Нефть по 80$, газ по 1000$, но рубль не укрепится дальше 72 за доллар – потому что ЦБ скупает валюту на рынке


Опытная САУ ГАЗ-75. “СуперХетцер” СССР. 1944г.

Главная » Реальная история » Малоизвестные и нереализованные проекты танков и другой бронетехники » Опытная САУ ГАЗ-75. “СуперХетцер” СССР. 1944г.

Малоизвестные и нереализованные проекты танков и другой бронетехникиНе реализованные проекты танков и другой бронетанковой техники СССР

Serg 25.03.2019 3173

15

в Избранноев Избранномиз Избранного 1

Для борьбы с немецкими тяжелыми танками типа «Тигр» и «Пантера», в 1943 г. НКТП был принят комплекс мероприятий по созданию новых самоходных артиллерийских установок с 85-мм пушкой, а также по установке этой пушки в танк Т-34. Одним из вариантов была самоходная артиллерийская установка ГАЗ-75. Работы над самоходной артиллерийской установкой ГАЗ-75 велись в конструкторском бюро Горьковского автомобильного завода под руководством Н. А. Астрова.

Конструкция САУ ГАЗ-75 была продолжением концепции легких газовских САУ ГАЗ-74 (СУ-76Д и СУ-57Б https://alternathistory.com/opytnye-sau-su-76d-i-su-57b-gaz-74-sssr1943-44g) с применением узлов и агрегатов танка Т-70M.

В качестве основного вооружения использовалась 85-мм танковая пушка Д-5С-85А (Т-34-85, СУ-85). Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 792 м/с. Дальность прямого выстрела составляла 1030 метров. Возимый боекомплект — 42 выстрела. Дополнительно имелись 2 пистолета-пулемёта ППШ с боекомплектом 1065 патронов, а также 15 гранат Ф-1.

Броневой корпус закрытого типа ( по типу ГАЗ-74), сварной из стальных катаных листов. Броня обеспечивала противоснарядную защиту за счёт установки лобового листа толщиной 90 мм. В передней и средней части корпуса размещались совмещённые отделение управления и боевое отделение. В задней части находился моторно-трансмиссионный отсек. Механик-водитель и командир машины располагались справа от пушки, по левую сторону находились наводчик и заряжающий. Над местом командира находилась специальная башенка во вращающейся крышке люка. По левому борту находился люк с броневой крышкой для загрузки боеприпасов. В крыше и левом борту корпуса имелись амбразуры с броневыми крышками для стрельбы экипажа из личного оружия.

В командирской башенке устанавливался телескопический смотровой прибор. Место механика-водителя также было оборудовано аналогичными приборами наблюдения. В походном положении механик-водитель ориентировался по прибору, установленному в крыше рубки, в боевом положении — через прибор в крышке люка. Наведение орудия производилось с помощью телескопического прицела ТШ-15 и орудийной панорамы.

Ходовая часть ГАЗ-75 состояла из 6 опорных катков с каждой стороны и гусеничного движителя. Вместо поддерживающих катков использовались специальные полозья. На задних опорных катках устанавливался стабилизатор для предотвращения приседания машины при стрельбе. Стабилизатор приводился в действие с помощью соленоида одновременно с нажатием на кнопку электроспуска орудия. Кроме того, на задних катках вместе с резиновыми бандажами устанавливались специальные зубчатые венцы для постоянного зацепления с гусеницами. При выстреле происходило торможение венцов и стопорение задних катков, препятствующее откату машины.

В отличие от СУ-76Д от дизельного ленд-лизовского GMC-71 прагматично отказались, и в качестве силовой установки были использованы два последовательно спаренных карбюраторных двигателя ГАЗ-80, каждый мощностью 85 л.с., как на отработанной конструкции СУ-76. Узлы и агрегаты трансмиссии так же заимствовались у СУ-76.

ГАЗ-75, как САУ и тем более легкая САУ, вышла очень удачной. При боевой массе не более 18 тонн эта установка имела лобовую броню толщиной 75–90 мм (тогда как серийная СУ-85 — 45 мм) и была вооружена тем же мощным 85-мм орудием, что и Т-34-85 и СУ-85. А серийная, к тому времени, СУ-76 вообще уступала ей по всем показателям.

Расположение боевого отделения в середине САУ улучшало распределение массы на опорные катки и улучшало проходимость на пересеченной местности. При этом удачная коробка передач САУ делала ее чрезвычайно подвижной как на шоссе, так и на пересеченной местности. Низкий силуэт в сочетании с 90-мм лобовой броней и 85-мм орудием в комплексе превращал ГАЗ-75 практически в идеальную САУ для РККА. Технологичность производства, отработанное шасси и готовая двигательная установка делали ее очень привлекательной для массового выпуска в случае принятия на вооружение.

Летом 1943 года была завершена разработка, а зимой 1944 году был изготовлен и отправлен на испытания опытный образец, который удачно прошел и заводские и гос. испытания. Но….

….ГАЗ-75, к сожалению, так и не была принята на вооружение. Действительные причины туманны. В разных послевоенных источниках приводятся абсолютно различные причины от вполне логичных до полностью надуманных:

“…несмотря на то, что ГАЗ-75 успешно прошла испытания, на вооружение её не приняли. Командование тогда посчитало, что при подавляющем преимуществе в количественном отношении и наличии в серийном производстве таких машин как СУ-85 и СУ-76 принимать на вооружение ещё одну САУ не имеет смысла”

“ Но в серию САУ не пошла по разным причинам. Главной из них было нежелание ломать налаженный технологический процесс из-за внесения мелких изменений (как в случае с двигателями), или вообще полностью перестраивать его при переходе на производство новой машины”

“САУ ГАЗ-75 оказалась тяжелой (!?), плохо маневренной (!?). К принятию на вооружение установка не была рекомендована”

“По результатам испытаний работы по ГАЗ-75 были прекращены. Основной причиной отказа от конструкции ГАЗ-75 были резкие и недопустимые перемещения машины при стрельбе в зоне от 10 до 15° по азимуту”

Мне видится, реальной причиной было то, что на ГАЗ-75 просто не хватало 85-мм пушек Д-5 или С-53. Ибо все они шли на оснащение произведенных СУ-85 (в серии с августа 1943 г.) и приоритетного производства Т-34-85 ( в серии с января 1944 г.)

Хотя данная машина была явно лучшей среди легких САУ СССР и превосходила пресловутый “Хетцер” (который считают лучшим легким САУ WW2),но на вооружение ГАЗ-75 все-таки не попала, как и прочие отечественные легкие САУ, подобные Hetzer. В отсутствие конкуренции неудивительно, что «Хетцер» занял верхнюю строчку в рейтинге легких самоходок Второй мировой войны. Правда, тут необходимо уточнять, что он был лучшим в своем классе полностью бронированных легких истребителей танков, среди серийных САУ. А из опытных, я бы оставил пальму первенства за советской ГАЗ-75.

САУ СУ-76М СУ-76Д Hetzer ГАЗ-75 СУ-85
ТТХ
Боевая масса, т 10,5 11,6 16,1 15 29,2
Длина, мм 4 968 5 850 6 380 7 225 8 150
Ширина, мм 2714 2430 2630 2775 3000
Высота, мм 2100 1910 2170 1900 2450
Ср. уд. давл. на грунт, кг/см2 0,55 0,68 0,67 0,68
Клиренс, мм 300 340 300 400
Тип двигателя 2х ГАЗ-70 GMC—71 Praga AC/2 ГАЗ-80 В-2
Максимальная мощность, л.с 2х70 110 160 2х85 500
Запас топлива, л 412 270 320 465
Удельная мощность, л.с./т 12,5 9,5 11,3
Максимальная скорость, км/ч 41 36 42 45 55
Запас хода, км 190 200 177 200 350
Бронирование, мм
– лоб/борт/корма корпуса 25-35/15/15 60/15/15 60/20/10 50/15/15 45/45/45
– лоб рубки 35 60 60 90 45
– крыша / днище /6 10/6 10/8 20/20
Экипаж, чел. 4 4 4 4 4
Радиостанция 12-PT 12-РТ FuG5 12-РТ 9РМ
Переговорное устройство ТПУ-3 ТПУ-ЗФ FuG Spr f ТПУ-ЗФ ТПУ-3
Артиллерийское вооружение: 76,2-мм

ЗИС-3c

76,2-мм

C-1

75-мм

Pak 39/L 48

85-мм Д-5С 85-мм Д-5С
Начальная скорость снаряда, м/с:
– осколочно-фугасного 680 662
– бронебойного 680 792 792
— подкалиберного 965 965 1050 1050
Макс, дальность стрельбы, м 8 600 12 100 13 600 13 600
Дальность прямого выстрела, м 1000 950 1030 1030
Скорострельность, выстр./мин: 15
– максимальная 20 8 8
– боевая 15 5 5
Боекомплект, выстрелов 60 71 41 42 48

Сергей Сыч

Реконструкция Сергей Сыч.

История создания и производства

По состоянию начала 1980-х годов главным БТР Советского Союза являлся БТР-70. Но они не смогли избавиться от главных изъянов БТР-60, несмотря на сделанные усовершенствования. К одному из главных недостатков относилась по-прежнему неудовлетворительная посадка/высадка экипажа и десанта. Также конструкция силовой установки, изготовленная из карбюраторных спаренных двигателей, отличалась ненадежностью и сложностью, и при этом потребляла очень много топлива. Имелись другие недостатки по сравнению с дизелем. Также БТР был плохо защищен, а водометный движитель легко подвергался забиванию торфяной жижей, водорослями и другими предметами.

Устранение этих недостатков было поручено КБ ГАЗа, где в начале 80-х гг. выполнилось проектирование БТРа ГАЗ-5903. Компоновка БТР-70 сохранилась, но были произведены весомые усовершенствования. Для посадки/высадки установили двухстворчатые люки, размещенные по бокам корпуса, карбюраторные двигатели заменил один, но мощнейший дизель. Габариты возросли следующим образом – высота и длина корпуса увеличились на 11,5 см, а ширина – на 10 см, при этом общая высота БТР увеличилась на 3 см. в дальнейших модификациях появилась возможность стрелять из-под брони, благодаря шаровым установкам, развернутым к передней полусфере. Бронирование возросло мало, но общая масса увеличилась на 2100 кг. Однако запас хода увеличился, а подвижность не уменьшилась. После того, как ГАЗ-5903 прошел госиспытания, он был принят в 1986 году на вооружение и получил обозначение БТР-80.

Машины на базе БТР-80

7.1 Советские и российские

  • 1В152 — унифицированный командно-наблюдательный пункт КСАУО 1В126 «Капустник-Б»
  • 2С23 «Нона-СВК» — САУ калибра 120 мм
  • БРВМ-К — ремонтно-восстановительная машина
  • БРДМ-3 — разведывательно-дозорная машина
  • БРЭМ-К — ремонтно-эвакуационная машина
  • БРЭМ-2000К — ремонтно-эвакуационная машина, производства Украины
  • ГАЗ-59037 — гражданский внедорожник
  • БПДМ «Тайфун» — боевая противодиверсионная машина
  • БПДМ «Тайфун-М» (2007-2012 гг.) — боевая противодиверсионная машина, создана на основе БТР-82
  • ГАЗ-59402 «Пурга» — пожарная машина на комбинированном пневмоколесном и железнодорожном ходу
  • УНШ (К1Ш1) — унифицированное шасси, предназначенное для производства колесных спецмашин, необходимых для установки средств разведки, аппаратуры связи, медпомощи и иных средств спецназначения. Дополнено рядом люков и большей высотой средней части корпуса. Производится в двух разновидностях: УНШ-10 – с колпаком и УНШ-12 – без такового.
  • БММ-80 — машина для транспортировки раненых
  • 9С482М6 — подвижный пункт управления подразделений противовоздушной обороны
  • Р-149БМР «Кушетка-Б» — КШМ
  • РХМ-4 — машина для радиационной и химической разведки
  • РХМ-6 — машина для радиационной и химической разведки
  • РПМ-2 — машина для разведывательно-поисковой деятельности
  • ЗС-88 — звуковещательная станция

7.2 Зарубежные

  • ASRAD — IGLA (ASGLA) — ЗРК ближнего радиуса, разработан ЕС совместно с Украиной. Вариант ЗРК ASRAD германского производства, созданного на основе машин БТР-80, принадлежащих армии Германской Демократической Республики.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]