История создания Т-34. Часть 6. Сталинградский тракторный завод.

Снаружи и внутри

Помните, каково это – сидеть в эконом-классе самолета между двумя соседними пассажирами? Вот в Т-34 было еще хуже.

Каким бы легендарным ни был Т-34, кроме этого он был и максимально некомфортным для людей. Внутреннее пространство кабины «тридцатьчетверки» делилось на две части: одна – для атаки и вторая – для управления машиной. Боевая часть располагалась под башней – в ней сидели заряжающий и командир, а впереди них, практически «в носу» танка, умещались механик-водитель и стрелок-радист. Командир танка был вынужден делать несколько дел одновременно – он управлял орудием, наводил прицел, следил за внешней обстановкой на поле боя и руководил действиями всего экипажа. Места в кабине танка не хватало, все ютились в тесноте и не могли эффективно управлять машиной. А ведь позже танк стал и вовсе пятиместным: чтобы освободить командира от части задач, к экипажу присоединился наводчик.

Танки, построенные на разных заводах и в разные периоды войны, могли отличаться в деталях, но основа всегда была одна: броневой корпус, ходовая гусеничная часть, средства вооружения и двигатель.

Чтобы обеспечить прочную противоснарядную защиту танка, его покрывали стальными плитами толщиной 45 мм в лобовой части и 40 мм в кормовой. Крыша над моторно-трансмиссионным отделением имела 16 мм в толщину, а над подбашенной коробкой – 20 мм. Дно танка в разных местах было от 13 до 40 мм. На многих корпусах остались послания: солдаты выцарапывали свои инициалы или памятные слова. По бокам танка располагались топливные баки, спереди приварены клаксон и фара, а сзади – трансмиссия, выхлопные трубы и буксировочные крюки. Чтобы что-то отремонтировать, сначала приходилось справиться с задачей «открыть люк» – они были плотно завинчены на болты или закрыты на штыри.

Башня танка могла быть разной – это также зависело от производителя и года выпуска, но она всегда была двухместной. В начале производства башню сваривали из нескольких плит и листов, а к концу 1940 года начали отливать целиком. С начала 1942-го башня стала шире, объемнее и немного изменила форму, став похожей на шестиугольник, из-за чего ее прозвали «шестигранником» или «гайкой». Несмотря на увеличение пространства, она все еще была довольно тесной для двух человек. Ведь кроме людей, в ней хранились все вооружение, приборы наблюдения и прицела, механизм поворота башни, часть боекомплекта, радиостанция и аппараты ТПУ (танковое переговорное устройство). По бокам башни были отверстия для стрельбы из личного оружия и щеколды для обзора – кроме того что солдаты атаковали танковой пушкой, они еще должны были стрелять из своих автоматов. Случалось, что командир танка просто-напросто не мог воспользоваться нужными ему приборами, поскольку возможности до них дотянуться не было. В итоге страдали управляемость танка и слаженность действий экипажа.

В не боевое время командир наблюдал за обстановкой, полностью высунувшись из верхнего люка наружу.

В наше время у любого возникнет резонный вопрос: «Почему все сделали так неудобно и не для людей?» Сейчас проблемы стесненности кажутся легко разрешимыми – просто сделайте танк пошире, но в условиях вынужденного наращивания объемов производства это было невозможно. Все новшества (улучшение эргономики и параметров башни) требовали серьезных изменений в конструкции, и сделать это, не останавливая производство, можно было только поэтапно. Так, например, и поступили с башней, когда в 1942 году изменили ее форму на шестигранную.

Расположение внутренних модулей в танке.

В передней части танка сидит радист и мехвод, между ними располагается пласт боеукладки, но он защищен швом толщиной в 90 мм, с большой вероятностью вы его не пробьете. Если стрелять в командирскую башенку, вы можете контузить командира (он же наводчик), снизиться точность выстрелов, а так же существенно упадет дальность обзора.

По бортам танка расположены топливные баки, которые легко поджечь, если у вас орудие обладает большим разовым уроном. В корме корпуса находится двигатель, при попадании в который, проходит максимальный урон по танку противника. В башни расположен командир, а за ним большой блок боеукладки, который повредить не составит ни какого труда.

Как ехал

То, что заставляло танк работать, находилось в силовой части – сзади. Двигатель, трансмиссия, радиаторы, топливные баки, фрикционы с вентилятором и все-все, без чего «тридцатьчетверка» просто не поедет. Не совсем обычным для тех времен был двигатель Т-34 – полностью дизельный бескомпрессорный В-2

(
подробнее об этом в статье «Первый в своём роде: дизельный двигатель В-2». – Ред.
). Дался он советским разработчикам и инженерам через пот и слезы – история двигателя, как и самого танка – сплошные неурядицы и проблемы. Топливо заливалось в баки на 90 л по бокам машины, а подавалось насосами НК-1 (насос консольный). Почти круглогодично применяли дизельное топливо «ДТ зимнее», но если температура поднималась до +5 °С, могли использовать «ДТ летнее». Чтобы двигатель не перегрелся, в танк встроили жидкостную систему охлаждения суммарным объемом 95 л – с принудительной циркуляцией и двумя трубчатыми радиаторами по обе стороны от двигателя. Чтобы очистить цилиндры двигателя от воздуха, сначала использовали один воздухоочиститель «Помпон», но его мощности не хватало, поэтому после 42-го года его заменили на два воздухоочистителя «Мультициклон». Трансмиссия 1940 года состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, пятискоростной четырехступенчатой коробки передач (в 43-м стала пятискоростной), бортовых фрикционов и тормозов, тормозов и бортовых передач.

Ходовая часть танка – по пять опорных катков с обоих бортов, каждый диаметром 830 мм, и два колеса – направляющее спереди и ведущее сзади. Конструкция опорных катков могла существенно различаться: в разное время использовались штампованные или литые катки, обрезиненные или с внутренней амортизацией, или вовсе без нее. Гусеницы Т-34 отливали из стали – это был ряд траков, чередующихся и соединяющихся. Танковые траки – как части «Лего», из которых собиралась гусеница. В ширину она достигала 500 мм, а один трак делал «шаг» длиной 172 мм. В первые годы производства у гусеницы было 74 трака, а позднее стало 72. Иногда, чтобы Т-34 быстрее и эффективнее пробирался по пересеченной местности, на каждый четвертый или шестой трак с помощью болтов устанавливали грунтозацепы.

Вся ходовая часть крепилась к корпусу танка с помощью пружинной подвески, известной как подвеска Кристи – катки соединялись с пружинами. По сравнению с классической рессорной, эта подвеска позволяла танку ехать быстрее и быть чуть меньше в высоту.

Внутри Т-34-85. Фото: Роман Кривов, www.topwar.ru

История[править]

Танк Т-34 был разработан харьковским конструкторским бюро под руководством М. И. Кошкина. С 1942 по 1945 годы основное крупносерийное производство Т-34 было развёрнуто на мощных машиностроительных заводах Урала и Сибири, и продолжалось в послевоенные годы. Ведущим заводом по модифицированию Т-34 являлся Уральский танковый завод № 183.

T-34-76 был довольно редким экспортным танком по сравнению с T-34-85, но все же попадал в различные страны, включая (но не ограничиваясь ими) Северный Вьетнам, Восточную Германию (которые использовали их в основном для обучения), Польшу, Чехословакию и Северную Корею. Таким образом, вполне вероятно, что среди 1800 танков Т-34 переданных СССР Китаю в начале 50-ых годов было некоторое количество и Т-34-76. После эксплуатации в рядах НОАК почти все они были переданы китайским правительством Северной Корее. В дальнейшем под руководством китайских инженеров эти машины были модернизированы путём установки нового двигателя и изменения ходовой части.

Единственное упоминание об эксплуатации Т-34-76 в китайской армии исходит от видеоигры «World of Tanks» и их китайской клиент-. Советские данные о продаже оружия в Китай между 1950 и 1955 годами не подтверждают наличие в них Т-34-76. Доктор Мартин Эндрю (историк НОАК) сообщает, что в 1950 году КНР получила 1837 танков Т-34-85, 82 ИС-2, 40 ИСУ-122, 67 ИСУ-152, 99 СУ-100 и 704 СУ-76, а также 89 БРЭМ, некоторые из которых (возможно, даже большинство) были на шасси Т-34 (как минимум 2 были построены на шасси ИСУ). Эти цифры являются оценочными, но другие источники имеют немного другие цифры. Например, Чжан Чживэй (автор Танковая дивизия Китайской народно-освободительной армии 1945-1949 гг.) утверждает, что КНР получила 1964 Т-34-85 к 1955 г. Независимо от точных цифр, доктор М. Эндрю сообщает, что не существует доказательств того, что НОАК получил T-34-76, или каких-либо предположений предоставленных , о которых он знает.

И если все эти танки позже были предоставлены Северной Корее, то возникают два вопроса: «Где остатки этих танков?», и «Почему не обнаружено доказательств модернизации двигателей и ходовой части?».

В действительности, Северная Корея получила все свои танки непосредственно из СССР в феврале 1950 года, когда была отправлена ​​военно-консультативная группа вместе со стрелковым оружием, авиацией, артиллерией и другими видами военной техники. Этого было достаточно для оснащения восьми полевых дивизий и других боевых единиц, состоящих из 100 000 человек. Таким образом, идея о том, что все северокорейские T-34-76 на самом деле являются бывшими китайскими не оправдалась.

Утверждение о том, что T-34-76 получал китайские апгрейды, звучит также крайне сомнительно. Единственное известное китайское обновление T-34 — это модификации Т-34-85 до стандартов Type 58, который не включал в себя обновление подвески. Контекст описания в игре «World of Tanks» не дает чётких представлений о том, были ли модернизированы остатки китайских танков или северокорейские машины. Некоторые изображения северокорейских T-34-76 в эпоху после Корейской войны указывают на то, что были произведены некоторые небольшие модернизации, такие как боковые топливные баки, литые опорные катки с наружной резиновой амортизацией послевоенного выпуска (впервые представленные Советами в 1969 году) и, возможно, некоторые другие мелкие детали. Можно предположить, что эти усовершенствования были разработаны при содействии Китая, что и даёт основания для утверждения о китайских апгрейдах, но об обслуживании северокорейских T-34-76 после 1953 года известно очень мало.

Известное фото танка Type T-34 из китайского музея Корейской Войны является основным аргументом в сторону доказательств существования китайской разработки. Само происхождение этой машины неизвестно. Скорее всего, это просто современная реконструкция для музейной экспозиции.

Танк сделан из смеси странных деталей, таких как модернизированные катки Т-34-85 послевоенного образца (почти наверняка приобретенные, так как они были сделаны в 1969 году на высоте советско-китайского раскола), гусеницы в стиле Т-55, ведущее колесо также от T-55, поручни моторного отделения нестандартные (возможно, ручной работы), рядом с люком водителя находится решётка от прожектора Т-55. Наиболее выделяется маска орудия, которая указывает на то, что танк является неточной музейной реставрацией, и может быть просто танком Type 58, сделанным в виде T-34-76 с использованием деталей, которые (возможно) были приобретены недавно. Тем не менее, поручни на корпусе являются типичными для T-34-76 (хотя они могут быть ручной работы), и положение пулемета в корпусе также может быть стандартным для танка T-34-76 (это не совсем ясно, так как единственным показателем этого были бы отливки, не видные на этих фотографиях). Поэтому также возможно, что корпус является корпусом T-34-76, который был приобретен недавно, но, тем не менее, был восстановлен неточно. Возможно даже, что этот танк был приобретен у Северной Кореи, так как некоторые современные кадры показывают, что северокорейский Т-34 имеет очень похожие производственные характеристики с этим Т-34.

Таким образом, можно сделать вывод, что этот танк является приобретением после окончания Корейской войны, которое подверглось неточной реставрации в музейных целях и не должно рассматриваться как свидетельство использования НОАК T-34-76.

Сообщается, что «Kongzhong» имеет доступ к китайским военным архивам и предоставляет «Wargaming» информацию, которую они находят, чтобы создавать китайские танки для видеоигры. Говорят, что во время исследования консультанты «Kongzhong» могут делать только личные рукописные записи, а материалы, найденные в архиве, не могут быть обнародованы (что имеет место во многих архивах). Таким образом, существование Type T-34 зависит от слова «Kongzhong», что весьма проблематично.

Известно, что «Kongzhong» часто использует значительную творческую свободу или даже полностью выдумывает китайские танки, что означает, что их авторитет как исторического источника полностью отсутствует. «World of Tanks» также печально известен тем, что его забивают поддельными танками.

Итог, нет достоверных данных, свидетельствующих о существовании Type T-34 или любых из этих предполагаемых модернизаций в Китае, которые доступны некитайским историкам, а две исторические компании с сомнительной репутацией выступают в качестве исторических источников. Можно только сделать вывод, что Type T-34 не существует, пока не будут представлены и оценены дополнительные доказательства.

Как связывался

Ахиллесовой пятой танков была связь – вплоть до 1943 года лишь на некоторые командирские Т-34 устанавливали радиоприемники, в то время как большая часть всех немецких танков была оснащена двусторонней радиосвязью. Из-за того, что «тридцатьчетверки» не могли переговариваться между собой, на начальных этапах войны было немало проблем с координацией действий.

Только в 1943 году около 2/3 выпускаемых танков смогли оснастить радиосвязью, устанавливая на них радиостанции 9М и переговорные устройства ТПУ-3бисФ. Зато на последующие модификации Т-34-85 радиосвязь устанавливали уже во всех случаях. Экипаж танка переговаривался через внутреннее ТПУ-3-бисФ, а коротковолновая приемопередающая телефонная радиостанция 9-РС служила для общения между двумя танками, расстояние между которыми не больше 18 км.

Оборудование

Выбор оборудования для Т-34 повысит эффективность танка в бою нивелируя слабые стороны и улучшая качество сильных. Этот танк очень разноплановый, поэтому имеет несколько вариантов для выбора дополнительных модулей.

Ближний бой:

  • орудийный досылатель среднего калибра — повысит скорость перезарядки на 10%, увеличив тем самым потенциальный урон в минуту. Особенно будет ощущаться эффект в перестрелке 1 на 1;
  • улучшенная вентиляция Класс 2 — прибавка в 5% к навыкам экипажа немного увеличит все характеристики танка;
  • усиленные приводы наводки — помогут быстрее сводиться, чтобы с большей эффективность реализовать возможности скорострельного орудия.

Для поклонников агрессивного стиля игры на передовой, третий модуль можно заменить на просветленную оптику, чтобы получить дополнительные 15 метров обзора.

Засадная тактика:

  • орудийный досылатель среднего калибра;
  • маскировочная сеть — улучшит изначально неплохую маскировку, позволит дольше оставаться незаметным в неподвижном состоянии;
  • стереотруба — в неподвижном состоянии добавит к обзору танка 87,5 метров, что позволит значительно эффективнее прикрывать союзников.

Как атаковал

Главным «аргументом» всех Т-34 была пушка. В первые годы производства (1938–1939) Л-11 была 76-мм и длиной 30,5 калибра (2324 мм), а бронебойный снаряд из нее вылетал со скоростью 612 м/с. Позже, в 1941 году, пушку (теперь уже Ф-34) удлинили до 41,5 калибра (3162 мм), и скорость снаряда достигала 662 м/с. Все было нацелено на улучшение атаки. Солдат управлял пушкой сам, вручную. Несмотря на всю сложность этого процесса, в танке было много подсказок – например, механизмы управления башней и орудием красились в белые и зеленые цвета, чтобы в боевой суматохе их не перепутать.

Боекомплект танка Т-34-85. Фото: Роман Кривов, www.topwar.ru
На подмогу пушке в трудные времена приходили два 7,62-мм пулемета ДТ, разработанные конструктором Василием Дегтяревым. Один «спаренный» пулемет размещался с пушкой в одной установке, имея с ней даже один угол наведения, а второй «курсовой» пулемет крепился на верхней лобовой плите брони танка. Чтобы «поймать» цель, на танках с пушкой Л-11 использовали телескопический прицел ТОД-6 и перископический панорамный прицел ПТ-6 для наблюдения из укрытия. Боекомплект орудий у обеих пушек Л-11 и Ф-34 по составу был практически одинаковый – 76-мм унитарные артиллерийские выстрелы: тип с калиберным бронебойным снарядом (БР-350А, БР-350Б, БР-350БСП); тип с подкалиберным снарядом (БР-354П); тип с осколочно-фугасными гранатами (ОФ-350, ОФ-350А, ОФ-350В, ОФ-354). Выстрелы размещались в чемоданах на дне боевого отделения и на его стенах. Сначала резерв составлял 77 выстрелов, но позже, на танках 1942–1944 годов, боекомплект увеличили до 100 выстрелов.

Артиллерийский выстрел включает в себя несколько боеприпасов для выстрела: снаряд, пороховой метательный заряд и средство воспламенения заряда. Унитарный выстрел, какие были на Т-34, значит, что заряжение происходит едино – все компоненты «вставляются» в пушку сразу.

Из-за частых изменений в устройстве Т-34, пусть и небольших, экипаж не успевал переподготавливаться. В своих воспоминаниях советский военный деятель Михаил Ефимович Катуков о.

Таким и был Т-34. На тематических форумах и сайтах его любят сравнивать с другими средними танками времен войны и даже с современными. О нем говорят: «Нет английской рациональности, нет американского комфорта. Да ничего нет, если подумать. Но есть нечто такое, что сделало Т-34 одним из лучших танков мира. Простота оружия, что ли. Т-34 – машина для реального боя».

Галерея[править]

  • Неточная реконструкция танка Т-34-76 (Type T-34) в Музее Корейской войны в Даньдуне, провинция Ляонин, Китай.
  • Type T-34 с 57-мм орудием 55-57FG в игре «World of Tanks».
  • Type T-34 в игре «World of Tanks».
  • Type T-34 в игре «World of Tanks».
  • Type T-34 в игре «World of Tanks».
  • Type T-34 в игре «World of Tanks».
  • Type T-34 в игре «World of Tanks».
  • Чертёж Type T-34 в игре «World of Tanks».
  • Художественная интерпретация T-34-76 (производства фабрики 174, Омск), окрашенного в обычные цвета НОАК, основанная на T-34-85, показаного на параде по случаю Национального дня в 1950-х годах.
  • Художественная интерпретация T-34-76 (производства фабрики 174, Омск), окрашенного в типичный камуфляж НОАК, основанная на Чи-Ха и Т-26, показанных на параде в КНР 1 октября 1949 года

Краткие итоги

В целом танк очень интересный и легок в освоении. В руках опытного игрока превращается действительно в машину нагиба и способен наносить большое количество урона. Если знать уязвимые места техники, то за счет скорострельной пушки можно наносить увеличенный урон по модулям, чаще взрывая боеукладку или поджигая противника.

С Т-34 доступен переход на две ветки средних танков и ветку легких танков, поэтому рекомендуется сразу открыть всю технику, чтобы потом не возвращаться на 5 уровень и не переобучать заново экипаж (не забываем о том, что далее изменятся роли танкистов).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]