До начала Великой Отечественной войны в Советском Союзе существовал оригинальный класс гусеничных машин малого века, которые были приспособлены к самостоятельному преодолению водных преград. Для движения по воде танку просто требовалось съехать в воду, водитель подключал через редуктор отбора мощности гребной винт, а чтобы менять направление во время движения, нужно было пользоваться рулем.
Постепенно машины устаревали, и на смену им пришел советский танк Т-40, который отличался от данных боевых машин повышенной мореходностью и усиленным вооружением. Такой танк мог использоваться как бронекатер, но наступившая война привела к прекращению выпуска гусеничных машин, а в дальнейшем к полному исчезновению класса.
История создания
К концу 30-х годов в РККА имелось две разновидности легких плавающих машин – Т-37А и Т-38, созданные на базе британской машины «Карден-Ллойд». Машины имели слабое вооружение, но главной бедой стала низкая мореходность и отсутствие возможности модернизации конструкции. В начале 1939 года началась разработка проекта новой машины, работы велись в бюро московского завода №37, главным конструктором стал Н.А. Астров. Машина, получившая обозначение 010, базировалась на основе решений, заложенных в конструкции Т-38.
К лету была построена партия из 4 машин, оснащенных подвесками различной схемы. На серии прототипов использовался американский силовой агрегат Dodge D5, поскольку советский аналог освоен промышленностью не был. В ходе испытаний были отмечены недостатки, которые оперативно устранили. Наиболее крупной доработкой стало удлинение и расширение корпуса.
В конце 1939 года танк проекта 010 был принят на вооружение под обозначением Т-40, начало серийного производства планировалось на 1940 год.
Выпуск продолжался до начала войны, а затем завод №37 планировали переключить на выпуск средних машин Т-50. Но из-за отмены заказа в июле 1941 года серию пошел сухопутный вариант (обозначается в исторической литературе как Т-40С, в армейской документации индекс не использовался), который отличался отсутствием магистралей гребного винта и части компонентов, используемых при движении по воде.
В корпусе сохранилась ниша под установку винта, часть листов стала выполняться из брони толщиной 13…20 мм. Позднее танк еще раз модернизировали, усилив вооружение и проведя перекомпоновку внутренних отсеков. Машины получили обозначение Т-30, став ступенькой к созданию новой машины проекта 060 или Т-60.
Всего изготовили 960 машин модификаций Т-40, 40С и 30. Основная масса машин была собрана в Москве, некоторое число танков выпустили из задела деталей в Свердловске, куда был эвакуирован завод №37.
Конструкция танка Т-40
Т-40 имел типичную компоновочную схему для советских лёгких танков того времени. Танк имел пять отделений, перечисленных ниже в порядке от лобовой части машины к корме:
- трансмиссионное отделение;
- отделение управления;
- моторное отделение по правому борту середины корпуса;
- боевое отделение по левому борту середины корпуса и в башне;
- кормовое отделение, где располагались узлы водоходного движителя, гидродинамическая ниша гребного винта, топливные баки и радиатор двигателя.
Эта компоновочная схема определяла в целом набор преимуществ и недостатков танка в рамках машин своего класса. В частности, переднее расположение трансмиссионного отделения, то есть ведущих колёс, приводило к повышенной их уязвимости, так как именно передняя оконечность танка в наибольшей степени подвержена вражескому обстрелу.
С другой стороны, в отличие от советских средних и тяжёлых танков, у Т-40 топливные баки находились вне боевого отделения в изолированном броневой переборкой отсеке, что повышало выживаемость экипажа при поражении танка. Экипаж танка состоял из двух человек — механика-водителя и командира машины.
Броневой корпус и башня
Броневой корпус танка конструкции инженера А. В. Богачева сваривался из катаных броневых плит толщиной от 5 до 20 мм. «Сухопутные» машины позднего выпуска защищались более толстой бронёй по сравнению с ранними серийными образцами Т-40. Броневая защита дифференцированная, противопульная. Бронеплиты корпуса соединялись частично сваркой, частично болтами.
Сложная их конфигурация определялась требованиями возможности движения на плаву, часть бронеплит (нижние лобовые, скуловые и верхние бортовые) имели рациональные углы наклона. Ряд бронеплит корпуса (лобовой, надмоторный, подбашенный и кормовой листы) выполнялся съёмным для удобства обслуживания и замены различных узлов и агрегатов танка. Механик-водитель располагался по центру в передней части бронекорпуса танка. Для повышения удобства его работы на лобовой части корпуса устанавливался откидной щиток. В боевой обстановке щиток опускался, а механик-водитель вёл наблюдение через смотровой прибор в этом щитке, который также защищался броневой заслонкой. Кроме того, для удобства наблюдения в обоих скуловых листах были установлены смотровые приборы «триплекс».
На крыше подбашенной бронеплиты располагался откидной люк для посадки-высадки механика-водителя. Корпус также имел днищевой люк для аварийного покидания экипажем танка и ряд воздухопритоков, люков, лючков и технологических отверстий для вентиляции обитаемых помещений танка, слива топлива и масла, доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины. Ряд этих отверстий защищался броневыми крышками, заслонками и кожухами. Для обеспечения водонепроницаемости корпуса лючки устанавливались на резиновые прокладки, а отверстия под болтовые соединения деталей с корпусом уплотнялись паклей. Также в лобовой и бортовых бронеплитах были просверлены амбразуры для стрельбы из личного оружия, закрывавшиеся броневыми пробками.
Коническая круглая сварная башня имела борта толщиной 15 (у Т-30 — 20) мм, которые располагались под углом 25° к вертикали для повышения пулестойкости. Лобовая часть башни имела нишу прямоугольного сечения для установки вооружения и защищающей его бронемаски. Ось вращения башни не совпадала с плоскостью продольной симметрии машины вследствие установки мотора по правому борту танка и была смещена от этой плоскости влево.
В крыше башни располагался полукруглый откидной люк для посадки-высадки командира машины. В свою очередь, в люке был небольшой лючок для флажковой внешней сигнализации. Башня устанавливалась на шариковой опоре и фиксировалась захватами во избежание сваливания при сильном крене или опрокидывании танка. В бортах башни устанавливались смотровые приборы «триплекс» за смотровыми щелями, дополнительно защищёнными броневыми козырьками. Там же были амбразуры для стрельбы из личного оружия, закрывавшиеся броневыми пробками.
Вооружение
Основным вооружением Т-40 являлся крупнокалиберный пулемёт ДШК калибра 12,7 мм. Пулемёт монтировался на цапфах в башне, помимо маски его ствол дополнительно защищался броневым кожухом. Пулемёт ДШК имел длину ствола 78,7 калибра, высота линии огня составляла 1590 мм, максимальная дальность стрельбы прямой наводкой достигала 3,5 км. С ним был спарен 7,62-мм пулемёт ДТ, расположенный в единой установке с ДШК.
Для удобства использования спаренной установки ДШК смещался вправо от плоскости симметрии башни, пулемёт ДТ располагался слева. Спаренная установка имела вертикальные углы наводки от −7 до +25° и круговой сектор обстрела по горизонтали. Горизонтальный привод наведения шестерёнчатого типа башни располагался справа от спаренной установки, для быстрого поворота башни силами командира танка он мог быть отключён. Вертикальный механизм наведения винтового типа располагался слева от спаренной установки. Эти механизмы и приводы спусков пулемётов впоследствии перешли в конструкцию более позднего серийного лёгкого танка Т-60. Пулемёт ДТ мог легко сниматься со спаренной установки и использоваться вне танка. В принципе, то же самое можно было сделать и с ДШК, только лёгкостью и быстротой исполнения эта операция уже не отличалась.
Боекомплект ДШК составлял 500 патронов, питание ленточное. Лента помещалась в кольцевом коробе башни. Начальная скорость пули 850—870 м/с[5], боевая скорострельность — 80 выстрелов в минуту. В состав боекомплекта входили:
- патрон с бронебойно-зажигательной пулей Б-32 массой 48,3 г[6];
- патрон с бронебойной пулей Б-30;
- патрон с бронебойно-зажигательно-трассирующей пулей БЗТ;
- патрон с бронебойно-зажигательной пулей БС-41.
12,7-мм пули Б-30 и Б-32 пробивали на дистанции 500 м броню толщиной 15 мм по нормали и на дистанции 100 м — 20 мм. 12,7-мм пуля БС-41, благодаря наличию металлокерамического бронебойного сердечника (на что указывает индекс «БС»), имела более высокое бронебойное действие, а именно 20 мм при угле встречи 20 градусов на дальности 750 м.
Спаренный пулемёт ДТ имел боекомплект в 2016 патронов (32 диска).
Пушечные варианты Т-40 оснащались 20-мм пушкой ШВАК-Т (ТНШ) с боекомплектом 750 снарядов, боекомплект к ДТ в таком случае уменьшался до 1512 патронов (24 диска).
Двигатель и трансмиссия
Т-40 оснащался четырёхтактным рядным шестицилиндровым карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения ГАЗ-11 мощностью 85 л. с. Пуск двигателя производился стартером СЛ-40 мощностью 0,8 л. с. (0,6 кВт) с электромагнитным реле включения, заводной рукояткой или внутренним педальным механизмом. Двигатель оснащался карбюратором К-23 или двумя спаренными карбюраторами ГАЗ-М-9510. Три топливных бака суммарным объёмом 206 л располагались в кормовом отделении. Запаса топлива хватало на 300 км хода по шоссе.
Танк Т-40 оснащался механической трансмиссией, в состав которой входили:
- однодисковый главный фрикцион сухого трения «стали по феродо», устанавливавшийся на маховике двигателя;
- четырёхступенчатая коробка передач с демультипликатором (4 передачи вперёд и 1 назад), заимствована от опытного (в то время) грузовика ГАЗ-51;
- карданный вал;
- коническая главная передача;
- два многодисковых бортовых фрикциона с сухим трением «сталь по стали» и ленточными тормозами с накладками из феродо;
- два простых однорядных бортовых редуктора.
Все приводы управления трансмиссией — механические, механик-водитель управлял поворотом и торможением танка двумя рычагами под обе руки по обеим сторонам своего рабочего места.
Ходовая часть
Ходовая часть танка Т-40 являлась новаторской в советском танкостроении — впервые (вместе с тяжёлым танком КВ-1) на серийной машине применили индивидуальную торсионную подвеску. Применительно к одному борту, в её состав входили 4 односкатных опорных катка малого диаметра (550 мм) с резиновыми бандажами, 3 поддерживающих односкатных катка с наружной амортизацией, ведущее колесо и ленивец. На поздней модификации Т-30, в зависимости от завода-изготовителя, опорные катки выполнялись либо литыми спицованными, либо сплошными штампованными (у ранних выпусков — только последний вариант). Напротив крайних узлов.
Ходовая часть Т-30. Опорные катки литые подвески к бронекорпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески с резиновыми буферами для смягчения ударов. Ведущие колёса цевочного зацепления со съёмными зубчатыми венцами располагались спереди, а ленивцы, унифицированные с опорными катками, с механизмом натяжения гусеницы — сзади. К корпусу танка приклёпывались отбойники для предотвращения заклинивания гусеницы при движении танка со значительным креном на один из бортов. Гусеница мелкозвенчатая, ширина двухгребневого трака составляет 260 мм.
Водоходный движитель включал в себя гребной винт в гидродинамической нише, карданный вал между ним и коробкой отбора мощности от двигателя танка и водоходные рули. Для обеспечения движения на плаву на танке устанавливались волноотражательный щиток, теплообменник и откачивающий (трюмный) насос. Для экстренного покидания тонущего танка экипаж снабжался двумя спасательными поясами. Для ориентирования при движении на плаву или в тумане, а также в разведке на Т-40 устанавливался магнитный компаспроизводства московского . Мореходность танка была достаточно высокой — он мог уверенно выполнять свои задачи при волнении до 3 баллов, а на спокойной воде перевозить груз значительной массы.
Средства наблюдения и связи
Спаренная установка пулемётов ДШК и ДТ оснащалась основным прицелом ТМФП, при повреждении основного прицела после его снятия автоматически взводилась мушка резервного механического прицела. Рабочие места водителя и командира Т-40 также имели несколько смотровых приборов (три у водителя, два у командира) для наблюдения за окружающей обстановкой вне танка. Обзорность из машины по сравнению с Т-38 была существенно улучшена (пять смотровых приборов против трёх, удобная для наблюдения с места механика-водителя конфигурация бронекорпуса).
На линейных танках средством внутренней односторонней связи от командира к механику-водителю служило трёхцветное светосигнальное устройство, средств внешней связи за исключением флажков не предусматривалось. На командирских танках устанавливалась коротковолновая телеграфно-телефонная радиостанция 71-ТК-3.
Противопожарное оборудование
Танк оснащался двумя тетрахлорными огнетушителями — стационарным и переносным. От стационарного огнетушителя отходили четыре трубки, заканчивавшиеся распылителями у двух больших топливных баков, малого топливного бака и карбюратора двигателя. Тушение пожара в танке требовалось выполнять в противогазах — при попадании тетрахлорида углерода на горячие поверхности происходила химическая реакция частичного окисления с образованием фосгена — сильнодействующего ядовитого вещества удушающего действия.
Электрооборудование
Электропроводка в танке Т-40 была однопроводной, вторым проводом служил бронекорпус машины. Источниками электроэнергии (рабочее напряжение 6 В) были генератор Г-41 с реле-регулятором РРА-364 мощностью 0,2 кВт и аккумуляторная батарея марки 3-СТЭ-112 общей ёмкостью 112 А·ч. В танке имелась и вторая аккумуляторная батарея той же марки. На линейных машинах она была запасной, а на командирских, оснащённых радиостанцией 71-ТК-3, она включалась в сеть для обеспечения работы радиостанции. Потребители электроэнергии включали в себя:
- наружное и внутреннее освещение машины, прибор подсветки прицельных шкал;
- контрольно-измерительные приборы (амперметр и вольтметр);
- наружный звуковой сигнал СЕ-4714;
- средства связи — радиостанция (на командирских танках) и одностороннее трёхцветное светосигнальное устройство от командира к механику-водителю;
- электрика моторной группы — стартер СЛ-40, катушка зажигания КЗ-11, распределитель Р-10, свечи СЭ-01 и выключатель 69-К.
Характеристики легкого танка Т-40
Страна: | СССР |
Тип: | Легкий плавающий танк |
Дата выпуска: | 1939 г. |
Длинна: | 4,11 м |
Ширина: | 2,33 м |
Высота: | 1,91 м |
Броня, лоб: | 14 мм |
Броня, борт: | 13 мм |
Броня, башня: | 13 мм |
Экипаж: | 2 человека |
Двигатель: | ГАЗ-11-202, 35 л.с. |
Дальность хода: | 308 км (по дороге) |
Максимальная скорость: | по дороге — 44 км/ч, по воде — 6,5 км/ч |
Масса: | 5,5 т |
Вооружение: | 12,7-мм ДШК (500 патронов), 7,62-мм ДТ (2016 патронов) |
Учитывая обилие рек и водоемов на территории Советского Союза, а также тот факт, что форсирование водных преград — одна из самых сложных военных задач, проблема создания водоплавающего танка была для Красной Армии весьма актуальна.
В полной мере решить её мог разработанный в 1939 г., для замены устаревших и откровенно слабых Т-37А и Т-38, водоплавающий легкий (точнее «малый») танк Т-40. В своем классе танк Т-40 не имел равных, можно сказать даже больше — советским конструкторам удалось в полной мере воплотить проект на таком уровне, к которому и близко не подошла ни одна зарубежная фирма.
Корпус танка изготавливался из катаных броневых листов, соединявшихся сваркой или клепкой. Корпус был спроектирован так, что для движения по воде ему не нужны были не поплавки ни какие-то другие приспособления. В нижней части кормы корпуса находилась ниша для установки гребного винта и двух водоходных рулей. Башня в форме усеченного конуса устанавливалась на шариковой опоре и была смещена влево.
Вооружение Т-40 было двух типов: два пулемета (ДШК и ДТ) или же 20-мм автоматическая пушка и ДТ. К сожалению, второй образец выпускался в крайне малом количестве экземпляров (точных данных нет). Всего было выпущено 709-722 танка Т-40 всех модификаций. Они мало принимали участие в боевых действиях — сам характер начального периода войны не предполагал их активного применения. Уже к середине 1942 года Т-40 почти не встречались в составе танковых частей.
ТТХ в сравнении с аналогами противника
Танк Т-40, позволяющий перемещаться по воде, не имеет прямых иностранных аналогов. Единственной машиной, приспособленной к преодолению водной преграды, является японская «Ка-Ми», оборудованная внешними поплавками. При использовании танка на грунте поплавки демонтировались.
Масса машины при установке понтонов увеличивалась на 3 т, достигая 12500 кг.
Т-40 | Мицубиси Ка-Ми | |
Боевой вес, кг | 5500 | 9500 |
Экипаж, чел | 2 | 5 |
Длина, м | 4,11 | 4,83 |
Ширина, м | 2,33 | 2,79 |
Высота,м | 1,905 | 2,34 |
Вооружение | 1х12,7 мм и 1х7,62 мм пулеметы | 37 мм пушка и 2х7,7 мм пулемета |
Японский танк оборудовался дизельным двигателем, разгонявшим машину по шоссе до 37 км/ч, на плаву техника перемещалась со скоростью 10 км/ч. В ходовой части использовался ленивец, опущенный до поверхности грунта. Подобным образом удавалось снизить удельное давление. Советская машина была способна разогнаться до 44 и 12 км/ч на шоссе и воде соответственно.
Основные модификации малого танка Т-40
- Т-40 — Базовая модель. Водоизмещающий сварной корпус. Башня в форме усеченного конуса смещена к левому борту, а двигатель — к правому. Возможность движения на плаву.
- Т-40С — Сухопутный вариант. Изъяты гребной винт с карданным приводом, коробка отбора мощности, водяные рули, трюмный насос, водоотбойный щит, теплообменник, компас.
- Т-30 — Сухопутный вариант. Прямой кормовой лист корпуса без ниши гребного винта. Бронирование: лоб и борт корпуса-15 мм, подбашенная коробка- 20 мм. На части танков устанавливалась 20-мм автоматическая пушка ТНШ-20 (ШВАК) и спаренный с ней пулемет ДТ. Боекомплект: 750 выстрелов и 1512 патронов.
На базе танка Т-40 было изготовлено небольшое количество ракетных пусковых установок БМ-8-24, которые использовались до конца войны. В качестве учебных, отдельные машины использовались до 1946 г.
Историческое наследие
Старые машины, непригодные для пилотирования, нередко используют в качестве экспонатов и самолетов-музеев и даже «объектов городского благоустройства».
Так Як-40 можно увидеть:
- на территории музея под открытым небом в Монино;
- в парковой зоне в Югорске;
- авиапамятник в Башкортостане;
- в музее гражданской авиации в Оренбурге;
- в Татарстане в а/п Бугульма;
- в Ульяновске в Музее истории гражданской авиации;
- в Курганском авиационном музее.
Отдельно стоит рассказать об авиасимуляторе в Усть-Илимске. В детском парке рядом с ДК «Дружба» находится списанный Як-40.
Некоторое время он был простым авиапамятником, пока за дело не взялся местный умелец Алексей Шадрин, бывший курсант летного училища, в настоящее время – инженер.
Алексей оборудовал кабину 3D-мониторами, подключил программу и рычаги управления к компьютеру, а также звуковое сопровождение. Посетители в восторге!
Но на этом история легендарного Як-40 не заканчивается: он не только до сих пор используется в России частными авиаперевозчиками, но уже прошел модернизацию и ремоторизацию в Сибирском НИИ авиации им. Чаплыгина. Возобновление производства не планируется, но часть старых Як-40, которые не отлетали 10 лет (в России таковых насчитывается около 100 единиц), можно будет модернизировать.
Боевое применение
К началу лета 1941 года в действующей армии находились всего 132 экземпляра танка Т-40, но в активной эксплуатации были только машины учебных частей. Большинство танков было утрачено уже к середине лета. Например, подразделения Юго-Западного фронта за месяц боев потеряли 84 машины из имевшихся 88 экземпляров. Брошенная техника не заинтересовала наступающую немецкую армию – у Т-40 даже не появилось германского обозначения. Как минимум один захваченный танк применялся румынскими подразделениями.
Сухопутная версия Т-40С в отчетах подразделений не разделена с танками Т-30. Техника поставлялась в армию в конце лета и начале осени 1941 года, использовалась на всех фронтах. Из-за сложившейся непростой ситуации машины использовались как линейные танки, для разведки почти не применялись. К концу лета 1942 года почти все имевшиеся Т-40 были уничтожены, несколько машин применялось в учебных подразделениях и запасных полках. Последние упоминания об эксплуатации Т-40 датируются 1946 годом.
Аэродинамическая схема
Моноплан, точнее, – низкоплан. Хвостовое оперение Т-образной формы. Конструкция выполнена большей частью из высокопрочных сплавов алюминия. Тип фюзеляжа – полумонокок (несущими являются корпус и дополнительные силовые элементы).
Як-40 выполнен по нормальной аэродинамической (классической) схеме, которая предполагает наличие горизонтального оперения (стабилизатора), размещённого за крылом. Центр тяжести находится впереди аэродинамического фокуса, что необходимо для статической устойчивости.
След в истории и игромании
Танк Т-40 стал венцом развития легких гусеничных машин, приспособленных для преодоления водных преград. Новая конструкция в ходе войны не появилась, а после 1945 года о подобных танках уже никто не вспоминал. Вместо гусеничных плавающих машин стали использоваться колесная техника, оснащенная системой регулировки давления в шинах.
До настоящего времени сохранился один подлинный танк Т-40С (оснащенный ШВАК), который хранится в экспозиции в Кубинке.
Оригинальной машины Т-40 ни в каком виде не сохранилось, не найдено даже обломков такого танка. Несмотря на малое распространение, танк встречается в играх Sudden Strike и Panzer General III.
На рынке сборных моделей пластиковую копию танка в масштабе 1-35 выпускают только с использованием пресс-форм молдавской компании AER. Оснастка изготовлена более 15 лет назад, качество и проработка отливок оставляют желать лучшего.