Советский легкий танк Т-26. Танк Т-26: характеристики, история создания, конструкция

Советская легкая боевая машина, использовавшаяся во многих конфликтах 1930 годов и в ВОВ, имела индекс Т-26. Танк этот был произведен в большем количестве (более чем 11 000 штук), чем любой другой того периода. В 1930 г. в СССР были разработаны 53 варианта Т-26, в том числе танк-огнемет, боевая инженерная машина, дистанционно управляемый танк, самоходное орудие, артиллерийский тягач и бронетранспортер. Двадцать три из них были серийно выпускаемыми, остальные – экспериментальными моделями.

Британский оригинал

Т-26 имел прототип — английский танк Mk-E, который был разработан в в 1928-1929 гг. Простой и удобный в обслуживании, он был предназначен для экспорта в менее технологически развитые страны: СССР, Польшу, Аргентину, Бразилию, Японию, Таиланд, Китай и многие другие. «Викерс» рекламировал свой танк в военных изданиях, и Советский Союз выразил заинтересованность в этой разработке. Согласно контракту, подписанному 28 мая 1930 года, компания поставила в СССР 15 двухбашенных машин (типа А, вооруженного двумя пулеметами «Викерс» калибра 7,71 мм, охлаждаемыми водой) вместе с полной технической документацией для их серийного производства. Наличие двух башен, способных поворачиваться независимо, позволяло стрелять как влево, так и вправо одновременно, что в то время считалось выгодным преимуществом для прорывов полевых укреплений. Несколько советских инженеров участвовали в сборке танков на в 1930 году. До конца этого года в СССР поступили первые четыре Mk-E типа А.

Начало серийного производства

В СССР тогда как раз работала спецкомиссия, задачей которой был выбор зарубежного танка для тиражирования. Английский танк Mk-E получил в ее документации временное обозначение В-26. Зимой 1930-1931 годов на полигоне в районе Поклонной горы были проведены испытания двух таких машин, которые они успешно выдержали. В результате уже в феврале было принято решение о начале их производства в СССР под индексом Т-26.

Танк из первой опытной партии, оснащенной башенками советского производства, был протестирован на устойчивость к винтовочному и пулеметному огню в конце лета 1931 г. Он был обстрелян из винтовки и пулемета «Максим» с использованием обычных и бронебойных патронов с расстояния в 50 м. Было установлено, что танк выдержал стрельбу с минимальным ущербом (были повреждены только некоторые заклепки). Химический анализ показал, что передние броневые листы были сделаны из высококачественной брони, в то время как крыша и нижние пластины башен были сделаны из рядовой стали. В то время броня производства Ижорского завода, используемая для первых моделей Т-26, уступала по качеству английской из-за нехватки современного металлургического оборудования в СССР.

Разработка первых модификаций в 1931 году

Советские инженеры не просто повторили 6-тонный «Викерс». Что же нового внесли они в Т-26? Танк в 1931 году, как и его британский прототип, имел двухбашенную конфигурацию с двумя пулеметами, по одному на каждой башне. Основное различие между ними состояло в том, что на Т-26 башни были выше, со смотровыми щелями. Советские башни имели круговую амбразуру для танкового пулемета Дегтярева, в отличие от прямоугольной, используемой в оригинальной британской конструкции для пулемета «Викерс». Передняя часть корпуса была также немного изменена.

Корпуса Т-26-х с двумя башнями были собраны с использованием бронированных пластин 13-15 мм, приклепанных к раме из металлических уголков. Этого было достаточно, чтобы выдержать пулеметный огонь. Легкие танки СССР, производимые в конце 1932-1933 годов, имели как клепаные, так и сварные корпуса. Чего не скажешь о новинке. Советский танк Т-26 разработки 1931 года имел две цилиндрических башни, установленные на шарикоподшипниках; каждая из башен поворачивалась независимо на 240°. Обе башни могли обеспечить обстрел в передней и задней огневых дугах (100° каждая). Какой же основной недостаток имел такой танк Т-26? Двухбашенный вариант имел слишком сложную конструкцию, что снижало его надежность. Кроме того, вся огневая мощь такого танка не могла быть использована на одной стороне. Поэтому в начале 30-х годов во всем мире отказались от этой конфигурации боевых машин.

Однобашенный легкий танк Т-26

Характеристики его были значительно улучшены по сравнению с двухбашенной конфигурацией. Выпускаемый с 1933 года, он имел вначале цилиндрическую башню с одной пушкой модели 20K калибром 45-мм и одним пулеметом Дегтярева калибра 7,62 мм. Это орудие было усовершенствованной копией противотанковой пушки модели 19K (1932 г.), являвшейся одной из самых мощных для своего времени. Весьма мало танков других стран имели аналогичные орудия, если таковые вообще имелись. Какое еще вооружение способен был нести новый Т-26? Танк 1933 года мог иметь до трех дополнительных 7,62-мм пулеметов. Это увеличение огневой мощи было предназначено для помощи экипажам в разгроме специальных противотанковых групп, поскольку исходное пулеметное вооружение было признано недостаточным. На фото ниже представлена одна из моделей Т-26, которой располагает Музей танков в Кубинке, являющийся крупнейшей в мире коллекцией боевых машин.

Далее поговорим о технических характеристиках.

ТТХ Т-26 образца 1933 года

Основная информация

  • Классификация — лёгкий пехотный танк;
  • Боевая масса – 8 т;
  • Экипаж – 3 чел;
  • Годы производства – 1931-1941;
  • Годы эксплуатации — 1931-1960;
  • Количество выпущенных – 11 218 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 4620 мм;
  • Ширина корпуса – 2440 мм;
  • Высота – 2190 мм;
  • Клиренс – 380 мм.

Бронирование

  • Тип брони — стальная катаная гомогенная;
  • Лоб корпуса – 15 мм;
  • Борт корпуса – 15 мм;
  • Корма корпуса – 15 мм;
  • Днище – 6 мм;
  • Крыша корпуса – 10 мм;
  • Лоб башни – 15 мм;
  • Маска орудия – 15 мм;
  • Борт башни – 15 мм;
  • Корма башни – 15 мм;
  • Крыша башни – 6 мм.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 45-мм 20К;
  • Длина ствола – 46 калибров;
  • Боезапас – 203 снаряда;
  • Пулемёты — 2 × 7,62-мм ДТ.

Подвижность

  • Тип двигателя — рядный 4-цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения;
  • Мощность двигателя – 90-91 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 30 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 120 км;
  • Тип подвески — сблокированная по четыре, на листовых рессорах;
  • Преодолеваемый подъём — 40°;
  • Преодолеваемая стенка — 0,75 м;
  • Преодолеваемый ров — 2,0 м;
  • Преодолеваемый брод — 0,8 м.

Какой двигатель имел танк Т-26

Характеристики его, к сожалению определялись уровнем моторостроения еще 20-х годов 20-го века. Танк был оснащен 4-цилиндровым бензиновым двигателем мощностью 90 л. с. (67 кВт) с воздушным охлаждением, который был полной копией двигателя «Армстронг-Сидли», используемого в 6-тонном «Викерсе». Он был расположен в задней части танка. Ранние танковые двигатели советского производства были плохого качества, но оно улучшилось начиная с 1934 года. Двигатель танка Т-26 не имел ограничителя скорости, что часто приводило к перегреву и поломке его клапанов, особенно в летнее время. Топливный бак на 182 л и масляный бак на 27 л были размещены рядом с двигателем. Он использовал высокооктановый, так называемый грозненский бензин; заправка второсортным топливом могла привести к повреждению клапанов из-за его детонации. Впоследствии был введен более емкий топливный бак (290 л вместо 182 л). Вентилятор охлаждения двигателя был установлен над ним в специальном кожухе.

Передача T-26 состояла из однодисковой основной муфты сухого сцепления, коробки с пятью передачами в передней части танка, рулевого управления муфтами, конечных передач и группы тормозов. Коробка передач была соединена с двигателем посредством приводного вала, проходящего вдоль танка. Рычаг, переключающий передачи, был установлен непосредственно на коробке.

ЖЕЛЕЗО

Первой ласточкой дальневосточников стал БТР на базе Т-26. Машина получилась неплохая, но перетяжеленная, с полной нагрузкой движение на высшей передаче могло происходить только на хорошей дороге, малейший подъем требовал перехода на низшую передачу. Использовать машину в качестве арттягача было невозможно. После выпуска 400 шт. производство БТРов прекратили. Вместо него на конвейер встал артиллерийский тягач, унаследовавший технические решения БТРа, но весом всего 8 тонн и на стандартном танковом шасси. Получившийся тягач способен был перевезти расчет орудия, и полтонны боезапаса, и буксировать прицепы весом до 1,5 тонн по грунту.

Востребованность в новой машине была колоссальная, артиллерийские части буквально бомбар­ди­ровали ГАБТУ запросами тягачей. Из-за чего основная часть танков Т-26 стала переделываться в средний арттягач (САТ). За период до 1945 года было изготовлено более тысячи тягачей. К 1943 году производство тягачей столкнулось с проблемой отсутствия деталей ходовой части. Интенсивная учеба танкистов в дальневосточных школах привела к дефициту гусениц и ходовых катков. Выход был найден в использовании деталей и гусениц от легкого танка Т-70 (с 1944 г. от СУ-76). Торсионы монтировались под днищем, также были применены ведущие колеса.

Уменьшение ведущего колеса несколько снизило максимальную скорость по шоссе, но в целом никак не отразилось на подвижности и надежности машины. Дальнейшее боевое применение показало бесполезность пулеметной башни на арттягаче. Эпизодическое применение не оправды­вало лишний вес и трудозатраты. В конце 1943 года тягач переработали. Башню с пулеметом убрали, командирское место устроили рядом с водителем или вовсе убрали, сделав тягач одноместным универсальным шасси.

Шасси можно было оснащать различным оборудованием, превращать в топливозаправщик, транспортер боеприпасов, ремонтную машину и пр. Интенсивно проводились эксперименты по установке различного вооружения. Так, в конце 1944 года была осуществлена установка на шасси 100-мм полевой пушки БС-3.

Успех САТа подтолкнул разработчиков на решение проблемы буксировки основы артиллерии РККА – 122-мм гаубицы М-30. Существующий тягач утянуть 2,5-тонную гаубицу не мог, 90-сильного мотора явно не хватало. Но взять другой было негде, попытки форсировки двигателя закончились неудачей, приращение мощности резко сокращало ресурс. Тогда было решено радикально снизить вес тягача, отрезав все, что только можно.

Несмотря на странный вид, машина показала хорошую маневренность и большое тяговое усилие на крюке. Теперь гаубица могла буксироваться новой машиной по грунтовой дороге на высшей передаче.

В 1943 году тягач также получил новую ходовую от Т-70 и новую двухместную рубку. Часть расчета (4 чел.) могла размещаться на открытой скамейке в задней части тягача. Было изготовлено около 800 шт.

Модернизация 1938-1939 годов

В этом году советский танк Т-26 получил новую коническую башню с лучшей устойчивостью против пуль, но у него остался тот же сварной корпус, что и у модели 1933 г. Этого оказалось недостаточно, что показал конфликт с японскими милитаристами в 1938 году, так что танк был модернизирован еще раз в феврале 1939 года. Теперь он получил подбашенный отсек с наклонными (23°) 20-мм боковыми бронированными пластинами. Толщина стенок башни увеличилась до 20 мм при наклоне на 18 градусов. Этот танк был обозначен как Т-26-1 (известный как Т-26 модели 1939 г. в современных источниках). Последующие попытки усилить переднюю панель остались нереализованными, так как производство Т-26 вскоре прекратилось в пользу других конструкций, таких как Т-34.

Кстати, боевая масса танков Т-26 в период с 1931 по 1939 год выросла с 8 до 10,25 тонн. На фото ниже представлен Т-26 модели 1939 г. Он, кстати, также из коллекции, которой обладает крупнейший в мире Музей танков в Кубинке.

Танк в культуре

Танк Т-26 широко представлен в различных компьютерных играх, таких как:

  • «Блицкриг»;
  • «Sudden Strike»;
  • «Steel Panthers»;
  • «Flashpoint: Resistance», в модификации «Освобождение 1941-45»;
  • «Вторая мировая война»;
  • «В тылу врага»
  • Многопользовательские игры «World of Tanks» и «War Thunder».

Зачастую ТТХ танка в играх не соответствуют реальным.

В кино

Подлинные Т-26 можно увидеть в фильме Танкисты (1939, СССР).

Память о танке

Танк Т-26 широко представлен в различных музеях всего мира, например, в:

  • Танковом музее Бовингтона;
  • Музее прорыва блокады Ленинграда (образца 1933 года);
  • Финляндии в казармах в районе Karkialampi;
  • Военно-историческом музее Ленино-Снегири (образца 1933 года);
  • Московском музее Великой Отечественной войны (образца 1931 года);
  • Танковом музее Паролы;
  • Музее Кубинки;

Также существует несколько монументов Т-26. Один из них установлен в Питкяранта как памятник «Слава Героям». Местные краеведы утверждают, что этот Т-26 участвовал в советско-финской войне и в 1998 году был поднят со дна Ладожского озера.

Еще один Т-26 стоит в Выборе возле первого дома по улице Победы. Он также участвовал в советско-финской войне, и его тоже подняли со дна – но не Ладожского озера, а Финского залива.

Еще материал по теме

  • M4 Sherman
  • Новый смертоносный танк Т90МС

Как начиналась боевая история Т-26

Легкий танк Т-26 впервые участвовал в боевых действиях в период гражданской войны в Испании. Тогда Советский Союз, начиная с октября 1936 года, поставил ее республиканскому правительству в общей сложности 281 танк модели 1933 г.

Первая партия танков в республиканскую Испанию была доставлена 13 октября 1936 года в портовый город Картахену; пятьдесят Т-26 с запасными частями, боеприпасами, топливом и около 80 добровольцев под командованием командира 8-й отдельной мехбригады полковника С. Кривошеина.

Первые советские машины, поставленные в Картахену, были предназначены для подготовки республиканских танкистов, но ситуация вокруг Мадрида стала более сложной, поэтому пятнадцать первых танков были сведены в танковую роту, командование которой принял советский капитан Поль Арман (латыш по происхождению, но выросший во Франции).

Рота Армана вступила в бой 29 октября 1936 г. в 30 км к юго-западу от Мадрида. Двенадцать Т-26 продвинулись на 35 км в течение десятичасового рейда и нанесли значительные потери франкистам (потерпели поражение около двух эскадронов марокканской конницы и два пехотных батальона; двенадцать 75-мм полевых орудий, четыре танкетки CV-33 и от двадцати до тридцати грузовиков с военными грузами были уничтожены или повреждены) при потере трех Т-26 от бензиновых бомб и артогня.

Первый известный случай тарана в танковой войне произошел в тот день, когда танк командира взвода лейтенанта Семена Осадчего столкнулся с двумя итальянскими танкетками CV-33, сбросив одну из них в небольшое ущелье. Члены экипажа другой танкетки были убиты пулеметным огнем.

Машина капитана Армана была сожжена бензиновой бомбой, но раненый командир продолжал руководить ротой. Его танк уничтожил одну и повредил две танкетки CV-33 огнем пушки. 31 декабря 1936 г. капитан П. Арман получил Звезду Героя СССР за этот рейд и активное участие в обороне Мадрида. 17 ноября 1936 года в роте Армана было всего пять танков в боеспособном состоянии.

Т-26-е были использованы почти во всех военных операциях гражданской войны и продемонстрировали превосходство над немецкой танковой дивизией легких танков и итальянскими танкетками CV-33, вооруженными только пулеметами. Во время битвы при Гвадалахаре превосходство Т-26 было настолько очевидным, что итальянские конструкторы вдохновились на разработку аналогичного первого итальянского среднего танка «Фиат M13/40».

Т-26: самый массовый довоенный советский танк

Как в Советском Союзе получили бронированную машину, принявшую участие во всех войнах 1930-40-х годов

Этот танк наряду с танками семейства БТ был основой бронетанковых сил РККА накануне Великой Отечественной войны и воевал до самого конца войны. Именно на этом танке был совершен первый в мире танковый таран, и танкист, первым получивший звание Героя Советского Союза, воевал тоже на нем. Он прошел все локальные конфликты второй половины тридцатых годов ХХ века, в которых так или иначе участвовал Советский Союз, и стал одним из самых узнаваемых символов страны. Этот танк – Т-26 – машина, которая помогла Красной армии вырастить не одно поколение танкистов, прославившихся в годы Великой Отечественной войны.

Англичанин, ставший русским

Несмотря на то, что после создания танка Т-18 (он же МС-1) Советский Союз вошел в число крупнейших танкостроительных держав, он еще не получил серьезной школы проектирования бронированных машин. Успехи советских инженеров были скорее удачной переделкой танков, которые успели зарекомендовать себя на полях еще Первой мировой войны, а стране требовались более современные модели. Решение нашлось в традиционном для того времени подходе: приобрести зарубежные разработки и начать их лицензионное производство, в процессе которого станут учиться будущие советские проектировщики танков.

Чтобы отобрать наиболее подходящие модели танков и договориться об их приобретении, была создана специальная закупочная комиссия во главе с начальником Управления моторизации и механизации Красной армии Иннокентием Халепским и инженером-танкостроителем Семеном Гинзбургом. Комиссии предстояло побывать в нескольких странах – Германии, Италии, Великобритании, Чехословакии, Франции и США. Именно по итогам этой поездки и были закуплены танки, которые стали основой: для будущих Т-26 – британский «Виккерс 6 тонн», а для БТ-2 – американский «Кристи».

Британия того времени считалась главным законодателем танковой моды, и на английских заводах были отобраны сразу несколько образцов бронетанковой техники. Наибольший интерес представлял шеститонный «Виккерс»: он как нельзя лучше отвечал требованиям, которые в РККА предъявляли к легкому танку, или, как их тогда называли, танку сопровождения пехоты. Кроме того, члены закупочной комиссии знали, что эти же танки вызвали интерес у других государств, в том числе и у Польши, считавшейся в те годы главным потенциальным противником СССР. Так что контракт на покупку 15 «Виккерсов 6 тонн» и документации для лицензионного производства был подписан довольно быстро, и уже в октябре 1930 года в Советский Союз поступил первый из закупленных танков.

Когда одна голова лучше двух

Из двух вариантов британской машины – двухбашенной с двумя пулеметами и однобашенной с пушкой и пулеметом – закупочная комиссия выбрала тот, что с двумя башнями. Такой танк лучше отвечал требованиям к машине сопровождения пехоты, поскольку представлял собой фактически мобильную огневую точку, способную вести круговой огонь. Много позже, когда Т-26 уже получили боевое крещение, стало понятно, что у двухбашенной машины было еще одно преимущество: она могла использоваться для зачистки вражеских окопов. Достаточно было остановить танк поперек траншеи, и два пулемета начинали вести огонь вдоль нее, буквально выкашивая солдат противника.

Адаптируя шеститонный «Виккерс» к отечественному производству, советские инженеры под руководством Семена Гинзбурга немного изменили форму башен танка, приспособив их к реальным возможностям производства и к установке в одну из них 37-миллиметровой пушки Гочкиса (такой же, как на Т-18) и стандартного советского танкового пулемета ДТ. В остальном же машина осталась практически неизмененной, за исключением разве что собранных на болтах корпусов первых партий (позднее их начали собирать на клепках, а еще позже – сваривать). В таком виде танк и был принят на вооружение Красной армии под индексом Т-26 и в роли танка сопровождения пехоты. Однако довольно скоро ему предстояло сменить амплуа – он превратился фактически в основную машину бронетанковых частей РККА.

Произошло это уже после того, как танк модернизировали, заменив две башни на одну с 45-миллиметровой пушкой и спаренным с нею пулеметом. Такой вариант, первоначально называвшийся «танком-истребителем», поскольку его основной задачей стала борьба с вражескими танками и укреплениями, приняли на вооружение в 1933 году. Именно он стал самым массовым не только среди самих Т-26, но и вторым по массовости среди всех советских танков 1930-40-х годов – после, естественно, легендарной «тридцатьчетверки». Общий объем выпуска с учетом всех боевых модификаций составил 11 252 экземпляра, тогда как танков семейства БТ с учетом разных вариантов выпустили немногим больше 8000 штук.

«Двадцать шестые» в ассортименте

Заняв нишу основного танка Красной армии, Т-26 стал базой для множества модификаций и вариантов. Собственно «двадцать шестые» существовали в шести ипостасях. Две первых – пушечно-пулеметный образца 1931 года и с двумя пулеметами образца 1932 года. Следующие две – классический однобашенный образца 1933 года и он же, но так называемый радийный, с установленной на нем радиостанцией с поручневой антенной. Именно эти две модификации стали самыми массовыми: их выпустили почти восемь тысяч экземпляров, включая радийный вариант. Именно эти танки фигурируют на множестве фотографий и плакатов предвоенного времени, и именно они стали символом военной помощи Советского Союза братским странам той эпохи. И последние две – это танки Т-26 образца 1938 и 1939 годов. Первый отличался конической башней, а второй получил усиленное бронирование и наклонные листы подбашенной коробки.

Кроме обычных, или линейных танков Т-26, существовали и другие модификации машины. Некоторые почти не отличались от прародителя – как, например, огнеметный (в Красной армии того времени они назывались «химическими») танк ХТ-26. Большинство из них имели всего одну башню: на месте второй был люк для доступа к огнеметному оборудованию, но встречались и двухбашенные варианты ХТ-26. Позднее, когда на конвейер встала однобашенная модификация машины, на базе некоторых из них стали делать новый химический танк ХТ-130, а когда появился вариант 1938 года с конической башней, то часть из них переделали в ХТ-133 с огнеметом и двумя пулеметами.

Наконец, Т-26 стал базой для первых советских самоходных артиллерийских установок СУ-5. Они разрабатывались как триплекс, то есть комплекс из трех самоходок, вооруженных орудиями разного калибра. Но в серию, да и то очень небольшую, пошла только одна, с гаубицей калибра 122 мм, получившая индекс СУ-5-2, а две других, с пушкой 76 мм и мортирой калибра 152 мм, так и остались опытными экземплярами. Зато артиллеристам достались тягачи и транспортеры на базе Т-26, а саперам – мостоукладчики СТ-26.

От Испании до Манчжурии

Боевое крещение советские танки Т-26 приняли далеко от родины. В октябре 1936 года Советский Союз направил в помощь республиканской Испании, где разгоралась гражданская война, первую партию этих машин – 50 штук – и столько же танкистов. Поначалу русских специалистов хотели использовать исключительно в качестве преподавателей учебного батальона, но очень скоро решено было, что они примут непосредственное участие в боях.

29 октября первая рота Т-26 под командованием капитана Поля Армана – латыша, иммигрировавшего из Франции в СССР – приняла бой на подступах к Мадриду. Причем действовать танкистам пришлось в тяжелых условиях: испанская пехота, которую они сопровождали, отстала и залегла, и танкам пришлось действовать без прикрытия. И хотя результаты боя оказались в пользу республиканцев, танковой роте они обошлись довольно дорого: было потеряно три машины и десять танкистов. За этот самый бой Поль Арман и был удостоен – первым среди всех советских танкистов! – звания Героя Советского Союза. Такой же награды удостоился и «автор» первого в мире танкового тарана Семен Осадчий. В том же бою он, расстреляв весь боезапас, столкнул своим Т-26 в лощину итальянскую танкетку, выведя ее из строя.

Всего в Испанию были отправлены около 300 советских танков Т-26, которые воевали в частях республиканской армии. Когда же войска генерала Франко одержали верх, уцелевшие машины продолжили службу уже у франкистов. Причем несли они ее очень долго: последние Т-26, использовавшиеся в качестве учебных, оставались в строю до 1970-х годов!

В январе 1938 года Т-26 опять отправились воевать за границу – в армию Гоминьдана (Китайская Республика). Советский Союз поставил китайцам 82 танка образца 1933 года, которые после падения режима генерала Чан Кайши переправили на Тайвань, где они и служили до начала 1950-х. И лишь в июле 1938 года «двадцать шестые» пошли в бой в составе частей Красной армии во время боев у озера Хасан. Машины неплохо проявили себя, но именно здесь выяснилось, что 37-миллиметровые противотанковые пушки, стоявшие на вооружении японцев, пробивают их броню насквозь. И тогда, и через год, во время конфликта на Халхин-Голе, это привело к существенным потерям советских танков. Стало понятно, что Т-26 успел морально устареть. Но поскольку замены им пока не было, эти машины оставались самым массовым танком РККА еще несколько лет.

Т-26 успели принять участие в Зимней войне с Финляндией, на вооружении которой, кстати, стояли собственные шеститонные «Виккерсы». Тогда окончательно стало понятно, что «двадцать шестые» не соответствуют требованиям современной войны. И начало Великой Отечественной доказало это со всей очевидностью: почти все Т-26, остававшиеся в строю, были потеряны в первые полгода. Справедливости ради надо сказать, что виной тому были не только их слабые к тому времени боевые качества, но и то, что большинство танков были сильно изношены. А последние Т-26 пошли в бой в августе 1945 года во время Маньчжурской операции и на Южном Сахалине. В составе Забайкальского и двух Дальневосточных фронтов оставалось существенное число этих машин, которые, впрочем, не уступали основным танкам японцев – легким «Ха-Го» и средним «Чи-Ха».

«….и летели наземь самураи под напором стали и огня»

Эти слова знаменитой в середине прошлого века песни отражают участие легких танков Т-26 в советско-японских конфликтах, которыми продолжилась боевая история танков. Первым из них было столкновение в июле 1938 года у озера Хасан. Участвовавшие в нем 2-я мехбригада и два отдельных танковых батальона имели всего 257 танков Т-26.

2-я мехбригада также имела недавно назначенный новый командный персонал, 99% ее предыдущего командного состава (в том числе командир бригады П. Панфилов) были арестованы как враги народа за три дня до выдвижения на боевые позиции. Это оказало негативное воздействие на действия бригады во время конфликта (например, ее танки провели 11 часов, чтобы пройти 45-км марш из-за незнания маршрута). Во время штурма удерживаемых японцами Безымянной и Заозерной сопок советские танки встретились с хорошо организованной противотанковой обороной. В результате 76 танков были повреждены и 9 сожжены. После того как боевые действия окончились, 39 из этих танков были восстановлены в танковых частях, а другие — отремонтированы в цеховых условиях.

Небольшое количество Т-26 и огнеметных танков на их основе участвовало в боях против японских войск на реке Халхин-Гол в 1939 году. Наши боевые машины были уязвимы для японских команд истребителей танков, вооруженных бутылками с зажигательной смесью. При низком качестве сварных швов оставались пробелы в броневых плитах, и пылающий бензин легко просачивался в боевое отделение и моторный отсек. 37-мм пушка типа 95 на японском легком танке, несмотря на ее посредственную скорострельность, была также эффективна против Т-26.

Накануне ВОВ

Накануне 2-й мировой войны Красная армия насчитывала около 8 500 Т-26 всех модификаций. В этот период T-26-е находились в основном в отдельных бригадах легких танков (каждая бригада 256-267 Т-26) и в отдельных танковых батальонах в составе стрелковых дивизий (по 10-15 танков). Это был тип танковых подразделений, которые принимали участие в походе в западные области Украины и Беларуси в сентябре 1939 года. Боевые потери в Польше составили только пятнадцать Т-26-х. Тем не менее 302 танка потерпели технические сбои на марше.

Участвовали они и в Зимней войне декабря 1939 — марта 1940 года с Финляндией. Легкие танковые бригады были укомплектованы различными моделями этих танков, включая двух- и однобашенные конфигурации, произведенные с 1931 по 1939 год. Некоторые батальоны были укомплектованы старыми машинами в основном производства 1931-1936 гг. Но некоторые танковые части были оснащены новой моделью 1939 г. В общей сложности части Ленвоенокруга насчитывали в начале войны 848 единиц танков Т-26. Вместе с BT и Т-28 они были частью главной ударной силы во время прорыва линии Маннергейма.

Эта война показала, что танк Т-26 уже устарел и резервы его конструкции полностью исчерпаны. Финские противотанковые пушки калибром 37-мм и даже 20-мм, противотанковые ружья легко пронизывали тонкую антипулевую броню Т-26, а части, оснащенные ими, понесли значительные потери во время прорыва линии Маннергейма, в котором огнеметные машины на базе шасси Т-26 сыграли значительную роль.

ВОВ – последняя битва Т-26-х

Т-26-е составляли основу бронетанковых войск Красной армии в первые месяцы немецкого вторжения в Советский Союз в 1941 году. На 1 июня этого года КА имела 10,268 легких танков Т-26 всех моделей, в том числе боевых бронированных машин на их шасси. Из них состояло большинство боевых машин в советских механизированных корпусах в приграничных военных округах. Например, Западный особый военный округ имел 1136 таких машин на 22 июня 1941 года (52% всех танков в округе). В целом было 4875 таких танков в западных военных округах на 1 июня 1941 года. Тем не менее некоторые из них были не готовы к боям из-за нехватки деталей, таких как аккумуляторы, гусеницы и гусеничные колеса. Такие недостатки привели к оставлению около 30% имеющихся Т-26-х в бездействии. Кроме того, около 30% из имеющихся танков были произведены в 1931-1934 годах и уже выработали свой срок службы. Таким образом, в пяти советских западных военных округах было около 3100-3200 танков Т-26 всех моделей в хорошем состоянии (примерно 40% от всей техники), что было лишь немного меньше, чем количество немецких танков, предназначенных для вторжения в СССР.

Т-26 (модель 1938/1939 гг. особенно) мог противостоять большинству немецких танков в 1941 г., но уступал моделям Panzer III и Panzer IV, участвовавшим в операции «Барбаросса» в июне 1941 года. А все танковые части Красной армии понесли тяжелые потери из-за полного господства в воздухе немецкой «Люфтваффе». Большинство Т-26-х были потеряны в первые месяцы войны, в основном при обстрелах артиллерии противника и ударах с воздуха. Многие сломались по техническим причинам и из-за отсутствия запчастей.

Однако в первые месяцы войны известно и немало героических эпизодов сопротивления советских танкистов на Т-26-х фашистским захватчикам. Например, сборный батальон 55-й танковой дивизии, состоящий из восемнадцати однобашенных Т-26 и восемнадцати двухбашенных, при прикрытии отступления 117-й стрелковой дивизии в районе Жлобина уничтожил семнадцать немецких машин.

Несмотря на потери, Т-26 по-прежнему составляли значительную часть бронетанковых сил Красной армии осенью 1941 г. (много техники прибыло из внутренних военных округов — Средней Азии, Урала, Сибири, частично с Дальнего Востока). В ходе войны Т-26 были заменены значительно превосходящими Т-34. Они еще участвовали в боях с немцами и их союзниками в период битвы под Москвой в 1941-1942 гг., в Сталинградской битве и битве на Кавказе в 1942-1943 годах. Некоторые танковые части Ленинградского фронта использовали свои танки Т-26 до 1944 года.

Поражение японской Квантунской армии в Маньчжурии в августе 1945 года было последней военной операцией, в которой они были использованы. А вообще, надо заметить, история танков — любопытная вещь.

ВОЙНА

Советские танковые корпуса безвозвратно сгорели в огне блицкрига в течение июля-августа 41-го. Были потеряны все 3 тысячи танков, имевшиеся в Западной военном округе, с минимальным ущербом для противника. Казалось, что нет способа остановить наступления немецких танковых клиньев. Однако, в последнюю декаду августа на Смоленском направлении, с точки зрения немцев, случилось непонятное. Сначала танки, как обычно, проскочив в брешь между советскими дивизи­ями, выскочили на оперативный простор. Приближаясь к опушке леса, танки попали под огонь противотанковых орудий. Огонь был открыт с дистанции 1,5 км, при этом снаряды легко пробивали легкие Т-II практически навылет. Батарея сделала 10-12 выстрелов, было уничтожено 3 Т-II авангарда и командирская «трешка» . Каждый танк получил «контрольный» выстрел, вызвавший пожар или детонацию боезапаса. Через два часа танковый батальон атаковал опушку, но там никого не оказалось, батарея исчезла. Ещё через час движения, авангард опять налетел на батарею, замаскированную в кустах около дороги. И опять в течение 20 минут было безвозвратно уничтожено три танка, продвижение батальона остановлено до утра. Утром на позиции батареи обрушились Ю-87, их поддержали огнем артштурмы и батальон пошел в атаку. Но за ночь русские устроили огневой мешок, подтащив два десятка 45-мм орудий. Короткий бой, в результате чего все пушки были раздавлены гусеницами, но и два танка получили повреждения средней тяжести. Лишь только через день батальон смог продолжить движение, но к вечеру был опять встречен таинственной русской батареей. Сценарий повторился, немцы, потеряв один танк, отступили, вызвали пикиров­щиков. Через час, перед самым закатом, Штукасы перепахали позицию батареи. Утром, обойдя батарею, на её позицию выскочила рота мотоциклистов. Увы, между воронок ничего и никого, пара стреляных гильз, да следы танковых гусениц.

После этого началась настоящая охота за батареей. Но успех был на её стороне, самоходки (а это были Т-26-57) открывали беглый огонь с 1,5 км, находясь вне досягаемости эффективного ответного огня танковых орудий, сделав 10-15 выстрелов, батарея немедленно уходила с позиции. Весь бой занимал от 20 до 40 минут. За это время немцы не успевали ни навести гаубицы, ни вызвать авиа­цию. Попытки выманить русских в контратаку не приводили к успеху, в контратаках самоходки не участвовали. При малейшей стабилизации фронта самоходки отходили во второй эшелон, чтобы в случае немецкого прорыва снова оказаться перед острием немецкого клина, при этом показывая небывалую до этого мобильность и выучку. Низкий силуэт и малые размеры, мощное орудие позволяли эффективно бороться с любыми танками. Целую неделю батарея не давала немецким танкистам развить наступление, каждый раз оказываясь на острие удара. И только удачная атака штурмовиков Не-126, поймавших колонну на переправе через небольшую речку, положила конец кошмару.

Через два дня с такой же тактикой столкнулись под Киевом. Но в этом случае огонь открывали с ещё большей дистанции, километров с двух, а орудия были калибром 85 мм. От таких «плюх» не спасала даже броня «четверок». Количество батарей росло с каждым днем, и вскоре немецким танкистам стало реально худо. К середине сентября немецкий генштаб вынужден был признать, что сроки наступления на Киев и Москву безвозвратно сорваны, окружения главных частей РККА добиться не удалось. В течение последующих 30 дней блицкриг протекал вяло. Да, немцы продол­жали наступать, перемалывая все новые и новые дивизии Красной Армии, но если в июне/июле за сутки вермахту удавалось прохватить до 100 километров, то теперь в день с боями продвигались на 5-7 километров. По сути, войска топтались на месте, прорывы фронта париро­вались русскими весьма оперативно, потом наносились контрудары, на отражение которых уходило много времени и средств. А к началу октября начались дожди, рокады развезло, авиация подприсела на раскисших аэродромах, наступление и вовсе захлебнулось на подступах к Смоленску и перед Днепром.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]