Редакционный броневик. Часть 1. Нашли заброшенный БТР-40, чтобы оживить


История создания БТР-40

В 1947 году в КБ Горьковского автомобильного завода под руководством В.А. Дедкова и ведущего конструктора В.К. Рубцова на базе грузового автомобиля ГАЗ-63 началась разработка легкого бронетранспортера под названием «Объект 141«.

В 1948 г. были готовы два опытных экземпляра бронетранспортера, один из них изготовили с полностью бронированным корпусом и башенной установкой. По результатам заводских испытаний было принято решение готовить к представлению государственной комиссии и последующему серийному производству вариант машины с открытым верхом.

Бронетранспортер под названием БТР-40 был принят на вооружение Советской армией в 1950 г., и в том же году на Горьковском автомобильном заводе началось его серийное производство. БТР-40 быстро завоевал популярность в войсках и использовался в качестве транспортного средства мотострелкового отделения, разведывательно-дозорной машины, тягача противотанковых орудий. Он был неприхотлив в эксплуатации, прост в обслуживании и имел довольно неплохие характеристики, в целом отвечая всем войсковым требованиям.


Чертеж БТР-40

Операторы [ править ]

Карта операторов БТР-40 синим цветом с бывшими операторами красным

Текущие операторы [ править ]

  • Куба : 100 [ ссылка
    ]
  • Египет : 380; 350 БТР-40 и 30 СПВ-40Ч [ ссылка
    ]
  • Эфиопия : 100 [ необходима ссылка
    ]
  • Гвинея : 16 [ необходима ссылка
    ]
  • Гвинея-Бисау : 15 [ необходима ссылка
    ]
  • Индонезия : 100; [7] 85 в рабочем состоянии. [9]
  • Иран [10]
  • Лаос : 10 [ необходима ссылка
    ]
  • Никарагуа : 20 [ необходима цитата
    ]
  • Северная Корея : 450 [ ссылка
    ]
  • Сирия : 200 [ ссылка
    ]
  • Танзания [3]
  • Вьетнам : 100 [ ссылка
    ]
  • Йемен [3] [11]

Бывшие операторы [ править ]

  • Афганистан : 100 [7]
  • Народная Республика Албания : 253
  • Алжир : 100 [7]
  • Ангола : 32 [7]
  • Ботсвана : 3 [12]
  • Бурунди : 16 [7]
  • Камбоджа
  • Народная Республика Болгария : 150 [7]
  • Китайская Народная Республика : Разработан нелицензионный вариант Тип 55
    ; [7] вышел на пенсию в 1990-х годах. [8]
  • Восточная Германия : 300 [7]
  • Венгерская Народная Республика : 200 [7]
  • Израиль : используется израильской пограничной полицией . [13]
  • Мали : 15 [7] уволены со службы до 2011 года. [14]
  • Монгольская Народная Республика : 200 [7]
  • Мозамбик [15]
  • Польская Народная Республика : 400 [7]
  • Сомали : 60 [7]
  • Советский Союз [3]
  • Уганда : 60 [7]
  • Северный Йемен : 70 [7]
  • Южный Йемен : 60 [7]
  • Югославия : 40 [7]

Бывшие негосударственные операторы [ править ]

  • Палестина : используется партизанскими группировками Организации освобождения Палестины (ООП) и подразделениями Армии освобождения Палестины (НОАП) в Ливане.

Модернизация и дальнейшая служба БТР-40

В 1951 г. на базе БТР-40 производился БТР-40А, на котором в десантном отделении разместили зенитную установку ЗПТУ-2, спарку 14,5-мм пулеметов КПВ, способную поражать как воздушные, так и наземные цели.

В 1956г., учитывая опыт боевых действий в Венгрии, был разработан и выпускался по 1960г. вариант машины БТР-40Б с полностью бронированным корпусом.

В 1957 г. разработана и выпущена незначительной серией машина БТР-40В, оборудованная внешней системой регулирования давления воздуха в шинах (система самоподкачки), с целью повышения проходимости бронетранспортера.

С 1957 г. выпускалась машина химической разведки БТР-40РХ, оборудованная приборами радиационной и химической разведки. По внешнему виду практически не отличалась от базовой модели.

Также на основе БТР-40 создана БРДМ.

Поставлялся на экспорт в страны варшавского договора, Израиль, а также большинство просоветских африканских республик и стран юго-восточной Азии.

Производство бронетранспортера БТР-40 велось с 1950 по 1958 год, с вооружения был снят только в 1993 году.

Описание [ править ]

Обзор [ править ]

Конструкция БТР-40 была основана на полноприводном грузовике ГАЗ-63, который был запущен в производство в 1946 году. В конструкции использовался самонесущий кузов, что было новой особенностью советских автомобилей. В корпусе есть две боковые двери для командира и водителя и задняя дверь. Автомобиль может перевозить до восьми полностью экипированных солдат или 1 тонну груза.

Защита [ править ]

Броня БТР-40 имеет толщину от 6 до 8 мм, что обеспечивает защиту от огня стрелкового оружия и осколков снарядов того времени, но не защищает от современных артиллерийских осколков и огня пулеметов калибра .50. Шины БТР-40 броней не защищены. Они особенно уязвимы для проколов от огня любого типа. Автомобиль не имеет крыши и обычно покрыт брезентом для защиты экипажа, перевозимого груза или войск от дождя и снега. Однако это делает невозможным установку каких-либо пулеметов СГМБ.

Вооружение [ править ]

Вариант APC не имеет постоянное вооружения , но она имеет буксирное крепление для трех 7,62 — мм SGMB пулеметов среднего, по одному на переднюю части десантного отделения , а два других по бокам. У машины также есть два огневых порта по обеим сторонам корпуса, что позволяет до четырех солдат использовать свое оружие, будучи защищенными броней БТР.

Маневренность [ править ]

Как и грузовик ГАЗ-63, на котором он базируется, БТР-40 имеет полный привод. Шасси, однако, короче по сравнению с ГАЗ-63. Единственное, что отличает шасси БТР-40 от шасси ГАЗ-63, — это дополнительные амортизаторы. У БТР-40 также более мощный двигатель. Угол поворота 7,5 м.

Оборудование [ править ]

Автомобиль имеет приемно-передающую радиостанцию ​​10РТ-12 с дальностью действия 20–25 км и лебедку в передней части с максимальной грузоподъемностью 4,5 тонны и 70 м кабеля. У него нет защиты от ядерного, биологического и химического оружия. У него также нет оборудования ночного видения.

Характеристики бронетранспортера БТР-40

Страна:СССРТип:БронетранспортерДата выпуска:1950 г.Длинна:5000 мм (корпус)Ширина:1900 ммВысота:1830 ммБроня, лоб:7 — 15 ммБроня, борт:7 — 15 ммБроня, башня:7 — 15 ммЭкипаж:2 человека + 8 десантниковДвигатель:ГАЗ-40, 78 л.с.Дальность хода:285 кмМаксимальная скорость:79 км/чМасса:5,3 тонныВооружение:1х пулемет 7,62-мм СГМБ (1250 патронов)

источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

Содержание

  • 1 История развития
  • 2 Описание 2.1 Обзор
  • 2.2 Защита
  • 2.3 Вооружение
  • 2.4 Маневренность
  • 2.5 Оборудование
  • 3 История обслуживания
      3,1 Советский Союз
  • 3.2 Дипломатическая служба
  • 3.3 Список конфликтов
  • 4 варианта
      4.1 Бывший СССР
  • 4.2 Китайская Народная Республика
  • 4,3 Куба
  • 4,4 Бывшая Восточная Германия
  • 4.5 Индонезия
  • 4.6 Израиль
  • 5 операторов
      5.1 Текущие операторы
  • 5.2 Бывшие операторы 5.2.1 Бывшие негосударственные операторы
  • 6 См. Также
  • 7 ссылки
  • 8 Внешние ссылки
  • Бронетранспортеры БТР-60П, БТР-60ПА, БТР-60ПБ

    Отрывок из книги Отечественные бронированные машины. XX век: Научное издание: / Солянкин А.Г, Желтов И.Г., Кудряшов К.Н. /

    Том 3. Отечественные бронированные машины. 1946-1965 гг.- М.: ООО «Издательство “Цейхгауз”», 2010. — 672 с.: ил.

    Бронетранспортер БТР-60П (ГАЗ-49) предназначался для перевозки десанта пехоты и состоял на вооружении в стрелко­вых дивизиях. Он был создан в СКБ КЭО ГАЗ под руководст­вом заместителя главного конструктора завода В.А. Дедкова Ведущим конструктором машины был Е.М. Мурашкин. БТР был принят на вооружение приказом министра обороны СССР от 13 ноября 1959 г. Серийное производство машины осуществ­лялось на автозаводе в Горьком в 1960-1963 гг, одна машина, со­бранная с использованием сохранившегося на Выксунском за­воде ДРО корпуса, была передана заказчику в 1964 г., всего из­готовлено 2626 машин. Бронекорпуса производил Выксунский завод дробильно-размольного оборудования.

    Бронетранспортер БТР-6011 представлял собой боевую ко­лесную четырехосную со всеми ведущими колесами плаваю­щую бронированную машину, вооруженную 7,62-мм пулеметом СГМБ. Он обладал высокими динамическими качествами, вы­сокой проходимостью и хорошей плавностью хода. БТР мог следовать непосредственно за танками, сходу преодолевать око­пы, траншеи и водные преграды.

    Схема общей компоновки бронетранспортера была выпол­нена с передним расположением отделения управления, цент­ральным расположением десантного отделения и кормовым расположением отделения силовой установки. Боевой расчет состоял из двух членов экипажа (командир и водитель) и 14 членов десанта. В отделении управления слева было располо­жено рабочее место водителя, справа — командира. Перед ко­мандиром и водителем в лобовом листе корпуса имелись смот­ровые люки, закрывавшиеся броневыми крышками. В крышках люков были смонтированы приборы наблюдения командира и водителя. В походном положении крышки смотровых люков могли быть открытыми, а в проемы люков вставлялись ветро­вые стекла. Над смотровыми люками в верхней части лобового листа имелись два круглых выреза, в которые устанавливались приборы ночного видения ТКН-1 справа для командира и ТВН-2 слева для водителя.

    Бронетранспортер БТР-60П.

    Боевая масса — 9,8 т; экипаж — 2 чел., десант — 14 чел.; оружие: пулемет — 7,62 мм; броневая защита — противопульная; мощность силового агрегата — 132 кВт (180 л.с.); максимальная скорость: на суше — 80 км/ч, на плаву — 10 км/ч; колесная формула — 8×8.

    Бронетранспортер БТР-60П (вид на правый борт)

    Бронетранспортер БТР-60П (продольный разрез).

    В открытом сверху десантном отделении вдоль бортов рас­полагались поперечные и наклонные стойки для крепления многоместных жестких сидений десанта и спинок для них. Для защиты от воздействия атмосферных осадков открытые сверху обитаемые отделения зачехлялись брезентовым тентом. Между полом обитаемых отделений и днищем корпуса были размещены агрегаты трансмиссии. В отделении силовой уста­новки были размещены два двигателя и системы, обеспечивав­шие их работу. Принятая схема общей компоновки обеспечива­ла необходимый постоянный дифферент машины на корму, что улучшало водоходные качества бронетранспортера. Волноотра­жательный щит при переводе в походное положение опускался на нижний лобовой лист корпуса посредством рычагов. Колес­ная формула – 8×8.

    Основным оружием бронетранспортера являлся 7,62-мм пу­лемет СГМБ. Установка пулемета на БТР осуществлялась с по­мощью его штатного станка, состоявшего из вертлюга, сектора и постели. Для управления пулеметом и повышения меткости стрельбы в конструкции пулеметной установки был применен плечевой упор. Крепление пулеметной установки осуществля­лось на одном из трех вертлюжных кронштейнов — лобовом (ос­новном), размещавшимся на переднем наклонном листе над от­делением управления, и боковых — на правом и левом бортах корпуса бронетранспортера. При закрытом тентом десантном отделении пулеметная установка находилась на лобовом крон­штейне в походном положении, обеспечивавшем возможность открытия тента. В бронетранспортере имелись: гранатомет РПГ-7, 7,62-мм автомат АК-47, 26-мм сигнальный пистолет и 9 ручных гранат Ф-1. Боекомплект к основному оружию состоял из 1250 патронов, к гранатомету — 5 выстрелов, к автомату — 300 патронов, к сигнальному пистолету – 6 патронов.

    Бронетранспортеры, выпущенные до марта 1961 г., не имели штатного пулемета и кронштейнов для его установки. Со II квартала 1961 г. на заводе машины оснащались кронштейнами для установки пулемета СГМБ, тогда же силами заводских бригад кронштейны были смонтированы на БТР, находившихся в войсках.

    БТР имел противопульное бронирование корпуса с толщи­ной броневых листов 6 и 8 мм. Открытый сверху корпус являл­ся несущим, имел обтекаемую форму нижней части с гладким днищем.

    Пулеметная установка: а) боевое положение; б) походное положение.

    Сосредоточенный огонь десанта по воздушной цели

    Преодоление водной преграды бронетранспортером БТР-60П

    Силовая установка состояла из двух двигателей и систем, обеспечивавших их работу.

    В соответствии с тактико-техническими требованиями при разработке бронетранспортера широко использовались находившиеся в производстве агрегаты автомобилей Горьковского автозавода. Для обеспечения заданных требований по подвиж­ности в БТР-60П были применены два шестицилиндровых че­тырехтактных карбюраторных двигателя ГАЗ-40П мощностью 66 кВт (90 л.с.) каждый.

    Двигатели, каждый в сборе со сцеплением, коробкой передач и коробкой отбора мощности на водометный движитель, были жестко закреплены на общей раме и вместе с ней составляли си­ловой агрегат, который был установлен в корпусе БТР на пяти опорах с резиновыми подушками. Мощность силового агрегата составляла 132 кВт (180 л.с.). Каждый двигатель имел автоном­ные системы, обеспечивавшие его работу. Едиными для обоих двигателей были топливные баки и подогреватель. Два топливных бака общей емкостью 290 л заправлялись бензином Б-70. Запас хода на одной заправке при движении по шоссе составлял 500 км.

    Передача крутящего момента от каждого двигателя к ведущим мостам осуществлялась раздельно. Правый двигатель кинематически был связан с первым и третьим ведущими мостами, а левый – со вторым и четвертым.

    В состав механической трансмиссии входили два однодиско­вых сцепления сухого трения, две четырехступенчатых коробки передач, четыре ведущих моста, восемь одноступенчатых колес­ных редукторов, две коробки отбора мощности привода водометного движителя, две раздаточные коробки, коробка отбора мощности привода лебедки, четырнадцать карданных валов.

    Первые две пары колес были управляемыми. Рулевое управ­ление состояло из рулевого механизма с глобоидальным червя­ком и тройным роликом, привода рулевого управления, гидро­усилителя и привода к водяным рулям.

    В бронетранспортере имелись две независимо действовав­шие системы тормозов: система ножного тормоза, действовав­шая на все колеса, и система ручного тормоза, действовавшая только на трансмиссию. Ножной тормоз обеспечивал торможе­ние машины на ходу, ручной — для затормаживания машины на остановке. Ножной тормоз состоял из двухколодочных тормо­зов, установленных во всех колесах, и пневмогидравлического привода к ним. Ручной тормоз состоял из двух тормозов бара­банного типа и механического привода к ним. Барабанные тор­моза были установлены на ведомых валах коробок передач.

    Для обеспечения движения по танковой колее и повышения плавности хода машины была применена независимая рычаж­но-торсионная подвеска с разгруженными балками мостов. В системе подрессоривания использовались 8 торсионных ва­лов и 12 поршневых гидроамортизаторов. На крайних узлах подвески устанавливались по два гидроамортизатора, на сред­них – по одному.

    Пулестойкие шины большого профиля размера 13.00-18″ имели централизованную систему регулирования давления воздуха. Широкая колея позволяла БТР двигаться за танками, а четыре почти равномерно расположенных ведущих моста обеспечивали преодоление рвов (окопов) шириной до 2 м. При движении на воде использовались водомет и водооткачи­вающие устройства. Водометный движитель с четырехлопаст­ным рабочим колесом располагался в кормовой части корпуса БТР. Выброс воды осуществлялся через кормовой патрубок, за­крывавшийся двумя заслонками с гидравлическим приводом с рабочего места водителя. Удаление просочившейся внутрь корпуса БТР воды осуществлялось с помощью водооткачиваю­щих устройств. В их состав входили: кингстон, система водооткачки и водооткачивающий насос с электроприводом. Все водо­откачивающие устройства работали независимо друг от друга. Кингстон располагался в носовой части корпуса и предназна­чался для слива воды на суше после плава. Основным водоотка­чивающим средством БТР являлась система водооткачки. Она располагалась в отделении силовой установки и работала за счет разряжения, создававшегося в корпусе водомета при рабо­те рабочего колеса. Водооткачивающий насос располагался в десантном отделении и являлся вспомогательным откачиваю­щим средством.

    В передней части корпуса была установлена лебедка с дли­ной троса 50 м и максимальным тяговым усилием на крюке 44,1 кН (4,5 т·с).

    Внешняя связь осуществлялась с помощью радиостанции Р-113.

    Номинальное напряжение в однопроводной электрической бортовой сети составляло 12 В.

    Бронетранспортер БТР-60ПА (ГАЗ-49А)

    являлся дальней­шим развитием бронетранспортера БТР-60П в отношении по­вышения защищенности боевого расчета от поражающих фак­торов ОМП.

    Бронетранспортер БТР-60ПА был создан на базе БТР-60П в конструкторском бюро Горьковского автозавода под руковод­ством заместителя главного конструктора завода В.А. Дедкова в 1961-1963 гг. и имел заводское обозначение ГАЗ-49А (ГАЗ-49-ОЗ). Выпускался серийно с июля 1963 г. по 1966 г. Горь­ковским автозаводом. Всего было изготовлено 2348 машин. Бронекорпуса производил Выксунский завод дробильно-размольного оборудования.

    Тактико-технические требования на разработку бронетранс­портера БТР-60П с крышей были утверждены начальником ГБТУ генерал-лейтенантом ИТС Благонравовым 18 января 1961 г. Требованиями допускалось изготовление крыши из лег­ких сплавов или пластмассы. Основной целью работы было обеспечение защиты экипажа и десанта от поражающих факто­ров ОМП.

    Основное оружие устанавливалось на вертлюжном крон­штейне. Для ведения огня пулеметчик вынужден был откры­вать люк в крыше, нарушая герметичность обитаемых отделе­ний. Для сохранения боевой массы БТР на приемлемом уровне число перевозимых членов боевого расчета было сокращено до 12 человек.

    Бронетранспортер БТР-60ПА.

    Боевая масса — 9,9 т; экипаж — 2 чел., десант — 10 чел.; оружие: пулемет — 7,62 мм; броневая защита — противопульная; мощность силового агрегата — 132 кВт (180 л.с.); максимальная скорость: на суше — 80 км/ч, на плаву — 10 км/ч; колесная формула — 8×8.

    Крыша корпуса бронетранспортера БТР-60ПА: 1 — крышка люка водителя; 2 — крышка люка командира; 3 — крышка переднего люка десанта; 4 — кронштейны для установки пулемета; 5 — крышка заднего люка десанта; 6 — крышки люков воздухопритоков.

    Бронетранспортер БТР-60ПА (вид на левый борт).

    Пулеметная установка: а) боевое положение; б) походное положение

    Опытный образец был изготовлен в IV квартале 1961 г., тог­да же были проведены его заводские испытания.

    Для наблюдения за местностью, определения дальности до целей, целеуказания и корректирования пулеметного огня на рабочем месте командира дополнительно был установлен при­бор ТПКУ-2Б.

    На бронетранспортере БТР-60ПА были установлены более надежные в работе узлы ходовой части (торсионы, амортизато­ры, поворотные шкворни) и трансмиссии (коробка передач).

    С июля 1965 г. на ГАЗе стала выпускаться следующая моди­фикация бронетранспортера — БТР-60ПА-1. В конструкцию этого бронетранспортера были введены: двухсекционный мас­ляный насос двигателя, фильтр центробежной очистки масла, компрессор более высокой производительности, усиленные подвеска и раздаточные коробки. С наружной стороны корпуса бронетранспортера БТР-60ПА-1 были приварены элементы крепления шести дополнительных канистр с топливом.

    На базе БТР-60ПА были созданы командно-штабная маши­на Р-145БМ «Чайка» и машина технической помощи МТП-2.

    Бронетранспортер БТР-60ПБ (ГАЗ-49Б)

    предназначался для перевозки мотострелковых подразделений и их огневой поддержки в бою. Являлся модернизированным вариантом бро­нетранспортера БТР-60ПА. Был разработан в 1962-1964 гг.

    СКБ КЭО ГАЗ под руководством заместителя главного конст­руктора завода В.А. Дедкова и принят на вооружение приказом министра обороны СССР от 29 июня 1964 г. Серийное произ­водство машины осуществлялось с 1965 по 1976 гг. на Горьков­ском автозаводе и Курганском заводе колесных тягачей. Пере­дача части производства БТР-60ПБ в Курган началась в 1967 году.

    Бронетранспортер БТР-60ПБ.

    Боевая масса — 10,3 т; экипаж — 2 чел.; десант — 8 чел., оружие: пулемет — 14,5 мм, пулемет — 7,62 мм; броневая защита — противопульная; мощность силового агрегата — 132 кВт (180 л.с.); максимальная скорость: на суше — 80 км/ч, на плаву — 10 км/ч; колесная формула — 8×8.

    Бронетранспортер БТР-60ПБ (вид сзади сверху).

    Бронетранспортер БТР-60ПБ.

    От бронетранспортера БТР-60ПА бронетранспортер БТР-60ПБ отличался наличием башенной установки, более мощным вооружением и улучшенной защитой.

    Компоновочная схема бронетранспортера была выполнена с передним расположением отделения управления, централь­ным расположением объединенных боевого и десантного отде­лений и кормовым расположением отделения силовой установ­ки. В отделении управления размещались рабочие места ко­мандира (справа) и водителя (слева), лебедка и ее привод, дозиметрический прибор ДП-3Б и отопитель отделения управле­ния. Наблюдение из бронетранспортера командир и водитель осуществляли через смотровые люки, закрывавшиеся в боевом положении броневыми крышками. В смотровых люках в рамках были смонтированы ветровые несъемные стекла, оборудован­ные стеклоочистителями и обогревательным устройством. При закрытых смотровых люках наблюдение командиром осу­ществлялось через четыре призменных прибора ТНП-А и один командирский прибор ТПКУ-2Б с пятикратным увеличением. Водитель наблюдал через пять призменных прибора ТНП-А, расположенных спереди (три) и слева (два). При действиях но­чью командир использовал прибор ТКН-1, а водитель — ТВН-2Б. Над рабочими местами командира и водителя в кры­ше корпуса имелись входные люки, закрывавшиеся броневыми крышками.

    Совмещенное с боевым десантное отделение располагалось в средней части корпуса БТР. В нем размещалась башенная пу­леметная установка, два одноместных сиденья и два попереч­ных трехместных сиденья для десанта. На правом борту между нишами второго и третьего колес был установлен отопитель бо­евого отделения. Для ведения стрельбы десантом из личного оружия на левом и правом борту корпуса машины имелось по три лючка, закрывавшихся броневыми крышками. Посадка и высадка членов десанта осуществлялась через два десантных люка, располагавшихся в крыше корпуса БТР за башней. Де­сантные люки закрывались броневыми крышками. На верхних наклонных бортах корпуса были расположены два (правый и левый) люка запасного выхода боевого расчета. Люки закры­вались броневыми крышками.

    Между полом десантного отделения и отделения управле­ния и днищем корпуса размещались агрегаты трансмиссии, тя­ги и рычаги рулевого управления, тяги приводов управления агрегатами трансмиссии.

    Основным оружием БТР являлся 14,5-мм пулемет КПВТ, располагавшийся в башне. С ним был спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. Крупнокалиберный пулемет обеспечивал поражение лег­кобронированных целей, живой силы и огневых средств про­тивника, находившихся за легкими укрытиями на дальностях до 2000 м. Пулемет ПКТ обеспечивал поражение живой силы противника и его огневых средств на дальностях до 1500 м.

    Башенная пулеметная установка.

    Наводка спаренных пулеметов в цель осуществлялась с помощью перископического прицела ПП-61 АМ, подъемного механизма и механизма поворота башни с ручным приводом. Вертикаль­ные углы стрельбы находились в пределах от -5 до +30°. В ком­плект бронетранспортера также входили 7,62-мм автомат АК-47, гранатомет РПГ-7, 26-мм сигнальный пистолет СПШ и девять ручных гранат. Боекомплект к основному оружию со­стоял из 500 патронов, к пулемету ПКТ — 2000 патронов, к ав­томату – 300 патронов, к гранатомету – 5 выстрелов, к сигналь­ному пистолету – 12 патронов.

    Броневая защита бронетранспортера — противопульная. Сварные корпус и башня изготавливались из катаных броневых листов толщиной 6, 8 и 10 мм, которые располагались под углом от вертикали. Благодаря герметичным корпусу и башне и наличию фильтро-вентиляционной установки была обеспечена за­щита боевого расчета от поражающих факторов ОМП. Для ту­шения пожара в комплекте БТР был предусмотрен ручной огнетушитель ОУ-2.

    Силовая установка (два двигателя ГАЗ-49Б), трансмиссия, ходовая часть, средства связи и специальное оборудование принципиально были такими же, как и на бронетранспортере БТР-60ПА-1. Номинальное напряжение бортовой сети броне­транспортера было увеличено с 12 до 24 В.

    На базе бронетранспортера БТР-60ПБ выпускался коман­дирский бронетранспортер БТР-60ПБК, который был принят на вооружение приказом министра обороны СССР от 5 мая 1975 г. По результатам арабо-израильской войны 1967 г., в ходе которой ВВС армии обороны Израиля широко применяли са­молеты для уничтожения бронированных машин, началась ОКР по увеличению угла возвышения вооружения башенной установки. С принятием на вооружение унифицированной ба­шенной пулеметной установки БПУ-1 в 1976 г. бронетранспор­теру была присвоена марка БТР-60ПВК.

    Основные боевые и технические характеристики серийных бронетранспортеров
    Наименование параметров

    Марка машины
    БТР-152 БТР-60П БТР-60ПА БТР-60ПБ
    выпуска 1950 г. выпуска 1960 г. выпуска 1963 г. выпуска 1964 г.
    Боевая масса, т 8,6 9,8 9,9 10,3
    Боевой расчет, чел.:
    экипаж 2 2 2 2
    десант 17 14 10 8
    Основные размеры, мм:
    длина 6550 7220 7220 7220
    ширина 2320 2906 2906 2825
    высота 2000 2105 2080 2420
    Клиренс, мм 285 434 434
    Пулемет; кол-во, калибр, мм 1 — 7,62 1 — 7,62 1 — 14,5; 1 — 7,62
    Боекомплект, патрон. 1250 1250 500; 2000
    Броневая зашита, тип противопульная
    Максимальная скорость, км/ч
    на суше 75 80
    на плаву 10
    Запас хода, км: 600 500
    Максимальный угол подъема, град. 30 30
    Максимальный угол крена, град 20 25
    Ров, м 0,8 2,0
    Брод, м 0,8 плавает
    Минимальный радиус поворота, м 10,1 12
    Двигатель, марка ЗИС-123 ГАЗ-40П
    тип 4/6/Р/К/Ж 4/6/Р/К/Ж
    максимальная мощность, кВт (л.с.) 81 кВт (110 л.с.) 2×66 кВт (2×90 л.с.)
    Емкость топливных баков, л 300 290
    Трансмиссия, тип механическая
    Коробка передач, тип пятиступенчатая четырехступенчатая
    Подвеска, тип рессорная торсионная
    Движитель, тип колесный
    Колесная формула 6×6 8×8
    Радиостанция, марка 10 РТ-12 Р-113 Р-123

    * — 4/12/Р/Д/Ж : 4 — тактность; 12 — число цилиндров; Р — расположение цилиндров (Р — рядное); Д — дизельный; К- карбюраторный; Ж — жидкостная система охлаждения ** — данные отсутствуют.

    Ссылки [ править ]

    1. Эфрат, Моше (1983). «Экономика поставок советского оружия в страны третьего мира. Пример: Египет» . Советские исследования
      .
      35
      (4): 437–456. ISSN 0038-5859 .
    2. Доспехи Джейн и артиллерия 2005–2006
      .
    3. ^ a b c d Кристофер Ф. Фосс (16 мая 2000 г.). Руководство по распознаванию танков и боевых машин Джейн (изд. 2000 г.). Издательство Харпер Коллинз. п. 290 . ISBN 978-0-00-472452-2.
    4. там же.
    5. Танки и боевые бронированные машины: визуальная энциклопедия
      . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Chartwell Books. 2012. с. 244. ISBN 9780785829263. OCLC 785874088 .
    6. «Северо-вьетнамские доспехи»
    7. ^ a b c d e f g h i j k l m n o p q r «Торговые регистры» . Проверено 24 декабря 2014 .
    8. ^ а б Джон Пайк. «Народно-освободительная армия» . Проверено 24 декабря 2014 .
    9. «БТР-40: Пансер Ян Ньярис Джади Беси Туа» . IndoMiliter
      . Архивировано из оригинального 24 декабря 2014 года . Проверено 24 декабря 2014 .
    10. Кордесман, Энтони Х .; Клейбер, Мартин (2007). Военные силы Ирана и боевые возможности: угроза в Северном заливе
      . Гринвуд. п. 51. ISBN 978-0-313-34612-5.
    11. «Йемен» (PDF) . Тель-Авив: Институт исследований национальной безопасности. 6 октября 2013 г. Архивировано из оригинала (PDF) 26 июля 2022 года . Проверено 26 июля 2022 года .
    12. «Справочник основных зарубежных систем вооружения, экспортируемых в страны третьего мира: 1981–86» (PDF) . Лэнгли: Центральное разведывательное управление . Ноябрь 1987. Архивировано из оригинального (PDF) 23 января 2022 года . Проверено 20 июня 2017 года .
    13. Кордесман, Энтони (октябрь 2016 г.). После бури: изменение военного баланса на Ближнем Востоке
      . Лондон: Bloomsbury Publishing. п. 241. ISBN. 978-1-4742-9256-6.
    14. Тушар Лоран (18 июня 2013). «Armée malienne: le difficile Inventaire» [Малийская армия: сложный инвентарь]. Jeune Afrique
      (на французском).
    15. Киган, Джон (1983). Мировые армии
      (Второе изд.). Бейзингсток: Пэлгрейв-Макмиллан. п. 408. ISBN 978-0-333-34079-0.
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]