ведущим конструктором СКБ-2 КЗЛ Львом Сергеевичем Трояновым неслучайно: ведь танк не просто был назван атомным — он был предназначен для ведения боевых действий непосредственно вблизи ядерного взрыва. Причем, практически плоский корпус исключал опрокидывание машины даже под воздействием чудовищной ударной волны. Броня танка выдерживала лобовое попадание в него даже 90-миллиметрового кумулятивного снаряда, а также выстрел с близкого расстояния бронебойным зарядом из 122-миллиметровой пушки. И не только в лоб — такие попадания выдерживал и борт.
Кстати, для такого тяжеловеса он имел весьма недурную скорость по шоссе — 55 км/час. А будучи неуязвимым, сам железный богатырь мог доставить противнику массу неприятностей: его орудие имело калибр 130 мм., и с легкостью прошибало любую существующую на тот момент броню. Правда, запас снарядов наводил на пессимистические размышления — их в танке по инструкции размещалось всего лишь 24. В распоряжении четырех членов экипажа, кроме орудия, был еще и крупнокалиберный пулемет.
Еще одной особенностью Проекта 279 стали его гусеницы — их было аж четыре. Другими словами, атомный танк в принципе не мог застрять — даже на полном бездорожье, благодаря еще и низкому удельному давлению на грунт. И с успехом преодолевал и грязь, и глубокий снег, и даже противотанковые ежи и надолбы. На испытаниях в 1959 году в присутствии представителей ВПК и Минобороны военным понравилось все, особенно толщина брони атомного танка и его полная защищенность от всего. Но вот боекомплект поверг генералов в уныние. Не впечатлила их и сложность в эксплуатации ходовой части, а также предельно низкая способность маневрировать.
И от проекта отказались. Танк так и остался изготовленным в одном-единственном экземпляре, который сегодня экспонируется в Кубинке — в Бронетанковом музее. А два других недостроенных опытных образца пошли на переплавку.
Летающий танк
Еще одной экзотической разработкой наших военных инженеров стал А-40 или, как его еще называли, «КТ» («Крылья танка»). В соответствии с альтернативным названием, он мог даже… летать. Проектировать «КТ» (а именно речь идет о планере для отечественного Т-60) начали еще 75 лет назад — в 1941 году. Для того, чтобы танк поднять в воздух, к нему крепился планер, который затем брался на буксир тяжелым бомбардировщиком ТБ-3. Додумался до такого нестандартного решения не кто иной, как Олег Константинович Антонов, трудившийся тогда в Планерном управлении главным инженером при Наркомате авиационной промышленности.
Понятно, что при весе почти в восемь тонн (вместе с планером) танк, оснащенный крыльями, мог лететь за бомбардировщиком со скоростью всего 130 км/час. Тем не менее, главное, чему его хотели научить, — приземляться в нужном месте, заранее отцепившись от БТ-3. Планировалось, что после приземления два члена экипажа снимут с Т-60 все ставшее ненужным летное «обмундирование» и будут готовы к боевым действиям, имея в своем распоряжении орудие калибра 20 мм и пулемет. Доставлять Т-60 должны были окруженным частям РККА или партизанам, а также такой способ транспортировки хотели использовать для экстренной переброски машин на нужные участки фронта.
Испытания летающего танка прошли в августе-сентябре 1942 года. Увы, но, в силу малой скорости, планер только-только держался на высоте сорока метров над землей из-за плохой обтекаемости и своей довольно солидной массы. Шла война, и в то время подобные прожекты были не ко двору. Приветствовались лишь те разработки, которые могли стать боевыми машинами в самое ближайшее время.
По этой причине проект свернули. Это произошло феврале 1943 года, когда Олег Антонов работал уже в КБ Александра Сергеевича Яковлева — его заместителем. Другим немаловажным моментом, из-за которого прекратили работы по А-40, стало условие транспортировки вместе с танком его боекомплекта — этот вопрос так и остался открытым. Летающий танк также был изготовлен всего в одном экземпляре. Но и он не был единственным проектом наших конструкторов. Таких разработок были десятки, если не сотни. Благо талантливых инженеров в нашей стране всегда хватало.
На Ла-Манш!
После окончания Второй мировой войны Советский Союз обладал мощнейшей сухопутной армией в мире. Главным ударным кулаком СССР в Европе была группировка войск в Восточной Германии, насчитывавшая до полумиллиона солдат и офицеров и несколько тысяч танков самых современных моделей.
В случае перерастания Холодной войны в открытый вооруженный конфликт Советская армия и ее союзники должны были мощным и стремительным ударом бронетанковых частей прорвать оборону НАТО, выйти на оперативный простор и, спустя некоторое время, дойти до Атлантического океана.
Советские стратеги полагали, что ядерное оружие будет важным, но не решающим фактором успеха в войне. Ставка делалась на классический прием — захват территории противника.
Танк апокалипсиса
Разработка машины была поручена конструкторскому бюро Кировского завода. Опытный образец получил название “Объект 279” и был представлен в 1959 году.
Одной из “изюминок” танка — был его необычный внешний вид. Слегка приплюснутый корпус чем-то напоминал по форме летающую тарелку. Такая конструкция должна была воспрепятствовать переворачиванию машины ударной волной от ядерного взрыва. Корпус танка был помещен на оригинальную ходовую часть с четырьмя гусеницами по две с каждой стороны.
Инженеры смогли разместить в танке экипаж из четырех человек. Командир, наводчик и заряжающий располагались в башне, а механик сидел в передней части корпуса.
Конструкция
Толщина брони литого корпуса доходила, по некоторым данным, до 269мм. Борта в 182мм были даже толще, чем у ИС-7. Толщина башенной брони «по кругу» достигала 305мм, превосходя всех предшественников. Снаружи танк закрывали противокумулятивные экраны, придавая корпусу характерную эллиптическую форму.
Другой узнаваемой чертой «объекта 279» стала ходовая часть – движитель с четырьмя гусеницами размещался практически под корпусом, закрывая почти всё днище. В качестве силовой установки для танка выбрали H-образный 16-цилиндровый дизель, а трансмиссия была гидромеханической с планетарными механизмами поворота. Внутри балок, на которых монтировались гусеницы, разместили топливные баки.
По вооружению «объект 279» от конкурентов по конкурсу не отличался.
Пушка М-65 калибра 130мм оснащалась эжектором и дульным тормозом, была стабилизирована в двух плоскостях. При использовании бронебойного снаряда БР-482 дальность прямого выстрела превышала 1100 м, на этой дистанции пробивалась броня толщиной 240мм.
Снаряд имел разрывной заряд из 115 грамм гексала. В качестве спаренного пулемёта на танке использовался 14.5мм КПВТ. Его бронепробиваемость (до 40 мм) позволяла уничтожать легкую технику, не используя основное орудие. Укладка снарядов – механизированная, с транспортёрами снарядов и гильз, и электромеханическим досылателем. Также «279» имел приборы ночного видения и систему защиты от оружия массового поражения.
Условия акции
- Все предметы акции можно получить в многопользовательских режимах и в первоапрельском событии «Space Thunder» (кроме статьи научных данных):
- Танковые аркадные, реалистичные и симуляторные бои.
- Морские аркадные и реалистичные бои.
Авиационные аркадные и реалистичные бои.
- Контейнер — до 40 в день и до 400 за всё время «Космической гонки».
- Контейнеры и Научные данные выпадают в боях с 1 апреля (16:00 МСК) по 13 апреля (15:00 МСК) .