Гибель самого большого японского авианосца или 17 часов унижения и славы (8 фото)


Автор: Sergei

24 июля 2022 20:29

Метки: Япония  вторая мировая война  истории  

17168

8

«В мире были созданы три самые большие и бесполезные вещи — великая китайская стена, египетские пирамиды и японские линкоры класса «Ямато», – гласит японская присказка.

0

Смотреть все фото в галерее

А ведь и правда, крупнейшие линейные корабли в истории человечества — эти несокрушимые чудовища, тысячетонные стальные монстры, — так и не смогли в полной мере раскрыть свой потенциал, да и появились они фактически на закате эпохи дредноутов, когда на смену уже пришла новая ударная сила флота — авианосцы.

Всего было заложено четыре корабля этого класса. Только два из них, непосредственно сам «Ямато» и «Мусаси», были достроены и участвовали в боевых операциях Императорского флота, четвертый был разобран на стапеле, а вот третьего ждала судьба весьма необычная, но трагичная.

×

Гибель «Мусаси»


0
«Мусаси» получил штук 12 торпед и 10 бомб и тоже еще долго боролся за плавучесть.


0

После поражения в битве при Мидуэе японский флот можно сказать остался без авианосцев. Потерять за один бой 4 лучших тяжелых авианосца и почти 250 самолетов — это весьма и весьма ощутимо. И с этим нужно было что-то делать. Учитывая сравнительно низкую скорость кораблестроения в Японии и дефицит материалов, было принято решение в срочном порядке переоборудовать существующие корабли, например пассажирские лайнеры, или недостроенные проекты в этакие эрзац-авиаматки. Внимание адмиралов привлек наполовину готовый третий корабль класса «Ямато» — №110. Осознание бесполезности линкоров на Тихом океане уже пришло, да и денег на достройку особо не было, поэтому летом 1942 года №110 начали достраивать уже как тяжелый авианосец и нарекли его именем «Синано». Тяжелым у него было буквально всё, начиная от водоизмещения, заканчивая головной болью инженеров о том, как им из хорошего линкора сделать хотя бы средненький авианосец. Вместо самого большого и бесполезного в мире линкора «Синано» суждено было стать самым большим и бесполезным в мире авианосцем. Спуск на воду нового корабля состоялся 8 октября 1944 года, достроечные работы продолжались в срочном порядке на военно-морской верфи в Йокосуке, но уже через месяц американские суперкрепости Б-29 уже дотягивались до верфи и были потенциально опасны для судна. Руководство приняло решение перевести его от греха подальше на базу в Куре, которая находится с другой стороны Японии, и уже там произвести окончательную доводку и приемку.


0

На борт поднялись 2176 матросов и офицеров, 300 работников судоверфи и около 40 различных гражданских. Пока авианосец готовился к отходу, все незанятые руки клепали, варили, красили, конопатили, в общем, доводили до ума судовые механизмы и системы. 19 ноября 1944 года «Синано» официально ввели в состав флота. Гордостью флота должен командовать только лучший из лучших. Таковым оказался капитан Тосио Абэ. Всего два года назад при Мидуэе он командовал дивизионом эсминцев. Вот он уже стоит на мостике самого-самого корабля в мире. Такой немыслимый карьерный рост вполне ясно дает представление и об общем положении дел в экипаже судна. Моряки свое дело, конечно, знали, но многие из них были «зелеными» выпускниками учебок, да и остальным катастрофически не хватало ни опыта, ни сноровки, ни должного боевого духа.

Остриё копья. Реальное количество авианосцев у Японии и их возможности

Рассматривая наращивание Японией военного могущества надо предельно чётко понимать две вещи. Первая – в военных вопросах японцы лгут. И вторая – они умеют показывать вещи не такими, какие они есть на самом деле. Военные программы Японии – прекрасная иллюстрация обоих тезисов.

Формат отдельно взятой статьи не допускает подробного разбора того, что реально имеют японцы и что они могут получить для себя в короткие (несколько месяцев) сроки, если снимут политические ограничения на военное развитие. Также придётся оставить за рамками материала социальные предпосылки к тому, что делают и что скрывают японцы.

Тем не менее, ради интереса на примере японской авианосной программы можно рассмотреть разницу между реальностью японского военного строительства и той «пылью», которую Япония поистине гениально пускает в глаза и союзникам, и противникам.

В современном мире почти невозможно скрыть значимые факты. Нельзя в обществе, где у каждого есть телефон с камерой и интернет, скрыть авианосец или переброску десантной дивизии. Поэтому для ввода противника в заблуждение, выполняется инициирование так называемого когнитивного искажения — ситуации, когда противник видит реальность, но его разум отказывается её воспринимать объективно. Примеров в истории немало. Так, в июне 1941-го года многие советские командиры частей и соединений не просто знали, что война начнётся буквально на днях, но и знали номера противостоящих им немецких дивизий, имена их командиров, слышали по ночам однозначно идентифицируемый шум от перебрасываемых на границу механизированных соединений, видели реконгносцировочные группы немцев – и всё равно противнику удалось добиться внезапности. В 2015 году всё лето в интернете пестрели фото российских БПЛА и солдат в Сирии, потом видео с переброской самолётов, но открытое вмешательство России в эту войну стало для мира сюрпризом. Все всё видели… но не верили.

В результате поддерживаемого японцами когнитивного искажения рождаются клише: «Японские силы самообороны — это придаток к ВС США, неспособный к самостоятельным действиям», «противолодочный флот» и тому подобное. За этими клише теряются и испытания баллистических ракет средней дальности (под видом сверхлёгких ракет-носителей), и уже достигнутое техническое превосходство над США в лёгких противокорабельных ракетах, вторая по численности противолодочная авиация в мире, надводный флот, по численности боевых кораблей океанской зоны без малого вдвое превосходящий все российские флоты вместе взятые, подготовка к производству крылатых ракет большой дальности и ещё много чего. Способность построить реактор-наработчик оружейного плутония тоже там, за пеленой из стереотипов. Хотя тут специалисты знают как оно на самом деле, всё же тема чувствительная, и «примерно девять месяцев до бомбы» были где надо озвучены уже давно…

Авианосная программа Японии – ярчайший пример такого когнитивного искажения. Мнения, которые о ней имеют как обыватели, так и даже специалисты, как правило, расходятся с реальностью полностью и отражают не её саму, а тот её симулякр, которым японцы пытаются прикрыть свои приготовления. Ярчайшим примером того, какую точку зрения на свой флот пытается «протолкнуть в массы» Япония, является свежая статья Дмитрия Верхотурова «У Японии уже есть авианосец»

. Она, безусловно, заслуживает того, чтобы с ней ознакомиться – это та самая искажённая версия реальности, в которую японцы заставили поверить и Дмитрия Верхотурова, и, скажем честно, большую часть человечества.

А теперь рассмотрим, как выглядит реальность.

Ещё в конце девяностых «элитам» японского общества стало очевидно, что японцы как народ обвалились в жесточайший системный кризис. И речь шла не об экономике. Речь шла о том, что развитие японцев как нации остановилось, о том, что общество в целом стало на путь деградации, в конце которого гибель. Инфантилизм, вырождение, демографический кризис, нежелание бороться за лучшую жизнь были только некоторыми из частных симптомов. Если для японской молодёжи прошлого ценностью были качественное образование, работа и семья, а ранее, во времена до Второй Мировой – ещё и военная служба, то к концу двадцатого века «огонь погас», силы нации закончились. Молодёжь погрязла в детских развлечениях, средний возраст населения стремительно рос, рождаемость падала. Это, в общем, и сейчас так.

Одним из последствий всего этого стало появление занятного документа – «Цели Японии в XXI веке», из которого чётко следовало – чтобы в будущем не утратить конкурентоспособность (и не только промышленную), японцам надо поднимать качество своего человеческого потенциала. Улучшать людей. Люди рассматривались авторами доклада как то самое «решающее звено», потянув за которое можно вытащить всю цепь.

И тогда же началась быстрая милитаризация. Трудно сказать, каким был механизм принятия японцами решений, но отдадим им должное – без милитаризации из людей, полностью утративших желание жить, бойцовскую нацию не сделать. А без бойцовского духа нет ни побед, ни достижений, только поражения и не обязательно военные. Военная угроза же, как и военная романтика стимулирует эмоции, порождает уверенность в себе, и, как следствие, делает человека и сильнее, и активнее. Что было и есть необходимо.

Одним из аспектов начинающейся милитаризации было начало работ над возрождением авианосного флота, начатое тогда же, в конце девяностых. Ведь для островного государства военная сила это флот, а что за флот без авианосцев? Всё было закономерно.

Однако тут надо было как-то обойти фактор американских «господ». Гайдзины, разбившие страну Ямато и оккупировавшие всю её территорию в своё время, называли себя «союзниками», но это были скорее хозяева, чем союзники. Американцы прекрасно помнили, сколько проблем они имели с технологически уступающей им Японией. Трудно сказать, как бы они оценили полномасштабный ренессанс японской военной машины, и японцы не стали рисковать. Существуют сферы вооружений, в которых американцы не просто не препятствуют своим союзникам, а открыто помогают, стимулируют их. Одним их таких видов вооружений являются лёгкие эскортные авианосцы.

В 70-х годах, командующий морскими операциями США адмирал Элмо Зумвалт предложил воссоздать на новом техническом уровне концепцию эскортного авианосца. Это был известный проект Sea Control Ship – корабль морского контроля. Его задачи были просты – охранять конвои с военными грузами и войсками от советских подводных лодок в Атлантике с помощью палубных противолодочных вертолётов, а если на горизонте окажется Ту-95 РЦ, или гипотетический ракетоносец большой дальности (они потом появились), то палубные «Харриеры» должны были расправиться с ним. Конгресс денег на это начинание Зумвалту не дал, но проработанный проект ушёл в Испанию, которая построила на его базе своего «Принца Астурийского». До этого, ещё в 1967-м, американцы передали Испании лёгкий авианосец «Кэбот» времён Второй Мировой войны, который служил испанцам до 1989 года. К восьмидесятым годам британцы построили серию лёгких авианосцев, а итальянцы – похожий на SCS «Гарибальди», так что кому работать в Атлантике было и без SCS.

В начале 2000-х годов массовые поставки оружия в Китай из России уже были фактом, усиление Китая уже было вполне зримым и строительство лёгкого противолодочного корабля, заявленного как helicopter-destroyer – вертолётоносный эсминец, не вызвало у «хозяев» никаких опасений. А о том, чтобы оно не вызвало никаких опасений у потенциальных неприятелей, японцы позаботились весьма своеобразно.

В 2006 был заложен головной корабль 16DDH “Hyuga” («Хиюга»). А в 2009 он был введён в боевой состав Морских Сил Самообороны.

Японцы заявили авиагруппу в 4 вертолёта. Это вызвало массу недоумений со стороны наблюдателей – корабль с полным водоизмещением 18000 тонн, сквозной полётной палубой, двумя вертолётоподъёмниками и всего четырьмя вертолётами в виде основного оружия выглядел странно. Японцы, однако, пожимали плечами и говорили примерно следующее: «Мы мирная страна, и отказались от решения вопросов с помощью силы. Поэтому не стоит удивляться, что на таком корабле у нас всего четыре вертолёта. Для задач мирного времени больше и не надо, а на случай, если Япония будет атакована, то мы сможем добавить ещё определённое количество вертолётов. Может двенадцать а может и четырнадцать – смотря какие вертолёты. Да и надо понимать, что у нас там кубрики для десанта есть, а они требуют внутренних объёмов. В целом не волнуйтесь. Это маленький корабль, угрожать он никому не может, хотя действительно, вертолётов сможет нести и больше, если будет необходимо». Примерно такая точка зрения буквально растекалась от японской специализированной прессы далее, по англоязычным справочникам и потом везде. Да и трамплина у корабля не было, и самолётов вертикального взлёта и посадки Япония не имела и не собиралась закупать.

А через год японцы показали изображение своего будущего более крупного корабля – класса “Izumo” («Изумо»). И сразу же пустили слух о том, что вот этот-то проект, возможно, окажется способным нести и самолёты, а «Хиюга» это так, тренировка. Будет страховать корабли своими противолодочными вертолётами. Это отвлекло внимание от «Хиюги» и его систершипа «Исе».

Примерно так публика и оценивает этот корабль до сих пор. Японцы добились того, что это точка зрения на их «эсминец» стала доминирующей, они даже все фото этого корабля делают с такого ракурса, что его размеры оценить довольно трудно. Хотя они даже в Википедии есть, но кто их там будет смотреть…

Но мы попробуем оценить размеры и посмотрим справочные материалы. Смотрим картинку.

И пелена спадает! «Хиюга» — вполне себе большой и полноценный авианосный корабль. На этом изображении он воспринимается точно таким же, как британский «герой войны» на Фолклендах – «Invincible-class». Тот самый тип кораблей, который обеспечил бриттам возможность трансконтинентальной войны на другой, относительно их домашней территории, стороне планеты. И, правда, «Хиюга» совсем чуть-чуть меньше «Инвинсибла». А ведь на последнем немалая авиагруппа может базироваться.

Для сравнения, на предыдущем изображении добавлен тайский «Чакри Нарубет» — последняя реинкарнация SCS. Вот он – маленький, восемь самолётов всего несёт. «Хиюга» существенно больше.

Так что, получается, эти корабли были построены как полноценные авианосцы? Почти. Для того, чтобы с «Хиюги» стартовали F-35B, им необходимо застелить палубу жаростойким покрытием, как американцам пришлось делать на УДК класса “Wasp” («Уосп»), и смонтировать трамплин, как сделали британцы. После этого, F-35B спокойно и без проблем будут стартовать с этого корабля, и садиться на него. В идеале, ещё нужен газоотбойник на стартовой позиции, тогда парковка самолётов позади стартовой позиции не будет мешать взлетать. Но сколько таких самолётов корабль сможет нести?

Для этого обратим внимание на его ангар. Согласно западным источникам, размеры ангара «Хиюги» составляют в футах примерно 350х60х22 (фут 0,3048 метра). Это почти столько же, сколько на «Уоспах». Из них, около 60% площади доступно для хранения самолётов вне подъёмников, то есть площадка размером около 66х18 метров (точные размеры неизвестны). У F-35B крылья не складываются, их размах составляет чуть меньше 11 метров. Длина самолёта – 15,6 метра. В прямоугольник 22х18 метров можно поставить 2 таких самолёта в шахматном порядке, «носом к крылу». При этом, вокруг будет хватать места для ходьбы и переноса инструмента и оборудования, в том числе громоздкого. Возможны и более плотные варианты расстановки. Итого, вне подъёмников можно поставить минимум 6 F-35.Однако, на западе (а технологически Япония – «Запад») практикуется т.н. палубная парковка. При ней на корабль берётся больше самолётов, чем помещается в ангаре, и часть самолётов всегда находится на палубе. На палубе «Хиюги» можно «прописать» до четырёх F-35B, и ещё на два-три вертолёта со сложенными лопастями место останется (перед островом). Или на F-35B и вертолёт.

Таким образом, после установки трамплина и газоотбойника (что для японского судопрома ни разу не проблема) и перестилания палубного покрытия (разрушительная сила выхлопа F-35B в своё время стала сюрпризом для всех), «Хиюга» сможет нести до 10-11 истребителей и 2-3 вертолёта. Вполне полноценный эскортник, да ещё и с 16-ю ракетными ячейками, ГАС, торпедными аппаратами и зенитными установками «Фаланкс». Один такой корабль сможет прикрыть трансокеанский переход немаленького конвоя, в зависимости от состава авиагруппы (пропорций между вертолётами ПЛО и истребителями), сможет и перехватывать вражеские патрульные самолёты, воевать с авиаразведкой, топить ударами с воздуха одиночные корабли или их мелкие группы. Для КПУГ из китайских корветов проекта 056 этот корабль станет просто бичом Божьим. Его огневой мощи хватит для поддержки небольшой десантной операции, скажем, батальонного масштаба. Пара таких кораблей, это уже интегрально половина российской авиагруппы в Сирии по воздушной мощи.

«Хиюга» вступил в строй в 2009 году, систершип «Исе» в 2011-м. Именно в эти годы Япония по факту и обрела авианосный флот. Просто не сказала об этом никому. Ведь это не долго – поставить трамплины и перестелить палубу. Да и газоотбойник сделать несложно. Вопрос был только в покупке самолётов по сути, но куда им было спешить в 2011-м?

Забавно, но первыми, кто не смог «держать язык за зубами», оказались производители игрушек. На картинке ниже совместное изображение «Хиюги» с F-35B и британским «Харриером» в правильном масштабе, сделанное в целях рекламы. Игрушка, но оцените масштаб, как говорится.

Тем не менее, это были «пробные шары» — вести серьёзную войну такими кораблями неудобно и трудно, надо побольше.

Через год после сдачи «Исе», японцы заложили головной корабль нового класса «Изумо». На этот раз корабль был куда больше. Головной авианосец сдали заказчику в 2015, а его систершип «Кага» встал под флаг с восходящим солнцем в 2017-м году. По оценке Jane’s (сейчас потёртой отовсюду), корабль мог нести до 28 летательных аппаратов разных типов. Но японцы опять заявили, что их будет девять, и что это будут только вертолёты. И опять, та же песня: «мы мирная страна…», фото на 3/4 на которых сложно оценить размеры корабля.

Но правду не скроешь.

Корабль уже по-настоящему большой, и возможно, что японцы солгали насчёт водоизмещения. Чисто вертолётная палуба для такого гиганта это смешно.

И вот в этом году, совсем недавно, японцы наконец-то признались, что да, будет переделывать в авианосец. До десяти F-35B корабль якобы сможет нести… но мы ведь уже слышали про четыре вертолёта на «Хиюге», да?

Смотрим ангар на «Изумо». В футах примерно 550х80х22. Это вдвое больше, чем у «Уоспа». При этом кормовой подъёмник выполнен по борту и места хранения самолётов не занимает. Померив ангар также, как на «Хиюге», приходим к выводу, что в его ангаре можно разместить минимум 14 F-35B, причём опять же без тесноты. А если набивать их туда крылом к крылу, то, возможно и побольше. Беглый взгляд на палубу говорит о ещё примерно 6-ти или 8-ми самолётах и 4-6-ти вертолётах. Это примерно как у «Уоспа» и это логично, так как корабли по размеру почти одинаковые, только у «Уоспа» на палубе больше техники придётся хранить.

Таким образом, даже поверхностный анализ показывает, что реально Япония готовится прямо сейчас получить пару авианосцев, на каждом из которых будет от двадцати истребителей и некоторое количество вертолётов, и имеет в резерве ещё два потенциальных авианосца вспомогательных классов.

Стоит заметить, что сорок истребителей с коротким взлётом/вертикальной посадкой, о закупке которых объявила Япония, это как раз две авиагруппы для пары «Изумо», про «Хиюги» пока японцы и речи не ведут. Они же мирная страна. Вот чуть-чуть погодя, когда все привыкнут к «Изумо»…

Так что у японцев потенциально четыре авианосца, включая два лёгких и пару, условно говоря «средних». Последние предстанут в своём настоящем обличье совсем скоро.

Однако надо понимать, что два или четыре японских авианосца, это только остриё копья японской воздушной мощи. Само копьё на островах, и к палубной авиации не сводится. В настоящее время, в ВВС Сил Самообороны имеется более семидесяти глубоко модернизированных истребителей-бомбардировщиков Phantom F-4, каждый из которых способен нести пару японских противокорабельных ракет ASM-1 или ASM-2, первая из которых примерно аналогична российской Х-35 или американской ПКР «Гарпун», а вторая аналогична первой за исключением системы наведения, на ней вместо ГСН РЛ-диапазона используется инфракрасное наведение. Недавно японцы продемонстрировали новое поколение ракет в тех же габаритах и с той же дальностью – опытные сверхзвуковые «трёхмаховые» XASM-3. В ближайшее время они должны начать поступать в боевые части.

Также имеется шестьдесят два более новых многофункциональных истребителя Mitsubishi F-2, являющихся дальнейшим развитием американского F-16. Эти самолёты способны нести до четырёх ПКР, по паре подвесных топливных баков одновременно с ракетами «воздух-воздух» для самообороны.

При ведении наступательной войны над морем, авиагруппы с авианосцев способны провести авиаразведку над большой акваторией, обнаружить корабельные ударные группы противника (в случае с Китаем – и авианосные), уничтожить корабли, выдвинутые в радиолокационный дозор, дать непрерывное целеуказание для береговых самолётов, которые и ударят по цели своими сотнями противокорабельных ракет. А палубники зафиксируют результат удара и добьют уцелевших бомбами при необходимости. Для москитного флота пара десятков F-35B будут просто страшной угрозой, иранская операция «Жемчужина» в 1980-м хорошо показала, какую страшную опасность для малого флота представляет собой даже небольшое количество самолётов. Десантные корабли, транспорты снабжения, отдельные боевые корабли, устаревшие боевые корабли, неприкрытые с воздуха десантные отряды на берегу, стационарные объекты – всё это для авиагруппы из пары десятков истребителей пятого поколения – лёгкие цели, даже не взирая на недостатки F-35B как боевого самолёта.

Кроме того, нельзя недооценивать возможности этой машины по наведению ракетного оружия, и перехватам воздушных целей (например, атакующих японскую КУГ ударных самолётов, обвешанных ракетами и неспособных к маневрированию). А для ударов по надводным целям вполне подойдут наводимые авиагруппой береговые самолёты. В ходе их атак палубники вполне могут и ложную атаку провести, оттянув на себя авиацию или внимание противника, и усилить их атаку своей, с другого курса, и осуществить эскорт и взять на себя перехватчики противника. Они же способны «прикрыть» свой ракетный залп с кораблей УРО или закрыть небо над акваторией для противолодочной авиации противника, обеспечив комфортные условия для действий своих подводных лодок.

И уж конечно, над районами действий палубных истребителей своя противолодочная авиация будет работать вполне спокойно. Поближе к берегу её бы и базовые истребители эскортировали, но на большом расстоянии это неудобно, понадобится дозаправка в воздухе, а заправщиков у Японии немного, и для них и более важной работы хватит. А тут палубники, весьма кстати.

Фактически, даже с парой переоборудованных «Изумо» Япония уже сейчас способна провести операцию, сравнимую с британской войной за Фолкленды. Не хватает только кораблей снабжения, и ещё один-два десантных корабля необходимо. Либо посадить десант на «Хиуги» и на них же развернуть боевые вертолёты для его поддержки – место там есть. И всё, надо только дооснастить оба «Изумо» как обещали.

А мы всё ещё фантазируем насчёт того, что «ничего не могут без американцев».

Вот настолько реальность отличается от японских миражей. Милитаризм в Японии, кстати, потихоньку растёт. Так, серьёзную популярность приобрела манга (не смейтесь) про сражения японской авианосной ударной группы против китайцев. По ней даже снимают фильм. А — DDH-192, вымышленный авианосец класса «Изумо», переоборудованный под базирование F-35B.

Впрочем, настоящий авианосный «Изумо» может выглядеть и как-то иначе.

Конечно, такой милитаризм пока вызывает смех. Правда, японцы уже участвовали в военных операциях за границей, а Абэ недавно принимал очень масштабный военный парад… но японцы всё это делают очень медленно, не привлекая внимания. Ведь им надо, чтобы окружающие не видели всех этих перемен, а продолжали видеть ту старую реальность, которая скоро начнёт свой «уход». Чтобы никто не волновался. «Мы мирная страна…»

Они всё делают тихо. Не привлекая внимания, отводя чужие взгляды в нужную им сторону, и умело используя когнитивные техники влияния на сознание людей. Вы вот учитываете четыре японских авианосца? А они есть. И так во всём. И американцы уже совсем не против того, чтобы страна восходящего солнца возрождала самурайский дух. Ведь впереди схватка с Китаем. А в ней такой союзник будет очень к месту.

А наши аналитики пока могут плотоядно фантазировать на тему будущих боёв японцев с китайцами за острова Сенкаку. Ведь максимальную напряжённость между Японией и Китаем, вызывает именно вопрос островов. И японцы явно к противостоянию с ними и готовятся.

Если только не учитывать пары важных фактов. Первый: японцы лгут в военных вопросах. И второй: они умеют показывать вещи не такими, какие они есть на самом деле.

Корпус

Полетная палуба размером 261,5×29,9 м. была интегрирована в корпус корабля и участвовала в обеспечении его продольной прочности. Нос авианосца был выполнен полностью закрытым, вплоть до полетной палубы для улучшения аэродинамики и мореходности. Под полетной палубой расположены друг над другом два ангара верхний размером 157×22,5 м. и нижний размером 157,5×22,5 м, высота обоих 5 м. «Остров» корабля в плане напоминал сечение крыла находился на специальном спонсоне и был объединен с дымовой трубой, которая имела наклон 26° в правую сторону для отвода газов от полетной палубы.

Сечение корпуса

Характеристики легких авианосцев серии «Унрю»

Страна:ЯпонияТип:Легкий авианосецДата выпуска:Заложен 01.08.1942, спущен на воду 25.09.1943, вступил в строй 06.08.1944Водоизмещение:Полное: 22 400 тоннДлинна:227,4 метраШирина:22 метраОсадка:7,8 метраБронирование:см. текстЭкипаж:1595 человекСиловая установка:152 000 л.с.Дальность хода:8 000 мильМаксимальная скорость:34 узлаВооружение:12×127-мм, 51(89)x25-мм, 6x28x120-мм ПУАвиагруппа:63 самолета

К началу Второй Мировой войны японское флотское командование уже оценило мощь больших авианосных соединений кораблей и пришло к выводу о необходимости серийного строительства авианосцев. В рамках «Пятой программы пополнения флота» 1940 года, среди прочего, значились сразу 6 новых авианосцев (тип «Унрю»). В качестве прототипа новой серии был выбран авианосец «Хирю», как компромисс между боевыми характеристиками судна и его стоимостью.

Авиационное вооружение

Предположительный состав авиагруппы корабля должен был быть от 61 до 75 самолетов. В нее должны были входить новые типы истребителей Mitsubishi A7M2 Reppū, пикирующих бомбардировщиков — торпедоносцев Aichi B7A2 Ryusei и самолеты — разведчики Nakajima C6N1 Saiun. Расположение самолетов на борту было предусмотрено следующим образом: истребители и разведчики в верхнем ангаре, а бомбардировщики — торпедоносцы — в нижнем.

Mitsubishi A7M2 Reppu «Sam»

Авиагруппа авианосцев «Унрю»

Состав авиагруппы авианосцев претерпевал значительно изменялся по ходу работ. По проекту предусматривалось иметь в составе авиагруппы:

  • 18 истребителей A6M5c + 2 резервных
  • 18 ударных самолетов B7A «Рюсей» + 2 резервных
  • 4 разведчика C6N1 «Саиун».

Знаете ли вы, что…

…японский лейтенант Ёсида Мицуру был на «Ямато» в момент его гибели и подробно описал

свои впечатления в мемуарах?

Однако на «Унрю» «по факту» базировались12 (+2 резервных) истребителей A6M2, 18 (+2 резервных) разведчиков D4Y1-C и 18 (+3 резервных) пикирующих бомбардировщиков D4Y1, а в ходе Филиппинской кампании — 48 истребителей A6M5, 4 разведчика и противолодочных самолета Ki-76, то есть состав авиагруппы мог изменяться в зависимости от решаемых задач.

Два самолетоподъемника имели размер 14×14 м в расчёте на машины новых типов, для приема самолетов служил 9-тросовый аэрофинишер и 3 аварийных барьера (3 троса и один барьер в носовой части полетной палубы и 6 тросов и 2 барьера в корме). Барьер тип 3 был способен задержать выполняющий аварийную посадку самолет массой до 6500 кг.

Энергетическая установка и ходовые качества

Четыре турбозубчатых агрегата суммарной мощностью 160000 л.с. и включавшие каждый в состав турбины высокого давления, среднего давления с турбиной крейсерского хода и турбину низкого давления, располагались в четырех машинных отделениях. Между двумя носовыми и двумя кормовыми машинными отделениями были установлены восемь нефтяных паровых водотрубных котлов системы «Канпон Ро-Го» большая версия, каждый в отдельном котельном отделении. Все дымоходы сводились в общую дымовую трубу. Четырехвальный движитель авианосца должен был обеспечивать ему максимальную скорость 33 узла.

Вооружение

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Артиллерийское вооружение состояло из восьми спаренных 10 cm/65 зенитных орудий Type 98. Установки имели электрогидравлический привод и располагались на боковых спонсонах, по четыре с каждого борта ниже уровня полетной палубы. Орудийный расчет составлял 11 человек, средняя скорострельность 15 выстрелов в минуту. Также в состав ПВО корабля входили 22 трехствольных установки 25 mm/60 зенитных автоматов Type 96 Model 1. Автоматы имели скорострельность 110-120 выстрелов в минуту и максимальный диапазон до 3 км.

100-мм зенитная пушка Тип 98

25-мм зенитный автомат тип 96

Бронирование

Полетная палуба покрывалась между подъемниками броневыми листами толщиной 95 мм. и предназначалась для защиты от бомб пикирующих бомбардировщиков атакующих с высоты до 2500 м. Сами подъемники тоже имели броневое 5-мм покрытие. В систему горизонтального бронирования входила и 48-мм бронированная ангарная палуба, которая являлась полом нижнего ангара, пол верхнего ангара не бронировался. Броневой пояс толщиной 55 мм прикрывал корпус и доходил по высоте до нижней ангарной палубы. На уровне погребов боезапаса, цистерн авиабензина и румпельных отделений его толщина увеличивалась до 152 мм. Противоторпедная защита состояла из большого числа водонепроницаемых отсеков и должна была выдерживать взрыв 350 кг заряда. Через отсеки проходили две продольные переборки толщиной 76 мм, расположенные в 3 м от обшивки борта и жестко соединенные между собой. Они являлись продолжением броневого пояса. Топливные танки дополнительно защищались бетонными блистерами.

Так бы выглядел авианосец в 1945 году

История проекта

После сражения у атолла Мидуэй, закончившегося для японского флота крупным поражением, вопрос срочного восполнения понесенных потерь встал ребром. Для ускорения постройки, проект нового авианосца подвергся упрощению с целью унификации с уже имеющимися механизмами и оборудованием.

На это ушло определенное время, и только в концу 1942 года были заложены первые три запланированных к постройке авианосца. Строительство следующей тройки началось в 1943 году.

Первые три корабля серии «Унрю» были заложены в конце 1942 г., остальные три — в 1943 г. При этом, обновленная кораблестроительная программа, принятая в 1942 году предусматривала постройку ещё 11 авианосцев типа «Унрю» и 8 типа «Тайхо». Всей это массе судов успели присвоить только порядковые номера: 800, 5002, 5005, 5008-5015, но к постройке даже не приступили.


Авианосец «Амаги» в походе

Корпус авианосцев типа «Унрю» почти полностью повторял «Хирю», но в отличие от прототипа островная надстройка была перенесена на правый борт и значительно расширена. Ее возросший вес компенсировался увеличенной шириной корпуса выше ватерлинии по левому борту.

Для увеличения общей прочности полетной палубы число самолетоподъемников сократили до двух, носового и кормового, конструкция же самой полетной палубы была усилена. Броневой пояс имел толщину 25 мм и простирался на протяжении машинных и котельных отделений, топливных цистерн и погребов боезапаса, над ним находилась броневая палуба толщиной 45 мм.

По сравнению с первоначальным вариантом значительно больше внимания было уделено противоторпедной защите и обеспечению живучести: встроенные в корпус були разделили большим числом водонепроницаемых переборок и оснастили водоотливной системой, установили 50-мм противоторпедную переборку; посты заправки самолетов топливом и подвески оружия перенесли на полетную палубу, ангары оборудовали огнеупорными жалюзями и современными системами пожаротушения. Погреба боезапаса и цистерны авиационного бензина дополнительно защитили заполненными бетоном отсеками, кроме того, чтобы уменьшить опасность пожара, емкость цистерн авиабензина была ограничена 216000 л.

Несмотря на предпринятые меры, все японские легкие авианосцы («Унрю» и «Хирю»), были достаточно уязвимыми кораблями. Относительно небольшое водоизмещение не позволяло разместить ни броневую полетную палубу, ни достаточно мощную противоторпедную защиту. Поэтому была разработана специальная тактика взаимодействия соединения авианосцев типа «Унрю» с хорошо забронированным и защищенным авианосцем поддержки «Синано». Самолеты, взлетевшие с кораблей типа «Унрю» после удара по противнику должны были садиться на «Синано», где их готовили к новому вылету, тогда как сами авианосцы к моменту ответной атаки врага отошли бы за пределы радиуса действия его самолетов.


Авианосец «Унрю»

Авианосцы «Унрю», «Амаги», а также однотипные с ними, но недостроенные «Касаги» и «Икома» получили главные механизмы, аналогичные машинам авианосцев «Хирю», «Сорю» и крейсеров типа «Могами». На кораблях, строившихся в Куре («Кацураги» и «Азо»), были установлены механизмы другого типа — по два комплекта стандартных турбоагрегатов эсминцев, приспособленные для размещения в машинных отделениях авианосцев. Несмотря на меньшую мощность — 104000 л.с. вместо 152000 л.с. — разница в максимальной скорости оказалась не слишком велика: во время испытаний «Унрю» развил 34 узла, тогда как «Кацураги» — 32,7. На всех кораблях серии было установлено по 8 котлов Канпон модель «Ро-го» большой версии.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]