Пожарные гусеничные машины: виды, история создания, технические характеристики

24.07.2020

Пожары могут образовываться в местности, где нет дорог. В такой ситуации ничего не остается, кроме как применить воздушную технику либо вездеходы. Эксплуатация самолетов и вертолетов обходится слишком дорого, поэтому если можно обойтись использованием вездеходной техники для тушения труднодоступных пожаров, то применяются специальные гусеничные пожарные машины.

Назначение

ГПМ-54 – автомобиль тяжелого класса, который применяется во время тушения пожаров повышенной сложности в экстремальных условиях. С целью возможности эксплуатации на военных объектах кузов защищен броней. В качестве основных ОТВ используется вода, воздушно-механическая пена и порошок.

Так как автомобиль разработан на базе танка, конструкторам удалось оснастить его максимально эффективными средствами защиты экипажа при работе в сложных условиях. Главное преимущество пожарного танка ГПМ -54 – возможность тарана горящего объекта и тушение огня сверху.

Первоначально основным назначением этой машины была борьба с огнем в лесах. Сидя в кабине, пожарные находятся в абсолютной безопасности перед стихией. Благодаря бульдозерному отвалу можно без использования дополнительной техники валить обреченные деревья, тем самым ускоряя процесс тушения. В ходе испытаний эта машина показала свою пригодность применения на пожарах в плотной застройке при необходимости завала горящих конструкций с целью предотвращения распространения огня на соседние объекты.

В базовое оборудование пожарного танка ГПМ-54 входит фильтровентиляционная установка ФВУ-15, благодаря чему удалось расширить функционал автомобиля и использовать его в условиях горения радиоактивных веществ и сильнодействующих ядов.

Универсальные солдаты: гусеничная пожарная техника


ГПМ-64. Источник: fireman.club

Для леса и артиллерийских складов

В предыдущих частях истории бронированной гусеничной пожарной техники шла речь о ГПМ-54, самом массовом в мире пожарном танке.
Машина выпускалась и выпускается под заказ до сих пор на Львовском бронетанковом ремонтном заводе на базе Т-54 и долгое время была единственной в своем классе в стране. ГПМ-54 применялась для тушения пожаров в самых экстремальных условиях, прежде всего, на артиллерийских складах.

Машина не отличалась совершенством исполнения, из-за чего порой гибли люди. Так, в 1982 году в Йошкар-Оле в ходе ликвидации пожара на складе артвооружений сгорели два ГПМ-54 вместе с экипажами.

Для менее суровых условий предназначалась легкая гусеничная бронетехника, способная пробраться сквозь лесные завалы и при необходимости провести минерализованную полосу вокруг очага пожара.

Первыми в отечественной линейке пожарной техники стоят небронированные вездеходы пожарные лесные ВПЛ-149 и ВПЛ-149А.


ВПЛ-149. Источник: fireman.club

Это универсальная гусеничная машина, способная перевозить до 6 человек личного состава и более 300 литров воды с пенообразователем. Техника базируется на плавающем вездеходе ГТ-СМ (ГАЗ-71) Заволжского завода гусеничных тягачей или по-современному – ГАЗ-34039.

ВПЛ одна из самых распространенных гусеничных пожарных машин, неплохо приспособленных к ликвидации лесных пожаров – на борту имеются две мотопомпы, брандспойт, 60-метровые напорные рукава, бензопилы, мотопомпы и дисковый плуг для прокладки минерализованных полос. Однако относительно небольшой запас воды снижает автономность ВПЛ-149.

Следующей модификацией, значительно расширившей возможности машины, стал ВПЛ-6. Разработчики просто прицепили к тягачу полуторатонную цистерну на колесном ходу и нарастили емкость баков на самом шасси до 700 литров. В такой конфигурации гусеничный ГТ-СМ уже не мог плавать, не избавившись предварительно от прицепа.

ЛПА-521. Источник: kargoteka.info

За технику более тяжелого класса отвечает Рубцовский филиал Уралвагонзавода в Алтайском крае, выпускающий гусеничные машины на базе БМП.

Рецепт прост – ходовую дополняют седьмым опорным катком и меняют мотор на более долговечный дизель ЯМЗ-238БВ мощностью 310 л. с. По такой схеме в Рубцовске рождается универсальное снегоболотоходное шасси 521 М1, которое внешне роднят с военным предком только опорные катки. Гусеницы, кстати, также пришлось заменить на широкие 700-миллиметровые с повышенным ресурсом.

На базе данного шасси выпускают немало техники, но в рамках статьи интерес представляет лесопожарный агрегат ЛПА-521, серийный выпуск которого стартовал относительно недавно – в 2010 году.

Это настоящий универсальный солдат, способный на многое в районе стихийного огненного бедствия.

Помимо мелкого пожарного скарба (ранцевые огнетушители, зажигательные аппараты, средства защиты и тому подобное), на нос машины навешен массивный клин-толкатель. Этим отвалом машина способна на скорости до 5 км/ч формировать 3,2-метровую минерализованную полосу, а хвостовым ПЛК-2А – двухметровую борозду. При этом гусеничная машина везет на себе до 4 тонн воды и шестерых спасателей. В кабине предусмотрены два спальных места.

Для самых тяжелых случаев

Сходной по комплекции с рубцовской пожарной машиной можно считать целую линейку техники, выпускаемой на предприятии «Муромтепловоз».
За основу взят вездеход МТ-ЛБу с комплексом минимальных изменений. В соответствии с добрыми отечественными традициями пожарная машина несет длинное имя – МТ-ЛБу-ГПМ-10.


МТ-ЛБу-ГПМ-10. Источник: industrialmachine.ru


МТ-ЛБу-ГПМ-10. Источник: wikimedia.org

В активе у вездехода 4 тонны воды, 300 литров пенообразователя, лафетный ствол, бульдозерный отвал и противопульная броня, позволяющая залезать в лесные очаги. Внешняя система орошения кузова позволяет спасти машину в самых экстремальных условиях. Армейский тягач также стал основой еще и для пожарной передвижной насосной станции, позволяющей перекачивать воду из открытых источников на несколько сот метров.

Интересным вариантом исполнения является авианаводчик для разведки в очаге пожара, топопривязки, целеуказания и корректировки действий авиации.


Пожарный авианаводчик. Источник: muromteplovoz.ru

В корпусе МТ-ЛБу специально разместили рубку авианаводчика с полным комплектом радиосвязи. Бронекорпус тягача, в случае чего, может безболезненно пережить падение нескольких тонн воды из воздушного пожарного танкера. При этом сам авианаводчик не потерял способности бороться с огнем – баки с водой и лафеты сохранились.

Последней модификацией МТ-ЛБу для нужд огнеборцев стала «Специальная амфибийная гусеничная пожарная машина», опознать которую можно по характерным бакам, размещенным прямо на крыше. Машина напичкана современными средствами связи и навигации, а также массой специфического пожарного оборудования – в списке есть грунтомет, зажигательный аппарат, индивидуальные газодымозащитные комплекты «Шанс-Е» и многое другое.


Специальная амфибийная гусеничная пожарная машина. Источник: muromteplovoz.ru

В Муроме выпускают легкий артиллерийский тягач МТ-ЛБ, и он также стал основной для пожарной машины.

Это специфическая машина, относящаяся к классу пожарных тракторов. На «Мотолыгу» установили носовой отвал, плуг – в корме, а на крышу – ковш экскаватора. МТ-ЛБ-ЛП может как минерализованные полосы в горящем лесу проделывать, так и завалы разгребать для прохода более легкой техники. В случае необходимости конструкция позволяет подцепить к бронетягачу еще и четырехтонный прицеп с водой.

«Рубеж – 4000». Источник: stroyland.biz

Немного отвлечемся от военной техники и рассмотрим пожарный трактор, созданный на базе трелевочного трактора МСН-10.

Выпускают этот специфический агрегат на Алтайском заводе самоходных машин в Барнауле, который славится гусеничной техникой для лесного хозяйства. Пожарный вариант получил красивое имя «Рубеж – 4000», где число обозначает количество литров воды на борту. Машина оборудована в лучших традициях жанра отвалом, плугом и насосом. Но кузов не бронирован, что серьезно ограничивает боевую эффективность единицы в войне с лесным огнем.

И снова танки

На постсоветском пространстве одним из ведущих производителей тяжелой бронированной пожарной техники является Львовский бронетанковый завод.
В настоящее время он производит по заказу массивный пожарный танк ГПМ-72, больше походящий на фургон на гусеницах. Инженеры учли опыт не самого совершенного предшественника ГПМ-54 и основательно переработали конструкцию.

Прежде всего, танк оборудовали спасительной системой орошения кузова, а также снабдили цистерной сразу на 20 тонн воды – у ГПМ-54 было всего 9 тонн. Увеличилась и дальнобойность лафетного ствола. Водяной поток уходит на 100 метров, а пенный – на 60. Это очень важный параметр для машины, предназначенный для борьбы с возгораниями артиллерийских арсеналов. Во многом такая дальность обусловлена мощным импортным насосом FPN Ziegler-6000-2H.


ГПМ-72. Источник: fireman.club


ГПМ-72. Источник:golosua.info

Экипаж состоит из трех человек – это позволяет командиру машины не отвлекаться на управлением лафетом, что было неизбежно в двухместном ГПМ-54.

В случае необходимости пожарный танк способен эвакуировать из зоны бедствия до 6 человек – для этого предусмотрен специальный отсек. Украинцы впервые продемонстрировали пожарный танк на базе Т-72 семь лет назад в Астане на выставке вооружений «KADEX-2014». Это была инициативная разработка Львовского завода.


ГПМ-64. Источник: fireman.club

А вот разработкой пожарного танка на родном украинском шасси Т-64 занимались уже на Харьковском бронетанковом ремонтном заводе (ХБТРЗ).

Машину под именем ГПМ-64 построили в 2010 году и успели даже обкатать при тушении нефтебазы под Киевом и военных складов в Лозовом.

Отличия от аналога из Львова – не только в используемом шасси, но и в большем объеме цистерны на 25 кубометров воды, а также в отсутствии отсека для эвакуируемых. В остальном харьковчанин схож с львовским пожарным танком. Надо отдать должное инженерам ХБТРЗ, пожарный танк у них получился ладный.

Продолжение следует…

История эксплуатации

В первые десять лет после выпуска ГПМ-54 поставлялись исключительно военным. С 1984 года четыре машины несли дежурство на космодроме «Байконур». В конце 80-х было принято решение расширить сферу использования этого типа ПА и передать гусеничную машину на баланс опорных пунктов при объектовых и специализированных частях по тушению пожаров природного характера. В 1986 гусеничные машины работали в «зоне отчуждения» при аварии на Чернобыльской АЭС.

Благодаря своим характеристикам ГПМ-54 до сих пор считается незаменимой техникой на складах ракетно-артиллерийских боеприпасов. Ее использовали при тушении 61-го арсенала вооруженных сил Украины в 2008 году (Лозовая, Харьковская область) и при ликвидации аварии на 6-м арсенале ВСУ в 2022 (Дружба, Черниговская область).

Схема пожарной повозки

фото: fire-truck.ru

Насосно-линеечная пожарная повозка. Вариантов спецтелег было много, на этом рисунке мы видим, в том числе, гидранты, пожарный багор, водяной насос и лестницу.

На пожар

фото: kapuchin.livejournal.com

Пожарный расчет. Москва, 1900 год.

Конные экипажи пожарной службы Российской империи. Очень скоро конная тяга будет заменена на тягу ДВС


фото: humus.livejournal.com

«Даймлер-Лист»

фото: fort-i-ko.livejournal.com

Первый пожарный автомобиль для России «Даймлер-Лист». Сфотографирован в Москве на фоне пожарного депо на Пречистенке. Фотография 1908 года.

«Коммер-Кар»

фото: humus.livejournal.com

Пожарная машина системы «Коммер-Кар» в Санкт-Петербурге. 1911 год.

Ручной пожарный насос

фото: po-bereg.ru

Двуручный противопожарный насос. Начало прошлого века.

«Леснер»

фото: carakoom.com

Пожарный автомобиль «Леснер».

Руссо-Балт Д24-40

фото: carakoom.com

Руссо-Балт Д24-40.

Пожарные автомобили СССР

Этот период ознаменовался переходом на качественно и технически новый уровень. К доблести и самоотверженному труду с риском для жизни, у огнеборцев появился еще один бонус, они стали получать актуальную по тем временам технику. Что отличало советский период от современного и предшествовавшего, так это то, что 98-99% техники было отечественного производства. Грузовики были максимально унифицированы и строились на базе гражданских и военных автомобилей, что снижало их стоимость и давало возможность внедрить автомобили в большом количестве во всем СССР.

Пожарный автомобиль Я-3

фото: carakoom.com

Пожарный автомобиль производства «Автопромторга». Используется шасси трехтонного грузовика ярославского завода Я-3. Производился с 1925 по 1928 год.

Пожарный автомобиль (база АМО-Ф15)

фото: carakoom.com

Пожарный автомобиль на базе АМО-Ф15. Первый советский грузовой автомобиль, выпускавшийся серийно московским заводом АМО (Автомобильное Московское Общество).

ПМГ-1

фото: carakoom.com

Последующее развитие автомобилестроения под нужды брандмейстеров. ПМГ-1 – пожарный автомобиль. Выпускался с 1932 по 40-е годы.

Модификации

Сегодня в эксплуатации находится три модификации пожарного танка:

  1. ГПМ-54 с бульдозерным навесом БТУ-55.
  2. ГПМ-54-01 с бульдозерным навесом ТБС-84. В разработке с 2005 года.
  3. ГПМ-54М с автоматической системой подачи распыленной воды.

Последняя модернизация была проведена в 2022 году, и автомобиль получил импортное гидравлическое оборудование.

Основные отличия между базовой ГПМ-54 и модернизированной ГПМ-54-01

ГПМ-54ГПМ-54-01
Количество мест боевого расчета22+1
Гидравлическая система· гидрораспределитель ГА-86 – 1 шт.;
· ручной гидрораспределитель Р-102 – 3 шт.
· электрогидрораспределитель – 4 шт.
Бульдозерное оборудование· стартер СТ-16М;
· самопроизвольное опускание при деактивации привода;

· распределитель ГА-86.

· привод от насоса;
· насос PGP511А0100 в общей гидросистеме;

· наличие гидроблокираторов;

· распределитель «Паркер».

Контроль лафетного ствола· работа от общего насоса.· собственный насос привода лафетного ствола.
Подъем кузова· наличие высоких изгибающих моментов штоков гидроцилиндров;
· работа привода сопряжена с включением пожарного насоса;

· обрыв трубопровода влечет за собой свободное падение кузова;

· привод от насоса.

· использование шарнирных опор;
· блокировка насоса при активации привода подъема;

· гидрофиксаторы падения кузова;

· работа от основного и аварийного насосов гидросистемы.

Системы освещения· лампы МН-26-012 – 6 шт.· светодиоды АЛ 370 – 6 шт.

Взяв за основу военный танк, инженеры подвергли его ряду изменений:

  • в зоне рабочих мест установили бронированную кабину;
  • над кабиной разместили бронированную цистерну для воды на 9 кубов;
  • на крыше силового отделения установили откидной кузов с порошковой установкой и пожарно-техническим оборудованием;
  • лафетный ствол поставили сверху цистерны;
  • отсеки для катушек пожарных рукавов и насоса предусмотрели сзади бака для воды;
  • под насосно-рукавным отделением расположили моторно-трансмиссионный узел;
  • в носовой части закрепили бульдозерное оборудование.

История развития пожарных автомобилей в Российской империи, СССР и России

Пожарные повозки и машины Российской империи

Становление технического обеспечения противопожарной обороны Великой Империи. От конных экипажей огнеборцев до первых автомобилей. Но что оставалось неизменным, так это люди. Они, как никогда в последующем, были настоящими бойцами, рыцарями, готовыми сразиться с одним из самых коварных и опасных врагов, не знающем пощады и жалости, – с огнем!

Конная тяга

фото: fire-truck.ru

Конно-бочечный пожарный ход. Воду из бочки перекачивали при помощи ручных насосов.

ТТХ пожарного танка ГПМ-54

ГПМ-54ГПМ-54-01
ШассиТ-54 (Т-55)
ДвигательВ-55В-55 V-образный 4-тактный
Мощность двигателя, л.с.580
Габариты (Д*Ш*В, мм)6340*3270*3700
Количество мест боевого расчета23
Масса с полной нагрузкой, кг43000
Средняя скорость движения, км/ч2025
Вместимость цистерны, л9000
Пожарный насосПН-60Б
Подача воды, л60
Привод пожарного насосаЧерез редуктор гитарыРедукторный с фрикционом
Лафетный стволКомбинированный ЛС-60 стационарного типаКомбинированный
Расход ствола, л/с40
Дальность подачи водяной струи, м60
Дальность подачи пены, м36
Управление стволомИз кабиныМестное, дистанционное

Технические характеристики

Согласно тому же ГОСТа технические характеристики пожарных машин на гусеничном ходу должны соответствовать следующим значениям:

Наименование параметров, единицы величинКатегория по массе и компоновочной форме
ЛКМСКМТКМ
однозвеннаядвухзвеннаяоднозвеннаядвухзвеннаяоднозвеннаядвухзвенная
Полная масса, тДо 8,0От 8,0 до 18,0Свыше 18,0
Грузоподъемность, тДо 1,5До 2,0До 7,0До 5,0До 12,0До 10,0
Масса в снаряженном состоянии, тДо 6,0До 6,0До 11,0До 13,0До 29,0До 31,0
Масса буксируемого прицепа, тДо 2,5До 4,0До 7,0До 7,0До 15,0До 18,0
Среднее удельное давление на грунт, МПа0,013-0,023До 0,0490,020-0,0250,073-0,0820,022-0,030
Максимальная скорость, не менее км/ч45
Минимальная скорость, не более км/ч4
Средняя скорость на грунтовых дорогах удовлетворительного состояния, км/ч:
без прицепа40,0-45,030,0-35,040,0-45,030,0-35,040,0-45,025,0-30,0
с прицепом30,0-35,030,0-35,030,0-35,0
Дорожный просвет, мм, не менее400350400350450350
Подъем (спуск), град, не менее:
без прицепа353535353535
с прицепом252525
Косогор, град, не менее252525252520

Источники: История и перспективы разработки пожарных машин на военных гусеничных и колесных шасси. Захматов В.Д.; ГОСТ Р 58383-2019 Техника пожарная. Пожарные машины на гусеничном ходу. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний.

Популярные шасси для пожарных машин

Технические и эксплуатационные характеристики автомобиля в значительной степени определяются свойствами шасси. Пожарные машины не являются исключением из этого правила. Особенностью отечественной спецтехники данного вида выступает активное использование шасси практически всех массовых грузовых автомобилей. К их числу относятся:

  • ЗИЛ;
  • КАМАЗ;
  • ГАЗ;
  • IVECO (выпускаемые на российском автозаводе в Миассе);
  • Урал

Некоторые из наиболее популярных моделей шасси, например, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 и ГАЗ 33081, которые использовались для изготовления пожарных машин еще в СССР, упомянуты выше. Здесь же необходимо отметить несколько дополнительных вариантов комплектования спецтехники.

  • Первым из них – КАМАЗ 5873 в варианте 4х4. Универсальный автомобиль, которые сочетает высокий уровень технико-эксплуатационных характеристик, приспособленность к российским климатическим условиям и разумную цену.
  • Второй – также очень востребованный в сегодняшних условиях – касается шасси УРАЛ. Здесь наиболее часто используются три модификации – 4320, 43206, а также 5557. Они применяются для производства разнообразной пожарной техники, включая автоцистерны, насосные станции, автоподъемники и рукавные автомобили.

Виды пожарных машин по назначению

Россия продолжила и развила традиции и наработки Советского Союза в области производства систем пожаротушения и изготовления пожарной спецтехники. Ее классификация осуществляется по нескольким критериям, детально изложенным в специальном Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 53247-2009, введенном в действие с мая 2009 года.

Основным параметром для разделения пожарных автомобилей на классы выступает функциональное предназначение. По этому критерию выделяют четыре категории спецтехники, каждая из которых заслуживает отдельного рассмотрения.

Основные

Функция основных пожарных автомобилей –подача средств пожаротушения к месту возгорания. Это самая многочисленная категория подобных машин. Делится на два типа — общего и целевого применения.

К первым относятся:

  • различные автоцистерны (АЦПК, АЦЛ, АЦ) – подают воду к месту тушения;
  • насосно-рукавные пожарные машины (АНР) – не комплектуются емкостью для воды, что позволяет разместить команду боевого расчета;
  • оснащенные насосом высокого давления (АВД) – применяют для тушения пламени специальное оборудование в виде помпы для нагнетания давления;
  • для оказания первой помощи (АПП) – предназначены для выполнения разведки и самостоятельного тушения небольших очагов пламени;
  • пожарно-спасательные автомобили (ПСА, АПС) – универсальная техника, оснащенная полным комплексом специального оборудования и инструмента.

Целевая спецтехника предназначена для тушения пожаров на определенных объектах – на транспорт, промышленных предприятиях, инфраструктурных зданиях или сооружения, газовом хозяйстве и т.д.

Еще одним критерием для классификации подобных автомобилей выступает тип огнетушащего вещества (сокращенно – ОТВ). Машинами целевого назначения выступают:

  • аэродромные пожарные автомобили (АА) – применяются как для тушения территории аэродрома, так и размещенных на нем транспортных средств, включая вертолеты и самолеты;
  • авто порошкового (АП), пенного (ПТ), комбинированного (АКТ), газового (ГТ) и газо-водяного (АГВТ) тушения – используются разные методы тушения пожаров с различными ОТВ;
  • насосные станции (ПНС) – предназначены, чтобы подавать воду к месту возгорания посредством магистральных рукавов и лафетных стволов;
  • пеноподъемники (ППП) – оснащается стрелой (телескопической или поворотно-коленчатой) и используется для тушения огня на высоте подачей к месту очага пены.

Специальные

Специальные пожарные автомобили предназначены для практического применения только в случае Чрезвычайной ситуации. Их функционал позволяет эффективно выполнять следующие виды работ:

  • купировать высотное пламя;
  • разбирать завалы;
  • подавать ОТВ в качестве дополнительного средства к основной спецтехнике;
  • обеспечивать функционирование штаба;
  • организовывать дополнительное освещение места тушения;
  • обслуживать и ремонтировать технику, которая задействована для локализации ЧС и ликвидации ее негативных последствий.

Перечень специальной пожарной спецтехники включает:

  • автолестницы с цистерной (АЛЦ) или без (АЛ) – обеспечивают подъем пожарных и спасателей на нужную высоту, а также эвакуацию гражданских из горящего здания;
  • автоподъемники нескольких типов – коленчатые (АКП, АПК) и коленчатые с цистерной (АПКЦ), телескопические с лестницей (ТПЛ) – решают схожие задачи, различаются по комплектации, конструкции и функционалу;
  • аварийно-спасательные (АСА) – предназначены для доставки пожарных и спасателей, а также оборудования и инструмента к месту ЧС;
  • газозащитной службы (АГ) – применяется для удаления от места возгорания дыма и создания дополнительного освещения;
  • связи и освещения (АСО) – используется для обеспечения коммуникации между участвующими в тушении пожара подразделениями и службами, а также дополнительного освещения места ЧС;
  • водозащитные (АВЗ) – предназначены для сбора воды с целью недопущения порчи ценного имущества на месте тушения;
  • дымоудаления (АД) – применяются для ликвидации уровня задымленности в ограниченных пространствах и помещениях, а также для подачи пены и создания преграды на пути огня;
  • автолаборатория (АЛП) – используется для проведения различных измерений в месте ЧС, установления причин пожара и получения других подобных сведений.

Приведенный список далеко не полон. Он постоянно расширяется за счет появления новых моделей специальной пожарной спецтехники, например, диагностической, штабной, пожарно-технической и т.д.

Вспомогательные

Функциональным назначением вспомогательной спецтехники становится обеспечение эффективной работы основной. К этой категории относятся: бензовозы и топливовозы, обеспечивающие заправку пожарных машин;

  • ремонтные комплексы (мобильные или стационарные), предназначенные для их ремонта и технического обслуживания;
  • автобусы, которые используются для доставки личного состава МЧС к месту пожара;
  • грузовые и легковые авто, применяемые для транспортировки пожарных, оборудования, инструмента, воды и огнетушащих веществ;
  • тракторы и экскаваторы, предназначенные для создания противопожарных преград, расчистки завалов и решения других подобных задач;
  • мобильные лаборатории, используемые для определения причин возгорания и проведения различных замеров.
  • Комплектование основной пожарной техники вспомогательными машинами заметно повышает эффективность первой. Именно поэтому для тушения серьезных и масштабных пожаров привлекается большое количество самых разнообразных технических средств.

Цвета пожарных машин в разных странах

Пожарная спецтехника в подавляющем большинстве стран мира имеет традиционную красную окраску. Нередко красный цвет дополняется элементами белого. В ряде государств добавляются небольшое по площади участки желтого, что также считается сигналом, предупреждающим об опасности.

Сказанное полностью справедливо для российских пожарных автомобилей. Для их оформления используется сочетание красного и белого цветов с очевидным преобладанием первого.

В этом нет ничего удивительного, учитывая функциональное предназначение машин. Пожар устойчиво ассоциируется с красным, что объясняется цветом огня. И несмотря на незначительные отклонения, практически всегда пожарный автомобиль окрашивается именно в красный цвет.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]