Опытная САУ ГАЗ-75. “СуперХетцер” СССР. 1944г.
Главная » Реальная история » Малоизвестные и нереализованные проекты танков и другой бронетехники » Опытная САУ ГАЗ-75. “СуперХетцер” СССР. 1944г.
Малоизвестные и нереализованные проекты танков и другой бронетехникиНе реализованные проекты танков и другой бронетанковой техники СССР
Serg 25.03.2019 3173
15
в Избранноев Избранномиз Избранного 1
Для борьбы с немецкими тяжелыми танками типа «Тигр» и «Пантера», в 1943 г. НКТП был принят комплекс мероприятий по созданию новых самоходных артиллерийских установок с 85-мм пушкой, а также по установке этой пушки в танк Т-34. Одним из вариантов была самоходная артиллерийская установка ГАЗ-75. Работы над самоходной артиллерийской установкой ГАЗ-75 велись в конструкторском бюро Горьковского автомобильного завода под руководством Н. А. Астрова.
Конструкция САУ ГАЗ-75 была продолжением концепции легких газовских САУ ГАЗ-74 (СУ-76Д и СУ-57Б https://alternathistory.com/opytnye-sau-su-76d-i-su-57b-gaz-74-sssr1943-44g) с применением узлов и агрегатов танка Т-70M.
В качестве основного вооружения использовалась 85-мм танковая пушка Д-5С-85А (Т-34-85, СУ-85). Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 792 м/с. Дальность прямого выстрела составляла 1030 метров. Возимый боекомплект — 42 выстрела. Дополнительно имелись 2 пистолета-пулемёта ППШ с боекомплектом 1065 патронов, а также 15 гранат Ф-1.
Броневой корпус закрытого типа ( по типу ГАЗ-74), сварной из стальных катаных листов. Броня обеспечивала противоснарядную защиту за счёт установки лобового листа толщиной 90 мм. В передней и средней части корпуса размещались совмещённые отделение управления и боевое отделение. В задней части находился моторно-трансмиссионный отсек. Механик-водитель и командир машины располагались справа от пушки, по левую сторону находились наводчик и заряжающий. Над местом командира находилась специальная башенка во вращающейся крышке люка. По левому борту находился люк с броневой крышкой для загрузки боеприпасов. В крыше и левом борту корпуса имелись амбразуры с броневыми крышками для стрельбы экипажа из личного оружия.
В командирской башенке устанавливался телескопический смотровой прибор. Место механика-водителя также было оборудовано аналогичными приборами наблюдения. В походном положении механик-водитель ориентировался по прибору, установленному в крыше рубки, в боевом положении — через прибор в крышке люка. Наведение орудия производилось с помощью телескопического прицела ТШ-15 и орудийной панорамы.
Ходовая часть ГАЗ-75 состояла из 6 опорных катков с каждой стороны и гусеничного движителя. Вместо поддерживающих катков использовались специальные полозья. На задних опорных катках устанавливался стабилизатор для предотвращения приседания машины при стрельбе. Стабилизатор приводился в действие с помощью соленоида одновременно с нажатием на кнопку электроспуска орудия. Кроме того, на задних катках вместе с резиновыми бандажами устанавливались специальные зубчатые венцы для постоянного зацепления с гусеницами. При выстреле происходило торможение венцов и стопорение задних катков, препятствующее откату машины.
В отличие от СУ-76Д от дизельного ленд-лизовского GMC-71 прагматично отказались, и в качестве силовой установки были использованы два последовательно спаренных карбюраторных двигателя ГАЗ-80, каждый мощностью 85 л.с., как на отработанной конструкции СУ-76. Узлы и агрегаты трансмиссии так же заимствовались у СУ-76.
ГАЗ-75, как САУ и тем более легкая САУ, вышла очень удачной. При боевой массе не более 18 тонн эта установка имела лобовую броню толщиной 75–90 мм (тогда как серийная СУ-85 — 45 мм) и была вооружена тем же мощным 85-мм орудием, что и Т-34-85 и СУ-85. А серийная, к тому времени, СУ-76 вообще уступала ей по всем показателям.
Расположение боевого отделения в середине САУ улучшало распределение массы на опорные катки и улучшало проходимость на пересеченной местности. При этом удачная коробка передач САУ делала ее чрезвычайно подвижной как на шоссе, так и на пересеченной местности. Низкий силуэт в сочетании с 90-мм лобовой броней и 85-мм орудием в комплексе превращал ГАЗ-75 практически в идеальную САУ для РККА. Технологичность производства, отработанное шасси и готовая двигательная установка делали ее очень привлекательной для массового выпуска в случае принятия на вооружение.
Летом 1943 года была завершена разработка, а зимой 1944 году был изготовлен и отправлен на испытания опытный образец, который удачно прошел и заводские и гос. испытания. Но….
….ГАЗ-75, к сожалению, так и не была принята на вооружение. Действительные причины туманны. В разных послевоенных источниках приводятся абсолютно различные причины от вполне логичных до полностью надуманных:
“…несмотря на то, что ГАЗ-75 успешно прошла испытания, на вооружение её не приняли. Командование тогда посчитало, что при подавляющем преимуществе в количественном отношении и наличии в серийном производстве таких машин как СУ-85 и СУ-76 принимать на вооружение ещё одну САУ не имеет смысла”
“ Но в серию САУ не пошла по разным причинам. Главной из них было нежелание ломать налаженный технологический процесс из-за внесения мелких изменений (как в случае с двигателями), или вообще полностью перестраивать его при переходе на производство новой машины”
“САУ ГАЗ-75 оказалась тяжелой (!?), плохо маневренной (!?). К принятию на вооружение установка не была рекомендована”
“По результатам испытаний работы по ГАЗ-75 были прекращены. Основной причиной отказа от конструкции ГАЗ-75 были резкие и недопустимые перемещения машины при стрельбе в зоне от 10 до 15° по азимуту”
Мне видится, реальной причиной было то, что на ГАЗ-75 просто не хватало 85-мм пушек Д-5 или С-53. Ибо все они шли на оснащение произведенных СУ-85 (в серии с августа 1943 г.) и приоритетного производства Т-34-85 ( в серии с января 1944 г.)
Хотя данная машина была явно лучшей среди легких САУ СССР и превосходила пресловутый “Хетцер” (который считают лучшим легким САУ WW2),но на вооружение ГАЗ-75 все-таки не попала, как и прочие отечественные легкие САУ, подобные Hetzer. В отсутствие конкуренции неудивительно, что «Хетцер» занял верхнюю строчку в рейтинге легких самоходок Второй мировой войны. Правда, тут необходимо уточнять, что он был лучшим в своем классе полностью бронированных легких истребителей танков, среди серийных САУ. А из опытных, я бы оставил пальму первенства за советской ГАЗ-75.
САУ | СУ-76М | СУ-76Д | Hetzer | ГАЗ-75 | СУ-85 |
ТТХ | |||||
Боевая масса, т | 10,5 | 11,6 | 16,1 | 15 | 29,2 |
Длина, мм | 4 968 | 5 850 | 6 380 | 7 225 | 8 150 |
Ширина, мм | 2714 | 2430 | 2630 | 2775 | 3000 |
Высота, мм | 2100 | 1910 | 2170 | 1900 | 2450 |
Ср. уд. давл. на грунт, кг/см2 | 0,55 | 0,68 | 0,67 | 0,68 | |
Клиренс, мм | 300 | 340 | 300 | 400 | |
Тип двигателя | 2х ГАЗ-70 | GMC—71 | Praga AC/2 | ГАЗ-80 | В-2 |
Максимальная мощность, л.с | 2х70 | 110 | 160 | 2х85 | 500 |
Запас топлива, л | 412 | 270 | 320 | 465 | |
Удельная мощность, л.с./т | 12,5 | 9,5 | 11,3 | ||
Максимальная скорость, км/ч | 41 | 36 | 42 | 45 | 55 |
Запас хода, км | 190 | 200 | 177 | 200 | 350 |
Бронирование, мм | |||||
– лоб/борт/корма корпуса | 25-35/15/15 | 60/15/15 | 60/20/10 | 50/15/15 | 45/45/45 |
– лоб рубки | 35 | 60 | 60 | 90 | 45 |
– крыша / днище | /6 | 10/6 | 10/8 | 20/20 | |
Экипаж, чел. | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Радиостанция | 12-PT | 12-РТ | FuG5 | 12-РТ | 9РМ |
Переговорное устройство | ТПУ-3 | ТПУ-ЗФ | FuG Spr f | ТПУ-ЗФ | ТПУ-3 |
Артиллерийское вооружение: | 76,2-мм ЗИС-3c | 76,2-мм C-1 | 75-мм Pak 39/L 48 | 85-мм Д-5С | 85-мм Д-5С |
Начальная скорость снаряда, м/с: | |||||
– осколочно-фугасного | 680 | 662 | |||
– бронебойного | 680 | 792 | 792 | ||
— подкалиберного | 965 | 965 | 1050 | 1050 | |
Макс, дальность стрельбы, м | 8 600 | 12 100 | 13 600 | 13 600 | |
Дальность прямого выстрела, м | 1000 | 950 | 1030 | 1030 | |
Скорострельность, выстр./мин: | 15 | ||||
– максимальная | 20 | 8 | 8 | ||
– боевая | 15 | 5 | 5 | ||
Боекомплект, выстрелов | 60 | 71 | 41 | 42 | 48 |
Сергей Сыч
Реконструкция Сергей Сыч.
История создания и производства
По состоянию начала 1980-х годов главным БТР Советского Союза являлся БТР-70. Но они не смогли избавиться от главных изъянов БТР-60, несмотря на сделанные усовершенствования. К одному из главных недостатков относилась по-прежнему неудовлетворительная посадка/высадка экипажа и десанта. Также конструкция силовой установки, изготовленная из карбюраторных спаренных двигателей, отличалась ненадежностью и сложностью, и при этом потребляла очень много топлива. Имелись другие недостатки по сравнению с дизелем. Также БТР был плохо защищен, а водометный движитель легко подвергался забиванию торфяной жижей, водорослями и другими предметами.
Устранение этих недостатков было поручено КБ ГАЗа, где в начале 80-х гг. выполнилось проектирование БТРа ГАЗ-5903. Компоновка БТР-70 сохранилась, но были произведены весомые усовершенствования. Для посадки/высадки установили двухстворчатые люки, размещенные по бокам корпуса, карбюраторные двигатели заменил один, но мощнейший дизель. Габариты возросли следующим образом – высота и длина корпуса увеличились на 11,5 см, а ширина – на 10 см, при этом общая высота БТР увеличилась на 3 см. в дальнейших модификациях появилась возможность стрелять из-под брони, благодаря шаровым установкам, развернутым к передней полусфере. Бронирование возросло мало, но общая масса увеличилась на 2100 кг. Однако запас хода увеличился, а подвижность не уменьшилась. После того, как ГАЗ-5903 прошел госиспытания, он был принят в 1986 году на вооружение и получил обозначение БТР-80.
Машины на базе БТР-80
7.1 Советские и российские
- 1В152 — унифицированный командно-наблюдательный пункт КСАУО 1В126 «Капустник-Б»
- 2С23 «Нона-СВК» — САУ калибра 120 мм
- БРВМ-К — ремонтно-восстановительная машина
- БРДМ-3 — разведывательно-дозорная машина
- БРЭМ-К — ремонтно-эвакуационная машина
- БРЭМ-2000К — ремонтно-эвакуационная машина, производства Украины
- ГАЗ-59037 — гражданский внедорожник
- БПДМ «Тайфун» — боевая противодиверсионная машина
- БПДМ «Тайфун-М» (2007-2012 гг.) — боевая противодиверсионная машина, создана на основе БТР-82
- ГАЗ-59402 «Пурга» — пожарная машина на комбинированном пневмоколесном и железнодорожном ходу
- УНШ (К1Ш1) — унифицированное шасси, предназначенное для производства колесных спецмашин, необходимых для установки средств разведки, аппаратуры связи, медпомощи и иных средств спецназначения. Дополнено рядом люков и большей высотой средней части корпуса. Производится в двух разновидностях: УНШ-10 – с колпаком и УНШ-12 – без такового.
- БММ-80 — машина для транспортировки раненых
- 9С482М6 — подвижный пункт управления подразделений противовоздушной обороны
- Р-149БМР «Кушетка-Б» — КШМ
- РХМ-4 — машина для радиационной и химической разведки
- РХМ-6 — машина для радиационной и химической разведки
- РПМ-2 — машина для разведывательно-поисковой деятельности
- ЗС-88 — звуковещательная станция
7.2 Зарубежные
- ASRAD — IGLA (ASGLA) — ЗРК ближнего радиуса, разработан ЕС совместно с Украиной. Вариант ЗРК ASRAD германского производства, созданного на основе машин БТР-80, принадлежащих армии Германской Демократической Республики.