БМП-1 | |
Классификация: | Боевая машина пехоты |
Боевая масса, т: | 13,0 |
Компоновочная схема: | Моторно-трансмиссионное отделение спереди, боевое посередине, десантное сзади |
Экипаж, чел.: | 3 |
Десант, чел.: | 8 |
История | |
Разработчик: | ГСКБ-2 |
Производитель: | СССР, Польша, Чехия, Индия |
Годы производства: | 1966—1988 |
Годы эксплуатации: | с 1966 |
Количество выпущенных, шт.: | Более 20 000 |
Основные операторы: | СССР, Россия, Сирия, Польша, Ливия, Украина, Казахстан, Алжир |
Размеры | |
Длина корпуса, мм: | 6540 |
Ширина корпуса, мм: | 2940 |
Высота, мм: | 2068 (по броневому колпаку) 1924 (по крыше башни) |
База, мм: | 3660 |
Колея, мм: | 2550 |
Клиренс, мм: | 370 |
Бронирование | |
Тип брони: | Стальная катаная броня |
Лоб корпуса (верх), мм/град.: | 7 мм/80° |
Лоб корпуса (низ), мм/град.: | 19 мм/57° |
Борт корпуса (верх), мм/град.: | 16 мм/14° |
Борт корпуса (низ), мм/град.: | 18 мм/0° |
Корма корпуса (верх), мм/град.: | 16 мм/19° |
Крыша корпуса, мм: | 6 |
Лоб башни, мм/град.: | 23 мм/42° |
Маска орудия, мм/град.: | 26-33 мм |
Борт башни, мм/град.: | 19 мм/36° |
Корма башни, мм/град.: | 13 мм/30° |
Крыша башни, мм: | 6 мм |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки: | 73-мм 2А28 «Гром» |
Тип пушки: | Гладкоствольная пушка |
Длина ствола, калибров: | 29 |
Боекомплект пушки: | 40 |
Углы ВН, град.: | −4…+30 |
Углы ГН, град.: | 360 |
Дальность стрельбы, км: | До 1,3 (прицельная) |
Прицелы: | Перископический дневной / пассивный ночной 1ПН22М1 |
Пулемёты: | 1 × 7,62-мм ПКТ |
Другое вооружение: | ПУ ПТУР 9М14М «Малютка» |
Подвижность | |
Тип двигателя: | УТД-20 |
Мощность двигателя, л. с: | 300 |
Скорость по шоссе, км/ч: | 65 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч: | 40—45 по грунтовой дороге 7 на плаву |
Запас хода по шоссе, км: | 550—600 |
Удельная мощность, л. с./т: | 21,5—23,1 |
Тип подвески: | Индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами телескопического двустороннего действия |
Удельное давление на грунт, кг/см²: | 0,602—0,614 |
Преодолеваемый подъём, град: | 35 |
Преодолеваемая стенка, м: | 0,7 |
Преодолеваемый ров, м: | 2,5 |
Преодолеваемый брод, м: | Плавает |
БМП-1 (Боевая Mашина Пехоты-1) — первая советская серийная боевая бронированная водоплавающая гусеничная машина, предназначенная для транспортировки личного состава к переднему краю, повышения его мобильности, вооружённости и защищённости на поле боя и совместных действий с танками в бою.
История создания
В начале 60-х годов была начата разработка нового бронетранспортера для замены устаревшего колесного БТР-50П. Уже первые прототипы показали их значительное превосходство над колесными предшественниками, что привело к пересмотру тактики их применения на поле боя. Таким образом, в СССР появилась новая категория военной техники — боевые машины пехоты (БМП), официальный показ которых состоялся в 1967 г., когда их значительное количество уже находилось на вооружении подразделений и частей Советской Армии. Высокоманевренная и скоростная БМП-1, сочетающая в себе огневую мощь, высокую мобильность и хорошую защищенность, положила начало семейству подобных машин.
БМП-1 разработана Конструкторским бюро Челябинского тракторного завода и серийно производилась ОАО «Курганмашзавод» (г. Курган). Принята на вооружение в 1966 г., серийно выпускалась по 1979 г. и является одним из видов бронетанковой техники, которая заметно усилила наступательную и огневую мощь мотострелковых подразделений Советской Армии. Небольшая масса и размеры БМП-1 обеспечили ей малую уязвимость на поле боя, плавучесть и удобство транспортирования по воздуху, а легкость управления машиной в сочетании с большим запасом хода по топливу, высокой надежностью и простотой эксплуатации существенно расширили диапазон ее боевого использования.
В настоящее время производство БМП-1 прекращено. Для повышения боевой эффективности машин, состоящих на вооружении, в т.ч. и за рубежом, ОАО «Курганмашзавод» разработало различные варианты модернизации с одновременным проведением их капитального ремонта.
Назначение
Боевая машина пехоты БМП-1 предназначена для оснащения мотострелковых частей и подразделений и повышения их маневренных и огневых возможностей в бою, особенно по борьбе с бронированными целями противника, защищенности личного состава от огня стрелкового и поражающих факторов оружия массового поражения, а также повышения возможностей войск по преодолению водных преград.
Конструктивные особенности
В передней части корпуса БМП-1 слева по ходу размещено отделение управления и силовое отделение справа, в средней части — боевое отделение с одноместной башней кругового вращения. В кормовой части машины находится десантное отделение для восьми стрелков, размещенных вдоль бортов, которые могут выходить из машины через кормовой двухстворчатый люк.
Корпус и башня БМП-1 сварены из стальных катаных броневых листов толщиной от 6 до 26 мм с большим наклоном лобовых плит с целью увеличения рикошета. Дополнительным элементом защиты является волноотражающий щиток, лежащий на верхней лобовой плите. Большинство имеющихся в корпусе отверстий (люки над силовым отделением, отверстия для установки радиаторов и люки для экипажа, стрелковые гнезда по бортам, проем для большой двухстворчатой двери и др.) закрывается крышками, выполненных из легких сплавов. Несмотря на некоторое ослабление броневой защиты, это позволяет уменьшить массу бронирования, что повышает плавучесть и простоту обслуживания машины.
Для противодействия проникающему излучению ядерного взрыва используется противорадиационный подбой.
Стрелковые гнезда в бортах БМП прикрыты снаружи дополнительными крышками каплеобразной формы и открываются изнутри. Кроме того, на боковых стенках корпуса снаружи закреплены экраны из легких сплавов, закрывающие верхние ветви гусениц. При движении по воде они создают гидродинамический туннель, способствующий формированию движущей силы.
В отделении управления установлено кресло механика-водителя, находятся приборы, штурвал, рычаги и другие органы управления машиной. Управление трансмиссией осуществляется гидравлической системой. Для наблюдения за местностью механик-водитель имеет три перископа, которые расположены по окружности его люка с крышкой, поворачивающейся вправо. В условиях плохой видимости (ночь, дождь, метель) вместо среднего перископа ТНПО-170 устанавливается активный прибор ночного видения.
За креслом механика-водителя расположено место командира машины, куда он попадает через люк в корпусе. Крышка люка с размещенными на ней универсальным прибором наблюдения ТКН-3, спаренным с инфракрасным прожектором, и два перископа, находится на подшипниках и вращается вкруговую.
В средней части корпуса установлена литая башня с приваренной к ней крышей из катаной броневой стали и люком, крышка которого открывается вперед, что защищает находящегося за ней члена экипажа.
Кормовая часть машины рассчитана для размещения мотострелкового отделения из восьми солдат с полной выкладкой. Здесь же установлен основной топливный бак, являющийся одновременно спинкой для сидящих спиной к спине солдат. Шесть десантников, находящиеся со стороны передней части машины, могут вести огонь из личного оружия через стрелковые гнезда. Солдат, сидящий у левой створки двери, также может вести огонь и прикрывать машину с кормы. Последний десантник является командиром отделения, поддерживает связь с командиром БМП, сидит у правой створки двери и ведет наблюдение за местностью через перископ.
Почти всю кормовую стенку занимают двери на петлях и открывающиеся наружу. Это обеспечивает частичную защиту от огня противника спешивающихся или возвращающихся в машину десантников. Кроме того, двери являются топливными баками, но во время ведения боевых действий они заполняются песком и обеспечивают дополнительную защиту от огня противника и повышают пожарную безопасность.
Подвижность
Высокие подвижность и маневренность БМП-1 обеспечивается многотопливным шестицилиндровым V-образным дизельным двигателем с жидкостным охлаждением УТД-20 мощностью 300 л.с. при 2600 об/мин. Силовое отделение и радиатор охлаждаются принудительно при помощи эжектора выхлопной системы, который выбрасывает выхлопные газы вместе с воздухом, прошедшим через силовое отделение. При этом снижается температуру выхлопных газов.
Механическая трансмиссия с гидросервоприводом, главным фрикционом и механической двухвальной пятискоростной коробкой передач объединены в один блок с двигателем. Вместе с двумя планетарными механизмами поворота он крепится в трех точках. Подвеска торсионная с гидравлическими амортизаторами.
Гусеничный движитель (мелкозвенчатая гусеница с резинометаллическими шарнирами) с передним расположением ведущих колес имеет 6 опорных и 3 поддерживающих катка на каждом борту. Подвеска индивидуальная, торсионная, с гидравлическими амортизаторами на первых и шестых узлах подвески.
Машина плавающая, движение на плаву осуществляется за счет перемотки гусениц. Повороты выполняются путем изменения скорости перематывания одной из гусениц. Перед входом машины в воду пневмоприводами поднимается волноотражающий щиток в передней части корпуса и воздухозаборная труба для подачи воздуха в двигатель, находящаяся за башней. Для обзора механику-водителю устанавливается специальный перископ ТНПО-350Б. Требуемая герметичность корпуса достигается за счет вжатия кормовых дверей в их гнезда. Максимальная скорость на плаву достигает 7 км/ч.
По шоссе БМП-1 может двигаться со скоростью 65 км/ч, по сухой грунтовой дороге — 40-45 км/ч, запас хода по шоссе составляет 550-600 км.
Защита и вооружение
Вооружение БМП-1 включает 73-мм гладкоствольное орудие 2А28 «Гром», спаренный пулемёт 7,62-мм ПКТ ипротивотанковый управляемый ракетный комплекс 9М14М «Малютка», также в десантном отделении крепится и перевозится Зенитно-ракетный комплекс 9К32 «Стрела-2».
Бронекорпус БМП-1 сварной, выполнен из стальной катаной брони высокой твердости. В верхней лобовой части расположен большой люк, закрывающейся откидывающимся ребристым бронелистом из алюминиевого сплава, обеспечивающий доступ к двигателю. Башня конической формы. Для защиты от проникающего излучения ядерного взрыва используется противорадиационный подбой. Из-за малого подъёма ствола в Афганистане экипажи сами укрепляли на башне АГС-17 «Пламя», что улучшало боевые свойства машины в горных условиях.
Неисправности
НЕИСПРАВНОСТЬ | ПРИЧИНА |
Двигатель отказывается заводиться. | Причиной подобного является неправильная работа топливной системы. Следует определить подается ли топливо в цилиндры, после чего можно вскрывать двигатель и проводить глубокую диагностику повреждения мотора. |
Появилась течь из-под прокладки клапанной крышки. | В данном случае ремонт заключается во вскрытии мотора и замене поврежденной прокладки. |
Мотор дымит и потребляет много масла. | Причиной являются прогоревшие поршни колец, что и приводит к существенному увеличению расхода масла. |
Мотор потерял часть своей мощности, плохо держит обороты. | Причиной может стать выход из строя топливного насоса высокого давления, который не обеспечивает качественную подачу топлива. Это неремонтопригодный элемент и требуется его полная замена. |
Бронирование
Требованиями ТТЗ предусматривалось обеспечение защиты машины от 23 мм бронебойных снарядов с передних направлений обстрела на дальности 500 метров, и защита кругом от 7,62 мм бронебойных пуль на дальности 75 метров. Расположенные под большими углами наклона листы лобовой брони корпуса БМП-1 выдерживают поражение осколками снарядов полевой артиллерии, бронебойными пулями стрелкового оружия и крупнокалиберных 12,7 мм пулеметов, последние в секторе обстрела 60 градусов с нулевой дальности. В большинстве случаев лобовая броня не пробивается боеприпасами 20 мм автоматической пушки «Эрликон» (ранее HS-820) на дальностях более 100 метров. Однако качество брони существенным образом зависит от страны её происхождения. Бортовая, кормовая броня и крыша корпуса и башни обеспечивают защиту машины от 7,62 мм пуль стрелкового оружия с нулевой дальности и от легких осколков артиллерийских снарядов, но не защищают от огня 12,7 мм пулемета с близкой дистанции, и от тяжелых снарядных осколков. Полигонные испытания, тем не менее, показали, что кормовые двери, топливные баки которых заполнены песком, выдерживают поражения штатными 12,7 мм пулями. В ходе боевых действий в Афганистане и Чечне при стрельбе из пулеметов общего назначения (ПКТ, М-60) на малых дальностях порядка 30-50 м 7,62 мм бронебойные пули в некоторых случаях пробивали кормовые двери и крышки люков БМП-1.
Критика
На протяжении длительного периода эксплуатации БМП-1 и БМП-2 неоднократно появлялись новые «угрозы» защите машины. Так в конце 1970-х годов, после принятия на вооружение НАТО новых боеприпасов 20×139 мм к пушкам «Испано-Сюиза» HS 820, «Рейнметалл» RH 202 и M 693 (F2) с бронебойными подкалиберными снарядами типаAPDS — DM 63 (ФРГ) и OPTSOC (Франция) у сухопутных войск этих государств появилась возможность поражать БМП-1 в лобовой проекции с дальностей 800—1000 м. Боеприпасы к пушке М242 «Бушмастер» основной БМП США М2 «Бредли», принятой в 1982 г, проектировались из расчета поражения бронезащиты БМП-1, с обеспечением бронепробития 28 мм/60град/1500 м. Во время Первой войны в Персидском заливе броневая защита машин БМП-1 и БМП-2 оказалась уязвимой к бронебойным подкалиберным снарядам 25-мм автоматических пушек. Согласно данным испытаний, проведенных в США, броня БМП-1 и БМП-2 поражается бронебойным подкалиберным снарядом (БПС с отделением) М791 25-мм пушки М242 «Бушмастер» на дальностях 1500—2000 м. Вместе с тем какой-либо масштабной модернизации машин в планах повышения их защищенности за прошедшие десятилетия так и не последовало.
Опыт арабо-израильской войны 1973 года и войны СССР в Афганистане показал, что бронекорпус БМП-1 не выдерживает попаданий 12,7-мм пуль в бортовую проекцию машины, а попадание противотанковой гранаты, как правило, вызывало воспламенение машины с последующим взрывом боекомплекта.
Техническое обслуживание
Если же говорить о сервисном обслуживании двигателя УТД 20, то следует отметить простоту выполняемых работ, что существенно упрощает эксплуатацию техники. Раз в тысячу мото-часов работы рекомендуется провести замену масла, а по прошествии 3000 мото-часов эксплуатации мотора нужно провести очистку топливной системы, вскрыть головку блока цилиндров и провести очистку клапанной системы.
Более каких-либо серьезных сервисных работ проводить не требуется. В том случае, если двигатель не эксплуатируется в зимнее время года, то необходимо слить топливо и все технические жидкости. На модификации УТД 20 данные работы, по причине отсутствия обратки, представляли определённые сложности.
Модификации
БМП-1К — командирская боевая машина, дополнительно оснащенная радиостанцией Р-111, и навигационным оборудованием. Принята на вооружение 1973 году.
БМП-1Д — Разработана в 1982 году специально для боёв в Афганистане. Основные отличия: усилена броня, установлены стальные экраны на корпусе. Из-за чего возросла масса машины, и она утратила возможность плавать. Максимальный преодолеваемый брод составляет 1,2 м. Так же был демонтирован комплекс противотанкового вооружения «Малютка».
БМП-1П — модифицированная боевая машина пехоты, оснащенная более мощной пусковой установкой ПТРК 9К111 «Фагот», и шестью комплектами «Постановки дымовых завес» 902В. На вооружения принята 1979 году, серийно выпускалась с 1979 по 1983 год.
БМП-1ПК — командирская модифицированная боевая машина пехоты.
БМП-1ПГ — модифицированная БМП-1П, дополнительно оснащенная автоматическим гранатометом АГС-17 «Пламя».
БМП-1-30 — вариант модернизации, с боевым отделением БМД-2, также известен под названием «Разбежка».
БМП-1М — вариант модернизации, с комплексом вооружения ТКБ-799 «Кливер». В состав боевого модуля входят: 30-мм автоматическая пушка 2А72, спаренный с нею 7,62-мм пулемет ПКТМ, а также 4 ПТРК «Корнет». Прицельные приспособления — тепловизор и прибор лазерного наведения «1К13-2 «.
БМП-1У «Шквал» — украинская модификация БМП-1 c боевым модулем «Шквал». В состав боевого модуля входят: 30-мм автоматическая пушка КБА-2, сдвоенная ПУ ПТРК «Комбат», 30-мм автоматический гранатомет АГС-17 «Пламя». Также на БМП-1У установили водоизмещающие крылья-поплавки, гусеницы и ведущее колесо от БМП-2. Количество десанта уменьшено до 6 человек.[5]
BVP-1 — чехословацкая модификация БМП-1, производившаяся по лицензии в 1970—1989.
Кобра-С — совместная модификация словацких , «ZTS Dubnica» и белорусского завода № 140 в г. Борисове. Установлен боевой модуль Cobra, оснащённый 30-мм автоматической пушкой 2А42, спаренным пулемётом ПКТ и усовершенствованной СУО. Машина оснащена дымовой системой «Туча», немецкой системой кондиционирования DATO-V. В десантном отделении предусмотрена укладка выносной пусковой установки 9П135М с боекомплектом из четырёх ПТУР «Конкурс-М». Представленна в двух вариантах на базе BVP-1 и БМП-1Д (с навесной ДЗ).
Pbv-501 — чешская модификация БМП-1, для Шведской армии. Демонтирована ПУ 9М14М «Малютка», установленна новая противопожарная система, заменнена часть матерьялов и оборудованияя под стандарты NATO.
BMP-M1 CZ — чешская проект модернизации БМП-1 и БМП-2, установлена дополнительная пассивная (уровень защиты от мин 2, от снярядов 4 по STANAG 4569) и активная защита, решетчатые защитные экраны, боевой модуль с дистанционным управлением TURRA 30, с динамической защитой ERA или NXRA, вооружённый 30-мм автоматической пушкой 2А42 и 7,62-мм пулемётом ПКТ, с возможностью установки ПТУР и ЗУР.
BMP-M2 CZ — чешская проект модернизации БМП-1 и БМП-2. Увеличенно десантное и изменнно отделение управления. Имеет базовый уровень защиты от мин 1 под днищем и 2А под гусеницей, от снярядов 3 по STANAG 4569. Установлен боевой модуль TURRA 30. Дополнительно возможно: повышение уровня защиты от мин до 3А и от снярядов до 4, установка кондиционера, решетчатых защитных экранов, новой радиостанции, системы навигации и другого дополнительного оборудования.
BVP-M2 SKCZ — совместно чешско-словакский проект модернизации БМП-1 и БМП-2. Увеличенно десантное и изменнно отделение управления. Имеет базовый уровень защиты от мин 1 под днищем и 2А под гусеницей, от снярядов 2 по STANAG 4569. Установлен боевой модуль TURRA 30, новый дивгатель Caterpillar C9.3 с турбонаддувом, мощностью 300 кВт (408 л.с.). Дополнительно возможно: повышение уровня защиты и от снярядов до 4, установка кондиционера, решетчатых защитных экранов, новой радиостанции, системы навигации и другого дополнительного оборудования.
BWP-1 — польская модификация БМП-1, производившаяся по лицензии.
BWP-40 — польская опытная модификация BWP-1, где башня была заменена на башню шведской БМП Strf 9040.
MLI-84 — румынская модификация БМП-1, производившаяся по лицензии. Внешне отличается чуть большими размерами и смонтированным на турели на крыше десантного отделения по левому борту 12,7-мм пулеметом ДШКМ. Установлен двигатель Continental 8V-1240-DT-S мощностью 360 л.с. Масса 16,6 тонн.
MLI-84M — румынская модификация MLI-84. Установлен израильский боевой модуль OWS-25R вооружённый: 25-мм автоматической пушкой Эрликон KBA-B07AA, 7,62-мм пулемётом ПКТ и пусковой установкой для двух противотанковых ракет «Спайк» LR. Новый британский дизельный двигатель C9 мощностью 400 л.с. По бокам корпуса смонтированы 81-мм дымовые гранатомёты. Демонтирован ДШКМ. Прототип был вооружён ПТРК Малютка-2.
Машины на базе
БМП-1КШ — командно-штабная машина, не имеет вооружения, неподвижная башня, телескопическая антенна (после разворачивания высота антенны 19 м), оснащена радиостанциями Р-111 — 2 шт., Р-123, ТПУ Р-124, навигационным оборудованием, приборами химической и радиационной разведки, автономным электробензогенератором.
БРМ-1К — Боевая разведывательная машина
БРЭМ-2 — бронированная ремонтно-эвакуационная машина
Объект 680 — опытная боевая машина пехоты
Объект 768 — опытная боевая машина пехоты
ПРП-3 — подвижный разведывательный пункт
ПРП-4М — подвижный разведывательный пункт
ПРП-4МУ — подвижный разведывательный пункт
БТЗ-3 — российский бронированный топливозаправщик
РМ-Г — российская ремонтная гусеничная машина
ЛПМ-2 — белорусская лесопожарная машина
Березина 1 — транспортная машина
Березина 1М — транспортная машина
Березина 1ТЛП — транспортёр-тягач
Березина-2 — белорусская аварийно-транспортная машина
BPzV — чехословацкая боевая машина разведки, созданная на основе BVP-1 и производящаяся в Детве в 1984—1987 годах.
ShM vz.85 PRAM-S — чехословацкий 120-мм самоходный миномёт, созданный на основе BVP-1 и производившийся в 1980—1990 на заводах в Тренчине и Дубнице-над-Вагом.
AMB-S — чехословацкая санитарная машина.
VOV — чехословацкая командно-штабная машина.
VPV — чехословацкая бронированная ремонтно-эвакуационная машина.
OT-R5 — чехословацкий командный пункт BEČVA.
OT-90 — чехословацкий бронетранспортёр, создан на базе BVP-1, установленна башня от OT-64-2A, вооружённая 14,5-мм пулемётом КПВТ.
VT-90 — чехословацкий командный пункт помощи.
DTP-90 — чехословацкий мастерская технической помощи.
MGC-14,5 — чешский бронетранспортёр, создан на базе BVP-1. С башни демонтирована ПУ 9М14М «Малютка», 73-мм пушка 2А28 «Гром» заменена на 14,5-мм пулемёт КПВТ. Обновлённая башня получина название MGC-14,5.
MGC-M1 — MGC-14,5 с дополнительной пассивной (уровень защиты от мин 2, от снярядов 4 по STANAG 4569) и активной защитой, решетчатыми защитными экранам, динамической защитой ERA, или NXRA на баше.
M89 — Румынская самоходная артиллерийская установка. Созданна на шасси MLI-84, был полностью изменён корпус, установлена башня от САУ 2С1 «Гводика», вооружённа 122-мм гаубицей Д-32.
На Рубцовском машиностроительном заводе на базе узлов и агрегатов БМП-1 разработаны и поставлены на серийное производство гусеничные машины для народного хозяйства:
- ГТ-ТМ — модернизированный гусеничный транспортёр-тягач;
- ГПЛ-520 — гусеничная путеремонтная летучка;
- изделие 521 — универсальное гусеничное шасси.
- ЛПА-521 — лесопожарный агрегат;
- МГШ-521М1 — многоцелеве гусеничное шасси;
- МГП-522 — машина гусеничн пассажирская;
- СКБМ-523 — специальная краново-бурильная машина ;
- ПГБМ-528 — гусеничная буровая машина;
- МГТ-529 — машина транспортёр–тягач.
ТТХ БМП-1
Боевая масса, кг | 12 600 |
Экипаж, чел. | 3+8 |
Основные размеры, мм | |
Длина | 6460 |
Ширина | 2940 |
Высота | 2068 |
Вооружение | |
73-мм пушка «Гром», ПТРК «Малютка» | |
Механизм заряжания | электромеханический |
Прицельное приспособление | 1ПН22М1 |
ИК-прожектор | ОУ-3ГА2 |
Средства постановки завесы | ТДА |
Двигатель | дизель УТД-20 |
Максимальная мощность, л. с. | 300 |
Количество цилиндров | 6 |
Удельная мощность | 23,8 |
Емкость топливных баков, л | 462 |
Максимальная скорость, км/ч | 65 |
Запас хода, км | 600 |
Бронирование, мм | июня.26 |
Радиостанция | Р-123М |
Навигационная аппаратура | ГПК-59 |
Видео о машине
Служба и боевое применение
- Операция «Дунай» — первое применение БМП-1. Конкретных данных о боевом применении нет. Однако замечено, что машина хорошо себя зарекомендовала.
- Пограничный конфликт на острове Даманский — применялись советскими пограничниками. В ходе конфликта была выяснена низкая эффективность основного вооружения.
- Война Судного дня — применялась войсками Египетской армии. В целом, применение было неудачным. Основной причиной стал отказ материальной части из-за слабой обученности экипажей, а также отсутствие навыков ведения боя неспешиваясь у египетской пехоты. При этом, во время боёв вокруг Кантары БМП-1 произвела сильное впечатление на израильтян, где лёгкие БМП-1 смогли пересечь солончаки и расстреляли увязшие израильские танки.
- Гражданская война в Анголе
- Ливанская война (1982) — применялись сирийскими войсками. По сведениям сирийских экипажей БМП-1, в ходе боёв, из орудия 2А28 был подбит один израильский танк M60A1, а из ПТУР «Малютка» уничтожен танк«Меркава»
- Чадско-ливийский конфликт: война «тойот»
- Афганская война (1979—1989) — применялись советскими войсками. Во время боёв был выявлен ряд недостатков. В частности: низкая эффективность при борьбе с живой силой противника, слабое бронирование и низкая защищённость от противотанковых мин.
- Ирано-иракская война — применялись войсками Ирака и Ирана.
- Война в Персидском заливе
- Первая чеченская война — из-за низкой эффективности и ограниченных углов возвышения орудия 2А28, БМП-1 во время первой чеченской кампании применялись в основном как средства снабжения боеприпасами штурмовых групп, а также для усиления блокпостов.
- Гражданская война на Шри-Ланке
- Вторая чеченская война
- Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008)
- Гражданская война в Ливии
- Гражданская война в Сирии