Какой символизм несет украинский национальный костюм


Традиционные украинские мужские костюмы обладают немалым сходством с иной восточнославянской одеждой. В их основу входят рубахи, сшитые из конопляных либо льняных полотен, а также шерстяные или суконные штаны. Рубахи, надеваемые на тело, нередко служили в качестве верхней одежды. Отличительными особенностями мужских украинских рубах является наличие переднего разреза (пазушки), украшенного вышивкой.

Конструкционно вороты рубах могут быть стоячими, с отложными воротниками либо без воротников. Рубахи в таких случаях собираются в сборках, обшиваются с помощью тесьмы или узких полосок материи. Таким образом получаются низкие стоячие воротники, которые пришиваются к воротам рубах снизу. Были у украинской мужской одежды и широкие отложные воротники.

Рубахи застегиваются или завязываются у ворот пуговицами или тесемками. Мужчины носят рубахи, заправленные в штаны. В покроях рубах все восточнославянские народы делали вставки в области подмышек трех- четырехугольными кусками материи. Плечи украинских рубах украшали нашивками типа погон или вышитых вставок – «уставок».

Украинский народный костюм

Штаны закреплялись на теле при помощи шнурков или ремней, которые носились с пряжками. Казацкие штаны были очень широкими. Между штанинами вшивали прямоугольные куски ткани с пришитым снизу ромбоидом, они были так широки, что получалось сходство с формой мешка. Материалом для штанов служил холст или сукно.

У украинок женский народный костюм обладал множеством местных вариантов. Особенности этнографии в исторических, культурных районах Украины, отражались в одежде, крое, некоторых элементах традиционной одежды, способах ее ношения, расцветке, декоре, а также украшениях.

Современная интерпретация

Сохранив основные тенденции народного костюма, современные модельеры предлагают новые образы, невероятно роскошные и самобытные. Яркие цвета и характерные украшения эффектно сплетают традиции и современные тенденции.


Костюм муравья для мальчика своими руками

Как подобрать галстук к костюму и рубашке

Распределение традиционных нарядов по регионам Украины

Основными отличиями традиционных нарядов, которые представлены в Украине, можно считать:

  • Архаичность элементов одежды больше всего сохранялась в районах Полесья;
  • Классическую украинскую одежду можно было найти в Среднем Приднепровье;
  • На юге встречалось влияние традиционных костюмов разных народов;
  • В Подолье отмечались этнокультурные связи украинцев и молдаван;
  • На северо-западе отмечалась связь с Польшей;
  • Особенную и колоритную одежду носили украинские горцы.

Как бы то ни было, но традиционную одежду украинцев, как полностью сложившуюся, этнографы относят к XVI-XVIII векам.

Наиболее распространенны традиционные украинские костюмы были в районе Среднего Поднепровья, а также немного в Полесье, Слобожанщине и Подолье. Верхняя одежда мужчин и женщин была сходна по покрою. В основе украинских женских костюмов были рубашки – кошули, сорочки. Они были длиннее мужских рубах и включали в себя две части, причем нижнюю шили из более грубых тканей.

У горцев, бойков и лемков рубахи также были из двух частей, каждая из которых надевалась раздельно. Встречались и цельные рубахи, собственно они и были для женщин в качестве нарядных и праздничных. Исходя из покроя, рубахи были туникообразными, поликовыми, а также на кокетке.

Рубахи могли шиться с воротами, а также без них. Такие типы рубах считались более древними. Их вороты обыкновенно собирались в мелкие сборки, а порой обшивались сверху. Рубахи с воротниками назывались польскими. По территории Украины была проведена так называемая условная черта между двумя видами рубах. Так, в восточных районах они были без воротников, а в западных – с воротниками, чаще – отложными.

Отличительной особенностью украинских женских рубах было украшение подола, каймы рубашек вышивками, видневшимися под верхней одеждой. Кроме того, украшения были и на рукавах рубах, в особенности там, где рукав соединялся с плечом. У широких рукавов рубашек окончания были в виде манжет на запястьях.

Украшения

Женщины украшали себя стеклянными бусами и монистами дукачи, любили украшения и украинские мужчины. Казаки носили серьгу в форме полумесяца в одном ухе. А у гуцулов были в моде серебряные или бронзовые браслеты и перстни. Кроме того, ворот своих рубах они скрепляли металлической запонкой шпонкой. Аксессуаром праздничного костюма казаков была палица, а гуцулов — топорик.

Особенности поясной одежды

Согласно древним обычаям у восточнославянских девушек до пятнадцати лет или до свадьбы должны были быть подпоясанные рубашки. Ритуал надевания поясных одежд (понев) связывали с замужеством, после чего девушки становились женщинами. Поневы были общеславянскими элементами в традиционных одеждах, которые прикрывали тело сзади и закреплялись в районе талий.

Украинцы располагали тремя разновидностями такой одежды:

  • Повседневные без рисунков – запаски;
  • Дерги;
  • Праздничные наряды с крупными клетками – плахты.

Дерги – это три сшитые длинные полотнища, образующие собой полосу трехметровой ткани в ширину и до трех четвертей в длину. Они охватывали корпусы женщин сзади и подвязывались поясом. Так как дерги считались повседневной одеждой, их шили из черных или неокрашенных тканей, без украшений.

Запаски отличались от дерг тем, что у их верхних углов были тесемки, завязывающиеся на талии. Обыкновенно носились две запаски, чаще разных цветов. Одной прикрывалось тело сзади, другой, надеваемой спереди, пользовались в качестве передника. Запаски производили из качественных и тонких шерстяных и однотонных тканей. Они были синими, зелеными, а также красными.

Плахты в качестве праздничной одежды изготовливались из тканей с клетчатым орнаментом. Они вышивались вручную. Известны шерстяные или шелковые плахты. В ранние периоды плахты шились из золотых и серебряных видов парчи.

Дальнейшим эволюционированием понев считаются юбки. Так в районе Полесья широко распространенными были такие шерстяные юбки с полосатыми орнаментами – андараки,. В дополнение к женским костюмам шли нагрудные украшения. Материалом для них могли служить драгоценные камни, стекло, бусы, а также монеты типа «мониста» или «дукачей».

Используемые материалы

Ранее украинский национальный костюм изготавливался исключительно из натуральных материалов. При его пошиве использовалась конопляная ткань, а также шерсть и лен. Дешевые, нередко домотканые материалы применялись для пошива вещей, предназначенных для повседневной носки. Богачи и знать отдавали предпочтение изделиям их парчи, атласа, бархата и шелка. Из украшали с помощью серебряных или золотых нитей.

Сейчас же при пошиве подобных костюмов используется не только лишь натуральная материя. Уместно применение и синтетических тканей. Вышитые узоры при этом создаются еще более замысловатыми и пышными, чем в случае с традиционным одеянием.

Современные предметы гардероба, выполненные в традиционном стиле, выглядят столь же роскошно, как те, которые использовались много столетий назад.

Особое внимание уделяется аксессуарам. Они представлены в огромном разнообразии. При их изготовлении традиционно используются камни, дерево и стекло, но также могут применяться и более современные материалы. Главное, чтобы они гармонировали с нарядом и визуально были схожи с этническими украшениями.

Верхняя одежда украинцев

В верхней одежде украинцев царило разнообразие, связанное с покроем и названиями.

История моды выделяет четыре вида такой одежды:

  • Прямоспинную типа плащей, рубах или халатов. Плащами были чуги, чугаи, чугани, которые были распространены у западников. Чуги едва набрасывались на плечи и не надевались в рукава. Сами рукава порой зашивались внизу. Таким образом, их использовали в качестве карманов или сумок;
  • Формы плащей мант или гуглей у гуцулов походили на большие мешки, открытые с одной длинной стороны. Капюшоном было днище мешка, который закреплялся на плечах при помощи специальных шнурков. В начале XX века манты служили только как обрядовая одежда для невест при венчании;
  • К халатообразной одежде относились кобеняки, киреи, сиряки. Носили свиты с кобеняками. Стовбоватые свиты надевали сверху шуб, и шили из сукна главным образом серых цветов. Пришитые к ним капюшоны видлогы, кобки, каптуры, бородицы, шаньки, богородицы обладали формой мешков с закругленным днищем и отверстиями для глаз;
  • Широко распространенными покроями верхней одежды у украинцев были клинообразные силуэты. Так, клинья вшивали позади с боков ниже талии. Острые концы клиньев доходили до пояса, а основания оказывались в районе подола. По таким же образцам шили свиты, сираки, куцинки и гуни;
  • Отрезанную по талии верхнюю одежду. При этом нижние части собирались в крупные складки, либо в мелкие сборки, после чего пришивались к верхним частям. Так шились свиты, кожушины (шубы), кирсетки – женские жакеты без рукавов.

В последнем случае сборки делали по всей талии. Такими видами одежды были чемеры, чемерки, чамарки.

Одним из обязательных атрибутов в одежде украинского народа считался пояс. Согласно восточнославянской мифологии пояса выступали в качестве оберегов, он защищали тело. Талию обматывали трех-, четырехметровыми поясами несколько раз, а концы, заканчивающиеся кистями, отпускали ниже колен. Одно время популярными были персидские пояса из шелка, а невесты подпоясывались вышитыми полотенцами – рушниками.

Головные уборы украинцев

Головные уборы украинских мужчин были самыми разнообразными. Это отражалось в формах, материалах и названиях. Популярными формами были конусы, цилиндры, а также полукруг. Встречались меховые, шерстяные, а также головные уборы из сукна. Например, были высокие барашковые шапки (кучмы), зимние шапки с вытянутыми наушниками (треухи, малахаи), войлочные и соломенные шляпы (брыли). В конце XIX столетия начали носить получившие широкое распространение картузы с кепками.

В женских головных уборах также присутствовало большое разнообразие, в том числе и по их предназначению. Один из самых популярных головных уборов, которым пользовались замужние женщины, – четырехугольный платок. Историческое начало он берет от головных покрывал – длинных полотен, которые завязывались сзади, выпуская края по спине. Подобные головные уборы сохранились на западе Украины. Головные уборы типа кибалок, хомевок, хомлей в своих простейших формах обладали видом обручей или дуг, обращенных назад. На них женщины закручивали волосы. Кибалки служили каркасом для верхних головных уборов.

Упрощенными вариантами головных уборов украинок были мягкие легкие шапочки (очипки, чепцы, чепчики), которые завязывались шнурками, продернутыми через подшивки. Шились чепцы из кусков тонкой ткани разных цветов с поперечным подрезом на лбу. Подрезы делались так, чтобы надо лбом образовывалось что-то типа мелких сборок, при этом материал на лбу оставался гладким. На затылках закладывались рубцы, сквозь которые продевались шнурки. Праздничные чепцы шились из парчи золотого или серебряного цветов.

Всемирно известные во все времена девичьи венки из искусственных и живых цветов с лентами, были весьма популярными в Украине. К таким девичьим головным уборам не предъявлялись требования о закрытии головы и косы. Кстати, косы были основными прическами украинских девушек. Девушки плели волосы в одну-две косы, обвивали вокруг головы и повязывали пестрыми повязками, украшенными бисером.

Обувь украинского народа

Обувь украинского народа для обоих полов делали из кожи. Ее сначала не сшивали, а складывали, пытались морщить, после чего привязывали к ногам длинными веревками. Отсюда их название – морщуны, морщенцы, постолы, ходаки. В кожаной обуви с высокими голенищ отсутствовали каблуки. Порой каблуки заменялись небольшими железными подковками на пятках.

С середины XIX столетия преобладали особые сапоги, так называемая выворотная обувь. Подметки пришивались к сапогам изнутри, а сапоги целиком смачивались водой и выворачивались.

Символика украинских народных костюмов

В любой обрядовой символике костюмов отражались духовные традиции народа, а также его мировоззрение и обрядовые нормы. К таким обрядовым символам относились некоторые элементы одежды. Это могли быть платки или полотенца в процессе сватовства, белые или черные платки и пр. Им отводилась роль защитников людей от темных сил и способ привлечения благополучия, здоровья и любви.

Особыми магическими силами, как было принято считать, владели предметы, собственноручно сделанные к тем или иным обрядам. Так, например, девушки обязательно должны были шить своим женихам вышитые сорочки. Символической значимостью обладали и непременные дары, например, сапоги, изготовленные зятем для тещи.

Обрядовые функции, кроме стиля в одежде, проявлялась в некой специфичности. Например, в некоторых ритуалах одежда носилась наизнанку, что в быту считалось как плохая примета. В некоторых обрядах случались переодевания в одежды противоположных полов.

Обрядовые символы нередко можно обнаружить в цветовой гамме нарядов. В свадебных нарядах исстари доминировали красные цвета. Тогда как похоронную одежду отличали черные цвета, которые являлись одним из символов печали в большинстве областей конца XIX, начала – XX веков, заменив собой белые, а местами и синие.

Традиционные вышивки украинского народа

Одним из предметов гордости в народном искусстве считается украинская вышивка. Ее часто использовали как в народных костюмах, так и в повседневной жизни. Вышивка в украинских нарядах отличалась богатством и разнообразием. Ею украшались мужские и женские рубахи, верхняя одежда, а также головные уборы.

Орнаменты, композиционные мотивы, расцветки, традиции передавались по наследству. В орнаментах преобладали геометрические фигуры типа ромбов, розеток, звезд, а также растения. Технологий по вышиванию вместе с их разновидностями имелось много. Древнейших видов в народной вышивке было также немало. Одной из вариаций в таких техниках является довольно популярная в тогдашней Украине вышивка гладью.

Цветовая гамма вышивки украинских сорочек относились к исполненным в одном цвете, двухцветным, а также к полихромным. Первые такие сорочки были характерны для поляков, а также населения Черниговского и Полтавского регионов. Двухцветными главным образом пользовались жители Киевского региона и в Подолье. Полихромными пользовались украинцы в Западном Подолье, а также в Карпатах.

В вышивках северных регионов Украины наблюдалось преобладание красного цвета. В центральных регионах Украины, кроме красного цвета, можно было встретить черные расцветки. Южные регионы к этим повсеместно популярным цветам добавляли еще и желтые. В вышивках Подолья нередко встречались красно-черные комбинации. В регионах, которые граничили с Бессарабией и Буковиной, можно было повстречать вышивку, обогащенную бисером с металлическими украшениями, что сближало ее с молдавскими и южнославянскими.

Украинское художественное ткачество занималось широким развитием растительной орнаментики. Причем самыми излюбленными мотивами были ткани, украшенные узорами, на которых были изображены ветвистые цветки или деревья. Такие мотивы были характерны как в рушниках из домотканого белого материала, так и в ковроткачестве, которое было широко распространено во многих районах Украины, но больше всего в центральных и восточных регионах.

В конце XIX – начале XX столетий украинских народ предпочел переход на городскую одежду. Вследствие «окультуривания» и всеобщего перехода к «цивилизованным» костюмам множество особенностей национальных традиционных нарядов было утрачено.

LiveInternetLiveInternet

Полесье восточное

. Конец XIX — начало XX в. Свадебный наряд новобрачных бывшего Новгород-Северского уезда Черниговской губернии, теперь Новгород-Северского района Черниговской области

Свадебный наряд молодых Черниговского Полесья (северного района Левобережной Украины) составлял в конце ХІХ — в начале ХХ ст. достаточно устоявшийся комплекс традиционного костюма, характерный для украинцев широкого ареала восточных и центральных лесостепных районов Украины. Вместе с тем этот комплекс, особенно шитые элементы верхнего женского и мужского наряда, имел много общих черт с аналогичными формами одежды белорусов и россиян из районов, которые граничат из Украиной. Поверх шитой свадебной рубашки молодая одета в своеобразное платье без рукавов, т. зв. «юбку с нагрудником», отрезную по линии талии и расширенную книзу. Расшит цветным шелком передник. В руках молодой свадебный платочек. На голове — свадебный венок из шерстяных помпонов. У молодого поверх свадебной рубашки с вышитыми стоячим воротником и пазухой вдягнуто шитые жилет и чумарку из купованой ткани. Штаны подпоясаны тканым поясом. Мерлушковую шапку украшает свадебная красная лента. «Сорри за перевод, переводила с помощью переводчика»

Полесье восточное

. Конец XIX — начало XX в. Свадебный наряд новобрачных бывшего Городнянского уезда Черниговской губернии, теперь Щорсского района Черниговской области Свадебный наряд жителей Черниговского Полесья (северного района Левобережной Украины) составлял в конце XIX — в начале XX века достаточно устоявшийся комплекс традиционного костюма украинцев широкого ареала восточных и центральных лесостепных районов Украины. Серая из домодельного сукна свита молодой по краю, на полатях, по шеи и на манжетах украшенная черным бархатом, цветной тесьмой и узорной машинной строчкой. Из-под красной юбки выглядит вышитое разделение свадебной рубашки. Поверх юбки надет пышно украшеный плетеным кружевом и вышивкой передник. На ногах — сапоги ручной работы. Молодая, вместо цветного пояса, подпоясанная тканым свадебным полотенцем. Голову молодухи украшали цветами — своеобразным свадебным венком, от которого ниспадают цветные ленты разной окраски
.
Свадебная рубашка молодого украшенная вышивкой на стоячем воротнике, пазухе и манжетах. Синий цвет широких штанов, подпоясанных красным тканым поясом, контрастирует с белой свитой, украшенной, как и у молодой, черным бархатом. К груди прицеплена красная лента — отличие молодого, а к мерлушковой шапке — свадебный веночек.

Добавлено через 9 минут Полесье центральное. Конец XIX в. Свадебный наряд новобрачных бывшего Чернобыльского уезда Киевской губернии, теперь Чернобыльского района Киевской области Свадебный наряд отмечает преимущество белого цвета с незначительными цветными акцентами красного и зеленого.

Полесье западное.

Конец XIX — начало XX в. Свадебный наряд новобрачных бывшего Ровенского уезда Волынской губернии, теперь Дубровицкого района Ровенской области Свадебный наряд выделяется локальным белым цветом, почти полным отсутствием цветных украшений и разнообразных дополнений, которыми обогатилась свадебная одежда других регионов Украины уже в конце ХІХ, – начала ХХ ст. Свадебную девичью рубашку изготовляли из тонкопрядного белого, т.зв. «дымчатого», льляного полотна. Поверх рубашки надевали дымчатый белый передник. С левой стороны на грудь крепили подвенечный цветок из трех барвинковых листьев, перевязанных белой нитью. Ноги обвивали онучами из беленого полотна и обували лапти, сплетенные из дубового «полосся». Лапти крепили на ноги шнурками из льна или конопли – «оборами». Председателя молодой украшали дымчатой наметкой с «запруткованими» краями, обвертывая ею, как девичьим платком, председателя, оставляя открытым затылок. Сверху возлагали барвинковый венок. В руках молодая держала свадебную «клумашку» с гостинцами: печеными «трепетушечками», «калачиками», тыквенными семенами. Так же чрезвычайно скромным было и наряд молодого. Свадебная рубашка, что ее даровала молодая, была из густого «кудельного» белого или серого льняного полотна. Рубашку шили с узким стоячим воротничком и пазухой. Рукава присобирали при манжетах. Рубашку надевали навыпуск поверх узких штанов, шитых из серого нечесаного льна, т. зв. «нечеси». Единственным цветным акцентом был плетеный широкий полосатый пояс – « покромка» — с большим количеством разноцветных маленьких помпонов – «мохрив». С левой стороны на грудь молодому, как и молодей, цепляли подвенечный цветок. На ноги на полотняные онучи обували плетеные лапти.

Добавлено через 11 минут Полесье западное.

Конец XIX — начало XX в. Свадебный наряд новобрачных бывшего Пинского уезда Минской губернии, теперь Любешовского района Волынской области Свадебный наряд, как и весь комплекс, традиционно бытовой культуры населения крайних северных районов современной Волынской области, которая граничит с Белоруссией, за целым рядом признаков обнаруживает общность с традиционной культурой Беларусии. Свадебный наряд молодых Волынского Полесья отмечается контрастным выделением ярких красно-черных цветов тканых орнаментальных узоров на фоне беленого льняного полотна. Тканая свадебная рубашка молодой с отложным воротником и тканой накладной пазухой имеет полностью затканные красно-черными переборами широкие рукава, собранные около манжета. Поверх рубашки надевали тканые юбку и передник. Шея украшена несколькими рядами ожерелья. На ногах – онучи из прежней тканой рубашки и лапти. Своеобразным является головной убор молодой – белая тканая наметка с узорными перебранными концами. Поверх наметки надевали свадебный венец в виде твердого высокого обручика, расширенного кверху, обшитого цветными лентами, предварительно собранными в складочки. Его надевали с наклоном на правый бок, а на концах цепляли пышные щепотки разноцветного пера, которое должно было отвернуть от молодой плохие силы. Молодой поверх узких из домотканого полотна штанов надевал на выпуск белую льняную свадебную рубашку, которая даровала ему молодая. Вышивкой украшали и отложной воротник и пазуху. Запоясывали молодого тканым огневым поясом. Соломенную шляпу дружка украшала свадебный веночек и составленной из цветной, преимущественно красной ленты цветком. На ногах – онучи и лапти, которые привязаны плетеными из конопли шнурками – «оборами».

Слобожанщина

. Конец XIX — начало XX в. Свадебный наряд новобрачных бывшего Старобельского уезда Харьковской губернии, теперь Старобельского района Ворошиловградской области Основу свадебного наряда невесты на слободских землях Украины составляла свадебная рубашка, украшенная по нижнему краю плетеным кружевом. Поверх рубашки надевали обильную юбку из шерстяного, ситцевого или шелкового приобретаемого товара. Юбку спереди покрывали цветным фартуком, по низу обшивали бахромой, а в нижней части декорировали нашивками из разноцветного кружева и зубчатыми лентами преимущественно темных цветов. Типичным верхним праздничным одеждой молодой в этих районах был шит из тонкой шерсти, сукна или бархата корсет с рукавами, т.н. «юбка», «куцина». Юбку украшали разноцветными шнурками, кантами, лентами, сетками из кружева, позументом и блестящими металлическими пуговицами. Голову молодой повязывали шелковой, преимущественно белой, тканью или платком, сверху свадебный венок из искусственных цветов, а с левой стороны в венок вставляли павлиний перо. Молодому обязательно вместо пояса повязывали свадебное полотенце. На ноги цветные сафьяновые сапоги. Шею украшали нитями бус, янтаря, кораллов. На молодого поверх свадебной вышитой рубашки надевали безрукавку. Штаны шили из фабричной, т.н. «шведской» ткани. На брыль сестра молодой пришивала круглой формы цветок. На плечи набрасывали праздничную облегченного типа свиту, т.н. «чумарку», «чинарку» из покупных хлопчатобумажных тканей, а в более зажиточных — из тонкого фабричного сукна. Передние полы и воротник чумарки украшали блестящими металлическими пуговицами и вышивали разноцветным шелком.
Полтавщина южная
. Конец XIX — начало XX в. Свадебный наряд новобрачных бывшего Кобелякского уезда Полтавской губернии, теперь Кобелякского района Полтавской области В свадебном наряде молодых южных районов Полтавщины предпочтение отдавали элементам, сшитые из покупных тканей. Только рубашки жениха и невесты, пояс молодого и свадебный рушник, что им подвязанная молодая, изготавливали вручную. Поверх свадебной рубашки, богато вышитой на рукавах и понизу, одета сшитая из цветного ситца безрукавка. На обильную юбку, сшитое из покупноой шерстяной ткани, надет фартук из парчи, а поверх него вышитый рушник. Голову украшает пышный свадебный венок и цветные ленты, а шею — ожерелье, дукаты, кораллы . Поверх свадебной рубашки на плечи молодого наброшено чумарку. Талию перепоясывает тканый шерстяной пояс поверх широких штанов, заправленных в сапоги. На голове у молодого — барашковая шапка, украшенная цветами свадебным венчиком, а грудь украшена свадебной цветком и лентой. Добавлено через 6 минут
Полтавщина северная
. Конец XIX — начало XX в. Свадебный наряд новобрачных бывшего Миргородского уезда Полтавской губернии, теперь Миргородского района Полтавской области Свадебный наряд молодых Полтавщины конца XIX — начала ХХ в. вобрал в себя лучшие элементы праздничного строю украинцев лесостепных районов центрального Поднепровья и Левобережья и стало своеобразным символом общенационального украинского одежды. Основу свадебного кройки молодой составляла льняная рубашка с вышивкой белыми нитками по белому полотну в сочетании с такими техническими средствами ажурного декора, как выкалывание, вырезание и сетка. Поверх рубашки надевали плахту, а поверх нее — фартук («запаску»). Состояние молодой показывали свадебным вышитым полотенцем, гарусом. На плечи надевали керсетку, шитое из покупного ткани и украшенную аппликацией из сукна или бархата, поверх которой зажиточные крестьяне набросали кожух. Голову украшали свадебным девичьим платком с рожками от уроков и венком, а шею — значительным количеством ниток ожерелья, кораллов и дукатов. Молодой одет в белую рубашку с домашнего сукна, украшенную бархатом, синие широкие штаны, сапоги. Узкий воротничок свадебной рубашки завязывается красной свадебной лентой, а барашковая шапка, украшенная свадебным венчиком и лентой. Добавлено через 5 минут
Киевщина южная.
Конец XIX — начало XX в. Свадебный наряд новобрачных бывшего Чигиринского уезда Киевской губернии, теперь Чигиринского района Черкасской области Основным элементом свадебного наряда невесты южных районов Киевской области, как и везде на Украине, была вышитая рубашка. На смену традиционной геометрической композиции вышивок на конце XIX — начале ХХ века в южных районах Киевщины пришли растительные композиции. Преимущество в вышиванках свадебных рубашек предоставляли красным цветом, которые имел, по древним представлениям, магическую силу — защищал от сглаза . Поверх рубашки надевали шитое из покупного ткани юбку, которая закрывала на Киевщине уже в конце XIX века традиционную тканую плахту. С одноцветной сукна ( в молодой преимущественно снова-таки красного) шили фартук («запаску»), который надевали поверх юбки. Весьма торжественным элементом праздничного наряда молодой считалась т.н. «юпка» — своеобразная шапка с длинными или короткими рукавами, чтобы видно было вышитые рукава рубашки. Юпку шили из зеленого сукна и украшали по всему полю маленькими хвостиками с красной шерстяной пряжи. Это был своеобразный народный вариант королевской мантии из меха горностая. На ногах — красные сафьяновые сапожки. Обязательным ритуальным элементом был свадебный наряд молодой девичий венчик. В руках девушка держала вышитый ею свадебный рушник, которым ее перевязывали вместо пояса. Более сдержанным относительно количества элементов и их красочности были наряды жениха. Его основу составила вышитая молодой свадебная рубашка, обязательным свадебным атрибутом которой была «застіжка» (шелковая лента или шерстяной шнурок) ритуально красного цвета. Праздничные штаны шили из покупного в магазине ткани. Признак жениха составлял свадебная платок, который молодая вставляла ему за пояс. Верхней одеждой была традиционная свита или поддевка. Голову молодого украшала высокая, цилиндрической формы серая барашковая шапка. К шапки старшая дружка пришивала свадебный венчик — букетик из барвинка, васильков и трех колосков ржи, перевязанных красной лентой. На ногах — рантовые сапоги ручной работы. Добавлено через 6 минут
Подолье восточное
. Конец XIX — начало XX в. Свадебный наряд новобрачных бывшего Каменец-Подольского уезда Подольской губернии, теперь Каменец-Подольского района Хмельницкой области Своеобразие свадебного наряда заключается в наличии тканой юбки («горбатки»). Один конец горбатки подгинали, закрепляя его на поясе. Пояс («кромку») ткали из цветной преимущественно красной шерсти. Свадебная рубашка всегда должна быть шитой из цельного сверху вниз полотна. По народной традиции считалось, если рубашка целая, то и жизнь должна быть «целой», «полной». Готовя рубашку до свадьбы, молодая украшала вышитыми узорами, преимущественно геометрическими, которые выполнялись любимым на Подолье черным цветом своеобразным швом, т. наз. «низинкой», «низью». Вышивали орнаментальные полосы на пазухе, а также делали мережку и шили низью подол рубашки. Шею и грудь молодой украшали многочисленными нитями бус и кораллов, которые выполняли роль оберегов — от сглаза и нечистой силы. Жених и невеста одеты в традиционные подольские свиты, украшенные цветными шнурками, сукном и тесьмой с манжетами («закаврашами»). Голову молодой украшает диадемаи венок из листьев барвинка и искусственных цветов. Свадебный венок возложена и на шапку молодого. Шея молодого повязана свадебным шелковым платком. Добавлено через 6 минут
Буковина
. Конец XIX — начало XX в. Свадебный наряд новобрачных бывшего Кицманского уезда Буковины, теперь Кицманского района Черновицкой области Цельнокроенная длинная свадебная рубашка молодой имеет густо вышитые рукава с характерными полосами («од скочками»). В цветовой гаммы вышивки на рубашке преобладают черный и бордовый цвета, контрастирующие с другими многоцветными элементами наряда молодой. Состояние от пояса вниз окутан характерной для этой зоны Украины опинкою («фатою») с широкими горизонтальными фиолетовыми и узкими белыми полосами. Симметрично с обеих сторон пояса до низу спущены цветастые свадебные платки с тороками. Своеобразием девичьей одежды предоставляла долгополая из отбеленной овчины и отделана по низу, вдоль полок, вокруг пройм мехом хорька меховая безрукавка — т.н. «мунтян», «ментян», «цурканка». Она была украшена также аппликацией из цветного сафьяна, сукна, кожаными и шерстяными шнурками, вышивкой, цветной шерстью. Особое внимание уделяли количества и качества шейных украшений, которые имели символичное значение — обеспечить богатое и счастливое будущее жизни молодым, — чем больше было украшений, тем больше была мнимая уверенность в богатстве будущей семьи. Свадебный наряд молодых бывшего Кицманского района Буковины Изготовляли украшения, нашивая монеты на тканную основу, создавая этим своеобразный съемный монетный нагрудник. Так же своеобразием обозначен и головной убор невесты — «карабуля», «кода». Сзади к карабулі крепились цветные ленты — «коды», «кодинки». Своеобразие мужского костюма предоставлял верхний халатоподобный из белого домашнего сукна, прямого покроя двуполая одежда с широкими рукавами т.н. «манта». На груди с левой стороны поверх манты молодому дружка цепляла свадебное платок — «ширинку». На голове у молодого — соломенная шляпа с широкими полями, пышно украшенный бисерными стежками — гердан, перьями и т.н. «трясунками», «колотильцями». На ногах — сапоги с высокими голенищами. Добавлено через 10 минут
Покутье Городенковское.
Конец XIX — начало XX в. Свадебный наряд новобрачных покутян бывшего Городенковского уезда Галиции, теперь Городенковского района Ивано-Франковской области Свадебная девичья цельнокроенная рубашка, т.н. «рукав’янка», «рукав’єнка», с характерным размещением орнаментальной вышивки, насыщенная цветом и техникой исполнения праздничных рубашек. Шерстяная тканная в разноцветных полосах одноплановая юбка, т.н. «опинка», «обертка», и тканый фартук («запаска») мелко гофрированные. Оба конце опинки подобраны и прикреплены на линии талии широким шерстяным поясом — «кромкой», концы которой спущены спереди поверх запаски. Кромка по верху подвязанная узким плетеным поясом — «попружкою», концы которой спущены также впереди поверх концов кромки. Шею и грудь молодой украшали многочисленные нити коралловых бус, «настоящего ожерелья», металлические цепочки, крестики, серебряные монеты. На ногах — праздничные сафьяновые сапожки, подаренные ей молодым на свадьбу. Голову молодой украшает свадебный венок — «венец», увитый листьями барвинка, разноцветными шариками, («помпончиками»), цветами, («косицами»), блестящими стеклянными бусами, бисерными разноцветными лентами, гердан и цветными перьями. У свадебного венца сзади прикреплены разноцветные шелковые и тканые ленты — «бинди» и шелковые шнурки, которые спускаются вниз по спине. Свадебный наряд молодых бывшего Городенковского уезда Галичины Свадебная молодого рубашка с широкими рукавами надета навыпуск, как и в буковинских ребят. Длина выпущенной рубашки достигает почти колен. Молодого опоясывали широким тканым поясом — кромкой. Поверх рубашки надевали на тканом пасе висячую тканую сумку, т.н. «дзьобанку». На ногах — сапоги с высокими голенищами, собранными до стопы. Свадебный головной убор молодого составляет плетеную шляпу — брыль, украшенную бисерными полосами — гердан, войлочными шнурками, войлочными цветами «косицами». Левый бок шляпы украшался пышным пучком перьев. Добавлено через 9 минут
Покутье Коломыйское
. Конец XIX — начало XX в. Свадебный наряд новобрачных бывшего Коломыйского уезда Галиции, теперь Коломыйского района Ивано-Франковской области Свадебный наряд молодых состоит из элементов, присущих одежды как подолян, так и буковинцев. Свадебный наряд в целом состоит из элементов традиционного строю гуцулов Прикарпатья, и только пышный венкоподобный свадебный головной убор невесты, а не «диадему», как у гуцулки, и свадебная шапка молодого, а не гуцульская «клепаня», проявляют принадлежность молодых к жителям Покутья. Основным элементом свадебного наряда невесты, как и везде на Украине, была цельнокроеная рубашка, которую в этих районах мелко вышивали по низу. На поясе крепили две узкие домашнего изготовления тканые в мелкие пасочки запаски. Через боковые просветы запасок выглядывает рубашка с пришитыми по низу боковых швов маленькими красными шариками из нитей — «помпончиками». поверху передней запаски молодую повязывали несколькими подаренными ей свадебными шерстяными цветастыми «терновыми» платками с кистями («тороками»). Плечи молодой покрывали сверху кептаря ритуальной свадебной плащ-накидкой, т.н. «гуглею». Поверх нее набросали снова-таки дарованый молодой свадебными платками, которые держались на плечах связанным ритуальным длинным платом — «рантухом». На ноги надевали плетеные из цветной шерсти, преимущественно красной, носки «капчурі», поверх которых обували святочные сапоги с острыми поднятыми вверх носками и украшенные тисненым узором. Шею молодой украшали силянкою, герданом, «очками», а на грудь вешали много последовательностей шнурков, видов ожерелья, кораллов, и резные медные бляшки, кресты и монеты, укрепленные на металлических проволочках, т.н. «згарде». Чрезвычайно пышным был свадебный головной убор невесты — «цветку». Все составляющие элементы свадебного венка имели яркое значение оберега : щетина — отвлечь злые силы, вплетенный чеснок и мед, которыми обмазывали листья барвинка, пышное и счастливое будущее супружескую жизнь. Свадебный наряд молодых бывшего Коломыйского уезда Галичины Скромнее наряды жениха. Полотняная рубашка выпущена поверх узких штанов из красного домашнего сукна. Талию охватывает широкий на пять пряжек («чапраг») пояс, шириной от бедер до подмышек. Он орнаментирован тиснением по коже, украшенный набитыми мосяжними пуговицами, простыми и писаными бляшками, свисающими рекізами и бовтицями. Кептар, ритуальные кожаные постолы из волоками такие же, как и у молодой. Голову молодого украшает войлочная шляпа с широкими загнутыми вверх полями, украшенная разноцветными шерстяными шнурками, перьями, помпонами. Добавлено через 6 минут
Гуцульщина Закарпатская.
Конец XIX — начало XX в. Свадебный наряд новобрачных бывшего Тиходолинского округа Закарпатья, теперь Раховского района Закарпатской области Свадебный наряд закарпатских гуцулов состоит в основном из элементов, которые характерны для одежды всех локальных групп гуцулов (прикарпатских, буковинских, закарпатских), и лишь в характере декоративных украшений, цветовой гамме и специфике головных уборов оказывается его своеобразие, которая позволяет рассматривать этот комплекс как зонально закарпатский вариант гуцульского свадебного строю. Поверх свадебной рубашки молодая надевала праздничные запаски. В колорите запасок преобладали насыщенные тона вишневого, коричневого, черно-зеленого цветов. На линии талии запаски одевали плетеные войлочные шнуры «байори», «ямы», «плетенки». На плечи молодой надевала меховую безрукавку — «шубка», «кожусик», «кептар». Поверх кожусика надевали «сердак», украшенный вышивкой, плетеными шнурками из желтой и красной шерсти. На шее много рядов стеклянных бус «молний», венецианские писаны «пацерки», крестики, одно -, двух — и трехрядные «згарде» с мосяжних вырезанных бляшек, «хрящики» и серебряные монеты. На шею поверх этих украшений надевали плетеную из разноцветных бисеринок, т.н. «глазка», «гердан», «силянку». Особой ритуальной значимости наделялся головной убор невесты. На ногах — кожаные постолы. Свадебный наряд молодых бывшего Тиходолинского округа Закарпатья Наряд молодого состоит из гуцульской вышитой по вороту, груди («пазухе») и рукавах шитой туникообразной белой полотняной рубашки, выпущенной поверх узких штанов с домашнего сукна темно-вишневого цвета. Они заправлены в белые плетеные из белой шерсти и вышитые сверху носки — «капчурі». Киптар и сердак такие же, как и у молодой. Свадебный головной убор — «джумері» — своеобразно скроенный из темных мерлушек, на концах украшенный хвостиками и украшенный по центру венчиком и тремя «сороківцями», как и у молодой. Добавлено через 7 минут
Закарпатье
. Конец XIX — начало XX в. Свадебный наряд новобрачных русинов-верховинцев бывшего Воливского округа Закарпатья, теперь Межгорского района Закарпатской области Свадебная девичья рубашка русинов-верховинцев Межгорья в отличие от широко распространенного на Украине цельнокроеной состояла из двух частей: верхней короткой полотняной рубашки «оплечье» и нижней белой полотняной юбки, т. наз. «біленника», «білинника». Своеобразным был крой каждой из частей. Оплечье со сплошными рукавами и с разрезом пазухи, не впереди, как это общепринято на Украине, а со стороны. Перед рубашки имел мелкие узорные оборкина груди, в результате чего получалась геометрически-декоративная верхняя часть возле шеи — «обшивка». Рукава по низу «на зап’яснику» так же собирали и декорировали обшивкой. Фартук («заминка») так же, как и билинник, собирали в мелкие складочки («рисовали»), обшивали по контуру «плетенкой» — кружевом. Поверх рубашки надевали коротенькую из сукна распашную безрукавку «камізолю» с застежкой на середине груди. На передние полы комізолі нашивали по два накладных цветные кармашка «жебички». Ритуальным элементом свадебного наряда верховинцев была «гуня» — плетеный из длинноворсовой шерсти прямого покроя верхняя одежда с рукавами («гуня пелехата», «гуня коцьовата»). Распущенные волосы молодой покрывали белым платтом «фустою», «белилами», «ручником», тканым из тонкого отбеленного полотна. Поверх него возлагали свадебный барвинковый венок («венец»), дополненный гроздьями овса, искусственными цветами («косицами») и перьями.

Свадебный наряд молодых русинов — верховинцев бывшего Волынского округа Закарпатья Свадебная рубашка молодого, что дарила ему молодая, была богато вышитая на отложном воротнике, груди, манжетах. Молодая на левую руку молодого повязывала красную шерстяную или шелковую ленту («пантлик»), чтобы обезвредить нежелательные для женатого мужчины возможные девичьи приворотные чары. Мужские из белого домашнего полотна штаны были узкими. Ритуальный свадебный молодого венок — пелехата гуня и свадебный барвинковый венок — три плетеных «венца», надетые на фетровую шляпу.

Источник: https://floristic.ru/forum/showthread.php?p=131942
/floristic.ru/forum/images/element/misc/hr.gif» target=»_blank»>https://floristic.ru/forum/images/element/misc/hr.gif); background-attachment: scroll; background-color: rgb(255, 255, 255); background-position: 50% 50%; background-repeat: repeat repeat;»>

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]